Научная статья на тему 'Личностные характеристики подростков с разными типами функциональной асимметрии'

Личностные характеристики подростков с разными типами функциональной асимметрии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
482
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПОЛОВОЙ ДИМОРФИЗМ / ПОДРОСТКИ / FUNCTIONAL ASYMMETRY / PERSONALITY / ANTIGENY / TEENAGERS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бойко Е. А., Любимова Е. Д.

В статье приводится психологическая характеристика подросткового возраста, а также дается краткий анализ понятия «функциональная асимметрия». Анализируется роль индивидных качеств в формировании личности человека. Также описаны результаты эмпирического исследования, касающегося оценки особенностей личности подростков (мальчиков и девочек) с разными типами функциональной асимметрии (амбидекстров, правшей и левшей). Показано, что половой диморфизм и тип функциональной асимметрии имеют существенное значение для проявления отдельных свойств личности подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The psychological characteristic of teenagers and short analyze of the term “functional asymmetry” are given in the article. The role of biological characteristics in personality’s development is analyzed in the article. Results of empirical study of ambidexterity, left-handed and right-handed persons’ (boys and girls) personalities are shown in the article. It was shown, that antigeny and the type of functional asymmetry have vital importance for personality’s peculiarities of teenagers.

Текст научной работы на тему «Личностные характеристики подростков с разными типами функциональной асимметрии»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК: 159.923 - 053.6 : 612.82

Е. А. Бойко, Е. Д. Любимова

Личностные характеристики подростков с разными типами функциональной асимметрии

В статье приводится психологическая характеристика подросткового возраста, а также дается краткий анализ понятия «функциональная асимметрия». Анализируется роль индивидных качеств в формировании личности человека. Также описаны результаты эмпирического исследования, касающегося оценки особенностей личности подростков (мальчиков и девочек) с разными типами функциональной асимметрии (амбидекстров, правшей и левшей).

Показано, что половой диморфизм и тип функциональной асимметрии имеют существенное значение для проявления отдельных свойств личности подростков.

The psychological characteristic of teenagers and short analyze of the term "functional asymmetry" are given in the article. The role of biological characteristics in personality's development is analyzed in the article. Results of empirical study of ambidexterity, left-handed and right-handed persons' (boys and girls) personalities are shown in the article.

It was shown, that antigeny and the type of functional asymmetry have vital importance for personality's peculiarities of teenagers.

Ключевые слова: функциональная асимметрия, личность, половой диморфизм, подростки.

Key words: functional asymmetry, personality, antigeny, teenagers.

Подростковый возраст рассматривается отечественными психологами (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.А. Головей, Л.Ф. Обухова, А.В. Петровский) как особый, значимый период формирования личности человека [1; 2; 6; 10; 11]. Впервые подросток задумывается о собственных жизненных целях и ценностях; начинает относится к себе как субъекту самовоспитания и самопознания. Для подростка наиболее значимым становится социальное окружение, которое во многом способствует формированию стойких убеждений и идеалов. Но, рассматривая влияние социума на человека, нельзя забывать и о биологически детерминированных предпосылках формирования личности, в качестве которых традиционно выступают свойства нервной системы, принадлежность к мужскому или женскому полу, конституциональные особенности и функциональная асимметрия головного мозга.

© Бойко Е. А., Любимова Е. Д., 2019

По Б.Г. Ананьеву, функциональная асимметрия относится к первичным свойствам индивида, являющимся основой для формирования индивидуальности каждого человека [1]. Принадлежность человека к определенному типу функциональной асимметрии может определять своеобразие индивидуального стиля деятельности, особенности достижения успешности в профессиональной деятельности и обучении, а также особенности личности.

В формировании личности тип функциональной асимметрии играет двоякую роль. С одной стороны, он выступает в качестве биологической предпосылки: отдельные авторы [4; 5] отмечают большую эмоциональность и возбудимость левшей в сравнении с правшами, и большую рациональность последних. С другой стороны, в социуме существуют достаточно устойчивые стереотипы-отношения к разным типам функциональной асимметрии, например, левши воспринимаются как «творческие личности» и одновременно как люди, для которых характерно дисгармоничное развитие. Как следствие такого стереотипного отношения, все еще встречается тенденция к переучиванию левшей.

Необходимо отметить, что вопросами функциональной асимметрии занималось многие исследователи, в том числе, Е.Д. Хомская, В.П. Ле-утин, Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина и др. [3; 7; 8; 12]. А.Р. Лурия сформулировал нейропсихологическую теорию мозговой организации высших психических функций, из которой следует что правое и левое полушарие мозга отвечает за различные психологические процессы и функции [7; 4]. К функциям левого полушария обычно относят выполнение логических и аналитических операций, абстрактное мышление, речь и т. д. К функциям правого полушария - конкретное мышление, различные творческие способности (например, музыкальные, художественные), распознавание эмоциональной окраски особенности речи, пространственное мышление и т. д.

Таким образом, изучение роли функциональной асимметрии в формировании личностных характеристик представляется достаточно актуальным.

Целью данного исследования стало изучение особенностей личности подростков с разными типами функциональной асимметрии. Для этого на базе МБОУ «Коммунарская средняя образовательная школа №3» было проведено психологическое исследование, в котором приняли участие обучающиеся средних классов в возрасте 12-14 лет. Всего в исследовании было задействовано 48 подростков, из них 23 девочки и 25 мальчиков.

Были применены такие методики, как «Ценностные ориентации» М. Рокича; многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла, подростковый вариант; методика «Формула темперамента» А. Белова [9].

Статистическая обработка данных предполагала расчет критерия Стьюдента и и-критерия Манна-Уитни.

Тип функциональной асимметрии определялся с помощью теппинг-теста и функциональных проб А.Р. Лурии. По результатам выполнения этих методик обучающиеся, вошедшие в выборку исследования, были разделены на три группы: «правши» (50%), «левши» (19%) и «амби-декстры» (31%).

По итогам выполнения методики «формула темперамента» А Белова было установлено, что подростки-амбидекстры статистически достоверно отличаются от подростков-левшей по шкале «меланхолический тип темперамента» (1= 4,73; р<0,001). По этому же показателю подростки-амбидекстры отличаются от подростков-правшей (1=3,48; р<0,01). Меланхолический тип темперамента преобладает в группе обу-чающихся-амбидекстров, т. е. они в большей степени склонны к перепадам настроения, пессимистическим взглядам на жизнь, сильнее переживают неудачи.

Также амбидекстры отличаются от своих сверстников правшей по такой шкале, как «флегматический тип темперамента» (1= 2,38; р<0,05), более высокие показатели встречаются в группе правшей. Следовательно, подростки-правши более уравновешены и спокойны, в меньшей степени проявляют эмоции.

Между обучающимися-правшами и обучающимися-левшами статистически достоверных отличий по типу темперамента обнаружено не было. Таким образом, наличие у подростков амбидекстрии может определять формирование меланхолического типа темперамента.

Анализ результатов выполнения методики «Ценностные ориентации» М. Рокича позволил выявить ряд статистически значимых различий. Для подростков-амбидекстров, в сравнении с левшами, более важными оказываются такие ценности, как «продуктивная жизнь» (1=2,07; р<0,05), «образованность» (1=2,97; р<0,01) и «самоконтроль» (1=2,41; р<0,05). А ценность «честность» обладает большей значимостью для подростков из подгруппы левшей (1=2,57; р<0,05) (табл. 1).

Таблица 1

Особенности ценностных ориентаций в группах подростков-левшей

и подростков-амбидесктров

Название ценности Подростки-левши Подростки-амбидекстры 1-критерий Стьюдента р - вероятность ошибки

Продуктивная жизнь 7,67 ± 1,56 11,40 ± 0,99 2,07 р<0,05

Образованность 5,44 ± 0,67 10,20 ± 1,45 2,98 р<0,01

Самоконтроль 7,67 ± 1,48 12,20 ± 1,15 2,42 р<0,05

Честность 14,00 ± 1,64 8,33 ± 1,46 2,57 р<0,05

Примечание. Значения в таблице представлены в виде X ± т, где X - это среднее значение показателя в группе, а т - средняя ошибка

Между подростками, амбидекстрами и правшами, также были обнаружены достоверные различия в системе ценностных ориентаций по таким показателям, как «красота природы и искусства» (1=2,16; р<0,05), «семейная жизнь» (1=2,47; р<0,05), «чуткость» (1=2,38; р<0,05) (табл. 2). Перечисленные ценности приобретают большую значимость в группе подростков-правшей (табл. 2).

Таблица 2

Особенности ценностных ориентаций в группах подростков-правшей и подростков-амбидесктров

Название ценности Подростки-правши Подростки-амбидекстры 1-критерий Стьюдента р - вероятность ошибки

Красота природы и искусства 10,75 ± 1,06 7,27 ± 1,21 2,16 р<0,05

Семейная жизнь 12,04 ± 0,98 7,67 ± 1,48 2,47 р<0,05

Чуткость 13,54 ± 0,93 9,93 ± 1,20 2,38 р<0,05

Примечание. Значения в таблице представлены в виде X ± т, где X - это среднее значение показателя в группе, а т - средняя ошибка

А такие ценности, как «независимость» (1=2,14; р<0,05) и «образованность» (1=3,22; р<0,01) оказываются статистически более значимыми для подростков-правшей, в сравнении со сверстниками-левшами (табл. 3).

Таблица 3

Особенности ценностных ориентаций в группах подростков-правшей и подростков-амбидекстров

Название ценности Подростки-правши Подростки-левши 1-критерий Стьюдента р - вероятность ошибки

Независимость 11,00 ± 0,95 7,56 ± 1,29 2,14 р<0,05

Образованность 8,88 ± 0,83 5,44 ± 0,67 3,22 р<0,01

Примечание. Значения в таблице представлены в виде X ± т, где X - это среднее значение показателя в группе, а т - средняя ошибка

Таким образом видно, что система ценностных ориентаций подростка может изменяться в зависимости от типа функциональной асимметрии. Так, в группе амбидекстров преобладают ценности, связанные с профессиональным саморазвитием, в группе правшей чаще встречаются ценности, связанные с личной жизнью. Ценности общения наименее важными оказываются для подростков-амбидекстров, в сравнении со сверстниками.

Необходимо отметить, что статистически достоверных различий по шкалам опросника Р. Кетелла между подростками с разными типами функциональной асимметрией обнаружено не было (рис. 1).

Таким образом, можно сделать вывод, что тип функциональной асимметрии может определить формирование отдельных психических свойств личности. Необходимо учитывать, что подростковый период -это время активного развития личности, поэтому целесообразно проводить исследование личностных характеристик в группах людей более зрелого возраста, когда система ценностных ориентаций будет носить более устойчивый и зрелый характер.

14

12

А.«' V

10 Ч ■¿'..^Ьй^СЗь-н.г 8 Ч /

правши левши

1 амбидекстры

О ^ л4 О ^ (I ^ ^ ^

6

4

2

0

Рис. 1. Усредненные личностные профили подростков, правшей и левшей и амбидекстров по результатам выполнения многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла

Анализ результатов исследования был бы неполным без оценки личностных характеристик отдельно в группе мальчиков и девочек, ведь, как известно, принадлежность к мужскому или женскому полу также может выступать в качестве детерминанты личностного развития. Для этого отдельно в группах мальчиков и девочек был проведен сравнительный анализ показателей личностного развития подростков с разными типами функциональной асимметрией.

Между девочками-амбидестрами и их сверстницами (правшами и левшами) (и=1; р<0,01) были обнаружены статистически достоверные различия в выраженности меланхолического типа темперамента. Таким образом, тенденция выявленная на общей группе подростков, сохраняется, если рассматривать отдельно группу девочек. Девочки-амби-декстры более эмоционально реагируют на возможные неудачи, сильно переживают даже по незначительным поводам, эмоционально менее устойчивы, чем их сверстницы.

У девочек-правшей, в сравнении с девочками-амбидекстрами, отмечается выраженность сангвинистического типа темперамента (и=3; р<0,05). Следовательно, они могут быть охарактеризованы как более открытые и уравновешенные.

По результатам выполнения многофакторного личностного опросника Р. Кеттелла в группе девочек были выявлен статистически значимые различия между левшами и амбидекстрами (рис. 2) по таким факторам, как фактор Э «флегматичность-возбудимость» (и=3; р<0,05), фактор I «реализм - сензитивность» (и=4; р<0,05) и фактор О «самоуверенность - склонность к чувству вины» (и=2; р<0,05).

14

Рис. 2. Различия между девочками, амбидекстрами и левшами по факторам личностного опросник Р. Кеттелла

По всем выделенным факторам значения выше в группе девочек -левшей, т. е. они более возбудимы, нетерпеливы, активны, им присущи гипертимные черты характера, они самоуверенны, эгоцентричны, несколько инфантильны.

Сравнение личностных черт девочек амбидекстров и правшей показало, что у девочек-амбидекстров выше показатель по фактору Р «осторожность - легкомыслие» (и=2; р<0,05), тогда как у девочек-правшей сильнее выражены фактор О «самоуверенности и склонности к чувству вины» (и=3; р<0,05) (рис. 3). Это означает, что девочки-амби-декстры, в сравнении со сверстницами-правшами, более веселые, разговорчивые, несколько легкомысленные. А девочки-правши чаще склонны испытывать чувство вины и сомневаться в собственных силах.

12 10 8 6 4 2 0

девочки-ам бид екстры девочки-правши

фактор Р

фактор О

Рис. 3. Различия между девочками, амбидекстрами и правшами по факторам личностного опросник Р. Кеттелла

Необходимо отметить, что между девочками-правшами и девочками-левшами статистически достоверных отличий обнаружено не было.

Анализ системы ценностных ориентаций позволил выявить, что для девочек-амбидекстров более значимы такие ценности, как «жизненная мудрость» (и=2,5; р<0,05); «высокие запросы, т. е. высокие требования к жизни и высокий уровень притязаний» (и=2; р<0,05); «образованность» (и=4; р<0,05), в сравнении с девочками-левшами, для которых более важными становятся такие ценности, как «семейная жизнь» (и=3; р<0,05) и «честность» (и=2; р<0,05). Таким образом, можно сказать, что для девочек-амбидекстров большее значение приобретает развитие своего потенциала и возможность профессионального становления, в то время как их сверстницы-левши больше ориентированы на семейные ценности и на ценности общения.

Если сравнивать девочек-амбидекстров и правшей, то можно увидеть, что для первой группы большее значение приобретают ценности «материального обеспечения» (и=4; р<0,05) и «общественного признания» (и=3; р<0,05). А для второй группы - «интересная работа» (и=4; р<0,05), «переживание эстетических ценностей» (и=2; р<0,05), «удовольствие от восприятия красоты» (и=4; р<0,05). Таким образом получается, что девочки-амбидекстры в большей степени ориентированы на достижение прагматических жизненных целей, в то время как для девочек-правшей на первый план выходят эстетические ценности.

Сопоставление результатов девочек-левшей и девочек-правшей по методике «Ценностные ориентации» М. Рокича, показала, что для первой группы значимыми становятся такие ценности, как «признание»

(и=4; р<0,05), «познание» (и=4; р<0,05), «честность» (и=4; р<0,05), а для второй - «жизненная мудрость» (и=2,5; р<0,05), «высокие запросы» (и=3; р<0,05), «образованность» (и=4; р<0,05). Следовательно, наибольшую ценность для девочек-левшей, в сравнении с девочками-правшами, представляют ценности общения.

Таким образом, можно говорить о том, что тип функциональной асимметрии оказывается значимым фактором формирования личности девочек-подростков.

Далее необходимо провести аналогичный сравнительный анализ в группе мальчиков-подростков.

Первое, что необходимо отметить, в группе мальчиков (в отличие от группы девочек) статистически достоверных различий по типу темперамента нет. Следовательно, тип функциональной асимметрии определяет особенности темперамента преимущественно для группы девочек-подростков.

Анализ результатов многофакторного опросника Р. Кеттела, показал наличие статистически достоверных различий между мальчиками-амбидекстрами и мальчиками-левшами по фактору Р «осторожность-легкомыслие» (и=3; р<0,05). Мальчики-левши оказываются более импульсивными, активными и в определенной степени инфантильными (рис. 4).

Между мальчиками, амбидекстрами и правшами, выявлены достоверные различия по фактору О «самоуверенность- склонность к чувству вины» (и=13; р<0,05), амбидекстры в большей степени склонны к чувству вины и чаще сомневаются в собственных силах (рис. 4).

14 12 10 8 6 4 2

мальчики-амбидекстры

мальчики-левши

мальчики-правши

фактор Р

фактор О

Рис. 4. Различия между мальчиками с разными типами функциональной асимметрии по факторам личностного опросник Р. Кеттелла

0

Анализ ценностных ориентаций выявил большую значимость инструментальных ценностей: «самоконтроль» и «смелость» для мальчи-ков-амбидекстров, в сравнении со сверстниками (правшами и левшами). Для мальчиков-правшей на первый план выходят такие ценности, как «здоровье», «независимость», «семейная жизнь», а для мальчиков-левшей - «развитие». Таким образом, у подростков с разными типами функциональной асимметрии формируется разная система ценностей.

Обобщая полученные результаты, можно утверждать, что тип функциональной асимметрии выступает в качестве одной из предпосылок формирования личности подростка. В выборке исследования были обнаружены различия и по динамическим характеристикам (типу темперамента), и по отдельным личностным характеристикам, и в системе ценностных ориентаций. Причем наибольшее значение тип функциональной асимметрии имеет для девочек-подростков. Поскольку темпы развития девочек-подростков несколько выше, чем мальчиков-подростков, можно предположить, что роль типа функциональной асимметрии для развития личности мальчиков-подростков будет увеличиваться на последующих возрастных стадиях.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии - СПб.: Изд-во С.-Петерб. унта, 2007. - 546 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности - М.: МГУ, 1990. - 367 с.

3. Бойко Е.А., Функциональные ассиметрии и успешность школьного обучения: моногр. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2007. - 104 с.

4. Брагина Н.Н., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. -М.: Книга, 1994. - 230 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Левши. - М.: Медицина, 1988. - 240 с.

6. Головей Л. А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 693 с.

7. Леутин В. П., Никоаевна Е.Н. Функциональная асимметрия мозга. Мифы и действительность - СПб.: Речь, 2005. - 368 с.

8. Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб.: Питер, 2017. - 592 с.

9. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. - Самара: БАХРАХ-М, 2011. - 672 с.

10. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.: Пед. о-во России, 2004. - 402 с.

11. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат, 1982. - 255 с.

12. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

Статья поступила: 01.04.2019. Принята к печати: 22.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.