УДК 371.487:159.9
Дорошенко Татьяна Андреевна
Педагог-психолог, Муниципальное Образовательное Учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр ПМСС «Надежда» Куйбышевского района, Doroshenko-tanya@yandex.ru, Новокузнецк
Москвитин Павел Николаевич
Врач-психотерапевт, к. м. н. доцент кафедры психотерапии Государственного Института Усовершенствования Врачей, moskvitin@rdtc.ru, Новокузнецк
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ТРЕНИНГОВ ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ ОТКАЗА ОТ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ У ПОДРОСТКОВ
Doroshenko Tatyana Andreevna
The teacher - psychologist Public Educational Centre for children who require psychological, pedagogic, medical and social support “PPMS Centre “Nadezhda” Kuibyshev region, Doroshenko-tanva@yandex. ru, Novokuznetsk
Moskvitin Pavel Nikolaevich
The doctor psychotherapist, k.m.n. the senior lecturer offaculty psychotherapiy State Institute of Improvement of the Doctors, moskvitin@rdtc.ru, Novokuznetsk
THE PERSONALITY-GUIDED PROGRAM OF TRAININGS OF FORMATION OF MOTIVATION OF FAILURE FROM THE USE DRUG AND ALCOHOLISM OF SUBSTANCES AT THE TEENAGERS
Проблеме наркозависимого поведения подростков уделяется большое внимание как в отечественной, так и в зарубежной психологии и педагогике. Это связано с тем обстоятельством, что и за рубежом, и, особенно, в нашей стране процесс наркотизации детей и подростков идет по возрастающей линии.
Проблема наркозависимого поведения привлекает внимание разных специалистов, где медики, юристы, социологи и др. находят свои профессиональные аспекты (И. Н. Пятницкая, В. С. Битенский, В. А. Жмуров, И. П. Башкатов, Д. В. Колесов, Б. М. Левин, А. Лешнер, Л. Гудвин). В настоящее время психологические аспекты наркозависимого поведения стали также предметом серьезного исследования многих педагогов и психологов. В этих исследованиях наиболее глубоко рассматриваются характерологические особенности личности, акцентуации характера, стили семейного воспитания, оказывающие влияние на формирование наркозависимого поведения.
Так, А. Е. Личко установил некоторые виды акцентуаций характера, которые могут спровоцировать наркозависимое поведение Н. Ю. Максимова в
своих работах показала, что на процесс наркотизации влияют стили семейного воспитания. Американские психологи Л. Бернс и Т. Олсон выявляли роль различных эмоциональных состояний, которые могут спровоцировать или заблокировать тягу подростков к употреблению наркотических веществ.
В отечественной литературе большое внимание уделялось также разработке мер профилактики наркозависимого поведения (С. А. Бели-чева, Д. В. Колесов, А. Н. Гаранский). В исследованиях Н. Н. Толстых и С. А. Кулакова (1989) показано, что ранний алкоголизм и токсикомания приводят к изменению мотивационной сферы юношей 15-17 лет, у которых отмечено сужение временной перспективы. Распределение объектов удовлетворения потребностей происходит у них в «ближайшем будущем» и в «актуальном периоде», не превышающем 1-2 лет. Выяснено, что у юношей с аддиктивными наклонностями снижена потребность в общении, но повышен мотив личной автономии, с собственной личностью, с «Я».
Вместе с тем следует отметить: как в отечественных, так и в зарубежных исследованиях недостаточное внимание уделяется изучению мотивационно-потребностной сферы личности подростков и ее влиянию на формирование наркозависимого поведения. Известно, что мотивационно-потребностная сфера является очень важным структурно-психологическим образованием личности. Подростковый возраст характеризуется кризисом личностного развития, когда человек особенно нуждается в признании и популярности, а в группе создаются условия развития способностей к сотрудничеству, развивается умение высказать свои мысли и отстоять свою точку зрения в споре, обозначить возможность придти к согласию с оппонентами. Группа сверстников выполняет важные функции в развитии ребенка и подростка, в т. ч. помогает преодолеть эгоцентризм в процессе социализации благодаря развитию коммуникативных навыков и навыков сотрудничества, потому что предоставляет возможность активного проживания и проигрывания конфликтов в совместно созданной реальности.
Программа и методический базис. На методической основе тренингов «позитивная психодрама» - нового личностно-ориентированного психопрофилактического метода (П. Н. Москвитин, 2002) разработана программа развития личностной зрелости путем инсценирования жизненного опыта через проигрывание ролей направленных на активизацию психических процессов и нравственное и гармоничное развитие личности участников, их позитивную социализацию.
В программе достигаются цели социального конструирование межличностных и межгрупповых отношений, направленных на поиск позитивного выхода из проблемной ситуации, а также на получение позитивных эмоций достигается особой ролью психолога, создающего в кульминационный момент апогея конфликта безопасную и конструктивную атмосферу совещания техниками психопрофилактического коммуницирования на тему, заданную динамикой разыгранной психодрамы.
Программа опирается на концепцию базового личностно-ориентированного подхода Б. Д. Карвасарского и исследует формирование отношений подростка в трех аспектах: 1) отношение к себе; 2) отношение к другому и 3) отношение к миру.
Основной акцент психопрофилактического метода позитивной психодрамы состоит в создании в группе специальной ситуации коллективного совещания (консультации) и этот момент достигается психодраматургом, режиссером, актерами и ведущим психодрамы методическим приемом «Стоп-кадр», с тем, чтобы путем активного обсуждения в кульминационный момент развития психодрамы, когда еще существует много вариантов поведенческих стратегий выбрать наиболее позитивный. В этом состоит принципиальное отличие метода от классической психодрамы Я. Морено, формы групповой психотерапии, представляющей собой ролевую игру, в ходе которой для протагониста создаются условия для спонтанного выражения чувств, связанных с наиболее важными для пациента проблемами.
Само мероприятие позитивной психодрамы направлено на сохранение психологического здоровья личности, её гармонизацию (см. структурные основные компоненты «Я» по Н. Пезешкиану). Постановка позитивной психодрамы на импровизированной сцене - это синтетический психопрофилактический, коллективный вид искусства, основанный на жизненном опыте каждого, отдельно взятого индивида группы, участника психодрамы.
Позитивный подход является основным при рассмотрении проблемных ситуаций. Этот подход широко представлен в современной российской и зарубежной психотерапии и психологии. Мы используем принципы позитивной психотерапии, которая представляет собой оригинальную концепцию разрешения конфликтов с опорой на позитивные аспекты возникающих состояний, и раскрывает перед каждым человеком новые возможности самопознания. Позитивное, в соответствии с исходным «роэ^ит» означает «действительное, ранее данное». Действительными и ранее данными являются, таким образом, не конфликты и расстройства, а способности, которыми обладает каждый человек. В рамках позитивного подхода каждый человек рассматривается таким, каков он есть, не стараясь его переделать по заранее заданному, навязанному извне сценарию, создавая возможность стать целостным творцом своей истории, а не пассивным существом, реагирующим лишь на внешние воздействия.
Результаты и обсуждение. Нами было проведено исследование, направленное на изучение мотивации употребления ПАВ и мотивацию отказа от употребления ПАВ. Исследование проводилось с двумя группами подростков 8-10 классов экспериментальной и контрольной групп, по 100 человек в каждой.
Данные по выявлению мотивации употребления ПАВ у подростков приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Методика выявление мотивации употребления ПАВ, %
Кол- во чело- век Ком- муни- кация Гедо- низм Ата- рак- ция От ску- ки Псев- до- куль- тур- ная Изме- нение состо- яния созна- ния Коэффи- циент ранговой корреля- ции Спирме- на
Экс. Гр. 8 кл. до занятий 100 4,0 6,0 29,0 13,0 47,0 19,0 0, 986 Р <0,02
Экс. Гр. 8 кл. после занятий 100 0,0 0,0 24,0 9,0 47,0 10,0
Контр. Гр. 8 кл. в начале года 100 1,0 6,0 21,0 23,0 48,0 11,0 0,7 Р >0,05
Контр. Гр. 8 кл. в конце года 100 10,0 12,0 15,0 12,0 63,0 5,0
Экс. Гр. 9 кл. до занятий 100 6,0 12,0 11,0 28,0 66,0 11,0 0,900 Р<0,05
Экс. Гр. 9 кл. после занятий 100 3,0 7,0 5,0 18,0 66,0 9,0
Контр. Гр. 9 кл. в начале года 100 3,0 10,0 30,0 14,0 50,0 18,0 0,643 Р>0,05
Контр. Гр. 9 кл. в конце года 100 5,0 6,0 26,0 6,0 59,0 3,0
Экс. Гр. 10 кл. до занятий 100 15,0 5,0 23,0 15,0 88,0 13,0 0,843 Р=0,058
Экс. Гр. 10 кл. после занятий 100 6,0 3,0 9,0 13,0 71,0 2,0
Контр. Гр. 10 кл. в начале года 100 7,0 11,0 23,0 22,0 41,0 7,0 0,757 Р>0,05
Контр. Гр. 10 кл. в конце года 100 4,0 8,0 17,0 21,0 53,0 17,0
Из таблицы 1 следует, что 4% обучающихся 8-х классов экспериментальной группы до занятий относились к мотивации «Коммуникация», это означает, что они могли бы употреблять ПАВ, мотивируя свой выбор тем, что не хотят испортить отношения или не выглядеть белой вороной, бояться насмешек со стороны друзей, легко поддаются социальному давлению. К концу года их количество сократилось до 0. К мотивации «Гедонизм» до занятий, относились 6% обучающихся этой же группы. У таких подростков отсутствуют альтернативные способы получать удовольствие и расслабление, подростки думают что получат удовольствие от приёма ПАВ, ощущение полного душевного и физического благополучия. К концу года
их количество сократилось до 0. К мотивации «Атаракция» до занятий относились 29% обучающихся 8-х классов экспериментальной группы. Это означает, что психоактивные вещества могли бы избавить от чувства страха, внутреннего напряжения, чувства вины, заглушить в себе неприятные воспоминания. К концу года их количество сократилось до 24%. К мотивации «От скуки» до занятий относились 13% обучающихся 8-х классов экспериментальной группы. Такие подростки не знают чем заняться в свободное время, им трудно развлекаться без возбуждающих средств. К концу года их количество сократилось до 9%. К мотивации «Псевдокультурная» до занятий относились 47% обучающихся 8-х классов экспериментальной группы. Такие подростки считают, что употребление наркотиков - признак материального благополучия и свободы, ориентируются на мнение знаменитых людей, думают что употребление ПАВ способствует творчеству. К концу года их количество не изменилось и составляет 47%. К мотивации «Изменение состояния сознания» до занятий относились 19% обучающихся 8-х классов экспериментальной группы. Такие дети предполагают, что будут чувствовать себя более активными и живыми, а ПАВ могут являться средством коррекции неприятных переживаний, позволяя реагировать не так болезненно на неприятности и неудачи. К концу года их количество сократилось до 10%.
В контрольной группе 8-х классов в начале года 1% обучающихся относился к мотивации «Коммуникация», к концу года их количество увеличилось на 9% и составляет 10%. К мотивации «Гедонизм» в начале года относились 6% обучающихся этой же группы. К концу года их количество увеличилось до 12%. К мотивации «Атаракция» до занятий относились 21% обучающихся 8-х классов контрольной группы. К концу года их количество сократилось до 15%. К мотивации «От скуки» в начале года, относились 23% обучающихся 8-х классов контрольной группы. К концу года их количество сократилось до 12%. К мотивации «Псевдокультурная» в начале года относились 48% обучающихся 8-х классов контрольной группы. К концу года их количество увеличилось до 63%. К мотивации «Изменение состояния сознания» в начале года относились 11% обучающихся 8-х классов контрольной группы. К концу года их количество сократилось до 5%.
В экспериментальной группе 9-х классов до занятий 6% обучающихся относился к мотивации «Коммуникация», после занятий их количество уменьшилось на 3% и составляет 3%. К мотивации «Гедонизм» до занятий относились 12% обучающихся 9-х классов экспериментальной группы. К концу занятий их количество уменьшилось до 7%. К мотивации «Атаракция» до занятий относились 11% обучающихся 9-х классов экспериментальной группы. К концу занятий их количество сократилось до 5%. К мотивации «От скуки» до занятий относились 28% обучающихся 9-х классов экспериментальной группы. К концу занятий их количество сократилось до 18%. К мотивации «Псевдокультурная» до занятий относились 66% обучающихся 9-х классов экспериментальной группы. К концу занятий их количество не изменилось и составляет 66%. К мотивации «Измене-
ние состояния сознания» до занятий относились 11% обучающихся 9-х классов экспериментальной группы. К концу занятий их количество сократилось до 9%.
В контрольной группе 9-х классов в начале года 3% обучающихся относился к мотивации «Коммуникация», к концу года их количество увеличилось до 5%. К мотивации «Гедонизм» в начале года относились 10% обучающихся этой же группы. К концу года их количество уменьшилось до 6%. К мотивации «Атарак-ция» в начале года относились 30% обучающихся 9-х классов контрольной группы. К концу года их количество сократилось до 26%). К мотивации «От скуки» в начале года относились 14% обучающихся 9-х классов контрольной группы. К концу года их количество сократилось до 6%. К мотивации «Псевдокультурная» в начале года, относились 50%) обучающихся 9-х классов контрольной группы. К концу года их количество увеличилось до 59%. К мотивации «Изменение состояния сознания» в начале года относились 18% обучающихся 9-х классов контрольной группы. К концу года их количество сократилось до 3%.
В экспериментальной группе 10-х классов до занятий 15% обучающихся относился к мотивации «Коммуникация», после занятий их количество уменьшилось на 9% и составляет 6%. К мотивации «Гедонизм» до занятий относились 5% обучающихся 10-х классов экспериментальной группы. К концу занятий их количество уменьшилось до 3%. К мотивации «Атаракция» до занятий относились 23% обучающихся 10-х классов экспериментальной группы. К концу занятий их количество сократилось до 9%. К мотивации «От скуки» до занятий относились 15% обучающихся 10-х классов экспериментальной группы. К концу занятий их количество сократилось до 13%. К мотивации «Псевдокультурная» до занятий относились 88% обучающихся 10-х классов экспериментальной группы. К концу занятий их количество не изменилось и составляет 71%. К мотивации «Изменение состояния сознания» до занятий относились 13% обучающихся 10-х классов экспериментальной группы. К концу занятий их количество сократилось до 2%.
В контрольной группе 10-х классов в начале года 7% обучающихся относился к мотивации «Коммуникация», к концу года их количество уменьшилось до 4% . К мотивации «Гедонизм» в начале года относились 11% обучающихся этой же группы. К концу года их количество уменьшилось до 8%. К мотивации «Атаракция» в начале года относились 23% обучающихся 10-х классов контрольной группы. К концу года их количество сократилось до 17%. К мотивации «От скуки» в начале года относились 22% обучающихся 10-х классов контрольной группы. К концу года их количество сократилось до 21%. К мотивации «Псевдокультурная» в начале года относились 41% обучающихся 10-х классов контрольной группы. К концу года их количество увеличилось до 53%. К мотивации «Изменение состояния сознания» в начале года относились 7% обучающихся 10-х классов контрольной группы. К концу года их количество увеличилось до 17%.
Данные по выявлению мотивации отказа от употребления ПАВ приведены в таблице 2.
Таблица 2 - Методика выявления мотивации отказа от употребления ПАВ, %
Кол-во человек Запреты взрослых Страх пос- ледс- твий Мотивация на ЗОЖ Ин- фанти- лизм Критерий хи-квадрат
Экс. Гр. 8 кл. до занятий 100 27,0 22,0 46,0 5,0 7,736 Р-0,67
Экс. Гр. 8 кл. после занятий 100 20,0 12,0 65,0 3,0
Контр. Гр. 8 кл. в начале года 100 10,0 41,0 42,0 7,0 1,321 Р=0,990
Контр. Гр. 8 кл. в конце года 100 14,0 35,0 45,0 6,0
Экс. Гр. 9 кл. до занятий 100 22,0 31,0 43,0 4,0 11,942 Р=0,010
Экс. Гр. 9 кл. после занятий 100 11,0 20,0 67,0 2,0
Контр. Гр. 9 кл. в начале года 100 17,0 33,0 45,0 5,0 4,555 Р=0,277
Контр. Гр. 9 кл. в конце года 100 23,0 20,0 51,0 6,0
Экс. Гр. 10 кл. до занятий 100 14,0 27,0 57,0 2,0 11,803 Р=0,010
Экс. Гр. 10 кл. после занятий 100 5,0 17,0 78,0 0
Контр. Гр. 10 кл. в начале года 100 23,0 19,0 53,0 5,0 2,363 Р=0,683
Контр. Гр. 10 кл. в конце года 100 16,0 23,0 58,0 3,0
Из таблицы 2 следует, что 27% обучающихся 8-х классов экспериментальной группы до занятий относились к мотивации «Запреты взрослых», такие подростки мотивируют свой отказ от употребления ПАВ тем, что им запрещают родители, они боятся наказаний, родители являются для них примером. К концу занятий их количество уменьшилось до 20%. К мотивации «Страх последствий» до занятий относились 22% обучающихся, такие подростки мотивируют свой отказ от употребления ПАВ тем, что боятся ухудшений в здоровье, потерять друзей, впасть в зависимость. К концу занятий их количество уменьшилось до 12%. К мотивации «Мотивация на ЗОЖ» до занятий относились 46% обучающихся, такие подростки мотивируют свой отказ от употребления ПАВ тем, что хотят быть здоровыми, добиться успехов в жизни, понимают вред наркотических веществ. К концу занятий их количество увеличилось до 65%. К мотивации «Инфантилизм» до занятий относились 5% обучающихся, такие подростки мотивируют свой отказ от употребления ПАВ тем, что не знают где их взять, могли бы отказаться только с чьей-то помощью. К концу занятий их количество уменьшилось до 3%.
В контрольной группе 8-х классов в начале года 10% обучающихся относился к мотивации «Запреты взрослых», к концу года их количество увеличилось до 14%. К мотивации «Страх последствий» в начале года относились 41% обучающихся этой же группы. К концу года их количество увеличилось до 35%. К мотивации «Мотивация на ЗОЖ» до занятий относились 42% обучающихся 8-х классов контрольной группы. К концу года их количество сократилось до 45%. К мотивации «Инфантилизм» в начале года относились 7% обучающихся 8-х классов контрольной группы. К концу года их количество сократилось до 6%.
В экспериментальной группе 9-х классов к мотивации «Запреты взрослых» до занятий относились 22%. К концу занятий их количество уменьшилось до 11%. К мотивации «Страх последствий» до занятий относились 31% обучающихся. К концу занятий их количество уменьшилось до 20%. К мотивации «Мотивация на ЗОЖ» до занятий относились 43% обучающихся. К концу занятий их количество увеличилось до 67%. К мотивации «Инфантилизм» до занятий относились 4% обучающихся. К концу занятий их количество уменьшилось до 2%.
В контрольной группе 9-х классов в начале года 17% обучающихся относился к мотивации «Запреты взрослых», к концу года их количество увеличилось до 23%. К мотивации «Страх последствий» в начале года относились 33% обучающихся этой же группы. К концу года их количество уменьшилось до 20%. К мотивации «Мотивация на ЗОЖ» до занятий относились 45% обучающихся 9-х классов контрольной группы. К концу года их количество увеличилось до 51%. К мотивации «Инфантилизм» в начале года относились 5% обучающихся 9-х классов контрольной группы. К концу года их количество увеличилось до 6%.
В экспериментальной группе 10-х классов к мотивации «Запреты взрослых» до занятий относились 14%. К концу занятий их количество уменьшилось до 5%. К мотивации «Страх последствий» до занятий относились 27% обучающихся. К концу занятий их количество уменьшилось до 17%. К мотивации «Мотивация на ЗОЖ» до занятий относились 57% обучающихся. К концу занятий их количество увеличилось до 78%. К мотивации «Инфантилизм» до занятий относились 2% обучающихся. К концу занятий их количество уменьшилось до 0%.
В контрольной группе 10-х классов в начале года 23% обучающихся относился к мотивации «Запреты взрослых», к концу года их количество уменьшилось до 16%. К мотивации «Страх последствий» в начале года относились 19% обучающихся этой же группы. К концу года их количество увеличилось до 23%. К мотивации «Мотивация на ЗОЖ» до занятий относились 53% обучающихся 10-х классов контрольной группы. К концу года их количество увеличилось до 58%. К мотивации «Инфантилизм» в начале года относились 5% обучающихся 10-х классов контрольной группы. К концу года их количество уменьшилось до 3%.
Выводы: Полученные данные подтверждают, что разработанная программа развития личностной зрелости путем инсценирования жизненного опыта через проигрывание ролей на методической основе тренингов «Позитивная психодрама» позволяет активизировать психические процессы, развивающие мотивацию отказа личности участников тренингов, что подразумевает их более позитивную социализацию, чем в контрольной группе сверстников.
В программе достигаются цели социального конструирования межличностных и межгрупповых отношений, направленных на поиск позитивного выхода из проблемной ситуации, а также на получение позитивных эмоций, чему способствует особая ролью психолога в тренинге, создающего в кульминационный момент апогея конфликта безопасную и конструктивную атмосферу совещания техниками психопрофилактического коммуницирова-ния на тему, заданную программой тренингов позитивной психодрамы.
Программа опирается на концепцию базового личностно-ориентирован-ного подхода Б. Д. Карвасарского и позволяет провести изменение мотивации на отказ от употребления психоактивных веществ путем «позитивного» переформирование проблемных отношений подростков в трех аспектах: 1) отношение к себе; 2) отношение к другому и 3) отношение к миру.
Гуманистическая направленность метода позволяет сочетать экзистенциальный потенциал групповой психотерапии с элементами коммуникативного тренинга.
Представленный метод обладает отличительными признаками, отчетливо различающие его от протомодели - классической психодрамы Я. Морено, в том числе такими психопрофилактическими факторами, которые позволяют доказательно утверждать об эффективности нового группового метода психологии и психотерапии с яркой психопрофилактической и коррекционной направленностью.
Библиографический список
1. Карвасарский, Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст]/ Б. Д. Карвасарский. - СПБ: Питер КОМ, 1998. - 752 с.
2. Менделевии, В. Д. Психология девиантного поведения. [Текст]/ В. Д. Менделевии. - М.: МЕДпресс. - 2001.
3. Москвитин П. Н. Выход из наркотинеского тупика: метод позитивной психодрамы. [Текст]/ П. Н. Москвитин, Ш. Л. Фаттахов. - Новокузнецк, 2006. - 288 с. 18ВИ 5-8441-0211-8
4. Мясищев, В. Н. Психология отношений. [Текст]/ В. Н. Мясищев. - М., Воронеж, 1995.
5. Рерке, В. И. Особенности мотивационно-потребностной сферы лииности подростков с наркозависимым поведением [Текст]: автореф. дис... к. пс. н. - Иркутск: Иркутский государственный педагогический университет./ В. И. Рерке. - 2003.
6. Сирота, Н. А. Профилактика наркомании у подростков. [Текст]/ Н. А. Сирота, В. М. Ялтонский, И. И. Хажилина, Н. С. Видерман - М.: «Генезис», 2001.