Научная статья на тему 'ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НЕООСМАНИЗМА'

ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НЕООСМАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
112
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРЦИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ / РЕГИОНАЛЬНОЕ ЛИДЕРСТВО / НЕООСМАНИМЗМ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Салманов Фаррух Вугар Оглы

В статье рассматривается процесс смены принципов кемализма во внешнеполитической стратегии Турции и его причины, показан рост влияния новых неоосманистских принципов на развитие лидерского потенциала Турции в рамках реализации своей внешнеполитической стратегии на пути к региональному лидерству. В статье проанализированы сильные и слабые стороны Турции как претендента на роль регионального лидера. Сделан вывод, что статус региональное державы Турции все еще находится на стадии формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TURKEY’S LEADERSHIP POTENTIAL AS A PART OF NEO-OTTOMANISM STRATEGY IMPLEMENTATION

The article examines the process of changing the principles of Kemalism in Turkish foreign policy strategy and the influence of new neo-Ottomanist principles on development of Turkey’s leadership potential in the implementation of its foreign policy strategy as an arising regional leader. The article describes the strengths and weaknesses of Turkey as a candidate for the role of a regional leader, concluding that the status of Turkey as a regional power is still under formation.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТУРЦИИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ НЕООСМАНИЗМА»

Лидерский потенциал Турции в рамках реализации стратегии неоосманизма

Салманов Фаррух Вугар оглы,

аспирант кафедры глобалистики факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова E-mail: [email protected]

В статье рассматривается процесс смены принципов кема-лизма во внешнеполитической стратегии Турции и его причины, показан рост влияния новых неоосманистских принципов на развитие лидерского потенциала Турции в рамках реализации своей внешнеполитической стратегии на пути к региональному лидерству. В статье проанализированы сильные и слабые стороны Турции как претендента на роль регионального лидера. Сделан вывод, что статус региональное державы Турции все еще находится на стадии формирования.

Ключевые слова: Турция, внешняя политика, внешнеполитическая стратегия, внешнеполитические принципы, региональное лидерство, неоосманимзм.

Внешнеполитическая стратегия Турецкой Республики на различных этапах её существования как независимого государства претерпевала изменения. Эти изменения были обусловлены не только внутренней политикой, но и многими другими факторами, оказавшими влияние на внешнюю политику Турции. На первом этапе своей государственности турецкое руководство придерживалось внешнеполитической стратегии, в основе которой были принципы кемализма, а именно: поддержание независимости, приверженность западным идеям и внешний изоляционизм [3].

Коренные и серьезные изменения на международной арене после окончания холодной войны существенно повлияли на внешнюю политику Турции и ее геополитическую роль. После распада СССР и прекращения биполярного противостояния многие прогнозировали снижение стратегического значения Турции, которая ранее находилась в фарватере политики Западных стран. Появление многополярного мира фактически сняло имеющееся ограничение с турецкой внешней политики, которое не давало ей развиваться независимо, и снизило уровень ее прозападной ориентации. Отношения Анкары с США и ЕС остаются нестабильными, чему в последние годы способствовали такие факторы, как закупка Анкарой новейшей российской ракетной системы, военно-политическая напряженность в водах Средиземноморья, а также политические разногласия Турции с своими европейскими партнерами и союзниками по НАТО [4].

В то время, как международная система претерпевала кардинальные изменения, внешняя политика Турции стала более чувствительной по отношению ко внешним пертурбациям. По мере того, как мировой порядок эволюционировал к многополярности, в политических кругах Турции сформировалась точка зрения, что ей необходимо воспользоваться предоставленными возможностями для продвижения своих национальных интересов на региональном уровне. Так, Турция начала участвовать в новых политических процессах, протекающих в независимых государствах Ближнего Востока, Балкан и Закавказья. Такая активная политика в данных регионах положила начало процессу становления страны как важного регионального игрока и регионального лидера.

С приходом к власти в Турции в 2002 году Партии справедливости и развития (ПСР), которая определяет себя как консервативную исламскую партию, был запущен процесс реформ, имевших большое значение не только во внутренней политике, но и во внешней политике. Партийная программа ПСР не продвигает какую-то конкретную идеологию в качестве официальной государственной идеологии, тем не менее, правящая партия проводит свою определенную и достаточно жесткую политическую линию. Внутриполитическая и внешнеполитическая практика ПСР на первых порах её правления часто интерпретировалась в средствах массовой информации как отход от прежних, якобы «тормозящих» развитие Турции как современного государства, ценностей и целей [6].

Действительно, с тех пор как Партия справедливости и развития пришла к власти, начался процесс реконструирования внешней политики страны и стали происходить значимые парадигмальные сдвиги в её внешнеполитической стратегии. Данная стратегия получила название

сз о

сг

0

1

—I

У

=Е СГ

со

I_

и

см со

«неоосманистской». Прежде всего была разработана новая концепции взаимоотношений с соседними странами, что стало важным этапом трансформации регионального вектора внешней политики Турции.

Основными чертами стратегии «неосманизма» являются: снижение напряженности с соседями Турции; более активные действия во внешней политике; проведение многоуровневой и многогранной дипломатии с использованием методов публичной дипломатии и инструментов мягкой силы.

Под эгидой новой неоосманистской стратегии происходит стремительный рост внешнеполитических амбиций страны, которая стала позиционировать себя как региональный лидер.

Современная стратегия неоосманизма, направленна прежде всего на такие регионы, как Ближний Восток, Южный Кавказ и Балканы, которые когда-то были частями Османской империи, и которые Турция жалела бы вернуть под свое политические влияние. Именно они стали основными объектами неососманизма и политика по отношению к ним является ярким проявлением желания Турции занять в них лидирующую позицию и утвердить свой статус региональной державы.

Данная политика свидетельствует о практическом отказе Турции от прежних идей кемализма, которые формировали внешнюю политику Турции во второй половине ХХ века.

Политика «неоосманизма» в отношении бывших территорий Османской империи основана на следующих принципах [5]:

• открытость внешней политики Турции;

• сосредоточение внимания на османском наследии и культурных связях;

• акцент на экономическом сотрудничестве и взаимозависимости;

• возрождение ислама и исламских ценностей как во внутренней, так и во внешней политике;

• многомерность внешней политики с таким же акцентом на Север, Восток, Юг, как на Запад;

• мирный подход к странам региона;

• более макро- и многоуровневая перспектива;

• принятие Турции в качестве «центральной страны»;

• отсутствие призывов к турецкому империализму. Таким образом, в XXI Турция решительно вышла

из политической изоляции и встала на путь расширения своего взаимодействия с соседними странами с целью усиления своего влияния в важных геополитических регионах. На современном этапе она реализует внешнеполитической стратегии регионального лидерства, основанную на принципах, составляющих основу неоосма-нистской идеологии.

Региональный лидер - это центр притяжения для других стран в своем регионе. Отличительной характеристикой регионального лидерства является поступательный и непрерывный рост внутрирегиональной зависимости в соответствии с приоритетом и сценарием, предложенным государством, стремящимся к статусу регионального лидера [1]. Важная черта регионального лидерства - это способность эффективно влиять на состояние геополитической ситуации в регионе, как напрямую, так и воздействуя на отношения между самими лидерами.

Однако, на пути к региональному лидерству у Турции есть свои трудности и соперники - это крупные региональные и внерегиональные акторы в ближневосточном, закавказском и балканском регионах. А проблемы в экономике и политическая нестабильность в стране значительно снижает её маневренный потенциал во внешней политике.

Сильными сторонами внешней политики Турции, основанной на принципах неоосманизма является улучшение политических и экономических отношений с соседними государствами и развитие стратегического сотрудничества, нацеленного на долгосрочное партнерство. Ослабление стремления Турции к членству в Европейском союзе, приобретаемая стратегическая автономия во внешней политике, активная медиаторская роль страны в разрешении различных конфликтов между государствами, оказывает положительное влияние на страны регионов, которые являются объектами политики нео-османизма.

Сочетание эффективной «мягкой силы» и активное продвижение своей культуры в соседние страны [2] в совокупности с принципами неоосманистской внешнеполитической стратегии повышают степень эффективности регионального вектора внешней политики Турции.

Несомненно, Турция имеет экономические и политические предпосылки для того, чтобы стать лидером на бывших территориях Османской империи. Однако, несмотря на стремление Турции достичь стратегической автономии во внешних делах, она все еще получает огромные выгоды от относительно формальных союзнических отношений с Западом, членства в НАТО и не рискует полностью разорвать все связи с «западным блоком». Хотя Турция по-прежнему придает важное значение своему членству в Североатлантическом альянсе и во многом потеряла интерес к будущему возможному членству в Европейском союзе, (кандидатом на вступление в который она является с 1999 г.), в последние годы она становится еще более активной в регионах традиционного российского геополитического влияния и начинает конкурировать в них с Россией за статус регионального лидера [7].

Успехи в расширении влияния Турции на евразийском континенте очевидны. Однако, существует определенный разрыв между ролью, которую Турция хочет играть в этих регионах, и потенциалом, которым она реально обладает. И это является главным препятствием в реализации ее целей в рамках неоосманийской региональной стратегии. В целом Турция является страной, страдающей от несовпадения ее внешнеполитических амбиций и ее реальных возможностей. Она стремится сохранить свое положение в глобальной иерархии держав, выстроенной США, при этом повысив свой профиль до статуса трансрегиональной державы, способной единолично осуществлять региональное регулирование и играть роль регионального лидера в нескольких сопредельных регионах. Однако, внешнеполитическая стратегия Турции имеет ряд слабых сторон.

Во-первых, Турция не может достичь полномасштабного и всеобъемлющего сотрудничества на одинаковом уровне во всех регионах в рамках реализации своей неоосманистской внешнеполитической стратегии. Во-вторых, реализация данной стратегии наиболее успешно происходит в основном в рамках культурной политики Турции с использованием инструментов мягкой силы и публичной дипломатии. В-третьих, попытки турецкого руководства к внедрению идеологии пантюркизма, (а в последнее время и панисламизма) часто вызывает отторжение у стран «бывших османских регионов».

Учитывая имеющиеся экономические и политические ресурсы, Турция - страна, которая может повлиять на геополитический баланс сил в ближневосточном, закавказском и балканском регионах, где она пытается добиться лидирующей позиции. Но, несмотря на несомненные успехи в расширении своего влияния, неравномерность между ролью, которую Турция хочет играть в регионах, и потенциалом, которым она обладает, явля-

ется главным препятствием на пути достижения статуса регионального лидера и реализации целей и задач её неоосманистской внешнеполитической стратегии. Можно сделать вывод, что Турция пока все еще находится в стадии формирования статуса регионального лидера. Его достижение зависит, с одной стороны, от способности страны реализовать имеющийся экономический и политический потенциал, а с другой стороны, от комплекса внешнеполитических факторов, влияющих на ситуацию в регионе, которые не зависят от Турции.

Литература

1. Ильин, И.В. Политическая глобалистика: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.В. Ильин, О.Г. Леонова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - С. 42-43.

2. Леонова О.Г. Джозеф Най и мягкая сила: попытка нового прочтения // Социально-гуманитарные знания. - 2018. - № 1. - С. 101-114.

3. Салманов, Ф.В. Исторические принципы внешнеполитической стратегии Турецкой Республики (19232002) // Социально-гуманитарные знания. - 2021. -№ 3. - С. 343-349.

4. Can Turkey's Erdogan Rebuild the Bridges He Has Burned? // World Politics Review. 2022, June 24. -URL: https://www.worldpoliticsreview.com/for-erdogan-turkey-syria-intervention-is-the-latest-gamble/

5. Durgun, §. Türk Ulusal Kimliginin Dönü§ümü ve Yeni Osmanlicilik. Stratejik ve Sosyal Ara§tirmalar Dergisi, c. 4, sayi. 2, ss. 299-316.

6. Ghitis, F. Erdogan Is Giving Turkey's 'Zero Problems' Strategy Another Try // World Politics Review. 2022, May 12. - URL: https://www.worldpoliticsreview.com/ as-elections-loom-erdogan-turkey-mend-ties-with-neighbors

7. Ye§ilta§, M. Küresel Güg Rekabeti ve Türkiye'nin istikameti / M. Ye§ilta§. // DI§ POLiTiKA I Kriter Ocak 2022 / Yil 6, Sayi 64. - URL: https://kriterdergi.com/ dis-politika/kuresel-guc-rekabeti-ve-turkiyenin-istikameti

TURKEY'S LEADERSHIP POTENTIAL AS A PART OF NEO-OTTOMANISM STRATEGY IMPLEMENTATION

Salmanov F.V.

Lomonosov Moscow State University

The article examines the process of changing the principles of Ke-malism in Turkish foreign policy strategy and the influence of new neo-Ottomanist principles on development of Turkey's leadership potential in the implementation of its foreign policy strategy as an arising regional leader. The article describes the strengths and weaknesses of Turkey as a candidate for the role of a regional leader, concluding that the status of Turkey as a regional power is still under formation.

Keywords: Turkey, foreign policy, foreign policy strategy, foreign policy principles, regional leadership, neo-Ottomanism.

References

1. Ilyin, I.V. Political Globalistics (in Russian) / I.V. Ilyin, O.G. Leonova. - Moscow: Izdatelstvo Yurayt, 2019, pp. 42-43.

2. Leonova, O.G. Joseph Nye and the soft power: attempt to new understanding (in English) // Moscow: Socialno-gumanitarnye znaniya. - 2018. - № 1. - pp. 101-114.

3. Salmanov, F.V. Historical Principles of Turkish Foreign Policy Strategy (1923-2002) (in Russian) // Moscow: Socialno-gumanitarnye znaniya. - 2021. - № 3. - pp. 343-349.

4. Can Turkey's Erdogan Rebuild the Bridges He Has Burned? // World Politics Review. 2022, June 24. - URL: https://www. worldpoliticsreview.com/for-erdogan-turkey-syria-intervention-is-the-latest-gamble/

5. Durgun, §. Transformation of Turkish National Identity and Neo-Ottomanism (in Turkish). Stratejik ve Sosyal Ara^tirmalar Dergisi, 4(2), pp. 299-316.

6. Ghitis, F. Erdogan Is Giving Turkey's 'Zero Problems' Strategy Another Try // World Politics Review. 2022, May 12. -URL: https://www.worldpoliticsreview.com/as-elections-loom-erdogan-turkey-mend-ties-with-neighbors

7. Ye§ilta§, M. Global Power Competition and Turkey's Direction (in Turkish) / DI§ POLiTiKA I Kriter Ocak 2022, 6(64). - URL: https://kriterdergi.com/dis-politika/kuresel-guc-rekabeti-ve-turkiyenin-istikameti

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.