Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
543
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ТВОРЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Громова Татьяна Владимировна

Образование является фундаментальным правом человека, а также инструментом экономического роста и человеческого развития. Инклюзивное образование - закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, в том числе и в России - было признано наилучшим принципом и практикой для решения вопросов равенства и разнообразия. Однако на пути реализации инклюзивного образования в России существует много препятствий: не все нуждающиеся в нем, им охвачены: в менее десяти субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Томск, Самарская область, и др.) внедряется в порядке эксперимента модель инклюзивного образования. Очевидна и другая проблема: с одной стороны, наличие глобальной тенденции и потребности к изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями в мультикультурном обществе, с другой стороны, этому движению препятствуют глубокие поведенческие модели, отличающие инклюзивную парадигму от других архетипов.Актуальность работы обусловлена значительным запросом общества на инклюзивное образование, с одной стороны, и недостаточной реализацией его в российской системе образования вообще, и системе высшего образования, в частности. Один из способов решения проблемы - использование личностно ориентированного подхода в инклюзивном образовании. Работа рассматривает вопросы инклюзивного образования (определение, значимость, виды; способы внедрения, роль преподавателя) и личностно ориентированный подход в инклюзивном образовании. Полученные результаты и выводы могут быть использованы преподавателями и администраторами при организации учебного процесса в образовательных учреждениях различных типов и уровней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Громова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN INCLUSIVE EDUCATION

Education is a fundamental human right, as well as an instrument of economic growth and human development. Inclusive education - a natural stage in the development of the education system in any country of the world, including Russia - has been recognized as the best principle and practice for addressing issues of equality and diversity. However, there are many obstacles to the implementation of inclusive education in Russia: not all those who need it are covered by it: in less than ten subjects of the Russian Federation (Moscow, St. Petersburg, Arkhangelsk, Tomsk, Samara Region, etc.), an inclusive education model is being introduced as an experiment. Another problem is also obvious: on the one hand, there is a global trend and need to change the attitude of society towards people with disabilities in a multicultural society; on the other hand, this movement is hindered by deep behavioral models that distinguish the inclusive paradigm from other archetypes.The relevance of the work is due to the significant demand of society for inclusive education, on the one hand, and its insufficient implementation in the Russian education system in general, and the higher education system in particular. One of the ways to solve the problem is to use a personality-oriented approach in inclusive education. The work examines the issues of inclusive education (definition, significance, types; methods of implementation, the role of the teacher) and a personality-oriented approach in inclusive education. The obtained results and conclusions can be used by teachers and administrators in organizing the educational process in educational institutions of various types and levels.

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Личностно ориентированный подход в инклюзивном образовании

Громова Татьяна Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры лингвистики и иноязычной деловой коммуникации Самарского государственного экономического университета E-mail: [email protected]

Образование является фундаментальным правом человека, а также инструментом экономического роста и человеческого развития. Инклюзивное образование - закономерный этап развития системы образования в любой стране мира, в том числе и в России - было признано наилучшим принципом и практикой для решения вопросов равенства и разнообразия. Однако на пути реализации инклюзивного образования в России существует много препятствий: не все нуждающиеся в нем, им охвачены: в менее десяти субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Архангельск, Томск, Самарская область, и др.) внедряется в порядке эксперимента модель инклюзивного образования. Очевидна и другая проблема: с одной стороны, наличие глобальной тенденции и потребности к изменению отношения общества к людям с ограниченными возможностями в муль-тикультурном обществе, с другой стороны, этому движению препятствуют глубокие поведенческие модели, отличающие инклюзивную парадигму от других архетипов. Актуальность работы обусловлена значительным запросом общества на инклюзивное образование, с одной стороны, и недостаточной реализацией его в российской системе образования вообще, и системе высшего образования, в частности. Один из способов решения проблемы - использование личностно ориентированного подхода в инклюзивном образовании. Работа рассматривает вопросы инклюзивного образования (определение, значимость, виды; способы внедрения, роль преподавателя) и личностно ориентированный подход в инклюзивном образовании. Полученные результаты и выводы могут быть использованы преподавателями и администраторами при организации учебного процесса в образовательных учреждениях различных типов и уровней.

Ключвые слова: инклюзивное образование, гуманизация образовательного процесса, личностно ориентированный подход, ограниченные возможности здоровья, творческая активность преподавателя.

Введение

Право на получение качественного образования независимо от расы, пола, статуса, способностей или состояния здоровья является неприкосновенным правом человека. Конвенция ООН о правах инвалидов, явившись результатом многолетней работы, стала рассматривать людей с ограниченными возможностями не как "объектов" благотворительности, медицинского лечения и социальной защиты, а как "субъектов", обладающих правами, которые способны отстаивать эти права и принимать решения относительно своей жизни на основе их свободного и осознанного согласия, а также быть активными членами общества [Convention on the rights of persons with disabilities (CRPD) https://social. desa.un.org/issues/disability/crpd/convention-on-the-rights-of-persons-with-disabilities-crpd].

Внедрение инклюзивного образования в РФ сталкивается с множеством проблем: большинство учебных программ по-прежнему построены вокруг модели «традиционного» ученика, что создает проблемы для многих различных типов учащихся; исследования показывают, что учителя не чувствуют себя готовыми взять на себя ответственность за инклюзивный класс, и в большинстве случаев не уверены, чего ожидать в социальном плане; учебная среда не соответствует характеру разных учащихся и неподтвержденная оценка достижения результатов обучения. В РФ до сих пор не проводилось ни одного точного статистического обследования относительно того, сколько детей с особыми образовательными потребностями интегрировано в обычные образовательные учреждения. Инклюзивное образование лиц с ОВЗ в недостаточной степени регламентировано нормативно-правовыми документами, отсутствует механизм финансирования и реализации специальных образовательных условий обучения детей с ОВЗ в массовой школе. Как было отмечено ранее, далеко не все нуждающиеся в ИО, в том числе студенты с ОВЗ, имеют к нему доступ [https:// yandex.ru/search/?text=%D0%BA%D0%B0%D0%BA %D0%B8%D0%B5+%D1%81%D1%83%D0%B1%D 1%8A%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B+%D0%

A 0 % D 0 % A 4 + % D 1 % 8 3 % D 1 % 8 7 % -D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83%D1% 8E%D1%82+%D0%B2+%D0%98%D0%BD%D0% BA%D0%BB % D1%8E%D0% B7%D0%B8% D0%B2 %D0%BD%D0%BE%D0%BC+%D0%BE%D0%B1-

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0 %B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8&lr=51].

Цель работы - обосновать использование лич-ностно ориентированного подхода в инклюзивном образования как эффективного средства обучения и социализации студентов с ОВЗ. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:

- дать определения и отметить значимость инклюзивного образования;

- определить виды и способы внедрения инклюзивного образования;

- раскрыть личностно ориентированный подход в инклюзивном образовании;

- обозначить особую роль преподавателя в инклюзивном образовании.

В работе использовались теоретические (выявление противоречий рассматриваемой проблемы, анализ, синтез и т.д.) и эмпирические (сравнение, наблюдение, опрос) методы исследования.

Теоретическую базу и методологическую основу исследования определили:

- научные работы по проблемам инклюзивного образования: М.А. Григорьевой [1], К.И. Ивановой [2], Haoua M. Hamza [3], Kurth Jennifer et al. [4], И.В. Цыретаровой [5], и др. [6];

- теории гуманистического личностно-ориентированного подхода в обучении: Ш.А. Амонашвили [7], Е.В. Бондаревской [8], И.Д. Беха [9], Г.В. Глухова Г.В., Т.В. Громовой [10], Л.А. Туленковой [11], И.С. Якиманской [12].

Результаты исследования

Что такое инклюзивное образование

Инклюзивное образование - это тип модели обучения, при которой все учащиеся, независимо от возраста, языка, семейного происхождения, культуры и особых образовательных способностей, учатся вместе.

Инклюзивное образование предусматривает создание и поддержание такой образовательной среды, которая отвечает потребностям и способностям каждого ребенка, независимо от особенностей психофизического развития. По определению М.А. Григорьевой, инклюзивное образование представляет собой гибкую, индивидуализированную систему обучения, адаптированную для детей с особыми образовательными потребностям в условиях основной школы [1].

По мнению И.В. Цыретаровой, инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства о вместе со своими сверстниками без инвалидности Ы в одних и тех же общеобразовательных школах, g которые учитывают их особые образовательные ~ потребности и оказывают необходимую специаль-z ную поддержку [5, С. 8].

Автор статьи рассматривает инклюзивное образование как особый вид образования, необходимый людям с ограниченными возможностями здоровья для получения образования в соответствии с их потребностями.

Значение инклюзивного образования В России проживает около 12 миллионов человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) -около 8% населения [https://www.vedomosti.ru/esgso-ciaLprojects/artides/2023/02/16/963288-inklyuzivnost-говвм-окоЬ-В-паве^туа-виапнтеуиЬодгапюИепте-vozmozhnosti] При этом только 56% из них получают образование в общеобразовательных школах со встроенной инклюзивной структурой. Еще несколько десятилетий назад люди с физическими или ментальными особенностями часто оказывались за рамками социума. Но в последние годы общество начало переход от медицинской концепции инвалидности к социальной, в которой вопросы социализации и самореализации человека становятся такими же значимыми, как тема реабилитации. В настоящий момент инклюзивное образование в России становится одним из наиболее быстрорастущих сегментов общественного сектора, что определяется следующим:

- доступно - получение образовательных услуг по месту жительства;

- способствует росту социальной активности людей с инвалидностью происходит только при условии постоянной реализации и развития инклюзивных практик;

- позволяет лицам с особенностями здоровья и без них социализироваться в одной среде;

- способствует гармоничному развитию человека, который с самого детства учится контактировать с разными людьми;

- позволяет использовать личностно ориентированный подход, который учитывают реальные возможности учащихся и удовлетворяют их особые образовательные потребности;

- дает шанс расти и развиваться наравне с другими, не сталкиваясь с психологическими проблемами из-за своих отличий от большинства;

- сопутствует культуре сопричастности и уважения. Инклюзивное образование позволяет принять тот факт, что каждый человек отличается от другого, тем самым уменьшая последствия издевательств.

Виды инклюзивного образования

Исходя из конкретных индивидуальных потребностей, важно выбрать соответствующий тип инклюзивного образования и способы внедрения инклюзивного образования. Существует четыре типа инклюзивного образования.

Полное включение. В соответствии с этой моделью все учащиеся обучаются в стандартизированной форме, независимо от их нарушений в обучении. Полная инклюзия оказывается жизнеспособным вариантом, если оправдываются ожидания особого ребенка. В противном случае учителя

специального образования обязаны предоставлять им дополнительное образование.

Частичное включение. Модель частичного включения позволяет учащимся взаимодействовать со своими сверстниками, но она не требует, чтобы учащийся обязательно оставался в стандартных классах. Скорее всего, их отводят в отдельные классы, чтобы не нарушать работу стандартных классных комнат.

Актуализация. В соответствии с этой моделью учащиеся с особыми потребностями обучаются в отдельной комнате, вдали от стандартных классных комнат. Учащиеся, которые хорошо успевают, затем интегрируются в "основные" классы.

Индивидуальная образовательная программа. Согласно национальному проекту по инклюзивному образованию, каждая школа, в которую принимаются дети с особыми потребностями, должна иметь «индивидуальную образовательную программу», внутри которой ставятся разные цели в отношении инклюзии, поскольку варьируются от ученика к ученику.

Рассмотрим способы внедрения инклюзивного образования, включающие в себя следующие.

Совместное обучение. Мероприятия и задания должны быть представлены таким образом, чтобы это объединяло учащихся и развивало координацию между ними. Деление на небольшие группы способствует участию каждого в занятии.

Специализированное обучение. Преподаватели должны быть оснащены специализированными инструментами и оборудованием, чтобы быть уверенными, что они создают наилучшее из возможных условий обучения, в том числе при составлении преподавателем индивидуальных планов и учебных программ для учащихся с особыми потребностями. Для повышения квалификации в инклюзивном образовании целесообразно дополнительное обучение преподавателей.

Использование разнообразных типов занятий. Инклюзивное образование требует соответствующих подходов, интерактивных методов обучения, различных форм групповой работы в сочетании с активным сотрудничеством всех учащихся. Чтобы учащимся было легко учиться, учителям следует изменять учебную программу в соответствии с потребностями учащихся. Например, включение видео и графики может помочь тем, кто испытывает трудности с обучением на основе текста.

Дополнительные материалы. Предоставление учащимся дополнительных учебных пособий может помочь им более эффективно справляться с заданиями. Для закрепления полученных знаний в долгосрочной перспективе, можно использовать дополнительные инструменты.

Личностно ориентированный подход в инклюзивном образовании. Личностно ориентированное обучение, напрямую связанное с современными требованиями ФГОС, обусловлено гуманизацией образования и индивидуализацией обучения. Гуманистические принципы инклюзивного образования основаны, прежде всего, на: принципе

естественной социализации (т.е. обучение ребенка на месте, без отрыва от семьи); использовании дополнительных методов специального образования, включая выбор родителями форм и методов обучения; реалии государственного финансирования (финансовые пособия должны предоставляться ребенку с особыми потребностями, а не на обучение в школе, что дает возможность родителям самостоятельно выбирать образовательные услуги).

Личностно-ориентированный подход при инклюзии позволяет преподавателю удовлетворять разнообразные потребности учащихся, определяемые уровнем их развития, способностями, интересами и другими особенностями. Для этого важно адаптировать методы и формы обучения, школьную среду, учебные материалы и оборудование. Эти изменения могут быть осуществлены с учетом особых потребностей учащихся путем адаптации (изменение характера обучения без изменения содержания образовательных целей) или модификации (изменение как характера обучения, так и уровня целей обучения).

В то же время личностно ориентированный подход в инклюзивном образовательном процессе является эффективным фактором улучшения не только социального и эмоционального общения, но и способствует дифференциации и индивидуализации обучения. Личностно ориентированные технологии основаны на развивающем эффекте обучения и оптимизации познавательной деятельности учащегося с учетом рефлексивных и волевых механизмов педагогического взаимодействия. И.Д. Бех выделяет следующие принципы личностно-ориентированных технологий: 1) сознательное создание эмоционально обогащенных образовательных ситуаций; 2) личностно развивающее общение; 3) использование эмпатии как психологического механизма в воспитании личности; 4) системный анализ учащимся своих и чужих действий [8, с. 127-131]. Эти принципы являются основополагающими в инклюзивном образовании, поскольку они в первую очередь включают в себя элементы психологического воздействия на развивающуюся личность.

Варианты обучения личностно ориентированного подхода могут включать в себя: совместное обучение, обучение в команде, обучение в малых группах, обучение по методу мозаики, обучение по методу портфолио. Остановимся подробнее на последнем из перечисленных методах.

Портфолио как способ накопления и оценки достижений учащегося за определенный период обучения является эффективным средством личностно-ориентированного подхода при оценке образовательных достижений учащегося с ограниченными возможностями. Самостоятельный сбор и составление портфолио по определенной теме исследования создает ситуацию успеха, повышает самооценку и уверенность в себе, развивает образовательные интересы и готовность к самостоятельному обучению у учащегося. С другой

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

стороны, портфолио облегчает самооценку и взаимную оценку результатов обучения. Следовательно, у учащихся развиваются способности анализировать свои собственные интересы, склонности, потребности и способности соотносить их с существующими возможностями. Чрезвычайно важно, чтобы учащиеся с особыми образовательными потребностями могли сформировать адекватную самооценку, которая поможет развить положительные черты личности.

Роль преподавателя в инклюзивном образовании. Несмотря на огромное значение проводимой государственной политики в области инклюзивного образования, трудно переоценить роль преподавателя, который играет ключевую роль в процессе его внедрения на практике. У преподавателей, задействованных в инклюзивном образовании появляются дополнительные обязательства и функции, среди которых можно отметить следующие.

Проведение идентификации. Задача - определить социальные, эмоциональные, поведенческие, физические и академические достоинства обучающихся с ОВЗ, и на основе этой информации разрабатывать индивидуальные учебные планы и соответствующие условия проживания.

Содействие совместному обучению проявляется при составлении заданий и организаций внеу-чебных мероприятий, поощряющих равное участие студентов.

Использование адаптированной системы оценок. Инклюзивные педагоги используют различные методы тестирования и оценивания, систему дополнительных баллов, чтобы помочь студентам с ОВЗ во время промежуточного и итогового контроля.

Использование разнообразных форматов обучения. Преподавателям целесообразно вносить соответствующие изменения в систему подачи знаний, чтобы студенты с ОВЗ могли учиться в соответствии со своими способностями. К ним относятся интерактивные доски, парное обучение, презентации и т.д.

Адаптация учебной программы. В идеале преподаватели по инклюзивному образованию разрабатывают адаптированные учебные программы, чтобы наилучшим образом поддерживать академическое, физическое, эмоциональное, поведенческое и социальное развитие каждого студента. Они достигают этого, определяя сильные стороны и особые потребности своих студентов, а затем изменяют занятия и методы преподавания в соответствии с этими потребностями.

Предоставление дополнительного учебного материала. У обычных студентов и студентов с ОВЗ могут быть существенно разные траектории обучения. Чтобы решить эту проблему, преподавате-5 ли инклюзивного образования используют допол-§ нительные упражнения или задания для обеспе-Я чения более глубокого усвоения материала в ау-° дитории. Они также предоставляют дополнитель-ав ные учебные пособия, такие как рабочие листы,

флэш-карты, калькуляторы, иллюстрации, записанные занятия и т.д., для лучшего понимания материала курса.

Оказание личной дифференцированной помощи. В группе могут быть студенты, которым требуется дополнительная поддержка, которая может сильно варьироваться от студента к студенту. Чтобы обеспечить надлежащее обучение для всех, преподаватели оказывают помощь различными способами, в том числе проводят больше времени со студентами, которым требуются дополнительная поддержка в процессе обучения на занятиях.

Преподаватели должны стремиться создать такую среду, в которой все студенты имели бы равные права, а также возможности для развития. Использование целого ряда интерактивных стратегий может сделать преподавание более актуальным, стимулирующим и интересным, а также более чутким к потребностям всех студентов группы. Использование парной и групповой работы, ролевых игр, элементов драматургии, стимулирующих и привлекающих внимание ресурсов, игр, дисплеев и книг поможет всем студентам в обучении.

Умение адаптировать и применять различные стратегии обучения - это профессиональный навык. Знание того, как изменить задание в соответствии с потребностями учащихся с различными способностями, приходит с опытом. Не бояться пробовать что-то новое и наблюдать за тем, как это повлияет на успеваемость студентов тоже входит в функции преподавателя, который своими действиями способствует созданию в широком смысле инклюзивной школы, поддерживающей всех студентов, независимо от их пола, способностей, наличия или отсутствия инвалидности, социально-экономического статуса, медицинских или психосоциальных потребностей.

Преподавателям, работающим в условиях инклюзивного образования приходится заниматься творческими вещами, часто в ограничивающих и сложных обстоятельствах, таких как нехватка финансирования, соответствующих ресурсов, времени или инфраструктуры. Преподаватели всегда будут играть решающую роль в превращении пробелов и стен в мосты академических достижений. Знание культурной самобытности и глубокое понимание человеческого и культурного разнообразия являются важнейшими элементами межкультурной компетентности. Важно развивать инклюзивную практику, критически анализируя свой подход к преподаванию и трансформируя его.

Заключение

Инклюзивное образование - это такой тип образовательной системы, при котором разные обучающиеся учатся в одной группе. Независимо от уникальных способностей обучающихся, инклюзивное образование фокусируется на предоставлении образования каждому, чтобы по возможности гарантировать, что они станут успешными в жизни. Это воспитывает у обучающихся с ОВЗ чувство сопри-

частности, а также делает их более подготовленными к будущему.

Недавние психолого-педагогические исследования показали, что взаимное общение и взаимодействие обучающихся с особыми потребностями со своими здоровыми сверстниками способствуют эффективной социализации в образовательной среде. Инклюзивное образование решает подобные задачи благодаря его различным аспектам, которые были рассмотрены в работе. Кроме этого, в работе были проанализированы определения, значимость инклюзивного образования; виды и способы внедрения инклюзивного образования в практику; раскрыты личностно ориентированный подход в инклюзивном образовании и особая роль преподавателя в инклюзивном образовании.

Целесообразность использования личностно ориентированного подхода в инклюзивном образовании способствует, в том числе, формированию толерантного восприятия участниками образовательного процесса различных нарушений развития и рассматривается как эффективный способ обучения лиц с ОВЗ.

Трудно переоценить ключевую роль преподавателя в инклюзивном образовании, который часто при отсутствии дополнительного финансирования, использует всевозможные инструменты, методы, технологии для создания оптимальных условий обучения лицам с ОВЗ. Ответственный преподаватель периодически повышает свою профессиональную компетентность в вопросах обучения и развития лиц с ОВЗ различной специфики и выраженности.

Результаты исследования могут использоваться при организации процесса обучения в образовательных учреждений различных видов и уровней.

Перспективы будущих исследований мы видим в обосновании и разработке теоретико-методического и организационного содействия внедрению инклюзивного образования; подготовке будущих специалистов помогать лицам с особыми образовательными потребностями адаптироваться в образовательных учреждениях разных типов.

Литература

1. Григорьева М.А. Инклюзивное образование, 2019. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/10/17/inklyuzivnoe-obrazovanie

2. Иванова К.И. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Электронный ресурс]/-Режим доступа: https://infourok.ru/gotovnost-pedagogov-k-rabote-s-detmi-s-ovz-1324210.html (дата обращения: 24.09.2020).

3. Haoua M. Hamza.The Benefits and Necessity of Inclusive Education 2023. https://www.collegex-press.com/interests/education/blog/ben, efits-and-necessity-inclusive-education

4. Kurth Jennifer et al. Inclusive Education: Perspectives on Implementation and Practice From International Experts, 2018// Intellectual and Developmental Disabilities 56(6):471-485.D0I:10.1352/1934-9556-56.6.471. https://www.researchgate.net/ publication/329523348_Inclusive_Education_Per-spectives_on_Implementation_and_Practice_ From_International_Experts

5. Цыретарова И.В. Инклюзивное образование, 2022 https://docs.google.com/document/d/1 Og_ jgt8vQ_gu7ADTrnu0alVb3IYF3j7W/edit#

6. What is inclusive education? March 30, 2023. https://www.open.edu.au/advice/insights/what-is-inclusive-education

7. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2001.

8. Бех И.Д. Избранные научные труды. Воспитание личности. Том 1. Черновцы: Букрек, 2015, 840 стр.

9. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как основной путь модернизации образования [Текст]: (докл. на август. конф. работников и организаторов образования г. Ростова-на-Дону)/ Е.В. Бондаревская; Рос. акад. образования, юж. отд-ние (Ростов-на-Дону). -Ростов н/Д: б.и., 2002.

10. Глухов Г.В., Громова Т.В. Личностно-ориентированный подход как доминирующая парадигма современного профессионального образования (на примере обучения аудированию) / Самара, 2006.-140 с.

11. Туленкова Л.А. Личностно-ориентированный подход в формировании личностных универсальных учебных действий // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 5-1. -С. 15-19. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/ar-ticle/view?id=2129

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное образование в современной школе. - М.: ТУ «Сфера», 2007. - 192 с.

A PERSONALITY-ORIENTED APPROACH IN INCLUSIVE EDUCATION

Gromova T.V.

Samara State University of Economics

Education is a fundamental human right, as well as an instrument of economic growth and human development. Inclusive education -a natural stage in the development of the education system in any country of the world, including Russia - has been recognized as the best principle and practice for addressing issues of equality and diversity. However, there are many obstacles to the implementation of inclusive education in Russia: not all those who need it are covered by it: in less than ten subjects of the Russian Federation (Moscow, St. Petersburg, Arkhangelsk, Tomsk, Samara Region, etc.), an inclusive education model is being introduced as an experiment. Another problem is also obvious: on the one hand, there is a global trend and need to change the attitude of society towards people with disabilities in a multicultural society; on the other hand, this movement is hindered by deep behavioral models that distinguish the inclusive paradigm from other archetypes.

The relevance of the work is due to the significant demand of society for inclusive education, on the one hand, and its insufficient implementation in the Russian education system in general, and the higher education system in particular. One of the ways to solve the problem is to use a personality-oriented approach in inclusive education. The work examines the issues of inclusive education (defini-

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

tion, significance, types; methods of implementation, the role of the teacher) and a personality-oriented approach in inclusive education. The obtained results and conclusions can be used by teachers and administrators in organizing the educational process in educational institutions of various types and levels.

Keywords: inclusive education, humanization of the educational process, personality-oriented approach, limited health opportunities, creative activity of the teacher.

References

1. Grigorieva M.A. Inclusive education, 2019. https://nspor-tal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2019/10/17/ inklyuzivnoe-obrazovanie

2. Ivanova K. I. Readiness of teachers as the main factor of success of the inclusive process in education [Electronic resource]/ - Access mode: https://infourok.ru/gotovnost-pedagogov-k-rabote-s-detmi-s-ovz-1324210.html (accessed: 09/24/2020).

3. Haoua M. Hamza.The Benefits and Necessity of Inclusive Education 2023. https://www.collegexpress.com/interests/educa-tion/blog/ben, efits-and-necessity-inclusive-education

4. Kurth Jennifer et al. Inclusive Education: Perspectives on Implementation and Practice From International Experts, 2018// Intellectual and Developmental Disabilities 56(6):471-485.

D0I:10.1352/1934-9556-56.6.471. https://www.researchgate. net/publication/329523348_Inclusive_Education_Perspectives_ on_Implementation_and_Practice_From_International_Experts

5. Tsyretarova I.V. Inclusive education, 2022 https://docs.google. com/document/d/10g_jgt8vQ_gu7ADTrnu0alVb3IYF3j7W/ed-it#

6. What is inclusive education? March 30, 2023. https://www. open.edu.au/advice/insights/what-is-inclusive-education

7. Amonashvili S.A. Reflections on humane pedagogy. - M., 2001.

8. Bekh I.D. Selected scientific works. Personal education. Volume 1. Chernivtsi: Bookrek, 2015, 840 pages.

9. Bondarevskaya E.V. Personality-oriented approach as the main way of modernization of education [Text]: (dokl. for August. conf. of workers and organizers of education in Rostov-on-Don)/ E.V. Bondarevskaya; Russian Academy of Sciences. education, southern department (Rostov-on-Don). -Rostov n/A: B. I., 2002.

10. Glukhov G.V., Gromova T.V. Personality-oriented approach as the dominant paradigm of modern professional education (on the example of listening training) / Samara, 2006.-140 p.

11. Tulenkova L.A. Personality-oriented approach in the formation of personal universal educational actions // Scientific review. Pedagogical sciences. - 2019. - № 5-1. - PP. 15-19. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=2129

12. Yakimanskaya I.S. Personality-oriented education in a modern school. - M.: TU "Sphere", 2007. - 192 p.

o d

u

CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.