Научная статья на тему 'Личностно ориентированный подход в преподавании общеинженерных и специальных дисциплин'

Личностно ориентированный подход в преподавании общеинженерных и специальных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
211
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / PERSONALLY FOCUSED APPROACH / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Левченко В. Н., Загоруйко Т. И.

Статья посвящена реализации личностно ориентированного полхода в процессе преподавания общеинженерных и специальных дисциплин в Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. Рассмотрены некоторые положения образовательной среды вуза, этапы профессионального становления будущего специалиста с учётом его индивидуальных особенностей. Обсуждена роль психологической службы и кураторов при реализации данного подхода в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Левченко В. Н., Загоруйко Т. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALLY FOCUSED APPROACH IN TEACHING GENERAL ENGINEERING AND SPECIAL SUBJECTS

The article is devoted to application of the personified focused approach to teaching general engineering and special subjects at Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture. Some concepts of educational environment of a higher school and stages of professional training of specialists with the account of their individual traits are considered. The part of the psychological consulting service and tutors in introducing this approach to teaching and educational process is discussed.

Текст научной работы на тему «Личностно ориентированный подход в преподавании общеинженерных и специальных дисциплин»

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ЯЗЫКОВ METHODOLOGY OF TEACHING LANGUAGES

УДК 37. 01

Донбасская национальная академия строительства и архитектуры Канд. техн. наук, проф., проректор по научно-педагогической и воспитательной работе Левченко В.Н. Украина, г. Донецк, тел. (062) 300-11-25; e-mail: mailhoxadqasa. dn. ua Донбасская национальная академия строительства и архитектуры Доц. секции иностранных языков кафедры прикладной лингвистики и этнологии Загоруйко Т.И. Украина, Макеевка, тел. (062 32) 4-32 -4; e-mail: [email protected]

Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture PhD in technical sciences, professor, vice-rector in education and pedagogic activities Levchenko V.N.

Ukraine, Donetsk, tel. (062) 300 -11-25; e-mail: [email protected] Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture Department of applied linguistics and ethnology, associate professor Zagoruiko T.I. Ukraine, Makeevka, tel. (062 32) 4-32-41; e-mail: [email protected]

В.Н. Левченко, Т.И. Загоруйко

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ОБЩЕИНЖЕНЕРНЫХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН

Статья посвящена реализации личностно ориентированного полхода в процессе преподавания общеинженерных и специальных дисциплин в Донбасской национальной академии строительства и архитектуры. Рассмотрены некоторые положения образовательной среды вуза, этапы профессионального становления будущего специалиста с учётом его индивидуальных особенностей. Обсуждена роль психологической службы и кураторов при реализации данного подхода в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: личностно ориентированный подход, психологические особенности, образовательная среда, компетенция.

V.N. Levchenko, T.I. Zagoruiko

PERSONALLY FOCUSED APPROACH IN TEACHING GENERAL ENGINEERING AND SPECIAL SUBJECTS

The article is devoted to application of the personified focused approach to teaching general engineering and special subjects at Donbas National Academy of Civil Engineering and Architecture. Some concepts of educational environment of a higher school and stages of professional training of specialists with the account of their individual traits are considered. The part of the psychological consulting service and tutors in introducing this approach to teaching and educational process is discussed.

Keywords: personally focused approach, psychological peculiarities, educational environment, competence.

Вопрос личностно ориентированного подхода в обучении студентов сегодня активно обсуждается в педагогике высшей школы как одно из приоритетных направлений, которое интенсивно разрабатывается.

© Левченко В.Н., Загоруйко Т.И., 2014

Перенесение акцента в образовательных целях с обеспечения обучающегося определенной суммой знаний, умений и навыков на комплексное развитие его личности становится характерной стратегией настоящего времени, обеспечивающей соответствие образования интересам и потребностям человека [1].

Поворот образования к воспитанию профессионально-компетентной личности означает переход к более высокой ступени проектирования педагогического процесса, поскольку «образование невозможно без обращения к личности, дело лишь в том, какую роль играет личность в этом процессе - роль цели или средства [2]. Когда образовательная среда создаётся при личностном подходе, главной задачей становится обеспечение саморазвития личности.

Приобретение профессиональных знаний и становление личности происходит в такой образовательной среде, которая включает систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека. Прежде всего - это люди, влияющие на образовательные процессы, общественно-политический строй страны, природная и социокультурная среда, средства массовой информации, экстраординарные события. Нельзя забывать и о совокупности эмоционального микроклимата, личностного благополучия каждого обучающегося, особенностей микрокультуры образовательного учреждения, в результате взаимодействия которых происходит становление личности обучающегося.

Особое место в этом процессе занимает комплекс специально организованных в учебном заведении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с личностью студента происходит становление его личности как профессионала и гражданина.

Одной из особенностей гуманитарной образовательной среды вуза является её способность обеспечить формирование основ нового культурно-образовательного и социально-педагогического мышления, поскольку гуманитарная образовательная среда является эффективным культурно-образовательным пространством с приоритетом гуманистически-нравственных ценностей.

Образовательная среда каждой личности представляет собой личностное пространство познания и развития, она должна создавать совокупность возможностей для развития обучающегося, для проявления и развития его способностей и личностных потенциалов и способствовать профессиональному развитию участников учебного процесса, обучению их в атмосфере сотрудничества. Безусловно, образовательная среда формируется в соответствии с целями обучения, специфическими особенностями контингента и условиями каждого конкретного вуза [1].

Содержательно-методический компонент образовательной среды наряду с содержательной сферой (концепциями обучения и воспитания, учебными программами, планами, пособиями и учебниками) включает формы и методы организации образования, которые, в свою очередь, кроме лекций и практических (семинарских, лабораторных) занятий, предусматривают дискуссии, конференции, экскурсии, организацию научно-исследовательских обществ и работу структур самоуправления. В то же время, создавая личностно ориентированную образовательную среду вуза, не следует забывать о таких принципах организации воспитания развитой и социально-зрелой личности (Л.М.Фридман), как:

развитие и учёт индивидуальных особенностей студентов; ролевое участие обучающихся, при котором каждый из них должен выступать одновременно в роли ответственного и подчинённого; психологическое обеспечение, а именно - развитие мотивации обучения; преобладающая роль самоконтроля.

Сегодня высшая школа требует ориентации на решение задач, связанных с повышением качества образования за счёт инновационных подходов и методов обучения. Для технических вузов суть изменений сводится к повышению уровня инженерной подготовки с одновременным сокращением сроков образования (уровень бакалавра) через внедрение в систему образования современных информационно-учебных (образовательных) технологий, обучение студентов методологии творчества, принципам инновационной деятельности, навыкам управления персоналом, основами менеджмента и маркетинга. Что касается модернизации инженерного образования, то здесь, на наш взгляд, наиболее перспективными и продуктивными являются подходы, которые позволяют строить учебный процесс на объединении профессиональной направленности обучения с ориентацией на личность студента и его интересы.

Для эффективной подготовки специалистов новой формации немаловажным является не только освоение студентами способов познавательной и инженерной деятельности, но и развитие коммуникативной, инженерной и предпринимательской культуры. Одним из важнейших направлений развития инженерного образования есть привлечение каждого студента на протяжении всего периода обучения в вузе к активной творческой деятельности (научные исследования, клубы, кружки). С целью расширения компетенции студентов в области культуры и будущей профессиональной деятельности с учетом их настоящих и будущих интересов и запросов в Донбасской национальной академии строительства и архитектуры (ДонНАСА) расширена сеть отделений факультета культуры и школ факультета общественных профессий, а также продолжена устоявшаяся традиция формирования сети клубных объединений профессиональной направленности. Сейчас в академии работает 21 такое подразделение. Среди них следует назвать клуб «Строитель» для студентов строительного института, а также «Экология и окружающая среда» и интеллектуальный клуб института городского хозяйства. Для студентов архитектурного факультета успешно функционирует школа по обучению автокаду и фотошопу, для студентов-экономистов организованы школы этики, делопроизводства и школа бизнеса. На механическом факультете работают школы, направленные на выработку у студентов компетенций в сфере безопасности движения на дорогах и 3Б моделирования. Школа студенческого лидера также сориентирована на обучение студентов организационной и предпринимательской деятельности.

Педагогическое мастерство преподавателя при личностно-ориентированном подходе к обучению включает в себя не только знания и опыт педагога в определённой области науки, но и требует от него творческих поисков в сфере преподавательской деятельности, способности замечать и учитывать существенные психологические характеристики каждого обучающегося. И здесь важная роль отводится службе психологической поддержки студентов академии. А посредниками между студентами и преподавателями при возникновении ситуаций, связанных с массовым или индивидуальным непониманием студентами группы значения и сути того или иного курса, должны стать кураторы групп и помощь психологической службы. Нет сомнений в том, что успешность обучения студентов в вузе во многом определяется реальными условиями их жизни, характером возникающих в процессе учёбы проблем и возможностями их разрешения при непосредственной помощи профессорско-преподавательского коллектива и органов студенческого самоуправления. При этом нельзя упускать из виду и то, что студенты не прощают равнодушия к условиям своей жизни, бытовым и учебным проблемам. Поэтому для правильного определения стратегии воспитательного воздействия, необходимо чётко представлять спектр тех актуальных проблем, которые имеют место в студенческой среде. Одной из доминирующих среди них является недостаточная материальная обеспеченность,

вследствие чего все большее количество студентов ищет дополнительных заработков, которые в основном предлагает сфера услуг и коммерческая торговля и которые очень редко связаны с профилем их будущей специальности. Серьёзная проблема - наличие психологического дискомфорта в студенческой среде, проблемы личностного и эмоционального плана. Поэтому ещё раз необходимо подчеркнуть, что в этом направлении кураторы групп должны обращать внимание на особенности характера и поведения студентов, привлекать психолога для консультаций по снятию стрессовых ситуаций и психологических перегрузок, а также способствовать приобретению студентами навыков взаимоуважительного и толерантного общения. Своевременное разрешение возникающих конфликтных ситуаций с одногруппниками, товарищами по общежитию, преподавателями или администрацией при непосредственном участии куратора может существенно нормализовать психологическую атмосферу в академических группах.

Решая проблему личностно ориентированного обучения профессиональных кадров, необходимо помнить, что профессиональная деятельность педагога вуза предполагает владение несколькими видами деятельности. А знание основ психологии личности, основ педагогики и педагогического мастерства - сегодня такая же важная составляющая деятельности преподавателей фундаментальных, общеинженерных и специальных дисциплин, как и профессиональная компетентность. Это направление деятельности становится ещё более важным в связи с проблемами средней школы, так как многие вопросы воспитания и становления личности, которые ранее решались педагогическими коллективами школ, сейчас приходится решать в вузах, и этот процесс не ограничивается только младшими курсами, поскольку пополнение, которое получают высшие учебные заведения, зачастую эмоционально неустойчиво, у многих ещё нет четко выработанных критериев и понятий «добра» и «зла», а не имея определенных собственных целей, молодые люди легко поддаются влиянию толпы либо становятся равнодушными к тому, что происходит вокруг. Следовательно, педагогам высшей школы необходимо в работе со студентами выполнять роль не только носителей профессиональных знаний, но и воспитателей личности гражданина своей страны.

За период обучения в вузе каждый студент должен реализовать свои индивидуальные возможности и способности в комплексе предметных, исследовательских и организационных видов деятельности, в приобретении ориентированной на конечный профессиональный результат компетентности.

Естественно, что становление личности студента и его профессиональная ориентация проходят за период обучения в вузе несколько этапов. Первый этап (1-2 курсы) предполагает формирование направленности личности будущего специалиста на освоение информации философско-гуманитарного цикла. Что касается работы других кафедр на этих курсах, то им можно рекомендовать составление студентами при поддержке кураторов психолого-педагогических самохарактеристик, отражающих исходный уровень их профессиональной направленности: мотивов, целей, интересов, личностных качеств, ценностей и ценностных ориентаций, потребностей в будущей профессиональной деятельности [3]. На данном этапе для развития личностных и профессиональных качеств студентов важно сотрудничество гуманитарных, фундаментальных и общеинженерных кафедр. Одной из основных задач работы с первокурсниками является разработка и внедрение методов самостоятельной работы, так как она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера.

В качестве организационных форм учебно-воспитательного процесса во внеучебное время или как форму проведения Дня кафедры можно использовать дискуссии, конференции, межпредметные студенческие семинары, аукционы знаний и т.д. Показателем завершенности первого этапа должно стать постепенное повышение уровня сформированности мотивов, интересов и потребностей в будущей профессиональной деятельности. Свидетельством этому может стать желание студентов перед выходом на практику приобрести рабочую специальность в центре «Профессия».

Выпускающие кафедры начинают полноценно воздействовать на своих питомцев на третьем курсе, и это второй этап, во время которого необходимо работать над формированием основ профессионального мышления и профессиональной культуры. Переход к изучению специальных дисциплин и курсовое проектирование должны способствовать согласованности действий преподавателей и студентов, чтобы определить оптимальные пути обучения и воспитания личности студента или студенческого коллектива. Например, коллектив кафедры «Водоснабжение и водоотведение» поставил перед собой следующие задачи в работе со старшекурсниками: привитие профессиональной заинтересованности в глубоком освоении всех сторон избранной специальности; воспитание чувства ответственности, необходимого для работы со сложными и небезопасными процессами и оборудованием; развитие технического кругозора для ориентирования в смежных сферах профессиональной деятельности; развитие аналитического мышления для решения возникающих проблем и нестандартных ситуаций; выработка у студентов комплексного понимания взаимосвязи и взаимозависимости природы, общества и окружающей среды; формирование у молодёжи устойчивых навыков будущих руководителей и воспитателей.

Именно на специальные кафедры возлагается задача «открыть глаза» молодым людям на суть избранной профессии, её актуальность, важность для общества, раскрыть перспективы будущей профессиональной деятельности. Важно убедить студентов в том, что даже неосознанный в какой-то мере выбор их специальности был все-таки правильным и не случайным. И здесь убедительнее всего выглядят примеры успешных выпускников, что ещё раз говорит в пользу поддержания контактов с выпускниками и организации их встреч со студентами. В плане рассматриваемого нами вопроса заслуживают внимания и такие формы, как привлечение производственников к чтению лекций или проведению ежесеместровых экскурсий, например, на предприятия компании «Вода Донбасса».

Позволим себе привести ещё примеры эффективности их форм работы в этом плане. Результаты совместной работы кафедры архитектуры промышленных и гражданских зданий с рядом промышленных предприятий используются как подоснова для дипломных и магистрантских проектов и работ, а также при написании учебно-методических пособий, или как информационный источник материалов для лекций. Преподаватели кафедры архитектурного проектирования и дизайна архитектурной среды, которые являются членами Центра историко-архитектурных исследований «Архитектурное наследие», активно переносят в учебный процесс свой опыт сотрудничества с Государственной службой охраны национального культурного наследия. Профессиональная подготовка архитекторов без соблюдения принципа индивидуального подхода к каждому студенту просто невозможна. Индивидуальность студентов явно прослеживается в их живописных и проектных работах. Очень важно, чтобы каждый студент слушал и слышал преподавателя, тогда обеспечивается то единство, без которого невозможно подлинное творчество при выполнении курсовых и дипломных работ, так как преподаватель даёт свои советы и рекомендации с учетом

возможностей и склонностей обучаемых. Выпускающие кафедры института экономики, менеджмента и права в строительстве (ЭМПС) приближают учебный процесс к реальному производству таким образом: дипломное проектирование базируется на реальных программах развития города и области, инвестиционных проектах, производственных и строительных объектах, на материалах ведущих предприятий и организаций Донбасса и всей Украины в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства. По итогам участия в программах трудоустройства, ориентированных на выпускников вузов, проводимых крупными компаниями, выпускники кафедры «Экономика предприятий» могут участвовать в конкурсе на замещение вакантных должностей, даже не имея требуемого работодателем опыта работы. На этом этапе в программе личностно-ориентированной подготовки важная роль отводится научной работе и тем возможностям, которые она открывает перед руководителем для становления личности исследователя.

Публичность выступления для многих (даже хорошо успевающих) студентов нередко является серьёзной психологической проблемой, и задача преподавателя -помочь студенту снять этот психологический страх. Показательными в этом плане являются результаты последней научно-технической конференции в апреле 2014 г., когда на 36-ти общеинженерных и технических секциях свои сообщения представили 645 студентов академии, что составило более 23-х процентов от общего числа студентов стационара. Наибольшее количество сообщений сделано студентами на кафедрах высшей математики, архитектурного проектирования, экологии и химии, охраны труда и БЖД. Это свидетельствует о том, что именно на этих кафедрах уделяется постоянное внимание привлечению студентов к различным видам научно-исследовательской деятельности и критерием сформированности основ профессиональной культуры является высокий уровень освоения студентами умений планировать, организовывать, реализовывать и оценивать результаты своей работы, будь то практика, курсовой проект или работа, социальный проект или бизнес-план. Педагогический коллектив ДонНАСА стремится к тому, чтобы профессиональную индивидуальность нашего выпускника отличал высокий уровень профессионального творческого мышления, гибкость и пластичность личностного развития, стремление к расширению своих знаний, гуманистическая направленность профессиональной деятельности [4].

Одна из трудностей, с которой выпускники вузов сталкиваются, придходя на работу, - это необходимость адаптации в новом коллективе и умения работать в команде. Учеба - дело индивидуальное. Сегодня, к сожалению, в учебных программах технических специальностей ещё нет специальных курсов, обучающих молодёжь взаимодействию, взаимопониманию и сотрудничеству, а также элементам управления. Дирекциям и деканатам технических специальностей следовало бы подумать о том, чтобы у будущих инженеров была возможность прослушать такой курс либо факультативно, либо как дисциплину по выбору. Важно помнить, что нынешние студенты в недалеком будущем в подавляющем большинстве будут воспитателями больших или малых трудовых коллективов, поэтому немаловажным компонентом подготовки специалистов в этом направлении будет тот опыт, который они извлекут в вузе из общения с руководителями кафедр, факультетов, институтов и других структур учебного заведения.

Не следует забывать и о том, что личностно ориентированное образование студентов в конечном счёте предполагает подготовку специалистов с установкой на их будущее место работы. И это формирует еще одно направление работы педагогов

вузов - тесную связь с производственными коллективами. По нашему мнению, к вопросам личностно ориентированного обучения с достаточным вниманием в ДонНАСА относятся кафедры института экономики, менеджмента и права в строительстве. Преподаватели кафедр этого института учат студентов критически мыслить, генерировать новые идеи, общаться с представителями различных социальных групп, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно работать над развитием своей нравственности и повышением культурного уровня, а также расширением собственного кругозора. В данном случае реализуется очень важный педагогический принцип, который гласит: « Только в том случае, когда полученные знания находят практическое применение, интерес к ним повышается». И здесь мы имеем серьёзные наработки. Например, преподавателями кафедры «Экономическая теория и финансы» в рамках каждой дисциплины, имеющей прикладной характер, разработаны бизнес-кейсы, то есть комплексные задачи, позволяющие применить академические знания в реалиях настоящего бизнеса. Решение таких бизнес-кейсов ещё и готовит будущих специалистов к успешному прохождению различных собеседований, поскольку большинство работодателей используют именно такие задания для проверки знаний и креативности специалистов при отборе сотрудников. В рамках научного кружка «Финансист» при кафедре экономической теории и финансов работает клуб «Дебаты». Эта интеллектуальная игра учит студентов корректно задавать вопросы, компетентно и убедительно представлять свои взгляды и позиции.

Кафедра экономики предприятий в прошлом учебном году провела среди студентов игру «Брейн-ринг» с той же целью - популяризация профессиональных знаний. Профессиональная подготовка, проводимая кафедрой «Менеджмент организаций» и дополняющая учебный процесс, включает проведение Дня менеджера, встреч студентов с ведущими специалистами и учёными отрасли, профессиональных тренингов и конкурса бизнес-планов. Основная задача всех этих мероприятий -развитие творческого потенциала студентов. В рамках кафедры действует студенческий профессиональный клуб, в котором студенты организуют дискуссии, тренинги и мастер-классы, семинары и круглые столы по вопросам управления и личностного роста каждого молодого человека. Ежегодно проводится конкурс бизнес-планов, который помогает студентам испытать свои предпринимательские способности. Цель конкурса - развитие и усиление предпринимательского духа студентов и проверка их идей на реалистичность.

Менталитет студенчества за последние годы сильно изменился, и не учитывать этого в работе с ними нельзя. Поэтому усиление воспитательного воздействия на личность студента должно включать и создание условий для саморазвития и самовоспитания личности и максимально полного освоения ею духовных и культурных ценностей. Наши исследования показали, что в качестве важнейших приоритетов для студентов выступают потребности в самореализации, в хороших материальных условиях жизни, содержательном общении, потребность в социальном признании и нравственная потребность. Поэтому нас волнует, что в последнее время у молодых людей наблюдается потеря потребности в коллективной жизни и деятельности, рост

разобщенности студенческой молодёжи, что в свою очередь может привести к утрате таких моральных ценностей, как взаимопомощь, сотрудничество, взаимопонимание.

Конечной целью обучения в вузе является высокое качество общеобразовательной и профессиональной полготовки специалиста, неотъемлемый атрибут которого - направленная профессиональная позиция и ценностное отношение к профессиональной деятельности [5].

Таким образом, единая цель подготовки компетентного высокообразованного специалиста с учётом его индивидуальных и профессиональных интересов естественным образом объединяет учебный и воспитательный процесс в единый образовательный комплекс педагогической деятельности вуза, формируя у студента творческую активность, а также познавательные стратегии самообучения и самообразования как основы и неотъемлемую часть будущей профессиональной деятельности. Преподаватель призван стимулировать посильное творчество каждого студента, развивая профессиональную культуру его личности и весь комплекс компетенций, который обеспечит ему возможность стать специалистом и высокотолерантной личностью в сфере своей деятельности и жизненной позиции.

Библиографический список

1. Кречетников К.Г. Понятие и педагогические предпосылки создания личностно- ориентированной образовательной среды вуза // Гумашзащя навчально-виховного процесу. Збiрник наукових праць. Слов'янськ, 2013. С. 78.

2. Сериков В.В. Образование и личность / В.В. Сериков. М.: Логос, 1999. 272

с.

3. Глузман А.В., Комарова А.А. Личностно ориентированный подход в практической подготовке преподавателей высшей школы // Гумашзащя навчально-виховного процесу. Збiрник наукових праць. Слов'янськ, 2013. С. 18.

4. Бех 1.Д. Виховання особистосл: У 2 кн. Кн. 2: Особистiсно-орieнтований шдхщ: науково - практичш засади / I. Д. Бех. Кп'в: Либщь, 2003. С. 43-45.

5. Горохов С.В., ЗайченкоМ.М. Розробка i впровадження шновацш в навчальному процесс Новi форми практично! тдготовки студенев // Збiрник наукових праць Мiжнародноi науково-практично! конференцп «Ефективш технологи навчання та виховання в контекст Болонського процесу». Донецьк: ТОВ Видавничо-полiграфiчне шдприемство «Промшь», 2013. С. 24.

References

1. Krechtnikov K.G. Concept and Pedagogical Preconditions of Creation of the Personified

Focused Educational Environment of High School // Humanization of Teaching and Educational Process. Collected Scientific Papers. Slov'yansk, 2013. P.78

2. Serikov V.V. Education and Personality / V.V. Serikov. M.: Logos, 1999. P.

3. Gluzman A.V., Komarova A.A. Personified Focused Approach in Practical Training of High School Teachers // Humanization of Teaching and Educational Process. Collected Scientific Papers. Slov'yansk, 2013. P. 18.

4. Bekh I.D. Education of Personality: In 2 books. Book 2: Personified Focused Approach: Scientific and Practical Grounds/ I.D.Bekh. Kiev: Lybid, 2003. P. 43 - 45.

5. Horokhov Y.V., Zaychenko M.M. Innovations Development and Application to Educational Process: New Ways of Students' Practical Training // Collected Scientific Papers of the International Scientific and Practical Conference «Effective Technologies of Teaching and Upbringing Based on Declaration of Bologna». Donetsk: TOB Publishing House «Promin», 2013. P. 25-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.