УДК 1174+740 ББК 74.03+87.7
ЛИЧНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ГЛАЗАМИ ФИЛОСОФОВ
Е.М. Какзанова
Аннотация. Статья посвящена анализу взглядов известных мыслителей (философов, педагогов, таких как Ф. Аквинский, Я.А. Коменский, М. Монтень, А. Дистервег, Ш. Фурье и др.) на роль личности учителя / преподавателя в обучении. Педагогические идеи, дидактические взгляды перечисленных ученых, сформулированные ими правила обучения прошли проверку временем и остаются актуальными и в наши дни. Мыслители не конфликтуют друг с другом в своих воззрениях, а взаимно дополняют и развивают их. В статье подчеркивается, что преподаватель должен предъявлять требования не только к обучаемым, но и в первую очередь к самому себе. В конце статьи автор обращается к учителям известных ученых, а также анализирует их место в жизни и деятельности этих и других людей на многие годы вперед.
Ключевые слова: учитель, философ, ученик, правила обучения, мыслитель, педагог.
Abstract. The article deals with the paradigm of views conveyed by famous thinkers (philosophers and teachers, such as Thomas Aquinas, Jan Amos Komensky, Michel de Montaigne, Adolph Diesterweg, Charles Fourier, etc.) concerning the role of the teachers personality in the process of teaching. Pedagogical ideas and didactic views of the above mentioned scientists, as well as the rules of tuition formulated by them have been time-proved and remain urgent in our days. There is no conflict of opinions, on the contrary, great thinkers complement and develop ideas of each other. The author underlines that every teacher shall impose requirements first of all on himself/ herself and only then on the students. At the end of the article, the author specifies the teachers of famous scientists who had an impact on many minds for many years ahead.
Keywords: teacher, philosopher, pupil, rules of teaching, thinker, pedagogue.
THE TEACHERS PERSONALITY THROUGH THE EYES OF PHILOSOPHERS
174 Щ E.M. Kakzanova
Существительное «учитель» является производным от общеславянского глагола «учить», который, в свою очередь, произошел от праславянско-го исй! и образовался с помощью суффикса -ити- от основы ук-; «к» превратилось в «ч» перед «и». Праславянское исй! родственно древне-прусскому iaukint в значении «упражнять», литовскому jaukinti в значении «приучать», «укрощать», древнеиндийскому исуаМ в значении «находить удовольствие», «иметь обыкновение», армянскому шапт в значении «учу», «приучаюсь» [1, с. 470]. Считаем, что все эти значения так или иначе должны присутствовать в философском взгляде на учителя.
По Я.А. Коменскому, учителями, профессорами обычно называют воспитателей юношества. История свидетельствует, что король франков и лангобардов Карл Великий (742/747/ 748—814) при покорении какого-либо народа немедленно назначал туда епископов и учителей и воздвигал храмы и школы [2, с. 109].
Преподаватели привыкли требовать от студентов, чтобы они не опаздывали, не пропускали занятия, аккуратно выполняли домашние задания, участвовали в студенческих конкурсах и конференциях. К этим основным требованиям добавляются дополнительные — воспитание, культура речи, вежливость, внешний вид, соответствие нашим пожеланиям, разделение наших ценностей.
Я.А. Коменский пишет об этом так: «Обычно каждый учитель берет ученика таким, каким он его находит, и сразу же начинает подвергать его обработке, вытачивает его, кует, расчесывает, ткет, приспособляет к своим образцам и рассчитывает, что тот ста-
нет блестеть, как отполированный. Если же этого немедленно по его желанию не произойдет, то он негодует, шумит, неистовствует» [2, с. 130].
Автор настоящей статьи вовсе не оправдывает современных молодых людей, которые вместо красивого слова «фотографии» говорят ненавистное «фотки», не понимают значения многих слов, которые употребляют, не ориентируются в классической литературе, мало или ничего не читают, пытаются находить ответы на все вопросы в Интернете, но зато обладают тем, что в психологии называется «комплекс полноценности». Отнюдь.
В то же время не приветствуем одностороннюю критику и предлагаем задать себе вопрос: А какие требования мы, преподаватели, предъявляем к себе?
Один из выдающихся мыслителей средневековой Европы, философ и теолог Фома Аквинский (1225— 1274) считал, что учительство — это не честь, а обязанность [3, 11]. Может быть, кто-то удивится, но к учителю, преподавателю предъявляются те же требования, что и к студенту, — не опаздывать, не пропускать занятия, готовиться к каждому занятию, повышать свою квалификацию, владеть культурой речи, следить за своим внешним видом, хранить знания в голове, а не в Интернете. Кстати, по мнению Б.Г. Ананьева, в теории личности часто недооценивались значение интеллекта в структуре личности [4, с. 152]. Надо помнить, что учителем также не может быть аморальный человек, тот, кто ворует знания, не гнушаясь плагиата, покупает дипломные работы и кандидатские диссертации, а также любезно
175
176
соглашается писать их за других на возмездной основе.
Профессора, которые читали лекции в Пенсильванском университете в США, говорят о бесконечном списке условий, которые должен соблюдать преподаватель. В частности, он не имеет права пристально смотреть в глаза студенту, не имеет права оставаться со студентом наедине при закрытых дверях в аудитории и пр.
Советом Российского Союза ректоров 25 июня 2012 г. также принят кодекс профессиональной этики работника высшей школы России, который описывает этические установки жизнедеятельности коллективов высших учебных заведений РФ, общие усилия которых направлены на выполнение миссии высшей школы и рост ее авторитета в обществе [5, с. 7].
Для того чтобы быть хорошим учителем, необходима профессиональная педагогическая направленность, то есть совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих личность на педагогическую деятельность. Тот, кто осознает учительство как дело милосердия и подлинной духовной любви, считал Фома Аквин-ский, не должен испытывать никаких угрызений совести в отношении своего желания исполнять это дело.
Сам Фома Аквинский посвятил всю свою жизнь преподаванию, будучи вполне уверен в своей учености и из любви к разуму других людей, которых желал просветить [3, с. 12].
Известный немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646—1716) писал: «Тот, кто научил учеников основам чего-либо, совершил больший подвиг, чем полководец, победивший на поле боя» (Wer seine Schüler das ABC gelehrt, hat eine größere Tat vollg
bracht, als der Feldherr, der eine Schlacht geschlagen hat).
Философия неразрывно связана с обучением. Многие из классических философов были одновременно и педагогами. Высшее университетское образование в Западной Европе с момента зарождения до сегодняшнего времени тесно связано с философским знанием. Кандидат на профессорскую кафедру Парижского университета получает возможность передавать свои ученые знания другим [3, с. 12].
Мало кто знает, что основоположник педагогической науки Ян Амос Коменский (1592—1670) был еще и философом. Основной труд Яна Амоса Коменского — «Великая дидактика». С точки зрения Я.А. Коменского, учительство является не столько профессией, сколько призванием. Учитель, писал он, должен быть честным и трудолюбивым: «Пусть остерегаются учителя скрывать что-либо от учеников: ни умышленно, ... ни по небрежности, как это бывает у лиц, исполняющих свои дела небрежно. Здесь нужны честность и трудолюбие» [2, с. 211]. Учитель должен быть деятельным, настойчивым, быть человеком образованным, живым образцом добродетелей, которые он должен прививать ученикам. «Вы даны нам в учителя, ваши поступки — образец и пример нашим» [2, с. 66]. Учитель должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикам по-отечески («гуманно», «любовно» написано у Я.А. Коменского [6, с. 48]), будить интерес учащихся к знаниям. Учитель, по Коменскому, всегда должен быть интересен своим ученикам [2, с. 186]. Он постоянно совершенствуется в своих знаниях и
умениях. «Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному», считал Я.А. Коменский [7, с. 156]. Нечто подобное говорил и китайский философ Конфуций (551— 479 до н.э.): «Учить других может только тот, кто демонстрирует старое знание и стремится к новому».
Также, Я.А. Коменский отметил, что «учителя должны уделять внимание тому, чтобы направлять на должный путь всякого, в ком будет замечена распущенность, необдуманность, грубость или дерзость» [2, с. 231].
В своей работе о Я.А. Коменском чешская исследовательница А. Хей-бергер дает ученому следующую оценку, основанную на авторитетных мнениях: «Если немецкого гуманиста, теолога и педагога Филиппа Меланхтона (1497—1560) современники называли учителем Германии, то Я.А. Комен-ский заслуженно пользуется известностью наставника мира» [6, с. 52].
Очень точно об учителе говорит в своих «Опытах» французский философ Мишель Монтень (1533-1592). Перефразируя его, можно утверждать, что учитель не должен один все решать и только один говорить. Он должен слушать своих учеников. Древнегреческий философ Сократ (470/469 гг. до н.э. - 399 до н.э.) заставлял сначала говорить учеников, а потом уже говорил сам.
Немецкий педагог А. Дистервег (1790-1866) называл вредной привычкой учителя заставлять ученика больше слушать, чем говорить. Страдающие словоохотливостью учителя - самые худшие из всех, считал А. Дистервег [8].
Похожую идею можно встретить и у А.В. Луначарского (1875-1933),
который говорил, что учитель должен уметь придать возможно больше свободы ученикам, вызвать их самостоятельность, всячески содействовать их развитию и вместе с тем не позволять вырождаться этой свободе в анархию [9, с. 4].
О возбуждении активности учащегося для превращения учебы из пассивно воспринимаемой в активно организованную говорил и французский философ Шарль Фурье (17721837) [10, с. 19].
Если учителя, писал М. Монтень, просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового усвоения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного в том, что среди огромной толпы учеников найдется всего два или три, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания. М. Монтень советовал, чтобы учитель спрашивал с ученика не только слова затверженного урока, но смысл и самую суть его, и судил о пользе, которую он принес, не по показаниям памяти своих учеников, а по их жизни. Объясняя что-либо ученикам, учитель должен показать это им с сотни разных сторон и применить ко множеству различных предметов, чтобы проверить, поняли ли его ученики и в какой мере они усвоили это; в последовательности своих разъяснений учитель, по мнению М. Монтеня, должен руководствоваться примером древнегреческого философа Платона (428/427 гг. до н.э. -348/347 гг. до н.э.) [11, с. 121-122].
Шарль Фурье также принципиально отрицал возможность единого универсального метода, и наоборот, требовал выбора тех или иных мето-
177
дов, видоизменения и сочетания их в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося и самого преподаваемого предмета [10, с. 19].
Адольф Дистервег назвал четыре правила обучения, касающихся учителя и основывающихся на высказываниях уже цитировавшегося выше Я.А. Коменского. При этом речь идет только о качествах учителя, делающих обучение плодотворным, поскольку эти качества зависят от личности обучающего субъекта.
Правило первое. СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ УВЛЕКАТЕЛЬНЫМ.
По А. Дистервегу, интересным обучение можно сделать посредством трех вещей:
1) разнообразия,
2) живости учителя,
3) всей его личности вообще.
При этом живость заключается не
в суетливости, не в бесконечном размахивании руками, не в гримасах и мимике. Это духовная жизнь, которая, разумеется, также отражается на лице, на всем внешнем облике и в жестах. Некоторые люди в этом отношении необыкновенно щедро одарены природой. Если же человек не принадлежит в этом отношении к числу людей, щедро одаренных природой, то он должен совершенствоваться в этом насколько может. При помощи доброй воли и желания можно достигнуть не всего, но очень многого. Кто способен приковать к себе внимание слушателей, тот их властелин. Где начинается скука, там прекращается внимание, а следовательно, и образование, считал А. Дистервег [8].
С этим правилом обучения А. Дис-тервега перекликаются педагогические идеи Шарля Фурье. Он считал, что необходимо возбуждать и разви-
вать интерес учащегося к содержанию образования, которое подчинено интересам общественной пользы и приспособлено к потребностям всего человечества в целом [10, с. 19].
Любовь учителя к предмету передается ученику. Свой предмет учитель должен излагать дидактически. Необходимо показывать ученику, что он что-то знает и умеет, что он продвинулся вперед.
Правило второе А. Дистервега. ОБУЧАТЬ ЭНЕРГИЧНО.
Энергию обучения А. Дистервег видит в силе характера учителя. Только человек решительный, энергичный, с твердым характером, знающий, что он хочет, почему он хочет, и какие средства ведут к выполнению его воли, - только такой человек может превратить невежество в образование и воспитать решительных, энергичных, сильных характером людей. Эти качества учителя воплощаются в его дисциплинарной дидактической силе, которая является плодом сильного характера.
Правило третье. СЛЕДИТЬ ЗА ДИКЦИЕЙ, ЯСНОСТЬЮ ИЗЛОЖЕНИЯ И ЛОГИЧЕСКИМ ПОСТРОЕНИЕМ РЕЧИ.
Здесь речь идет о требованиях, предъявляемых не только к учителю, но и к ученику. Это правило распространяется на все обучение, то есть на все, что должно быть выучено, усвоено головой. Ученик знает хорошо только то, что умеет правильно выразить. Он усваивает правильно только то, что его заставляют изложить. А. Дистервег выделяет несколько ступеней усвоения материала:
Первая ступень усвоения: понимание того, что излагает другой, хода мыслей другого.
Вторая ступень усвоения: воспроизведение этого про себя мысленно и словами.
Третья ступень усвоения: громкое, связное изложение вслух.
Четвертая и высшая ступень: способность укреплять в других тот же ход мыслей посредством вопросов. Наши ученики, считает А. Дис-тервег, должны быть доведены до третьей ступени; четвертая свидетельствует об искусстве учителя.
Правило четвертое. НИКОГДА НЕ ОСТАВЛИВАТЬСЯ.
Образование никогда и нигде не является чем-то законченным и завершенным. Оно находится в становлении и изменении, чего нельзя себе представить без деятельности, движения, роста. Так как учитель большую часть дня занимается обучением, то его дальнейшее собственное образование должно ему даваться легче, чем остальным людям, убежден А. Дистервег.
Идея, которой служит учитель, состоит в насаждении нравственности в роде человеческом. Если учительское дело становится у него свободным искусством, то он и на всех своих учеников накладывает печать своего духа. Правда, до такой гениальной виртуозности доходят только прирожденные учителя при редчайших и счастливейших обстоятельствах. От всех остальных можно ожидать, чтобы они в меру своих сил и способностей служили своему призванию на благо тех, кто им доверен [8].
Ш. Фурье дополняет дидактические правила А. Дистервега еще двумя важными идеями. Он говорил об установлении гармонических отношений между учителем и учащимися (и мы, преподаватели XXI века,
понимаем, насколько это важно в обучении), а также о «целостности всех физических и интеллектуальных функций учащегося» [10, с. 19; 20].
Я.А. Коменский отметил: «Учителями пусть будут самые лучшие из людей, выдающиеся своей нравственностью, — вот наиболее действенное замечательное средство к тому, чтобы подвигнуть учеников на самую честную жизнь» [2, с. 232].
Поэт Андрей Дементьев в одном из своих стихотворений писал: «Не смейте забывать учителей!».
Учителем Я.А. Коменского, оказавшим на него исключительное влияние, был профессор философии Герборнского университета Иоганн-Фридрих Альштед (1588-1638). Учителем основателя и главного представителя Элейской философской школы Парменида (ок. 540 или 515 — ок. 480 или 470 гг. до н.э.) был идейный предшественник Элейской школы Ксенофан (564—470 гг. до н.э.). Неоплатоник с широким юридическим образованием Августин Блаженный (354—430) называл своими учителями Пифагора и Аристотеля. Пифагор был одним из величайших древнегреческих философов, а пифагореизм был одним из самых влиятельных течений в античной философии. Пифагорейский союз делился на акусматиков («слушателей») и математиков («учеников»). Математики были посвящены в суть учений Пифагора, а акусматикам все излагалось без объяснений, в виде коротких изречений, так называемых символов. У философа Ямвлиха (245/280— 325/330) говорится, что акусматикам в их возрасте было уже недосуг слушать подробные разъяснения учения Пифагора, поэтому оно давалось
им в виде кратких предписаний [12, с. 20, 121, 154]. Эти короткие устные предписания, или акусмы, акусма-тики учили наизусть, математики же занимались науками: арифметикой, геометрией, астрономией, гармоникой и философской космологией [13, с. 51].
Другой величайший древнегреческий философ Аристотель был воспитателем и учителем юного Александра Македонского. Учителем Аристотеля был выдающийся ученый Древней Греции Платон. Платону было около сорока лет, когда к нему пришла слава. Он становится знаменитым на всю Элладу, к нему едут ученики. Недалеко от Афин ученики Платона приобрели небольшое имение с рощей, посвященной герою Академу (см. об этом [14, с. 5]). Там философ беседовал с учениками, работал. С тех пор этот приют мысли — Академия — много веков будет притягивать самых разнообразных искателей мудрости. Из нее выйдут не только Аристотель, но и 10П Зенон, Плутарх, Климент Александ-180 рийский, Василий Великий и Григорий Богослов [15, с. 102].
Учителем самого Платона был Сократ.
Учителем известного философа языка Вильгельма фон Гумбольдта был языковед и лексикограф, поэт, самый читаемый в XVIII веке в Германии автор, критик и педагог Иоахим Генрих Кампе (1746-1818).
Если наши студенты и аспиранты когда-нибудь с гордостью скажут, что они учились у нас, называя наши фамилии, значит, наша миссия как преподавателей в этой жизни выполнена.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Шанский, Н.М. Краткий этимологический словарь русского языка [Текст] / Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. - М.: Просвещение, 1971. - 542 с.
2. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст] / Я.А. Коменский. - М.: Государственное Учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. -321 с.
3. Жильсон, Э. Избранное. Т. 1. Томизм. Введение в философию Фомы Аквинско-го [Текст] / Э. Жильсон. Пер. с франц. -М., СПб: Университетская книга, 1999. -496 с.
4. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. Т. I [Текст] / Б.Г Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - 231 с.
5. Цвык, В.А. Этика в Высшей школе [Текст] / В.А. Цвык // Методические материалы семинара-учебы профессорско-преподавательского состава РУДН 26 января 2016. - М.: РУДН, 2016. - С. 6-23.
6. Красновский, А.А. Жизнь и педагогические сочинения Я.А. Коменского [Текст] / А.А. Красновский // Я.А. Коменский. Великая дидактика. - М.: Государственное Учебно-педагогическое издательство На-ркомпроса РСФСР, 1939. - С. 7-52.
7. Коменский, Я.А. Избранные педагогические сочинения. В двух томах [Текст] / Я.А. Коменский. - М.: Педагогика, 1982. - 656 с.
8. Дистервег, А. Руководство к образованию немецких учителей [Текст] / А. Ди-стервег. Пер. с немецкого // Избранные педагогические сочинения [Электронный ресурс] / А Дистервег. - URL: http://www. zenon74.ru/school/pravila-obucheniya-kasayushchiesya-uchitelya (дата обраще-ния:10.07.2016).
9. Луначарский, А.В. Какой педагог нам нужен [Текст] / А.В. Луначарский // Народное просвещение. - 1924. - № 3. - С. 3-4.
10. Зильберфарб, И. Педагогические идеи Шарля Фурье [Текст] / И. Зильберфарб // Шарль Фурье. О воспитании при строе гармонии. Перев. с франц. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Наркомпроса РСФСР, 1939. - С. 5-46.
11. Монтень, М. Опыты. Избранные главы [Текст] / М. Монтень. Пер. с франц. - М.: Издательство «Правда», 1991. - 655 с.
12. Жмудь, Л.Я. Пифагор и ранние пифагорейцы [Текст] / Л.Я. Жмудь. - М.: Русский Фонд Содействия Образованию и науке, 2012. - 445 с.
13. Суперанская, А.В. Общая терминология. Терминологическая деятельность [Текст] / А.В. Суперанская, Н.В. Подольская, Н.В. Васильева. - М.: URSS: Изд-во ЛКИ, 2014. - 288 с.
14. Какзанова, Е.М. Англо-русско-немецкий словарь интернациональных эпонимов. Название и происхождение. От A до Z [Текст] / Е.М. Какзанова. - М.: ООО «Гал-лея-Принт», 2015. - 307 с.
15. Мень, А. История религии. В 2-х кн. Кн. 1-ая: В поисках Пути, Истины и Жизни [Текст] / А. Мень. - М.: Издательская группа «ФОРУМ ИНФРА-М», 1997. - 216 с.
REFERENCES
1. Ananev B.G., Izbrannye psihologicheskie trudy, V dvuh tomah, Vol. I, Moscow, Peda-gogika, 1980, 231 p. (in Russian)
2. Cvyk V.A., "Etika v Vysshej shkole", in: Metodicheskie materialy seminara-uchjo-by professorsko-prepodavatelskogo sostava RUDN 26 janvarja 2016, Moscow, 2016, pp. 6-23. (in Russian)
3. Disterveg A., "Rukovodstvo k obrazovaniju nemeckih uchitelej", in: Izbrannye peda-gogicheskie sochinenija, Trans., available at: http://www.zenon74.ru/school/pravila-obu-cheniya-kasayushchiesya-uchitelya (accessed: 10.07.2016). (in Russian)
4. Kakzanova E.M., Anglo-russko-nemeckij sl-ovar internacionalnyh jeponimov. Nazvanie i proishozhdenie. OtA do Z, Moscow, Galleja-Print, 2015, 307 p. (in Russian)
5. Komenskij Ja.A., Izbrannye pedagogicheskie sochinenija. V dvuh tomah, Moscow, Peda-gogika, 1982, 656 p. (in Russian)
6. Komenskij Ja.A., Velikaja didaktika, Moscow, Gosudarstvennoe Uchebno-peda-gogicheskoe izdatelstvo Narkomprosa RSFSR, 1939, 321 p. (in Russian)
7. Krasnovskij A.A., "Zhizn i pedagogicheskie sochinenija Ja.A. Komenskogo", in: Ja.A. Komenskij, Velikaja didaktika, Moscow, Gosudarstvennoe Uchebno-peda-gogicheskoe izdatelstvo Narkomprosa RSFSR, 1939, pp. 7-52 (in Russian)
8. Lunacharskij A.V., Kakoj pedagog nam nu-zhen, Narodnoe prosveshhenie, 1924, No. 3, pp. 3-4. (in Russian)
9. Men A., Istorija religii. V2-h knigah. Vol. 1. V poiskah Puti, Istiny i Zhizni, Moscow, 1997, 216 p. (in Russian)
10. Monten M., Opyty. Izbrannye glavy, Trans., Moscow, Pravda, 1991, 655 p. (in Russian)
11. Shanskij N.M., Ivanov V.V., Shanskaja T.V., Kratkij jetimologicheskij slovar russkogo ja-zyka, Moscow, Prosveshhenie, 1971, 542 p. (in Russian)
12. Superanskaja A.V., Podolskaja N.V., Vasile-va N.V., Obshhaja terminologija. Termino-logicheskaja dejatelnost, Moscow, 2014, 288 p. (in Russian)
13. Zhilson E., Izbrannoe. Vol. 1. Tomizm. Vve-denie v filosofiju Fomy Akvinskogo, Trans., Moscow, Universitetskaja kniga, 1999, 496 p. (in Russian)
14. Zhmud L.Ja., Pifagor i rannie pifagorejcy, Moscow, Russkij Fond Sodejstvija Obrazovaniju i nauke, 2012, 445 p. (in Russian)
15. Zilberfarb I., "Pedagogicheskie idei Sharlja Fure", in: Sharl Fure, O vospitanii pri stroe garmonii, Trans., Moscow, Gosudarstvennoe uchebno-pedagogicheskoe izdatelstvo Nar-komprosa RSFSR, 1939, pp. 5-46. (in Russian)
181
Какзанова Евгения Михайловна, доктор филологических наук, профессор, кафедра иностранных языков, Российский университет дружбы народов, [email protected] Kakzanova E.M., ScD in Philology, Professor, Foreign Languages Department, Peoples' Friendship University of Russia, [email protected]