Проведенное исследование доказывает, что медицинский персонал хирургического отделения подвержен формированию синдрома эмоционального выгорания. У одной части респондентов синдром уже сформирован, у другой - находится в стадии формирования.
Для того, чтобы данный синдром не был сформирован, медицинские работники должны научится регулировать свое эмоциональное состояние, развить позитивное самовосприятие и сформировать защитные механизмы психики.
Список литературы:
1. Макарова Г.А. Синдром эмоционального выгорания [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.psyinst/library.
2. Немчин Т.А. Состояние нервно-психического напряжения / Т. А. Нем-чин. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. - С. 77.
3. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М.: Информац. Издт. дом Филин, 196.
4. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / В.Е. Орел. - Ярославль, 1999. - 119 с.
5. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. - 2002. - № 7. - С. 3-9.
6. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. -М.: Наука, 1996. - С. 154.
7. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика / И.А. Акин-димова, А.А. Баканова // Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - № 5. - С. 34.
ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА КАК СУБЪЕКТНЫЕ
ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ЮРИСТОВ
© Мирзоян Л.А.*
Астраханский государственный университет, г. Астрахань
В статье проанализированы современные научные подходы к изучению проблемы профессиональной адаптации будущих юристов. Выявлены личностные качества, которые выполняют функции субъектных детерминант профессиональной адаптации юриста. Определено условие актуализации субъектных детерминант психологического благопо-
* Аспирант кафедры Общей психологии и психологии развития.
лучия юриста - осознанный выбор индивидуальной траектории лично-стно-профессионального саморазвития.
Ключевые слова профессиональная адаптация, субъектные детерминанты, студенты-юристы, личностное развитие.
Современные изменения, затрагивающие наше общество в политической и социально-экономической сферах, обуславливают потребность в людях, способных реагировать на новые жизненные ситуации. Существенные изменения в обществе поставили перед системой образования ряд проблем. Одной из таких проблем является подготовка конкурентоспособных специалистов, готовых к новому будущему в изменяющихся социально-экономических условиях.
Психологическим аспектом модернизации системы высшего образования является создание условий для становления студентов с определенными характеристиками личностного развития. При этом содержательной стороной социализации личности выступает ее профессионализация (В.А. Бодров, Е.М. Борисова, А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин, Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, Т.В. Кудрявцев, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Г.С. Никифоров, О.Г. Носкова, Д. Сью-пер и др.). Профессиональное развитие неотделимо от личностного, так как в основе того и другого лежит принцип саморазвития.
Феномен адаптации имеет междисциплинарный статус и исследуется в физиологии, психологии, лингвистике, культурологии, педагогике и других отраслях научного знания. Структура, динамика и психологические механизмы адаптации исследовались в работах К.И. Бодрова, Я.Л. Коломинско-го, А.А. Реана, А.А. Налчаджяна, В.А. Якунина и др. К настоящему времени наиболее разработанными и распространенными являются интерпретации психической адаптации в бихевиористском, гуманистическом и психоаналитическом направлениях. Об этом свидетельствуют исследования А. Адлера, А. Маслоу, К. Роджерса, В. Франкла, З. Фрейда и др. В их работах проблема адаптации рассматривается как «движение личности к людям»; как механизм смирения, соглашательства или, наоборот, противоборства и самоутверждения себя в глазах других.
Адаптация - это многоаспектное явление. В научной литературе существует множество его интерпретаций. Так, по мнению А.А. Налчаджяна адаптация - это система приспособительных механизмов организма, позволяющих ему приспособиться к условиям изменяющейся окружающей среды. В исследованиях А.А. Реана адаптация рассматривается как процесс интеграции черт личности, в результате которого достигается способность человека стать частью окружающей среды, осознать свою принадлежность к ней, выполнять ее требования, осуществлять саморазвитие, совершенствовать самосознание, адекватную самооценку и ролевое поведение [4].
Профессиональная адаптация студентов зависит от ряда объективных и субъективных факторов, которые нередко оказывают неблагоприятное воз-
действие на указанный процесс и мешают достижению вершин роста. Существует необходимость выявления и конкретизации детерминант профессиональной адаптации субъектов образовательного процесса с учетом положения о взаимообусловленности влияния внешних и внутренних факторов на процесс развития [2].
Значимым для данного исследования явился комплексный подход, позволяющий включить различные критерии оценки профессиональной адаптации - индивидные, субъектные и личностные (Б.Г. Ананьев, О.С. Аниси-мов, А.А. Деркач, Е.М. Иванова, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Пономаренко, К.К. Платонов, А.Н. Сухов и др.). Так, в современной психологии предпринимаются попытки целостного осмысления личностных характеристик, интегральных параметров психического развития, определяющих успешную адаптацию, в связи с чем вводятся и обсуждаются понятия «личностный потенциал», «адаптационный барьер» (Г.М. Зараковский, А.Г. Маклаков, Д.А. Леонтьев, В.Н. Марков, Ю.В. Синя-гин, Г.Б. Степанова, Ю.А. Александровский).
При этом нужно отметить, что проблема изучения детерминант профессиональной адаптации студентов вуза еще не получила полного психологического изучения.
В ходе адаптации к новому социальному статусу студент-первокурсник на основе развития самосознания и рефлексии учится управлять своим поведением, решать образовательные задачи, организует учебную работу, занимается самообразованием. У него формируются профессиональные качества, навыки и умения, необходимые для успешного овладения специальностью.
Нарушение процесса адаптации приводит к дезадаптации личности. Анализ целого ряда педагогических исследований (О.И. Зотова, И.К. Кряжева и др.) позволил прийти к выводу о том, что «дезадаптация» характеризуется недифференцированностью целей и видов деятельности человека, сужением круга его общения и решаемых проблем, и, что особенно важно, непринятием норм и ценностей новой социальной среды, а в некоторых случаях и противодействие им.
В качестве детерминант, определяющих динамику становления профессиональной позиции, выделяются профессионально значимые качества личности, самооценка, индивидуально-типологические свойства, характер общения студентов [3]. На формирование профессиональной направленности студентов влияет профессиональная идентификация, развиваемая при проведении спецкурсов, ежегодного анкетирования по выявлению уровня профессионального становления и самосознания студентов, организации экскурсий в школы и институты и другие мероприятия. Высокий уровень профессиональной идентификации характеризуется осознанием студентом имеющихся у него профессиональных качеств юриста.
Обозначим пять факторов профессиональной пригодности юриста.
Первый фактор - высокий уровень социальной (профессиональной) адаптации. К качествам личности, формирующим данный фактор, следует отнести: высокий уровень правосознания, честность, принципиальность, обязательность, добросовестность, исполнительность, дисциплинированность. Свидетельством профессиональной непригодности юриста являются противоположные качества: низкий нравственный облик, нечестность, безответственное отношение к делу, недисциплинированность.
Второй фактор - нервно-психическая (эмоциональная) устойчивость личности юриста. Этот фактор предполагает: устойчивость к стрессу, высокий уровень самоконтроля. Отрицательно оцениваются такие качества личности как: низкий порог устойчивости к стрессу, повышенная эмоциональная напряжённость, импульсивность.
Третий фактор - высокий уровень интеллектуального развития. Этот фактор обусловлен следующими качествами личности: развитый интеллект, широкий кругозор, эрудиция, гибкое творческое мышление, умственная работоспособность, умение выделять главное, развитое воображение, интуиция, способность к абстрагированию. Отрицательно оцениваются такие качества как низкая умственная работоспособность, слабая память, низкая познавательная активность.
Четвёртый фактор - коммуникативная компетентность юриста. Она предполагает следующие качества личности: способность устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками общения, проницательность, способность понимать внутренний мир собеседника, доброжелательность, адекватная самооценка и др. К качествам, затрудняющим коммуникативные процессы, относят: замкнутость, легко ранимое самолюбие, конфликтность, агрессивность.
Пятый фактор - организаторские способности. Юрист должен быть активным, инициативным, находчивым, решительным, целеустремлённым, собранным, аккуратным в работе. К качествам, снижающим организаторские возможности юриста, относятся пренебрежительное отношение к людям, завышенная самооценка, пассивность.
Таким образом, профессиональная адаптация представляет собой непрерывный процесс, детерминируемый субъективными и объективными факторами. Детерминантами профессиональной адаптации студентов-юристов являются психологические, индивидные характеристики и условия образовательной среды. Характеристиками, детерминирующими профессиональную адаптацию студентов-юристов в условиях образовательной среды вуза, являются напряжение систем регуляции, эмоциональная устойчивость, тип регуляции, механизмы психологической защиты, социальная адаптация и стиль поведения.
На основе полученных результатов нами разработана программа психологического сопровождения по оптимизации профессиональной адаптации
будущих юристов. Программа направлена на коррекцию неблагоприятных эмоциональных состояний, формирование копинг-стратегий, повышение резервных возможностей личности в плане социальной адаптации и личностного роста.
Список литературы:
1. Ананьев Б.Г. Психология студенческого возраста и усвоение знаний // Вестник высшей школы. - 1972. - № 7. - С. 17-21.
2. Лидак Л.В., Антипова Л.А. Детерминанты успешной адаптации первокурсников к современной образовательной ситуации вуза [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журнал. -2010. - № 4. - Режим доступа: http://www.ppip.idnk.ru/undefined/ (дата обращения: 16.05.2015).
3. Минюрова С.А. Психология саморазвития человека в профессии. -М.: Компания Спутник+, 2008. - 210 с.
4. Реан А.А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. -СПб.: ЛГОУ 1996. - 328 с.
К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
© Осикова Л.Н.*
Московский государственный университет машиностроения (МАМИ),
г. Москва
Статья посвящена специфике организации самостоятельной работы студентов очно-заочной и заочной форм обучения при изучении дисциплины «Иностранный язык». Описывается специфика изучения дисциплины. Педагогическая поддержка, планируемость результатов рассматриваются как важные средства повышения эффективности обучения.
Ключевые слова самостоятельная работа студентов, педагогическое взаимодействие, субъект-субъектные отношения, активное обучение, способы и формы контроля.
Перед студентами очно-заочной и заочной форм обучения и преподавателями вуза стоят особые задачи при организации самостоятельной работы студентов по изучению иностранного языка. Связано это с тем, что у этой категории студентов большая часть учебной нагрузки выпадает именно на
* Доцент кафедры Переводоведения, кандидат педагогических наук, доцент.