УДК 929.731 DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-4.726-735
ЛИЧНОСТЬ СУЛТАНА БЕЙБАРСА И ЕГО РОЛЬ В РАЗВИТИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МАМЛЮКСКОГО ЕГИПТА С ЗОЛОТОЙ ОРДОЙ ПО АРАБСКИМ ИСТОЧНИКАМ
Э.Г. Сайфетдинова
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ Казань, Российская Федерация adulya2@yandex.ru
Цель: рассмотреть личность мамлюкского султана Египта Бейбарса и его роль в развитии взаимоотношений с Золотой Ордой.
Материалы исследования: средневековые арабские летописи первых биографов султана Бейбарса: Абд аз-Захира и Ибн Шаддада; а также сведения более поздних авторов - Рукн-ад-дин Бейбарса, ал-Макризи, ан-Нувейри, ал-Айни и др.
Результаты и научная новизна: известно, что именно при Бейбарсе были установлены тесные взаимоотношения с золотоордынским ханом Берке. Главной целью такого союза явилось желание двух государств нивелировать роль Хулагуидского государства на международной арене. Важной составляющей дружественных взаимоотношений явился и тот факт, что по происхождению сам Бейбарс был из кыпчак-ских племен. Несмотря на различные сведения средневековых арабских авторов о том, к какому роду принадлежал Бейбарс, согласно данным его основного биографа Абд аз-Захира мы можем вполне определенно сказать, что Бейбарс происходил из рода Барлы. Личность Бейбарса оставила свой след не только в истории мамлюкского Египта, но и во всемирной истории мусульманского мира. В отношении взаимосвязей Бейбарса с золотоордынским ханом Берке большую роль сыграло как продвижение своих политических интересов, так и сохранение культурной идентичности.
Ключевые слова: Золотая Орда, Египет, султан Бейбарс, Берке-хан, арабские источники
Для цитирования: Сайфетдинова Э.Г. Личность султана Бейбарса и его роль в развитии взаимоотношений мамлюкского Египта с Золотой Ордой по арабским источникам // Золотоордынское обозрение. 2017. Т. 5, № 4. С. 726-735. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-4.726-735
THE PERSONALITY OF SULTAN BAYBARS AND HIS ROLE IN DEVELOPING RELATIONS OF THE MAMLUK EGYPT WITH THE GOLDEN HORDE ACCORDING TO ARAB SOURCES
E.G. Sayfetdinova
Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences Kazan, Russian Federation adulya2@yandex.ru
Objective: To consider the personality of the Mamluk Sultan Baybars and his role in developing relations with the Golden Horde.
© Caft^eTgHHOBa Э.Г., 2017
Research materials: The medieval Arabic chronicles of Sultan Baybars' first biographers, Abd al-Zahir and Ibn Shaddad, as well as the information of later authors - Rukn al-Din Baybars, al-Maqrizi, al-Nuwayri, al-Ayni, and others.
Results and novelty of the research: It is known that close relations with Berke Khan of the Golden Horde were developed during the reign of Sultan Baybars. The purpose of this alliance was the desire to neutralize the role of the Hulaguid state in the international arena. The fact that Baybars was of Kipchak origin was an important contributor to friendly relations. Despite the different information of medieval Arab authors regarding which original clan Baybars belonged to, we can quite definitely say that Baybars originated from the Barli tribe, based on the information of his main biographer Abd al-Zahir. The person of Baybars left its mark not only in the history of Mamluk Egypt, but also in the global historical context of the Muslim world. Both the promotion of their political interests and the preservation of cultural identity played an important role in the interrelations of Baybars with Berke Khan of the Golden Horde.
Keywords: Golden Horde, Egypt, Sultan Baybars, Berke Khan, Arab sources
For citation: Sayfetdinova E.G. The Personality of Sultan Baybars and His Role in Developing Relations of the Mamluk Egypt with the Golden Horde according to Arab Sources. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2017. Vol. 5, no. 4, pp. 726735. DOI: 10.22378/2313-6197.2017-5-4.726-735
История возникновения дипломатических отношений между Египтом и Золотой Ордой напрямую связана с именем мамлюкского султана Бейбарса. Наряду с зарубежными и российскими исследователями, информацию о личности Бейбарса можно почерпнуть и в арабской историографической литературе, в которой существуют исследования, посвященные изучению биографии и деятельности этого мамлюкского султана [6; 13]. В отечественной историографии исследователей истории Золотой Орды интересует именно факт состоявшихся дипломатических отношений и роль Египта в усилении конфронтации между династийными чингизидскими кланами, в частности Бер-ке-Хулагу [4; 6; 7].
В этой связи было бы интересно проанализировать выбор Бейбарса в отношении Золотой Орды. Имело ли стремление сблизиться чисто политическую подоплеку, целью которой являлось объединиться с Золотой Ордой в борьбе против главного врага - язычника Хулагу (Хулагуидского Ирана), либо Бейбарса подтолкнул к установлению связи с Золотой Ордой факт его происхождения из кыпчаков (тюрок), которые составляли большую часть мамлюкской армии?
Основную часть информации о Бейбарсе определенно можно почерпнуть из сведений средневековых арабских летописцев, современников Бейбарса и его приближенных. Можно выделить имена двух авторов, произведения которых посвящены описанию биографии мамлюкского султана Бейбарса: «Сира аз-захир Бейбарс» ("Жизнеописание Захира Бейбарса") Мухаммада бин Али Ибрагима бин Шаддада ал-Халяби (ум. 1286) и «Ар-рауда аз-захир фи сира ал-малик аз-Захир» ("Видный сад в жизнеописании ал-малика аз-Захира") Мохи ад-дина Абдуллаха бин Абд аз-Захира бин Нишвана ал-Хазами ал-Масри (ум. 1292). Краткие отрывки из сочинения Ибн Шаддада были представлены Д.Р. Зайнуддиновым [5, с. 13-17]. Труд Ибн Шаддада, касающийся жизнеописания Бейбарса, не сохранился до наших дней в полном объеме, вторая часть была издана в Висбадене в 1983 году [8]. Эта часть
содержит описание жизни султана Бейбарса в период 670-676 гг.х./1272-1278 гг., подробности, связанные с его похоронами, рассказы об имуществе, отчужденном от его имени в вакф, а также приложение о положительных качествах султана и его достижениях, где проливается свет на внутреннюю и внешнюю политику Бейбарса. Значимость данной работы в том, что это единственный список книги, состоящей из 270 листов, который хранится в библиотеке Сулеймания в г. Эдирне (Турция), и «основным источником для Ибн Шаддада служили реальные события, свидетелями которых был сам автор, или слышал от людей, достойных доверия» [5, с. 15].
Некоторые отрывки из сочинения «Ар-рауда аз-захир фи сира ал-малик аз-Захир» ("Видный сад в жизнеописании ал-малика аз-Захира") Мохи ад-дина Абдуллаха бин Абд аз-Захира бин Нишвана ал-Хазами ал-Масри вошли в «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. Извлечения из сочинений арабских» В.Г. Тизенгаузена [17, с. 46-64]. В.Г. Тизен-гаузену не был доступен полный текст сочинения, свои извлечения он делал из неполной рукописи, хранившейся в Британском музее, которая охватывала сведения 658-663 г.х. (1259-1265) [17, с. 46]. Некоторые списки рукописи данного сочинения были обнаружены в Турции арабским исследователем Габдел-Азиз ал-Хаватиром. Они были сличены с рукописью, находящейся в Британском музее, и более полный текст рукописи «Ар-рауда аз-захир фи сира ал-малик аз-Захир» был опубликован в 1976 году в ар-Рияде (Саудовская Аравия). Арабский исследователь Сафуан Таха Хусейн ан-Насер утверждает, что существует три биографа султана Бейбарса: Ибн Шаддад, Абд аз-Захир и Шафи бин Али [16, с. 80-99]. Хотя, согласно В.Г. Тизенгаузену, в предисловии известной ему рукописи Шафи бин Али говорится, что «книга есть ни что иное, как сокращение подробной биографии султана Эл-мелик Эззахыра, написанной Мухетдином» [17, с. 124].
Как и Ибн Шаддад, Мохи ад-дин Абд аз-Захир являлся одним из приближенных Бейбарса, точнее был судьей и личным писцом султана, и именно его рукой было написано первое послание золотоордынскому хану Берке. Абд аз-Захир, скорее всего, был придворным писателем и создавал это сочинение при личном вмешательстве Бейбарса. Этим и объясняется то, что сочинение не содержит каких-либо данных о детстве и юношестве Бейбарса. Сделано это было, возможно, потому, что сам Бейбарс не желал оставить в своей биографии сведения о том, что он был рабом (мамлюком)1. Таким образом, и сохраненная копия сочинения Ибн Шаддада, и рукопись Абд аз-Захира содержат сведения, рассказывающие о времени, когда Бейбарс уже взошел на трон. Однако во введении книги Абд аз-Захира есть такие строки: «Этот султан, малик аз-захир Рукн ад-дин Абу-л Фаттах Бейбарс бин Абдулла ас-Салихи ан-Неджми, тюрок, из рода Барлы, ему было дано великое счастье, он
1 Мамлюки (от арабского мамлюк - раб, белый раб). При предшественнике Ту-ран-шаха - Салихе Наджметдине (1240-1249) - основной костяк египетской армии составляли мамлюки (купленные и обученные военному искусству невольники). Это были в основном выходцы из тюркских народов, плененные монголами и проданные ими в рабство итальянским купцам, которые, в свою очередь, перепродавали их египетским султанам. Молодых невольников обращали в ислам и называли мусульманскими именами, их обучали военному делу и включали в придворную армию.
прибыл из земель Сирийских с всесильным султаном Салихом Неджметди-ном Аюбом» [12, с. 46]. Эти данные могут значительно пролить свет на происхождение Бейбарса, о котором до сих пор ведутся различные споры, учитывая то, что при создании этой книги султан Бейбарс неоднократно требовал от Абд аз-Захира перечитывать текст, который тот написал. Более того, в тексте сочинения есть слова «султан сказал», что еще раз доказывает то, что султан Бейбарс был очень заинтересован в создании данной биографии, и, возможно, сам приказал личному секретарю написать ее. Неполные сведения из вышеуказанных средневековых арабских летописей заставляют нас черпать информацию о личности Бейбарса в сочинениях уже немного поздних авторов ал-Макризи, ан-Нувейри, ал-Айни и др.
Ал-Макризи в своем труде «Ас-сулук» пишет: «Был Бейбарс родом из тюрок. Его купил Малик ас-Салих Наджметдин Айюб» [11, с. 520]. Египетский историк XIV века ал-Айни в сочинении «Икду ал-джуман фи тарихахл аз-заман» ("Жемчужное ожерелье о жителях времени") сообщает, что Бейбарс происходил из племени Бурдж, ссылаясь на слова Бейбарса «мин Бурдж оглы кабилятун мин тюрк» [17, с. 503]. «Бурдж» очень близко к слову «бурджан». У ал-Идриси говорится, что земля бурджан расположена к северу от Черного моря [10, с. 62]. По сведениям ан-Нувейри, Бейбарс был тюрком и происходил из племени Елбарлы [14, с. 3]. В Крыму бытует мнение, что Бейбарс происходил из крымских земель. Больше всего это позиция связана с наличием в Сол-хате (Старом Крыму) руин мечети под названием Мечеть Бейбарса. Однако в арабских источниках, в частности ал-Макризи, сообщается, что на постройку мечети в Крыму деньги в размере 2000 динаров дал правитель Египта, однако не указывается его имя, зато четко указан 1288 год. У Ибн ал-Фората уточняется имя султана, сделавшего такой подарок, ал-Малик ал-Мансур (Мансур Калавун - Э.С.): «на этой мечети были начертаны прозвища султана ал-Малика ал-Мансура» [17, с. 363]. Несмотря на множество различных мнений по поводу происхождения Бейбарса, мы считаем, что более достоверным источником может служить книга Абд аз-Захира, в которой говорится, что он «тюрок, происходивший из рода Барлы». Это один из известных кыпчакских родов, вождем которого был Бачман, живший на берегу реки Ахтуба [9, с. 101]. По утверждению Д.М. Исхакова, «у тех кыпчаков, которые обитали на северных границах Государства хорезмшахов (в их число входило и объединение олберли/илбари во главе с Бачманом), к началу вторжения монголов имелись теснейшие родственные связи с семьей хорезмшахов» [9, с. 103]. Одна из жен Бейбарса была дочерью вождя хорезмийцев Хусам ад-дина Берке-хана ибн Даулет-хана ал-Хорезми, которые были приглашены в Египет еще аюбидским султаном Салихом Аюбом. Является ли это случайностью, либо Бейбарс целенаправленно выбирал в свое окружение людей, которые были связаны с ним родственными (племенными) узами? Этот вопрос остается загадкой.
Что касается истории Бейбарса, то известно, что «Бейбарс был продан в Дамаск за 800 дирхемов одному купцу. Но поскольку у Бейбарса было на глазу бельмо, купец отказался от сделки. В дальнейшем Бейбарса купил эмир ал-Бурундукари и по традиции он стал называться Бейбарсом ал-Бурундукари. Бейбарс был ловким и способным юношей и его приметил айюбидский султан Салих и через некоторое время выдвинул его на пост командира одной из частей своей личной гвардии. Но после смерти Салиха его сын Туран-шах и его
следующий преемник Айбек перестали доверять мамлюкам, вследствие чего вызвали их гнев и стали жертвами заговора, в которой участвовал и Бейбарс» [6, с. 36-37]. Бейбарсу пришлось скрываться некоторое время. Свой карьерный рост Бейбарс начал при правлении мамлюкского султана Кутуза (1259-1260), который поручил ему командование войсками в походе против монголов. В битве при Айн-Джалуте в 1260 году, выиграв которую, Кутуз завладел Сирией, Бейбарс отличился своим бесстрашием и отвагой. Султан щедро наградил всех аюбидских эмиров ленными владениями, но обошел Бейбарса. На обратном пути в Каир, Бейбарс вступил в сговор с эмирами и Кутуз был убит. Военачальники и эмиры единогласно провозгласили Бейбарса правителем Египта, и в конце 1260 г. Бейбарс торжественно вступил в Каир. В официальное имя Бей-барса входит титул «Рукн ад-Дин» (буквально «Столп Веры»). Титул был получен Бейбарсом за успешные войны против крестоносцев. Его целью было полное изгнание крестоносцев с Ближнего Востока, и в этом деле он действительно добился выдающихся успехов. Он сломил сопротивление мощных крестоносных крепостей, заложив фундамент тех побед, которые позже одержал его преемник и друг, султан Калавун, положивший конец независимым христианским владениям в Сирии [6, с. 43].
У мамлюкского султана Бейбарса было три сына (Саид Берке-хан, Сала-мыш, Масуд Хадар) и семь дочерей. Существовало мнение, что матерью Саида была дочь Берке-хана [3, с. 135]. Но это мнение не подтверждается средневековыми арабскими источниками. Согласно Ибн Шаддаду, первый сын Бейбарса родился в начале 1260 г., что подтверждает, что брак состоялся ещё до того, как Бейбарс стал султаном, и были установлены дипломатические отношения с золотоордынским ханом Берке. В арабских летописях сохранились сведения о присутствии послов хана Берке на празднике по случаю обрезания сына султана Саида Мухаммада Берке: «Султан (Бейбарс) пригласил быть свидетелем этого великого дня послов, находившихся при дворе его, как то: послов царя Берке и визиря Яфы. Они дивились этому (торжеству) и радовались совершению его» [17, с. 126].
Будучи султаном Египта, он оказывал большое содействие переселенцам, прибывшим с территории Золотой Орды. Как сообщает ал-Омари: «Цари из них (т.е. египетские султаны из тюркских мамлюков) чувствовали склонность к своим родичам и хлопотали об усилении числа их, так что Египет заселился ими и стал охраняем ими со всех сторон. Из них были светила государевой свиты, представители собраний, предводители войск и вельможи земли его (Египта) [17, с. 232]. Так, Бейбарс выделил прибывшим в Египет татарам жилища в престижном месте рядом с воротами Каирской крепости Баб ал-Лук (сейчас это центр современного Каира) [17, с. 64].
Встав во главе Египта, Бейбарс стал активно участвовать в международной политике. Главной задачей внешней политики Бейбарса в первые годы правления было создание коалиции против монголов и их союзников, которые, несмотря на поражения при Айн Джалуте (1260) и Хомсе (1260), могли угрожать безопасности страны. Он наладил дипломатические контакты с Конийским султанатом и Грузией, заключил в 1262 году с византийским императором Михаилом VIII, незадолго до этого отнявшим Константинополь, договор о свободном доступе египетских судов в Чёрное море. Бейбарс под-
держивал дружественные отношения с Манфредом Сицилийским и гибел-линской партией на Востоке. Но самого ценного союзника он нашёл в лице золотоордынского правителя Берке, который, будучи не в лучших отношениях с Хулагу, мог сковать армию ильхана военными действиями на Кавказе.
В 1261 году Бейбарс пишет первое письмо Берке, которое отправляет с аланским купцом, в котором «он (Бейбарс) подстрекал его против Хулавуна, возбуждал между ними вражду и ненависть да разбирал довод тому, что для него обязательна священная война с татарами, так как получаются одно за другим известия о принятии им ислама и что этим вменяется ему в долг воевать с неверными, хотя бы они были его родичи» [17, с. 55]. Через некоторое время пребывает отряд татар, по сообщению Абу Шама это произошло: «В субботу в день 27-ой этого года (660 г.х.) прибыли в Дамаск войска татар, проклятие на них Аллаха, около 200 всадников и пеших с женами и детьми, бежавшие к мусульманам. Мы вспоминаем, что причина этому было то, что войско Хулагу разгромило войско сына его дяди Берке. И убежал народ Хулагу в разные стороны, и каждая группа пошла в одну сторону, а эта группа убежала в Шам, и обрадовались мусульмане от таких новостей. Обрадовались они таким новостям, которые стали причиной их бегства в Египет» [15, с. 225]. Весть об этом дошла до Бейбарса, встретившись с поданными Берке, он назначил официальное посольство в Золотую Орду, во главе которых стоял эмир Сейфетдин Кушарбек и правовед Меджеддин, с которыми отправились и два человека из прибывшего в Египет отряда татар. С письмами были отправлены подарки и родословная халифа, род которого восходил к самому пророку Мухаммаду, также Бейбарс подготовил и «свое родословное древо, засвидетельствованное главой кадиев Таджеддином» [17, с. 56]. Тем самым Бейбарс как бы подчеркивал важность объединения сторон под знаменем ислама, а собственная родословная была отправлена с намеком на установление не только сугубо дипломатических, но и дружественных отношений. Наверняка, Бейбарс был наслышан о том, что Берке принял мусульманство от рук хорезмийского шейха Сейфетдина ал-Бахарзи, и именно это вызвало у него особое почтение к Берке. Никто из последующих золо-тоордынских ханов не сыскал столь уважительного отношения мамлюкских султанов. Известно, что Бейбарса упрекали в том, что он приказал почитать все четыре суннитских мазхаба, а не только мазхаб имама аш-Шафиги, как это было принято в Египте раньше. Так было и в Золотой Орде, что подтверждается религиозно-дидактическими произведениями этой эпохи: и «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара Руми, и «Нахдж ал-Фарадис» Махмуда ал-Булгари провозглашали равенство всех четырех мазхабов, не отдавая предпочтения какому-то одному направлению [1; 13].
Отправленные Бейбарсом египетские послы встретили в землях Ласка-риса посольство Берке, которое с ответным письмом направлялось в Египет. Об ответном письме Берке мамлюкскому султану Бейбарсу было подробно описано Мари Фаверо [19, с. 101-114]. Воодушевившись положительным ответом золотоордынского хана Берке и особенно его заверениями, что все отвоеванные у Хулагу мусульманские страны будут отданы Бейбарсу: «Я рассудил, чтобы ты двинулся на него с твоей стороны, а я пойду на него с своей стороны. Мы нападем на него сразу и выгоним его из края. Я отдаю тебе (все) мусульманские земли, находящиеся в руках его» [17, с. 189].
Бейбарс решает еще больше показать почитание хана и отправляет ему с ответным письмом дорогие подарки. Кроме того, важным связующим звеном было и то обстоятельство, что Золотая Орда поставляла в Египет через итальянских купцов крупные партии рабов, укрепляя, таким образом, военную касту мамлюков. По мнению М. Фаверо, это было главной целью Бейбарса, поскольку «когда Бейбарс в 1260 году стал султаном, анатолийская ветвь товарооборота, через которую военные рабы поступали из Кипчакской степи в Сирию и Египет, оказалась в руках Хулагу» [18, с. 338]. Бейбарс должен был найти новый маршрут для осуществления товарооборота и поступления воинов для мамлюкской армии. Увеличение количества мамлюков было необходимо и для укрепления и внутренней политики Бейбарса. Народ Египта с недоверием относился к правлению мамлюков, в частности, Бейбарс неоднократно повышал налоги, и это оказалось тяжелым бременем для местных жителей, все чаще на юге стали вспыхивать мятежи, которые необходимо было разрешать. Поэтому султан Бейбарс большое внимание уделял увеличению и укреплению своего войска, в том числе и посредством торговли с Золотой Ордой. Ибн Шаддад писал, что «документы, подписанные им (Бей-барсом - С.Э.), которые находились в руках купцов, странствующих по кып-чакским землям, освобождающие их (от налогов) за экспорт и импорт, действовали где бы они не останавливались из (территорий) дома Берке и Менгу-темира, а также стран персов и керманов» [3, с. 17]. По сведению Амина ал-Холи, при Бейбарсе было осуществлено 8 дипломатических посольств [2, с. 25]. Подробная реконструкция дипломатических взаимоотношений Золотой Орды с мамлюкским Египтом была представлена С. Закировым, который отметил, что «дипломатическим взаимоотношениям Золотой Орды и Египта, вызванным экономическими и внешнеполитическими задачами, стоявшими перед обоими государствами, в значительной мере благоприятствовала известная общность культуры их господствующих классов» [6 с. 145].
Бейбарс правил в Египте в течение 17 лет, был похоронен в Дамаске (тогда Египет и Сирия были объединены в одно государство). В Каире до сих пор сохранены архитектурные памятники, построенные в его эпоху. Это медресе и мечеть Бейбарса (рис. 1, 2).
Рис. 1. Вход в мечеть султана Бейбарса Рис. 2. Медресе Захира Бейбарса
Pic. 1. The entrance to the mosque Pic. 2. The madrasah of Zahir Baybars
of Sultan Baybars
Тамга (герб) Бейбарса и монета его эпохи The tamga (coat of arms) of Baybars and a coin from his era
Личность Бейбарса оставила свой след не только в истории мамлюкского Египта, но и во всемирной истории мусульманского мира. В отношении взаимосвязей Бейбарса с золотоордынским ханом Берке большую роль сыграло как продвижение своих политических интересов, так и сохранение культурной идентичности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абу Бакр Каландар Руми. Каландар-наме: избранное / Пер с перс. И.Р. Гиба-дуллина, М.Р. Шамсимухаметовой. Общая и научная редакция, пердисловие, комментарии И.Р. Гибадуллина. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2017. 1044 с.
2. Амин ал-Холи. Связи между Нилом и Волгой в XIII-XIV вв. М., 1962.
3. Бартольд В.В. Тюрки: Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. Алматы: Жалын, 1993. 192 с.
4. Вернадский Г. Золотая Орда, Египет и Византия в царствование Михаила Палеолога // Seminarium Kondakovianum. 1927. Vol. 1. P. 73-85.
5. Зайнуддинов Д.Р. Сведения Изз ад-дина Ибн Шаддада о Золотой Орде // Зо-лотоордынская цивилизация. Вып. 5. Казань, 2012. С. 13-20.
6. Закиров С. Дипломатические отношения Золотой Орды с Египтом в XIII-XIV вв. М., 1966.
7. Зеленев Е.И., Илюшина М.Ю. Мамлюкский султанат в Египте: Бейбарс и его эпоха (1260-1277) // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 13. Востоковедение. Африканистика. 2013. Вып. 3. С. 41-53.
8. Ибн Шаддад. Сира аз-Захир Бейбарс. Висбаден, 1983. 447 с.
9. Исхаков Д.М. Арские князья и нукратские татары (Историко-этнографиче-ские сведения, генеалогии, клановая принадлежность, место в политической структуре Казанского ханства и Русского государства). Казань: Изд-во «Фэн» АН РТ, 2010. 224 с.
10. Коновалова И. Г. Ал-Идриси о странах и народах Восточной Европы: текст, перевод, комментарий. М.: Вост. Лит., 2006. 328 с.
11. ал-Макризи. Китаб ас-сулук ли магрфатдувалал-мамлюк. Каир, 1936. Т. 1. 566 с.
12. Мохи ад-дин Абдуллах бин Абд аз-захир бин Нишван ал-Хазами ал-Масри. Ар-рауда аз-захир фи сира ал-малик аз-Захир. Ар-Рияд, 1976.
13. МэхмYд эл-Болгари. Нэh^ел-фэрадис. Казан: Татар. Кит. Нэшр., 2002. 384 б.
14. ан-Нувейри. Нихайатал-араб фи фунун ал-адаб. Т. 30. Каир, 1990. 270 с.
15. Сайфетдинова Э.Г. Краткие сведения по истории Золотой Орды из сочинения Аби Шама ал-Макдиси ал-Димашки «Жизнеописания мужей двух столетий: шестой и седьмой» // Золотоордынская цивилизация. 2017. № 10. С. 224-227.
16. Сафуан Таха Хусейн ан-Насер. Сира ал-Малик Захир Бейбарс Мухи ад-дина бин Абд аз-захира // Маджалятат-тарбиява-лгыйлм. 2010. Вып. 17. № 3. С. 80-99.
17. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. Извлечения. СПб., 1884. 564 с.
18. Фаверо-Думенджу М. Золотая Орда и мамлюки // Золотая Орда в мировой истории. Коллективная монография. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2016. 968 с.
19. Фаверо-Думенджу М. Первое письмо хана Берке султану Бейбарсу по мам-люкским источникам (661/1263) // Золотоордынская цивилизация. Вып. 4. Казань, 2011. С. 101-114.
Сведения об авторе: Эльмира Гаделзяновна Сайфетдинова - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра исследований Золотой Орды и татарских ханств им. М.А. Усманова Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7138-1256, ResearcherID: K-2746-2017 (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация). E-mail: аdulya2@yandex.ru
Поступила 03.09.2017 Принята к публикации 23.11.2017
Опубликована 29.12.2017
REFERENCES
1. Abu Bakr Kalandar Rumi. Kalandar-name: izbrannoe [Qalandar-name: Selected Fragments]. Per s pers. I.R. Gibadullina, M.R. Shamsimukhametovoy. Obshchaya i nauchnaya redaktsiya, perdislovie, kommentarii I.R. Gibudallina. Kazan, Sh.Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, 2017. 1044 p. (In Russian)
2. Amin al-Kholi. Svyazi mezhdu Nilom i Volgoy v XIII-XIV vv. [Relations between the Nile and the Volga in the 13th and 14th centuries]. Moscow, 1962. (In Russian)
3. Bartol'd V.V. Tyurki: Dvenadtsat' lektsiy po istorii turetskikh narodov Sredney Azii [Turks: Twelve Lectures on the History of the Turkish Peoples of Central Asia]. Almaty, Zhalyn, 1993. 192 p. (In Russian)
4. Vernadskiy G. Zolotaya Orda, Egipet i Vizantiya v tsarstvovanie Mikhaila Paleo-loga [The Golden Horde, Egypt and Byzantium during the Reign of Michael Palaiologos]. Seminarium Kondakovianum. 1927. Vol. 1, pp. 73-85. (In Russian)
5. Zaynuddinov D.R. Svedeniya Izz ad-dina Ibn Shaddada o Zolotoy Orde [Izz al-Din Ibn Shaddad's (613/1217 - 684/1285) Information about the Golden Horde]. Zoloto-ordynskaya tsivilizatsiya=Golden Horde Civilization. Is. 5. Kazan, 2012, pp. 1320. (In Russian)
6. Zakirov S. Diplomaticheskie otnosheniya Zolotoy Ordy s Egiptom v XIII-XIV vv. [Diplomatic Relations of the Golden Horde with Egypt in the 13th and 14th centuries]. Moscow, 1966. (In Russian)
7. Zelenev E.I., Ilyushina M.Yu. Mamlyukskiy sultanat v Egipte: Beybars i ego epokha (1260-1277) [Mamluk Sultanate in Egypt: Baybars and His Era (1260-1277)].
Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 13. Vostokovedenie. Afrikanistika [Bulletin of St. Petersburg University. Series 13. Oriental Studies. African Studies]. 2013. Is. 3, pp. 41-53. (In Russian)
8. Ibn Shaddad. Sira az-Zakhir Beybars. Wiesbaden, 1983. 447 p. (In Arabic)
9. Iskhakov D.M. Arskie knyaz'ya i nukratskie tatary (Istoriko-etnograficheskie svedeniya, genealogii, klanovaya prinadlezhnost', mesto v politicheskoy strukture Kazanskogo khanstva i Russkogo gosudarstva) [The Arsk Princes and Nukrat Tatars (Historical and ethnographic information, genealogy, clan affiliation, place in the political structure of the Kazan Khanate and the Russian state)]. Kazan, Fen Publ., 2010. 224 p. (In Russian)
10. Konovalova I.G. Al-Idrisi o stranakh i narodakh Vostochnoy Evropy: tekst, perevod, kommentariy [al-Idrisi on the Countries and Peoples of Eastern Europe: Text, Translation, Commentary]. Moscow, Vostochnaya literature Publ., 2006. 328 p. (In Russian)
11. al-Maqrizi. Kitab as-suluk li magrfatduvalal-mamlyuk. Cairo, 1936. Vol. 1. 566 p. (In Arabic)
12. Mokhi al-din Abdullakh bin Abd al-zakhir bin Nishvan al-Khazami al-Masri.
Ar-rauda az-zakhir fi sira al-malik az-Zakhir. Riyadh, 1976. (In Arabic)
13. Makhmud al-Bolgari. Nakhdzh al-Faradis. Kazan, Tatar Book Publ., 2002. 384 p. (In Tatar).
14. an-Nuwayri. Nikhayatal-arab fi funun al-adab. Vol. 30. Cairo, 1990. 270 p. (In Arabic)
15. Sayfetdinova E.G. Kratkie svedeniya po istorii Zolotoy Ordy iz sochineniya Abi Shama al-Makdisi al-Dimashki «Zhizneopisaniya muzhey dvukh stoletiy: shestoy i sed'moy» [Brief Information on the History of the Golden Horde from the Work of Abu Shama al-Maqdisi al-Dimashqi "Biographies of Men of Two Centuries: The Sixth and Seventh"]. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya=Golden Horde Civilization. 2017, no. 10, pp. 224-227. (In Russian)
16. Safuan Takha Khuseyn an-Naser. Sira al-Malik Zakhir Beybars Mukhi ad-din bin Abd az-zakhir. Madzhalyatat-tarbiyava-lgyylm. 2010. Is. 17, no. 3, pp. 80-99. (In Arabic)
17. Tiesenhausen V.G. Sbornik materialov, otnosyashchikhsya k istorii Zolotoy Ordy. Vol. 1. Izvlecheniya. St. Petersburg, 1884. 564 p. (In Arabic, Russian)
18. Favereau M. Zolotaya Orda i mamlyuki [The Golden Horde and the Mamluks]. Zolotaya Orda v mirovoy istorii. Kollektivnaya monografiya [The Golden Horde in World History. Collective Monograph]. Kazan, Sh. Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences, 2016. 968 p. (In Russian)
19. Favereau-Doumenjou M. Pervoe pis'mo khana Berke sultanu Beybarsu po mamlyukskim istochnikam (661-1263) [The First Letter from Berke to Baybars according to the Mamluk Sources (661/1263)]. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya=Golden Horde Civilization. 2011. Is. 4, pp. 101-114. (In Russian)
About the author: Elmira G. Sayfetdinova - Cand. Sci. (History), Senior Research Fellow, Usmanov Center for Research on the Golden Horde and Tatar Khanates, Sh.Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences; ORCID: http://orcid.org/0000-0002-7138-1256, ResearcherID: K-2746-2017 (7, Baturin Str., Kazan 420111, Russian Federation). E-mail: adulya2@yandex.ru
Received August 03, 2017 Accepted for publication November 23, 2017
Published December 29, 2017