Научная статья на тему 'Лига Церквей: к вопросу о нереализованном проекте Константинопольского Патриархата'

Лига Церквей: к вопросу о нереализованном проекте Константинопольского Патриархата Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
339
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ ПАТРИАРХАТ / ЛИГА ЦЕРКВЕЙ / ЛИГА НАЦИЙ / ФАНАР / ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКУМЕНИЗМ / «ВЕЛИКАЯ ИДЕЯ» / ПАРИЖСКАЯ МИРНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ 1920 ГОДА / КИНОНИЯ / «ВЕРА И ЦЕРКОВНОЕ УСТРОЙСТВО» / «ЖИЗНЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» / ЕПИСКОПАЛЬНАЯ ЦЕРКОВЬ США / PATRIARCHATE OF CONSTANTINOPLE / LEAGUE OF CHURCHES / LEAGUE OF NATIONS / PHANAR / INTEGRATION / ECUMENISM / MEGALI IDEA / PARIS PEACE CONFERENCE / ENCYCLICAL OF 1920 / KOINONIA / FAITH AND ORDER / LIFE AND WORK / EPISCOPAL CHURCH OF THE UNITED STATES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чибисова Анастасия Александровна

Статья посвящена Лиге Церквей уникальному интеграционному проекту Константинопольского Патриархата, серьезно разрабатывавшемуся с начала 1919 г. Лига Церквей организация, созданная по образу и подобию Лиги Наций. В начале 1920-х гг. она вписывалась в контекст активно развивающейся идеи Константинополя как «центра мирового православия», являясь также и результатом послевоенного пацифизма. В отечественной историографии исследователи, сталкивающиеся с феноменом Лиги Церквей, как правило, ограничены лишь одним документом Окружным посланием Константинопольского патриархата от января 1920 г. Настоящая статья призвана ввести в научный оборот новые источники по теме и привлечь к ней внимание исследователей. На основе анализа зарубежных материалов, ранее почти не использовавшихся отечественными учеными, автор рассматривает Лигу Церквей с двух сторон как наднациональную церковно-политическую организацию, призванную обеспечить духовный фундамент для реализации греческой «Великой идеи» в Малой Азии, и как чисто церковный проект международной организации для налаживания межхристианского диалога. В заключение автор приходит к выводу, что Лига Церквей оказалась наиболее жизнеспособной именно как экуменический проект, призванный в первую очередь наладить связи Константинопольского патриархата с мировой общественностью, с чьей помощью Фанар планировал выживать в условиях сильного давления, оказываемого руководством республиканской Турции на Православную Церковь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEAGUE OF CHURCHES: ON ONE UNIMPLEMENTED PROJECT OF THE PATRIARCHATE OF CONSTANTINOPLE

This paper is devoted to the League of Churches, a unique integration project of the Constantinople Patriarchate which had been actively developed since 1919. The League of Churches is an organisation modelled on the League of Nations. In the early 1920s it was incorporated into the context of the actively developing idea of Constantinople as the “pivot of the world’s Orthodoxy” and was also a result of the post-war pacifism. In Russian historiography, scholars who encounter the phenomenon of the League of Churches usually confine themselves to only one document, i.e. the Encyclical of the Patriarch of Constantinople dated January 1920. The aim of this article is to introduce new sources on this topic and to attract scholarly attention to it. It draws on the analysis of foreign materials that were little used by Russian scholars before and examines the League of Churches in two perspectives, namely as a supranational ecclesiopolitical organisation supposed to provide a spiritual foundation for the implementation of the Greek “Great Idea” in Asia Minor, and, secondly, as a purely ecclesiastical project of an international organisation for establishing a dialogue between Christian denominations. The conclusion of the article is that the League of Churches came to be most viable just as an ecumenical project, in the first hand designed to forge links of the Constantinople Patriarchate with international community, with the help of which Phanar was planning to survive in conditions of strong pressure from the authorities of Republican Turkey on the Orthodox church.

Текст научной работы на тему «Лига Церквей: к вопросу о нереализованном проекте Константинопольского Патриархата»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Чибисова Анастасия Александровна, аспирант кафедры истории Церкви

Исторического факультета МГУ

2019. Вып. 87. С. 51-71

Б01: 10.15382Миг11201987.51-71

Российская Федерация, 119192, г. Москва Ломоносовский проспект, 27, корп. 4

им. М. В. Ломоносова

aachibisova@mail.ru

ОИСГО: 0000-0003-3698-5836

Лига Церквей:

К ВОПРОСУ О НЕРЕАЛИЗОВАННОМ ПРОЕКТЕ

Константинопольского Патриархата

А. А. Чибисова

Аннотация: Статья посвящена Лиге Церквей — уникальному интеграционному проекту Константинопольского Патриархата, серьезно разрабатывавшемуся с начала 1919 г. Лига Церквей — организация, созданная по образу и подобию Лиги Наций. В начале 1920-х гг. она вписывалась в контекст активно развивающейся идеи Константинополя как «центра мирового православия», являясь также и результатом послевоенного пацифизма. В отечественной историографии исследователи, сталкивающиеся с феноменом Лиги Церквей, как правило, ограничены лишь одним документом — Окружным посланием Константинопольского патриархата от января 1920 г. Настоящая статья призвана ввести в научный оборот новые источники по теме и привлечь к ней внимание исследователей. На основе анализа зарубежных материалов, ранее почти не использовавшихся отечественными учеными, автор рассматривает Лигу Церквей с двух сторон — как наднациональную церковно-политическую организацию, призванную обеспечить духовный фундамент для реализации греческой «Великой идеи» в Малой Азии, и как чисто церковный проект международной организации для налаживания межхристианского диалога. В заключение автор приходит к выводу, что Лига Церквей оказалась наиболее жизнеспособной именно как экуменический проект, призванный в первую очередь наладить связи Константинопольского патриархата с мировой общественностью, с чьей помощью Фанар планировал выживать в условиях сильного давления, оказываемого руководством республиканской Турции на Православную Церковь.

На волне широкого пацифистского движения после Первой мировой войны, одного из самых кровавых конфликтов в истории человечества, по-новому зазвучали различные локальные и общемировые интеграционные проекты. В январе 1918 г. президент США В. Вильсон, выступая в Конгрессе, провозгласил 14 пунктов, которые легли в основу Версальского договора. Среди них было создание Лиги Наций — международной организации, деятельность которой должна быть направлена на сохранение мира и развитие международного сотрудни-

чества в целях «взаимной гарантии политической независимости и территориальной целостности как больших, так и малых государств»1. Спустя несколько лет в Вене была опубликована книга Р. Куденхове-Калерги «Пан-Европа»2, возродившая старую идею о создании «Соединенных Штатов Европы». Автор выступил с призывом объединения европейских стран с целью обеспечения мира путем создания наднациональных структур и осуществления многостороннего сотрудничества. Его деятельность привела к созданию Панъевропейского союза и развитию движения за объединение Европы. Успех российской социал-демократии в революционной борьбе позволил Коминтерну в 1923 г. выдвинуть создание «Советских Соединенных Штатов» как одну из первых задач пролетарской революции. Эту идею, начиная с 1914 г., активно продвигал Л. Д. Троцкий в своих статьях3. Он считал, что создание «Советских Соединенных Штатов» будет способствовать преодолению европейского хаоса и приведет к установлению всемирного государства трудящихся.

Аналогичные идеи рождались и в церковной среде. Социальные последствия войны оказали огромное влияние на церковный климат, во многом содействуя развитию духовного кризиса и секуляризма. Первая мировая война способствовала активному распространению идей экуменизма, миссионерского сотрудничества, преодоления международных разногласий путем общих усилий христианских Церквей, а также идей переосмысления природы и задач Церкви. Подобные проекты рождались в основном в протестантской среде, однако не чужды они были и православным. Так, например, Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917—1918 гг. занимался также и вопросом соединения Церквей и организации постоянной комиссии для расширения контактов со старокатоликами и англиканами с целью их дальнейшего объединения с Православной Церковью. Сохранившиеся соборные документы свидетельствуют о самом позитивном отношении Собора к экуменической идее4.

К сожалению, практически за рамками отечественной и во многом зарубежной историографии остается история еще одного интеграционного проекта ру-

1 Системная история международных отношений: В 4 т. 1918—2000. Т. 2: Документы 1910— 1940-х годов. М., 2000. С. 28.

2 Coudenhove-Kalergi R. N. Pan-Europa. Wien, 1923.

3 Троцкий Л. Коммунистический интернационал после Ленина (великий организатор поражения). М., 1993. С. 70; Он же. Разоружение и Соединённые Штаты Европы // Бюллетень Оппозиции (большевиков-ленинцев). № 6. 1929; Он же. Война и Революция. Петроград, 1922. Т. 1. С. 73—157. Лозунг «Советских Соединённых Штатов» Европы как перспективной политической формы пролетарской диктатуры в Европе был высказан Троцким в 1914 г. и в дальнейшем последовательно продвигался им в ряде статей, однако находил мало поддержки в большевистском руководстве. В. И. Ленин скептически относился к идее объединения Европы, а И. В. Сталин и вовсе отрицал, выступая за построение социализма в отдельно взятой стране. К идее создания СССР лозунг отношения не имел и касался только вопроса пролетарских революций в Европе.

4 Вопрос о соединении Церквей на Поместном Соборе Российской Православной Церкви 1917—1918 годов // Православие и экуменизм: Документы и материалы. 1902—1998. М., 1999. С. 58-59; Schulz G. Der Ausschuss fur die Vereinigung der Kirchen des Landes Konzils der Orthodoxn Kirche in Russland // Orthodoxie und Reformation — mehr als ein 50-jâhriger Dialog. Berlin, 2011. S. 95-104.

бежа 1910—1920-х гг. — проекта создания Лиги Церквей, всемирной церковной организации, аналогичной Лиге Наций, который разрабатывался Константинопольским патриархатом в первые послевоенные годы. В отечественной историографии вопрос о Лиге Церквей как о самостоятельном историческом явлении не поднимался, и настоящая статья призвана кратко осветить суть указанного проекта, чтобы привлечь к нему внимание исследователей.

В Константинопольском патриархате в первый послевоенный год произошли существенные изменения. Отставка в октябре 1918 г. патриарха Германа V (Кавакопулоса), выражавшего в ходе всей войны протурецкие симпатии, привела к назначению на пост местоблюстителя патриаршего престола митрополита Прусского Дорофея (Маммелиса). Вместе с Дорофеем к управлению православной общиной в Турции вернулись ориентированные на Великобританию греческие националисты5, проповедующие греческую «Великую идею»6. Новое руководство патриархата было настроено очень радикально7. Находясь под протекторатом союзных войск, оккупировавших столицу Османской империи, Константинопольский патриархат стал, по сути, проводником «Великой идеи» в Малой Азии. В первые же месяцы деятельности на посту местоблюстителя митрополита Дорофея Константинопольский Патриархат выступил с открытым неповиновением султанскому правительству8. Подобные действия требовали серьезной политической поддержки извне. Тесная связь с Греческим королевством и присутствие английских войск в Константинополе предопределили выбор союзника — Великобритании. В связи с этим Константинопольский Патриархат

5 Начиная с 1862 г. значительную роль в управлении делами Константинопольского Патриархата (в том числе и в выборах патриарха) была отдана Смешанному совету (щхтоу ощ-ßoiikov) — органу, который состоял из четырех архиереев и восьми мирян, избиравшихся сроком на два года. Допуск мирян в церковные дела прокладывал путь к политизации Константинопольской Церкви, и в конечном счете она попала под влияние националистически настроенных греческих кругов Константинополя, опирающихся на Греческое королевство, которое, в свою очередь, было тесно связано с политикой Великобритании на Балканах. См. подробнее: Герд Л. Константинополь и Петербург. Церковная политика России на православном востоке (1878-1898). М., 2006; Kapovtfiç А. Аяо "2мт|ра; u|ç фиЦ;", "EuepYETfç tmv ToîipxMv": О BeviÇéÀoç xai r EÖvixiOTixf rïETixf o^âôa tmv pm^lmv t|; K<BvOTavTivoûnoXr|Ç, 1918-1930 // аеыо KévTpou MixpaoiaTixrâv Xnouôrâv. A6fva, 2011. T. 17. 2. 152.

6 Проект политического объединения всех территорий, населенных греками, включая Константинополь.

7 Так, в мае 1919 г., когда греческая армия вступила в Измир, митрополит Измира Хри-зостом (Калафатис) призывал местное греческое население поддерживать армию и выходить на демонстрации (см.: Bilge S. A. The Fener Greek Patriarchate // New Trends in Turkish Foreign Affairs: Bridges and Boundaries. San Jose, 2002. P. 293). В январе 1921 г. патриарх Мелетий IV красноречиво возвеличивал дело греческой армии, собирал пожертвования для героев фронта и открыто молился за победу греков в Малой Азии (Le Patriarcat Œcuménique // Le Temps. 31.12.1922. P. 2).

8 С конца января 1919 г. митрополит Дорофей запретил преподавание турецкого языка в греческих школах, в середине марта в православных храмах Константинополя была зачитана прокламация «Об объединении с Грецией», которая обозначила отказ греческого населения Константинополя признавать султанское правительство, отказ греков участвовать в выборах в ноябре 1919 г. привел к полному разрыву с турецким правительством (см.: Alexandris A. The Greek minority of Istanbul and Greek-Turkish relations 1918-1974. Athens, 1992. P. 56-57).

начал активно искать поддержку Англиканской Церкви. Начало 1920-х гг. было отмечено интенсивной перепиской Фанара с архиепископом Кентерберийским по политическим вопросам.

«Мы умоляем Вас оказать энергичную поддержку Британскому правительству... в его усилиях удалить турок [из Стамбула]. Воскрешение христианства на Ближнем Востоке и восстановление храма Святой Софии не может быть достигнуто никакими иными средствами, кроме этого совершенного и окончательного изгнания»9, — с таким призывом митрополит Дорофей обращался к архиепископу Кентерберийскому Р. Дэвидсону, надеясь заручиться поддержкой всей Англиканской Церкви, а через нее также и поддержкой британского правительства. Англиканский епископ Египта Л. Гвинн писал, что «греческие миряне разного положения в обществе побуждают своих церковных представителей вступать в контакт с Церковью Англии, веря, что она обладает большой силой и влиянием на британское правительство»10. О своих целях не стеснялся заявлять и сам Фанар. Согласно воспоминаниям того же Л. Гвинна, один из членов константинопольской делегации на Ламбетской конференции в августе 1920 г. в кулуарах объявил: «Если Англия сможет заполучить для нас Святую Софию, мы с удовольствием признаем любые рукоположения и согласимся практически с любым учением»11.

В этих условиях крайней политизированности Константинопольского Патриархата и его надежд на поддержку «Великой идеи» со стороны Великобритании начала развиваться идея о создании международной Лиги Христианских Церквей. В начале 1919 г. американская делегация представила Парижской мирной конференции проект устава Лиги Наций. В январе того же года местоблюститель патриаршего престола митрополит Дорофей на заседании Священного Синода Константинопольского Патриархата выступил с инициативой создания Лиги Церквей: «Полагаю, что пришло время Православной Церкви серьезно рассмотреть вопрос объединения различных христианских Церквей, особенно с англиканами, старокатоликами и Армянской Церковью. Таким же образом, как основное предложение и проект объединения различных народов в организацию Лиги Наций (Koivwvia töv 'EQvöv) пришло из великой демократии Запада — Америки, так и основное предложение и проект объединения различных христианских исповеданий в организацию Лиги Церквей (Koivwvia töv 'ExxAnoiöv) должно воспоследовать от великой Церкви Востока — Константинопольской. Нашей Церкви, следовательно, необходимо выступить с инициативой и после глубокого изучения этого предмета придать импульс единению всех Церквей в духе христианской любви»12.

9 To His Excellency the Archbishop of Canterbury, Constantinople, 24 February 1920 // The National Archives of the UK. FO 371/5190/E690, f. 53. Большое количество похожих документов хранится здесь: Lambeth [Palace Library]: [R.T.] Davison 290: Eastern Churches 1918-1921.

10 L. H. Gwynne — J. A. Douglas. 3 October 1922 // Lambeth [Palace Library]: [J. A.] Douglas 14,

f. 7.

11 L. H. Gwynne — J. A. Douglas. 15 March 1924 // Ibid. f. 14.

12 В ^уйАт той XpiOTOÜ 'ExxAroia xai л Koivwvia töv 'ExxAroiöv // 'ExxAroiaoTixT AAf6eia. 23.11.1919. 2. 277. После выступления митрополита Дорофея среди членов Синода развернулась дискуссия по вопросу о необходимости созыва в Константинополе всехристи-

Для обсуждения этой идеи Константинопольским Патриархатом была создана специальная комиссия под председательством митрополита Кесарийского Николая (Саккопулоса) (будущего Местоблюстителя Патриаршего Престола)13. В ее состав вошло несколько митрополитов и преподавателей богословской школы на острове Халки14. Перед комиссией была поставлена цель обсудить возможность создания Лиги Церквей, при этом отдельно оговаривалось, что перед ней не ставится задача обсуждения догматических различий между Церквами, но лишь «сближения и сотрудничества Церквей на основе общих этических начал Евангелия»15.

Митрополит Дорофей тем временем в апреле 1919 г. во главе небольшой делегации посетил Париж для встречи с делегатами Парижской мирной конференции. Это был первый случай со времен Флорентийского собора 1439 г., когда руководитель Константинопольской Церкви отправился в Западную Европу. В Париже митрополит Дорофей дал обширное интервью, в котором пламенно заявил: «Я верю, что существует такая же необходимость применения принципов, подчеркиваемых четырнадцатью пунктами Вильсона, к делам Церквей всего мира, как они применяются к делам государств всего мира. Особенно важен принцип самоопределения народов в церковных вопросах. Принимая во внимание миссионерские усилия, это означает, что одной христианской Церкви не следует тратить свою энергию на то, чтобы принять новообращенных верующих из других христианских Церквей. Всем христианским Церквам следует объединиться, чтобы вывести мир из тьмы. Мы нуждаемся в Лиге Церквей так же, как в Лиге Наций!»16

Там же, в Париже, митрополит Дорофей в своем интервью впервые обрисовал контуры будущей организации: «Я имею в виду просто компактную и удобную организацию, похожую на Лигу Наций. <...> Идея состоит в том, что каждой Христианской Церкви [участнице Лиги Церквей] могли бы быть выделены отдельные области (field), как отдельные нации имеют мандаты над некоторыми территориями под эгидой Лиги Наций. Малая Азия, естественно, была бы областью Греческой Церкви (Asia Minor would naturally be the field for the Greek Church). Дружественные Церкви не стали бы больше отправлять миссионеров, чтобы вторгаться на территории друг друга, как Америка, например, не отпра-

анской конференции для обсуждения религиозных проблем, имеющих фундаментальное значение, и личного знакомства всех участников будущей Лиги Церквей, а также дискуссия по вопросу о необходимости налаживания диалога с католиками и их участии в Лиге Церквей. Подробнее о дискуссии см. в протоколе заседания Священного Синода от 10.01.1919: km6i^ ярахт1хйу AYiag xai 'Iepag 2uvo6ou // Тоётацд Г. H ощРо^л тои Oixou^evixoi) Патрюрхеюи ott|v i6puor| тои Пачхоощои 2щРоиМои. Exx^roiwv. ©eooaAovixri, 1988. 2. 223.

13 В щ^а^г той ХрютоО 'Exx^roia...

14 В состав комиссии вошли: митрополит Кесарийский Николай, митрополит Саранда-Экклисийский Агафангел, митрополит Селевкийский Герман, архиграмматевс Священного Синода Дионисий и профессора богословской школы на острове Халки архимандрит И. Ев-стратиу, диакон В. Стефанидис, В. Антониадис, П. Комнинос.

15 В xoivwvia tmv Exx^roiwv // 'Exx^roiaoTix^ M|6eia. 19.01.1919. 2. 23.

16 League of Churches // The Outlook. 09.07.1919. P. 407, 409. Краткий пересказ этой статьи см.: Greek Patriarch proposes a World Church League // The Coffeyville Daily Journal. 26.07.1919. P. 6.

вила бы политического агента в Ирландию, чтобы настроить ирландцев против Британской империи»17.

Обнародование проекта Лиги Церквей на таком высоком уровне обеспечило ему мгновенный отклик. Тон задавали идеи, разработанные рядом протестантских теологов, считавших, что Лига Наций — это тело, которому нужна душа18. Уже в июле 1919 г. в журнале «Новый пастырь» (N¿05 По1ц|у), богословском приложении к официальному печатному органу Константинопольского Патриархата «Церковная Истина» ('ExxXnoiaoTix^ М|9ва), была опубликована статья Луизоса Илиу (Лои^ос; HXioü), доктора философии и профессора греческой словесности в константинопольском Роберт-колледже (старейшей американской школе за пределами США). Рассуждая о преимуществах и недостатках проекта Лиги Церквей, Л. Илиу рассматривал эту организацию как духовный аналог Лиги Наций. Он проводил следующую параллель: мировая война породила отвращение к войне в принципе, и учреждение по ее окончании Лиги Наций нужно рассматривать как благоприятное условие для прекращения войн. Таким же образом и многовековая война между Церквами с ее постыдными ужасами (автор приводил пример взятия крестоносцами Константинополя в 1204 г.) не может не вызывать отвращения и должна прекратиться благодаря основанию Лиги Церквей. «Сколь велика будет выгода, — восклицал Л. Илиу, — которую получит весь христианский мир с прекращением до сих пор ведущейся между христианами войны, невозможно представить... На место войны придут мир, согласие, братское расположение — и Лига Церквей»19. Ради этой цели всем заинтересованным сторонам предлагалось тщательно изучить точки соприкосновения и сотрудничества.

Схожие параллели между двумя проектами проводились в англоязычной прессе и публицистике. Церковь здесь также представлялась в роли миротворца20. Зачастую в Лиге Церквей видели даже более важную организацию, чем Лига Наций21. Так, в 1920 г. епископ Методистской Церкви США Ричард Кук, преподававший некоторое время в Афинах, а с 1892 по 1904 г. возглавлявший афинский журнал сторонников методизма («Methodist Advocate Journal»), писал, что Лига Наций сможет предотвратить войну, но не сможет искоренить человеческое желание вести войны, религия же может воздействовать на моральные качества людей, поэтому для Лиги Наций единственная надежда получить под-

17 Needed A League... P. 409 («Friendly churches would no more send missionaries to invade one another's fields than America, for instance, would send political agents into Ireland to wean the Irish away from the British Empire»).

18 ^t. no: Sundkler B. Nathan Soderblom. His life and work. Uppsala. 1968. P. 218-219; Talbot E. The Spiritual Sanctions of a League of Nations. Oxford, 1919. P. 10-11.

19 HXtov A. exe^eu; Eni Trig ^E^ETn^Evn? i6puon? «Koivwviag twv Exx^r|oiwv» // O NEog noi^riv. nEpioSixov 6eo^oyixov. KwvoTavTivoimo^ri, 1919. 2. 413.

20 League of Churches. Earl Haig's Faith. Can maintain peace // The Newcastle Sun. 14.06.1921.

P. 6.

21 Christian unity a wonderful cause. League of Churches more imp ortant than League ofNations // The Brooklyn Daily Eagle. 04.04.1919. P. 26. Intercession for Near East peace urged at Service. League of Churches needed before League of Nations, speaker avers // San Francisco Chronicle. 04.04.1921. P. 16.

держку народов Европы и США заключается в создании «христианской лиги», дополняющей лигу политическую22.

Часто отмечалась необходимость тесной связи политической жизни с Лигой Церквей. В августе 1919 г. одна из американских газет писала, что оппозиция, которая сложилась в руководстве США по отношению к Лиге Наций, «сведется к минимуму, когда его святейшество Дорофей попытается обеспечить ратификацию Лиги Церквей»23. В мае 1920 г. на объединенной встрече священников Чикаго выступал Альфред Эрнест Гарви, профессор этики, теизма и сравнительной религии, председатель Конгрегационного союза Англии и Уэльса. Он отмечал, что для сохранения мира нет ничего важнее такого союза различных частей Христианской Церкви, как Лига Церквей: «Контроль Лигой Наций политических аспектов международных проблем в одиночку может быть обречен на провал. Но при сотрудничестве с Лигой Христианских Церквей, направляющей духовные и нравственные усилия всего мира, предотвращение в дальнейшем каких-либо крупных военных конфликтов может стать возможным... Соединенные Штаты и Великобритания, представляющие хребет англо-саксонской расы и Христианских Церквей, должны стать первым слоем в фундаменте международного Церковного Союза»24.

Идея о том, что Лига Церквей должна существовать параллельно с Лигой Наций и даже стоять на первом месте в этом тандеме, была характерна и для взглядов представителей Православной Церкви. Так, в апреле 1920 г. Священный Синод Сербской Церкви, писал митрополиту Дорофею: «Поистине, не может быть более надежного и прочного основания для Евангелия Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, чем эта Лига Наций, посему и святые Церкви, подлинно подвигаемые взаимной любовью и согласием, должны стать предводителями Лиги Наций, смело нести перед ней евангельский факел, дабы находящиеся во тьме видели свет великий и, следуя за ним, безопасно достигли бы гавани своего собственного спасения»25.

Но наиболее интересный взгляд на проект Лиги Церквей был высказан архимандритом Хризостомом (Пападопулосом) (будущим архиепископом Афинским и всея Эллады) на страницах журнала «Церковный Вестник» ('ЕххХпо1&от1,хос; К^ри^), издаваемого в Афинах его близким другом Меле-тием (Метаксакисом), будущим патриархом Константинопольским. В статье «Н тюу ¿ххХпоьйУ», опубликованной в марте 1919 г., Хризостом, обы-

грывая термин «хо^о^а» (по-гречески обозначающий как политическую лигу, так и церковное общение), рассуждал: «Христианство объединило все нации в одну "Лигу Наций" (Ко^о^ау еэуюу). К сожалению, человеческие немощи разорвали этот идеальный союз всех наций, прискорбная схизма Западной Церкви отделила ее от Восточной Православной Кафолической Церкви, ереси и заблуж-

22 Cooke Richard J. The Church and world peace. N. Y.; Cincinnati, 1920. P. 89.

23 A page of opinion and comment // Decatur herald. 01.08.1919. P. 6.

24 League of Churches. To work in harmony with League of Nations // The Gazette, Montreal. 03.06.1920. P. 4.

25 Anav6foeig twv Arnoxe^a^wv 'Exx^rioiwv etc; t^v npoxaoiv toB Olx. naxpiapxefou nepi xoi-vwviag twv Exx^noiwv. 'Iepag 2uvo6ou 2epPiag // 'Exx^rioiaoTix^ Mf6eia. 13.06.1920. 2. 186.

дения разорвали единство церковного общения (х01уюу£ас;). Но оно не исчезло, будучи вечным. И сегодня существует не только широчайшая лига (x0lvwvía) христианских народов... но существует и единая, святая, апостольская и соборная Церковь, которая и есть "Лига Церквей" (KolVЮVÍa тюу 'ЕххХпоьйу). Все нации — греки, русские, румыны, сербы — вместе составляют единую христианскую лигу (хо^о^а); все Церкви — Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кипрская, Русская, Элладская, Румынская и оформляющаяся ныне Югославская — вместе составляют идеальную "Лигу Церквей" (к0lvюvíav ЕххХлоьЙу), неразрывное единство, сохраняя при этом, как автокефальные Церкви, свою независимость и административную самостоятельность, но составляя одну-единственную Церковь, одну великую и идеальную Лигу (к0lvюvíav), возглавляемую Господом нашим Иисусом Христом. Чудесная организация этой Лиги Церквей, имеющая лидером (йрхлт^у) Вселенского Патриарха в Константинополе, управляется таким образом, чтобы не нарушать истинную свободу и равенство членов Лиги, но как совершенное ее единство. Все члены ее называются и являются братьями.

Прежняя тираническая власть турок в Константинополе парализовала всю активность Вселенского Патриарха, но теперь, в свободном Константинополе, Патриарх непременно получит свободу действий не только для его собственной Церкви, но и для всех православных Церквей, для существующей ныне Лиги Церквей. <...> Но может быть создана и еще более широкая "Лига Церквей" (Ко^о^а тюу ЕххХло1Йу) — не в церковном смысле слова "хо^о^а", а в его общем значении, как "Над-Лига" ('ЕmxоlVWVÍa)26 православных и инославных Церквей»27.

Задаваясь вопросом о возможном главе этой «сверхлиги», Хризостом писал, что им мог бы стать епископ Римский, когда-то первенствовавший во всей Церкви. Однако прежде ему пришлось бы отказаться от претензий на абсолютный примат (тб йяоХитарХ1х6у ярютаоу), несовместимый с «демократическими принципами Лиги Церквей». Но поскольку на это нет никакой надежды, продолжает Хризостом, очевидным лидером и этой Лиги Церквей также является Вселенский Патриарх28. Объединение православных с протестантами в рамках такой Лиги позволит «систематически исследовать совместные споры и убедить их (протестантские Церкви. — А. Ч.) в истине. объединить силы миссионеров и укрепить огромную работу по распространению христианства. <...> Но прежде всего Лига Церквей должна усилить великое и возвышенное дело Лиги Наций»29.

26 Приставка ет- обозначает расположение поверх чего-либо (русские синонимы — на-, над-, сверх-) дословно можно перевести как «Над-лига», «Сверхлига», т. е. лига, стоящая над уже существующей. Во французском пересказе указанной статьи автор перевел этот термин как «supersociété», в данном случае приставка super- также передает значение нахождения над чем-то, выше чего-то. Более точный смысл — «дополнительная лига», с сохранением коннотации взаимного общения (основное современное значение новогреческого слова émxoiVMVÍa — коммуникация).

27 В xoiVMVÍa tmv éxx^r|oiñv // 'Exx^rioiaoTixóg Kfpu|. 01.03.1919. 2. 133-136. Весьма вольный пересказ указанной статьи французским журналистом см.: Une concurrente de la Société des nations // Échos d'Orient. 1920. T. XIX. P. 234-235.

28 В xoiVMVÍa tmv éxx^rioiñv // 'Exx^rioiaoTixóg Kfpu|... 2. 135.

29 Ibid. 2. 136.

Подобный общественно-политический резонанс, тесно связывающий Лигу Церквей с Лигой Наций, подготовил благодатную почву для явной ориентации Константинопольского Патриархата на англо-американские политические круги, чья поддержка была так необходима для реализации греческой «Великой идеи» в Малой Азии. Во время пребывания в Париже митрополит Дорофей прозрачно выразил политическую составляющую проекта Лиги Церквей. Его авторы рассчитывали на создание системы церковных мандатов. Очевидно, что таким образом греческий патриарх, стоящий во главе подобной системы, сделал бы Константинопольскую Церковь самым мощным ее элементом. Эти идеи отлично отвечали интересам греческих борцов за «Великую идею». Усиление влияния Фанара в Малой Азии создавало бы благоприятные условия для расширения влияния Греции в средиземноморском регионе. Необходимо отметить, что в дальнейшем идеи митрополита Дорофея, правда в несколько иной форме, но всё же были реализованы при патриархе Мелетии (Метаксакисе), который создал в Европе и Америке своеобразную систему национальных православных Церквей, частично или полностью входящих в юрисдикцию Фанара.

Но самой Лиге Церквей как наднациональной церковно-политической структуре, призванной обеспечить духовный фундамент для реализации «Великой идеи» в Малой Азии, было не суждено появиться на свет. Виной тому было резкое изменение политической обстановки. Вернувшийся в Грецию после смерти сына король Константин I был фигурой абсолютно неприемлемой для Франции, которая не могла простить Константину его прогерманской ориентации в годы Первой мировой войны. Великобритания, стремясь к сохранению Севрского договора, не стала возражать против угрозы экономического давления на Грецию в случае возвращения Константина. В результате Греция лишилась финансовой помощи со стороны союзников, а Великобритания объявила о своем нейтралитете в малоазийской войне. Кроме того, потерпев поражение на выборах, Грецию покинул Э. Венизелос, высказывавший пробританские симпатии с самого начала войны. Эти события фактически лишили греков политической поддержки Великобритании в Малой Азии. После смерти Дорофея в марте 1921 г. греческие борцы за «Великую идею» потеряли сильного и харизматичного лидера, имевшего тесные контакты с Западом. Поражение Греции в войне с турками окончательно закрыло вопрос о присутствии греков на берегах Босфора30, и политическая сторона проекта Лиги Церквей перестала быть приоритетной в политике патриархата.

Церковная составляющая проекта Лиги Церквей — идея о создании международной церковной организации и налаживании межхристианского диалога — очень тесно переплеталась с нарастающим экуменическим движением и расцветом послевоенного пацифизма. Еще в начале XX в. Вселенская патриархия обращалась к Поместным Церквам с посланиями, в которых были предложены для обсуждения вопросы об укреплении братских взаимоотношений, об отношении

30 Подробнее о реализации греческой «Великой идеи» и ее провале после Лозаннской конференции 1922—1923 гг. см.: Петрунина О. Греческая нация и государство в ХУШ—ХХ в.: Очерки политического развития. М., 2010.

к инославным Церквам, о календарном вопросе и пр.31 Аналогичные идеи рождались и в протестантской среде.

Начало современного экуменического движения с определенной долей условности восходит к 1910 г., в июне которого прошла I Всемирная миссионерская конференция в Эдинбурге, ставившая своей задачей добиться сотрудничества в миссионерской деятельности протестантских деноминаций. В октябре того же года Генеральная конвенция Епископальной Церкви США в Цинциннати озвучила призыв ко всем христианам открыто обсудить вопросы веры и церковного устройства. По итогам ее работы была создана комиссия по подготовке всехристианской конференции «Вера и церковное устройство» (Faith and Order). Планировалась также отправка делегаций к Православным Церквам для начала диалога и проведения совместной конференции. Однако этим планам помешала Первая мировая война. В начале войны при финансовой поддержке американского миллионера А. Корнеджи на Констанцском конгрессе европейских и американских Церквей в Румынии был организован «Всемирный альянс для содействия международной дружбе через Церкви» (World Alliance for Promoting International Friendship through the Churches), поставивший своей целью защиту мира и сотрудничество между народами.

В период Первой мировой войны, а также в первые годы после нее получило развитие еще одно экуменическое движение — «Жизнь и деятельность» (Life and Work), идейным вдохновителем которого являлся примас Церкви Швеции архиепископ Уппсальский Натан Сёдерблом. Контакты шведских экуменистов с Константинопольским патриархатом по вопросу об участии последнего в международной конференции начались еще до окончания войны и относятся к началу 1918 г. Общение с Фанаром осуществлялось через дружбу архиепископа Н. Сёдерблома со шведским дипломатом в Стамбуле Й. Колмодином32, назначенным в посольство Швеции в Константинополе годом ранее33. Однако в связи с отставкой патриарха Германа V успешно продвигающиеся переговоры были временно приостановлены34. Но развитие движения «Жизнь и деятельность» активно продолжалось. Осенью 1919 г. на конференции «Всемирного альянса для содействия международной дружбе через Церкви» Н. Сёдерблом запустил идею Вселенского Совета Церквей, который должен иметь возможность говорить от имени христианства на религиозные, моральные, социальные темы, касающиеся людей35. Решение о создании учредительного комитета конференции «Жизнь и деятельность» было принято в августе 1920 г. в Женеве, после чего начался но-

31 Обмен посланиями между Вселенской патриархией и Святейшим Правительствующим Синодом Российской Православной Церкви (1902—1905) // Православие и экуменизм... С. 49—57. Подробнее об англикано-православных связях в конце XIX — начале XX в. см.: Герд Л. Англиканская Церковь и Константинопольская патриархия в конце XIX — начале XX в. // Христианское чтение. СПб., 2017. С. 351-368.

32 Подробнее о личности Й. Колмодина см.: The Last Dragoman: Swedish Orientalist Johannes Kolmodin as Scholar, Activist, and Diplomat / E. Ozdalga, ed. Istanbul, 2006.

33 Jonson J. Nathan Soderblom: Called to Serve. Oxford, 2016. P. 257.

34 Подробнее о ходе переговоров шведских экуменистов с Константинопольским патриархатом см.: Sundkler Op. cit. P. 323-329; Тоётоцд. Op. cit. 2. 78-82.

35 Van der Bent A.J. Historical Dictionary of Ecumenical Christianity. Metuchen, 1994. P. 239.

вый виток в подготовке шведскими экуменистами всемирной конференции с приглашением на нее всех христианских Церквей и объединений36.

Заявляя в январе 1919 г. на заседании Синода о необходимости объединения различных христианских деноминаций в Лигу Церквей, Константинопольский Патриархат под руководством митрополита Дорофея демонстрировал свою готовность включиться в диалог с экуменистами. Такая возможность вскоре представилась. В марте 1919 г. специальная комиссия Епископальной Церкви США37 покинула Нью-Йорк и планировала посетить Лондон, Афины, Константинополь, Антиохию, Иерусалим, Александрию, Рим и ряд других городов Европы и Ближнего Востока с целью заручиться поддержкой со стороны православных Церквей экуменического движения и пригласить их представителей на намечавшуюся конференцию «Вера и Церковное устройство».

В Великий Четверг 4 (17) апреля 1919 г. комиссия Епископальной Церкви США прибыла в Константинополь38. В день прибытия, в связи с тем, что митрополит Дорофей в то время всё еще находился в Париже, американская делегация была принята митрополитом Кесарийским Николаем. Во встрече также принимали участие митрополит Писидийский Герасим (Танталидис), митрополит Ки-донийский Григорий (Орологас), архиграмматевс Священного Синода Дионисий, в качестве переводчиков выступали профессора Роберт колледжа Л. Илиу и К. Константину. Митрополит Николай с удовольствием приветствовал предложения комиссии, отметив, что в «сегодняшней ситуации, когда различные Церкви ищут общий фундамент для совместной работы на основе моральных принципов Евангелия, общих для всех христианских Церквей, и распространения христианства среди иных народов, произойдет естественное сближение и взаимность, которая облегчит работу по обсуждению и достижению консенсуса по общим догматическим вопросам»39.

Митрополит Николай обозначил позицию Константинопольского Патриархата по вопросу созыва международной конференции, выразив намерение не просто достичь примирения с другими христианскими Церквами, но наладить активное сотрудничество в рамках Лиги Церквей. При этом митрополит Николай отметил, что для успешного взаимодействия в рамках Лиги необходимо осмыслить блага от такого сотрудничества и связанные с ним трудности40.

В этой перспективе проведение международной христианской конференции отвечало устремлениям Константинопольского Патриархата. По итогам прошедшей встречи специальное заседание Священного Синода было назначено на вторник 9 (22) апреля 1919 г. Ожидая рассмотрения вопроса об участии Константинопольского Патриархата в международной конференции, делегаты Епископальной Церкви приняли участие в пасхальном крестном ходе и бого-

36 Sundkler. Op. cit. P. 233-252.

37 В состав комиссии входили: С. П. Андерсон, епископ Чикагский, председатель комиссии; Бойд Винсент, епископ Южного Огайо; Реджинальд Х. Уэллер, епископ диоцеза Фон дю Лак; архидиакон Б. Табольт Роджерс и священник Эдуард Л. Парсонс.

38 League of churches. A world-wide movement // The Register. 08.05.1919. P. 8.

39 Elôfoeiç. A^epixavix^ 'Exx^rioiaoTix^ Аяоото^л // 'Ехх^ошотал Mf6eia. 06.04.1919. 2. 90.

40 См.: miov . Op. cit. 2. 413-414.

служении, во время которого один из членов делегации даже исполнил американские пасхальные песнопения (Easter Gospel). На заседании американские делегаты вручили Синоду Константинопольского Патриархата подробное письмо, где изложили свои предложения41. Указав, что они считают для себя большой привилегией разрешение обратиться со своим письмом к Священному Синоду, члены делегации кратко рассказали, что за движение они представляют, отметили, что задача конференции будет состоять не только в обсуждении спорных вопросов устройства веры, но и вопросов организации церковной жизни, в которых христианские Церкви друг с другом согласны. «Нынешние условия мира, — говорилось в послании Епископальной Церкви США, — требуют компактного и объединенного Христианства. Мир четыре года был в ужасной войне. Измученные ею нации стараются объединиться в нечто вроде Лиги свободных народов на основе человечности, справедливости и братства. Те принципы, к которым мир стремится, — принципы христианские. Но прежде всего и главнее всего эти основные принципы должны найти свое конкретное выражение в Церкви Господа Иисуса Христа. Церковь должна вести мир в этом отношении и дать ему пример. Единственная надежда мира — это христианская цивилизация, но она требует объединенной Церкви как своего органа, выразителя и совести. <...> Воистину только международная, наднациональная, сверхъестественная Кафолическая Церковь, мыслящая, говорящая и действующая в терминах целого, может явить Христово Евангелие всеобщего спасения миру, равные части которого совсем по-другому вяжутся и обязываются между собой»42. Авторы письма обращались к Константинопольскому Патриархату с просьбой оказать поддержку в подготовке и проведении конференции, отмечая, что участие в ней Святой Православной Восточной Церкви «поможет перекинуть мост через пропасть»43, которая разделяет христиан всего мира. Указанное письмо заканчивалось формальным приглашением Константинопольскому Синоду прислать на Всемирную конференцию своих представителей: «Мы чтим древний патриархат Константинопольский как центр православия и единства в Восточных Церквах. Мы просим его принять участие во Всемирной Конференции и этим излить свой свет и свое сияние на весь Христианский мир»44.

В ответ митрополит Николай передал делегации письмо, подписанное им от имени Священного Синода. Сославшись на то, что Константинопольский Патриархат уже приступил к изучению вопроса о Лиге Церквей и о возможности сближения между христианскими Церквами, митрополит Николай выразил радость и готовность, как только будут установлены время и место конференции, своевременно послать «компетентных делегатов, чтобы таким

41 'ЕяютоЦ Tfq 'Iepaq A^epixavixfq AnooToXfq // Exx^noiaoTix^ AAf 0eia. 13.04.1919. 2. 94.

42 Ibid. 2. 95-96; Letter from the Episcopal Church to the Holy Synod of the Patriarchate of Constantinople 09/22.04.1919 // The World Conference for the consideration of question touching faith and order. Report of the deputation to Europe and the East. [S. L.]. 1919. P. 27. В русском переводе выдержки из письма опубликованы здесь: Всемирная конференция по вопросам веры и строя церковного // Воскресное чтение. 1927. № 31. С. 365.

43 'ЕтотоЦ Tfq 'Iepaq A^epixavixfq AnooToXfq... 2. 96; Всемирная конференция... С. 365.

44 Ibid.

образом помочь тем, кто трудится на той же ниве и в том же винограднике Господнем»45. Интересно, что в письме особо подчеркивалась первенствующая роль Константинопольского Патриархата в постановке вопроса об объединении Церквей.

После окончания переговоров с Фанаром англо-американская пресса с удовлетворением отмечала, что Константинопольский Патриархат принял приглашение делегации принять участие в конференции для обсуждения проблемы формирования Лиги Церквей, включающей Православные Церкви Востока, Римскую Католическую Церковь46 и протестантов47. В итоге на первую (организационную) конференцию движения «Вера и церковное устройство», проходившую с 12 по 20 августа 1920 г. в Женеве, в качестве представителя Константинопольского Патриархата был направлен митрополит Селевкийский Герман (Стринопулос), ректор богословской школы на острове Халки. «Способный и умный богослов, — как характеризовали его члены делегации Епископальной Церкви в своем отчете, — он, без сомнения, займет первостепенную позицию на Международной Конференции». В дальнейшем митрополит Герман действительно стал одним из ведущих деятелей православного экуменизма и фактическим лидером представителей православных Церквей, принимавших участие в различных экуменических конференциях в 1920— 1930-е гг.

Тем временем к осени 1919 г. в Константинополе завершила свою работу синодальная комиссия по обсуждению проблемы Лиги Церквей. На заседании 19 октября 1919 г. она представила Синоду доклад, в котором утверждалось, что сближение и церковное общение (Л npooiyyioi; xai xoivwvia) различных христианских Церквей не только не исключено вследствие существующих догматических разногласий, но и является желательным48. Такой союз, согласно представленному докладу, мог бы способствовать диалогу между Церквами и их взаимодействию в различных вопросах, таких как осуществление совместно миссионерской деятельности, создание общих учебных пособий, воспитание взаимного уважения обычаев и традиций различных народов. Доклад завершался выводом, в котором говорилось, что согласие христианских Церквей с основными принципами, изложенными в докладе, будет первым шагом на пути к их сближению, которое проложит важнейший путь к желанному союзу (t|v öööv x^v nofrni^v £vwoiv).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заслушав доклад, Синод принял к сведению доводы комиссии и решил положить их в основу окружного послания, которое предполагалось составить

45 Änävxnoi; // 'ЕххХг|01аот1%л Mf6eia. 13.04.1919. 2. 96-97; Всемирная конференция... С. 366.

46 Во время посещения Епископальной Церковью США Рима папа Пий XI отказался от участия в экуменическом движении. А в 1928 г. была издана папская энциклика «Mortalium animos», в которой осуждался экуменизм и отклонялась идея достижения христианского единства через создание широкой церковной федерации.

47 League of Churches // The Journal. 03.05.1919. P. 2; League of Churches // The Advertiser. 05.05.1919. P. 7; A League of Churches // The Muswellbrook Chronicle. 07.05.1919. P. 2.

48 В ^EYÜ^n той ХрютоО Exx^noia xai л xoivwvia töv ¿xx^noiöv // Exx^noiaoTix^ Mf6eia. 23.11.1919. 2. 278-279. Краткий пересказ доклада см.: В xoivwvia töv £xx^r|0iöv // Грлторю; о na^aiiä;. Т. Г'. ©eooa^ovixn, 1919. 2. 933-934.

на греческом, французском, английском и русском языках и направить главам Православных автокефальных Церквей и другим христианским деномина-циям49. В итоге в январе 1920 г. было издано хорошо известное окружное послание «Церквам Христа, всюду сущим» («Прб; тй; йдаутахой 'ЕххХ^а; той Хрютой»), адресованное не только Православным Церквам, но и всем другим христианским деноминациям. Текст послания практически полностью идентичен докладу синодальной комиссии, базовые тезисы которого легли в основу послания. Суть послания сводилась к необходимости создания Лиги Церквей: «Мы не должны отставать от современных политических властей, которые. уже создали, к счастью, так называемую Лигу Наций с целью защиты прав, возгре-вания любви и согласия между народами. Поэтому и мы, желая, чтобы и другие Церкви разделяли наши мысли и мнения о необходимости создания такого, по крайней мере в принципе, контакта и общения между Церквами, просим, чтобы каждая из них любезно сообщила нам свое мнение и суждение, дабы, таким образом, при всеобщем согласии и решении вопроса совместно приступить к его исполнению»50.

Энциклика предлагала ряд форм сотрудничества и новых принципов взаимоотношений. По сути это был ответ Фанара на четырнадцать пунктов В. Вильсона. Константинопольский патриархат предлагал свою программу послевоенного устройства христианской Церкви. Первой и основной задачей для всех Церквей признавалось принятие единого календаря с одновременным празднованием главных христианских праздников, также предполагалось расширение контактов между Церквами через созыв всехристианских конференций. В послании утверждался принцип, что сближение Церквей «необходимо и даже полезно для благопотребного интереса каждой Поместной Церкви и всей христианской Полноты».

Спустя несколько месяцев после издания энциклики Константинопольского Патриархата последовали ответы на нее глав других Церквей. В апреле 1920 г., согласно публикации в официальном печатном органе патриархата «Церковная Истина» ('ЕххХпоюотьх^ М^9аа), Иерусалимский патриарх Дамиан прислал письмо, в котором высказал полное одобрение всех предложений Фанара, «каковые, будучи реализуемы, обеспечат соединение и вожделенное общение Церквей, когда мы, убежденные со временем, можем надеяться на создание полноценной Лиги Церквей»51. Положительный ответ Иерусалимского патриарха вполне можно объяснить. Рубеж 1910—1920-х гг. был отмечен для патриарха Дамиана (Касатоса) новым витком противостояния со Святогробским братством. В сентябре 1918 г. Дамиан в очередной раз был смещен с патриаршей кафедры. Свя-тогробское братство рассчитывало опереться на финансовую и политическую поддержку греческого правительства Э. Венизелоса, к которому был близок дав-

49 КоьуюуСа тму Ёхх^поьйу // 'Ехх^лоюотал Мг|9аа. 30.11.1919. 2. 298.

50 ЕухйхАюс; 2иуоб1хл тл; 'Ехх^лоСа; КмуотаутьуошбХем; ярб; та; аяаутахой 'ЕххХг|о1а; той Хрютой. КмуотаутьуоготоХл, 1920; Окружное послание Вселенского патриарха 1920 года // Православие и экуменизм: Документы и материалы, 1902—1998. М., 1999. С. 62.

51 Алаублоа; тму АйтохефаХму 'Ехх^пом е1; т^у яротаоьу той 01х. Патрьархеюи яер! Колота; тму 'Ехх^поьйу. Патрьархеюи Ърооо^щму // Ехх^поюотьхл Мг|6аа. 06.06.1920. 2. 180.

ний враг Дамиана — Мелетий (Метаксакис), в то время митрополит Афинский. Однако британское командование в Палестине встало на сторону Дамиана, и в конце декабря 1918 г. он вернулся в Иерусалим52. После падения правительства Венизелоса и низложения Мелетия в ноябре 1920 г. Святогробское братство лишилось внешней поддержки, а патриарх Дамиан, чье финансовое и политическое положение серьезно зависело от расположения британских властей, начал демонстрировать им лояльность. Поддержка инициатив Константинопольского Патриархата, ориентированного на британские политические круги, в этих условиях была вполне оправданной. В 1920 г. патриарх Дамиан поддержал предложение о создании Лиги Церквей; в 1923 г. вслед за Фанаром признал англиканские хиротонии; в 1925 г. принял участие в праздновании 1600-летия Первого Вселенского Собора в Лондоне. В результате Иерусалимскому патриархату удалось укрепить свое положение в Британской империи. Сотрудничество с Великобританией позволило патриархату увеличить свою территорию за счет включения в нее православных общин Трансиордании, традиционно входивших в состав Антиохийского Патриархата53.

Вероятнее всего, политические мотивы двигали и Антиохийским патриархом Григорием IV, который отправил письмо в поддержку Лиги Церквей 30 августа 1920 г. В письме Григорий сообщил, что Антиохийский патриархат уже принял приглашение Епископальной Церкви США принять участие в межхристианской конференции и выразил надежду, что «устремления к единению и взаимообщению (ярбс; т^у ха1 ¿тх01уюу£ау) различных Церквей будут

плодотворны и полезны для высших интересов нашей святой веры и религии и для продвижения каждой Церкви»54.

С осени 1918 г. сиро-ливанское побережье было занято британскими войсками, а Дамаск находился под контролем союзника Великобритании эмира Фейса-ла55. В Сирии арабские националисты связывали с Фейсалом мечты о создании независимого арабского государства. Часть православной общины поддерживала эти планы. Патриарх Григорий первым из христианских лидеров признал коронацию Фейсала и в марте 1920 г. принял участие в торжественных мероприятиях, прошедших по этому случаю56. Патриарх активно поддерживал идеи арабского национализма и в дальнейшем, однако уже в июле 1920 г. французские войска свергли режим Фейсала и вступили в конфликт с патриархом Григорием. В связи с этим весьма интересным представляется тот факт, что патриарх Григорий ответил на окружное послание Константинопольского Патриархата не в

52 См.: ПанченкоК. Дамиан // Православная энциклопедия. Т. 13. М., 2006. С. 708—710.

53 См.: Иерусалимская Православная Церковь в XX — начале XXI века // Православная энциклопедия. Т. 21. М., 2009. С. 446-500.

54 Аяаублоеь; тл; А. Махарютпто; той Патрюрхои АутюхеСа; к. Грлторюи е1; Т^У яер! КоьумуСа; тму 'Ехх^г|01йу 'Ечхйхкоу тл; 1. 2иуо6ои // 'Ехх^лоюотьхл Мг|6аа. 10.07.1921. 2. 214.

55 Подробнее о политике Антанты на Ближнем Востоке см.: Фомин А. М. Война с продолжением. Великобритания и Франция в борьбе за «османское наследство» 1918-1923. М., 2010.

56 Наджим М., свящ., Фразиер Т., Панченко К., Нелюбов Б. Антиохийская Православная Церковь в XX — начале XXI века // Православная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. С. 501-529.

апреле, как это сделали Иерусалимский Патриархат и Синод Сербской Церкви (о чем будет сказано ниже), а только в августе, т. е. почти сразу после того, как Фейсал покинул свой трон и уехал в Лондон. Не являлась ли запоздалая поддержка патриархом Григорием инициативы Фанара попыткой наладить через Константинополь контакт с британскими властями? О том, что англичане были согласны с заменой французами Фейсала на сирийском троне какой-нибудь другой фигурой, в Антиохийском патриархате знать не могли, из-за чего у его предстоятеля вполне могли рождаться иллюзии о возможности создания арабского государства в Сирии при поддержке Великобритании.

Наряду с ответом Иерусалимского и Антиохийского патриархов «Церковная Истина» опубликовала также ответ Священного Синода Сербской Церкви, который выражал свое согласие со всеми пунктами, указанными в энциклике: «Лига Наций и Лига христианских Церквей — высокие и неразрывные друг от друга идеи, которые только во взаимном их сотрудничестве могут повести человечество к вожделенному его совершенству, к коему оно устремлено с самого своего сотворения»57. Интересно заметить, что письмо сербского Синода было написано 21 марта 1920 г., то есть на следующий день после подписания соглашения о передаче Сербии располагавшихся на ее территории греческих епархий Вселенского патриархата. Подобное совпадение позволяет высказать предположение о возможности некоторых взаимовыгодных договоренностей между Сербской Церковью и Фанаром.

Только спустя полтора года после издания окружного послания Константинопольским Патриархатом на него ответил и румынский митрополит-примас Мирон (Кристя), будущий патриарх Румынской Православной Церкви. Митрополит Мирон в своем письме от 18 мая 1921 г. указал, что уже «со всей любовью ответил на приглашение. принять участие в международной христианской конференции в Женеве и Беатенберге, созванной среди прочего и для реализации объединения всех христианских Церквей и конфессий в единую и единственную Церковь Христову». Далее румынский иерарх добавил, что его Церковь «готова к сотрудничеству со всеми христианскими конфессиями в поддержке христианских интересов, а также в образовании единого фронта против различных антихристианских течений, чтобы максимально распространить учение о христианской любви и братском общении между людьми».

Относительно идеи объединения всех Церквей митрополит Мирон высказал убежденность, что «Православная Церковь сохранила в совершеннейшей чистоте евангельские истины, согласно с учением апостолов и решениями Вселенских Соборов. В связи с этим мы считаем, что только наш Символ Веры может стать основой, на которой может быть возведено здание религиозного союза всех конфессий, каковые, отказавшись от этого "краеугольного камня", откололись в еретическое невежество». В завершение митрополит Мирон проинформировал Вселенский Патриархат о том, что Румынская Церковь нашла его предложения полезными для создания общего союза «на основе заповедей евангельской мора-

57 Аяаублоа; тму Айтохефа^му 'Ехх^поьйу е1; т^у яротаоьу той 01%. Патрьархеюи яер! Колота; тму 'Ехх^поьйу. Ъра; 2иуо6ои 2£рР£а; // 'Ехх^пошотал Мг|6аа. 13.06.1920. 2. 186.

ли». Выразив готовность активно сотрудничать в этом направлении, румынский примас параллельно с теми пунктами, которые были высказаны в окружном послании Фанара, внес еще три предложения: формирование общих миссий для распространения в христианском мире братств ради укрепления морали; основание общей типографии и общих изданий для популяризации нравственного учения Евангелия и духа братства и сотрудничества между народами; создание международного центрального органа, который будет координировать вышеупомянутые мероприятия и претворять в жизнь «идею единства между христианскими Церквами и исповеданиями и между всеми народами земли» 58.

Поддержка Румынской Церковью идеи Лиги Церквей в целом соответствовала проводимой ею в начале 1920-х гг. политике. К 1919 г. по итогам мирных договоров территория Румынии сильно увеличилась, что способствовало консолидации румын в едином государстве. Объединение румынских епархий в рамках национального патриархата стало важной задачей. С начала 1920-х гг. Румынская Церковь, с одной стороны, сама активно участвовала в экуменическом движении (выше уже упоминалось о конгрессе европейских и американских Церквей в Румынии), с другой — активно поддерживала политику Константинопольского патриархата, в частности идею созыва Всеправославного Собора59. В 1923 г. ее представители участвовали во Всеправославном конгрессе в Кон-стантинополе60, и, следуя его решениям, Румынская Церковь вскоре перешла на новый календарный стиль. В благодарность за поддержку в 1925 г. Фанар признал факт самопровозглашения патриархата в Румынии.

Ответы других православных Церквей опубликованы не были. Это позволяет с большой долей вероятности утверждать, что остальные Церкви либо проигнорировали предложение Константинопольского Патриархата, либо ответили на него негативно.

Наряду с рассмотренными выше письмами «Церковная Истина» опубликовала и послание шведского архиепископа Н. Сёдерблома61. Кроме восторженных слов по поводу совпадения желаний Шведской и Константинопольской Церквей способствовать единению Н. Сёдерблом предлагал ряд форм сотрудничества с фондом «Олаус Петри», организованным на базе Уппсальского университета. Сёдерблом отмечал, что энциклика Константинопольского патриархата, предлагающая исторические исследования и братские прения относительно догматов различных частей Церкви, является масштабной инициативой, которая согласовывается с более узкими, теоретическими, направленными на исповедание веры

58 Здесь и далее цитируется следующее письмо митрополита Мирона (Кристи): 'ЕтотоЦ Tffç 2ePaç. МптрояоМтои xai Прщатои Tffç Pou^aviaç к.к. MîipMvoç // 'Exx^rioiaoTix^ Mf6eia. 26.06.1921. 2. 195.

59 Une visite aux Patriarches orientaux // Études. 1928. T. 194 P. 140. Об истории подготовки Собора на рубеже XIX—XX веков см.: Ермилов П. Дискуссии конца XIX — первой половины XX в. о праве созыва Всеправославного собора // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Всеправославный собор: подготовка, повестка, контекст. М., 2016. № 1. C. 308—332.

60 Подробнее о Всеправославном конгрессе 1923 г. и список литературы см.: Якимчук И. Всеправославный конгресс // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2005. С. 680—683.

61 ÂnavTfoeiç tmv АйтохефйХоп' Exx^noiwv elç t^v npÔTaoiv той Olx. Патрюрхеюи nepi KoivMviaç tmv Exx^noiwv. 2our|ôixflç Exx^noiaç // Exx^noiaoTix^ Mf6eia. 18.07.1920. 2. 231.

и разнообразные формы церковной организации целями движения «Вера и церковное устройство» и более широкими, связанными с сотрудничеством в насущных практических нуждах человечества во всемирном кризисе целями движения «Жизнь и деятельность». Сёдерблом планировал предложить подготовительной комиссии, которая должна была собраться в августе 1920 г. в Швейцарии для подготовки международной конференции, чтобы ее программа была создана на основе тем, содержащихся в окружном послании Константинопольского патриархата, и предлагал Фанару составить общий призыв на конференцию «Жизнь и деятельность», которая должна была рассмотреть вопросы, поставленные в окружном послании62. В дальнейшем контакты Константинопольского Патриархата с шведскими экуменистами развивались в благоприятном ключе, и представители Фанара действительно присутствовали на конференции «Жизнь и деятельность» в Стокгольме в 1925 г.

Таким образом, Лига Церквей в 1920—1930-е гг. так и не появилась на свет. Провал этого интеграционного проекта, призванного создать универсальную церковно-политическую структуру, не был по-своему уникальным. В 1928 г. в интервью одному из французских журналистов избранный двумя годами ранее Александрийским патриархом Мелетий (Метаксакис) уточнял, что «конституция Соединенных Штатов должна служить образцом конфедерации между Христианскими Церквами. Соединенные штаты Америки, а скоро Европы: мы могли бы иметь точно такой же союз Церквей, конфедерацию Церквей, Лигу Церквей, поскольку существует Лига Наций»63. Однако эта идея уже потеряла свою актуальность. Мир в межвоенный период оказался не готов ни к Соединенным Штатам Европы, проект которых отчасти удалось реализовать только к концу XX в. в формате Европейского Союза, ни к Лиге Наций, которая продемонстрировала свою бесполезность, не сумев предотвратить начало Второй мировой войны, и вынуждена была уступить дорогу более жизнеспособной ООН. Проекту Лиги Церквей была уготована та же участь, что и другим глобальным политическим проектам начала 1920-х гг. Лига Церквей не состоялась в межвоенный период и как проект наднациональной общецерковной организации. В 1925 г. торжественные мероприятия, прошедшие в Лондоне по случаю 1600-летия Никейского собора, продемонстрировали большое расхождение христианских Церквей по многим вопросам религиозной жизни. По итогам торжеств в греческом журнале «Возрождение» (AvânÀaonç) была опубликована статья редактора этого издания, доктора теологии и профессора училища «Арсакион» И. Пападопулоса под названием «Единство или лига Церквей?». Только церковная Лига, созданная по образцу Лиги Наций, по мнению автора, «способна проложить путь и подготовить почву для окончательного единства (èvtôo£Wç), в котором вся христианская Церковь после глубокого и долгого исследования обретет однородность (9' йфоцо1ю9"п) в духе Истины, дабы стать единой паствой единого пастыря — Христа». Особенно полезной Лигу Церквей И. Пападопулос считал для ведения самой сложной части переговоров о единстве, а именно переговоров с

62 О месте Константинопольского патриархата в экуменических проектах Н. Сёдерблома см.: Sundkler. Op. cit.

63 Une visite aux Patriarches orientaux // Études. 1928. T. 194. P. 140.

Западной Церковью об упразднении догматов о «примате» и «непогрешимости» папы. Только тогда станет возможным подлинное единство христианских Церквей, когда «всемирное чаяние христианских народов претворится в Совет Лиги (tö 2u^oi>Àiov x^ç xoivwviaç), в котором одной из сторон будет папа, а также иные предстоятели восточных и западных Церквей»64.

Именно такая идея Лиги Церквей как совещательной структуры отчасти получила свое воплощение в созданном по протестантскому проекту после Второй мировой войны Всемирном Совете Церквей, в рамках которого слились три протестантских движения («Вера и церковное устройство», «Жизнь и деятельность» и «Международный миссионерский совет»).

Таким образом, Лига Церквей не была создана ни как политическая, ни как церковная организация. Однако говорить о том, что этот проект, будучи нереализованным к середине 1920-х гг., не имел никаких последствий, было бы неверным. Идеи, продвигаемые Константинопольским Патриархатом, способствовали развитию христианского диалога в межвоенный период, проект Лиги Церквей подтолкнул православные Церкви к участию в экуменическом движении. На основании идей, продвигаемых Фанаром в окружном послании 1920 г., в письмах и при личном общении были заложены основные принципы православного экуменизма. На протяжении 1920-1930-х гг. представители Константинопольского патриархата принимали участие во всех экуменических конференциях, проходивших в Стокгольме, Лозанне, Эдинбурге и Оксфорде. Таким образом, Лига Церквей оказалась наиболее жизнеспособной именно как экуменический проект, призванный в первую очередь наладить связи Константинопольского патриархата с международной общественностью, с чьей помощью Фанар планировал выживать в условиях сильного давления, оказываемого на него руководством республиканской Турции.

Ключевые слова: Константинопольский патриархат, Лига Церквей, Лига Наций, Фа-нар, интеграция, экуменизм, «Великая идея», Парижская мирная конференция, Окружное послание 1920 года, кинония, «Вера и Церковное устройство», «Жизнь и деятельность», Епископальная Церковь США.

Список литературы

Герд Л. Англиканская Церковь и Константинопольская патриархия в конце XIX — начале

XX вв. // Христианское чтение. СПб., 2017. № 1. C. 351-368. Герд Л. Константинополь и Петербург. Церковная политика России на православном

востоке (1878-1898). М., 2006. Ермилов П. Дискуссии конца XIX — первой половины XX в. о праве созыва Всеправо-славного собора // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Всеправо-славный собор: подготовка, повестка, контекст. М., 2016. № 1. C. 308-332. Петрунина О. Греческая нация и государство в XVIII—XX вв.: Очерки политического развития. М., 2010.

Фомин А. Война с продолжением. Великобритания и Франция в борьбе за «османское наследство» 1918—1923. М., 2010.

64 "Evmoiç fl xoiVMVÎa xöv 'ExxXr|oifflv // Avân^aoriç. 01.11.1925. 2. 289—290.

69

Alexandris A. The Greek minority of Istanbul and Greek-Turkish relations 1918—1974. Athens, 1992.

Schulz G. Der Ausschuss für die Vereinigung der Kirchen des Landes Konzils der Orthodoxn Kirche in Russland // Orthodoxie und Reformation — mehr als ein 50-jähriger Dialog. Berlin, 2011.

Sundkler B. Nathan Söderblom. His life and work. Uppsala, 1968.

The Last Dragoman: Swedish Orientalist Johannes Kolmodin as Scholar, Activist, and Diplomat / E. Özdalga, ed. Istanbul, 2006.

Van der Bent A.J. Historical Dictionary of Ecumenical Christianity. Metuchen. 1994

Ka^ovZfiç A. Anö "2œxf|paç xnç "euepy£t|ç xœv ToüpxKrv": O BeviZéXoç xai n

£0-vixiaxixf| nY^Tixl o^âôa tktv Pœ^iév Tnç KœvoTavTivo^noXnç, 1918-1930 // AeXtîo KévTpou MixpaaiaTixév 2rcouôé. A0|va, 2011. T. 17. C. 151-193.

Toétovq r. H au^ßoXfi Tou Oixou^rvixof) naTpiapxeiou arnv iöpuan tou naYxoa^iou lu^ßouMou. ExxXnaiév. 0eaaaXovixn, 1988.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2019. Vol. 87. P. 51-71 DOI: 10.15382/sturII201987.51-71

Anastasiya Chibisova, Graduate Student, Department of Church History, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University, 27 Lomonosovskiy Prospect, 119192, Moscow, Russian Federation aachibisova@mail. ru ORCID: 0000-0003-3698-5836

League of Churches: On One Unimplemented Project of the Patriarchate of Constantinople

A. Chibisova

Abstract: This paper is devoted to the League of Churches, a unique integration project of the Constantinople Patriarchate which had been actively developed since 1919. The League of Churches is an organisation modelled on the League of Nations. In the early 1920s it was incorporated into the context of the actively developing idea of Constantinople as the "pivot of the world's Orthodoxy" and was also a result of the post-war pacifism. In Russian historiography, scholars who encounter the phenomenon of the League of Churches usually confine themselves to only one document, i.e. the Encyclical of the Patriarch of Constantinople dated January 1920. The aim of this article is to introduce new sources on this topic and to attract scholarly attention to it. It draws on the analysis of foreign materials that were little used by Russian scholars before and examines the League of Churches in two perspectives, namely as a supranational ecclesiopolitical organisation supposed to provide a spiritual foundation for the implementation of the Greek "Great Idea" in Asia Minor, and, secondly, as a purely ecclesiastical project of an international organisation for establishing a dialogue between Christian denominations. The conclusion of the article is that the League of Churches

came to be most viable just as an ecumenical project, in the first hand designed to forge links of the Constantinople Patriarchate with international community, with the help of which Phanar was planning to survive in conditions of strong pressure from the authorities of Republican Turkey on the Orthodox church.

Keywords: Patriarchate of Constantinople, League of Churches, League of Nations, Phanar,

integration, Ecumenism, Megali Idea, Paris Peace Conference, Encyclical of 1920, koinonia,

Faith and Order, Life and Work, Episcopal Church of the United States.

References

Alexandris A. (1992) The Greek Minority of Istanbul and Greek-Turkish Relations 1918—1974. Athens.

van der Bent A. J. (1994) Historical Dictionary of Ecumenical Christianity. Metuchen.

Ermilov P. (2016) "Diskussii kontsa XIX — pervoi poloviny XX v. o prave sozyva Vsepravoslavnogo sobora" [Discussions of the Late 19th — First Half of the 20th Centuries about the Right to Convene a Pan-Orthodox Council]. Gosudarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom. Vsepravoslavnyi sobor:podgotovka, povestka, kontekst, 2016, vol. 1, pp. 308—332 (in Russian).

Fomin A. (2010) Voina s prodolzheniem. Velikobritaniia i Frantsiia v bor'be za «osmanskoe nasledstvo» 1918—1923 [War with a Continuation. Great Britain and France in the Struggle for the Ottoman Succession, 1918-1923]. Moscow (in Russian).

Gerd L. (2006) Konstantinopol' i Peterburg. Tserkovnaia politika Rossii na pravoslavnom vostoke (1878—1898) [Constantinople and Petersburg. Church Policy of Russia in the Orthodox East]. Moscow (in Russian).

Gerd L. (2017) "Anglikanskaia Tserkov' i Konstantinopol'skaia patriarkhiia v kontse XIX — nachale XX vv." [Anglican Church and Constantinople Patriarchate in the Late 19th — Early 20th Centuries]. Khristianskoe chtenie, 2017, vol. 1, pp. 351—368 (in Russian).

Kamouzes D. (2011) "Apo "Soteras tes phyles", "Euergetes ton Tourkon": O Benizelos kai e ethnikistike egetike omada ton Romion tes Konstantinoupoles, 1918—1930". Deltio Kentrou Mikrasiastikon Spoude, 2011, vol. 17, Athens, pp. 151—193 (in Greek).

Özdalga E. (ed.) (2006) The Last Dragoman: Swedish Orientalist Johannes Kolmodin as Scholar, Activist, and Diplomat. Istanbul.

Petrunina O. (2010) Grecheskaia natsiia i gosudarstvo v XVIII—XX vv.: Ocherki politicheskogo razvitiia [Greek Nation and State in the 18th — 20th Centuries: Essays in Political Development]. Moscow (in Russian).

Schulz G. (2011) "Der Ausschuss für die Vereinigung der Kirchen des Landes Konzils der Orthodoxn Kirche in Russland", in Orthodoxie und Reformation — mehr als ein 50-jähriger Dialog. Berlin.

Sundkler B. (1968) Nathan Söderblom. His Life and Work. Uppsala.

Tsetses G. (1988) Esymbole tou OikoumenikouPatriarkheiouster idryse touPankosmiou Symbouliou. Ekklesion. Thessaloniki (in Greek).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.