ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИКИ
УДК 37.015.32
М. Г. Яновская
ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА В КОНТЕКСТЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ
Статья посвящена теоретическому анализу и характеристике эмоциональных качеств педагога, благодаря которым повышается эффективность образовательного процесса.
This article deals with analysis and characterization of teacher's emotional qualities, which increase the efficiency of the educational process.
Ключевые слова: педагогический артистизм, экспрессивность, эмоциональная устойчивость, эмоциональная гибкость, саморегуляция, эмоциональный интеллект, эмоциональная культура педагога.
Keywords: teaching artistry, expressiveness, emotional stability, emotional flexibility, self-control, emotional intelligence, emotional culture of the teacher.
Эмоциональные качества педагога длительное время были обойдены вниманием исследователей, о чем свидетельствует анализ психолого-педагогической литературы. Интерес к этому аспекту педагогической профессии усилился лишь в последние годы. Это обусловлено прежде всего концептуальными положениями гуманистической парадигмы образовательного процесса, приоритетом диалоговых технологий, социально-педагогической направленностью на усиление смыслообразующей и культуроёмкой функции образования.
Фундаментальная цель эмоционально-ценностного подхода - активизация эмоциональной сферы учащихся в учебно-воспитательном процессе как условие гармоничного влияния на рационально-смысловую и эмоционально-волевую сферы личности (в противовес «знаниевой» парадигме). При этом происходит процесс актуализации ценностных смыслов познания, культуры, духовности и нравственности.
Усиление роли эмоционального фактора зависит от интеллектуально-эмоциональных качеств педагога, от уровня развития его общей и эмоциональной культуры. Поэтому анализ заявленной в статье проблемы правомерен в следующих ракур-
© Яновская М. Г., 2012
сах: как воздействуют личностные качества педагога - артистизм, экспрессивность, гибкость и устойчивость, эмоциональный интеллект - на создание положительной атмосферы межличностного взаимодействия в образовательном процессе? Каково влияние эмоциональных свойств педагога на формирование у учащихся и студентов таких важнейших нравственных качеств интеллигентного человека, как доброжелательность, понимание, толерантность? И наконец, какова взаимосвязь эмоциональных качеств педагога и потенциальных возможностей успешного применения эмоционально-ценностной технологии, активно влияющей на внутренние структуры личности? Отметим особую значимость обозначенного аспекта: положительная мотивация, связанная с рефлексивной самооценкой уровня развития культуры и интеллигентности личности нуждается в постоянной аксиологической поддержке педагога. По результатам некоторых исследований, потребность студентов в овладении культурными ценностями занимает в ранжированном ряду одно из последних мест [1].
В основе эмоционального фактора образовательного процесса - личность педагога, способного «запускать» механизм положительного эмоционального воздействия через все каналы взаимодействия с учащимися.
В образовательном процессе, стимулирующем ценностные эмоции, существенная роль принадлежит педагогическому артистизму.
Это широкое понятие, «вбирающее» в себя эмоциональную гамму личностных свойств педагога: экспрессивность речи, жеста, движения; эмоциональную культуру, развитой эмоциональный интеллект и др.
Исследователь проблемы артистизма О. С. Булатова, не давая фиксированного определения этого феномена, выделяет ряд признаков педагогического артистизма:
- Черта личности учителя: способность перевоплощаться, обаяние «артистической стихийности», живость, острота, экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика; способность нравиться; одухотворенность, образное мышление и др.
- Совокупность учебных приемов, «техник»: урок разыгрывается по особым законам; искусство отбора наиболее значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, вовлекающих всех в урок-игру;
- Концепция педагогического творчества, по которой педагогическая деятельность рассматривается «незашоренным» взглядом, вся окружающая действительность работает на нее, а содержание урока не сводится до какого-то узкого аспекта «по делу».
Педагогический артистизм функционирует на всех этапах образовательного процесса; он способствует формированию у учащихся личностной позиции.
О. С. Булатова правомерно утверждает, что основной жанр артистичных педагогов - со-импровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной темы и совместной ансамблевой работы. «Урок не разыгрывается "по нотам", а создается его партитура - каждый раз заново» [2].
Одно из фундаментальных свойств артистичного педагога - эмоциональная экспрессия.
Термин «экспрессивность» (от лат. ехргеББко -выражение) означает степень выраженности чувств, настроений, душевных состояний, отношений.
В психологии подчеркивается связь экспрессии и экспрессивности с духовным и душевным миром личности, т. е. это не просто внешнее сопровождение психических проявлений; это глобально важная их часть, личностное образование как инструмент познания внутреннего мира человека, его «Я».
Установлено, что экспрессия состоит из динамических и статических подструктур. В эти подструктуры входят и генетические, и приобретённые выразительные проявления личности.
Педагог может гибко использовать средства экспрессии: от максимально выразительной фиксации чувств и переживаний, отражающих отношение к научной, нравственной или эстетической проблеме, до скрытой, внутренней экспрессивности, если возникают, например, конфликтные или деликатные ситуации и проблемы. Эмоциональная выразительность ученика, особенно в подростковом и юношеском возрасте, может быть неискренней, маскирующей истинное положение дел (или отношений), что затрудняет корректировку ситуации или нравственных качеств личности.
Мы принимаем следующее определение эмоциональной экспрессивности: «... эмоциональная экспрессивность - это выразительность, заложенная в движениях, жестах, походке, в мимике, в речи, её интонациях, позволяющая передать не только особенности характера учителя, но и его образ мыслей, его отношение к различным социальным ценностям (нравственным, гражданским, художественным), его отношение к ученикам и другим людям и. владеющие им переживания» [3].
Первая часть этого определения - общепринятая в педагогической науке трактовка понятия «пед-техника», предложенного ещё А. С. Макаренко. В современных работах также фиксируются анало-
гичные составляющие данного феномена. Педтех-ника и экспрессивность педагога - близкие, но неадекватные понятия. Экспрессивность - это более широкий диапазон эмоциональных влияний на учащихся, которые обусловлены не только внешними проявлениями, но и внутренними структурами личности учителя. И более всего - его духовно-нравственной и эмоционально-ценностной наполненностью. Именно внутренние, скрытые «рычаги» обеспечивают ценностно-экспрессивному самовыражению педагога естественность и убедительность (в отличие от наигранной, «лицемерной», внешне выражаемой экспрессивности). «Убежденным - убеждать»; эта крылатая фраза в значительной степени относится к экспрессивности как эмоционально-личностному свойству организатора образовательного процесса любого профессионального статуса.
Экспрессивность педагога обеспечивает эмоциональную выразительность содержания учебно-воспитательного процесса. Имеется в виду широкая палитра эмоционального отношения педагога, акцентирование внимания учащихся на ценностных смысловых единицах познавательного материала. В вербальных способах его представления должны быть интонационная выразительность речи, сопровождаемая мимикой, пантомимикой, а также метафоры, аллегории, контрастность, эмоционально образные сравнения. Это позволяет педагогу более емко по смыслу и ярко по предъявлению выразить собственное эмоциональное отношение, чувства. Возникает эффект эмоционального заражения адекватными мыслями, идеями, чувствами, что способствует их интериоризации.
Экспрессивность педагога - необходимое условие процессуально-технологического обеспечения образовательного процесса.
Наиболее близки идеям о роли эмоционально-ценностной технологии педагогические положения, развиваемые А. Я. Чебыкиным [4]. Автор относительно широко трактует понятие об экспрессивности педагога; он связывает этот феномен с необходимостью введения в учебный процесс игровых и эмоционально-образных средств: моделирования сюжетно-ролевых ситуаций, мультипликаций, цветовых воздействий. Эти средства им рассматриваются как дидактические приемы регуляции эмоциональных состояний учащихся, т. е. мобилизации их внимания на ценностно-смысловых аспектах познания.
Эмоциональное обеднение образовательного процесса приводит учащихся к затруднениям, мо-тивационному отторжению отдельных предметов.
Отметим типичные последствия недостаточной экспрессивности педагога:
- монотомия, которая выражается в однообразии («разговор на одной и той же ноте»), вялости интонационных модуляций речи, отсутствие эмо-
циональных рефренов, что вызывает резкое понижение внимания и познавательного интереса у учащихся и студентов;
- недостаточная эмоциональная выразительность при работе педагога с человеческим материалом потенциально емкого духовно-нравственного содержания, отсутствие широты и глубины внутренней общей и психологической культуры педагога, преобладание информационно-знаниевых способов обучения и воспитания, оторванных от эмоциональной сферы школьников и студентов, приводят к моральному формализму;
- пониженный уровень экспрессивности при организации группового общения в учебном процессе и во внеучебной деятельности не обеспечивает эмоциональный заряд, идущий от педагога (ситуация «немотивированное безличностное задание»);
- применение эмоционально-ценностной технологии при слабо выраженной экспрессивности приводит к существенному понижению ее стимулирующего потенциала: педагог должен «запускать» эмоциональные «стрелы», адекватные ожиданиям учащихся, быть в игровой позиции или воображаемой ситуации, интригующим тоном ставить неожиданные проблемные вопросы и т. п. Словом, должна быть экспрессивность на уровне педагогического артистизма.
Гиперэкспрессивность педагога, т. е. ярко выраженная дисгармония эмоционального и рационально-логического с «перекосом» в сторону эмоциональной экспрессии, выполняет негативные функции: «каскад» эмоций уводит от смысловой нагрузки, вызывая у школьников и студентов состояние утомления или раздражения. Гиперэкспрессивность, направленная на учащихся с целью коррекции их поведения, - это гневливость; она свидетельствует о недостаточно развитой эмоциональной устойчивости педагога и низком уровне его интеллигентности.
В психологии под эмоциональной устойчивостью понимается системное качество личности, приобретаемое ею и проявляющееся в напряженной деятельности, все механизмы которой связаны с саморегуляцией. Способы и приемы эмоциональной саморегуляции соответствуют ярко выраженным индивидуальным особенностям личности и адекватным ситуациям [5]. Эмоциональная устойчивость - это развитые способности индивида противостоять тем раздражителям, которые могут отрицательно влиять на протекание деятельности [6]. Она рассматривается как сочетание эмоциональных, волевых, нравственных и интеллектуальных компонентов психической деятельности, которое способствует успешному решению человеком сложных и ответственных задач в напряженной эмоциональной обстановке, без значительного отрицательного влияния на самочувствие, здоровье и дальнейшую его работоспособность [7].
Поскольку педагог работает в системе отношений «человек - человек» и несет полифункциональные обязанности, педагогическая профессия считается стрессогенной. Особенно это касается специалистов в невысоким уровнем этической культуры и профессиональной компетентности, а также тех, у кого по ряду причин недостаточно развита волевая сфера, прежде всего - сдержанность, самообладание, толерантность. Отсюда - низкий уровень саморегуляции, повышенная гневливость, тревожность, нервозность, что в итоге приводит к невротизации учащихся. Поэтому большинство исследователей этой проблемы рассматривают эмоциональную устойчивость как важнейшее профессиональное качество. Оно проявляется в терпении и настойчивости при осуществлении своих замыслов, выдержке и самообладании в самых неблагоприятных (стрессовых) ситуациях, в умении держать себя в руках при отрицательных эмоциональных воздействиях со стороны других людей.
В педагогической психологии вводится понятие «фрустрационная толерантность». Его суть заключается в способности человека (педагога) противостоять жизненным трудностям «без утраты психологической адаптации, в основе которой лежит способность адекватно оценивать реальную ситуацию, с одной стороны, и возможность предвидеть выход из ситуации - с другой» [8].
Мы принимаем некоторые выводы Л. М. Мити-ной о позитивных формах фрустрационной толерантности:
- наиболее «здоровым» и желательным следует считать психическое состояние, характеризующееся, несмотря на наличие фрустраторов, спокойствием, рассудительностью, готовностью использовать случившееся как жизненный урок;
- толерантность может быть выражена в известном напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций [9].
Может ли быть решена с одинаковым уровнем успешности для каждого педагога проблема эмоциональной устойчивости? На этот вопрос ученые отвечают отрицательно. Во-первых, это качество связано с индивидуально-типологической характеристикой личности, ее природными и биологическими особенностями. Во-вторых, со своеобразием жизненного опыта. В-третьих, с уровнем психолого-педагогической и этической культуры. Тем не менее при любых обстоятельствах эмоциональная устойчивость так важна и для педагога, и для учащихся, что должна стать предметом особого внимания. Рефлексия, адекватная самооценка, саморегуляция, самокоррекция - важнейшие составляющие развития и саморазвития этого личностного профессионально-педагогического качества.
Эмоциональная устойчивость и экспрессия в их гармоничных сочетаниях - составляющие понятия «эмоциональная гибкость педагога». Она заключа-
ется в его профессиональном умении стимулировать ценностные эмоции учащихся и студентов, используя адекватные средства, и контролировать, сдерживать собственные отрицательные эмоции, то есть проявлять эмоциональную гибкость, нестандартность, творчество в разнообразных педагогических ситуациях.
Важнейшая составляющая свойств и качеств педагога в контексте эмоционально-ценностного подхода - эмоциональный интеллект.
В. Г. Белинский высказал очень верное и тонкое суждение о взаимодействии ума и чувств. Он утверждал, что только осердеченный ум обеспечивает человеку возможность понимания того, что происходит вне его, и того, что происходит в нем самом - в его интеллектуальном и нравственном развитии.
Интеллект и нравственность и структурно, и жизненно взаимосвязаны. Эмоциональная культура - их неотъемлемое свойство, та «промежуточная переменная», которая привносит разумную гармонию в понятие «интеллигентность».
«Осердеченный ум» - это, в сущности, прообраз понятия «эмоциональный интеллект», введенного американскими психологами в XX веке. Но педагогические аспекты эмоционального интеллекта (естественно, без применения обозначенного термина) были разработаны и внедрены В. А. Су-хомлинским в 60-е годы XX века, то есть поиски решения проблемы в разных, но схожих ракурсах велись одновременно на разных континентах.
Развитой эмоциональный интеллект - важнейшая составляющая и интеллигентности, и педагогической культуры, ибо в его основе - фундаментальная способность самоощущения личности в контексте «Я и другие».
Американские психологи, разрабатывая проблему эмоционального интеллекта, рассматривали ее прежде всего с позиции личностного успеха, «эффекта самопрезентации» в деловом общении, а также в контексте самостимулирования, самокоррекции [10].
Их идеи исключительно важны для педагогической культуры. Эмоциональный интеллект ассоциируется прежде всего с нравственностью личности как внутренним эмоционально-ценностным образованием: «Способности на эмоциональном уровне располагаются скорее "в сердце", чем в рассудке» [11].
В. А. Сухомлинский не случайно так эффектно назвал свою книгу - «Сердце отдаю детям». Он писал об эмоциональной культуре педагога, об умении чувствовать ребенка, о стремлении во всех ситуациях понять его эмоциональное состояние, его переживания.
X. Вайсбах и У. Дакс, характеризуя эмоционально-интеллектуальную личность, вводят понятия активное слушание, как позицию, выражающую уважение и внимание к собеседнику; внут-
реннее зрение - «видеть насквозь самого себя»; внутренний голос, который иногда говорит нам, что нужно сделать или не делать, который предостерегает или уговаривает нас, «зажигает» [12].
Эмоционально-нравственная составляющая педагогической культуры заключается в желании выслушать человека со всеми его проблемами, проявляя искреннее заинтересованное внимание и уважительное отношение, которое бы он почувствовал. Внутреннее зрение, внутренний голос педагога связаны с распознаванием собственных эмоций; они основаны прежде всего на самооценочной рефлексии; это постоянно функционирующая магистраль «во внутрь себя» с целью углубленного анализа своих эмоциональных состояний, что позволяет обеспечить коррекцию в общении с детьми, их родителями, коллегами или снять нежелательные, деконструктивные эмоции - раздражительность, озлобленность, страх неуспеха и др.
Потребность в самооценочной рефлексии - явление и интеллектуальное, и эмоциональное.
Его интеллектуальная составляющая основывается на развитом самосознании педагога, критическом самоанализе с позиций должного, нравственного. Эмоциональный компонент рефлексии - волевая, мотивационная направленность личности на самосовершенствование. Это самомотивация (П. Сэ-ловей) педагога, основанная на идее профессиональной самореализации, самоосуществления, достижения успехов.
Понимание эмоций других людей - ключевой психологический механизм эмоционального компонента педагогической культуры. Только с его «запуском» возможно проявление гуманистических тенденций в профессиональном и личностном общении, в том числе в воспитании детей.
Эмпатия - внерациональное познание внутреннего мира человека, то есть вчувствование, частичное «вбирание в себя» его проблем. Понятие «рефлексия» имеет также эмпатийный контекст и рассматривается как попытка одного человека представить и пережить то, как его воспринимает другой. Поэтому чуткость педагога - это и сопереживание, и деятельностное сочувствие, соучастие, сорадование. Это тактичность и деликатность как составляющие эмоционального интеллекта - не «рубить с плеча», выбрать тонкую и щадящую позицию по отношению к детям и их родителям.
Владение эмоциями, то есть эмоционально-волевой процесс: осознавание значимости, ценност-ности и проявление эмоциональной сдержанности как этической нормы в общении с другими людьми.
Педагог с развитым эмоциональным интеллектом понимает, насколько позитивно его личностное влияние на учащихся, если он выходит за рам-
ки стереотипизации, то есть общепринятых представлений о профессии на основе социального стереотипа (определенной социальной группы).
К сожалению, стереотип педагогической профессии в массовом сознании нередко ассоциируется с сухим, требовательным стилем общения, что характеризует личность, лишенную обаяния.
На наш взгляд, это общечеловеческое (по понятию), но сугубо индивидуальное по самовыражению свойство личности должно быть присуще прежде всего представителям педагогической профессии. Ибо необаятельный человек не обладает магнетическими способностями «притягивания» к себе и - через себя! - к тем интеллектуальным и культурным ценностям, которые стремятся привнести в сознание и чувства учащихся.
По результатам пилотного эксперимента, в котором участвовали студенты (241 человек) и учителя (133 человека), мы составили портреты-характеристики обаятельного и лишенного обаяния человека. Основанием для выборки и обобщения послужили максимально повторяющиеся суммарные данные, полученные от реципиентов.
Обаятельный человек - это:
- ярко выраженная склонность к доброжелательному общению;
- эмпатийность, интерес к внутреннему миру другого человека;
- открытость и естественность в выражении чувств с соблюдением этических норм;
- чувство юмора;
- способность к самоиронии и самокритике;
- легкая переключаемость в изменившихся ситуациях и адаптация к новым условиям;
- толерантность, терпимость к инакомыслию;
- сдержанность, рассудительность и тактичность в спорных или конфликтных ситуациях;
- внешняя привлекательность (независимо от природных данных);
- яркость и эмоциональная выразительность речи;
- адекватная самооценка и оптимистическое мировосприятие, жизнеощущение.
Лишенный обаяния человек:
- в общении - преобладание отрицательных оценок, недоброжелательного тона, скептицизма или высокомерия;
- завуалированное или открытое отсутствие интереса к переживаниям другого человека;
- «человек-маска», то есть чувства или скрыты, или наиграны, неестественны;
- отсутствие чувства юмора;
- позиция «я всегда прав»; критика направлена на других людей;
- нетерпимость к иным взглядам, воинствующее (часто неаргументированное) критиканство;
- гневливость и отсутствие такта в спорных или конфликтных ситуациях;
- монотомия, сухость, невыразительность речи;
- завышенная (реже - заниженная) самооценка;
- даже красивая от природы внешность при наличии вышеизложенных черт лишает человека обаяния.
Мы видим, что в основе полюсных портретов-характеристик рельефно обозначен общий аспект «Я и другие».
Содержание качеств обаятельного человека, в сущности, совпадает с ключевыми идеями понятия «эмоционально интеллектуальная личность». Имеется в виду развитой интеллект в контексте «вчув-ствования» в другого человека, эмоционального осознавания значимости меня для других и значимости внутренних состояний и ожиданий других, связанных со мной. А поскольку педагог - это всегда «Я для других», то его человеческое обаяние - необходимая составляющая эмоционального интеллекта как основы педагогической культуры и интеллигентности. Ибо «эмоционально интеллектуальные люди имеют способность вести за собой, руководить и побуждать других к стимулированию самих себя» [13].
В контексте вышеизложенных положений мы полагаем, что под эмоциональной культурой педагога следует понимать гармонизацию экспрессивности, устойчивости и гибкости в сочетании с эмоциональным интеллектом.
Эмоциональная культура педагога, несомненно, является одним из компонентов общей профессионально-педагогической культуры. Ее необходимо формировать у будущих учителей-воспитателей, применяя деятельностный, культурологический, эмоционально-ценностный, личностно-ориентиро-ванный подходы, а также современные творческие технологии.
Примечания
1. Каландарова Н. Н. Развитие речевого творчества учащихся эмоционально-ценностными средствами: дис. ... канд. пед. наук. Ижевск, 2004. С. 17.
2. Булатова О. С. Педагогический артистизм. М., 2001. С. 48-49.
3. Митина Л. М., Асмоковец Е. С. Эмоциональная гибкость учителя. Психологическое содержание, диагностика, коррекция. М.: Изд-во «Флинта», 2001. С. 27.
4. Чебыкин А. Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников // Вопросы психологии. 1989. № 6.
5. Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань, 1987; Митина Л. М., Асмоковец Е. С. Указ. соч.
6. Аминов Н. А. Психофизиологические и психо-лонические предпосылки педагогических способностей // Вопросы психологии. 1988. № 5.
7. Митина Л. М., Асмоковец Е. С. Указ. соч.
8. Там же.
9. Там же.
10. Вайсбух X, Дакс У. Эмоциональный интеллект. М: Изд-во «Лик Пресс», 1998.
11. Там же. С. 10.
12. Там же. С. 88.
13. Там же. С. 126.