ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЛИКВИДАЦИЯ БЕЗГРАМОТНОСТИ В КЫРГЫЗСТАНЕ
(НА ПРИМЕРЕ Г. КАРАКОЛ) 1 2 Муканбетова Р.Б. , Ибраев Ч.Т.
1Муканбетова Рахат Бекмурзаевна - кандидат исторических наук, доцент;
2Ибраев Чыныбай Таштандиевич - старший преподаватель, кафедра истории и методики ее преподавания, факультет истории и туризма, Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова, г. Каракол, Кыргызская Республика
Аннотация: в данной статье авторы на основе архивных данных раскрывают первые шаги Советской власти по устранению безграмотности среди коренного населения Кыргызстана в 20-х гг. XX века.
Ключевые слова: Октябрьская революция, религиозная школа, мечеть, медресе, учителя, учащихся, школа имени Нариманова.
УДК:94(575.2)
Октябрьская революция или политический переворот, произошедший 100 лет назад в 1917г. на почти всем пространстве бывшего СССР еще многие десятилетия, если не столетие будут широкой ареной споров, разногласий и некоторых консенсусов между ведущими историками, политологами, экономистами и другими исследователями. Естественно будут выявляться отрицательные моменты, к примеру, захват власти большевиками, их тенденциозный характер, ошибочность в восприятии мирового развития и другие факты будут, конечно же, показываться и некоторые положительные моменты. В нашем конкретном случае мы хотели бы отметить или акцентировать внимание на громадном воздействии советской власти на культурный подъем коренного кыргызского населения. В частности, на программу ликвидации безграмотности населения на примере г. Каракол и, в целом на состояние образования в регионе в 20-х гг.ХХв.
До революции веками забитое коренное население не имело доступа к образованию. В существовавших религиозных школах в конце XIX- начале XX вв. учились дети в основном привилегированных родителей - дворян, градоначальников, священников, и небольшой местной прослойки мещан.
Статистические данные показывают, что перед первой мировой войной в Кыргызстане насчитывалось всего 107 русских и русско-туземных школ, а в них 216 учителей и 7091 учащихся. В Семиреченской области учебой не было охвачено 86% детей, число грамотных составляло всего лишь 4,2%. Положение коренного населения было еще хуже [5, 137-б.].
И хотя считается что уже существовали школы, однако встает резонный вопрос: во-первых, чему обучали в этих заведениях, и во-вторых, какова была посещаемость школьников? Обучали там, в основном автоматическому зазубриванию Корана и, или Библии, а остальные дисциплины практически не проходили. Это, говорит о том, что учащиеся выходили практически неучами, т.к. программа обучения не достигала даже первоначального обязательного минимума. Отвечая на следующий вопрос можно привести в доказательство цифры, что посещаемость в школах Каракола не достигала даже 50% от количества учащихся в школах I и II ступени. Например, В 1905 году учащихся -126, окончило курс 3 человека В 1906 году учащихся -136, окончило курс 3 человека В 1907 году учащихся -220, окончило курс 8 человек
В 1908 году учащихся -220, окончило курс 15 человек. [2, л-44] Проблема большого отсева и не посещаемости школьников лежит в непонимании относительно
учебы, а также большой религиозностью и нежеланием учиться. А для простых обывателей существовала проблема ещё нехватки средств за обучение.
До 1-первой мировой войны население г. Каракол составляло 15,5 тыс. человек. О том, что грамотность составляла довольно таки низкий процент, а религиозность стояла выше, чем образование нам говорят статистические данные. По переписи на 18 января 1911 года в городе значилось училищ -5, учителей 10 человек, учащихся -360. В Сибирском торгово-промышленном ежегоднике издания 1914 - 1915 годов значилось: церквей -2, мечетей -9, молитвенных домов -1, училищ -7 [2, л-44].
Такова была картина в образовании до 1914г. т.е. до I- мировой войны. Каково было образование в 1914-1917гг. естественно нам практически не известно из-за начавшейся войны и национально - освободительного восстания 1916г. в Кыргызстане. Что происходит со школьным образованием в регионе после октябрьской революции?
Новая власть - власть большевиков дала многое для народа в области образования. Нам хотелось бы подчеркнуть, что, именно для народа. Что нам показывают архивные данные взятие из Каракольского областного архива. Они показывают, что к середине 20-х гг. в Караколе уже существовали 2 школы Советского типа. Что мы имеем в виду под словом «советское»? Это значит, что в начальных школах начинают учить светскому образованию, а не духовному как ранее. И вообще в целом происходит ломка сложившихся стереотипов обучения, а выходит в свет новое на тот момент социалистическое образование.
В документных материалах архивного фонда Каракольского кантонного отдела народного образования говорится, что школа имени Нариманова возникла в 1925г. и существовала первоначально под названием «Улукбек». [1, л-41] Она была пятилетней. В первоначальные годы школе приходилось в буквальном смысле выживать. Не хватало учебников, инвентаря, дров. Здание, где проводились занятия, состояло из 4-х комнат. При школе имелся приусадебный участок, где работы проводились силами учащихся. Бюджет школы складывался из средств, ассигнованных по госсмете и из спецсредств, полученных от родителей учащихся за право обучения их детей.
Всего обучалась на 1927 г. - 206 учеников. Если разделить их по национальностям, то узбеков было - 191, киргиз-4, уйгур -4, дунган -4, татар -3. Из них 72 ученика были пионерами [1, л.41].
В школе было введено самоуправление, работала санитарная комиссия. Вся административно - хозяйственная работа была возложена на заведующего школой Мурзабаева Закира [1, л-41]. В школе существовал педагогический совет.
Архивные документы показывают нам реальную картину образования и в другом учебном заведении - школе им.Толстого в г. Каракол. Документов, подтверждающих дату открытия школы, не имеется. Находилась она по дороге в селение Теплоключенка к западу от Каракола. Школа была создана при помощи Наркомпроса Туркестанской АССР и за счет родителей. Первоначально директором была Л.П. Пеньявская, которая, так и не сумев наладить образование в школе, уехала в Европейскую часть России. Но через некоторое время является некто по фамилии Братчиков [3, л-47], который с большим энтузиазмом берется за открытие учебного заведения. Он узнает о закрытой школе и начинает договариваться с инспекцией Наркомпроса об открытии школы на частных началах с содержанием за счет родителей учащихся. Временный заведующей школой с большой радостью соглашается быть его сотрудником, и дело потихоньку сдвигается с мертвой точки.
Несмотря на необеспеченность инвентарём, трудными условиями работы особенно зимой в связи с нехваткой дров и угля, а также вопросом будут ли или смогут ли родители платить за право обучения, Братчиков набирает несколько человек поистине энтузиастов своей профессии. Эти люди, к сожалению фамилии, их, не сохранились, практически без заработанной платы, в непростых условиях начали
35
обучать школьников. Здесь также было введено самоуправление, учащиеся помогали поддерживать чистоту и порядок, а также были ответственны за сохранение малочисленного, но столь важного инвентаря. Также имелся приусадебный участок. Однако стихийно созданные на временном энтузиазме школы ликбеза нередко и распадались. Так произошло и со школой им. Толстого.
Таким образом, основываясь на архивных документных материалах, мы видим с каким трудом создавались первые школы советского типа. Какую гигантскую работу приходилось проводить учителям, чтобы привлечь детей к учебе. И это ещё при огромнейших нехватках средств к образованию, отсталостью и религиозностью со стороны взрослых.
Считаем необходимым также отметить, что в планомерном поступательном развитии образования в республике явилось создание Киргизской Автономной области, а затем и Киргизской Автономной Советской Социалистической Республики. Неуклонно возрастали государственные ассигнования на нужды народного образования. Средства для этой цели за 4 года (1924/1925-1927/1928 гг.) возросли с 840, 1 тыс.руб. до 3099,8 тыс. руб., т.е. в 3,5 раза [5, с. 345]. Это позволило расширить сеть школ, укрепить их материальную базу, развернуть школьное строительство, обеспечить школьников учебниками.
К ликвидации безграмотности, ввиду острого дефицита учительских кадров, привлекались люди, умеющие бегло читать и писать и знающие четыре арифметических действия. Они командировались в распоряжение комиссий по ликбезу. В случаях отказа от добровольного участия в ликбезе, призыв осуществлялся в порядке трудовой повинности. Каждый грамотный должен был обучить десять неграмотных [114-б.].
Программа ликвидации безграмотности подразумевала также и подготовку новых учительских кадров, в особенности из коренного населения, которых раньше вообще не было. До этого в подготовке педагогических кадров были периодически организуемые краткосрочные курсы. К примеру, такие краткосрочные курсы существовали в 1921 г. в г. Верном - окончили 110 учителей, в г. Каракол (100 учителей окончили) и 3 -х месячные уездно -мусульманские школы в г. Ош на 100 человек [5, с. 346].
Ежегодно через различные курсы проходило по 250-300 человек. Однако все это не могло обеспечить подготовки квалифицированных педагогических кадров. В систематической подготовке особенно нуждались киргизские учителя. В 1928г. в школах республики работало 1105 учителей, в том числе 459 киргизов. Если среди русских педагогов 10% имели высшее образование, 60% среднее и 30% ниже среднего, то среди коренных учителей только 10% имели среднее, остальные были с низшим образованием.
Первых учительских кадров в регионе готовили в г.Ташкенте, а затем и в Алма -Ате в 1920 г.
В Киргизстане же первое педагогическое учебное заведение - Киргизский институт Просвещения был открыт в г. Фрунзе в 1925году. Он стал поистине национальной кузницей подготовки киргизской интеллигенции.
Учитывая низкий уровень знаний киргизской молодежи, срок обучения был установлен семилетним (3 подготовительных и 4 основных курса). В первый год было принято 140 человек. Киринпрос, переименованный в 1928г. в Республиканский педагогический техникум, первый выпуск дал в 1929 г.
Естественно неоценимую помощь в выращивании национальных кадров оказывал братский русский народ. Сотни юношей и девушек из Киргизии обучались в вузах и техникумах Москвы, Ленинграда, Оренбурга, Казани, Ташкента и др. крупных городов.
В 1924/25 учебном году в Киргизии открылась 177 школ ликбеза с охватом 5740 человек. Через год сеть школ увеличилась до 246, в которых обучалось
36
9840 человек, их них закончили 8244 человека, в том числе 4116 кыргызов [5, с. 349]. Всего по республике за 1928/29гг. 20 тыс. человек стали грамотными [5, с. 350]. Первые реальные шаги по устранению ликбеза в республике в 20 -х гг. конечно же были очень трудными. Однако, несмотря на все препятствия, и преграды, как людских, так и материальных характеров на наш взгляд школьное народное образование сдвинулось с мертвой точки.
Таким образом, из всего вышесказанного мы хотели бы отметить, что Советская власть в лице большевиков, дало кыргызскому народу в области образования очень многое, если не сказать всё. Ведь грамотный народ поистине считается богатым народом. В кратчайшие сроки по программе ликбеза начальное образование получили многие тысячи школьников местной национальности. Можно с уверенностью сказать, что эти дети, юноши и девушки в ближайшем будущем стали виднейшими учителями, учёными, инженерами и др. специалистами. И ещё как бы проводя, параллели мы знаем, как обстояло дело с образованием у других таких же темных народов, когда они находились, в той или иной политической зависимости от ведущих держав мира в новое и новейшее время. К примеру, население Юго-Восточной Азии и Африки, которые и поныне остаются за бортом безграмотности.
Список литературы
1. Иссык-Кульский обл. гос. архив Ф. 275. Д. 29. Оп. 1. Л. 41.
2. Ф. 275. Д. 29. Оп. 1. Л. 44.
3. Ф. 275. Д. 29. Оп. 1. Л. 47.
4. Ф. 275. Д. 29. Оп. 1. Л.48.
5. История Киргизской ССР Издат-во «Кыргызстан». Фрунзе, 1967. Т. 2. С. 530.
6. Болджурова И.С. Не заблудиться в лабиринтах истории. Бишкек, 2001. 180 с.