Личностно ориентированная система языкового образования
А УДК 37.01
ББК 74.00 А - 197
С.В. Аверьянова
Последнее десятилетие XX столетия и начало XXI в российской педагогике в целом и в преподавании иностранных языков (ИЯ) в частности характеризуются возросшим интересом к личности обучающегося. Новые социальные требования привели к глубоким качественным изменениям в отечественном высшем образовании и обусловили переход от понятия образования как передачи обучающемуся определенной суммы знаний к понятию продуктивного образования. Продуктивное образование направлено на развитие у обучающегося познавательных и созидательных способностей личности, что позволяет ему получать новые знания и применять образовательный опыт, включаться в научные и культурно-исторические процессы в качестве полноправного участника, взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса и с окружающим миром как активная, самостоятельная, творческая личность1. Следовательно, в современной системе высшего образования студент более не рассматривается только как объект обучения, задачей которого является усвоение определенного материала.
Цель языкового образования в высшей школе на данном этапе заключается в необходимости подготовки не просто специалиста-про-фессионала, а прежде всего культурного, образованного, интеллигентного, творческого человека. Соответственно, система языкового образования в высших учебных заведениях предполагает создание условий, благоприятствующих формированию и совершенствованию собственно личности студента, его готовности к саморазвитию и творчеству через приобретение им лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенций. Таким образом, эффективное обучение иностранному
языку предполагает сочетание образовательных стандартов и личностного саморазвития студента. Следовательно, учитывая потребности межкультурной коммуникации, в качестве цели обучения иностранным языкам выдвигается формирование способности использовать иностранный язык как инструмент общения и сотрудничества в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Современная концепция образования делает личность обучающегося и учебную деятельность центральными объектами в модели образовательного процесса высшей школы. Следовательно, современный преподаватель иностранного языка высшей школы должен ориентироваться на развитие познавательного потенциала личности обучающегося, повышение его способности к обучению, овладение им новыми знаниями, развитие его творческих способностей и расширение его творческого потенциала. «Целью образования становится «выращивание» личностного потенциала человека, воспитание его способности к адекватной деятельности в предстоящих предметных и социальных ситуациях, а содержанием - все то, что обеспечивает достижение этой цели».2
Таким образом, при личностно ориентированном обучении основным моментом является создание условий для полноценного проявления и развития личностных функций субъектов учебного процесса, который, в свою очередь, следует рассматривать как методическую систему, состоящую из следующих компонентов: цель обучения, содержание обучения, средства коммуникации (методы, приемы, средства обучения), субъекты обучения (студент и преподаватель), организационные формы учебного процесса3.
В качестве основной цели обучения иностранному языку в высшей экономической школе мы выдвигаем создание психологически комфортных условий, благоприятствующих развитию и совершенствованию личности студента, способного осознанно и мотивированно учиться, приобретая лингвистическую, коммуникативную и социокультурную компетенции для иноязычного общения в дальнейшей практической и интеллектуальной деятельности.
К содержанию обучения иностранному языку в вузе относится работа студента с языковыми аутентичными материалами, их усвоение и последующее эффективное использование в профессиональной деятельности. Современными методистами (ГА. Китайгородская, В.Л. Скалкин и др.) выделяются следующие сферы общения специалиста-международника: социально-культурное, общественно-политическое и профессиональное, соответственно, важнейшим компонентом содержания обучения ИЯ должна стать культура своей страны и страны изучаемого языка. Для обеспечения успешной работы над данным компонентом обучения рекомендуется использование на занятиях по ИЯ как современных аутентичных учебников, так и создание банков текстов, обучающих заданий, проблемных задач и тестовых (контрольных) заданий в соответствии с тематикой учебного курса. Наличие таких банков - гибкий инструмент в преподавании иностранных языков, дающий возможность коррекции учебного процесса в соответствии с происходящими социальными и культурными изменениями в обществе и личностными потребностями обучающегося путем своевременной замены как неактуальных текстов, так и заданий к ним.
Личностно ориентированное обучение предполагает, что средства коммуникации (методы, приемы, технологии) в процессе обучения должны учитывать индивидуальные особенности студента и стимулировать его познавательную активность и стремление к обучению. Достижение данного результата обеспечивается применением активных коммуникативных методов, приемов и средств обучения и контроля, среди которых в современной системе обучения ИЯ в высшей школе лидирующее место занимает метод кейс-стади, сочетающий в себе целый ряд форм стимулирования и мотивации обучающихся к овладению деловым
иностранным языком. Усвоение содержания материала проходит в условиях учебного диалога в рамках учебной профессионально-коммуникативной среды, обеспечивающей субъектно-смысловое общение, рефлексию, самореализацию личности. К средствам обучения относится также работа над аутентичными текстами соответствующей профессиональной тематики, аудио- и видеоаутентичные курсы и т. д. Необходимо учитывать, что на всех этапах и уровнях обучения студентам должны предлагаться аутентичные материалы, так как только в них реально отражаются особенности изучаемого языка, история, культура и быт изучаемого языка.
В личностно ориентированной системе не только обучение, но и контроль уровня владения умениями иноязычного общения студентов следует организовывать методами и приемами, создающими благоприятные, бесстрессовые условия, при которых студент как самостоятельно, так и с участием преподавателя, осуществляет контроль своей обученности, выявляет уровень своей готовности для дальнейшего изучения иностранного языка, оценивает свои успехи, сравнивает их с результатами других студентов, осознает свои недостатки и ставит цели для перехода на новую ступень обучения.
В качестве примера одного из приемов контроля знаний можно привести прием тестов, имеющий более чем вековую историю развития, признанный в системе образования многих стран мира, включая и Россию, как надежный, объективный и экономичный прием оценки знаний. Объяснением такого отношения к данному приему является следующее определение: тест
- это метод педагогического измерения, процедура выполнения которого создает особые, психологически комфортные условия для тестируемых с целью выявления уровня сформирован-ности лингвистической, коммуникативной и социокультурной компетенции набором предварительно подготовленных и опробованных на показатели качества заданий и результаты которого поддаются определенной оценке по заранее установленным критериям.4
Одним из основных достоинств данного приема является то, что тест, измеряя и выявляя степень обученности студентов, сам обладает критериями качества, которые достоверно определяются методами математической
№ 5 (Май) 2011 Российский внешнеэкономический вестник
53
статистики. К таким критериям качества от -носятся: пригодность (validity), надежность (reliability) и эффективность (effectiveness). Они достаточно полно исследованы в работах отечественных и зарубежных тестологов.
Тестирование имеет также ряд преимуществ, которые могут быть характеризованы как условия, способствующие определению уровня знания студентов иностранного языка. К ним можно отнести:
1. одинаково доброжелательное и внимательное отношение ко всем, без исключения, тестируемым;
2. полное исключение субъективности и предвзятости преподавателя;
3. открытость всех этапов контроля;
4. быстрая обратная связь от контроля к обучению;
5. минимальные моральные, физические и временные затраты на процедуру контроля.
В зависимости от результатов контроля самим студентом, преподавателем или совместно принимается решение о необходимости коррекции учебного плана, о проведении дополнительных учебных или самостоятельных занятий, возможности творческих заданиях разной степени трудности.
Современное личностно ориентированное обучение вытесняет привычную модель взаимодействия преподавателя и студента: преподаватель - субъект педагогического воздействия и управления, студент - объект этого воздействия. Сейчас все более активную позицию занимает новая схема субъект-субъектного взаимодействия в ходе учебного процесса, т.е. равнопартнерское сотрудничество преподавателя и студента в процессе обучения.
При такой модели задача преподавателя
- поставить цели и определить содержание обучения, выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения, тем самым с самого начала обучения вызвав интерес к предмету и мотивацию к его изучению, а к себе как партнеру и квалифицированному, знающему профессионалу. Студент в данной модели обучения
- это личность, общение с которой рассматривается преподавателем как сотрудничество в решении учебных познавательных, профессиональных и коммуникативных задач.
Таким образом, при личностно ориентированной системе образования процесс обучения организуется как равнопартнерское сотрудничество преподавателя и студента, требующее от преподавателя создания комфортной учебной среды, психологической атмосферы, в которой создаются возможности для удовлетворения важных социально-психологических потребностей студента, таких как потребность в признании, уважении, внимании со стороны преподавателя и других студентов группы.
Уровневая организация учебного процесса предполагает учет готовности студента к обучению иностранному языку по специально подготовленным программам для начального, среднего и продвинутого уровней.
При реализации учебного процесса с учетом вышеназванных компонентов обучения достигается развитие автономности и креативности обучающегося в процессе освоения иностранного языка и культуры как способности, обеспечивающей готовность личности к непрерывному языковому образованию и самообразованию в целях межкультурного взаимодействия в различных сферах деятельности.5
Будущий специалист получает образование, которое предоставляет ему благоприятные условия для самоопределения и дальнейшего саморазвития и может гарантировать ему социальную устойчивость, мобильность. В свою очередь, знание и активное владение социокультурными, лингвистическими и психологическими аспектами делового общения, присущими определенной социальной и культурной среде, в которой это общение осуществляется, способствуют успешной межкультурной коммуникации в профессиональной сфере.
Примечания:
1 Лернер И.Я. //Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х т. Т. 2, М • БРЭ, 1999. — С. 349.
2 Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. -М.: Высшая школа, 1991. - С. 24.
3 Цатурова И. А. Многоуровневая личностноориентированная система языкового образования в высшей технике. / Журнал Образование и общество.
- Орловское государственное управление по печати, сентябрь-октябрь 2003. - С. 27
4 Цатурова И. А. Многоуровневая личностно-