Дшшшшышщ)® (шбросшшшш®
УДК 373.2
ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ КАК ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДИКЕ
Шлегель О.В.
Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида, Сланцы, Ленинградская область, Россия. [email protected] Кузьмина О.В.
Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида, Сланцы, Ленинградская область, Россия. [email protected] Титова Н.А.
Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида, Сланцы, Ленинградская область, Россия. [email protected] Свитальская О.В.
Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида, Сланцы, Ленинградская область, Россия. ORCID ID: 0000-0002-3404-6045 AuthorlD: 1105463 E-mail: [email protected] Сибуль И.Э.
Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида, Сланцы, Ленинградская область, Россия. [email protected]
Аннотация. Авторы рассматривают актуальную проблему - личностное развитие ребенка в дошкольном образовательном учреждении как цель программы детского сада. Представлена авторская Программа воспитания, её обоснование, результаты внедрения в жизнедеятельность детского сада. Авторская программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения дошкольников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
Ключевые слова: программа воспитания, гармоничное развитие детей, дошкольное воспитание, личностное развитие детей.
Актуальность
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.
В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги ис-
пытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п. дошкольников.
Социальное развитие - это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить [5].
Развитие социальной компетентности -важный и необходимый этап социализации
ребенка в общем процессе усвоения им опыта общественной жизни и общественных отношений [11].
Программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения дошкольников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности [3].
В центре программы воспитания муниципального дошкольного образовательного учреждения «Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида» (далее -МДОУ «Сланцевский детский сад № 15» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 (в ред. от 21.01.2019 № 31) (далее - ФГОС ДО). Программа призвана обеспечить достижение обучающихся личностных результатов, указанных во ФГОС ДО: формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
Данная программа воспитания демонстрирует систему работы с детьми в дошкольном образовательном учреждении.
Особенности воспитательного процесса МДОУ «Сланцевский детский сад №15 комбинированного вида»
МДОУ «Сланцевский детский сад №15», расположен на территории Ленинградской области, города Сланцы, являющимся самым западным городом области.
В МДОУ «Сланцевский детский сад №15» функционирует 12 групп, которые располагаются в двух корпусах:
• 2 группы раннего дошкольного возраста; 4 группы общеразвивающейнаправ-ленности; 1 группа компенсирующей
направленности для детей с задержкой психического развития; 1 группа компенсирующей направленности для детей с интеллектуальной недостаточностью (корпус №1 - ул.Грибоедова, д.4а).
• 4 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (корпус №2 - переулок Почтовый, д. 5а).
Детский сад поддерживает тесный контакт с окружающим его социумом: Слан-цевской городской библиотекой, Сланцев-скимисторико-краеведческим музеем, Сланцевской детской спортивно-юношеской школой, Сланцевским домом творчества, Сланцевской детской музыкальной школой, Сланцевской художественной школой, Сланцевским индустриальным техникумом, Сланцевской общеобразовательной школой №1».
Процесс воспитания в МДОУ «Сланцевский детский сад № 15» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и обучающихся (воспитанников) [12]:
• неукоснительное соблюдение законности и прав семьи иобучающегося, соблюдение конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в детском саду;
• ориентир на создание в дошкольном образовательном учреждениипсихологиче-ски комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
• реализация процесса воспитания через создание детско-взрослых
общностей, которые бы объединяли обучающихся и педагогических работников яркими содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
• организация основных совместных дел обучающихся и педагогических
работников;
• системность и целесообразность воспитания как условия его эффективности [12].
Основные традиции воспитания в МДОУ «Сланцевский детский сад №15» включены в:
• Инвариантные модули;
• Вариативные модули.
Цель и задачи воспитания
Цель воспитания - личностное развитие дошкольников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел) [12].
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям дошкольников позволяет выделить в ней следующие приоритеты (задачи):
• сохранять и укреплять физическое здоровье детей и формировать увоспитан-ников начальных представлений о здоровом образе жизни [2];
• развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками в соответствии с правилами и нормами принятыми в обществе;
• организовывать работу с семьями воспитанников, их родителями илизакон-ными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития детей;
• реализовывать воспитательные возможности общесадовых ключевых дел;
• создавать условия для успешной социализации воспитанников ДОУ;
• развивать у ребенка инициативность, любознательность, произвольность, способность к творческому самовыражению;
• Организовывать профориентацион-ную работу с воспитанниками.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется врамках следующих направлений воспитательной работы в МДОУ «Сланцевский детский сад № 15». Каждое из них, представлено в соответствующем модуле:
Инвариантные модули:
-Физическая культура.
- Мы по правилам живем.
- Работа с родителями.
- Общесадовые дела.
- Мир вокруг нас.
Вариантные модули:
- Ранняя профориентация.
- Театральный мини-фестиваль.
Характеристика направлений воспитательной работы:
Физическая культура
В МДОУ «Сланцевский детский сад №15», с целью формирования у детей здорового образа жизни проводятся следующие спортивно-оздоровительные мероприятия:
1. Физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) для дошкольников на муниципальном уровне
Основная цель спортивных соревнований ГТО - повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитание патриотизма и гражданственности, улучшение качества жизни граждан Российской Федерации.
В настоящее время воспитанники МДОУ «Сланцевский детский сад №15 », которым исполнилось 6 лет, могут участвовать в подготовке и сдаче норм ГТО. К сдаче нормативов допускаются воспитанники 1 и 2 группы здоровья, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе для занятий физической культурой.
Муниципальный этап фестиваля физ-культурно-спортивного комплекса ГТО для 1 ступени проводится 1 раз в год. Испытания состоят из разных нормативов: гибкость, отжимание, челночный бег, прыжок с места в длину, метание теннисного мяча, смешанное передвижение
1000м. По результатам сдачи ГТО присваивается значок отличия (золотой, серебряный, бронзовый).
2. Районная Спартакиада воспитанников образовательных организаций, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования Сланцевского муниципального района проводится с октября по апрель в 2 этапа:
- первый этап - в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования. Проводится комплектование сборной команды для участия в Спартакиаде;
- второй этап - районный. Проводятся соревнования среди воспитанников образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, согласно программе Спартакиады.
В программу соревнований входят общая физическая подготовка, эстафеты «Спортландия», эстафеты «Вместе с тренером моим», эстафеты «Спортивная семья - 2021».
По итогам соревнований определяются 1, 2, 3 места.
3. «Неделя здоровья» на уровне ДОУ проводится 1 раз в квартал
Основная цель - пропаганда здорового образа жизни, как среди детей дошкольного возраста, так и среди взрослых. Участниками «Недели здоровья» являются: воспитанники, педагоги, родители (законные представители) ДОУ.
Знания о здоровом образе жизни дети получают в ходе проведения тематических бесед, практических занятий, спортивных развлечений и мероприятий. Для родителей воспитанников организуются тематические мастер-классы, совместные мероприятия с детьми.Работа в данном направлении способствует формированию у участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жиз-ни,развития интереса к физической культуре и спорту.
4.Семейный спортивный клуб «ЗдОрово, здорОво»
Мероприятия семейного спортивного клуба «ЗдОрово, здорОво» проводятся ежемесячно.
Цель работы семейного спортивного клуба «ЗдОрово, здорОво» - формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры через гармонизацию детско-родительских отношений ипривлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада.
Основой деятельности клуба являются совместные физкультурно-
оздоровительные занятия имероприятия. Такое взаимодействие формируют у родителей основы физкультурно-оздоровительной грамотности, так как дают элементарные навыки организации двигательной активности детей, знания о физиологических особенностях детского организма, о реакции на физическую нагрузку и методах педагогического контроля состояния организма.
5. Туристический мини-поход на территории детского сада проводится с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) ежегодно.
Основная цель мини-похода - формирование простейших туристических навыков, воспитание сплоченности детского коллектива, воспитание у детей ответственного отношения к окружающей среде.
Первоначально проводится предварительная беседа с детьми о том, что такое поход, какая одежда удобна для похода, что берут с собой в поход. Знакомят с правилами поведения в походе и обговаривают маршрут.
Мини-походы регулируются по времени и форме проведения в зависимости от возраста детей, состояния здоровья, их подготовленности, от погодных условий, наличия оборудования, участка или спортивной площадки.
Мы по правилам живем [2; 7]
В общении детей друг с другом возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Но дошкольник не осознает свой внутренний мир, свои пе-
реживания, намерения, интересы. Еще труднее ребенку представить, что чувствует другой и чем мотивированы поступки других детей. Определенной проблемой для детей является также и умение рассказать о своих чувствах, желаниях. Столкновение детских инициатив, когда каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения, приводит к конфликтам. Самостоятельный выход из сложной ситуации детям не всегда доступен.
На помощь приходит нормативный проект «Мы по правилам живем», который основан на технологии проблемно-диалогового обучения. Основная цель проекта - введение в жизнь детей социально одобряемых правил взаимодействия. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. В этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление, способствует развитию общения и воспитанию активной личности.
Ценность проекта в том, что все правила обсуждаются и принимаются детьми совместно.
Работа с родителями
1.Внесадовый уровень:
1.1. Приобщение родителей (законных представителей) воспитанников к образовательной деятельности ДОУ через организацию и проведение Недели образования на уровне района.
Неделя образования - проводится для родителей (законных представителей) воспитанников Сланцевского района ежегодно в феврале с целью обеспечения информационной открытости муниципальной системы образования и привлечениявни-мания общественности к достижениям и проблемам муниципальной системы образования. В рамках Недели образования у родителей (законных представителей) воспитанников есть возможность принять участие как в мероприятиях на уровне ДОУ, так и в районных мероприятиях: круглый стол, конференции, встреча с председателем и специалистами комитета образования, с представителями муниципальной власти.
Данная форма взаимодействия предоставляет возможность родителям познакомиться поближе с деятельностью нашего дошкольного образовательного учреждения, дать оценку деятельности педагогическому коллективу и определить общие подходы в развитии и воспитании детей.
1.2. Участие родительской общественности в социологических исследованиях по оценке удовлетворенности потребителей качеством предоставляемых образовательных услуг в Ленинградской области
(НОК уоод).
Согласно статье 95.2. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 (в редакции 17.02.2021) «Об образовании в Российской Федерации» независимая оценка качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность, проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации.
Каждая образовательная организация проходит процедуру НОК УООД не реже, чем один раз в три года.
Оценка уровня организации работы Учреждения основывается на проведении социологического опроса не менее 40 % получателей образовательных услуг и анализе:
• нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организации;
• информации о деятельности организации, размещенной на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
• информации о деятельности организации, представленной на информационных стендах в помещениях организации, размещенной в брошюрах, буклетах;
• иной общедоступной информации об образовательной организации.
В случае выявления недостатков в ходе проведения НОК УООД организация составляет план по устранению недостатков.
1.3. Анкетирование родителей (законных представителей) на предмет удовле-
творенности качеством предоставляемых образовательных услуг в ДОУ (на уровне района).
Образовательный процесс в ДОУ будет намного эффективнее, если между педагогическим коллективом и родителями установятся доверительные и уважительные отношения. Но такого результата будет сложно достичь, если у родителей появятся какие-либо вопросы относительно качества работы детского сада. Чтобы выявить недостатки в организации образовательной деятельности и своевременно принять меры, ежегодно проводится анкетирование родителей «Удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг в ДОУ».
2.Внутрисадовый уровень:
2.1.Участие родителей в общественном управлении ДОУ через работу в совете Учреждения, который проводится не реже 1 раза в квартал. К компетенции совета Учреждения относится:
• рассмотрение по представлению заведующего Учреждением:
программы развития Учреждения; порядка и условий распределения стимулирующих выплат работникам Учреждения; частей основных образовательных программ Учреждения, формируемых участниками образовательных отношений; формы договора об образовании;
• внесение заведующему Учреждением предложений в части: распределения стимулирующих выплат работникам Учреждения; материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудования помещений Учреждения; создания в Учреждении необходимых условий для организации питания, медицинского обслуживания обучающих-ся;развития воспитательной работы в Учреждении;
• оказание содействия деятельности общественных объединений родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в Учреждении и не запрещенной законодательством Российской Федерации.
2.2.Участие родителей в праздниках, концертах, акциях ДОУ
Как показывает опыт, подобные мероприятия создают атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки, а так же наилучшим образом показывают ценность и значимость совместного творчества педагогов, детей и родителей.
2.3.Семейный спортивный клуб «ЗдОрово, здорОво» см. раздел «Физическая культура».
З.Групповой уровень:
3.1. Выпуск стенгазеты группы совместно с родителями (законными предста-вителями)и воспитанниками осуществляется 1 раз в квартал.
Цель - развивать творческие способности у детей, учить давать полные и содержательные ответы на поставленные вопросы, воспитывать чувство коллективизма, ответственности за общее дело.
Предварительно объявляется тема выпуска стенгазеты, осуществляется подготовка рубрик газеты, проводится индивидуальная работа с детьми (беседа, интервью, изобразительная деятельность), подбирается фотоматериал, подведение итогов и совместное любование газетой.
Благодаря такой форме работы у родителей (законных представителей) воспитанников, открываются возможности реализовать их право на участие в жизни детского сада, предоставить им возможность больше узнать о своем ребенке, о педагогах, работающих с детьми, о развивающей среде ДОУ, успехах и достижениях.
3.2. Участие родителей в групповых мероприятиях ДОУ.
Воспитание детей неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей, которое включает в себя систематическое активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи семьи в воспитании детей и повышение педагогической культуры родителей.
Согласно групповому плану работы с родителями в течение года проводятся различные групповые мероприятия такие как: групповые праздники, досуги, экскурсии, мастер-классы,совместное творчество, проектная деятельность.
Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс через совместную деятельность педагогов, детей и родителей позволяет удовлетворить запросы родителей в интересах детей и способствует созданию единого образовательного пространства развития ребенка.
Общесадовые дела
В общесадовых делах, принимают участие большая часть обучающихся ДОУ.
В МДОУ «Сланцевский детский сад № 15» ежегодно реализуются следующие общесадовые дела:
1. Социальная акция в рамках Всемирного дня памяти жертв ДТПпроводит-ся с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с привлечением родителей (законных представителей) обучающихся и инспектором ОГИБДД - временной промежуток 15-17 ноября.
Проведение акции в рамках Всемирного дня памяти жертв ДТП это, с одной стороны, возможность вспомнить о погибших и пострадавших, а с другой - обратиться к живым с призывом сохранить свои и чужие жизни. Это событие призвано привлечь внимание всех людей к печальному факту: вовсем мире в результате дорожно-транспортных происшествийежедневно погибает более трех тысяч человек и около 100 тысяч получают серьезные травмы. Большая часть из погибших и пострадавших - дети и молодежь.
Цель Всемирного дня памяти жертв дорожно-транспортных аварий заключается в том, чтобы почтить память жертв дорожно-транспортных происшествийи выразить соболезнования членам их семей, а также еще раз напомнить правительствам государств и ответственным организациям о необходимости обеспечить безопасность-дорожногодвижения для всех граждан.
2. Социальная акция «Мама за рулем» проводится с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) с привлечением родителей (законных представителей) обучающихся и инспектором ОГИБДД - временной промежуток 1 -4 марта.
В связи с ростом количества автотранспорта и увеличением роста женщин за рулём необходимо формировать грамотность
водителей-родителей, а в частности мам и обращать особое внимание на перевозку детей в салонах легковых автомобилей. Основная цель акции - привлечение внимания мам-водителей к проблеме безопасности детей на дорогах.
3. Социальная акция «Наш бессмертный полк» проводится с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) с привлечением родителей (законных представителей) обучающихся - временной промежуток 7-8 мая.
Акция проводится в рамках Всероссийской общественной акции «Бессмертный полк» в День Победы, в ходе которой участники идут колонной и несут транспаранты с фотопортретами своих родственников, участвовавших в Великой Отечественной войне.
Акция «Наш Бессмертный полк» направлена на повышение вклада семей воспитанников в области воспитания у них гражданственности и патриотизма, гордости за свою страну, родных и близких, сохранение семейной памяти о воинах-фронтовиках (участниках трудового фронта), памяти о славных подвигах народа во время Великой Отечественной войны [14].
Участие в Акции «Наш Бессмертный полк» подразумевает, что каждый, кто помнит и чтит своего прадеда-ветерана (участника трудового фронта), может отдать дань его памяти, принеся его фотографию в группу, подготовив рассказ о его боевых (трудовых) подвигах и выступить с родителями на итоговом мероприятии «Наш Бессмертный полк» [1].
4. Социальная акция «Возложение цветов погибшим героям» проводится с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) с привлечением родителей (законных представителей) обучающихся - временной промежуток 5-6 мая.
Без знания славных и трагических страниц истории своей страны не может быть сегодня патриотического воспитания, основы которого закладываются уже в дошкольном возрасте. Очень важно помнить историю своей Родины - особенно ее печальные и знаковые страницы. Это воспитывает в ребёнке дух патриотизма. 9 мая -
праздник очень значимый для каждого жителя нашей страны. Все люди, жившие в те страшные годы, внесли огромный вклад в Великую Победу, чем заслужили вечную память и признание потомков.
Цель акции «Возложение цветов погибшем героям» - воспитание гражданско-патриотических чувств у детей-дошкольников, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
5. Всероссийская акция «Окна России» проводится с детьми дошкольного возраста (4-7 лет) - временной промежуток 5-12 июня.
Цель Акции - проявление участниками гражданской позиции, патриотизма, любви к Родине. Особое внимание при проведении Акции уделяется оформлению окон воспитателями совместно с детьми.
Участникам акции предлагается:
1. Украсить окна группы рисунками, картинками, надписями, посвященными России, своей малой Родине, таким образом, чтоб украшенное окно было видно с улицы.
2. Нарисовать на окне контуры сердца. Не закрашивая рисунок, сфотографировать наиболее удачный ракурс вида из окна через сердце, выложить в социальных сетях с хештегами акции и рассказом о своей малой Родине.
3. Опубликовать фотографии в социальных сетях с хештегами: #ОкнаРоссии #ЯлюблюРоссию #МояРоссия и рассказом о малой Родине.
Акция анонсируется в региональных СМИ и социальных сетях [13].
6. Всемирный День доброты проводится с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) - временной промежуток 13 ноября.
Цель - создать условия для формирования таких нравственных качеств, как доброта, милосердие, взаимопомощь.
Этот день наполнен добротой и мероприятиями, такими как: танцевальные мобы, концерты, раздача открыток доброты, акты доброты (выразить комплименты, улыбнуться незнакомым людям, придер-
жать дверь и уступить место в общественном транспорте).
7. Акция «Подари сердечко маме» проводится с детьми дошкольного возраста (17 лет) - временной промежуток 25-28 ноября.
Акция «Подари сердечко маме» приурочена к Всемирному Дню Матери. Основная цель акции - сформировать у детей дошкольного возраста осознанное понимание значимости мамы в его жизни, в жизни семьи.
Воспитанники совместно с педагогами изготовляют и декорируют открытки-сердечки и в качестве сувениров дарят своим мамам.
8. Проект «Наш веселый огород» предполагает выращиваниевоспитателями совместно с детьми рассады (овощей, зелени) на подоконниках в группах, высаживание ее весной на территории ДОУ, уход за растениями летом и осенью. С помощью воспитателя дошкольник будет учиться наблюдать за растениями, получит знание о том, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет.
Основная цель - расширять представления детей об окружающем мире и прививать трудовые навыки посредством совместного создания огорода в детском саду.
Мир вокруг нас
1. Проект «Мобильная библиотека» (взаимодействие со Сланцевской городской библиотекой) реализуется в течение учебного года.
Цель проекта «Мобильная библиотека» - формирование грамотного читателя и развитие культурных традиций на основе чтения детской русской литературы, возрождение традиций семейного чтения.
Работники Сланцевской городской библиотеки предварительно осуществляют тематическую подборку детской литературы. После чего они предоставляют эти книги детскому саду, с последующей презентацией данных книг. Далее на протяжении определенного времени воспитатели читают книги детям. Также при желании
дети могут взять эти книги домой и прочитать вместе с родителями.
Хорошая книга в руках родителей и их ребенка - добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера и духовное единство
2. Сетевой проект «Мы вместе» (взаимодействие со Сланцевским краеведческим музеем) реализуется в течение всего учебного года.
В МДОУ «Сланцевский детский сад №15» функционируют группы компенсирующей направленности, которые посещают дети с ОВЗ, в том числе дети с задержкой психического развития. Одна из особенностей детей с задержкой психического развития являются трудности в установлении взаимоотношений с окружающим миром.
В связи с эти разработан и реализуется сетевой проект «Мы вместе». Цель проекта: создание условий для социализации детей с задержкой психического развития через построение взаимодействия ДОУ с социальным партнером - Сланцевским ис-торико-краеведческим музеем. Проект «Мы вместе»:
• предназначен для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 4-7 лет и направлен на их успешную социализацию;
• основан на гибкой системе взаимодействия ДОУ с социумом, где учитываются потребности детей с задержкой психического развития - система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему.
Ранняя профориентация
Основная цель - это знакомство ребенка с различными видами труда и воспитание положительного отношения к труду.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда.
Основная идея - выстраивание в образовательном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста.
Данная работа отражается в календар-но-тематическом планировании образовательной деятельности. Знакомство с профессиями осуществляется через беседы, сюжетно-ролевые игры, экскурсии, чтение художественной литературы, наблюдение за трудом взрослых, встречи с интересными людьми.
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром формирует у ребенка систему знаний о профессиях, вызывает у него интерес к определенным видам деятельности, что впоследствии возможно скажется на выборе его профессии.
Театральный мини-фестиваль
Цель театрального мини-фестиваля -развитие творческих и коммуникативных способностей детей.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Коллективный характер театральных игр позволяет расширить и обогатить опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития и совершенствования коммуникативных навыков.
Театральный мини-фестиваль, посвященный Всемирному Дню театра, проводится в нашем учреждении ежегодно. Участвуют в нем все возрастные группы дошкольного учреждения, каждая группа готовит постановку, на представление приглашаются воспитанники других групп, сотрудники детского сада и родители.
Представлению спектаклей предшествует колоссальная работа. Педагоги групп разрабатывают сценарии, подбирают музыкальное сопровождение, изготавливают декорации, разучивают с детьми диалоги и монологи, обсуждают с ними характеры героев, отрабатывают выразительные движения и мимику. Дети принимают активное участие в изготовлении афиши спектакля, а родители с удовольствием оказывают содействие в подготовке красочных костюмов.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Самоанализ представляет собой систему диагностических исследований, направленных на комплексную оценку результатов эффективности реализации Программы воспитания МДОУ «Сланцевский детский сад № 15».
В качестве основных показателей и объектов исследования эффективности реализации Программы воспитания выступают:
• особенности развития личностной, социальной, экологической и здоровьесбе-регающей культуры обучающихся;
• особенности детско-родительских отношений и степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Методологический инструментарий самоанализа воспитания учащихся предусматривает использование следующих методов [8; 9; 10]:
Тестирование (метод тестов) - исследовательский метод, позволяющий выявить степень соответствия планируемых и реально достигаемых результатов воспитания и социализации обучающихся, путём анализа результатов и способов выполнения ряда специально разработанных заданий.
Опрос - получение информации, заключённой в словесных сообщениях обучающихся [6; 8]. Для оценки эффективности деятельности образовательного учреждения по воспитанию обучающихся, используются следующие виды опроса:
- беседа - метод исследования, заключающийся в проведении тематически направленного диалога между педагогом и обучающимся с целью получения сведений об особенностях процесса воспитания обучающихся;
- интервью - вербально-коммуникативный метод, предполагающий проведение разговора между педагогом и обучающимся по заранее разработанному плану, составленному в соответствии с задачами исследования процесса воспитания обучающихся;
- анкетирование родителей (законных представителей) обучающихся - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании от-
ветов родителей (законных представителей) на специально подготовленные вопросы анкеты [6].
Психолого-педагогическое наблюдение - описательный психолого-педагогический метод исследования, заключающийся в целенаправленном восприятии и фиксации особенностей, закономерностей развития и воспитания обучающихся. В рамках анализа предусматривается использование следующих видов наблюдения:
- включённое наблюдение - наблюдатель (педагог) находится в реальных деловых или неформальных отношениях с обучающимся, за которыми он наблюдает и которых он оценивает;
- узкоспециальное наблюдение -направлено на фиксирование строго определённых параметров (психолого-педагогических явлений) воспитания обучающихся [6].
Основными направлениями анализа организуемой воспитательной деятельности в МДОУ «Сланцевский детский сад №15» являются:
1. Результаты воспитания и социализации дошкольника.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития дошкольника.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития дошкольника является педагогическое наблюдение.
Анализ динамики личностного развития проводится воспитателем совместно с заместителем заведующего по воспитательной работе, старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на педагогических совещаниях, микро педсоветах.
Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития дошкольника удалось решить за минувший учебный год, какие проблемы, решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Степень включенности родителей (законных представителей) в образовательный и воспитательный процесс.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся организуемой в дошкольном учреждении совместной деятельностью.
Способами получения информации о состоянии организуемой в дошкольном учреждении совместной деятельности дошкольников, педагогов и родителей (законных представителей) обучающихся являются анкетирование, опросы родителей (законных представителей) обучающихся.
Внимание при этом сосредотачивается на следующих вопросах: является ли организуемая в ДОУ совместная деятельность дошкольников, педагогов и родителей (законных представителей) интересной, событийно насыщенной, личностно развивающей и социально ориентированной.
Анализ степени включенности родителей проводится заместителем заведующего по воспитательной работе, старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на педагогическом совете ДОУ.
Результаты внедрения Программы воспитания
Важнейшей основой полноценного социально-личностного развития ребенка является его положительное самоощуще-
ние: уверенность в своих возможностях, в том, что он хороший, его любят.
В результате проводимой работы дети находятся в детском саду в положительном эмоциональном состоянии, имеют собственное мнение, самостоятельно выбирают друзей, игрушки, виды деятельности.
Дети положительно относятся к окружающим людям, стараются учитывать мнения других людей, стремятся к совместной деятельности, знают способы взаимодействия и выхода из конфликтных ситуаций и многие умеют это делать. Родители отмечают, что у детей сформированы и усвоены принятые в обществе нормы и ценности, формы общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками; дети проявляют самостоятельность, целенаправленность и саморегуляцию собственных действий; развиты социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональная отзывчивость и сопереживание; сформирована готовность к совместной деятельности со сверстниками, дети выражают уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; у детей сформированы позитивные установки к различным видам труда и творчества; сформированы основы безопасности в быту, социуме, природе.
лш^1 Литература
¿УУ 1. Акимова К.С. Социальная акция «Наш Бессмертный полк» проект (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) / К С. Акимова // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. URL: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2019/12/06/sotsialnaya-aktsiya-nash-bessmertnyy-polk
2. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками / Е.А. Алябьева. М. : ТЦ Сфера, 2003.128 с.
3. Баранова С.В. Формирование готовности детей младшего школьного возраста к творческой самореализации в дополнительном образовании: дис. ... канд. пед. наук / С.В. Баранова. Саранск, 2020. 224 с.
4. Всемирный день памяти жертв дорожных аварий // znanie.podelise. URL: http://znanie.podelise.ru/docs/40743/index-10654.html
5. Громова О.Е. Ознакомление дошкольников с социальным миром. Методическое пособие / О.Е. Громова. М. : ТЦ Сфера, 2012. 224 с.
6. Гурьев С.В., Ханевская Г.В. Мониторинг реализации образовательной программы по физическому воспитанию в вузе / С.В. Гурьев, Г.В. Ханевская // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-5. С. 42-49.
7. Давыдова О.И. Беседы об ответственности и правах ребенка. М. : ТЦ Сфера, 2008.112с.
8. Краснощекова Н.В. Диагностика и развитие личностной сферы детей старшего дошкольного возраста / Н.В. Краснощекова. Ростов-на-Дону, 2006.
9. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника / Р.Р. Калинина. М., 2005.
10. Лютова Е.Н. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми / Е.Н. Лютова, Г.Б. Монина. СПб, 2001.
11 Программа по социально-личностному развитию для дошкольников «Я в мире людей» // инфоурок. URL: https://infourok.ru/programma-po-socialnoHchnostnomu-razvitiyu-dlya-doshkolnikov-ya-v-mire-lyudey-2818308. html
12. Примерная программа воспитания // Нижегородский институт развития образования . URL::http://www.niro.nnov.ru/?id=54111
13. Продолжается Всероссийская акция «Окна России», посвященная Дню России // Портал органов власти Чувашской республики. Официальный интернет-портал. URL: http://www.cap.ru/news/2020/06/11/vserossijskaya-akciya-okna-rossii-posvyaschennaya
14. Потапова О.М. Проект «Бессмертный полк» / О.М. Потапва // Троица образования: педагог - обучающийся - родитель : материалы VIII Байкальских родительских чтений. Иркутск, 2019. С. 409-413.
Для цитирования: Шлегель О.В. Личностное развитие как цель программы воспитания в детском садике / О.В. Шлегель, О.В. Кузьмина, Н.А. Титова, О.В. Свитальская, И.Э. Сибуль // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Том 2. № 3. С. 10-22.
ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2021, vol. 2, no. 3, pp. 10-22.
PERSONAL DEVELOPMENT AS THE GOAL OF THE KINDERGARTEN EDUCATION PROGRAM
Shlegel O.V.
Slantsevsky kindergarten no. 15 of combined type, Slants, Leningrad region, Russia. svi-
Kuzmina O.V.
Slantsevsky kindergarten no. 15 of combined type, Slants, Leningrad region, Russia. svi-
Titova N.A.
Slantsevsky kindergarten no. 15 of combined type, Slants, Leningrad region, Russia. svi-
Svitalskaya O.V.
Slantsevsky kindergarten no. 15 of combined type, Slants, Leningrad region, Russia. ORCID ID: 0000-0002-3404-6045 AuthorlD: 1105463 E-mail: [email protected] Sibul I.E.
Slantsevsky kindergarten no. 15 of combined type, Slants, Leningrad region, Russia. [email protected]
Abstract. The authors consider an actual problem - the personal development of a child in a preschool educational institution as the goal of the kindergarten program. The au-
thor's Program of education, its justification, the results of implementation in the life of the kindergarten are presented. The author's educational program is aimed at solving the problems of harmonious entry of preschool children into the social world and establishing responsible relationships with the people around them. The educational program shows how teachers can realize the educational potential of their joint activities with children.
Keywords: educational program, harmonious development of children, preschool education, personal development of children.
References
1. Alyabeva E.A. Nravstvenno-eticheskie besedyi i igryi s doshkolnikami [Moral and ethical conversations and games with preschoolers]. Moscow, 2003.128 p. (In Russ.).
2. Gromova O.E. Oznakomlenie doshkolnikov s sotsialnyim mirom. Metodicheskoe [Familiarization of preschool children with the social world. Methodological guide]. Moscow, 2012. 224 p. (In Russ.).
3. Davyidova O.I. Besedyi ob otvetstvennosti i pravah rebenka [Conversations about responsibility and the rights of the child]. Moscow, 2008. 112 p. (In Russ.).
4. Krasnoschekova N.V. Diagnostika i razvitie lichnostnoy sferyi detey starshego doshkolnogo voz-rasta [Diagnostics and development of the personal sphere of children of senior preschool age]. Rostov-na-Donu, 2006. (In Russ.).
5. Kalinina R.R. Trening razvitiya lichnosti doshkolnika [Training for the development of the preschool child's personality]. Moscow, 2005. (In Russ.).
6. Lyutova E.N., Monina G.B. Trening effektivnogo vzaimodeystviya s detmi [Training of effective interaction with children]. St. Petersburg, 2001. (In Russ.).
Information about the authors Shlegel Oksana Vladimirovna
Slantsevsky kindergarten no. 15 of combined type, [email protected] Kuzmina Olesya Vladimirovna Slantsevsky kindergarten no. 15 of combined type, [email protected] Titova Natalia Alexandrovna
Slantsevsky kindergarten no. 15 of combined type, [email protected] Svitalskaya Oksana Viktorovna Slantsevsky kindergarten no. 15 of combined type, Slants, Leningrad region, Russia. ORCID ID: 0000-0002-3404-6045 AuthorID: 1105463 E-mail: [email protected] Sibul Irina Elmarovna
Slantsevsky kindergarten no. 15 of combined type, Slants, Leningrad region, Russia. [email protected]
Поступила в редакцию 07.04.2021. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 15.04.2021.
Slants, Leningrad region, Russia. svi-
Slants, Leningrad region, Russia. svi-
Slants, Leningrad region, Russia. svi-