КУЛЬТУРА И ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
УДК 394 © 2015 г.
В.Х Акаев, С.С. Магамадов
ЛИЧНОСТИ-ГЕРОИ КАК ВЫРАЗИТЕЛИ ДУШИ ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Акаев Вахит Хумидович - доктор философских наук, главный научный сотрудник Комплексного научно-исследовательского института им. Х.И. Ибрагимова РАН, г. Грозный, e-mail: [email protected]
Магамадов Супьян Султанович - кандидат исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории мировой культуры и музееведения Чеченского государственного университета, директор Института гуманитарных исследований Академии наук Чеченской Республики, г. Грозный, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье ставится задача показать роль мифологических и современных героев в формировании базы этнонациональной и мировой культуры. Прослеживается роль мифологических героев античности в концептуализации через их образ и деятельность в закреплении общечеловеческих ценностей. Особое внимание уделено Прометею и кавказской мифологии. Показаны разные сочетания в героях созидательного и разрушительного начала, что определяет их типологию.
Ключевые слова: античность, Прометей, эпос, повседневность мифологических героев, титаны, Кавказ.
Введение
В ряде конференций, проходивших в Чеченской Республике, нами высказывалась мысль о необходимости осмысления повседневности через призму деяний народных героев, оставивших глубокий след в истории и культуре этноса. Предлагалось в научных разработках,
осуществляемых в республике, определить направление исследования, сопряженное с анализом жизни, деятельности, творчества известных личностей народа, что позволило бы значительно лучше выразить созидательный характер чеченского этноса, его настроение, мировиде-ние, отношение к иным этносам [1, с. 103].
Считая такое подход важной исследовательской задачей, мы хотим сосредоточить свое внимание на анализе важнейших аспектов деятельности героев прошлого и настоящего, составляющей базу всей мировой культуры.
Герой в истории и культуре этноса
Анализ деятельности выдающейся личности, героя в истории и в современной повседневности, определение его роли в социальном, культурном бытии этноса всегда актуальная теоретическая и практическая задача. Формирование такой личности - процесс длительный, сложный, противоречивый, он во многом зависит от особенностей эпохи, динамики общества, противоречивого развития этноса, в недрах которого живет, трудится, зреет человек, активно реагируя на явления повседневной жизни, в том числе и на кризисные события.
Деятельная, выдающаяся личность, герой - субъект истории, оказывающий огромное влияние на социальные, культурные события их трансформации. По мнению немецкого философа Гегеля, герой -эта личность, оставившая глубокий след не только в жизни того или иного этноса, но и всего человечества. История сохранила имена таких героев, их мы находим в античной эпохе, Средние века, Новое время, существуют они и в современном мире. Знаменитый немецкий философ Гегель высказывал оригинальные мысли, характеризующие героев, их связь с народом. Он утверждает, что «народ - это хор, держит себя пассивно, бездействует, герои действуют и несут ответственность» [4, с. 260-261]. В такой ситуации, как утверждает Гегель, «между ними нет ничего общего, у народа нет направляющего авторитета, и он апеллирует только к богам» [4, с. 261].
Гегель подчеркивает активность и ответственность героев, пассивность и бездействие народа, разрыв общей связи между ними. Когда у народа нет направляющего авторитета, то он апеллирует к сверхъестественным силам, языческим богам. А народные герои, обособившиеся от народа, становятся чужеродными, страдают и гибнут. Такова диалектика взаимосвязи героев и народа у немецкого философа.
К этим мыслям, которые не потеряли и сегодня свою актуальность, Гегель приходит, изучая историю, мифологию, культуру греков
по произведениям Гомера, Эсхила, Геродота, Фукидида. То есть его мысли о героях и народе неслучайны, они сложились на основе глубокой переработки выдающегося поэтического, мифического, фольклорного наследия античной культуры греков.
Общеизвестно, что в мифопоэтическом творчестве Гомера («Илиада» и «Одиссея») значительное внимание уделяется деяниям героев, их подвигам, борьбе добра и зла, восстановлению попранной справедливости, осуществляя месть, достигая социальную справедливость. Герой выступает против тех, кто угнетает народ, лишает его свободы, перспективы развития.
Вечным примером всех эпох и народов по совершенным деяниям является герой древнегреческой мифологии титан Прометей. Его образ, воля, непреклонность, жертвенность во имя свободы людей вдохновляли и вдохновляют немало героев на совершение подвигов во имя народного счастья. Его деяния - классический пример героизма, противодействия тирании и жестокого деспотизма.
Некоторые известные герои греческой мифологии, такие как Прометей, Геракл, освободивший его, могучий Атлант, подвиги которых осмысливали древние греки, являются, как сегодня говорят, «лицами кавказской национальности». Упоминая подвиг Прометея, героя поэмы Эсхила (У1-У вв. д н.э.) «Прикованный Прометей», научившего людей «добывать огонь и пользоваться им» [4, с. 257], Гегель утверждает, что его родиной является Кавказ. Кроме того, отец Прометея -это библейский Япет (Яфет. - В.А., С.М.) [4, с. 75]. Он - один из родоначальников человечества, так называемой белой расы, именуемой и кавказской.
Наверно, герой древнегреческой мифологии Прометей, похитивший божественный огонь, переданный страдающим людям, поставленным на грань выживания громовержцем Зевсом, действительно является кавказцем. Суть подвига героя-кавказца, имеющего всемирное значение, заключается в том, что он выступил против санкционированной высшей инстанцией несправедливости. Прометей передал несчастным людям огонь, научив их извлекать пользу из него. Он не только герой, но и ученый, мудрец. Он «научил людей искусствам, дал им знания, научил их счету, чтению и письму». Он научил добывать и обрабатывать металл, смирил дикого быка, надел на него ярмо, чтобы могли пользоваться люди силой быков, обрабатывая свои поля, впряг коня в колесницу и сделал его послушным человеку [4, с. 76]. Прометеем был построен первый корабль, который он оснастил и распустил на нем льняной парус, чтобы быстро нес человека по безбрежному мо-
рю. По мнению известного отечественного философа А.Н. Чанышева, Прометей научил людей всему: наделил их мыслью и речью, научил астрономии и математике, домостроению и земледелию и т.п. [9, а 165]. Благодаря ему люди научились лечить болезни, облегчать горести жизни и делать ее счастливее и радостнее [4, с. 77].
И как отвечает швейцарский ученый Андре Боннар, с тех знаний и опыта, который передал людям Прометей, начинается первобытная человеческая цивилизация [3, ^ 220]. Именно за эти подвиги, совершенные для людей, мудрого и гордого кавказца Прометея всесильный царственный олимпиец Зевс, отец богов и людей, возненавидел и покарал. Незавидна судьба героя, тиран подвергает его репрессалиям.
Судьба героя
Судьба героя всегда предопределена, как правило, она трагична, чаще всего герой гибнет, отдавая себя целиком и полностью делу свободы, справедливости, улучшения жизни людей, народа, достижения социального прогресса.
Судьба могучего кавказца Прометея невыносимо тяжела, он подвергся вечным страданиям за великие дары, сделанные ничтожным, смертным людям. А они ничем не могут его отблагодарить, разве лишь он навечно остается в памяти людей. Мстительный и непреклонный громовержец Зевс приковал его к скалам Кавказских гор, откуда он был родом. Эта символическая месть была ужесточена тем, что ежедневно утром к Прометею, прикованному к железной скале, прилетал огромный орел, клевавший его печень, выраставшую за ночь, вновь становясь пищей для хищника.
Все титаны, бывшие противники Зевса, которых он низверг с участием самого Прометея, примирились с его властью и покорились ему. Зевс перестал и людей преследовать. В его владениях установился покой, была достигнута стабильность. Но только кавказец Прометей отказался от смиренного преклонения громовержцу. Гордый дух Прометея не был сломлен и столь невыносимыми страданиями.
Размышляя над содержанием мифа о Прометее, а также кавказских эпосов «Нарты», «Илли» и др. [7], определяя их значение для современности, выявляя в них новые смыслы, коррелирующиеся с современной реальностью, хотелось бы поставить ряд философско-культурологических проблем.
Именно кавказец Прометей встал на защиту несчастных людей, дал им божественный огонь, знания и ремесла, на основе которых они жили на земле и размножались. И этот действительно героический подвиг им был совершен осознанно, даже зная, что будет жестоко наказан.
Чего хотят враги Кавказа?
Царственный громовержец подвергает Прометея жестоким репрессалиям, отправив на родину, приковав к неприступным скалам. В течение многих веков испытают насилие, репрессии кавказцы - прометеево племя. Немало героических подвигов они совершили, защищая свою родину от внешних врагов, стремившихся захватить сокровища Кавказа. А что было нужно чужестранцам в прошлом и что сегодня нужно им на Кавказе? Из истории Греции мы знаем, что за золотом на Кавказ из этой страны прибывают аргонавты во главе с Ясоном, похитившим не только священное золотое руно, но и дочь колхидского царя Медею.
Александр Македонский, римляне, гунны, хазары, арабы, Чингисхан, Тамерлан, Шах Аббас, турки, англичане, Гитлер - кто только не мечтал завоевать Кавказ - это «солнечное сплетение Евразии», как охарактеризовал его незабвенной памяти Ю.А. Жданов [2; 4, с. 29].
Что было им нужно на Кавказе? Им нужна была плодоносная земля, теплые моря, леса и луга, наполненные дичью, живительные горные родники, омолаживающий и опьяняющий воздух, реки с многообразием рыб, скифское железо, золото... Сегодня Кавказ раскрылся как кладовая целой россыпи металлов, здесь имеются марганец, молибден, вольфрам, свинец, цинк, кадмий, индий, медь, ртуть, никель, магний, стронций, друзы тяжелого барита [5, с. 14].
Как утверждает Ю.А. Жданов, хищные взоры и сегодня устремлены на Кавказ, поскольку «обширная зона Прикаспия является богатейшим месторождением нефти и газа, кладовых горючих ископаемых XXI в.». Именно поэтому Кавказ объявлен «зоной геостратегических интересов США и Англии, Германии и Турции, даже Швеции» [5, с. 29]. В связи с этим любопытна историческая параллель, которая в поэтической форме приведена в поэме Николая Асеева «Двадцать шесть», опубликованной в 1967 г., отражающей факт захвата Баку английским экспедиционным корпусом в 1918 г.
Британская Индия маршем шлет своих офицеров.
Им нефть нужна, им нужен хлопок.
А хлыст и поход их страсть...
Но пуще - хочет английский сапог
советскую смять власть...
Все-таки власть советов удалось смять, уничтожили социальную справедливость, парализовали творческую энергию миллионов людей, многих ученых, мыслителей, которых поставили ниже уровня ловких,
хищных клерков, маклеров, дилеров, так называемых успешных менеджеров и их сподручных.
Ненасытные олигархи со всех концов мира постепенно добираются до богатых углеводородных ресурсов Кавказа. Высасывая его живительные соки, подвергают его параличу. Для реализации этой стратегии немало усилий враги Кавказа направляют на то, чтобы поссорить его народы, не допустить их единства, не дать им развиваться интеллектуально, технологически, культурно. Не хотят они, чтобы недра Кавказа принадлежали его народам, использовались для улучшения их жизни, благосостояния, для их цивилизационного развития.
Классификация героев
Как пишет великий мыслитель Томас Карлейль: «.. .всемирная история, история того, что человек совершил в этом мире, есть, по моему разумению, в сущности, история великих людей, потрудившихся здесь на земле. Великие люди были вождями человечества, воспитателями, образцами и, в широком смысле, творцами всего того, что вся масса людей вообще стремилась осуществить, чего она хотела достигнуть» [6, с. 7]. Он высказывает удивительную мысль о том, что деяния великих людей составляют поистине душу всей мировой истории, т. е. они -двигатель человеческой истории, придающий ей динамику, развитие.
После таких ярких и глубоких мыслей о сути великих людей он дает следующую их классификацию: герой как божество (это характерно мифоязыческой культуре, в качестве примера он рассматривает Одина из скандинавской мифологии), герой как пророк (примером является пророк мусульман Мухаммад), герой как поэт (Данте и Шекспир), герой как пастырь (Лютер и Нокс), герой как писатель (Джонсон, Руссо и Бернс), герой как вождь (Кромвель и Наполеон).
Используя эту классификацию, мы можем составить список собственных героев, принадлежащих нашей стране, Кавказу, Чечне. Многие из них совершали свои подвиги в прошлом и память о них жива, другие и сегодня живут среди нас. Герой совершает свои подвиги во имя свободы и независимости людей, народов, достижения социальной справедливости, избавления людей от болезней, просвещения и культуры. Защищая народ от врагов, устанавливая согласие в народе, добиваясь его духовного, культурного, интеллектуального развития.
И в связи с этим еще одна мысль Ю.А. Жданова: «... главное на Кавказе - свободная энергия его жителей, способная рождать новые свершения, делать жизнь умнее и богаче. Именно во имя этого трудился и страдал Прометей - титан свободной энергии» [9, с. 12].
Неслучайно я начал свою статью с описания мифоязыческого героя Прометея, его деяний, мудрости, достоинств, свободолюбия, изложенных в бессмертной поэме Эсхила. Все его великие подвиги были направлены на благо людей, на то, чтобы они жили в согласии и счастье. Люди были наказаны Зевсом неслучайно. Причины их наказания мы находим у Гесиода (У111-У11 вв. до н.э.), автора поэмы «Труды и дни», ровесника железного века. А.Ф. Лосев, проанализировавший это произведение, пишет, что «этот век отличается большим эгоизмом, всеобщим насилием одних над другими, всеобщим озлоблением и между родственниками, и между людьми, чужими друг другу, всеобщей завистью и злобой, всякими болезнями, не говоря уже о тяжких трудах, а также всеобщим разбоем» [8, с. 24].
Это описание, осуществленное три тысячи лет тому назад, удивительно современно, людские пороки, выявленные в столь отдаленное время, кажется, как будто бы относятся к нашим нынешним реалиям. Это происходило в век железа, разве улучшилась ситуация в век космоса, спутников, компьютеров, айфонов? Все это говорит о том, что негативная, агрессивная часть сущности человека не меняется, она не улучшается. Но в другой поэме Гесиода «Теогония» имеется иная концепция, являющейся прогрессивной. Зевс у него выступает не как тиран, деспот, он олицетворяет мировой разум и волю, побеждает неразумные и стихийные силы титанов и многоголового чудовища Ти-фона. Он - учредитель всеобщего разумного порядка [8, с. 25].
Итак, в человеке всегда существуют два начала, разрушительное и созидательное, находящиеся в состоянии непрерывного борения. В деяниях героев и антигероев, широко представленных во всей человеческой истории, присутствует каждое из этих начал или же их сочетание.
Народ всегда на стороне героя
Мы говорили об античном герое, о его подвигах, осуществленных не во имя корыстных целей, золотого тельца, а во имя свободы, справедливости, правды, для предотвращения зла и насилия. Античный герой стоит на страже интересов людей, восстающих против тиранов и жестоких деспотов. И каждый этнос имеет таких личностей-героев, они составляют золотой фонд человеческой истории, ведут путь к свету, выводят людей из состояния мрака, насилия, качественно меняют образ жизни человека, его бытие, способствуют совершенствованию человеческих отношений и самого человека.
Гесиод в басне «Сокол и ястреб», приведенной в поэме «Труды и дни», предсказывал для людей следующую перспективу: «Правду заменит кулак... Где сила, там будет и право. Стыд пропадет... От зла
избавленья не будет». Эта безрадостная картина имеет явные аналоги и в нашей повседневности. В этом положении находятся миллиарды людей на земле, миллионы в нашей стране, сотни тысячи в регионе.
Выводы
Какой герой может изменить эту ситуацию? Может быть, необходим новый тип героя, новой генерации? А может быть необходима и новая философия, которая не будет основана на одном из двух начал?
И не известно, когда изменится человек в лучшую сторону. Какие еще героические подвиги должен совершить человек во имя установления согласия, гармонии, единства человеческого сообщества? Этого можно достигнуть на основе только одного начала, а именно на основе согласия между людьми посредством преодоления зла и насилия.
Кто такой герой? Он предан родине, любит людей, стремится к независимости, свободе, справедливости и добивается ее торжества. Герои стоят во главе человечества, противостоят несчастью, бедствию, охватившему людей, в первую очередь народ. Борьба героя всегда тяжела и трагична, а потому люди всегда на его стороне. Его имя и деяния навечно сохраняются в народной памяти, служат образцом для воспитания подрастающих поколений, возрождают глубинные патриотические, нравственную силы этноса.
Литература
1. Акаев В.Х. Соотношение этнического и гражданского в общественно-политической деятельности Ахмат-Хаджи Кадырова // Послевоенная реконструкция в Чеченской Республике и мировой опыт (1-е Кадыровские чтения). Грозный, 2013. 560 с.
2. Акаев В.Х., Дьяченко А.Н. На пути к научной биографии Юрия Андреевича Жданова // Гуманитарий Юга России. 2014. № 3. С. 183-193.
3. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. I: От Илиады до Парфенона. М., 1992. 269 с.
4. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб., 1993. 480 с.
5. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии: учебная лекция по регионоведе-нию. Майкоп, 1999. 40 с.
6. Карлейль Т. Герои, почитание героев и героические истории. М., 2008. 864 с.
7. Крамарова Е.Н. Осмысление истоков духовной культуры народов Кавказа
References
1. Akaev V.Kh. Sootnoshenie etnicheskogo i grazhdanskogo v obshchestvenno-politicheskoi deiatel'nosti Akhmat-Khadzhi Kadyrova // Poslevoennaia rekonstruktsiia v Chechenskoi Respublike i mirovoi opyt (1-e Kadyrovskie chteniia). Groznyi, 2013. 560 s.
2. Akaev V.Kh., D'iachenko A.N. Na puti k nauchnoi biografii Iuriia Andreevicha Zhdanova. // Gumanitarii Iuga Rossii. 2014. № 3. S. 183-193.
3. Bonnar A. Grecheskaia tsivilizatsiia. T. I. Ot Iliady do Parfenona. M., 1992. 269 s.
4. Gegel' G.V.F. Lektsii po filosofii isto-rii. SPb., 1993. 480 s.
5. Zhdanov Iu.A. Solnechnoe spletenie Evrazii: uchebnaia lektsiia po regionovede-niiu. Maikop, 1999. 40 s.
6. Karleil' T. Geroi, pochitanie geroev i geroicheskie istorii. M., 2008. 864 s.
7. Kramarova E.N. Osmyslenie istokov dukhovnoi kul'tury narodov Kavkaza
(А.М. Гадагатль и Ю.А. Жданов) // В кругу Ю.А. Жданова: учителя, сподвижники, ученики / отв. ред. Ю.Г. Волков. М.; Ростов н/Д., 2013. С. 109-116.
8. Лосев А.Ф. Античная философия истории. М., 1977. 208 с.
9. Чанышев А.Н. Философия древнего мира (история философии): учеб. для вузов. М., 2003. 703 с.
(A.M. Gadagatl' i Iu.A. Zhdanov) // V krugu Iu.A. Zhdanova: uchitelia, spodvizhniki, ucheniki / otv. red. Iu.G. Volkov. M.; Rostov n/D., 2013. S. 109-116.
8. Losev A.F. Antichnaia filosofiia istorii. M., 1977. 208 s.
9. Chanyshev A.N. Filosofiia drevnego mira (istoriia filosofii): ucheb. dlia vuzov. M., 2003. 703 s.