ЛИЧНОСТНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ПЕДВУЗА
И.В. Чернышова
Аннотация. В статье представлена и охарактеризована модель личностного становления студентов в художественно-образовательной среде педвуза. Конкретизированы понятия «художественно-образовательная среда», «личностное становление студентов в художественно-образовательной среде», «художественный потенциал личности».
Ключевые слова: личность студента, становление личности, художественно-образовательная среда, художественно-образовательная деятельность, художественный потенциал.
Summary. The article represents the model of personal formation of students in their art-educational environment of Pedagogical University. It also examines the concepts of "art-educational environment", "personal formation of students in their art-educational environment", and "art potential of the personality".
Keywords: personality of the student, formation of the personality, art-educational environment, art-educational activity, art potential.
56
Социальные, экономические преобразования в жизни современного общества создают предпосылки для саморазвития творческого человека, способного адаптироваться в изменяющихся условиях жизни и успешно реализующего свои потенциальные возможности. Данный подход отражает необходимость проектирования в образовательном процессе вуза среды, которая позволила бы личности творчески активизироваться, актуализовать свои индивидуальные способности. Важная роль в этом процессе отводится искусству, художественно-образовательной среде, позволяющей личности установить творческое взаимоотношение с миром и раскрыть свой художественный потенциал.
Основываясь на исследованиях ученых, посвященных анализу художествен-
ного творчества (Л.С. Выготский, Л.Б. Ер-молаева-Томина, А.А. Мелик-Пашаев, Я.А. Пономарев и др.), мы рассматриваем художественный потенциал личности как скрытую возможность художественного преобразования воспринимаемой действительности в художественный образ.
Качественно по-новому подойти к проблеме обучения современного специалиста педагога-художника можно с опорой на теоретико-методологические основы личностного становления студентов творческих специальностей. На основе анализа понятия «становление личности» (Э.Ф. Зеер, А.Н. Леонтьев, А. Адлер, Г. Олпорт, Э. Фромм и др.) можно отметить, что личностное становление является непрерывным процессом изменения, преобразования, обогащения личности, в результате чего возникает нечто
новое. Становление в работах отечественных психологов (Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, В.И. Смирнов, В.Н. Столетов и др.) и представителей зарубежной гуманистической психологии (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, К. Юнг и др.) понимается как созревание и рост, переход от одного определенного состояния к другому - более высокого уровня, осуществление потенциально возможного в актуальном в процессе развития. Оно предполагает позитивные качественные изменения личности, находящие отражение в ее личном опыте. Процесс становления личности совершается по особым внутренним закономерностям и под влиянием разнообразных факторов внешней среды.
На основе теоретико-методологического анализа развития личности в художественном творчестве (Д.Б. Богоявленская, Л.С. Выготский, В.П. Зинченко, Л.Б. Ермолаева-Томина, В.С. Кузин, А.А. Мелик-Пашаев и др.) мы сделали вывод, что личностное становление студентов в художественно-образовательной среде педагогического вуза представляет собой целенаправленный процесс субъектного духовно-творческого преобразования внутреннего мира личности студентов (эмоциональные переживания, художественно-эстетический опыт, ценностные ориентации и т.д.) как результат актуализации ее художественного потенциала в художественной деятельности. Личностное становление студентов в художественно-образовательной среде вуза имеет свои особенности. Данный процесс обусловлен двойственной природой художественно-образовательной среды, то есть одновременной ее принадлежностью к целостной системе образования и системе художественного творчества. Отсюда, с одной стороны, возникает жесткая регламентация, вызы-
ваемая спецификой образовательной практики (нормативная база, государственные образовательные стандарты). С другой стороны, являясь подсистемой культуры, художественное образование подчинено практике творческой деятельности, живому процессу творения.
В рамках нашего исследования художественно-образовательная среда педагогического вуза представляет собой совокупность социальных, культурных, а также специально созданных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий художественной деятельности (межличностное взаимодействие, творческая среда и т.д.), направленных на реализацию художественного потенциала личности студентов и предполагающих выход личности за пределы существующих условий и обстоятельств. Художественно-образовательная среда является для студентов организованным художественным пространством для трансляции эмоциональных переживаний, художественно-эстетического опыта, ценностных ориентаций в художественные образы.
Цель нашего проекта, о результатах которого сообщает эта статья, заключалась в формировании поэтапного личностного становления студентов в художественно-образовательной среде педвуза, результатом которого является самоактуализация художественного потенциала, формирование профессиональной компетентности педагогов-художников, духовно-нравственное совершенствование личности студентов. Задачами нашего исследования стали: определение этапов формирования личностного становления студентов; изучение психолого-педагогических условий, обеспечивающих успешную реализацию экспериментальной обучающей программы личностного становления студентов в художественно-образова-
57
4 / 2013
Преподаватель ^
58
тельной среде педвуза; определение уровней этого становления; оценка эффективности экспериментальной программы.
При создании модели мы исходили из следующих методологических предпосылок:
• личностное становление студента определяется развитием основных аспектов его самопроявления как личностное, индивидуальное и субъектное;
• личность студента в образовательном процессе выступает как субъект и индивидуальность с наличием устойчивых индивидуально-психологических особенностей, различий в уровнях развития художественного потенциала, художественно-эстетического опыта;
• прохождение этапов личностного становления способствует субъектному преобразованию, результатом которого является формирование образа «Я» личности, индивидуального стиля деятельности и обретение себя как субъекта художественной деятельности;
• в личностном становлении студентов в художественно-образовательной среде важен процесс осознания своих потенциальных возможностей, индивидуального своеобразия, ценностей внутреннего мира и готовности к их актуализации.
В разработанной нами модели выделяются стадии личностного становления студентов: развитие, становление, преобразование. Результатом данного процесса является обретение студентами себя как личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Постоянная незавершенность процесса становления является важной особенностью психологической организации личности и одним из обязательных условий ее способности к безграничному развитию.
Стадия развития раскрывает начальный этап вхождения личности в
творческий процесс художественно-образовательной деятельности. На данном этапе происходит самопознание студентами своих индивидуальных особенностей, складывается положительная Я-концепция. Самопознание включает осознание студентами своих эмоциональных переживаний, личностных смыслов, художественных возможностей. В результате самопознания складывается определенное представление личности о себе, включающее знание о своем внутреннем мире, о своей деятельности. Студенты осознают возможности развития своего художественного потенциала, у них появляется уверенность в собственных возможностях.
Стадия становления характеризуется проявлением у студентов открытости к внутреннему опыту переживаний, стремления выразить собственные ощущения, впечатления. В учебно-творческих работах студенты способны передать сложное смысловое содержание идеи, самостоятельно создать оригинальный и выразительный художественный образ. Важным новообразованием на данном этапе является наличие самоконтроля, саморегуляции творческой активности. Наличие самоконтроля предполагает диагностику своих возможностей, умение осуществлять рефлексию своих действий, предполагать возможные изменения как в своих работах, так и в личностных качествах. Понимание своих недостатков и нахождение приемов их преодоления, самоконтроль за результатами развития способствуют развитию как эмоциональной, так и волевой саморегуляции, потребности в деятельности и самосовершенствовании.
Высшей стадией личностного становления студентов является преобразование. Субъектное преобразование личности студентов в художественно-обра-
зовательной среде вуза осуществляется как процесс самореализации художественного потенциала, результатом которого является духовно-творческое преобразование внутреннего мира личности студентов (эмоциональные переживания, художественно-эстетический опыт, ценностные ориентации и т.д.), их личностно значимых педагогических и эстетических ценностей.
В разработанной нами модели выделяется несколько уровней развития художественного потенциала: низкий (познавательно-репродуктивный), средний (оценочно-творческий), высокий (художественно-преобразовательный).
Интерес представляет высокий уровень развития художественного потенциала как наиболее продуктивный результат личностного становления студентов в художественно-образовательной среде педвуза. Он основан на самостоятельной творческой активности личности, направленной на художественное преобразование, совершенствование окружающей действительности и самого себя в личностном и профессиональном плане. Студенты с таким уровнем развития способны создавать свой индивидуальный стиль деятельности, проявлять стремление к созиданию, изменению своего личностного и творческого «Образа Я». Образ «Я» - это представления студентов о самом себе как о возможном представителе будущей профессии, которые являются динамичными и зависят от самовосприятия, саморефлексии, самопонимания и самопринятия. Возможность студента субъективировать личностные смыслы, ценности, включать их в структуру собственного опыта позволяет ему быть субъектом собственного личностного становления.
На основе показателей становления личности студентов были выделены не-
сколько уровней личностного становления в художественно-образовательной среде: мотивационно-побудительный, эмоционально-познавательный, ценностно-смысловой, рефлексивно-продуктивный, созидательно-преобразовательный.
Мотивационно-побудительным уровень предполагает вхождение личности в творческую деятельность и включает психологическую готовность студентов к деятельности, проявление творческой активности к творческому познанию и преобразованию воспринимаемой действительности. На данном уровне студенты нуждаются в руководстве педагога и поэтому обращаются за помощью. Педагог содействует формированию у студента широкого спектра личностно значимых позитивных (педагогических и эстетических) ценностей; появлению развитой «Я-концепции» как результата самопознания; готовности будущего учителя к разнообразной и активной творческой деятельности, осознаваемой как возможность для проявления своей индивидуальности; формированию развитых коммуникативных качеств.
Эмоционально-познавательный уровень выражается в проявлении познавательной направленности личности на окружающую действительность, связанной с положительным эмоциональным переживанием, эмоциональной отзывчивостью. Творческая активность студентов связана также с мотивами достижения цели, эмоциональной вовлеченностью в процесс творчества и заинтересованностью в получении результата.
Ценностно-смысловой уровень характеризуется пониманием личностью смысла педагогической и художественной деятельности. На данном этапе у студентов формируется художественно-творческое сознание. Эстетическая направленность восприятия студентов способствует фор-
59
4 / 2013
Преподаватель
60
мированию ценностно-смысловых ори-ентаций личности, основой которых является внутренняя потребность в красоте. Через эмоциональное переживание студенты способны глубже понимать идею, смысл своего творчества и преобразовывать свои личностные идеалы во всеобщие значимые ценности.
Рефлексивно-продуктивный уровень отражается в формировании навыков самоконтроля, самооценки творческой деятельности и ее результатов. На данном уровне студенты способны понять будущий результат своей деятельности, оценить качество выполняемой работы, посмотреть на продукт своей деятельности со стороны других людей. Важным новообразованием в личностном становлении студентов является открытость к внутреннему опыту переживаний.
Созидателъно-преобразователъный уровень предполагает актуализацию уже полученных знаний, умений и навыков в позиции, когда человек рассматривает себя как субъекта творческого созидания. Данный уровень характеризуется изменением эмоционально-ценностного отношения личности к миру, к людям и к себе, что является одним из качественных показателей ее становления как творческого субъекта.
На каждом уровне необходимы обусловленные целями личностного становления формы и принципы организации художественно-творческой активности личности и художественные свойства образовательной среды. Они должны способствовать психической активности субъекта в нужном направлении (художественность личности) и создавать побуждающее эту активность художественное пространство (художественность среды). Отметим, что мотиваци-онно-побудительный уровень личностного становления реализуется, в основ-
ном, на начальных курсах, эмоционально-познавательный и ценностно-смысловой - на втором и третьем курсах, рефлексивно-продуктивный, созидательно-преобразовательный - на последних.
Представленная модель личностного становления студентов в художественно-образовательной среде вуза обеспечивает процесс вхождения личности в художественную деятельность и актуализацию ее художественного потенциала. Применение разработанной модели позволит совершенствовать процесс личностного становления студентов в художественно-образовательной среде, направленного на внутренний мир субъективных переживаний личности, самопознание учащимися индивидуальных художественно-творческих возможностей. На основе принципов открытости и доверия, диало-гичности, учета индивидуально-психологических особенностей, гуманизма, сознательности, реализации художественного потенциала художественно-образовательная среда обеспечивает наличие психологической среды, способствующей реализации основных аспектов самопроявления студентов как личности, индивидуальности и субъекта художественной деятельности. Возможность студента субъективировать личностные смыслы, ценности, включать их в структуру собственного опыта позволяет ему быть субъектом собственного личностного становления.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд-во Свято-Владимирского Братства, 1993. - 224 с.
2. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М.: Высшая школа, 1991. - 224 с.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / под. ред. Н.Ю. Шведовой. - 21-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус. яз., 1989. - 924 с. ■