ско-юношескими группами (образовательные учреждения). Полученные результаты дают основания полагать, что возрастная обусловленность «неуставных отношений» менее вероятна, чем деятельностная. А именно: для проявлений моббинга («неуставных отношений в организациях») складываются более благоприятные условия, чем для булинга («неуставных отношений в учебных коллективах»).
3. Существует обусловленность «неуставных отношений» половой принадлежностью членов группы, о чем свидетельствуют более высокие значения суммарного балла у женщин по сравнению с мужчинами.
Библиографический список
1. Колодей К. Моббинг. Психотеррор на рабочем месте и методы его преодоления. - Харьков: Гуманитарный Центр, 2007. - 365 с.
2. Королев С.А. Микроструктуры в российском пространстве власти: архетипы и механизмы функционирования // Философские исследования. -
2013. - № 5. - С. 103-165.
3. Пелевина А.А. «Неуставные отношения» как социально-психологический феномен: дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2014. - 244 с.
4. Солнышков А.Ю. Тип отношения к «значимому другому» как ключ к пониманию внутрилич-ностных причин дедовщины // Социология права. - 2004. - № 6. - С. 45-83.
5. Тутолмин С. Дедовщина: ретроспектива: Историко-психологическое исследование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fondiv.ru/ articles/3/189/ (дата обращения: 17.10.2015).
6. Olweus D. The Olweus Bullying Prevention Programme: Design and implementation issues and a new national initiative in Norway // Journal of School Violence - 2004. - P. 13-36.
7. R Core Team (2015). R: A language and environment for statistical computing. R Foundation for Statistical Computing, Vienna, Austria. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.R-project.org/ (дата обращения: 12.01.2015).
УДК 159.9:316.6
Голубев Валерий Вячеславович
кандидат психологических наук, доцент
Уварова Ольга Михайловна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова [email protected], [email protected]
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УСПЕШНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ СРЕДНЕГО УРОВНЯ
В статье раскрыты личностные особенности успешных менеджеров среднего уровня. Представлены психологические портреты успешного и менее успешного менеджеров. Приведены результаты исследования, показавшие, что у успешных менеджеров среднего уровня существует специфика взаимосвязи между личностными особенностями, относящимися к эмоциональной, коммуникативной, когнитивной и мотивационной сферам личности, отличная от специфики взаимосвязей в группе менее успешных менеджеров.
Ключевые слова: личностные особенности, эмоциональная, коммуникативная, когнитивная, мотивационная сферы, успешные менеджеры.
Исследование личностных особенностей менеджеров среднего уровня принадлежит к числу актуальных исследований психологии труда и обусловлено запросами и потребностями реальной жизни. Руководители среднего уровня обычно возглавляют крупные подразделения компании и отвечают за практическую реализацию планов, разработанных высшим руководством. Их роль в управлении компании крайне высока. Они налаживают связи между производственным персоналом и более высоким руководством, осуществляют текущее планирование, руководят подчиненными, принимают повседневные решения, обеспечивающие рентабельность производственных операций [5].
Некоторые работодатели слабо учитывают индивидуально-психологические особенности человека, устраивающегося на должность менеджера, что может обернуться снижением эффективности работы компании [4]. Использование подобного рода информации позволит устранять ошибки
в подборе менеджеров, а так же исключить возможность выдвижения людей, не соответствующих данной должности. Кроме того, знание личностных особенностей человека поможет обеспечить индивидуальный подход при развитии и формировании необходимых качеств менеджера.
Изучением качеств личности управленцев в разное время занимались психологи (Г. Никифоров, Л. Яккока и др.), а так же теоретики и практики менеджмента (Ф. Тейлор, М. Мескон, А. Молодчик и др.). Много работ посвящено изучению особенностей личности и психологических характеристик профессионала, в том числе менеджера (А.К. Маркова, Е.А. Климов, Э.Ф. Зеер, А.Л. Журавлев и др.). Несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию личностных особенностей руководителей - менеджеров, проблема все еще нуждается в дальнейшем углублении и исследовании в силу часто меняющейся экономической ситуации, и, как следствие, требований к менеджерам среднего уровня. В связи с этим целью нашего
© Голубев В.В., Уварова О.М., 2015 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика Jiî- № 4
69
исследования было выявить личностные особенности успешных менеджеров среднего уровня.
Для достижения целей исследования были использованы: метод экспертных оценок; 16-фак-торный личностный опросник Кеттелла (105-С) в адаптации Э.С. Чугуновой 1972 г. [2]; методика исследования самооценки личности С.А. Будас-си [3]; методика оценки уровня притязаний личности В.К. Горбачевского [1]; методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда [6], методы статистической обработки результатов исследования.
Эмпирическую базу исследования составили 41 менеджер среднего уровня в возрасте от 21 до 50 лет (27 - женщин,14 - мужчин) коммерческих организаций. Пол, стаж работы испытуемых нами не учитывался. В процессе исследования выборка была поделена на две группы с помощью метода экспертной оценки: успешные менеджеры среднего уровня (25 человек в возрасте от 21 до 45 лет) и менее успешные менеджеры среднего уровня (16 человек в возрасте от 26 до 50 лет).
В результате проведенного исследования было выявлено, что успешные менеджеры среднего уровня отличаются от менее успешных менеджеров среднего уровня по следующим показателям: общительность (и = 112,0 при р < 0,017), интеллектуальность (и = 90,5 при р < 0,003), эмоциональная устойчивость (и = 124,5 при р < 0,039), экспрессивность (и = 86,5 при р < 0,002), смелость в социальных контактах (и = 79,5 при р < 0,001), уровень социального интеллекта (и = 55,00 при р < 0,001). Кроме того для них наиболее значимыми мотивами в деятельности являются: внутренний мотив (и = 109,00 при р < 0,014), познавательный мотив (и = 64,00 при р < 0,001), состязательный мотив (и = 123,00 при р < 0,039), мотив самоуважения (и = 86,00 при р < 0,002), а также такие компоненты как оценка своего потенциала (и = 99,00 при р < 0,006), намеченный уровень мобилизации усилий (и = 98,00 при р < 0,006) и инициативность (и = 93,00 при р < 0,004). Данный результат можно объяснить спецификой деятельности и требованиями, которые предъявляются менеджерам среднего уровня.
Для более четкого представления степени отличия успешных менеджеров от менее успешных по данным критериям, приведем психологические портреты двух испытуемых, участвовавших в исследовании.
Успешный менеджер среднего уровня отличается открытостью, общительностью, активностью в установлении как межличностных, так и социальных контактов. В поведении проявляются экспрессивность, импульсивность, социальная смелость. Отмечается оперативность, подвижность мышления, эрудированность. Эмоционально устойчив, уверен в себе, стрессоустойчив. Способен доста-
точно тонко разбираться в людях, задумываться над мотивами их поведения, предвосхищать дальнейшие поступки людей. Хорошо ориентируется в невербальных реакциях участников взаимодействия, обладает чувствительностью к характеру человеческих взаимоотношений, что помогает понимать речевую экспрессию в контексте определенной ситуации. В деятельности ведущими побуждающими мотивами выступают познавательный мотив, состязательный мотив, мотив самоуважения. В настоящее время его работа кажется ему достаточно простой, привычной, что выражается в высокой оценке своего профессионального потенциала. В связи с этим ожидается хорошая результативность работы, так как такой исход кажется человеку закономерным, ведь в своей работе он проявляет инициативность и находчивость при решении поставленных перед собою задач.
Менее успешный менеджер среднего уровня взаимоотношений с людьми не избегает, но собственная активность в установлении и сохранении контактов невысокая. Осторожен, сдержан. Инициатором общения становится в том случае, если затрагиваются его интересы или проблема решается только с помощью общения. Общение с большой аудиторией или авторитетными людьми требует преодоления напряжения. Сохраняет эмоциональное равновесие преимущественно в привычной для себя обстановке. При неожиданном появлении дополнительных трудностей возникает кратковременное чувство тревоги и беспомощности. Испытывает трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. В деятельности не проявляет ярко выраженной мотивации, считает свою работу достаточно сложной, однако не проявляет достаточно усилий для ее завершения.
В дальнейшем, мы установили ряд связей, относящихся к эмоциональной, коммуникативной, когнитивной и мотивационной сферам личности в группе успешных менеджеров среднего уровня. Необходимо отметить, что данные связи в группе менее успешных менеджеров среднего уровня установлены не были.
Было установлено, что чем больше менеджер эмоционально устойчив, тем меньше он стремится проявлять свою власть над подчиненными, показывать свою доминантность (Из = -0,6 при р = 0,003). Мы считаем, что для человека, проявляющего доминантность, иногда конфликтность, своенравие в коллективе, характерно состояние эмоционального возбуждения, раздражительность, импульсивность, т.е. эмоциональная нестабильность, что может негативно сказываться на социально-психологическом климате коллектива, а так же на продуктивности работы. Данный результат может быть следствием выбора успешными руко-
70
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2015, Том 21
водителями демократического стиля управления, где существуют многосторонние информационные и коммуникационные отношения, доверие, ориентация на удовлетворение потребностей как руководителей, так сотрудников, что ведет к повышению эмоциональной устойчивости.
С повышением инициативности снижается эмоциональная чувствительность (Я^ = -0,8 при р = 0,001) и доминантность (Яз = -0,5 при р = 0,03). Возможно, это связано с тем, что менеджер решает самостоятельно заниматься какой-либо деятельностью, которую раньше поручал своим сотрудникам, в связи с этим, уровень доминантности снижается. А так же снижается уровень эмоциональной чувствительности за счет полного погружения в деятельность и отвлечения от окружающих, с целью добиться хорошего результата.
В группе успешных менеджеров среднего уровня выявлена связь субтеста «Истории с дополнением» с уровнем напряженности (Яб = 0,5 при р = 0,01). Данный результат говорит о том, что чем выше способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, тем выше уровень напряженности. Это связано с тем, что в процессе своей деятельности успешному менеджеру приходится анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, предсказывать их поведение и отыскивать причины подобных поступков. Все это, несомненно, ведет к состоянию возбуждения, напряжения, усталости. Чем больше эмоционально напряженных ситуаций возникает у менеджера среднего уровня в процессе деятельности, тем выше шансы появления нервного истощения и риск профессионального выгорания.
Так же установлена связь общего уровня развития социального интеллекта с гибкостью (Яб = 0,4 при р = 0,04) и со сложностью задания (Яб = 0,5 при р = 0,01). Менеджер, стремящийся к радикализму, экспериментаторству, восприимчивый к переменам, способен лучше адаптироваться в коллективе, у него повышен интерес к социальным проблемам. Он способствует поддержанию оптимального психологического климата, проявляет больше интереса, смекалки и изобретательности в работе. Можно предположить, что уровень социального интеллекта влияет и на результативность работы менеджера среднего уровня. Чем лучше менеджер разбирается в поведении людей, может предвосхищать их действия и проявлять дальновидность в отношениях с окружающими, тем эффективнее его профессиональная деятельность, что в дальнейшем ведет к повышению сложности задания и к достижению достаточно трудных целей.
Были установлены отрицательные корреляции между возрастом и компонентами мотивационной структуры личности, такими как: волевое усилие (Яб = -0,4 при р = 0,04), намеченный уровень мобилизации усилий (Яб = -0,5 при р = 0,008) и ожидае-
мый уровень результатов (Яб = -0,5 при р = 0,02). Более молодые менеджеры среднего уровня в силу своей неопытности прилагают больше усилий для достижения поставленных целей, стремятся проявить себя, иногда неправильно оценивая свои возможности относительно поставленной цели, и соответственно ждут высоких результатов работы. Старшие по возрасту менеджеры, приспособившиеся к своей деятельности и выполняемым задачам, уже знают, как и что нужно делать, чтобы выполнить задание хорошо, поэтому они прилагают меньше усилий и не берутся за выполнение достаточно трудных целей. Возможно, поэтому ожидаемый уровень результатов у них не такой высокий, но зато более реалистичный.
По результатам методики исследования самооценки личности С.А. Будасси был выделен ряд качеств, которые являются наиболее важными для успешных менеджеров среднего уровня:
- надежность и трудолюбие (отмечают как важное качество 100% испытуемых);
- аккуратность, искренность и справедливость (96% испытуемых);
- жизнерадостность (88% испытуемых);
- отзывчивость и практичность (84% испытуемых);
- увлеченность (80% испытуемых);
- вдумчивость (76% испытуемых);
- рассудительность и самокритичность (72% испытуемых);
- настойчивость, сдержанность и убежденность (68% испытуемых);
- сострадание (56% испытуемых).
Данные результаты объясняются требованиями деятельности, которую выполняют менеджеры среднего уровня. Эти качества необходимы им для эффективной работы, поэтому и являются для них наиболее значимыми.
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы:
Успешные менеджеры среднего уровня отличаются от менее успешных менеджеров среднего уровня по следующим показателям: общительность, интеллектуальность, эмоциональная устойчивость, экспрессивность, смелость в социальных контактах, уровень социального интеллекта.
Наиболее значимыми мотивами в деятельности успешного менеджера среднего уровня являются: внутренний мотив, познавательный мотив, состязательный мотив, мотив самоуважения, а так же такие компоненты как оценка своего потенциала, намеченный уровень мобилизации усилий и инициативность.
В ходе исследования было установлено, что у успешных менеджеров среднего уровня существует специфика взаимосвязи между личностными особенностями, относящимися к эмоциональной, коммуникативной, когнитивной
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика А- №4
71
и мотивационной сферам личности, отличная от специфики взаимосвязей в группе менее успешных менеджеров.
Библиографический список
1. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. - СПб.: Питер, 2006. - 176 с.
2. Капустина А.Н. Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла. - СПб., 2001. - С. 55-81, 96-97.
3. Никиреева Е.М. Психологические особенности направленности личности. - М., 2007. - 72 с.
4. Серёгина Т.Н. Личностные особенности, де-
терминирующие профессиональную успешность деятельности руководителя // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН, 2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/ mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/seryogina_. html (дата обращения: 20.03.2015).
5. Сухинин В.П., Горшенина М.В. Введение в менеджмент. - Сызрань: Самар. гос. техн. ун-т, 2010. - 114 с.
6. Шалаева Т.И. Использование методики исследования социального интеллекта в профкон-сультировании. - Изд-во: МПУЦ, 2005. - 52 с.
УДК 159.922.7
Давлетбаева Зинфира Киньябулатовна
кандидат психологических наук, доцент
Гумерова Фарида Фатхулловна
кандидат педагогических наук, доцент Сибайский институт Башкирского государственного университета
[email protected], [email protected]
ПРЕДАСОЦИАЛЬНЫЕ ПАТТЕРНЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
В статье рассматриваются особенности проявления асоциальных паттернов поведения детей старшего дошкольного возраста, в зависимости от социально-психологических особенностей личности. Приведены результаты констатирующего исследования.
Ключевые слова: асоциальное поведение, паттерны поведения, социально-психологический тип личности.
В условиях кризиса современного общества и изменения морально-нравственных установок возросло число детей и подростков, склонных к асоциальному поведению. По всей России отмечается снижение возраста несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные противоправные деяния. Причин такого феномена множество: это и безнадзорность детей, и склонность к правонарушениям в связи с особенностями структуры психики, и несформи-рованность процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации, и безответственность ребенка за собственные поступки, которая нередко оправдывается незнанием законов.
Анализ отдельных видов асоциального поведения показал, что асоциальное поведение неоднозначно проявляется у представителей разного возраста, и в соответствии нахождения в различных типах образовательных учреждений. Действительно, трудно представить асоциальность без начальных стадий, предшествующих ее образованию.
Учитывая снижение возрастного порога детских отклонений в поведении, на наш взгляд, целесообразно изучать многие аспекты асоциального поведения, начиная с дошкольного возраста. Дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью обеспечивающее социализацию и личностное становление детей. Соответственно оно является важным социальным институтом в предупреждении асоциального поведения дошкольников.
Как известно, дети дошкольного возраста характеризуются высокой социально-психологической восприимчивостью, вариативностью и пластичностью. Вместе с тем, как отмечает С.В. Шепелева, исходя из ведущей деятельности и социальной ситуации развития, было бы неадекватно говорить о феноменах асоциального поведения у дошкольников [7, с. 7]. В своем исследовании, автор, изучая проблему девиантного поведения дошкольников, опирается на термин преддевиантное поведение. Она отмечает, что в детских группах дошкольного возраста могут проявляться специфические симптомы преддевиантного поведения характеризующиеся: импульсивностью, спонтанностью; ситуативностью; деструктивными действиями на ограничивающие, нормативные условия микросреды; относительной неустойчивостью; элиминацией (угасанием) в процессе социально-психологической профилактики [7, с. 7].
На ранних возрастных этапах личностного развития преддевиантное развитие характеризуется спонтанностью, кратковременностью или нестойкостью, легкой угасаемостью, защитной компенса-торностью, в форме деструктивного, имитационного поведения.
Сопутствующими преддевиантному поведению социально-деятельностными условиями являются: социальные ограничения (запреты, требования воспитателей), познавательно-деятельностная неуспешность, ситуации наказания, в случаях невыполнения нормативных требований, отсутствие
72
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Jij- 2015, Том 21
© Давлетбаева З.К., Гумерова Ф.Ф., 2015