Научная статья на тему 'Личность и экстремальная среда: от выживания к полноценному функционированию'

Личность и экстремальная среда: от выживания к полноценному функционированию Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2251
318
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / ОБЪЕКТИВНАЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / СУБЪЕКТИВНАЯ ЭКСТРЕМАЛЬНОСТЬ / ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СРЕДА / СИСТЕМА «СУБЪЕКТ-СРЕДА» / ЛИЧНОСТНЫЕ РЕСУРСЫ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ К ЭКСТРЕМАЛЬНОМУ ВОЗДЕЙСТВИЮ / "SUBJECT-ENVIRONMENT" SYSTEM / EXTREMALITY / OBJECTIVE EXTREMALITY / SUBJECTIVE EXTREMALITY / EXTREME ENVIRONMENT / PERSONAL RESOURCES / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL READINESS TO EXTREME STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ширяева Ольга Сергеевна, Кондрашенкова Светлана Владимировна, Сурикова Яна Алексеевна

В статье с позиции субъектно-средового подхода рассматривается психологическая готовность личности к экстремальному воздействию. Представлена классификация экстремальных воздействий на основе их пространственно-временных характеристик и характера преобладающей оценки экстремальности. Предлагается модель системы личностных ресурсов, способствующих конструктивному преодолению экстремального воздействия и составляющих психологическую готовность к чрезвычайным и кризисным ситуациям как ситуативного, так и биографического уровня. Описывается разработанная система психологического сопровождения людей, проживающих на территориях с экстремальными условиями жизнедеятельности (на примере Камчатского края). Представлены теоретико-методологические предпосылки, лежащие в основе психологического сопровождения людей, проживающих на территориях с экстремальными условиями жизнедеятельности, общие принципы его реализации. Описаны программы, реализуемые на разных уровнях психологического сопровождения населения. Представлены данные об апробации комплекса программ, реализующих модель психологического сопровождения людей, проживающих на территориях с экстремальными условиями жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Personality and Extreme Environment: From Survival to Full Functioning

The article considers the psychological readiness of the individual to extreme stress from the perspective of the subject-environmental approach. It describes the classification of extreme effects on the basis of their spatial and temporal characteristics and the nature of the prevailing assessment of extremality. It offers a model of the personal resources system, contributing to a constructive overcome 1 Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках программы стратегического развития ФГБУ ВПО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» на 2012-2016 гг. © О. С. Ширяева, С. В. Кондрашенкова, Я. А. Сурикова, 2012 of the extreme influence and constituting psychological readiness to emergency and crisis situations of the situational and biographical level. The article describes the developed system of psychological support of people living in areas with extreme life conditions (for example, Kamchatsky Krai) and presents theoretical and methodological assumptions underlying the psychological support of people living in areas with extreme life conditions and general principles for its implementation. The authors describe the programs that are implemented at different levels of psychological support of the population and present the data on testing a set of programs that implement the model of psychological support of people living in areas with extreme life conditions. Учёные записки ЗабГГПУ 234

Текст научной работы на тему «Личность и экстремальная среда: от выживания к полноценному функционированию»

УДК 159.9.07 ББК 88.3

Ольга Сергеевна Ширяева,

кандидат психологических наук, доцент, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (Петропавловск Камчатский, Россия), e-mail: [email protected] Светлана Владимировна Кондрашенкова, кандидат психологических наук, доцент, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (Петропавловск Камчатский, Россия), e-mail: [email protected]

Яна Алексеевна Сурикова, кандидат психологических наук, доцент, Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга (Петропавловск Камчатский, Россия), e-mail: [email protected]

Личность и экстремальная среда: от выживания к полноценному функционированию1

В статье с позиции субъектно-средового подхода рассматривается психологическая готовность личности к экстремальному воздействию. Представлена классификация экстремальных воздействий на основе их пространственно-временных характеристик и характера преобладающей оценки экстремальности. Предлагается модель системы личностных ресурсов, способствующих конструктивному преодолению экстремального воздействия и составляющих психологическую готовность к чрезвычайным и кризисным ситуациям как ситуативного, так и биографического уровня. Описывается разработанная система психологического сопровождения людей, проживающих на территориях с экстремальными условиями жизнедеятельности (на примере Камчатского края). Представлены теоретико-методологические предпосылки, лежащие в основе психологического сопровождения людей, проживающих на территориях с экстремальными условиями жизнедеятельности, общие принципы его реализации. Описаны программы, реализуемые на разных уровнях психологического сопровождения населения. Представлены данные об апробации комплекса программ, реализующих модель психологического сопровождения людей, проживающих на территориях с экстремальными условиями жизнедеятельности.

Ключевые слова: экстремальность, объективная экстремальность, субъективная экстремальность, экстремальная среда, система «субъект-среда», личностные ресурсы, психологическая готовность личности к экстремальному воздействию.

Olga Sergeevna Shiryaeva,

Candidate of Psychology, Associate Professor Kamchatka State University named after Vitus Bering, (Petropavlovsk Kamchatsky, Russia), e-mail: [email protected] Svetlana Vladimirovna Kondrashenkova, Candidate of Psychology, Associate Professor, Kamchatka State University named after Vitus Bering (Petropavlovsk Kamchatsky, Russia), e-mail: [email protected]

Yana Alekseevna Surikova, Candidate of Psychology, Associate Professor, Kamchatka State University named after Vitus Bering (Petropavlovsk Kamchatsky, Russia), e-mail: [email protected]

Personality and Extreme Environment: From Survival to Full Functioning

The article considers the psychological readiness of the individual to extreme stress from the perspective of the subject-environmental approach. It describes the classification of extreme effects on the basis of their spatial and temporal characteristics and the nature of the prevailing assessment of extremality. It offers a model of the personal resources system, contributing to a constructive overcome

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Минобрнауки России в рамках программы стратегического развития

ФГБУ ВПО «Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга» на 2012-2016 гг.

© О. С. Ширяева, С. В. Кондрашенкова, Я. А. Сурикова, 2012 233

of the extreme influence and constituting psychological readiness to emergency and crisis situations of the situational and biographical level. The article describes the developed system of psychological support of people living in areas with extreme life conditions (for example, Kamchatsky Krai) and presents theoretical and methodological assumptions underlying the psychological support of people living in areas with extreme life conditions and general principles for its implementation. The authors describe the programs that are implemented at different levels of psychological support of the population and present the data on testing a set of programs that implement the model of psychological support of people living in areas with extreme life conditions.

Keywords: extremality, objective extremality, subjective extremality, extreme environment, “subject-environment” system, personal resources, individual psychological readiness to extreme stress.

В настоящее время проблема разработки комплекса мероприятий по сопровождению и оказанию психологической поддержки личности в экстремальных условиях жизнедеятельности является одной из актуальных и востребованных, что, прежде всего, обусловлено значительным увеличением числа антропогенных и природных экстремальных воздействий на человека, а также невозможностью нивелировать негативное воздействие природноклиматической среды, в отличие от влияний

Субъект и экст

среды социальной, образовательной, информационной. В России, две трети площади которой отнесены к территориям с экстремальными природно-климатическими условиями и приравненным к ним, подобного рода исследования наиболее актуальны. При рассмотрении влияния экстремальной среды на человека важно не только делать акцент на внешней оценке среды или реакции субъекта, но и учитывать параметры взаимоотношений в системе «субъект - экстремальная среда» (см. табл. 1).

Таблица 1

;мальная среда

Подход к рассмотрению экстремальной среды Наиболее часто употребляемые термины Пространствен- новременные характеристики Преобладающая оценка экстремальности Механизмы/реакция в ответ на экстремальное воздействие

Среда как «арена» для одного события Чрезвычайная ситуация Внезапность, неожиданность, локализованность Объективная Поверхностные адаптационные механизмы Ситуативная реакция

Среда как «арена» для серии событий Кризисная ситуация, трудная ситуация, критическая ситуация, особые ситуации и т. д. Длительность, си-туативность Субъективная

Среда как «арена» для жизни в целом Экстремальные условия жизнедеятельности Постоянное воздействие Объективно- субъективная Глубинные механизмы, биографическая реакция (по Д. В. Сочивко)

Так, если среда рассматривается как «арена» для одного события, то на первое место выходит анализ гиперстрессовых, или чрезвычайных, ситуаций, при этом акцент делается на внешних резко выраженных ситуативных факторах экстремальности. В данную категорию попадают определения чрезвычайных и кризисных ситуаций, экстремальных условий, встречающихся чаще всего в литературе Министерства чрезвычайных ситуаций РФ, ката-строфологии и т. д.

Если среда рассматривается как «арена» для серии событий, то, как правило, анализируются физико-химическиеисоциально-психологические факторы, проявляющиеся, например, в профессиональной деятельности личности в изменённых условиях, в ситуациях боевых действий, в смоделированных экстремальных ситуациях. В зависимости от условий ситуации, делающих её экстремальной, принято говорить о травматических ситуациях, ситуациях риска, кризисных ситуациях, критических ситуациях и т. д.

При длительном воздействии экстремальности условий на личность, экстремальная среда выступает в качестве «арены» для жизни в целом, в этом случае рассматриваются аспекты жизнедеятельности человека в экстремальных условиях, когда задействуется психодинамика личности.

Оценка экстремальности в качестве характеристики среды может опираться как на внешние факторы («объективная экстремальность»), так и на внутренние («субъективная экстремальность») или же на их совокупность.

Экстремальные условия жизнедеятельности, по мнению Д. В. Сочивко, предъявляют повышенные требования к адаптации личности, актуализируют сложные формы социокуль-

Выделенные в процессе теоретического анализа качества личности, конструктивно взаимодействующей с экстремальной средой, с одной стороны, могут использоваться как перечень качеств, измеряемых в ходе первичной диагностики для прогноза развития личности в экстремальных условиях и обозначения путей работы с ней; а с другой стороны, выступают как качества, развитие которых будет включено в комплекс мероприятий по обучению личности конструктивным способам взаимодействия с экстремальными условиями.

В целом, наличие или отсутствие вышеперечисленных личностных характеристик чаще всего помещается в основу разделения стратегий преодоления, адаптации, совладания (в зависимости от того, в какой теоретической парадигме рассматривается взаимодействие в системе «субъект-среда») на способствующие

турного поведения. Поскольку экстремальные условия включают в себя как внешние, так и внутренние факторы, то исследование личности в экстремальных условиях жизнедеятельности предполагает уже не ситуативный, а биографический подход к изучению поведения человека в экстремальных условиях. В этой связи психологическая готовность к чрезвычайным и кризисным ситуациям, понимаемая как система психологических характеристик субъекта, обеспечивающих адаптивное поведение в экстремальной среде, включает в себя следующие компоненты: позитивная оценка экстремальности, вненормативная активность, ориентация на взаимоподдержку, сила «Я», субъективная насыщенность жизни (см. табл. 2).

достижению психологического благополучия, эффективной жизнедеятельности в экстремальных условиях (успешные) и затрудняющие его достижение (неуспешные).

Следует особо отметить, что выделенные личностные ресурсы способствуют повышению адаптивного потенциала независимо от характера воздействия экстремальности: данные качества обеспечивают психологическое благополучие личности как в условиях ситуативного воздействия экстремальности (чрезвычайные и кризисные ситуации), так и в условиях длительного и постоянного воздействия экстремальности (экстремальные условия профессиональной деятельности, экстремальные условия жизнедеятельности в целом). Таким образом, развитие системы данных личностных ресурсов не только будет способствовать успешной адаптации личности в целом к условиям жиз-

Таблица 2

Компоненты психологической готовности к экстремальному воздействию

№ Название компонента Содержание компонента

1 Позитивная оценка экстремальности Восприятие объективно экстремальных условий как субъективно неэкстремальных; оценка экстремальности как «вызова» (challenge)

2 Вненормативная активность Творческая направленность личности, активная жизненная позиция, широкий кругозор, стремление к самореализации, эмоциональная вовлечённость в деятельность

3 Ориентация на взаимоподдержку Стремление к взаимоподдержке и взаимопомощи, направленность на сотрудничество и кооперацию, ориентация на помощь другим со снижением акцентирования собственных интересов

4 Сила «Я» Высокая нервно-психическая устойчивость, самоконтроль, самостоятельность, принятие риска, убеждение в способности контролировать обстоятельства своей жизни

5 Субъективная насыщенность жизни Высокая осмысленность жизни, оценка её как эмоционально насыщенной, стремление к интенсивности и разнообразию впечатлений

недеятельности в регионе с экстремальноклиматическими условиями, но и увеличивать степень психологической готовности к чрезвычайным и кризисным ситуациям, повышать способность к успешному совладанию с ними, а следовательно, способствовать более эффективному поведению в чрезвычайной ситуации.

Особое значение в этой системе личностных ресурсов приобретает субъективная оценка экстремальности среды: субъективная оценка условий труда, жизнедеятельности и др. как экстремальных, представляющих угрозу значимым потребностям личности, резко снижает адаптивный потенциал личности, способствуя нарастанию тревоги, количества страхов, сужению перспектив будущего. Напротив, восприятие объективно экстремальных условий как субъективно неэкстремальных способствует более эффективной адаптации; при этом среда может восприниматься либо как неэкстремальная («обычная»), либо как бросающая «вызов» адаптивным возможностям личности, стимулирующая активизацию адаптивного потенциала.

Таким образом, важнейшей задачей профилактики дезадаптации в экстремальных условиях становится формирование адекватного отношения к объективным параметрам экстремальности: конструктивное восприятие экстремальности способствует её эффективному преодолению. Между тем, современный подход к психологическому сопровождению личности в экстремальных условиях ориентирован на фиксацию на негативных аспектах экстремальных ситуаций, способствуя повышению тревожности и нагнетанию нервнопсихического напряжения, что может привести к ослаблению внутренних ресурсов, снижению личностного потенциала и, в итоге, выбору неконструктивной стратегии совладания с экстремальной ситуацией. Следовательно. необходима новая модель психологического сопровождения личности в экстремальных условиях, ориентированная, прежде всего, на формирование устойчиво нейтрального (эмоционально безоценочного) отношения к ситуативным экстремальным воздействиям, а также на поиск ресурсов для позитивного отношения к длительным и постоянным экстремальным воздействиям, т. е. к проживанию на территории Камчатского края в целом.

Под экстремальными природно-климатическими воздействиями понимаются крайние естественные условия: температура, ветер,

электромагнитные колебания, атмосферное давление, а также другие воздействия, ставящие организм на грань переносимости. К азональным природно-климатическим факторам дискомфортности относятся также сейсмичность, определяемая на основе максимальной силы землетрясений по шкале Рихтера, и климатические экстремальные процессы - наводнения, тайфуны, цунами.

В качестве потенциальных объективных признаков экстремальности природноклиматической среды Камчатского края, несущих угрозу реализации значимых потребностей личности, можно выделить следующие:

- природно-климатические (параметры температуры, ветра, влажности, количество солнечных дней в году, изменения атмосферного давления т. д.);

- геофизические (вулканическая активность, сейсмическая активность, геомагнитные возмущения);

- социально-экономические и социальнокультурные характеристики, обусловленные климатом (удорожание жизни, ограниченность рекреационных поездок, культурного отдыха).

Сочетание этих объективных признаков среды позволяет говорить о более или менее выраженной экстремальности природноклиматических условий жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что при рассмотрении природно-климатической экстремальности речь идёт о том, что, даже если субъект не воспринимает эту среду как экстремальную, депривирующую значимые потребности, по объективным параметрам среда всё равно рассматривается как экстремальная, предъявляющая повышенные требования к личности, несущая угрозу здоровью и жизни человека. Это положение должно стать одним из основных при обосновании сопровождения личности в экстремальных условиях жизнедеятельности.

В основу разработанной модели психологического сопровождения населения Камчатского края с целью повышения психологической готовности населения к чрезвычайным и кризисным ситуациям легли следующие теоретико-методологические предпосылки:

1. Положения субъектно-средового подхода, рассматривающего личность в экстремальных условиях как взаимодействие в системе «субъект - экстремальная среда», где экстремальная среда понимается как среда, деприви-рующая значимые потребности субъекта.

2. Понятие об объективной и субъективной экстремальности среды: объективная экстремальность среды предполагает наличие условий, потенциально способных депривировать потребности личности; субъективная экстремальность подразумевает, что условия воспринимаются субъектом как депривационные. При этом объективные параметры среды выступают для личности в качестве экстремальных условий существования и развития, а субъективно переживаемая депривация значимых потребностей, вызванная экстремальными условиями, - в качестве экстремальной ситуации.

3. Пятикомпонентная модель психологической готовности к чрезвычайным и кризисным ситуациям, включающая такие комплексные параметры, как позитивная оценка экстремальности, вненормативная активность, ориентация на взаимоподдержку, сила «Я» и субъективная насыщенность жизни.

4. Положение о ведущей роли позитивной оценки экстремальности (субъективной неэк-стремальности) для успешной адаптации личности к экстремальным условиям: позитивная оценка экстремальности является основным компонентом психологической готовности к чрезвычайным и кризисным ситуациям.

5. Положение о развитии адаптивного потенциала личности в экстремальных условиях за счёт расширения репертуара стратегий со-владания, обращения к внутренним ресурсам и развития различных видов межличностного взаимодействия.

Реализацией данной модели стала разработка комплекса программ психологического сопровождения населения Камчатского края с целью повышения психологической готовности населения к чрезвычайным и кризисным ситуациям, включающего несколько уровней (см. табл. 3):

Таблица 3

Уровни реализации модели психологического сопровождения населения Камчатского края с целью повышения психологической готовности населения к чрезвычайным и кризисным ситуациям

№ Уровень Реализуемая программа

1 Психологическая профилактика дезадаптации в экстремальных условиях (ситуативная, длительная и постоянная экстремальность) - Программа актуализации внутренних адаптивных ресурсов личности - Программа профилактики психологической дезадаптации в экстремальных природно-климатических условиях

2 Психологическая реабилитация лиц, переживших экстремальную ситуацию (последствия воздействия ситуативной экстремальности) - Программа реабилитации лиц, переживших землетрясение

3 Подготовка специалистов для работы с населением в экстремальных условиях - Программы подготовки специалистов, осуществляющих психологическое сопровождение населения территорий с высоким уровнем сейсмического риска - Программы дополнительного обучения для специалистов, осуществляющих сопровождение личности в условиях чрезвычайных ситуаций

Данные программы включают в себя не только непосредственную работу по психологическому сопровождению учащихся средних и высших учебных заведений с целью повышения их психологической готовности к чрезвычайным и кризисным ситуациям, но также и схему работы с людьми, пережившими чрезвычайную ситуацию, т. е. направлены не только на психологическую профилактику дезадаптации в экстремальных условиях, но и на психологическую реабилитацию людей, испытавших воздействие экстремального фактора.

Очевидно, что специфика реализации программ психологического сопровождения требует от субъектов, играющих ведущую роль в их реализации, соответствующей квалификации:

конкретных знаний, умений и навыков, наличия определённых личностных черт и характеристик. В связи с этим необходимым является организация курсов повышения квалификации специалистов сферы образования, осуществляющих психологическое сопровождение учащихся (психологов службы образования, педагогов и др.), а также специалистов, осуществляющих сопровождение личности в условиях чрезвычайной ситуации (сотрудников МЧС, реабилитационных служб и др.). Показателями, свидетельствующими об эффективности программы, являются:

- теоретическая и практическая готовность населения к использованию полученных знаний и навыков на практике, овладение населением навыками саморегуляции и саморелаксации;

- повышение эмоциональной устойчивости, работоспособности, нервно-психической устойчивости, повышение уровня самоконтроля, самостоятельности населения;

- повышение социально-психологической компетентности населения, в том числе умения разрешать трудные ситуации в условиях дефицита информации и времени, навыков совлада-ния с трудными ситуациями;

- повышение уровня творческой направленности личности, активной жизненной позиции, широкого кругозора, стремления к самореализации, эмоциональной вовлечённости в деятельность;

- увеличение стремления к взаимоподдержке и взаимопомощи, направленности на сотрудничество и кооперацию, преобладание ориентации на помощь другим со снижением акцентирования собственных интересов;

- повышение уровня принятия риска, убеждения в способности контролировать обстоятельства своей жизни, рефлексии, осмысленности жизни, её эмоциональной насыщенности.

Таким образом, предложенная модель психологического сопровождения лиц, проживающих на территории с природными экстремальноклиматическими условиями, направлена как на повышение психологической устойчивости населения Камчатского края, так и на создание условий для раскрытия потенциальных возможностей личности. Так, в случае конструктивного прогноза работа должна быть направлена на усиление уже имеющихся внутренних ресурсов, обеспечивающих эффективное взаимодействие в системе «субъект-среда». При этом для личности, субъективно обесценивающей значимость внешней экстремальной среды для своего развития и функционирования, представляется важной выработка мероприятий, направленных на

поиск и демонстрирование содержащихся в среде ресурсов для развития. В случае деструктивного прогноза необходима работа, направленная на развитие необходимых личностных ресурсов. Кроме того, для специалистов, сопровождающих личность в экстремальных условиях, необходимы как программы повышения квалификации, направленные на расширение спектра знаний о специфике развития личности экстремальных условиях, так и программы, направленные на обучение работе с населением экстремальных территорий, исходя из региональной специфики.

Апробация данной модели психологического сопровождения населения Камчатского края с целью повышения психологической готовности населения к чрезвычайным и кризисным ситуациям осуществлялась в 2010-2011 гг. Было обнаружено, что реализация представленного комплекса программ способствует изменениям в каждом из компонентов психологической готовности к чрезвычайным и кризисным ситуациям (повышение эмоциональной устойчивости, расширение репертуара стратегий со-владания, активизация творческого потенциала и др.). Наиболее существенные изменения выявлены внутри компонента «Позитивная оценка экстремальности», который является ведущим, поскольку восприятие объективно экстремальных условий как субъективно неэкстремальных способствует более эффективной адаптации к чрезвычайным и кризисным ситуациям. Информирование о возможностях, которые содержит в себе экстремальная среда, ведёт к переосмыслению своего жизненного опыта, способствует активизации мировоззренческой активности и создаёт мотивационную предпосылку для развития личностных ресурсов, необходимых для эффективного функционирования в экстремальных условиях жизнедеятельности.

Список литературы

1. Александрова Л. А. Психологические ресурсы адаптации личности к условиям повышенного риска природных катастроф: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. 207 с.

2. Волович В. Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1980. 190 с.

3. Гостюшин А. В. Человек в экстремальной ситуации. М.: Армада-Пресс, 2001. 384 с.

4. Дикая Л. Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности : дис...д-ра психол. наук. М., 2002. 342 с.

5. Завалова Н. Д., Пономаренко В. А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1983. № 6. С. 23-31.

6. Канеп В. В., Слуцкер Д. С., Шафран Л. М. Адаптация человека в экстремальных условиях среды. Рига: Звайгзне, 1980. 184 с.

7. Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989. 303 с.

8. Лебедев В. И. Этапы психической адаптации в изменённых условиях существования // Вопросы психологии. 1980. № 4. С. 50-59.

9. Ломов Б. Ф. Психологические проблемы деятельности в особых условиях: сборник. М., 1985. 232 с.

10. Магомед-Эминов, М. Ш. Личность и экстремальная ситуация // Вестник МГУ Сер. 14. Психология. 1996. № 4. С. 48-56.

11. Маклаков А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16-24.

12. Медведев В. И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. 104 с.

13. Михайлов В. И. Психологическое здоровье населения Дальнего Востока: клиникоэпидемиологические и этнокульурные аспекты: автореф. дис. ... канд. мед. наук. М., 1998. 52 с.

14. Прошутинский Ю. С. Психологическая модель адаптации и дезадаптации человека в экстремальных условиях существования: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003. 126 с.

15. Развитие личности в экстремальных условиях: кол. моногр. / Е. Б. Весна, А. А. Алиске-ров, Е. В. Прозорова [и др.]. Петр.-Камч.: Изд-во КГПУ, 2004. 136 с.

16. Рягузова Е. В. Психологическое конструирование ситуации в повседневных и экстремальных условиях: дис. ... канд. психол. наук. Саратов, 2004. 155 с.

17. Сараева Н. М., Дьячкова Н. М., Ежевская Т. И., Суханов А. А. Исследование когнитивной сферы детей, проживающих в неблагоприятных экологических условиях // Психологическая наука и образование. 2002. № 1. С. 73-79.

18. Собольников В. В. Развитие личности в особых условиях деятельности: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Новосибирск, 1997. 24 с.

19. Сочивко Д. В., Орлова М. Ю. Психодинамика личности в экстремальных условиях жизнедеятельности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 2003. 355 с.

20. Янчук М. Н. Субъективная оценка психического состояния личности в особых условиях жизнедеятельности // Ломоносов: материалы X Междунар. науч. конф. студ., аспир. и молодых учёных. М., 2003. С. 96-98.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Spisok literatury

1. Aleksandrova L. A. Psihologicheskie resursy adaptacii lichnosti k uslovijam povy-shennogo riska prirodnyh katastrof: dis. ... kand. psihol. nauk. M., 2004. 207 s.

2. Volovich V G. Chelovek v jekstremal'nyh uslovijah prirodnoj sredy. M.: Mysl', 1980. 190 s.

3. Gostjushin A. V. Chelovek v jekstremal'noj situacii. M.: Armada-Press, 2001. 384 s.

4. Dikaja L. G. Psihologija samoreguljacii funkcional'nogo sostojanija sub#ekta v jeks-tremal'nyh

uslovijah dejatel'nosti : dis.d-ra psihol. nauk. M., 2002. 342 s.

5. Zavalova N. D., Ponomarenko V. A. Psihicheskie sostojanija cheloveka v osobyh uslovi-jah dejatel'nosti // Psihologicheskij zhurnal. 1983. № 6. S. 23-31.

6. Kanep V. V, Slucker D. S., Shafran L. M. Adaptacija cheloveka v jekstremal'nyh uslo-vijah sredy. Riga: Zvajgzne, 1980. 184 s.

7. Lebedev V. I. Lichnost' v jekstremal'nyh uslovijah. M.: Politizdat, 1989. 303 s.

8. Lebedev V. I. Jetapy psihicheskoj adaptacii v izmenjonnyh uslovijah suwestvovanija // Vo-prosy psihologii. 1980. № 4. S. 50-59.

9. Lomov B. F. Psihologicheskie problemy dejatel'nosti v osobyh uslovijah: sbornik. M., 1985. 232 s.

10. Magomed-Jeminov, M. Sh. Lichnost' i jekstremal'naja situacija // Vestnik MGU. Ser. 14. Psihologija. 1996. № 4. S. 48-56.

11. Maklakov A. G. Lichnostnyj adaptacionnyj potencial: ego mobilizacija i prognozirovanie v jekstremal'nyh uslovijah // Psihologicheskij zhurnal. 2001. T. 22. № 1. S. 16-24.

12. Medvedev V I. Ustojchivost' fiziologicheskih i psihologicheskih funkcij cheloveka pri dejst-vii jekstremal'nyh faktorov. L.: Nauka, 1982. 104 s.

13. Mihajlov V. I. Psihologicheskoe zdorov'e naselenija Dal'nego Vostoka: kli-niko-jepidemiolog-icheskie i jetnokul'urnye aspekty: avtoref. dis. ... kand. med. nauk. M., 1998. 52 s.

14. Proshutinskij Ju. S. Psihologicheskaja model' adaptacii i dezadaptacii chelo-veka v jekstremal'nyh uslovijah suwestvovanija: dis. ... kand. psihol. nauk. SPb., 2003. 126 s.

15. Razvitie lichnosti v jekstremal'nyh uslovijah: kol. monogr. / E. B. Vesna, A. A. Aliskerov, E. V. Prozorova [i dr.]. Petr.-Kamch.: Izd-vo KGPU, 2004. 136 s.

16. Rjaguzova E. V. Psihologicheskoe konstruirovanie situacii v povsednevnyh i jekstremal'nyh uslovijah: dis. ... kand. psihol. nauk. Saratov, 2004. 155 s.

17. Saraeva N. M., D'jachkova N. M., Ezhevskaja T I., Suhanov A. A. Issledovanie kog-nitivnoj sfery detej, prozhivajuwih v neblagoprijatnyh jekologicheskih uslovijah // Psiho-logicheskaja nauka i obrazovanie. 2002. № 1. S. 73-79.

18. Sobol'nikov V. V Razvitie lichnosti v osobyh uslovijah dejatel'nosti: avto-ref. dis. ... d-ra psihol. nauk. Novosibirsk, 1997. 24 s.

19. Sochivko D. V, Orlova M. Ju. Psihodinamika lichnosti v jekstremal'nyh uslo-vijah zhiznedejatel'nosti: dis. ... d-ra psihol. nauk. M., 2003. 355 s.

20. Janchuk M. N. Sub#ektivnaja ocenka psihicheskogo sostojanija lichnosti v osobyh uslovijah zhiznedejatel'nosti // Lomonosov: materialy X Mezhdunar. nauch. kof stud., aspir. i molodyh uch-jonyh. M., 2003. S. 96-98.

Статья поступила в редакцию 01.06.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.