Научная статья на тему 'Личностные характеристики как ресурсы и потенциал развития психологической готовности к научно-исследовательской работе'

Личностные характеристики как ресурсы и потенциал развития психологической готовности к научно-исследовательской работе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3180
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / САМООЦЕНКА / ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL READINESS / RESEARCH ACTIVITY / SELF-ASSESSMENT / PERSONAL FEATURES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевна, Алексеева Людмила Фоминична, Шабаловская Марина Владимировна, Морева Светлана Александровна, Кузнецова Татьяна Михайловна

Отражены результаты исследования личностных характеристик психологической готовности к научно-исследовательской деятельности у начинающих ученых. Выявлены качества, являющиеся ориентиром для профессионального и личностного развития начинающих ученых. Эмпирически доказана значимость различий между респондентами с различной степенью вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность по таким личностным характеристикам, как ответственность, аккуратность, самоконтроль, настойчивость, предусмотрительность, общительность и эмоциональная стабильность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевна, Алексеева Людмила Фоминична, Шабаловская Марина Владимировна, Морева Светлана Александровна, Кузнецова Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONAL CHARACTERISTICS AS RESOURCES AND POTENTIAL OF DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR RESEARCH WORK

Results of research of personal characteristics of psychological readiness for research activity at beginning scientists are shown. The qualities that are a reference point for professional and personal development of beginning scientists are revealed. The importance of distinctions between respondents with various degree of an involvement into research activities for such personal characteristics, as responsibility, accuracy, self-checking, persistence, foresight, sociability and emotional stability is empirically proved.

Текст научной работы на тему «Личностные характеристики как ресурсы и потенциал развития психологической готовности к научно-исследовательской работе»

УДК 159.923.2

Т. Г. Бохан, Л. Ф. Алексеева, М. В. Шабаловская, С. А. Морева, Т. М. Кузнецова

ЛИЧНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КАК РЕСУРСЫ И ПОТЕНЦИАЛ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ

Отражены результаты исследования личностных характеристик психологической готовности к научно-исследовательской деятельности у начинающих ученых. Выявлены качества, являющиеся ориентиром для профессионального и личностного развития начинающих ученых. Эмпирически доказана значимость различий между респондентами с различной степенью вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность по таким личностным характеристикам, как ответственность, аккуратность, самоконтроль, настойчивость, предусмотрительность, общительность и эмоциональная стабильность.

Ключевые слова: психологическая готовность, научно-исследовательская деятельность, самооценка, личностные особенности.

В исследованиях психологии труда установлено, что особенности личности выступают детерминантами развития профессионала, проявляют индивидуальные различия, определяющие профессиональную пригодность специалиста, а также обуславливают формирование таких свойств и качеств человека, как его работоспособность, удовлетворенность трудом, профессиональная ответственность [1, 2]. Установлено, что особенности личности связаны с процессом саморегуляции деятельности [3, 4]. Интерес к изучению индивидуальнопсихологических особенностей личности в труде обусловлен задачами профессионального развития, полноценной самореализации и профилактики профессионального выгорания. Изучение свойств личности позволяет более глубоко и подробно проследить их проявление в профессиональной деятельности и их влияние на процесс и результат работы.

С учетом того что современная наука является определенной профессиональной деятельностью, направленной на получение знаний, что среди молодежи возрастает интерес к науке, обусловленный развитием общества в целом и политикой государства в направлении поддержки научных институтов, возникает исследовательская задача выявления личностных особенностей начинающих научных работников [5, 6]. Научный работник - это представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества [5]. Под личностными характеристиками следует понимать устойчивые, повторяющиеся в различных ситуациях особенности поведения.

По данным литературы, посвященной изучению особенностей личности выдающихся ученых, многие исследователи выделяли в структуре личности ученых некоторое качество, которое одни называли целеустремленностью и настойчивостью, другие - увлеченностью работой, третьи -

преданностью науке. Указывается, что «личность ученого - довольно позднее образование и как ученый человек может сформироваться только в процессе самостоятельной научной работы» [7, с. 195].

Как известно, личностные особенности могут определять характер стремлений в профессиональной самореализации [8-10]. Что касается научной деятельности, то это и стремление к познанию и созиданию нового, неизвестного; желание понять данное явление; интерес к определенной науке или к какому-то конкретному вопросу; желание принести пользу своим открытием человечеству, а то и просто «оставить след в истории» публикацией своей работы; достижение определенного социального статуса (получение ученых степеней, званий); честолюбивое желание выделиться из общего ряда в связи с престижностью научной работы в глазах общества; возможность получения благодаря научной деятельности, высокой должности.

Цель исследования - определить личностные особенности аспирантов и студентов (магистров), вовлеченных в научную деятельность, указывающие на уровень их реального и ближайшего развития.

В исследовании принимали участие аспиранты, магистры и студенты Сибирского государственного медицинского университета (г. Томск) и Томского государственного университета - 161 человек. Аспиранты и магистры рассматривались как группа начинающих ученых (условно названа экспериментальной), студенты, не проявляющие интереса к научно-исследовательской работе, составили контрольную группу. Для исследования личностных характеристик респондентов были использованы модифицированная методика самооценки С. А. Будасси и пятифакторный опросник Мак-Крае-Коста в интерпретации А. Б. Хромова.

Выявление самооценки профессионально важных качеств у начинающих научных работников показало (табл. 1), что у большинства из них адекватная самооценка (64,4 %), они реалистично оце-

нивают наличие у себя качеств, необходимых, по их мнению, для успешной профессиональной научно-исследовательской деятельности. По данным литературы и методики, испытуемые с адекватной самооценкой профессионально важных качеств более уверены в себе и в своих силах.

Таблица 1

Частотный анализ уровней самооценки профессионально значимых качеств в экспериментальной

и контрольной группах

Уровень самооценки Аспиранты, магистры, %

Завышенная самооценка 28,9

Адекватная самооценка 64,4

Заниженная самооценка 6,7

С помощью контент-анализа и частотного анализа был составлен рейтинг качеств, отмеченных испытуемыми экспериментальной группы в числе важных и необходимых для успешной профессиональной деятельности научного сотрудника. По мнению респондентов, для начинающего ученого наиболее важными профессиональными качествами являются высокий уровень интеллекта, аналитические способности, увлеченность делом, целеустремленность, также респонденты высоко оценивают такие качества, как ответственность, трудолюбие, терпеливость и уверенность в себе.

Дальнейший анализ полученных результатов позволил выявить самооценку выраженности этих качеств у респондентов. Вычисление разницы между двумя показателями: степенью значимости в структуре личности успешного ученого и самооценки выраженности у себя - позволило выделить качества, которые являются ориентиром (зоной ближайшего развития) для профессионального и личностного развития начинающих ученых. Эти качества, по мнению респондентов, наиболее важны для успешности научной деятельности, но у них эти качества еще не достигли необходимого уровня развития. К ним относятся уровень интеллекта, аналитические способности, увлеченность делом, терпеливость, уверенность в себе, креативность и усидчивость. Эти профессионально важные качества являются потенциалом для развития начинающих ученых и их успешного профессионального становления.

Кроме того, были выделены качества, выступающие в роли ресурсов развития будущего специалиста, т. е. те характеристики, которые получили высокую оценку респондентов по значимости в структуре личности ученого и высокой ранг относительно самооценки выраженности этого качества у себя. К таким характеристикам респонденты отнесли целеустремленность, ответственность, трудолюбие, любознательность, настойчивость,

коммуникабельность, внимательность, доброжелательность, пунктуальность и аккуратность.

Результаты исследования личностных характеристик (опросник Мак-Крае-Коста) респондентов экспериментальной и контрольной групп представлены в табл. 2.

Таблица 2

Частотный анализ выраженности личностных характеристик в экспериментальной и контроль-

ной группах, %

Наименование шкалы Группа

Экспери- ментальная Контроль- ная

Высокий уровень активности 55 58

Высокий уровень ответственности 70 50

Высокий уровень аккуратности 55 31

Высокий уровень самоконтроля 52 23

Эмоциональная устойчивость 31 12

Стремление к доминированию и влиянию 53 46

Высокий уровень настойчивости 71 38

Высокий уровень любопытства 55 31

Из табл. 2 видно, что у большинства респондентов экспериментальной группы выявлен высокий уровень ответственности (70 %) и высокий уровень настойчивости (71 %), такие личностные характеристики являются важными для успешной научно-исследовательской деятельности начинающих ученых.

Анализ результатов с использованием дисперсионного анализа ЛКОУЛ позволил выявить значимые различия между группами. Значимые и достоверные различия между группами наблюдаются по следующим шкалам: ответственность ^ = 3,06; р = 0,03), аккуратность ^ = 5,27; р = 0,002), самоконтроль ^ = 3,61; р = 0,015), настойчивость ^ = 5,19; р = 0,002), а также по остальным шкалам, содержащимся в методике Мак-Крае-Коста: общительность ^ = 3,68; р = 0,014), предусмотрительность ^ = 8,8; р = 0), эмоциональная лабильность ^ = 3,2; р = 0,025). Далее полученные данные были проанализированы путем сравнения средних значений на основании достоверности различий по данным показателям.

Так, по шкале «ответственность» достоверные и значимые различия наблюдаются между группами магистров и студентов (m1 = 12,6; m2 = 10,5; р = 0,021). Сравнивая средние показатели по данной шкале, можно говорить о том, что большинство магистров более ответственны, чем студенты. Стоит отметить также, что средний показатель ответственности у аспирантов выше, чем у студентов, однако значимость этих различий не подтверждена.

По шкале «аккуратность» достоверные и значимые различия выявлены между экспериментальной (аспиранты и магистры) и контрольной (студенты) группами (т1 = 11,12; m2 = 8,65; р = 0,004). Сравнение средних показателей позволяет сделать выводы о том, что большинство студентов менее аккуратны, чем магистры и аспиранты. Под аккуратностью здесь понимается склонность к порядку и точности, опрятность и прилежание. Следует отметить, что аккуратность сопряжена с волевой регуляцией поведения.

По шкале «самоконтроль» достоверные и значимые различия наблюдаются между экспериментальной и контрольной группами (т1 = 11,59; m2 = 9,19; р = 0,001). Анализируя средние показатели, можно сделать выводы о том, что у большинства аспирантов и магистров способность самоконтроля более развита, чем у студентов.

По шкале «настойчивость» достоверные и значимые различия также выявлены между экспериментальной и контрольной группами (т1 = 12,24; m2 = 9,96; р = 0,001). Сравнение средних показателей говорит о том, что магистры и аспиранты более настойчивы, чем студенты, они чаще проявляют упорство в достижении поставленной цели и отстаивании своей позиции.

По шкале «предусмотрительность» также выявлены значимые различия между группами (т1 = 11,55; т2 = 8,54; р = 0,001). Полученные результаты позволяют говорить о том, что большинство магистров и аспирантов значительно более предусмотрительны, чем студенты.

Все пять показателей: аккуратность, настойчивость, ответственность, самоконтроль и предусмотрительность, - согласно методике Мак-Крае-Кос-та, относятся к одному фактору - «самоконтроль». Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что этот фактор играет важную роль в становлении и развитии научного сотрудника, поскольку по всем показателям, входящим в данный фактор, имеются значимые различия между студентами, с одной стороны, и магистрами и аспирантами - с другой. Фактор самоконтроля подразумевает волевую регуляцию поведения, добросовестность, обязательность в выполнении работы, настойчивость в деятельности, соблюдение норм поведения и высокую сознательность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что именно эти личностные характеристики интенсивнее остальных развиваются в процессе образования и профессионального становления у будущих научных деятелей.

По шкале «общительность» выявлены достоверные и значимые различия (т1 = 9,18; т2 = 11,42;

р = 0,012). На основании сравнения средних показателей можно говорить о том, что большинство аспирантов менее общительны, чем большинство студентов. Основываясь на полученных результатах, можно сделать предположение, что в процессе профессионального становления будущие научные сотрудники в большинстве случаев становятся менее социально ориентированы, что может быть связано с концентрацией на индивидуальной научно-исследовательской работе, реализацией собственных задач и идей, а не групповых.

По шкале «эмоциональная лабильность» достоверные и значимые различия обнаружены между группами магистров и студентов (т1 = 9,77; т2 = 11,73; р = 0,004). Средние показатели по этой шкале свидетельствуют о том, что большинство студентов более эмоционально лабильны, чем магистры, что говорит о том, что большинство студентов чаще испытывают перепады настроения, полярно противоположные эмоции, у большинства из них неустойчивое настроение.

Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод о том, что блок личностных черт будущего ученого действительно является важным составным компонентом психологической готовности к научной деятельности. В теоретической модели были выделены следующие личностные характеристики: ответственность, аккуратность, активность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, любопытство и настойчивость. На основании экспертных оценок профессионально важных качеств научного сотрудника магистрами и аспирантами как представителями начальных ступеней профессионального становления в сфере науки к данному списку можно добавить увлеченность делом, целеустремленность, трудолюбие, терпеливость, уверенность в себе, общительность, внимательность, пунктуальность и доброжелательность. Эмпирически была подтверждена значимость различий между респондентами с различной степенью вовлеченности в научно-исследовательскую деятельность по следующим характеристикам: ответственность, аккуратность, самоконтроль, настойчивость, предусмотрительность, общительность и эмоциональная стабильность, это свидетельствует о том, что личностные характеристики являются важным компонентом психологической готовности к научной деятельности.

Исследование выполнено при поддержке РГНФ, проект № 12-16-70000.

Список литературы

1. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 380 с.

2. Толочек В. А. Современная психология труда: учебное пособие. СПб.: Питер, 2006. 479 с.

3. Моросанова В. И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психолог. журн. 2002. Т. 23, № 6.

4. Алексеева Л. Ф., Шабаловская М. В. Связь характеристик ментальности с произвольной активностью личности в юношеском возрасте на начальном этапе профессионального становления // Рос. науч. журн. 2011. № 1 (20). С. 102-108.

5. Мошкова Г. Ю. Личностно-психологические предпосылки научного творчества и их формирования // Грани научного творчества / под ред. А. С. Майданова. М., 1983.

6. Бохан Т. Г., Баланев Д. Ю., Мацута В. В., Щеткина Н. И., Таскина И. А., Фрокол А. С. Личностная готовность к инновационному поведению молодежи народов Сибири // Вестн. ТГУ. 2011. № 348. С. 110-114.

7. Аллахвердян А. Г., Мошкова Г. Ю., Юревич А. В., Ярошевский М. Г. Психология науки: учебное пособие. М.: Московский психолого-со-циальный институт: Флинта, 1998. 312 с.

8. Козлова Н. В., Бохан Т. Г. Акмеоориентированные технологии в практике инновационного образования // Психология обучения. 2010. № 12. С. 39-52.

9. Бохан Т. Г., Алексеева Л. Ф., Шабаловская М. В., Морева С. А. Идентичность как показатель профессионально-личностного становления студентов специальности «лечебное дело» // Мед. психология в России: электрон. науч. журн. 2013. № 3 (20). URL: http://medpsy.ru

10. Бохан Т. Г., Алексеева Л. Ф., Шабаловская М. В., Морева С. А. Структурно-содержательные характеристики образа профессионального будущего и их динамика на этапах профессионального образования у студентов медицинских специальностей // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2013. Вып. 5 (133). С. 182-188.

Бохан Т. Г, доктор психологических наук, зав. кафедрой.

Томский государственный университет.

Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected].

Алексеева Л. Ф., доктор психологических наук, зав. кафедрой.

Сибирский государственный медицинский университет.

Московский тракт, 2, Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected].

Шабаловская М. В., кандидат психологических наук, ассистент.

Сибирский государственный медицинский университет.

Московский тракт, 2, г. Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected].

Морева С. А., старший преподаватель.

Сибирский государственный медицинский университет.

Московский тракт, 2, г. Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Кузнецова Т. М., магистр.

Томский государственный университет.

Пр. Ленина, 36, г. Томск, Россия, 634050.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 24.10.2013.

T. G. Bokhan, L. F Alekseeva, M. V. Shabalovskaya, S. A Moreva, T M. Kuznetsova

PERSONAL CHARACTERISTICS AS RESOURCES AND POTENTIAL OF DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGICAL READINESS

FOR RESEARCH WORK

Results of research of personal characteristics of psychological readiness for research activity at beginning scientists are shown. The qualities that are a reference point for professional and personal development of beginning scientists are revealed. The importance of distinctions between respondents with various degree of an involvement into research activities for such personal characteristics, as responsibility, accuracy, self-checking, persistence, foresight, sociability and emotional stability is empirically proved.

Key words: psychological readiness, research activity, self-assessment, personal features.

References

1. Markcra A. K. Psychology of professionalism. Moscow, Znanie Publ., 1996. 380 p. (in Russian)

2. Tolotchek V. A. Modern psychology of work: study guide. St. Petersburg, Piter Publ., 2006. 479 p. (in Russian).

3. Morosanova V. I. Personal aspects of self-regulation of voluntary activity of a man. Psychological Journal, 2002, vol. 23, no. 6 (in Russian).

4. Alekseyeva L. F., Shabalovskaya M. V. Connection of characteristics of mentality with an voluntary activity of personality in adolescence at an early stage of professional development. Russian Scientific Journal, 2011, no. 1 (20), pp. 102-108 (in Russian).

5. Moshkova G. Yu. Personal-psychological prerequisites of scientific creativity and their formation. The Edges of scientific work. Ed. A. Maidanova.

Moscow, 1983 (in Russian).

6. Bokhan T. G., Balanev D. Yu., Matsuta V. V., Shchetkina N. I., Taskina I. A., Frokol A. S. Personal readiness for innovative behavior of young people of Siberia. Tomsk State University Bulletin, 2011, no. 348, pp. 110-114 (in Russian).

7. Allakhverdyan A. G., Moshkova G. Yu., Yurevich A. V., Yaroshevskiy M. G. Psychology of science: study guide. Moscow, Moscow Psychological and Social Institute, Flinta Publ., 1998. 312 p. (in Russian).

8. Kozlov N. V., Bokhan T. G. Akmeoorientirovannye technologies in the practice of innovative education. Educational Psychology, 2010, no. 12, pp. 39-52 (in Russian).

9. Bokhan T. G., Alekseeva L. F., Shabalovskaya M. V., Moreva S. A. Identity as an indicator of professional and personal formation of the students of «Medicine». Medical Psychology in Russia: the electronic scientific journal, 2013, no. 3 (20). URL: http://medpsy.ru (in Russian).

10. Bokhan T. G., Alekseeva L. F., Shabalovskaya M. V., Moreva S. A. Structural and substantive characteristics of the image of the professional future and their dynamics at stages of professional education of medicine students. Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2013, no. 5 (133), pp. 182-188 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Bokhan T. G.

Tomsk State University.

Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

Alekseeva L. F.

Siberian State Medical University.

Moscowsky trakt, 2, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

Shabalovskaya M. V.

Siberian State Medical University.

Moscowsky trakt, 2, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

Moreva S. A.

Siberian State Medical University.

Moscowsky trakt, 2, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

Kuznetsova T. M.

Tomsk State University.

Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.