Научная статья на тему 'Личностные ценности подростков малого и большого города и риски в процессе их формирования'

Личностные ценности подростков малого и большого города и риски в процессе их формирования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
790
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ / МЕДИАВОВЛЕЧЕННОСТЬ ПОДРОСТКОВ / ИДЕАЛ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / ADOLESCENTS' PERSONAL VALUES / MEDIA ENGAGEMENT IN ADOLESCENTS / HEALTHY LIFESTYLE / EDUCATION / CHOOSING A CAREER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черникова Елена Геннадьевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Перебейнос Артем Евгеньевич, Сиврикова Надежда Валерьевна

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме исследования личностных ценностей современных подростков, формирующихся в условиях современной среды российского общества. Цель исследования заключается в выявлении и описании особенностей личностных ценностей подростков малого и большого городов и рисков в процессе их формирования. Методология. Методологическую основу исследования составили: структурный подход к изучению личности, анализ и обобщение научно-теоретических источников. Исследование особенностей личностных ценностей подростков большого и малого городов проводилось по анкете, разработанной Е. Г. Черниковой. Для математической обработки результатов исследования применялся точный критерий Фишера. Выборку составили 192 подростка 8-9-х классов г. Челябинска и г. Пласт Челябинской области. Результаты. В ходе исследования было установлено, что у подростков сохраняется традиционная шкала ценностей. Они ценят и стремятся к семейному счастью, благополучию в профессии, материальному достатку, общению с друзьями. Вместе с тем они прагматичны и эгоистичны, недостаточно внимания уделяют своему здоровью, в структуре их свободного времени первое место занимает общение в Интернете. Выявлены достоверные различия в личностных ценностях подростков малого и большого городов. Подростки малого города больше ориентированы на спорт и меньше проводят времени в Интернете. Среди них больше тех, кто заинтересован в продолжении получения образования для реализации своих планов. Среди качеств, помогающих достичь жизненных целей, они ценят доброту, искренность, уверенность. Подростки из большого города больше времени проводят в виртуальном пространстве и менее активны в реальной жизни. Среди них меньше тех, кто читает художественную литературу и занимается спортом. Придавая значимость таким качествам, как общительность и ответственность, подростки большого города более уверены в достижении целей, в том числе в получении образования, поскольку они имеют в рамках социальной среды больше возможностей для удовлетворения социокультурных потребностей. Утверждается, что подростки, не имеющие устойчивой системы личностных ценностей, подвержены влиянию негативных факторов. Раскрыты следующие риски в процессе формирования личностных ценностей подростков: отсутствие идеала, медиавовлеченность, пассивность к чтению художественной литературы. Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии особенностей личностных ценностей подростков, которые зависят от социальной среды большого и малого городов. На основе полученных результатов делается вывод о доминантных рисках в процессе формирования личностных ценностей подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черникова Елена Геннадьевна, Пташко Татьяна Геннадьевна, Перебейнос Артем Евгеньевич, Сиврикова Надежда Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adolescents’ personal values in towns and cities and risks in their development

Introduction. The article is devoted to the problem of studying personal values of modern adolescents, which are developed in contemporary Russian society. The purpose of the research is to identify and describe the characteristics of adolescent’s personal values in towns and cities and risks in the process of their formation. Materials and Methods. The methodological basis of the research includes a structural approach to personality studies, analysis and generalization of scientific and theoretical literature. The study of the characteristics of adolescents’ personal values in towns and cities was carried out using E.G. Chernikova’s questionnaire. For mathematical processing of the research results, Fisher's exact test was used. The sample consisted of 192 adolescents of 8-9 grades in the city of Chelyabinsk and the town called Plast, which is located in Chelyabinsk region. Results. The study found that adolescents retain the traditional scale of values. They value and strive for family happiness, career well-being, financial well-being, and communication with friends. At the same time, they are pragmatic and selfish, they do not pay enough attention to their health, online communication takes the first place in the structure of their free time. Significant differences in adolescents’ personal values in towns and cities have been identified. Adolescents in towns are more focused on sports and spend less time online. More of them are interested in continuing education for the implementation of their plans. Among the qualities which help to achieve life goals, they appreciate kindness, sincerity, and confidence. Adolescents from the city spend more time in the virtual space and are less active in real life. Among them, fewer are those who read fiction and play sports. Giving importance to such qualities as sociability and responsibility, the adolescents of a city are more confident in achieving goals, including education, as they have more opportunities within the social environment to meet sociocultural needs. It is argued that adolescents who do not have a stable system of personal values are subject to the influence of negative factors. The following risks are revealed in the process of developing adolescents personal values: the absence of an ideal, media engagement, and passivity in reading fiction. Conclusions. The results indicate adolescents’ personal values, which depend on social environments of towns and cities. On the basis of the obtained results, the conclusion is made about the dominant risks in the process of developing adolescents’ personal values.

Текст научной работы на тему «Личностные ценности подростков малого и большого города и риски в процессе их формирования»

2019, том 9, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

© Е. Г. Черникова, Т. Г. Пташко, А. Е. Перебейнос, Н. В. Сиврикова DOI: 10.15293/2658-6762.1902.15

УДК 373

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ МАЛОГО И БОЛЬШОГО ГОРОДОВ И РИСКИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ

Е. Г. Черникова, Т. Г. Пташко, А. Е. Перебейнос, Н. В. Сиврикова (Челябинск, Россия)

Проблема и цель. Статья посвящена проблеме исследования личностных ценностей современных подростков, формирующихся в условиях современной среды российского общества. Цель исследования заключается в выявлении и описании особенностей личностных ценностей подростков малого и большого городов и рисков в процессе их формирования.

Методология. Методологическую основу исследования составили: структурный подход к изучению личности, анализ и обобщение научно-теоретических источников. Исследование особенностей личностных ценностей подростков большого и малого городов проводилось по анкете, разработанной Е. Г. Черниковой. Для математической обработки результатов исследования применялся точный критерий Фишера. Выборку составили 192 подростка 8-9-х классов г. Челябинска и г. Пласт Челябинской области.

Результаты. В ходе исследования было установлено, что у подростков сохраняется традиционная шкала ценностей. Они ценят и стремятся к семейному счастью, благополучию в профессии, материальному достатку, общению с друзьями. Вместе с тем они прагматичны и эгоистичны, недостаточно внимания уделяют своему здоровью, в структуре их свободного времени первое место занимает общение в Интернете.

Исследование проведено при финансовой поддержке РФФИ. Проект № 18-013-00910 «Динамика ценностей поколений как маркер трансформации социальных отношений в российском обществе».

Черникова Елена Геннадьевна - кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: Helen1268@mail.ru

Пташко Татьяна Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: ptashko75@mail.ru

Перебейнос Артем Евгеньевич - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: nos75@mail.ru

Сиврикова Надежда Валерьевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы, педагогики и психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. E-mail: Bobronv@cspu.ru

2019, том 9, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Выявлены достоверные различия в личностных ценностях подростков малого и большого городов. Подростки малого города больше ориентированы на спорт и меньше проводят времени в Интернете. Среди них больше тех, кто заинтересован в продолжении получения образования для реализации своих планов. Среди качеств, помогающих достичь жизненных целей, они ценят доброту, искренность, уверенность. Подростки из большого города больше времени проводят в виртуальном пространстве и менее активны в реальной жизни. Среди них меньше тех, кто читает художественную литературу и занимается спортом. Придавая значимость таким качествам, как общительность и ответственность, подростки большого города более уверены в достижении целей, в том числе в получении образования, поскольку они имеют в рамках социальной среды больше возможностей для удовлетворения социокультурных потребностей.

Утверждается, что подростки, не имеющие устойчивой системы личностных ценностей, подвержены влиянию негативных факторов. Раскрыты следующие риски в процессе формирования личностных ценностей подростков: отсутствие идеала, медиавовлеченность, пассивность к чтению художественной литературы.

Заключение. Полученные результаты свидетельствуют о наличии особенностей личностных ценностей подростков, которые зависят от социальной среды большого и малого городов. На основе полученных результатов делается вывод о доминантных рисках в процессе формирования личностных ценностей подростков.

Ключевые слова: подростки; личностные ценности подростков; медиавовлеченность подростков; идеал; здоровый образ жизни; образование; выбор профессии; качества личности.

Постановка проблемы

Актуальность исследования обусловлена важностью понимания специфики личностных ценностей в подростковом возрасте, которые в значительной степени определяют поведение человека, позволяют организовывать деятельность личности в определенных ситуациях. Процесс взросления современных подростков происходит в условиях разрушения традиционных норм и ценностей, снижения общей культуры, усиления влияния медийного пространства. Все это зачастую приводит к тому, что отсутствие положительной устойчиво доминирующей системы ценностей усиливает в молодежной среде процесс личностной деформации, что вызывает развитие различных форм асоциального поведения, формирование криминальной субкультуры. Социальные явления

современности - чрезмерная занятость родителей, наличие семейного неблагополучия, больший ориентир образовательных организаций на учебный, а не воспитательный процесс -приводят к тому, что часто никто не разговаривает с подростками о жизни, не помогает понять им самих себя, осознать, что является для них значимым. Опасность непонимания приводит к тому, что у детей отсутствуют правильные ценностные ориентиры.

Однако составление обобщенного портрета ценностей может являться недостаточным для более полного понимания детей. Значимость изучения ценностных характеристик подростков с учетом влияния социальной среды большого и малого городов подчеркивают ряд ученых, таких как М. Ю. Сибирева, Н. А. Соколова, Е. Ю. Дмитриева и др.1 Малый и большой город качеством социальной

1 Сибирева М. Ю. Влияние мегаполиса на социализацию ребенка // Образование и общество: Всероссий-

ская социологическая конференция к 20-летию Российского общества социологов. - М.: Институт социологии Российской академии наук, 2009. - С. 103;

2019, том 9, № 2

среды влияют на социализационные процессы, формируют специфические характеристики и ценности личности подростка. Решение проблемы исследования личностных ценностей подростков возможно при условии выявления особенностей личностных ценностей у подростков в зависимости от социальных условий проживания.

Возрастание информационных потоков, недостаток примеров, образцов для выстраивания детьми моделей поведения в обществе выступает еще одной причиной, заставляющей подумать о необходимости выявления рисков в процессе формирования личностных ценностей подростков. Мы ожидаем, что определение особенностей личностных ценностей подростков малого и большого городов и рисков в процессе их формирования позволят более эффективно организовать учебно-воспитательный процесс с детьми.

В период отрочества меняется нравственный облик подростка, находящегося в поиске новых личных ценностей, которые должны прийти на смену детским правилам (Е. Епквоп), планируются пути и способы достижения жизненных целей2. Проблема рассмотрения типов ценностей в науке приобрела большое значение. Их выделяют по разным основаниям: по содержанию, форме, субъекту3. Так, в 1990-е гг. коллективом авторов под руководством С. Щегловой изучались социальные ценности: готовность подростков реформировать общество, отношение к правам, отношение к СМИ4.

ISSN 2658-6762

В последние годы в разных странах мира были проведены сравнительные исследования на предмет соотношения материальных и духовных ценностей. Так, R. Inglehart, W. E. Baker провели обзор ценностей и установили, что люди во всем мире отказываются от традиционных ценностей в пользу светских (рациональных) [24]. Аналогичные результаты были получены и в более поздних исследованиях, проводимых в России [10; 15]. Так, в статье П. Ю. Тазова отмечено, что социокультурные процессы 1960-х гг. задали в России «романтизм», духовность в ценностном сознании молодежи, который в дальнейшем в конце 1970- х гг. стал постепенно уступать место индивидуализму [15]. Переход к рыночному обществу усилил эту направленность в ценностях молодежи, а разрушение «коллективистской» морали и отсутствие культурных и социальных интеграторов общества усилили ав-томизацию личности молодого человека. Автор выделил ключевые ценности, характерные для разных поколений молодежи 1960-2010 гг. Для поколения 1960-х гг. была характерна высокая значимость такой социальной ценности, как «приносить пользу обществу», для современной молодежи более значимыми являются ценности индивидуального успеха и личной эффективности, связанные с материальным достатком [15]. Схожие результаты были получены И. И. Вартановой [2], Т. К. Ростовской [12], А. М. Рикель и С. В. Доренской [10]. Исследования, проводимые этими авторами в по-

http://sciforedu.ru

Соколова Н. А., Дмитриева Е. Ю. Исследование влияния микрофакторов социализации как условие социально-педагогической поддержки личности современного подростка // Вестник института развития образования и воспитания подрастающего поколения. ЧГПУ. - 2004. - № 25. - С. 40-45.

2 Erikson E. H. Identity, youthandcrisis. - New York:

W. W. Norton Company, 1968.

Систематическая философия: учеб. пособие / под ред. Л. Я. Курочкиной. - Воронеж: Воронежский государственный технический университет, 2010. -303 с.

4Цымбаленко С., Щеглова С. Кто они, подростки девяностых? (социологический портрет современного детства) // Воспитание школьников. - 1995. - № 6. -С. 48.

Science for Education Today

2019, том 9, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

следние 10 лет, показали, что молодое поколение россиян отличается от старшего поколения ориентацией на личный успех и комфорт, значительным ростом ценностей материального достатка. О. В. Гребенникова говорит о том, что современные подростки традици-онны в понимании семейных ценностей, но не имеют четких представлений об общечеловеческих, личностных ценностях [3].

Исследуя подростков, актуальным, на наш взгляд, становится вопрос рассмотрения личностных ценностей, которые становятся их достоянием, приобретают личностный смысл для ребенка. В науке к вопросу изучения видов и особенностей личностных ценностей обращались В. А. Барьяданова, О. В. Закревская и др. [1; 5]. Основываясь на их позициях, в нашем исследовании мы рассматриваем такие виды личностных ценностей, как образование, здоровый образ жизни, личностные качества, которые помогут ребенку взаимодействию в жизни. В науке нет комплексных исследований, направленных на исследование данной группы ценностей. Мы находим лишь отдельные аспекты. Обратимся к работам, посвященным выбору личностных качеств подростками, которые, на их взгляд, помогают им состояться в жизни.

О. В. Унру считает, что показательной личностной ценностью для подростка является его восприятие мира, которое идет через субъективную оценку других людей, отношение к которым проявляется в системе ценных для него качеств личности [16]. По мнению З. К. Селивановой, приоритетными для подростка являются нравственные качества человека: доброта, терпение, ответственность, дружелюбие [13]. Молодому поколению необходимо чувство ответственности, и подростки

5Гордеева О. А. Ценностные ориентации подростков из малого и большого городов // Система ценностей современного общества. - 2010. - № 12. - С. 272-277.

ценят в людях умение преодолевать препятствия, уверенность в себе, творческое начало [9; 2]. Зарубежные авторы исследуют такие важные для подростка качества, как толерантность и идентичность [20; 21], а также влияние гражданской позиции на ценности подростков [30].

Важным для нашего исследования является аспект рассмотрения личностных ценностей подростков большого и малого городов на основе сравнительного анализа. Отличительные особенности ценностных ориентаций детей разного рода поселений отмечены в трудах ряда ученых. Так, исследования О. А. Гордее-вой качеств, которые ценят дети в себе и других людях, выявили различия в ценностях подростков большого и малого городов. Для подростков мегаполиса характерны такие ценности, как согласие с самим собой и разнообразная жизнь, они ориентированы на личностное развитие. Дети малого города ценят уважение к старшему поколению, уважение и одобрение другими, т. е. уважение традиций социума5.

В более поздних работах авторов, посвященных ценности образования, профессионального самоопределения прослеживается неоднозначность в характеристиках ценностей подростков, проживающих в малых и больших городах. Так, З. К. Селиванова отмечает, что различий в ответах подростков малого, среднего и большого городов не наблюдается. Результаты показали, что изменений базовых цивилизационных ценностей среди подростков почти не происходит, но резко изменилась степень социальной востребованности этих ценностей, например, альтруизма, познания, творчества, высокой духовности и других традиционных ценностей российского общества, а как следствие - и многих творческих профессий [13].

Science for Education Today

2019, том 9, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Работы Г. Ф. Шафранова-Куцева и Г. З. Ефимовой, напротив, отмечают, что подростков большого города в аспекте ценностей отличает больший оптимизм, более прагматичный подход к профессиональному самоопределению и более активная социальная позиция [18]. Это находит подтверждение в работах А. М. Скотниковой и А. Г. Дерябиной. Они обнаружили, что для подростков большого города жизненным ориентиром является активная жизненная позиция, а также стремление к достижению личного успеха, желание самостоятельно принимать решения, быть независимыми в поступках, успешными, квалифицированными, влиятельными, вести интересную, насыщенную, деятельную жизнь. Такие ценностные ориентации создают внутренние условия для самореализации, активного самоутверждение себя в жизни. Для подростков малого города ценным является наличие семьи и способность обеспечивать ее материально, а также стабильность общества6.

Однако мы не обнаружили современных исследований, направленных на сравнение всех выше обозначенных личностных ценностей подростков большого и малого городов.

Следует обратить внимание на риски, которые могут влиять на формирование личностных ценностей. В научной литературе обращаются к анализу рисков в процессе формирования подростков в целом. Так, И. Ф. Дементьева отмечает, что факторами риска выступают неблагополучие в семье, состояние

здоровья и отношение к нему самих детей, недостаточная развитость инфраструктуры для детей (детские образовательные организации, оздоровительные центры) [4]. В работах Н. Е. Грибановой отмечается, что на формирование ценностей негативно могут влиять склонность к употреблению алкоголя и наркотиков, наличие в процессе взаимодействия с другими людьми грубости и хамства7. Риски в процессе формирования личности в условиях большого города рассматриваются в работах М. Ю. Сибиревой. Автор отмечает, что таковыми выступают большое количество людей,

о

пространственные характеристики и др.

В литературе мы находим доминирующий фактор негативного воздействия на формирование личностных ценностей подростков - Интернет. Однако стоит отметить, что авторы неоднозначно оценивают это влияние. Так, П. С. Макеев осуществил поколенческий анализ современных детей и пришел к заключению о том, что современные технологии позволяют уже в юном возрасте самоопределяться и развиваться личности, достигать высших точек в деятельности [7]. Интернет, по данным отечественных исследований, рассматривается подростками как форма досуга [15], занимающая в их жизни значительное место [6; 7]. Подростки как у нас в стране, так и за рубежом ежедневно пользуются Интернетом, и для большинства из них основной причиной онлайн-общения являются коммуника-

6 Скотникова А. М., Дерябина А. Г. Особенности ценностно-смысловой сферы подростков, проживающих в больших и малых городах // Личность в современном мире: сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции / Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии; отв. ред. Н. С. Белоусова, 2014. -С. 253-263.

7 Грибанова Н. Е. Исследование ценностных ориента-ций старшеклассников // Вестник Костромского

государственного университета. Серия Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2016. - Т. 22, № 3. -С. 193-197.

8 Сибирева М. Ю. Влияние мегаполиса на социализацию ребенка // Образование и общество: Всероссийская социологическая конференция к 20-летию Российского общества социологов. - М.: Институт социологии Российской академии наук, 2009. - С. 103.

Science for Education Today

2019, том 9, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

ционные действия [6; 25-27]. Исследователями отмечается высокая степень активности подростков в социальных сетях [6]. Было установлено, что число друзей в Facebook оказало позитивное воздействие на самоконтроль, а онлайн-отношения со временем способствовали началу реальных отношений [11; 28].

Ученые доказали, что использование информационно-коммуникационных технологий во время уроков в школе и для отдыха значительно и положительно влияет на формирование социальной коммуникации и учебной мотивации учащихся [19; 23; 26]. Ряд исследователей рассматривают социальные сети как основу для новых педагогических технологий [6; 27; 33].

Однако негативное влияние также подчеркивается. Зарубежные исследователи неоднократно доказывали, что Интернет оказывает негативное влияние на общее психологическое благополучие подростков и отношения с другими [22; 25; 29-31]. Даже высокая пользовательская эффективность подростков не уменьшает негативного влияния интернет-зависимости на психологическое благополучие подростков [22; 29; 32]. D. A. Scott, B. Valley, B. A. Simecka показали, что последствия привязанности к технологии включают снижение социальных навыков, самомотивации, эмоционального интеллекта и усиление конфликта с другими [32]. Другие исследования подтвердили, что существует негативное влияние социальных сетей на успеваемость школьников [25] и на их самоощущение [30].

Таким образом, многие ученые считают важным изучение ценностей подростков, так как изменения общества отражаются в трансформациях ценностной системы подрастающего поколения. Однако накопленных данных недостаточно для понимания современных ценностных тенденций развития подростков. В связи с этим авторы ставят цель статьи -

представление выявленных особенностей личностных ценностей подростков малого и большого городов и рисков в процессе их формирования.

Материалы и методы исследования

Целью исследования является выявление особенностей личностных ценностей подростков и их сравнительный анализ у подростков большого и малого городов. Эмпирические результаты исследования основаны на данных, собранных в 2018 г. в муниципальных общеобразовательных школах г. Челябинска (125 чел.) и г. Пласта Челябинской области (67 чел.). В исследовании приняли участие 192 подростка обоего пола (101 мальчик и 91 девочка) 8-х и 9-х классов. Возраст респондентов: 14-15 лет. Большинство из них (73,5 %) проживают в полных семьях, с мамой или с мамой и бабушкой - 14,2 %, с бабушкой - 2,1 %, с отцом - 0,5 %. Данная возрастная группа была выбрана в связи с тем, что в последние годы более половины учащихся 9-х классов уходят из школы и продолжают обучение в учебных заведениях среднего профессионального образования. И результаты, полученные в ходе исследования, могут помочь выделить проблемные зоны в планировании подростками своей жизненной перспективы.

Для сбора эмпирических данных использовалась специально разработанная Е. Г. Черниковой анкета, состоящая из двух основных блоков:

1) личностные ценности подростков (отношение подростков к образованию, своему здоровью и здоровому образу жизни, качествам личности, которые помогут состояться в жизни);

2) риски в процессе формирования личностных ценностей (медиапотребление, отсутствие идеалов, пассивное отношение к чтению художественной литературы).

2019, том 9, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Всего анкета содержала 27 вопросов (открытых и закрытых, прямых и косвенных, о фактах, мнениях, оценках).

Результаты исследования, обсуждение

Изучение личностных ценностей подростков показало, что первое место в иерархии ценностей занимает семья - 77,8 % (табл. 1). Следует отметить, что приоритет семьи как важнейшей ценности подтверждают исследования Ю. П. Лежниной, П. С. Макеева, А. В. Петрова, З. К. Селивановой, В. Е. Семенова и др.

9 По мнению Ю. П. Лежниной, семья

в ряду других ценностей стоит выше не только в России, но и в европейских странах10. На втором месте в рейтинге ценностей подростков находится здоровье (76,7 %), на третьем -любовь (61,9 %). Интересно, что замыкают пятерку важнейших ценностей материальная обеспеченность (52,4 %) и дружба (51,3 %). Для подростков малого города материальная обеспеченность оказалась достоверно более значима, чем для подростков большого города (45,3 % против 64,0 %, ^ = 6,023,р < 0,01).

Таблица 1

Наиболее значимые личностные ценности подростков из малого города и мегаполиса

Table 1

The most significant personal values of adolescents from a small city and metropolis

Ценности Кол-во выборов (%) Ранг Малый город (%) Мегаполис (%) F Достоверность различий

Благополучная счастливая семья 77,8 1 82,8 75,2 0,271

Здоровье 76,7 2 76,6 76,8 0,554

Любовь 61,9 3 60,9 62,4 0,687

Материальная обеспеченность 52,4 4 64,0 45,3 6,023 p < 0,001

Дружба 51,3 5 48,4 52,8 0,645

Образование, карьера 45,5 6 48,4 44,0 0,644

Образование и карьера являются значимыми для 45,6 % подростков. В то же время выбор наиболее значимых жизненных ценностей отражает противоречивость нравственных норм и ценностей подрастающего поколения. Так, наряду с выше названными ценностями 62,1 % подростков в качестве наиболее важных в жизни считают жизнь в свое удо-

вольствие, 44,3 % - жизнь без всяких обязательств перед кем-либо, 22,6 % - развлечение и отдых. К непопулярным среди подростков ценностям относятся саморазвитие и самосовершенствование (14,2 %), нравственность (13,0 %), власть (6,8 %). Таким образом, в общей системе ценностей именно личностные являются приоритетными.

9Лежнина Ю. П. Семья в ценностных ориентациях // Социологические исследования. - 2009. - № 12. -С. 70; Петров А. В. Ценностные предпочтения моло-

дежи: диагностика и тенденции изменений // Социологические исследования. - 2008. - № 2. - С. 85; Се-

менов В. Е. Ценностные ориентации и проблемы воспитания современной молодежи // Социологические исследования. - 2007. - № 4. - С. 37-43.

10Лежнина Ю. П. Семья в ценностных ориентациях // Социологические исследования. - 2009. - № 12. - С. 70.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

221

Science for Education Today 2019, том 9, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Рассмотрим отдельные результаты по малого города несколько больше, чем из мега-

исследованию такой личностной ценности, полиса (81,3 % против 73,6 %). Мотивы про-

как образование. Продолжить обучение пла- должения обучения представлены в таблице 2.

нируют большинство подростков (76,2 %). Из

Таблица 2

Мотивы продолжения обучения подростками

Table 2

Motives for continuing education of adolescents

Мотивы Кол-во выборов (%) Ранг Малый город (%) Мегаполис (%)

Знания пригодятся в жизни 48,7 2 57,8 44,0

Получить престижную профессию 66,7 1 70,3 64,8

Стать хорошим специалистом 31,2 4 39,1 27,2

Добиться материального благополучия 41,3 3 48,4 37,6

Стать культурным, образованным человеком 15,3 6 10,9 17,6

Хорошо воспитать своих детей 21,2 5 25,0 19,2

Организовать свое дело 15,3 7 17,2 14,4

Стать политическим лидером 1,6 9 1,6 1,6

Стать военным, участвовать в боевых действиях 2,1 8 1,6 2,4

Из таблицы следует, что на первом месте находится мотив «получить престижную профессию» (66,7 %), на втором - «знания пригодятся в жизни» (48,7 %), на третьем - «добиться материального благополучия» (41,3 %). Из таблицы также видно, что подростки из малого города больше, чем подростки из мегаполиса заинтересованы в продолжении образования для реализации своих жизненных целей.

Перейдем к результатам по такой личностной ценности, как качества личности, которые помогают подросткам в организации взаимодействия с другими людьми (табл. 3).

Чаще всего как значимые для подростков качества в других людях называются: честность (70,9 %), доброта (63,5 %), чувство юмора (63,0 %), надежность (45,0 %) и искренность (44,4 %), т. е. наряду с нравственными качествами (честность, доброта) подростки отмечают важные для общения качества (искренность, надежность, чувство юмора), позволяющее легче справляться с жизненными

трудностями. В то же время вызывает некоторую тревогу тот факт, что такие важные для становления молодого человека качества, как целеустремленность (16,9 %), уверенность (18,5 %), ответственность (29,1 %) выбирает небольшое число подростков. В исследовании 2010 г. первые пять мест в рейтинге предпочитаемых качеств занимали доброта/терпение (58 %), умение дружить и сила характера (по 51 %), красота (46 %) и самостоятельность/независимость (36 %). Интеллект, хорошее образование были на шестом месте (35 %) [3, с. 81]. В нашем исследовании «ум» оказался во второй половине списка, менее трети подростков (28,0 %) ценят людей с высоким интеллектом. Подростки из малого города чаще, чем подростки мегаполиса считают себя добрыми, искренними, открытыми и уверенными. В то же время больше подростков из мегаполиса считают себя ответственными и общительными.

Science for Education Today

2019, том 9, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Таблица 3

Качества, наиболее ценимые подростками в людях

Table 3

Qualities most valued by teens in people

Качества Процент от общего Малый город Мегаполис

числа выборов (%) (%)

Доброта 63,5 70,3 60,0

Честность 70,9 70,3 71,2

Искренность 44,4 56,3 38,4

Чувство юмора 63,0 65,6 61,6

Отзывчивость 37,6 35,9 38,4

Целеустремленность 16,9 15,6 17,6

Прагматичность 2,1 4,7 0,8

Открытость 29,1 32,0 23,4

Ум 28,0 26,6 28,8

Ответственность 29,1 23,4 32,0

Общительность 32,8 26,6 36,0

Жертвенность 2,1 3,1 1,6

Спокойствие 15,3 12,5 16,8

Цельность 3,2 3,1 3,2

Надежность 45,0 43,8 45,6

Уверенность 18,5 23,4 16,0

Сравнение с исследованиями 1990-х гг. показало, что в тот период более половины подростков больше всего ценили умных людей (56,3 %), деловых, практичных в жизни (40,3 %), справедливых (47,9 %), с сильным характером (44,1 %) и при этом добрых, хорошо относящихся к другим людям (53,9 %). В тяжелое перестроечное время от большинства людей требовались именно эти качества [15, с. 31].

Ретроспективные исследования отмечают, что здоровый образ жизни всегда являлся ценностью для подрастающего поколения [8, с. 45]. Ранее мы также писали о важности развития определенных жизненных навыков, необходимых для формирования и под-

держания здорового образа жизни у подростков [17]. Рассмотрим ценность здорового образа жизни современных подростков (табл. 4).

Более половины подростков (50,3 %) ведут здоровый и активный образ жизни, однако спортом занимаются почти вдвое меньше (30,2 %). Каждый пятый (20,6 %) ведет здоровый, но малоактивный образ жизни. Относятся положительно, но не придерживаются здорового образа жизни 16,9 % респондентов. Еще 4,8 % не считают нужным вести здоровый образ жизни. Таким образом, только третья часть подростков, участвовавших в исследовании, имеют представление о пользе и необходимости здорового образа жизни и прикладывают усилия для его сохранения. Подростки из малого города чаще, чем подростки из мегаполиса занимаются спортом (42 % против 24,0 %).

Science for Education Today

2019, том 9, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

Таблица 4

Отношение подростков к здоровью и здоровому образу жизни

Table 4

Adolescent attitude to health and healthy lifestyle

Варианты ответов Процент от общего Малый Мегаполис

числа выборов город (%) (%)

Я тоже веду здоровый и активный образ жизни 50,3 57,8 46,4

Веду здоровый, но малоактивный образ жизни 20,6 12,5 24,8

Отношусь положительно, но не придерживаюсь 16,9 17,2 16,8

здорового образа жизни

Не считаю нужным, здоровья хватает 4,8 7,8 3,2

Отношусь отрицательно 5,3 4,7 5,6

Мне все равно 1,1 1,6 0,8

Рассмотрим риски, которые могут оказать влияние на формирование личностных ценностей. К ним мы относим влияние Интернета, наличие или отсутствие идеала, отношение к прочтению художественной литературы.

Приоритетное место в системе рисков занимает общение в Интернете. Значительная часть респондентов (40,3 %) ответили, что «почти все свободное время», «все свободное время и даже на уроках» находятся в Интернете. Почти каждый третий (30 %) ответил, что общение в Интернете занимает у него 2-3 часа ежедневно, т. е. более половины респондентов все свое свободное время посвящают Интернету. Каждый четвертый (25,2 %) благодаря Интернету стал смелее высказывать свое мнение, стали более терпимыми 15,4 % подростков. Также подростки отмечают и негативное влияние Интернета на свою жизнь: 6,8 % подростков указали, что они стали более нервными и 3,7 % - более агрессивными. Анализ результатов исследования с применением точного критерия Фишера позволил установить, что среди подростков, ограничивающих свое пребывание в Интернете 2-3 часами в день, в отличии от тех, кто почти все свободное время проводит в Интернете, больше людей, которые ценят в других целеустремленность (Р = 4,000, р < 0,06), ответственность

(Р = 4,414, р < 0,04), надежность (Р = 3,865, р < 0,06). Они также чаще ориентированы на здоровый образ жизни (Р = 5,427, р < 0,03).

Подростки, у которых все свободное время связано с Интернетом, чаще значимыми целями в жизни называют «жизнь в достатке» (Р = 3,379,р < 0,08) и «получение хорошего образования» (Р = 4,917, р < 0,04). Они чаще готовы тратить деньги на развлечения (Р = 11,058, р < 0,01) и модную одежду (Р = 3,799, р < 0,05), чем их сверстники, время пребывания в Интернете которых ограничено 2-3 часами в день.

Таким образом, с одной стороны, виртуальное общение дает возможность подросткам удовлетворить потребность в общении, способствует формированию коммуникативных качеств, а с другой стороны, приводит к стимулированию развития материальных ценностей и деформации личности, не формирует личностные ценности.

Представления подростков о себе и других людях могут формироваться под влиянием родителей, сверстников. Наличие идеала является важным условием формирования личности (Л. И. Божович и др.). Однако проведенное нами исследование показало, что большинство подростков не имеют образцов для подражания. Более половины (58,9 %) не хотели

Science for Education Today

2019, том 9, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

бы походить ни на кого другого, а стремятся быть похожими на самих себя. В исследовании П. К. Макеева на мать хотели быть похожими 43 % подростков, на отца - 25 %, на бабушку или дедушку - 15 %. Мы видим, что в данной выборке подростки более ориентированы на своих родителей и прародителей, чем в нашем исследовании. Если автор исследования утверждал, что идеалы подростков формируют детско-родительские отношения, а не общество, то сегодня эта тенденция изменилась под влиянием в первую очередь средств массовой информации [7, с. 57]. Примерно каждый девятый участник исследования хотел бы быть похожим на героя фильма. Свои идеалы в кинематографе подростки находят в зарубежном кино, а в политической сфере называют российских политиков, в том числе президента страны В. В. Путина. Значительное место в жизни подростков стали иметь бло-геры, в более ранних исследованиях они не играли такой роли в жизни подростков. Каждый десятый в 2015 г. выбирал в качестве образца для подражания бизнесмена или предпринимателя (12,5 %), и сегодня они не теряют привлекательности для подростков (10 %) [7, с. 56].

На вопрос «Вы читаете книги кроме учебников?» утвердительно ответили 38,6 %. Однако 49,1 % читают только иногда, а 10,1 % (каждый десятый) не читают никогда, т. е. больше половины подростков либо вообще книг не читают, либо делают это крайне редко. Современные подростки предпочитают литературу таких жанров, как ужасы, постапокалиптическая антиутопия, фэнтези, детективы. Эти жанры созвучны с амбивалентными сложными переживаниями в подростковом возрасте. Таким образом, по нашему мнению, отсутствие положительного идеала является фактором риска для формирования необходимых для жизни качеств, благодаря которым

можно взаимодействовать в жизни. Пассивность к чтению художественной литературы негативно может отражаться на желании получить образование и определиться с профессией, на формировании такой ценности, как здоровый образ жизни.

Заключение

Теоретический анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования, а также проведенное нами эмпирическое исследование позволили выделить следующие особенности личностных ценностей подростков большого и малого городов.

1. Установлено, что у подростков большого и малого городов сохраняется традиционная шкала ценностей, которая определяет их цели на будущее. Подростки ценят семейное счастье, успех в профессии, материальный достаток, общение с друзьями. Образование и карьера являются значимыми для половины подростков, принявших участие в исследовании. Подростки ценят в людях честность, доброту, чувство юмора, надежность и искренность.

В большинстве своем подростки не имеют жизненных идеалов и образцов для подражания. Они мало читают, много времени проводят в Интернете, предпочитают смотреть зарубежные кинофильмы. Современные подростки недостаточно внимания уделяют своему здоровью, не понимают ценность здорового образа жизни, только третья часть подростков занимается спортом.

2. Выявлены достоверные различия в личностных ценностях подростков малого и большого городов.

Для подростков из малого города материальный достаток оказался более значимым, чем для подростков из большого города. При этом подростки из малого города считают

2019, том 9, № 2

наиболее важными препятствиями к достижению поставленных целей невысокое материальное положение семьи (Р = 3,916, р < 0,01), нестабильность экономики в стране (Р = 4,731, р < 0,01), отсутствие правовых знаний (Р = 4,439, р < 0,01).

Подростки из малого города больше, чем подростки из мегаполиса заинтересованы в продолжении образования для реализации своих жизненных целей.

Подростки из малого города чаще, чем подростки мегаполиса считают себя добрыми, искренними, открытыми и уверенными. В то же время больше подростков из мегаполиса считают себя ответственными и общительными.

Почти в два раза больше подростков из малого города занимаются спортом по сравнению с подростками из большого города (Р = 6,612, р < 0,01). Среди них почти в пять раз меньше тех, кто свое свободное время проводит в Интернете.

Подростки из малого города достоверно чаще подростков из большого города смотрят молодежные и учебные программы, что говорит о развитости познавательных мотивов, стремлении получить информацию о жизни, расширить кругозор.

3. Социализационные особенности малого и большого городов определяют разницу в характеристиках современных подростков, растущих в этих социальных средах. Социальная среда малого города обусловливает формирование личности с более выраженной духовной направленностью, стремлением к здоровому образу жизни. Подростки малого города проводят больше времени в реальном

ISSN 2658-6762

пространстве, занимаясь спортом, просмотром телепередач. При этом они осознают свою правовую безграмотность, зависимость будущего от ситуации в стране и материального положения семьи.

Подростки же большого города не мыслят жизни без Интернета, они менее активны в реальной жизни. Подростки большого города более уверены в достижении цели, поскольку они имеют в рамках социальной среды больше возможностей в удовлетворении социокультурных потребностей.

4. Риском, который влияет на формирование личностных ценностей, является высокая медиавовлеченность, что отражает тенденцию к увеличению прагматизма, приоритета материальных ценностей. Среди подростков, ограничивающих свое пребывание в Интернете 2-3 часами в день, в отличие от тех, кто почти все свободное время проводит в Интернете, больше людей, которые чаще ориентированы на здоровый образ жизни.

Риском является и отсутствие положительных идеалов в жизни, в том числе из художественной литературы, что может повлиять на формирование личностных качеств, благодаря которым можно взаимодействовать в социуме. Более половины (58,9 %) не хотели бы ни на кого походить.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В целом же характеристики подростков малого и большого городов в отношении их ценностных ориентаций и целей совпадают: семейные ценности, ценности дружбы. Но в то же время эти характеристики отражают особенности поколения, растущего в информационной среде (жизнь в Интернете), в обществе потребления (жизнь в свое удовольствие, без обязательств), обществе без идеалов.

http://sciforedu.ru

© 2011-2019 Science for Education Today

Все права защищены

226

2019, том 9, № 2 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Барьядаева В. А. К вопросу о ценностях и их классификация // Вестник Бурятского государственного университета. - 2009. - № 6. - С. 84-88 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12953407

2. Вартанова И. И. Психологические особенности мотивации и ценностей у старшеклассников разного пола // Психологическая наука и образование. - 2017. - Т. 22, № 3. - C. 63-70. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2017220307 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29898533

3. Гребенникова О. В. Особенности социальных представлений современных российских подростков // Психологические исследования: электронный научный журнал. - 2010. -№ 2 (10). - С. 6. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13922159

4. Дементьева И. Ф. Факторы риска современного детства // Социологические исследования. -2011. - № 10 (330). - С. 108-114. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17031024

5. Закревская О. В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 3. - С. 655. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22528463

6. Королева Д. О. Использование социальных сетей в образовании и социализации подростка: аналитический обзор эмпирических исследований (международный опыт) // Психологическая наука и образование. - 2015. - Т. 20, № 1. - C. 28-37. DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2015200104 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23104472

7. Макеев П. С. Поколенческий анализ современных детей и подростков: количественный анализ характеристик // Социальная политика и социология. - 2015. - Т. 14, № 3-1 (109). -С. 52-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24391947

8. Перебейнос А. Е., Пташко Т. Г. Участие учащейся молодежи Урала в общественной, культурной и политической жизни во второй половине XIX - начале XX веков // Новый исторический вестник. - 2018. - № 3 (57). - С. 42-58. DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2072-9286-2018-00022 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36881283

9. Черникова Е. Г., Пташко Т. Г. Система социального образования студента в условиях педагогического процесса вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2017. - № 4. - С. 95-100. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29345648

10. Рикель А. М., Доренская С. В. Социально-психологическая модель ценностей различных поколений современного российского общества // Российский психологический журнал. -2017. - Т. 14, № 4. - С. 205-225. DOI: http://dx.doi.org/10.21702/rpj.2017A10 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=32468190

11. Рослякова С. В., Пташко Т. Г., Черникова Е. Г. Особенности социализации современных подростков // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. - Т. 7, № 4 (25). - С. 292-296. URL https://elibrary.ru/item.asp?id=36746068

12. Ростовская Т. К. Семья и семейный образ жизни в системе ценностей поколений // Человек в мире культуры. - 2015. - № 2. - С. 3-9. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25220390

13. Селиванова З. К. Динамика и взаимосвязь ценностных ориентаций и жизненных целей городских подростков // Социологические исследования. - 2013. - № 8 (352). - С. 80-86. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20189972

14. Собкин В. С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. - 2016. - № 8. -С. 61-72. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27261730

Science for Education Today

2019, том 9, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

15. Тазов П. Ю. Динамика ценностей российской молодежи 1960-2010 гг. в социокультурном анализе // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 1435. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25325176

16. Унру О. В. Экспериментальное исследование системы ценностей подростков в детской общественной организации // Системная психология и социология. - 2015. - № 1 (13). - С. 7382. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23875620

17. Черникова Е. Г. К вопросу о формировании здорового жизненного стиля у подростков // Вестник Челябинского государственного университета. - 2014. - № 4 (333). - С. 169-172. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21682881

18. Шафранов-Куцев Г. Ф., Ефимова Г. З. Социологический портрет старшеклассника университетской (элитной) гимназии в региональном интерьере // Образование и наука. - 2014. -№ 10. - С. 76-92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22739421

19. Areepattamannil S., Khine M. S. Early adolescents' use of information and communication technologies (ICTs) for social communication in 20 countries: Examining the roles of ICT-related behavioral and motivational characteristics // Computers in Human Behavior. - 2017. - Vol. 73. -Р. 263-272. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2017.03.058

20. Dahl V. Reducing adolescents' approval of political violence. The social influence of universalistic and immigrant-friendly peers // Zeitschrift fur Psychologie. - 2017. - Vol. 225, Issue 4. - P. 302312. DOI: http://dx.doi.org/10.1027/2151-2604/a000298

21. Erentaite R., Vosylis R. Gabrialaviciute I., Raiziene S. How does School Experience Relate to Adolescent Identity Formation Over Time? Cross-Lagged Associations between School Engagement, School Burnout and Identity Processing Styles // Journal of Youth and Adolescence. - 2018. -Vol. 47, Issue 4. - P. 760-774. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10964-017-0806-1

22. Favotto L., Michaelson V., Davison C. Perceptions of the influence of computer-mediated communication on the health and well-being of early adolescents // International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being. - 2017. - Vol. 12, Issue 1. - Article: 1335575. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/17482631.2017.1335575

23. Greenhow C., Askari E. Learning and teaching with social network sites: a decade of research in k-12 related education // Education and Information Technologies. - 2017. - Vol. 22, Issue 2. -Р. 623-645. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10639-015-9446-9

24. Inglehart R., Baker W. E. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values // American Sociological Review. - 2000. - Vol. 65, № 1. - Р. 19-51. DOI: http://dx.doi.org/10.2307/2657288

25. Junco R. Too much face and not enough books: The relationship between multiple indices of Fa-cebook use and academic performance // Computers in Human Behavior. - 2012. - Vol. 28, Issue 1. - P. 187-198. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2011.08.026

26. Khan M. L., Wohn D. Y., Ellison N. B. Actual friends matter: An internet skills perspective on teens' informal academic collaboration on Facebook // Computers and Education. - 2014. -Vol. 79. - P. 138-147. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2014.08.001

27. Manca S., Ranieri M. Is it a tool suitable for learning? A critical review of the literature on Face-book as a technology-enhanced learning environment // Journal of Computer Assisted Learning. -2013. - Vol. 29, Issue 6. - P. 487-504. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12007

28. Metzler A., Scheithauer H. The Long-Term Benefits of Positive Self-Presentation via Profile Pictures, Number of Friends and the Initiation of Relationships on Facebook for Adolescents' Self-Esteem and the Initiation of Offline Relationships // Frontiers in Psychology. - 2017. - Vol. 8. -P. 1981. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/FPSYG.2017.01981

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2019, том 9, № 2

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

29. Naeemi S., Tamam E. The Relationship Between Emotional Dependence on Facebook and Psychological Well-Being in Adolescents Aged 13-16 // Child Indicators Research. - 2017. - Vol. 10, Issue 4. - P. 1095-1106. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s12187-016-9438-3

30. Obersta U., Renau V., Chamarro A., Carbonell X. Gender stereotypes in Facebook profiles: Are women more female online? // Computers in Human Behavior. - 2016. - Vol. 60. - P. 559-564. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.chb.2016.02.085

31. Oosterhoff B., Ferris K. A., Palmer C. A., Metzger A. Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values // Social Development. - 2017. -Vol. 26, Issue 4. - P. 846-859. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12230

32. Scott D. A., Valley B., Simecka B. A. Mental Health Concerns in the Digital Age // International Journal of Mental Health and Addiction. - 2017. - Vol. 15, Issue 3. - P. 604-613. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11469-016-9684-0

33. Vasbo K. B., Silseth K., Erstad O. Being a Learner Using Social Media in School: The Case of Space2cre8 // Scandinavian Journal of Educational Research. - 2014. - Vol. 58, Issue 1. - P. 110126. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00313831.2013.773555

© 2011-2019 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2019, Vol. 9, No. 2

http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

DOI: 10.15293/2658-6762.1902.15

Elena Gennadyevna Chernikova,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor,

Social Work, Pedagogics and Psychology Department,

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk,

Russian Federation.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-8858-9790 E-mail: Helen1268@mail.ru Tatyana Genad' evna Ptashko,

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor,

Social Work, Pedagogics and Psychology Department,

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk,

Russian Federation.

ORCID ID: https://orcid/org/0000-0002-0235-4190 E-mail: ptashko75@mail.ru Artem Evgenevich Perebeynos,

Candidate of Historical Sciences, Assistant Professor, General History Department,

South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation. ORCID ID: https://orcid/org/0000-0003-3269-0440 E-mail: nos75@mail.ru Nadezhda Valeryevna Sivrikova,

Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Psychology of Social Work, Pedagogics and Psychology Department, South Ural State Humanitarian and Pedagogical University, Chelyabinsk, Russian Federation.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0001-9757-8113 E-mail: Bobronv@cspu.ru

Adolescents' personal values in towns and cities and risks in their development

Introduction. The article is devoted to the problem of studying personal values of modern adolescents, which are developed in contemporary Russian society. The purpose of the research is to identify and describe the characteristics of adolescent's personal values in towns and cities and risks in the process of their formation.

Materials and Methods. The methodological basis of the research includes a structural approach to personality studies, analysis and generalization of scientific and theoretical literature. The study of the characteristics of adolescents' personal values in towns and cities was carried out using E. G. Chernikova's questionnaire. For mathematical processing of the research results, Fisher's exact test was used. The sample consisted of 192 adolescents of 8-9 grades in the city of Chelyabinsk and the town called Plast, which is located in Chelyabinsk region.

Results. The study found that adolescents retain the traditional scale of values. They value and strive for family happiness, career well-being, financial well-being, and communication with friends. At

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

Abstract

Science for Education Today

2019, Vol. 9, No. 2

http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

the same time, they are pragmatic and selfish, they do not pay enough attention to their health, online communication takes the first place in the structure of their free time.

Significant differences in adolescents' personal values in towns and cities have been identified. Adolescents in towns are more focused on sports and spend less time online. More of them are interested in continuing education for the implementation of their plans. Among the qualities which help to achieve life goals, they appreciate kindness, sincerity, and confidence.

Adolescents from the city spend more time in the virtual space and are less active in real life. Among them, fewer are those who read fiction and play sports. Giving importance to such qualities as sociability and responsibility, the adolescents of a city are more confident in achieving goals, including education, as they have more opportunities within the social environment to meet sociocultural needs.

It is argued that adolescents who do not have a stable system of personal values are subject to the influence of negative factors. The following risks are revealed in the process of developing adolescents personal values: the absence of an ideal, media engagement, and passivity in reading fiction.

Conclusions. The results indicate adolescents' personal values, which depend on social environments of towns and cities. On the basis of the obtained results, the conclusion is made about the dominant risks in the process of developing adolescents' personal values.

Adolescents ' personal values; Media engagement in adolescents; Healthy lifestyle; Education; Choosing a career.

Acknowledgem ents

The study was conducted with the financial support of Russian Foundation for Basic Research (RFBR). Project No. 18-013-00910 "Dynamics of the generational values as a marker of the social relations' transformation in Russian society"

1. Baryadaeva V. A. To the issue of values and their classification. Bulletin of the Buryat State University, 2009, no. 6, pp. 84-88. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=12953407

2. Vartanova I. I. Psychological features of motivation and values in high school students of different sexes. Psychological Science and Education, 2017, vol. 22, no. 3, pp. 63-70. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2017220307 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29898533

3. Grebennikova O. V. Social representations peculiarities in modern Russian teenagers. Psikhologicheskie Issledovaniya, 2010, no. 2, pp. 6. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13922159

4. Dementeva I. F. Risk factors for contemporary childhood. Sociological Studies, 2011, no. 10, pp. 108-114. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17031024

5. Zakrevskaya O. V. Features of the development of value-semantic sphere of senior teenagers. Modern Problems of Science and Education, 2014, no. 3, pp. 655. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22528463

6. Koroleva D. O. The use of social networks in education and socialization of adolescents: An analytical review of empirical studies (international experience). Psychological Science and Education, 2015, vol. 20, no. 1, pp. 28-37. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.17759/pse.2015200104 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23104472

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

Keywords

REFERENCES

2019, Vol. 9, No. 2

http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Makeev P. S. Pokolenichesky analysis of modern children and adolescents: a quantitative analysis of characteristics. Social Policy and Sociology, 2015, vol. 14, no. 3-1, pp. 52-61. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24391947

8. Perebeynos A. E., Ptashko T. G. The participation of student youth in the social, cultural and political life of the Ural Region in the second half of the 19th -early 20th centuries. The New Historical Bulletin, 2018, no. 3, pp. 42-58. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.24411/2072-9286-2018-00022 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36881283

9. Chernikova E. G., Ptashko T. G. System of student social education in the conditions of higher education pedagogical process. Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University, 2017, no. 4, pp. 95-100. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29345648

10. Rikel A. M., Dorenskaya S. V. A Socio-psychological model of values among different generations in modern Russian society. Russian Psychological Journal, 2017, vol. 14, no. 4, pp. 205-225. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.21702/rpj.20174.10 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32468190

11. Roslyakova S. V., Ptashko T. G., Chernikova E. G. Peculiarities of socialization of modern teenagers. Baltic Humanitarian Journal, 2018, vol. 7, no. 4, pp. 292-296. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36746068

12. Rostovskaya T. K. Family and family life in the system of values of generations. Human in the World of Culture, 2015, no. 2, pp. 3-9. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25220390

13. Selivanova S. K. Dynamics and relationships of value orientations and vital goals of urban adolescents. Sociological Studies, 2013, no. 8, pp. 80-86. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20189972

14. Sobkin V. S. The modern teenager on social networks. Pedagogy, 2016, no. 8, pp. 61-72. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27261730

15. Tazov P. Yu. Dynamics of values of Russian youth 1960-2010 gg. in the socio-cultural analysis. Modern Problems of Science and Education, 2015, no. 1-1, pp. 1435. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25325176

16. Unruh O. V. Experimental research of adolescents' value system in the children''s public organization. Systems Psychology and Sociology, 2015, no. 1, pp. 73-82. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23875620

17. Chernikova E. G. To the question of formation of healthy vital style at teenagers. Bulletin of Chelyabinsk State University, 2014, no. 4, pp. 169-172. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21682881

18. Shafranov-Kutsev G. F., Efimova G. Z. Sociological Portrait of the senior of the university (elite) gymnasium in Tyumen Region. Education and Science, 2014, no. 10, pp. 76-92. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22739421

19. Areepattamannil S., Khine M. S. Early adolescents' use of information and communication technologies (ICTs) for social communication in 20 countries: Examining the roles of ICT-related behavioral and motivational characteristics. Computers in Human Behavior, 2017, vol. 73, pp. 263272. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.chb.2017.03.058

20. Dahl V. Reducing adolescents' approval of political violence. The social influence of universalistic and immigrant-friendly peers. Zeitschrift fur Psychologie, 2017, vol. 225, issue 4, pp. 302-312. DOI: http://dx.doi.org/10.1027/2151-2604/a000298

21. Erentaite R., Vosylis R. Gabrialaviciute I., Raiziene S. How does school experience relate to adolescent identity formation over time? Cross-lagged associations between school engagement, school burnout and identity processing styles. Journal of Youth and Adolescence, 2018, vol. 47, issue 4, pp. 760-774. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10964-017-0806-1

© 2011-2019 Science for Education Today All rights reserved

232

2019, Vol. 9, No. 2

http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

22. Favotto L., Michaelson V., Davison C. Perceptions of the influence of computer-mediated communication on the health and well-being of early adolescents. International Journal of Qualitative Studies on Health and Well-being, 2017, vol. 12, issue 1, article: 1335575. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/17482631.2017.1335575

23. Greenhow C., Askari E. Learning and teaching with social network sites: a decade of research in k-12 related education. Education and Information Technologies, 2017, vol. 22, issue 2, pp. 623645. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s10639-015-9446-9

24. Inglehart R., Baker W. E. Modernization, cultural change, and the persistence of traditional values. American Sociological Review, 2000, vol. 65, no. 1, pp. 19-51. DOI: http://dx.doi.org/10.2307/2657288

25. Junco R. Too much face and not enough books: The relationship between multiple indices of Facebook use and academic performance. Computers in Human Behavior, 2012, vol. 28, issue 1, pp. 187-198. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2011.08.026

26. Khan M. L., Wohn D. Y., Ellison N. B. Actual friends matter: An internet skills perspective on teens' informal academic collaboration on Facebook. Computers and Education, 2014, vol. 79, pp. 138-147. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.compedu.2014.08.001

27. Manca S., Ranieri M. Is it a tool suitable for learning? A critical review of the literature on Facebook as a technology-enhanced learning environment. Journal of Computer Assisted Learning, 2013, vol. 29, issue 6, pp. 487-504. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/jcal.12007

28. Metzler A., Scheithauer H. The long-term benefits of positive self-presentation via profile pictures, number of friends and the initiation of relationships on Facebook for adolescents' self-esteem and the initiation of offline relationships. Frontiers in Psychology, 2017, vol. 8, pp. 1981. DOI: http://dx.doi.org/10.3389/FPSYG.2017.01981

29. Naeemi S., Tamam E. The relationship between emotional dependence on facebook and psychological well-being in adolescents aged 13-16. Child Indicators Research, 2017, vol. 10, issue 4, pp. 1095-1106. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s12187-016-9438-3

30. Obersta U., Renau V., Chamarro A., Carbonell X. Gender stereotypes in Facebook profiles: Are women more female online? Computers in Human Behavior, 2016, vol. 60, pp. 559-564. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.chb.2016.02.085

31. Oosterhoff B., Ferris K. A., Palmer C. A., Metzger A. Longitudinal associations among adolescents' organized activity involvement and sociopolitical values. Social Development, 2017, vol. 26, issue 4, pp. 846-859. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12230

32. Scott D. A., Valley B., Simecka B. A. Mental health concerns in the digital age. International Journal of Mental Health and Addiction, 2017, vol. 15, issue 3, pp. 604-613. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/s11469-016-9684-0

33. Vasbo K. B., Silseth K., Erstad O. Being a learner using social media in school: The case of space2cre8. Scandinavian Journal of Educational Research, 2014, vol. 58, issue 1, pp. 110-126. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00313831.2013.773555

Submitted: 21 January 2019 Accepted: 04 March 2019 Published: 30 April 2019

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2019 Science for Education Today

All rights reserved

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.