научно-методический электронный журнал
Сухова Н. Ф. Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в условиях подхода на Федеральные государственные образовательные стандарты // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14037.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
ART 14037
УДК 371.38
Сухова Надежда Федоровна,
учитель технологии МОУ СОШ № 13, г. Щекино [email protected]
Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты
Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты реализации личностно-ориентированного подхода в условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты. Автором представлен опыт использования личностно-ориентированного подхода на уроках технологии, при котором каждый школьник может максимально реализовать свой личностный и интеллектуальный потенциал. Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, гуманистические ценности, психологическое здоровье, содержание обучения технологии, проектная деятельность, проблемное обучение, дифференциация и индивидуализация обучения. Раздел: (06) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современный этап развития общества характеризуется сменой парадигмы образования, которая в большей степени приобретает личностно-ориентированный характер, ставящей во главу угла развитие внутреннего потенциала личности, раскрытие ее способности к самостоятельному решению сложных задач современности. Поэтому одним из главных направлений деятельности сегодняшней школы является личностно-ориен-тированный подход, который провозглашает уважение достоинства личности ребенка, соблюдение его прав и свобод, содействие индивидуальному развитию ребёнка.
Личностно-ориентированный подход в качестве приоритета выдвигает гуманистические ценности, среди которых, как в теории, так и на практике, одним из главных является психологическое здоровье. Психологическое здоровье представляет собой непрерывный процесс развития, неповторимый на каждом возрастном этапе становления личности, направленный на достижение личностью своей внутренней сущности и самоактуализации [1]. Неслучайно, психическое здоровье подрастающего поколения обозначено среди основных направлений развития общего образования в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) в качестве цели развивающего образования предполагают создание условий для обеспечения личностного роста субъектов образовательного процесса - учащихся и их родителей, учителей. В новых условиях необходимо сохранить и усовершенствовать личностно-ориентированный подход в обучении, т. к. образование является уникальной и единственной формой взаимодействия гражданского общества и формирующегося как личность человека [2].
ФГОС основного общего образования, по существу, является стандартом подростковой школы, в котором максимально учтены особенности подростков, необходимые для обеспечения их успешности (личностной и профессиональной). Планомерное и поэтапное формирование психологических новообразований подростков, индивидуальных качеств и свойств личности за счет адекватного построения образовательного процесса, выбора условий и методик обучения, является одним из условий развития самостоятельной психологически здоровой личности.
Учитель, использующий личностно-ориентированный подход в обучении, уделяет внимание целостной личности ребёнка, заботясь о развитии его интеллекта, эмоционально-волевой сферы, чувства гражданской ответственности, духовной составляющей личности, эстетических и творческих способностей.
f\j ■Л f\j
научно-методический электронный журнал
Сухова Н. Ф. Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в условиях подхода на Федеральные государственные образовательные стандарты // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14037.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -
ART 14037
УДК 371.38 ISSN 2304-120X.
Личностно-ориентированное обучение, воспитание и развитие ориентировано на всех детей с учетом их индивидуальных физиологических, психологических, интеллектуальных и возрастных особенностей и образовательных потребностей; использования программного материала разного уровня сложности, доступного ученику; дифференцирования учащихся по знаниям, способностям, потребностям.
Среди основных требований к личностно-ориентированному уроку И. С. Якиманская выделяет его цель, формулируя ее как «создание условий для познавательной активности учеников». Создавая такие условия, учитель учитывает возрастные и индивидуально-психологические особенности своих учеников, уровень их интеллектуальной подготовки, собственный профессиональный опыт и креативные способности. Для достижения поставленной цели учитель самостоятельно продумывает и отбирает средства, методы и приёмы, необходимые для эффективной организации учебной деятельности школьников [3].
Личностно-ориентированный подход в современных демографических условиях также предполагает учет национальных и статусных особенности учащихся. Адресованные ученику вопросы, задания, замечания должны поддерживать и направлять его познавательную деятельность без излишнего фиксирования внимания на национально-статусных особенностях, на промахах, ошибках или неудачных действиях. Уделяя внимание социокультурной составляющей, необходимо знакомить учащихся с национальными традициями и особенностями культуры и быта народов России.
Так, на уроках технологии при изучении темы «Кулинария» учащиеся готовят не только блюда русской национальной кухни, но и блюда национальных кухонь народов России и СНГ (блюда армянской, татарской, украинской кухни), т. к. дети этих национальностей обучаются в нашей школе. В процессе подготовки к занятиям ученики готовят материалы по истории появления и особенностях приготовления того или иного блюда. Это позволяет воспитывать любовь к своей Родине, уважение и интерес к другим странам и народам.
Обратить внимание на историю нашей страны дают возможность проектные работы не только по кулинарии, но и по другим разделам программы. Учащиеся выполняют проектные работы и готовят презентации на такие темы как «Кукла-Масленица Тульской губернии», «Тульский пряник - визитная карточка России» и другие.
Личностно-ориентированный подход строится на ряде принципах по отношению к субъектам образовательного процесса. Так по отношению к ученику можно выделить следующие принципы:
- познавательная и коммуникативная активность;
- значимость предмета;
- мотивация процесса обучения;
- комфортность обучения;
- контроль процесса;
- отсутствие чувства непреодолимости.
По отношению к учителю это такие принципы, как:
- профильно-предметное соответствие деятельности;
- гуманистичность;
- готовность к сотрудничеству;
- демократичность.
Содержание обучения на уроках технологии при реализации личностно-ориенти-рованного подхода строится следующим образом.
«vi О nj
научно-методический электронный журнал
Сухова Н. Ф. Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в условиях подхода на Федеральные государственные образовательные стандарты // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14037.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -
ART 14037
УДК 371.38 ISSN 2304-120X.
1. В целях развития свободной активной личности необходимо использовать де-ятельностный компонент обучения. Это предполагает практическую направленность знаний, их активное применение и формирование практико-ориентированных компетенций, как, например, в проектной деятельности.
Понимая компетенцию как готовность учащегося к активизации знаний, умений, навыков, мобилизации внутренних и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации, мы все же не можем рассматривать ее в качестве суммы знаний, умений и навыков. Приобретение компетенции предполагает определенный опыт и развитие деятельности обучающегося: невозможно научиться готовить, шить, вязать, не прибегая к практике.
В современном информационном обществе для любой профессиональной деятельности необходимы умения, связанные со способностями выявления, классификации, наблюдения, описания и оценивания при анализе этой деятельности. Такие умения могут быть сформированы в процессе осуществления проектной деятельности.
Проектную деятельность можно рассматривать как интеграцию учебно-познавательной, творческой и игровой деятельности учащихся. Ее основная цель состоит в повышении личной уверенности каждого ученика через проживание «ситуации успеха». На уроках и во внеучебной деятельности необходимо дать ученикам почувствовать себя нужными и значимыми, способными самостоятельно преодолевать различные проблемные ситуации. Для этого им необходимо осознавать свои возможности и адекватно оценивать свой вклад в процессе выполнения проектного задания. Проектная деятельность также направлена на развитие у учащихся коммуникативной компетенции, осознание значимости коллективной работы и роли сотрудничества в процессе выполнения творческих заданий.
Для уроков технологии можно выделить следующие этапы проектной деятельности:
- формулировка общей концепции проекта;
- определение основной цели и конкретных задач проекта;
- подбор достаточных и необходимых ресурсов деятельности;
- составление плана проекта и программы его реализации;
- организация совместной деятельности по реализации проекта;
- самостоятельная работа учащихся в проектных группах;
- подготовка отчета-презентации о выполненной работе;
- защита полученных результатов и выводов;
- взаимооценивание представленных проектов и самоанализ.
Например, по теме «Кулинария» на итоговый урок ученикам предлагается выполнить проектное задание «Национальное блюдо страны» (страну ученики выбирают самостоятельно). Работают ученики в группах по 3-4 человека и на защиту представляют презентацию об истории выбранного блюда, особенностях и технологии его приготовления, а также готовое блюдо.
2. Применение дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам предполагает отбор учебного материала, который ставит учащихся в ситуацию выбора, побуждает к большей самостоятельности и активности.
Организуя на уроках технологии дифференцированную самостоятельную работу учащихся в индивидуальном темпе, я использую принципы дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуализация при этом осуществляется через использование вариативных заданий, зависящих от индивидуальных особенностей учащихся.
ru Q м
научно-методический электронный журнал
Сухова Н. Ф. Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в условиях подхода на Федеральные государственные образовательные стандарты // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14037.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -
ART 14037
УДК 371.38 ISSN 2304-120X.
Применение в современной школе дифференцированного обучения предполагает разработку новых технологий реализации такого подхода. Каждый учащихся имеет право на свой неповторимый путь развития, ведущий его к становлению индивидуальности. Поэтому школа должна предоставить ребенку возможность раскрыть в себе эту индивидуальность в процессе обучения путем реализации заложенных потенций.
Например, при изучении темы «Конструирование и моделирование изделий» рассматриваются различные виды изделий. Учащиеся самостоятельно выбирают один из них, согласно своим способностям, знаниям и умениям, потребностям и возможностям, учитывая направление моды, особенности своей фигуры и т. д.
3. Следует активно использовать проблемный метод в обучении, он побуждает учеников к размышлениям, самостоятельному поиску информации, к самостоятельным выводам и обобщениям.
Организуя учебные занятия, путем создания проблемных ситуаций, и активно используя самостоятельную деятельность учащихся при их решении, учитель использует такой тип обучения как проблемное, которое способствует формированию ключевых компетенций и развитию мыслительных способностей школьников.
Для повышения активности учащихся на уроках учителю следует вводить в содержание учебного материала различного рода противоречия, преднамеренно делать ошибки, т. е. использовать приемы проблемного обучения. Организуя проблемный метод в обучении, учитель может применять:
- учебные задания исследовательского характера;
- задания, направленные на поиск новых технологий, последовательности оптимальных действий и операций, эффективной организации самостоятельной работы и др.;
- различные имитационные ситуации, касающиеся отработки структуры конкретного технологического процесса, исследования функциональных стоимостных характеристик изделия и т. п.;
- имитационные упражнения, предусматривающие взаимодействие и организацию совместной мыслительной деятельности учащихся в процессе анализа проблемной ситуации (например, составление кроссвордов, соревнования при подготовке проблемных вопросов или выполнении предложенных практических заданий);
- моделирующие игры, которые моделируют реальных технологические процессы и механизмы, а также воссоздают предметное и социальное содержание реальной деятельности (профессиональной или социальной).
Деятельность учителя при организации проблемного обучения состоит в том, чтобы систематически создавая проблемные ситуации, давать ученикам пояснения наиболее сложных понятий и основных фактах и организовывать их учебно-познавательную деятельность.
Можно предложить следующую оптимальную структуру проблемного урока технологии:
- создание проблемной ситуации, которая вызывает затруднение учащихся;
- постановка проблемного вопроса, определяющего цель урока;
- организация диалога в ходе поиска решения проблемы и выдвижение гипотез;
- проверка гипотез, т. е. их доказательство или опровержение;
- проверка правильности решения проблемы и формулировка правила или способа решения проблемы;
- сравнение полученного правила или способа с образцом в учебнике;
- воспроизведение нового материала, выраженного в полученном решении;
- закрепление с помощью контрольных и проверочных заданий проблемного характера.
ГУ r\J
научно-методический электронный журнал
Сухова Н. Ф. Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в условиях подхода на Федеральные государственные образовательные стандарты // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14037.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -
ART 14037
УДК 371.38 ISSN 2304-120X.
Например, при выполнении практической работы по изготовлению различных машинных швов ученики получают образцы поэтапного изготовления каждого шва и после анализа поставленных перед ними наводящих вопросов они самостоятельно формулируют алгоритм изготовления швов.
4. Профессиональная деятельность предполагает комплексное и вариативное использование сформированных в процессе обучения компетенций. Любая профессиональная задача является междисциплинарной, интегральной и требует системного анализа, построения целостной модели ее решения.
Для того, чтобы учащиеся были готовы к решению подобных задач, необходимо уже в процессе обучения общеобразовательным предметам учитывать их инегратив-ный характер. Особенно отчетливо можно проследить интегративные связи общеобразовательных предметов с технологией.
При реализации интегративного подхода учащиеся осуществляют поисковую деятельность, активно и самостоятельно приобретая внутридисциплинарные и междисциплинарные знания, и овладевают способами их применения в условиях взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса. Интеграция в обучении помогает ускорить процесс формирования личности и становления мироощущения учащихся. Она способствует расширению научного диапазона и перестройке мышления учителей-предметников.
Например, на уроках технологии в седьмом классе возможно установление ин-тегративных связей с различными общеобразовательными предметами. При изучении модуля «Культура дома» я использую интеграцию с литературой, обращаясь к описанию быта в различных литературных художественных произведениях, или с изобразительным искусством, применяя навыки учащихся при схематичном изображении предметов интерьера и одежды. Модуль «Технология обработки пищевых продуктов» можно интегрировать с такими предметами как биология и химия, актуализируя знания учащихся по этим предметам при приготовлении различных кулинарных блюд (например, состав и калорийность продуктов, химический состав консервантов и др.). Внутридисциплинарная интеграция горизонтального вида представляет собой способ объединения сходного материала (например, по темам «История костюма», «Национальная кухня», «Дизайн помещения» и др.). При использовании вертикальной интеграции объединяется материал, изученный в разные годы на разном уровне сложности (например, по модулям «Кулинария», «Конструирование и моделирование» и др.).
Проектируя содержание обучения на уроках технологии при реализации лич-ностно-ориентированного подхода, также следует помнить о систематическом использовании информационно-коммуникационных технологий, побуждающих к активному взаимодействию учителя и ученика на уроке и во внеурочное время
Обращение к информационно-коммуникационным технологиям открывает учащимся доступ к обширным базам данных и источникам информации, что повышает эффективность самостоятельной работы учеников, дает большие возможности для совместного творчества учащихся и педагога, позволяет реализовывать новые формы и методы обучения.
Использование информационно-коммуникационных технологий дает возможность:
- визуально представить учебную информацию (теоретический материал, технологический процесс и т. п.) с помощью видеоряда на экране;
- подготовить учащихся к профессиональной деятельности в условиях информационного общества;
- осваивать учебный материал с индивидуальной скоростью, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
PU г М
КОНЦЕПТ
Сухова Н. Ф. Личностно-ориентированный подход на уроках технологии в условиях подхода на Федеральные государственные образовательные стандарты // Концепт. - 2014. - № 02 (февраль). -ART 14037. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/ 2014/14037.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. -ISSN 2304-120X.
научно-методический электронный журнал ART 14037 УДК 371.38
- управлять учебной деятельностью и контролировать ее результаты;
- использовать внутри- и междисциплинарную интеграцию [4].
На уроках технологии я использую различные способы организации учебной деятельности, отвечающие принципам личностно-ориентированного подхода:
- тестовые задания;
- работа в малых группах (это улучшает психологический климат, даёт возможность активизировать всех учащихся);
- письменный опрос;
- решение кроссвордов;
- метод проектов;
- кейс-метод;
- работа с учебником;
- рецензирование и взаимопроверка;
- использование видео- и аудиоматериалов с последующим обсуждением.
Использование личностно-ориентированного подхода в условиях перехода на
ФГОС означает, что каждый школьник может максимально реализовать свой личностный и интеллектуальный потенциал, выбрав из многих заданий то, что подходит ему лично. Этому способствуют задания различной степени сложности, контроль знаний учащихся в различных формах, самооценка выполненных работ.
Новые ФГОС требуют от современной школы воспитания личности нового типа, а именно: творческой, социально-активной, толерантной, самостоятельной и мотивированной к трудовой деятельности. Такую личность можно воспитать, если в полной мере раскрыть её яркие природные задатки и склонности, помочь определиться с потребностями и целями в жизни. Именно учителю технологии, использующему лич-ностно-ориентированный подход, представляется широкое поле для деятельности по развитию внутреннего потенциала личности.
Ссылки на источники
1. Забелина А. В. Самоактуализация личности будущих учителей как условие поддержания психического здоровья школьников в системе инклюзивного образования // Роль университетов и музеев в проведении гуманитарных научных исследований: Материалы VI Междунар. науч.-практич. конф. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2011. - С. 62-67.
2. Федеральные государственные образовательные стандарты. - URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2588.
3. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996.
4. Губарева Т. В. Развитие информационной компетентности практических психологов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом вузе // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. - 2013. - № 3 (7). - С. 122-127.
ISSN 2304-120Х
Nadezhda Suhova,
teacher of technology, school №13, Schekino [email protected]
Student-centered approach in the classroom technology in condition of the Federal State Educational Standards
Abstract. The author discusses the main aspects of the implementation of a student- 9 7 7 2 з 04 120142 centered approach in the transition to federal state educational standards. The author
describes the experience of using student-centered approach in the classroom technology, in which each student can maximize their personal and intellectual potential.
Key words: student-centered approach, humanistic values, psychological health, content of teaching technology, project activities, problem-based learning, differentiation and individualization of instruction. References: 1-4 - Russian Sources.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
977230412014202