Научная статья на тему 'Личностные особенности эффективных сотрудников патрульно-постовой службы'

Личностные особенности эффективных сотрудников патрульно-постовой службы Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1050
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РАЗЛИЧИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Носова Н. В., Цатурян М. О.

В статье анализируются личностные особенности эффективных сотрудников патрульно-постовой службы, разрабатывается методический инструмент, используемый в процессе изучения данных особенностей, оцениваются достоверные различия в проявлении личностных качеств рассматриваемой категории лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personal features of effective employees of the patrol service

The article analyzes the personal characteristics of effective employees of the patrol service, develops a methodical tool used in the process of studying these features, estimates significant differences in the manifestation of personal qualities of the category of persons in question.

Текст научной работы на тему «Личностные особенности эффективных сотрудников патрульно-постовой службы»

УДК 351.74/.76:159.9.072.43

Личностные особенности эффективных сотрудников патрульно-постовой службы

■ н. в. носова - заведующий кафедрой психологии и педагогики Вологодского государственного университета, кандидат психологических наук, доцент;

м. о. цатурян - доцент кафедры психологии и педагогики Вологодского государственного университета, кандидат психологических наук

В статье анализируются личностные особенности эффективных сотрудников патрульно-постовой службы, разрабатывается методический инструмент, используемый в процессе изучения данных особенностей, оцениваются достоверные различия в проявлении личностных качеств рассматриваемой категории лиц.

Ключевые слова: личность; личностные качества; профессиональные качества; профессиональная эффективность; различия.

Personal features of effective employees of the patrol service

n. v. nosova - Head of the Department of Psychology and Pedagogy of the Vologda State University, PhD. in Psychology, Associate Professor;

m. o. tsaturyan - Associate Professor of the Department of Psychology and Pedagogy of the Vologda State University, PhD. in Psychology

The article analyzes the personal characteristics of effective employees of the patrol service, develops a methodical tool used in the process of studying these features, estimates significant differences in the manifestation of personal qualities of the category of persons in question.

Key words: personality; personal qualities; professional features; professional effectiveness; differences.

Создание качественно нового института обеспечения правопорядка - одна из главных задач Министерства внутренних дел. На сегодняшний день в штате МВД России числится 914 500 чел. - это третий показатель в мире по численности после Китая (1,6 млн чел.) и Индии (1,5 млн). В связи с этим очевидно, что многоаспектное исследование данной профессиональной категории значимо и востребовано в современном российском обществе. Отличительной чер-

той полиции должен являться высокий профессионализм, дисциплинированность и ответственность, умение четко и эффективно решать задачи в сфере обеспечения правопорядка и защиты граждан в интересах каждого отдельного человека. Современный полицейский должен обладать не только высоким уровнем профессионализма, но и определенными личностными качествами.

Если говорить о том, с какими структурным подразделением МВД России чаще

всего сталкивается в своей жизни обычный человек, то наиболее распространенным ответом будет - патрульно-постовая служба (ППС), основными задачами которой являются предупреждение и пресечение беспорядков на улицах и в общественных местах. Учитывая высокую частоту взаимодействия всех категорий населения с сотрудниками данной службы, детальное изучение личностных особенностей последних как диспозиции качества профессиональной деятельности является актуальной задачей.

Общетеоретическими положениями отечественной психологии правоохранительной деятельности занимались Ю. М. Анто-нян, О. В. Афанасьев, В. М. Богданов, В. Л. Васильева, Б. Ф. Водолазский, Ф. В. Глазырин, В. М. Данилов, отдельными направлениями изучения влияния личностных свойств на успешность работы различных категорий сотрудников правоохранительных органов - Е. А. Козловская, И. С. Медведев, И. Б. Пономарев, С. Е. Райкин. Однако личностные особенности сотрудников патрульно-постовой службы, влияющие на эффективность их деятельности, исследованы учеными в недостаточной мере.

Очевидно, что значимость тех или иных личностных черт, востребованных для рассматриваемой профессии, будет определять сама специфика профессиональной деятельности. Так, эффективный сотрудник патрульно-постовой службы должен обладать эмоциональной стабильностью, личностной зрелостью и социальной ответственностью, чувствительностью, готовностью к риску, адекватностью восприятия и высоким уровнем самоконтроля над эмоциями и поведением.

Повышенная экстремальность деятельности, связанная с задержанием преступников, освобождением заложников, применением оружия, обеспечением правопорядка в период массовых мероприятий, стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций, требует повышенной готовности к риску. Профессиональная деятельность сотрудников патрульно-постовой службы также связана с высокой степенью риска потери здоровья, а иногда и жизни, требует особого организационного построения и правил межличностного общения, повышенной социальной и профессиональной ответственности. В связи с этим особая роль уделяется психологической устойчивости сотрудников как своеобразному фундаменту профессиональной готовности к выполнению действий

в экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности1. Частое пребывание в опасных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях требует от рядовых сотрудников умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать адекватные решения. Данные навыки способствуют более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий, а также срывов в профессиональной деятельности среди личного состава органов внутренних дел2. Кроме того, сотрудник патрульно-постовой службы должен обладать добродушием, чувствительностью, чтобы установить доверительные отношения с гражданами3.

Таким образом, определенные личностные особенности являются неотъемлемой частью профессионально важных качеств сотрудника патрульно-постовой службы и, следовательно, влияют на эффективность его деятельности. Вышеуказанные положения, значимость поставленной научной задачи, фрагментарность имеющихся исследований в науке позволяют определить цель нашего исследования - изучение личностных особенностей эффективных сотрудников патрульно-постовой службы.

В качестве исследовательской гипотезы было выдвинуто следующее предположение: личностные особенности эффективных и неэффективных сотрудников патрульно-постовой службы имеют существенные различия. Для проверки выдвинутой гипотезы было организовано специальное научное исследование на базе одного из структурных подразделений патрульно-постовой службы г. Вологды. В исследовании приняли участие 65 сотрудников.

Для решения поставленных научных задач были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования; метод попарного сравнения как разновидность экспертной оценки; метод тестирования. В частности, для комплексной оценки личностных особенностей использовались: тест-опросник, разработанный Е. Ф. Бажиным и др. на основе шкалы локуса-контроля Дж. Роттера (УСК); пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка» МакКрае-Коста; методика диагностики степени готовности к риску Шуберта; методика оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз»; шкала оценки уровня ситуативной и личностной тревожности (Ч. Д. Спилбергер, Ю. Л. Ханин). Математическая обработка данных, сравнительный качественный и количественный анализ

осуществлялись на основе непараметрического и-критерия Манна - Уитни.

На первом этапе исследования (с помощью метода попарного сравнения как разновидности экспертной оценки) была изучена эффективность работы сотрудников патрульно-постовой службы. Экспертами в оценке эффективности выступали командир отдельной роты патрульно-постовой службы, заместитель командира и командир взвода. Эксперты использовали метод попарного сравнения сотрудников по эффективности, используя следующую шкалу: 2 балла - эффективность более выражена;

0 баллов - эффективность менее выражена;

1 балл - эффективность одинаково выражена.

С учетом полученных данных для проверки исследовательской гипотезы и дальнейшего изучения личностных особенностей сотрудников были сформированы две группы испытуемых: эффективные сотрудники патрульно-постовой службы (20 чел., экспериментальная группа) и неэффективные сотрудники ППС (16 чел., контрольная группа). Остальная часть выборки продемонстрировала средние значения по изучаемому параметру и, следовательно, не принимала участие на следующих этапах исследования.

Второй этап исследования был направлен на всестороннюю диагностику личностных особенностей сотрудников патрульно-постовой службы при помощи специально подобранного диагностического инструментария.

Анализ полученных данных позволил сделать следующие выводы. Общая интер-нальность существенно выше в экспериментальной группе (иэмп = 6, р < 0,01), что может свидетельствоват ь о высоком уровне субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями у данной категории испытуемых. Психологами установлено, что характерными чертами интерналов являются ответственность, уверенность в себе, сердечность, моральная нормативность, общительность. Интерналы убеждены, что усердная работа, вероятнее всего, ведет к высокой продуктивности, а высокая продуктивность способствует получению «высокого» вознаграждения. Они способны отсрочить сиюминутное удовлетворение ради достижения отдаленного, но более ценного блага. По сравнению с экстерналами у них большая удовлетворенность трудом4.

В контрольной группе, напротив, наблюдаются низкие показатели по общей ин-тернальности. Можно предположить, что в

данной группе присутствуют экстерналы -люди, считающие, что их успехи и неудачи являются результатом внешних сил, таких как случайность, везение, давление окружающих и т. п. В целом экстерналам свойственны конформность, безответственность, неуверенность в своих способностях, тревожность, депрессивность, цинизм и др.

Общий уровень локализации контроля в обеих группах имеет средние показатели. Но в группе эффективных сотрудников он приближается к высокому уровню, что позволяет предположить наличие интерналов среди данной категории респондентов. Вероятно, чтобы быть эффективным сотрудником патрульно-постовой службы, необходимо обладать определенной мерой социальной ответственности, уметь устанавливать психологический контакт, обладать большой терпимостью и моральной нормативностью.

Анализ данных по методике «Прогноз» для взрослых (нервно-психическая устойчивость) позволяет сделать вывод, что у большинства испытуемых экспериментальной группы высокий уровень нервно-психической устойчивости (НПУ). Они устойчивы к стрессу, в конфликтных и напряженных ситуациях обладают самоконтролем над своими эмоциональными реакциями, в большинстве случаев способны осознанно брать на себя ответственность, быть настойчивыми, добиваться поставленных задач. В контрольной группе встречаются более высокие показатели по шкале НПУ, что свидетельствует о нервно-психической неустойчивости в стрессе (иэмп = 70, р < 0,01). Такие сотрудники с трудом пе реносят нервно-психические, эмоциональные нагрузки, резкое увеличение объема работы или изменение ее содержания, особенно в напряженных, экстремальных условиях деятельности.

Анализ данных, полученных с помощью опросника «Большая пятерка», позволяет констатировать значимые различия между рассматриваемыми группами по следующим параметрам. Испытуемые в группе эффективных сотрудников обладают более высокими показателями по шкале «экстраверсия - интроверсия» (иэмп = 16,5, р < 0,01). Данный факт говорит о том, что им в большей мере свойственна экстраверсия - качество, отвечающее за общительность, уверенность в себе, легкость вступления в контакт. Экстраверты предприимчивы и находчивы, способны не только быстро оценить рабочую ситуацию и принять решение, но и нести полную ответственность

за свои поступки. Низкие значения по фактору «экстраверсия-интроверсия» в группе неэффективных сотрудников могут свидетельствовать о принадлежности их к интро-вертированному типу личности, то есть обращенному к собственным переживаниям и мыслям. Основными особенностями интровертов являются отсутствие уверенности в отношении правильности своего поведения и невнимание к происходящим вокруг событиям. Для них характерны такие личностные черты, как пассивность, скрытность, пессимистичность.

Также в экспериментальной группе наблюдаются более высокие показатели по параметру «привязанность - обособленность» (иэмп = 26,5, р < 0,01), что определяет позитивное отношение к гражданам. Такие лица испытывают потребность быть рядом с другими людьми. Как правило, это добрые, отзывчивые люди, они хорошо понимают других людей, чувствуют личную ответственность за их благополучие. Сотрудники, имеющие низкие оценки по фактору «привязанность - обособленность», часто не понимают тех, с кем общаются. Их больше волнуют собственные проблемы, чем проблемы окружающих людей.

В изучаемых группах обнаруживаются статистически значимые различия по фактору «самоконтроль - импульсивность» (и = 21, р < 0,01). Более высокие значения

эмп

по данному фактору наблюдаются в группе эффективных сотрудников, что свидетельствует о наличии у них таких черт личности, как добросовестность, ответственность, обязательность, точность и аккуратность в делах. Такие люди настойчивы в деятельности, придерживаются моральных принципов, не нарушают общепринятых норм поведения в обществе и соблюдают их даже тогда, когда нормы и правила кажутся пустой формальностью. В группе неэффективных сотрудников показатель уровня самоконтроля поведения достаточно низкий. Для таких людей в большей мере характерны беспечность, склонность к необдуманным поступкам, недобросовестное отношение к работе, а также отсутствие настойчивости в достижении цели.

Анализ данных по параметру «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость» также позволил выделить значимые различия между исследуемыми группами. Можно сделать вывод, что эффективные сотрудники патрульно-постовой службы более эмоционально устойчивы, нежели неэффективные сотрудники

(и = 52,5, р < 0,01). Низкие значения по

эмп

данному фактору свойственны лицам, эмоционально зрелым, уверенным в своих силах, не поддающимся случайным колебаниям настроения. Эмоционально устойчивые люди сохраняют хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях. Высокие значения по этому фактору характеризует неэффективных сотрудников как неспособных контролировать свои эмоции. Такие люди хуже работают в стрессовых ситуациях.

Аналогичная картина предстает при анализе параметра «экспрессивность - практичность». Так, в экспериментальной группе респонденты обладают более высокими показателями по уровню экспрессивности (иэмп = 32,5, р < 0,01). Можно предположить, что они - гибкие, артистичные люди, чаще доверяют своим чувствам и интуиции, удовлетворяют любопытство, проявляя интерес к различным сторонам жизни. В контрольной группе большинство сотрудников с выраженной чертой практичности. Они больше верят в материальные ценности, чем отвлеченные идеи, не любят резких перемен в жизни и предпочитают стабильность.

Анализ данных по методике «Готовность к риску» позволил сделать вывод, что у большинства эффективных сотрудников патрульно-постовой службы наблюдается максимальный показатель по исследуемому параметру, что говорит о высокой готовности к решению сложных и опасных ситуаций, но также может трактоваться как склонность к неоправданному риску (иэмп = 31,5, р < 0,01). В группе неэффективных сотрудников, напротив, выявлена склонность к избеганию риска, что проявляется в боязни рисковать в экстремальных ситуациях и неуверенности в достижении успеха.

По шкале оценки уровня ситуативной и личностной тревожности в обеих группах также выявлены статистически значимые различия (иэмп = 39,5, р < 0,01). В первой группе преобладают высокие показатели по уровню личностной тревожности. Можно предположить, что это свидетельствует о тревожном, беспокойном отношении к любым жизненным ситуациям. Высокая тревожность является негативной личностной чертой применительно к профессии сотрудника патрульно-постовой службы5.

Итак, обобщая полученные данные, можно дать описательную характеристику личностных качеств эффективного сотрудника патрульно-постовой службы. Эффективный сотрудник обладает такими качествами,

как эмоциональная стабильность, устойчивость, экстравертированность, то есть обращенность личности во вне, умение брать на себя ответственность за результаты собственной деятельности, владение техникой общения, готовность к помощи, отзывчивость, тактичность, обязательность, уверенность, рассудительность, дисциплинированность, добросовестность, активность в совместной деятельности, психологическая гибкость, самообладание и уравновешен-

щ примечания

1 См.: Минжанов Н. А. Психологическая подготовка сотрудников ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1995. № 2. С. 27-29.

2 См.: Об утверждении Кодекса профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 24.12.2008 г. № 1138. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

3 См.: Климов Е. Л. Введение в психологию труда : учеб. М., 2004.

4 См.: Головей Л. А., Рыбалко Е. Ф. Практикум по возрастной психологии : учеб. пособие. СПб., 2010.

5 См.: Там же.

ность в конфликтах, сочетающиеся с высокой готовностью к разрешению сложных и опасных ситуаций, психическая выносливость, а также дружелюбие и способность располагать к себе людей.

Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для создания государственных программ по развитию кадрового потенциала МВД России, применяться в тренинговой, просветительской работе, а также проектной деятельности.

1 Sm.: Minzhanov N. A. Psihologicheskaja podgotovka sotrudnikov OVD // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. 1995. № 2. S. 27-29.

2 Sm.: Ob utverzhdenii Kodeksa professional'noj jetiki sotrudnika organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii : prikaz MVD Rossii ot 24.12.2008 g. № 1138. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Garant».

3 Sm.: Klimov E. L. Vvedenie v psihologiju truda : ucheb. M., 2004.

4 Sm.: Golovej L. A., Rybalko E. F. Praktikum po vozrastnoj psihologii : ucheb. posobie. SPb., 2010.

5 Sm.: Tam zhe. н

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.