Научная статья на тему 'Личность и деятельность пророка Исайи в истории и формировании христианского вероисповедания'

Личность и деятельность пророка Исайи в истории и формировании христианского вероисповедания Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
846
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВО / РЕЛИГИЯ / ХРИСТИАНСТВО / STATE / POLITICS / SOCIETY / RELIGION / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ливцов Виктор Анатольевич

В данной статье автором рассматриваются роль и место личности пророка Исайи в аспекте становления христианства, а также ее воздействие на государственную политику и общество Иудеи. Рассмотрены происхождение пророка и его призыв на служение Богу. Выявлено личное влияние Исайи на Езекию, правителя Иудеи, а также реализуемую им внутреннюю и внешнюю политику. Изучены характеристики личности пророка, представленные историками и богословами. На основе структурного и содержательного анализа Книги пророка Исайи выявлено коллективное авторство труда. Представлена авторская характеристика ряда мессианских пророчеств Исайи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY AND ACTIVITY OF THE PROPHET ISAIAH IN HISTORY AND THE FORMATION OF CHRISTIAN RELIGION

In this article, the author examines the role and place of the personality of the Prophet Isaiah in the aspect of the formation of Christianity, as well as its impact on the state policy and society of Judea. The origin of the prophet and his call to serve God are considered. The personal influence of Isaiah on Hezekiah, the ruler of Judea, as well as the domestic and foreign policies that he implements, are revealed. The characteristics of the Prophet's personality, presented by historians and theologians, are studied. Based on the structural and meaningful analysis of the Book of Isaiah, the collective authorship of labor is revealed. The author's characteristic of a number of messianic prophecies of Isaiah is presented.

Текст научной работы на тему «Личность и деятельность пророка Исайи в истории и формировании христианского вероисповедания»

УДК: 224.1:[230.1:94]

Ливцов Виктор Анатольевич - доктор исторических наук, профессор, зам. директора Среднерусского института управления -филиала РАНХиГС при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: livcov@orel.ranepa.ru

ЛИЧНОСТЬ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОРОКА ИСАЙИ В ИСТОРИИ И ФОРМИРОВАНИИ ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ

В данной статье автором рассматриваются роль и место личности пророка Исайи в аспекте становления христианства, а также ее воздействие на государственную политику и общество Иудеи. Рассмотрены происхождение пророка и его призыв на служение Богу. Выявлено личное влияние Исайи на Езекию, правителя Иудеи, а также реализуемую им внутреннюю и внешнюю политику. Изучены характеристики личности пророка, представленные историками и богословами. На основе структурного и содержательного анализа Книги пророка Исайи выявлено коллективное авторство труда. Представлена авторская характеристика ряда мессианских пророчеств Исайи.

Ключевые слова: государство, политика, общество, религия, христианство.

LIVTSOV VA. - Doctor of Historical Sciences, Professor, Deputy Director of Central Russian Institute of Management -a branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Russian Federation, Orel), e-mail: livcov@orel.ranepa.ru

PERSONALITY AND ACTIVITY OF THE PROPHET ISAIAH IN HISTORY AND THE FORMATION OF CHRISTIAN RELIGION

In this article, the author examines the role and place of the personality of the Prophet Isaiah in the aspect of the formation of Christianity, as well as its impact on the state policy and society of Ju-dea. The origin of the prophet and his call to serve God are considered. The personal influence of Isaiah on Hezekiah, the ruler of Judea, as well as the domestic and foreign policies that he implements, are revealed. The characteristics of the Prophet's personality, presented by historians and theologians, are studied. Based on the structural and meaningful analysis of the Book of Isaiah, the collective authorship of labor is revealed. The author's characteristic of a number of messianic prophecies of Isaiah is presented.

Keywords: state, politics, society, religion, Christianity.

Исайя является одним из величайших представителей классического допленного профетизма, память о котором празднуется Церковью 9 мая.

Будучи провозвестником Мессии и его Царства, а также наиболее ярким выразителем учения пророков, он пользовался большим авторитетом у толкователей Нового Завета. В частности, протоиерей С. Булгаков писал, что пророк представляет собой особый тип религиозного гения и одновременно грамотного политического деятеля, который оказывал влияние на судьбу Иудеи [14, с. 15].

С апостольских времен Церковь уделяла большое внимание его Книге. Примечательно, что в Новом Завете насчитывается более 40 ссылок на Книгу пророка Исайи, около 60 прямых цитат, а его пророчества часто звучат при осуществлении православного богослужения.

Писания пророка Исайи, включенные в церковный канон под общим названием «Книга пророка Исайи», представляют собой достаточно интересный материал для исследования. Блестящую характеристику им дал протоиерей А. Мень, отметив, что они выделяются среди прочих высокими литературными достоинствами, разнообразием жанров и богатством языка повествования [10, с. 343].

Исайя родился около 765 года в аристократической семье, которая была близка ко двору, в Иерусалиме, где провел всю свою жизнь. Имя пророка в переводе с еврейского языка означает «спасение Яхве».

Августин Блаженный [1, с. 262] и Климент Александрийский [5, с. 140] полагали, что отцом Исайи был пророк Амос из числа 12-ти пророков. Однако происхождение и начертание имени последнего в оригинальном

тексте не позволяют считать его отцом Исайи: «Но это не тот Амос, который в числе 12 меньших пророков, ибо и произношение их имен не одинаково (в еврейском чтении их) и означаемое ими не одно и то же. Надлежит заметить, что из пророков одни указывают своих отцов, а другие - нет. Может быть, умолчали о своих отцах пророки, происходившие от родителей незнатных», -указывает Св. Василий Великий [12, с. 91]. Блаженный Иероним также отмечает, что Амос «не был, как многие думают, третий из 12-ти пророков, а другой, и они пишутся у евреев различными буквами» [4, с. 6].

С малых лет Исайя слышал на паперти Иерусалимского храма проповеди Амоса, являвшиеся блестящими образцами ораторского искусства, от которого он многое воспринял, в частности непримиримость, к которой прибавил хрупкость Осии, другого библейского пророка, за счет чего у Исайи сформировался уникальный стиль общения и писания [16, с. 202-203].

Господь призвал его на служение в юные годы. Будущий пророк находился в храме на богослужении. Неожиданно Исайя почувствовал, что храм раздвигается и завеса, отделяющая Святое Святых, пропадает. Он увидел Господа, сидящего на престоле, вокруг Которого стояли шестикрылые серафимы: двумя крыльями они закрывали лица свои, двумя - ноги, двумя - летали. И взывали: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф!» (Ис.6:3).

Исайю охватил ужас: он, с нечистыми устами, живущий среди такого же народа, узрел Господа. После этого к юноше подлетел серафим с горящим углем и коснулся уст Исайи, очистив его от греха.

Юноша услышал вопрос: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» (Ис. 6:8). Пророк выказал желание стать проповедником воли Божией для еврейского народа. Господь согласился: видение окончилось, и на пророке почил Дух Божий. Факт того, что Исайю призвал Сам Господь Саваоф в ранней молодости, указывает на благочестивую жизнь Исайи.

Примечательно, что именно этот сюжет лег в основу стихотворения А.С. Пушкина «Пророк» [13, с. 149-150].

Исайя свидетельствует, что его жена также обладала пророческим даром, а своих сыновей он назвал в соответствии с основными мотивами его проповеди: Шеарясув -«остаток вернется» (Ис.7:3) и Магер-шелап-хаш-баз - «быстрый грабеж» или «скорая добыча» (Ис.8:3).

В начале пророческой деятельности, до воцарения Ахаза в 736 г. до н.э., Исайя обличает нравственную развращенность. Когда Ахаз вступил на престол, Дамасский царь Рецин и Израильский Факей приняли решение втянуть его в союз для ведения борьбы против Ассирийского царя Феглаффелласа-ра III. Получив отказ, они атаковали Ахаза, которому пришлось призвать на помощь ассирийцев. Исайя безуспешно пытался помешать проведению этой политики.

В этот период пророк впервые держал слово перед царем и пообещал тому божественное знамение. К этому этапу жизни Исайи относятся первые мессианские пророчества. Будучи уверенным в безуспешности своей деятельности, Исайя оставил политическое поприще.

Главной темой проповеди пророка в эти годы является неверность народа и его вождей Богу. Исайя записывал пророчества, а затем передавал их на хранение ученикам,

которые у него появились достаточно рано и сохранили писания учителя.

Обращение Ахаза к Феглаффелласару ускорило падение Северного царства. После утраты Израилем в 734 г. до н.э. части территории иностранное давление увеличилось, и в 721 г. до н.э. Самария перешла во владение Ассирии.

Единственным очагом веры оставалась маленькая Иудея. Пророк возлагал особую надежду на «Остаток», который сможет обрести спасение в День Господень. В конце правления Ахаза Исайя произнес второе мессианское пророчество - о рождении Младенца.

В 715 г. до н.э. новым правителем стал сын Ахаза - Езекия, который приблизил к себе Исайю, ставшего советником царя. Пророк вдохновил Езекию на реформу культа, очистившую храмовое богослужение от пережитков язычества. Было возрождено почитание Иеговы, из храма были убраны идолы, уничтожены «высоты», и даже истреблен медный змий Моисея, стоявший посреди Иерусалима.

После смерти Саргона, царя Ассирии, в 705 г. до н.э. подчиненные ему цари стали вновь готовиться к войне. В этом также был заинтересован Египет. Езекия, несмотря на попытки Исайи протестовать, включился в эту игру. При его дворе большое влияние приобрел князь Шевна, толкавший царя на войну и уверявший, что объединенная коалиция победит Ассирию, учитывая то, что против нее выступил Мердеах Баладан, царь Вавилона. Езекия согласился, собрав под свои знамена царства и княжества Сирии-Палестины.

Цели и задачи религиозной реформы были подменены военно-политической борьбой. Новый царь Ассирии Синахериб готовился к контратаке. Он направил кара-

тельную экспедицию в Вавилон, продвинулся в западном направлении, в 701 г. до н.э. занял Иудею и начал осаду Иерусалима: в анналах ассирийского царя можно прочесть, что он осадил 45 иудейских городов, крепости и поселения, пленил 200 150 человек, захватил лошадей, верблюдов, скот и запер в Иерусалиме Езекию, «как птицу в клетке» [9, с. 484]. Последний откупился огромной контрибуцией и потерял часть территории.

Позже Езекия заболел, и Исайя сказал ему готовиться к смерти и назначить преемника. В ветхозаветное время загробная жизнь представлялась мраком, а у Езекии не было наследника. Господь смиловался над царем после его молитвы и через пророка Своего передал Езекии, что его молитва услышана, он будет исцелен и проживет еще 15 лет, а Иерусалим спасется от посягательств ассирийского царя.

Езекия спросил у Исайи: какое знамение случится в знак того, что Господь исцелит его? Через пророка Бог поинтересовался -вперед или назад пройти тени на 10 ступеней? Царь предпочел, чтобы тень вернулась назад. Исайя воззвал к Господу, и тень отступила на 10 «ступеней Ахазовых» (отсутствует четкое понимание значения слова «ступень» - речь идет либо о солнечных часах неизвестной конструкции, либо об обыкновенной лестнице, сооруженной при Ахазе).

Спустя 10 лет Синахериб решил полностью искоренить потенциальные очаги восстаний: в 689 г. до н.э. он вторгся в Вавилон и разрушил его до основания. Позже настал час Иудеи - был занят Лахис, после чего Синахериб направил войска на Иерусалим.

Пророк направил к царю учеников, чтобы те ободрили его: врагу не было суждено

вступить в город. Военачальник ассирийцев напрасно вел переговоры о капитуляции. Так же безуспешно похвалялся Синахериб тем, что сразил всех богов и сразит Ягве. Царь Езекия проявлял мужество и сдержанность. Фараон пытался помочь Иерусалиму, но потерпел поражение. Оставалось лишь уповать на Бога.

Предсказание исполнилось: ассирийцы сняли осаду и покинули Иудею: «И вышел Ангел Господень, и поразил в стане ассирийском 185 000 человек. И встали поутру, и вот все тела мертвы». И. Флавий, еврейский историк и военачальник, указал, что это была вспышка «смертноносной язвы», а Геродот, греческий историк, полагал, что на войско

Синахериба напали мыши - символ чумы.

К этому периоду служения пророка относится его третье мессианское пророчество -об «Отрасли от корня Иессеева».

О жизни Исайи после неудачной осады Синахерибом Иерусалима не известно ничего, включая точную дату смерти пророка. Согласно легенде, он пережил Езекию и мученически погиб в дни Манассии. Об этой версии знали христианские писатели первых веков - Блж. Иероним, Епифаний, Иустин Мученик, Ориген, Тертуллиан. Текст апокрифа был впервые опубликован в Оксфорде Лоренсом в 1819 г. на эфиопском языке. Сохранились также греческий и латинский переводы.

Большинство библеистов придерживаются мнения о том, что апокриф берет начало из иудейской среды 1-П столетия н.э., после чего подвергся христианской обработке. В нем сообщается, что слуги Манассии схватили и пытали Исайю, вынуждая отказаться от произнесенных предсказаний.

Предание гласит, что пророк скончался мученически - он спрятался от преследования в полости ствола кедра и был перепилен вместе с деревом. Умирая, Исайя «не кричал и не плакал, ибо уста его говорили с Духом Святым» [10, с. 345].

Тем не менее в Библии не сказано, что Исайя был убит. Кроме того, Манассии было только 12 лет, когда он взошел на престол, и это не могло произойти до тех пор, пока в его царствование антияхвистская политика не достигла своего максимума. К тому времени Исайя был бы уже очень стар.

Книга пророка Исайи является первой канонической книгой, входящей в сборник Великих пророков Ветхого Завета. Она включает 66 глав, написанных главным образом в форме стихотворений, которые тематически и стилистически делятся на 3 части по следующим главам: с 1 по 39; с 40 по 55; с 56 по 66.

Отметим, что древнейшее содержание книги найдено в Кумране в конце II в. до н.э. Оно отличается от масоретского текста орфографией и разночтениями, которые помогли определить точное содержание подлинника там, где оно не было полностью ясно.

Русский библеист И. Якимов писал, что «перевод 70-ти в книге пророка Исайи отличается далеко не везде буквально точною верностью оригиналу, но отчасти есть перифраз точного смысла еврейского текста, отчасти - по различным причинам - прямо отступает более или менее от этого замысла» [8, с. 1992-1993].

Книга пророка Исайи существует в четырех переводах: еврейский масоретский, перевод Семидесяти, Пешито (подобен переводу Семидесяти) и Вульгата (подобен масорет-скому тексту).

Книгу пророка Исайи толковали Прп. Ефрем Сирин (по тексту Пешито),

Св. Василий Великий (гл. 1-16), Св. Иоанн Златоуст (греческий текст - гл. 1-8, латинский и армянский переводы - все главы), Блж. Иероним (по еврейскому и греческому текстам), Св. Кирилл Александрийский (по переводу Семидесяти) и Блж. Феодорит.

Содержание книги составляют речи пророка Исайи, неизвестно кем окончательно сгруппированные. Интерес представляет и то, что тексты располагаются по тематическому, а не хронологическому принципу.

Библеист А.П.Лопухин приводит следующее тематическое деление книги на две части:

-Первая часть (гл. 1-39) является преимущественно обличительной: пророк обличает сильных мира сего и весь народ за неблагодарность Богу, идолослужение, неверие в Божественное Откровение, внешнее исполнение Закона и одновременное с этим безнравственное поведение, нечестность к ближним, отсутствие любви, благотворения, милосердия, осуждение внешней политики, направленной на налаживание отношений с языческими державами.

За обличением следует предсказание суда Божия через язычников: опустошение земли, изгнание евреев, взятие Иерусалима, падение Самарии, Плен Вавилонский.

В этой же части нашлось место напоминанию народу, что «с нами Бог», и обещанию того, что «снимется с рамен твоих бремя», «утвердит Господь Сион», «Ассур падет» и т.д. Однако для того, чтобы все это произошло, народ должен обратиться к Богу: «Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его...покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет. Обратитесь к Тому, от Которого вы отпали, сыны Израиля!».

- Вторая часть (гл. 40-66) содержит утешительные речи Исайи перед грядущим Вавилонским Пленом. Она состоит из 3 отделов по 9 глав, объединенных общей темой: повествованием об эпохе искупления Израиля и человечества, начинающейся с освобождения Израиля из Вавилонского Плена и простирающейся до Страшного Суда.

Так, главы 40-48 повествуют об освобождении от Вавилонского Плена благодаря Киру, а также о нравственном освобождении от греха через Мессию; главы 49-57 рассказывают о Мессии и Его страданиях; главы 58-66 прославляют Мессию.

В качестве особенностей пророчеств Исайи отметим следующие:

-настоящее и будущее - единое целое без хронологических разграничений; пророк резко переводит взор от настоящего к будущему;

- четкость мессианских пророчеств (о рождении Эммануила от Девы, о чудесах, совершенных Иисусом Христом, о Кире, о смирении Христа, об уничижённом Его состоянии);

- точное время наступления тех или иных событий;

-богатый язык, образность и убедительность изложения.

Отмеченные достоинства пророчеств Исайи дали повод толкователям всех времен восхвалять его как «великого и верного в видениях своих» пророка (Сир. 48:25), «божест-веннейшего» (Блаж. Феодорит), «проницательнейшего и мудрейшего из пророков» (Исидор Пелусиот), «ветхозаветного евангелиста и апостола» (Блаж. Августин, Св. Кирилл Александрийский).

Важно обратить внимание на то, что книга написана не единственным автором. Целая

школа учеников пророка столетиями дополняла и расширяла ее.

Первые предположения о коллективном авторстве книги высказывались еще в Средневековье, однако лишь с ХУП-ХУШ веков толкователи стали приводить серьезные аргументы в пользу двух, а позже - трех авторов.

В частности, пророк Исайя проповедовал за два столетия до Плена, в то время как вторая часть книги обращена к изгнанникам, живущим в Вавилоне. Из текста следует, что на момент ее написания Иерусалим уже лежал в руинах и Бог обещал возродить его.

Единственным историческим лицом, упомянутым во второй части, является Кир Ах-менид, персидский царь (559-529 гг. до н.э.), захвативший Вавилон и давший иудеям возможность вернуться на родину.

Наконец, стиль изложения второй части отличается от ранних писаний пророка Исайи.

Эти факты привели библеистов к выводу о том, что вторая часть Книги написана не самим Исайей, а его последователем, жившим в период Плена, которого с XVIII в. стали называть Второисайей.

Во второй части Книги содержатся важнейшие ветхозаветные пророчества о Христе, на одно из которых ссылался Сам Иисус как на «исполнившееся» в Его Лице (Лк.4,15-20).

Называя причины включения пророчеств Второисайи в Книгу иерусалимского пророка, одни библеисты полагают, что его также звали Исайя, благодаря чему собиратели рукописей отождествили его с иерусалимским пророком; другие же считают, что Второисайя предпочел анонимность, так как его речи были обращены против Вавилона и представ-

ляли опасность. Однако обоих пророков объединяют акцент на теме спасения, отношение к культу и отношение к Мессии как к личности.

При сравнении Второисайи с Иезекиилем, его старшим современником, легко выявить различия между ними. Так, Иезекииль, будучи священником, придает особое значение храмовым обрядам, в то время как Второ-исайя делает акцент на личной нравственности как главной форме служения Богу.

Важно обратить внимание на то, что у пророка Исайи еще при жизни были ученики. Видимо, автор второй части Книги принадлежал к этой школе, не исчезнувшей после смерти Исайи.

Примечательно, что многие библеисты выделяли главы с 56 по 66 в особый раздел, написанный так называемым Тритоисайей, но компьютерный анализ языка, выполненный в 1970 году Й. Раддаем, показал, что текст принадлежит руке Второисайи.

Тем не менее это совершенно не влияет на каноничность Книги.

Таким образом, главным аргументом подлинности Книги пророка Исайи является то, что книга признается Священным Писанием: Сам Христос и апостолы особенно отмечали ее за мессианские пророчества, находящиеся во всех частях, исполнение которых как нельзя лучше свидетельствует в пользу самой Книги и ее автора.

Таким образом, влияние пророка Исайи на жизнь иудейского Израильского государства огромно, а школа последователей не распалась после его смерти. Наоборот: ученики бережно хранили и переписывали свитки, продолжив свою деятельность даже во время Вавилонского Плена.

Исайя является первым из пророков-писателей, кто совершенно определенно го-

ворит о Мессии как о личности. Он предрекает политический упадок дома Давидова, из которого после всех испытаний произойдет «Отрасль», Помазанник Яхве.

Центральными темами учения пророка Исайи являются святость и спасение Божие, совершающееся через Его Помазанника. Поэтому Отцы Церкви называли Исайю не только пророком, но и «апостолом», и «евангелистом», а мотивы и образы пророка Исайи обнаруживаются почти у всех последующих пророков и апокапиптиков.

Библиография:

1. Августин Блаженный. Творения. В 4 тт. - Т. 4. - СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998.-589 с.

2. Евангелие от Луки. - Харьков: Фолио, 2011.-224 с.

3. Евангелие от Матфея. - Харьков: Фолио, 2011.-192 с.

4. Иероним Блаженный. Толкование на пророка Исайю. - Т. 7. - Киев: Типография Г.Т. Корчак-Новидваго, 1882. - 457 с.

5. Климент Александрийский. Строма-ты. Т. 1. - СПб.: «Издательство Олега Абыш-ко», 2003. - 544 с.

6. Книга премудрости Соломона. Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова. - М.: Летопись, 2014.-288 с.

7. Книга пророка Исайи. - М.: Книга по Требованию, 2011.-102 с.

8. Комментарий к Ветхому Завету / Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с приложениями. - Брюссель: Жизнь с Богом, 1989. -2392 с.

9. Лопухин А.П. Толковая Библия в 7 тт. - Т. 2. Ветхий Завет. Исторические книги.

Книга Судей Израилевых. - М., 2009. -1056 с.

10. МеньА. Исагогика (курс по изучению Священного Писания). - Киев, 2012.-636 с.

11. Новый Завет. - М.: Синтагма, 2014. -640 с.

12. Олесницкий А.А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. - СПб., 1894. - 224 с.

13. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 10 тт. - Т. 2. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959. -799 с.

14. Речи, изменившие мир. - М.: Издательство «Э», 2017.-384 с.

15. Шураки А. Повседневная жизнь людей Библии / Пер. А.Е. Винник. - М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2004. -278 с.

References:

1. Avgustin Blazhennyy. Tvoreniya. V 4 tt. -Т. 4. - SPb.: Aleteyya; Kiyev: UTSIMM-Press, 1998.-589 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Yevangeliye ot Luki. - Khar'kov: Folio, 2011.-224 s.

3. Yevangeliye ot Matfeya. - Khar'kov: Fo-lio, 2011.-192 s.

4. lyeronim Blazhennyy. Tolkovaniye na proroka Isayyu. - T. 7. - Kiyev: Tipografiya G.T. Korchak-Novidvago, 1882.-457 s.

5. Kliment Aleksandriyskiy. Stromaty. T. 1. -SPb.: «Izdatel'stvo Olega Abysh-ko», 2003. -544 s.

6. Kniga premudrosti Solomona. Kniga premudrosti lisusa, syna Sirakhova. - M.: Letopis', 2014.-288 s.

7. Kniga proroka Isayi. - M.: Kniga po Trebovaniyu, 2011.-102 s.

8. Kommentariy k Vetkhomu Zavetu I Bibliya. Knigi Svyashchennogo Pisaniya Vetkhogo i No-vogo Zaveta v russkom perevode s prilo-zheniyami. - Bryussel': Zhizn's Bogom, 1989. -2392 s.

9. Lopukhin A.P. Tolkovaya Bibliya v 7 tt. - T. 2. Vetkhiy Zavet. Istoricheskiye knigi. Kniga Sudey Izrailevykh. - M„ 2009. -1056 s.

10. Men' A. Isagogika (kurs po izucheniyu Svyashchennogo Pisaniya). - Kiyev, 2012. -636 s.

11. Novyy Zavet. - M.: Sintagma, 2014. -640 s.

12. Olesnitskiy A.A. Rukovodstvennyye o Svyashchennom Pisanii Vetkhogo i Novogo Zaveta svedeniya iz tvoreniy svyatykh ottsov i uchiteley Tserkvi. - SPb., 1894. - 224 s.

13. Pushkin A.S. Sobraniye sochineniy v 10 tt. - T. 2. - M.: Gosudarstvennoye izda-tel'stvo khudozhestvennoy literatury, 1959. - 799 s.

14. Rechi, izmenivshiye mir. - M.: Izdatel'stvo «E», 2017.-384s.

15. Shuraki A. Povsednevnaya zhizn' lyudey Biblii I Per. AYe. Vinnik. - M.: Molodaya gvardiya, Palimpsest, 2004. - 278 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.