ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30
УДК 342.12
Сафиуллин Ильдар Фаилович Уфимский Университет Науки и Технологий
Институт права Россия, Уфа God [email protected] Safiullin Ildar
Ufa University of Science and Technology
Institute of law Russia, Ufa
ЛИЧНЫЙ БРЕНД ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ Аннотация: данная статья посвящена особенностям продвижения персонального бренда политиков в социальных медиа. В первой части анализируются эффективные инструменты создания узнаваемого и привлекательного образа: работа с визуальным имиджем, трансляция идей, взаимодействие с подписчиками. Во второй части освещаются потенциальные риски персонального брендинга в цифровой среде: репутационные потери, дезинформация, чрезмерный ажиотаж в СМИ. Предложены конкретные меры по минимизации данных рисков с помощью SMM-стратегии, модерации контента, взаимодействия с лидерами мнений.
Ключевые слова: личный бренд политика, политический маркетинг, социальные сети, блоги политиков, политическая реклама.
PERSONAL BRAND POLITICS AND SOCIAL MEDIA Annotation: this article is dedicated to the specifics of promoting politicians' personal brands on social media. The first part analyzes effective tools for creating a recognizable and attractive image: working with visual image, broadcasting ideas,
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30
interacting with followers. The second part covers the potential risks of personal branding in the digital environment: reputational losses, disinformation, excessive hype in the media. Specific measures are proposed to minimize these risks through SMM strategy, content moderation, interaction with opinion leaders. Key words: politician's personal brand, political marketing, social networks, politicians' blogs, political advertising.
Социальные медиа играют важную роль в создании узнаваемого образа и повышении известности современных политиков. Благодаря ним политики получают возможность напрямую общаться со своей аудиторией и донести свои идеи и позиции.
Ключевым моментом является грамотное формирование личного бренда -уникального и запоминающегося образа политика с присущими ему чертами. Эффективный персональный бренд помогает политику выделиться на фоне конкурентов, привлечь сторонников и избирателей.
По данным статистики, в начале 2023 года количество пользователей социальных сетей в мире достигло 4,76 млрд человек, что составляет около 60% от всего населения планеты. Однако в последние месяцы темпы роста аудитории соцсетей значительно замедлились.
За прошедший год число новых пользователей увеличилось лишь на 137 млн человек, то есть всего на 3% [1]. Такое резкое падение темпов роста объясняется, прежде всего, окончанием пандемии и отменой локдаунов в большинстве стран. Изоляция и карантинные меры в значительной степени повлияли на привычки людей, заставив их проводить больше времени онлайн, в том числе в соцсетях.
Однако по мере возвращения к нормальной жизни время, проводимое в интернете, вернулось к доковидным показателям. Это и стало главной причиной замедления роста аудитории социальных медиа.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30
Процесс создания персонального бренда во многом опирается на принципы продвижения коммерческого продукта. Необходимы тщательный анализ целевой аудитории, разработка уникального предложения, подбор эффективных каналов продвижения.
Однако есть и существенные отличия. В отличие от классического маркетинга, здесь объектом выступает не вещь, а конкретный человек во всей полноте его индивидуальности и характера.
Поэтому формирование успешного личного бренда - это непрерывный творческий процесс самопознания и личностного развития. Ключевым инструментом продвижения становится коммуникация, позволяющая выстраивать доверие с аудиторией.
В целом личный брендинг - это создание уникального публичного образа человека на базе принципов классического маркетинга. Успешный персональный бренд в современных реалиях играет важную роль, помогая добиваться успеха как в личной, так и профессиональной сферах.
Хорошо выстроенный политический бренд напрямую влияет на привлечение голосов избирателей - также как коммерческий бренд влияет на привлечение прибыли компанией [2, с. 371].
Основными инструментами создания узнаваемого личного бренда в соцсетях выступают:
- Создание запоминающегося визуального образа - аватарки, логотипа.
- Использование индивидуального стиля подачи информации.
- Трансляция собственных ценностей и идей.
- Взаимодействие с аудиторией - ответы на комментарии и вопросы.
Такой комплексный подход позволяет политику эффективно выделиться
на фоне конкурентов, сформировать лояльную аудиторию сторонников и продвигать свои идеи в социальных сетях.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30
Рассмотрим наиболее эффективные подходы к продвижению имиджа политиков в социальных медиа:
- Целенаправленное формирование образа. Помимо визуальных элементов, политики последовательно создают и поддерживают определенный имидж, соответствующий их идеям и целям - например, «сильного лидера», «защитника простых людей», «компетентного управленца». Этот имидж транслируется через все публикации.
- Использование личных историй, затрагивающих ценностные темы. Это помогает аудитории эмоционально связаться с политиком, поверить в его искренность.
- Привлечение популярных блогеров и лидеров мнений через упоминания и репосты. Это позволяет охватить их аудиторию.
- Создание контента по трендовым темам, чтобы привлечь дополнительное внимание общественности.
- Сегментация аудитории по возрасту, интересам и др. для наиболее эффективной коммуникации. Например, для молодежи акцент делается на тренды и современные форматы.
- Использование понятной инфографики для объяснения сложных политических или экономических тем.
- Запуск прямых эфиров и онлайн-общения с подписчиками. Это создает эффект открытого диалога и сближает политика с аудиторией.
СМИ создают образы политиков, известных личностей и групп. Позитивный или негативный образ может влиять на то, как общество относится к этим лицам и организациям [3, с. 233].
Феномен социальных сетей оказывает глубокое воздействие на все сферы современного общества - от массовой культуры до политических процессов. И по мере дальнейшего развития цифровых технологий это влияние будет только усиливаться.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30
По сути, социальные медиа - это онлайн-платформы, где люди могут общаться и делиться различным контентом. Сегодня социальные сети играют заметную роль в формировании общественного мнения, а также активно используются политическими силами для продвижения собственных интересов и брендов.
С появлением социальных сетей информационное общество сталкивается с проблемой перенасыщения информацией, что приводит к необходимости её отбора и сортировки [4, с. 17].
Ведение персональных блогов современными политиками - многогранный феномен, требующий анализа с разных сторон. Это одновременно элемент политтехнологий, социальных коммуникаций, права и этики.
С одной стороны, личные блоги и соцсети позволяют политикам демонстрировать открытость, регулярно общаясь с аудиторией. Но это также часть брендинга и формирования имиджа, что требует баланса между персональным стилем и официальной риторикой.
Кроме того, цифровая среда несет риски распространения фейков и манипуляций общественным мнением. Это накладывает повышенную ответственность политиков за контент их личных ресурсов.
Но в то же время цифровые медиа дают новые возможности для конструктивного диалога власти и граждан. Это требует от политиков готовности к публичным дискуссиям и аргументированным ответам на критику.
Роль социальных медиа в политической сфере за последние годы существенно выросла. При этом их воздействие на восприятие политиков и партий обществом может быть, как позитивным, так и негативным. Это зависит от конкретных технологий и методов, которые используют различные политические силы для продвижения своих интересов.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30
С одной стороны, социальные сети дают новые возможности для коммуникации политиков с гражданами. С их помощью можно оперативно доносить свои идеи до миллионов людей.
С другой стороны, в условиях высокой скорости и большого охвата аудитории социальные медиа несут риски манипуляций общественным мнением, распространения фейков и пропаганды. Это может нанести ущерб демократическим институтам.
Учитывая масштабное влияние соцсетей, их роль в политических процессах сегодня сложно переоценить или недооценивать. От того, в чьих интересах и как именно используются технологии социальных медиа, во многом зависит политическое будущее общества.
В социальных сетях осуществляется сегментация пользователей по потребностям, интересам и ценностям, что обеспечивает возможность целенаправленного поиска необходимых социальных групп для точечного влияния на общественное мнение конкретных субъектов [5, с. 317].
Применение социальных сетей и цифровых платформ в политическом процессе открывает новые возможности для партий и кандидатов по привлечению сторонников и продвижению своих идей. Однако наряду с несомненными преимуществами здесь существуют и серьезные правовые риски.
В частности, активное использование инструментов таргетированной политической рекламы в соцсетях порождает вопросы о нарушении приватности граждан и возможности негативного информационно-психологического воздействия.
Кроме того, распространение недостоверной информации и борьба с инакомыслием в соцмедиа могут подрывать демократические принципы, ограничивая свободу слова.
Также актуальна проблема использования ботов и фейковых аккаунтов для манипуляций общественным мнением в пользу отдельных кандидатов и сил.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30
Сферой использования маркетинга в политике стали политические кампании (в том числе - избирательные), а также - область, в которой строятся взаимоотношения между государством и его жителями [6, с. 115].
Применение социальных медиа в политтехнологиях несет ряд серьезных вызовов и угроз:
- Риск распространения фейковых новостей и манипулятивного контента. Политические силы могут сознательно распространять дезинформацию и пропаганду для воздействия на общественное мнение.
- Риск внешнего вмешательства в выборы посредством кибератак на аккаунты партий и кандидатов.
- Риск нарушения приватности граждан из-за сбора и анализа персональных данных с политическими целями.
- Риск усиления идеологической поляризации общества через создание «информационных пузырей».
- Правовые риски, связанные с недостаточным регулированием политической сферы и неспособностью законодательства ответить на новые технологические вызовы.
Для снижения рисков применения социальных медиа в политике необходим комплекс мер на государственном уровне и уровне самих политических сил:
- Ужесточение регулирования политрекламы в соцсетях - введение требований по прозрачности спонсоров, маркировке рекламы.
- Активная борьба с фейками и пропагандой с привлечением фактчекеров, технологий ИИ, блокировка бот-сетей.
- Повышение цифровой грамотности граждан посредством образовательных программ.
- Модерация политических интернет-ресурсов для исключения экстремизма и разжигания розни.
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30
- Внедрение киберзащиты информационных систем и аккаунтов политиков.
- Разработка и принятие политическими партиями кодексов этичного и ответственного поведения в социальных сетях.
Такой комплексный подход позволит минимизировать возможности для манипулирования общественным мнением и обеспечить честные и прозрачные цифровые политические кампании.
Таким образом, можно сделать вывод, что социальные медиа открывают широкие возможности для политических коммуникаций, позволяя политикам и партиям напрямую взаимодействовать с гражданами. Однако вместе с тем соцсети несут серьезные риски манипулирования общественным сознанием, распространения ложной информации, усиления идеологической поляризации.
Для минимизации этих угроз необходим системный подход, включающий как госрегулирование политической онлайн-среды, так и этичное саморегулирование самих политических сил. В частности, требуются: жесткие правила политрекламы в соцсетях, борьба с фейками, повышение цифровой грамотности, модерация радикального контента, кибербезопасность.
В целом необходим разумный баланс между свободой политдискуссий в социальных медиа и защитой общественных интересов. Выработка такого баланса - важнейшая задача для государства, бизнеса и гражданского общества в современных условиях.
Список литературы:
1. Статистика интернета и соцсетей на 2023 год — цифры и тренды в мире и в России // WebCanape [Электронный ресурс]. URL: https://www.web-canape.ru/business/statistika-interneta-i-socsetej-na2023-god-cifry-i-trendy-v-mire-i-v-rossii/ (дата обращения: 14.03.2024).
ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции ВЫПУСК № 30
2. Гоголева Д.В. Особенности формирования российского политического бренда: на примере феномена личности В.В. Жириновского // Социально-гуманитарные знания. 2022. № 4. С. 370-377.
3. Шаршебаева Т. А. Медиакратия в политической системе управления // Известия Национальной Академии наук Кыргызской Республики. 2023. № S5. С. 232-236.
4. Кушнир Т. А. Цифровые медиа и социальный порядок // Ecce Homo. 2023. № 1(7). С. 16-18.
5. Славникова К.Н. Формирование общественного мнения посредством социальных сетей // E-Scio. 2023. № 3(78). С. 313-320.
6. Киселица Е.П., Калинина К.Ю. Моделирование политического маркетинга в условиях информационной экономики // ЛУЧШАЯ НАУЧНАЯ СТАТЬЯ 2022 : сборник статей XLVII Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 30 января 2022 года. Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.). 2022. С. 115-119.