УДК 908
ЛИЧНОЕ ПОДСОБНОЕ ХОЗЯЙСТВО НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОГО ЧЕРНОЗЕМЬЯ В 1970-х - НАЧАЛЕ 1980-х гг. (НА МАТЕРИАЛАХ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ)
© Владимир Александрович ПЕРЦЕВ
Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории новейшего времени и историографии, e-mail: [email protected]
Анализируется содержание государственной политики в области дальнейшего развития личного подсобного хозяйства граждан. Отражаются особенности функционирования личных подсобных хозяйств населения Центрально-Черноземного экономического района. Рассмотрены тенденции, проявившиеся в количественном составе подсобных хозяйств и их роли в производстве продуктов питания.
Ключевые слова: личное подсобное хозяйство; Центральное Черноземье; продовольствие; приусадебный участок; потребительский рынок; коллективное садоводство и огородничество.
Последствием многочисленных аграрных преобразований Н.С. Хрущева, осуществлявшихся во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг., явилось дальнейшее превращение сельскохозяйственного сектора в разновидность общественного производства. Изменились не только принципы организации сельскохозяйственной деятельности, но и была кардинально реформирована система управления сельским хозяйством. Предпочтение отдавалось преимущественно социалистическим сельскохозяйственным предприятиям, что априори ставило колхозно-кооперативные объединения в неравные финансовые и производственные условия. В то же время настоятельно рекомендовавшиеся методы «борьбы с личным подсобным хозяйством» аграрного населения также не способствовали укреплению продовольственной базы государства.
Экономическая реформа середины 1960-х гг., сопровождавшаяся значительным расширением самостоятельности колхозов и совхозов, могла качественно изменить ситуацию в сельском хозяйстве и ускорить насыщение внутреннего потребительского рынка качественными продуктами питания. Однако отрицательные последствия ускоренной урбанизации населения для исконно аграрных регионов страны явились губительными и не позволили в полной мере воспользоваться предоставленными возможностями. Усиление административно-планового варианта развития народного хозяйства страны, проявившееся в начале 1970-х гг.,
столкнулось с невозможностью его практической реализации на основе дальнейшего экстенсивного пути функционирования аграрного сектора отечественной экономики. Потребовались альтернативные способы обеспечения населения необходимой продовольственной продукцией. Одним из них являлось восстановление традиционных вариантов обеспечения населения необходимым продовольствием на основе дальнейшего развития личных подсобных хозяйств граждан.
В исторической литературе второй половины 1950-х - 1990-х гг. достаточно часто поднимались вопросы, связанные с исследованием процесса развития личных подсобных хозяйств населения. В работах М.А. Алексеева, В.Е. Григоровского, З.И. Калугиной, В.Б. Островского, О.Л. Поповой, В.Б. Самсонова, В.В. Устюковой [1-6] нашли отражение многие стороны организации и функционирования личных подсобных хозяйств. Представленные в исследованиях материалы охватывали как всю территорию страны, так и отдельные ее регионы. Значительный вклад в изучение темы внесли профессиональные историки областей Центрального Черноземья. В выявлении характерных особенностей проблемы активную роль сыграли М. Е. Бураков, И.М. Климов, В.И. Логунов, А.В. Лосев [7-10]. В своих работах, посвященных рассмотрению отдельных сторон социальноэкономического и политического развития Центрального Черноземья, эти авторы постоянно использовали материалы о дальнейшем развитии индивидуальных хозяйств населе-
ния. Тем не менее, вне поля зрения исследователей остались еще многочисленные сюжеты этой многоплановой проблемы.
Сразу же после отставки Н.С. Хрущева началось осуществление мероприятий, направленных на пересмотр и отмену многих предшествующих решений. 13 ноября 1964 г. бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совета Министров РСФСР приняли совместное постановление № 1408 «Об устранении необоснованных ограничений подсобного хозяйства колхозников, рабочих и служащих» [11, л. 7]. Оно предусматривало значительное расширение возможностей для создания личных подсобных хозяйств граждан. Местные партийные и советские органы должны были выделять населению приусадебные участки, оказывать гражданам помощь в обзаведении домашним скотом, а также кормами для его содержания, осуществлять техническое содействие в обработке приусадебных участков. Благодаря принятому решению во второй половине 1960-х - начале 1970-х гг. постепенно возрастал количественный состав граждан, занимавшихся личным подсобным хозяйством. В то же время массовый отток сельскохозяйственных жителей в города и поселки городского типа не привел к масштабному возрождению такого варианта хозяйствования, что выразилось в дальнейшем обострении продовольственной проблемы.
Вместе с тем нельзя не отметить, что, оказавшись городскими жителями, вчерашние крестьяне не утратили склонность к сельскохозяйственному труду. На это было рассчитано постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 843 от 14 сентября
1977 г. «О личных подсобных хозяйствах колхозников, рабочих, служащих и других граждан и коллективном садоводстве и огородничестве» [12, с. 544]. Оно предоставляло возможность рабочим и служащим реализовывать имевшиеся навыки работы на земле в условиях развития коллективного садоводства и огородничества. С помощью таких нововведений органы государственной власти и управления пытались не только «занять свободное время советских тружеников», но и способствовать улучшению снабжения населения необходимыми продуктами питания. На дальнейшее распространение индивидуального труда в подсобных хозяйствах граждан было ориентировано и постановление
Совета Министров РСФСР и ВЦСПС № 623 от 12 декабря 1977 г. «О личных подсобных хозяйствах граждан» [13, л. 1].
В областях Центрального Черноземья с традиционно высоким весом аграрного населения, принятые решения оказали значительное влияние на дальнейшее развитие личных подсобных хозяйств рабочих и служащих. 10 января 1978 г. Воронежским обкомом КПСС и облисполкомом было принято совместное постановление № Б-46/3 «Об осуществлении решений, направленных на дальнейшее развитие личных подсобных хозяйств населения». В нем отмечалось: «По состоянию на 1 октября 1977 г. за колхозниками, рабочими и служащими закреплено свыше 109 тыс. га земель из приусадебного фонда. По заявкам промышленных и сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений для коллективного садоводства и огородничества выделено 10,3 тыс. га земель несельскохозяйственного пользования. Трестом «Плодопром» и объединением «Сортсемовощ» увеличено производство и продажа посадочного материала - плодовых и ягодных культур, семян и рассады. Расширен выпуск садово-огородного инвентаря и средств малой механизации сельскохозяйственных работ. Торговые предприятия увеличили продажу строительных материалов, инвентаря, минеральных удобрений и ядохимикатов» [13, л. 2].
Для расширения состава граждан с личным подсобным хозяйством требовалось создать условия для временного или постоянного пребывания населения в тех местах, где располагались их подсобные хозяйства. В сообщении заместителя начальника управления торговли Воронежского облисполкома М.А. Морозова содержалась копия заявки в Госснаб СССР на 1978 г. «О поставке 300 сборных садовых домиков». Однако управление «Союзглавтара» представленную заявку так и не удовлетворило. В соответствии с создавшейся ситуацией облисполком своим распоряжением № 482 от 7 июля 1978 г. обязал объединение «Воронежстройматериал» и управление местной промышленности изготовить и поставить в торговую сеть и управлению «Центрчерноземтара» сборных садовых домиков в количестве 700 штук» [13, л. 6]. Однако на основании имеющихся отчетов этих организаций за 1978 г. можно сде-
лать вывод о том, что указанные предприятия поставку сборных садовых домиков не произвели [13, л. 47].
На протяжении всего 1978 г. в Воронежский облисполком поступали многочисленные заявки предприятий и организаций на выделение земельных участков с целью создания на них коллективных садоводческих хозяйств. Решением облисполкома № 910 от 28 декабря 1978 г. «Об отводе земли предприятиям и организациям для коллективного садоводства» было разрешено произвести отвод земельных участков площадью 720 га 28 предприятиям и организациям г. Воронежа, а также Павловскому горно-обогатительному комбинату, Придонскому химзаводу, Нововоронежской АЭС и управлению строительства АЭС. В общей сложности по заявкам промышленных и сельскохозяйственных предприятий, организаций и учреждений для коллективного огородничества было выделено более 9 тыс. га земли [13, л. 10].
По итогам осуществленных мероприятий управлением сельского хозяйства Воронежского облисполкома 24 января 1979 г. было подготовлено сообщение в областной комитет КПСС. В нем отмечалось: «Проведена работа по выявлению неудобных земель в колхозах и совхозах области, пригодных для использования в коллективном хозяйстве, в разрезе районов. Выявлено таких земель
9.4 тыс. га, из них пастбищ - 3,9 тыс. га. Других несельскохозяйственных угодий -
5.5 тыс. га. После этого было выделено: Павловскому горно-обогатительному комбинату - 25 га, Придонскому химическому заводу - 38 га, Нововоронежской АЭС - 30 га, из земель колхозов и совхозов Рамонского, Хохольского, Каширского, Семилукского, Павловского и Россошанского районов» [13, л. 160].
Управление торговли воронежского облисполкома 26 января 1979 г. в докладной записке в областной комитет КПСС сообщало: «В соответствии с постановлением обкома КПСС и облисполкома № 19 от 10 января
1978 г. управлением торговли дано указание № 4-01 от 20 января 1978 г. всем руководителям торговых учреждений об улучшении торговли и увеличении объема поставок минеральных удобрений, ядохимикатов и садово-огородного инвентаря. Выполняя его, база «Росхозторга» значительно увеличила по-
ставку садово-огородного инвентаря торговым организациям» [13, л. 46]. Высокими являлись объемы поставок и продажи населению таких востребованных изделий, как: тяпки, вилы садово-огородные, гидропульты, косы, совки сажательные, тележки садовые. Данная продукция в первую очередь требовалась гражданам, решившим заниматься личным подсобным хозяйством или коллективным садоводством для благоустройства полученного земельного участка. Среди активно раскупавшихся населением предметов садово-огородного инвентаря преобладали примитивные ручные орудия труда и приспособления, которые лишь отчасти облегчали труд на земле.
Выявленные архивные материалы позволяют обстоятельно проследить практические результаты, полученные в процессе реализации обозначенных мероприятий. В годы десятой пятилетки наблюдался значительный рост объемов произведенной животноводческой продукции в личных хозяйствах населения Воронежской области по сравнению с периодом девятой пятилетки за исключением производства молока и заготовкой шерсти. В индивидуальных хозяйствах граждан Воронежской области в 1971-1975 гг. по сравнению с 1966-1970 гг. производство мяса в живом весе в среднем за год увеличилось с 64,3 до 75,7 тыс. т; производство мяса в убойном весе возросло с 41,8 до 50,3 тыс. т; яиц -с 226,2 до 244,6 млн шт.; выработка молока уменьшилась с 412,1 до 386,0 тыс. т; сбор шерсти сократился с 615 до 450 т [14, л. 108].
В дальнейшем, несмотря на общее снижение среднегодовых темпов прироста объемов производимой продукции, на протяжении ряда лет происходило аналогичное увеличение производства продукции животноводства. Наивысшие показатели были достигнуты в 1978 г. Он и стал переломным этапом в получении животноводческой продукции в индивидуальных хозяйствах граждан. После этого начинается спад. В 1979 г. по сравнению с 1978 г. в хозяйствах населения Воронежской области было произведено мяса меньше на 9 %, молока - на 3 %, яиц - на
7 % и шерсти - на 10 %. На долю личных подсобных хозяйств населения Воронежской области в 1979 г. приходилось 25 % производства мяса и 27 % молока от общего производства этих продуктов в области. По
РСФСР аналогичные показатели составили соответственно 28 и 26 %. В конце 1970-х - в начале 1980-х гг. ситуация качественно не изменилась [14, л. 109].
Сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан сопровождалось соответствующим снижением размеров закупок государственными заготовительными организациями продуктов питания у населения. В 1979 г. по сравнению с 1978 г. у населения Воронежской области было закуплено меньше: скота и птицы - на 3 тыс. т; яиц - на
17,5 млн шт.; шерсти - на 15 т; закупки молока увеличились на 2,5 тыс. т. Средне годовые объемы государственных закупок скота и птицы в хозяйствах населения Воронежской области за четыре года десятой пятилетки по сравнению с предыдущей пятилеткой сократились также более чем в 2 раза, яиц - на 35 %, шерсти - на 9 %. Молока в хозяйствах населения было закуплено на 21 % больше, чем в среднем за год предыдущей пятилетки [14, л. 110].
О соотношении объемов закупок у населения РСФСР и Воронежской области в 1970 г.
молока в расчете на одну имевшуюся корову свидетельствуют следующие данные (табл. 1).
Из табл. 1 следует, что в 1979 г. по сравнению с 1976 г. объем закупленного молока в личных подсобных хозяйствах населения Воронежской области в расчете на одну имевшуюся корову вырос на 111,2 %, в то время как в целом по РСФСР этот показатель составил 111,8 %.
Однако в различных районах Воронежской области объемы закупленного молока у населения, в расчете на одну имевшуюся в хозяйстве корову, были далеко не одинаковые. В Рамонском районе данный показатель составлял 592 кг, Богучарском - 518 кг, Репьевском - 453 кг, Калачеевском - 443 кг, тогда как в Поворинском районе только 31 кг, Борисоглебском - 63 кг и Нововоронежском - 87 кг. С каждым годом в личных подсобных хозяйствах населения Воронежской области постоянно сокращалось поголовье скота, чем и объяснялось уменьшение объемов производства продукции животноводства (табл. 2) [14, л. 111].
Таблица1
Заготовка молока у населения Воронежской области в 1970-е гг. в расчете на одну имевшуюся в хозяйстве корову (кг) [14, л. 111]
Годы
1976 1977 1978 1979
РСФСР 152 148 152 170
Воронежская область 223 211 222 248
Таблица 2
Поголовье скота, находившегося в личной собственности колхозников, рабочих и служащих Воронежской области в 1950-х - начале 1980-х гг. (на начало года, тыс. голов) [14, л. 112]
Годы Крупный рогатый скот В т. ч. коровы Свиньи Овцы и козы
1951 314,7 219,9 41,6 381,7
1956 387,8 212,7 243,6 783,9
1961 260,2 216,5 154,4 673,8
1966 348,4 209,8 223,9 473,0
1 971 258,3 188,9 146,3 411,8
1 976 218,4 154,0 93,1 378,5
1 977 218,4 151,0 97,5 338.4
1 978 216,4 146,8 119,3 316,3
1 979 201,9 141,5 110,1 318,1
1980 188,5 134,9 101,6 314,8
Сравнительный анализ материалов табл. 2 свидетельствует о том, что в 1980 г. крупного рогатого скота у населения Воронежской области стало меньше, чем в 1965 г. на 46 %, в т. ч. коров - на 36 %; свиней - в два с лишним раза; численность овец и коз уменьшилась на 33 %. Даже в летние месяцы, когда в личных подсобных хозяйствах населения Воронежской области обычно сосредоточивалось наибольшее количество скота, в конце 1970-х - начале 1980-х гг. поголовье его постоянно сокращалось.
Проявившаяся динамика объяснялась, прежде всего, уменьшением общей численности сельского населения, которое на начало 1980 г. составляло 1110,8 тыс. человек и по сравнению с 1970 г. сократилось на 264,7 тыс. человек, или на 19 % [14, л. 112]. Сельскохозяйственные районы покидали преимущественно молодые люди, способные помимо основной производственной деятельности еще и заниматься ведением личного подсобного хозяйства. Кроме того, особую роль также играл и психологический фактор, вызванный определенным недоверием к длительности в реализации принимаемых решений. Даже еще сохранявшееся аграрное население ожидало, как и в предшествующие годы, очередной партийно-государственной кампании по сокращению личных подсобных хозяйств, новых «налоговых революций», мероприятий по усилению «борьбы с приусадебными участками» и «сверхдоходами сельскохозяйственного сектора» страны вследствие реализации произведенной в личных подсобных хозяйствах продукции и многих других непредсказуемых государственных и партийных решений. Кроме того, разведению домашнего скота и птицы препятствовали также сохранявшиеся высокие цены на сельскохозяйственные корма и низкие цены на закупаемые у населения излишки сельскохозяйственной продукции. Поэтому с каждым годом постоянно увеличивалось число хозяйств колхозников, рабочих и служащих совхозов, проживавшей в сельской местности интеллигенции, отказывавшихся от содержания скота. В 1979 г. по сравнению с 1966 г. общее число личных подсобных хозяйств колхозников, не имевших скота, в Воронежской области увеличилось на 19 %, а число аналогичных хозяйств рабочих и служащих совхозов - на 15 %. По такой катего-
рии населения, как не имевшие крупного рогатого скота, данное сокращение соответственно составило 20 и 15 %. Не имели в своем личном подсобном хозяйстве коров 16 и 11 %; свиней - 13 и 8 %; не выращивали овец - 21 и 13 % [13, л. 81].
Личные подсобные хозяйства населения Воронежской области в 1970-е - начале 1980-х гг. значительно увеличили продажу крупного рогатого скота колхозам и совхозам и в то же время уменьшили продажу скота в государственные заготовительные организации. Если в 1970 г. большую часть скота личные подсобные хозяйства продавали государственным организациям, то в конце 1970-х гг. это количество уменьшилось в среднем в 6 раз по сравнению с объемом проданного скота колхозам и совхозам [14, л. 215]. Происходило это потому, что колхозы и совхозы покупали у населения скот по более высокой закупочной цене и сроки выплаты денежных средств коллективными сельскохозяйственными предприятиями был намного короче, чем период выплаты за закупленный скот государственными организациями.
Несмотря на сокращение общей численности животных, находившихся на содержании в личных подсобных хозяйствах населения, на протяжении второй половины 1970-х гг. постоянно возрастало поголовье скота, реализованного населением государству и общественным хозяйствам. В 1979 г. общее количество скота, проданного населением Воронежской области, увеличилось на 113,6 %. Продажа скота населением государственным организациям за этот же период сократилась на 64,1 %, а реализация скота колхозам и совхозам возросла соответственно на 175,1 % [14, л. 216]. В большинстве случаев население Воронежской области продавало колхозам и совхозам взрослый крупный рогатый скот. Это объяснялось желанием избавиться от имевшегося в хозяйстве скота и не заниматься домашним животноводством в дальнейшем. В 1979 г. средний живой вес одной головы крупного рогатого скота составил 296 кг. Свиньи продавались средним живым весом около 142 кг [14, л. 114].
Вышеприведенные материалы свидетельствуют о том, что со второй половины 1970-х гг. наметился перелом в функционировании личных подсобных хозяйств граж-
дан. Постепенно сокращалось общее число личных подсобных хозяйств. Постоянно уменьшалось количество скота и птицы, находившихся на содержании в личных подсобных хозяйствах колхозников, а также рабочих и служащих совхозов. Сокращение поголовья скота в личных подсобных хозяйствах граждан оказало отрицательное влияние на объемы закупок у населения аналогичной сельскохозяйственной продукции. За истекшие два года после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 14 сентября 1977 г. [12, с. 544] не произошло увеличения в производстве и заготовках продукции животноводства в индивидуальных подсобных хозяйствах населения. Численность коров и производство молока продолжали уменьшаться. Доля личного подсобного хозяйства в общем объеме закупаемой государством товарной продукции мяса и молока оставалась крайне незначительной.
Тем не менее, в переписке между областными партийными и советскими органами Воронежской области не прослеживалось никакой тревоги по поводу обострявшейся проблемы, связанной со снижением объемов производства продовольствия. В феврале 1980 г. в обком КПСС была направлена аналитическая информация, подготовленная сотрудниками облисполкома, которая называлась «О состоянии личных подсобных хозяйств населения Воронежской области в
1979 г.». В ней содержался фактический материал о том, что: «В течение 1979 г. значительно увеличились размеры земельных наделов, выделенных для создания личных подсобных хозяйств граждан, а также для занятия коллективным садоводством и огородничеством. Общей площадью выделенные земли составляют около 9,9 тыс. га земель несельскохозяйственного пользования. Земельные наделы выделены в Каширском, Лискинском, Павловском, Россошанском районах. Только за 1979 г. у колхозников, рабочих и служащих совхозов было заготовлено скота и птицы 7,2 тыс. т, молока 35 тыс. т, яиц 954 тыс. шт., заготовки шерсти составили 316 т, что значительно больше установленных плановых заданий» [14, л. 3].
Более обоснованная оценка содержалась в информации, направленной 23 июля 1980 г. в обком КПСС заместителем начальника
Статистического управления Воронежской области В.П. Дроновой. Служебная записка была адресована лично заведующему сельскохозяйственным отделом А.П. Казьмину и называлась «О производстве и закупках основных продуктов животноводства в индивидуальных подсобных хозяйствах населения». Во вводной части документа содержались сведения следующего характера: «За два года после принятия постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 843 от 14 сентября 1977 г. «О личных подсобных хозяйствах колхозников, рабочих, служащих и других граждан» существенных изменений в производстве продуктов животноводства в личных подсобных хозяйствах населения не произошло» [14, л. 113]. Основная часть данного источника включала в себя характеристику наиболее острых проблем в дальнейшем развитии личных подсобных хозяйств граждан. Среди них назывались такие факторы, как недостаточные объемы выделенных земельных площадей, отсутствие необходимого строительного материала, недостаток сельскохозяйственного инвентаря и оборудования, отдаленность выделенных для коллективного садоводства и огородничества территорий от транспортного сообщения.
На состоявшемся 22 декабря 1980 г. пленуме воронежского обкома КПСС также не были озвучены тревожные тенденции в состоянии личных подсобных хозяйств населения. По заявлению заведующего сельскохозяйственным отделом воронежского обкома КПСС А.И. Казьмина в Воронежской области значительно активизировалась деятельность государственных, партийных и хозяйственных органов по дальнейшему увеличению продуктов питания в личных подсобных хозяйствах граждан. Отмечалось, что: «За одиннадцать месяцев 1980 г. улучшилась работа по обеспечению населения молодняком скота и птицы, организации закупок излишков сельскохозяйственной продукции. Рабочим и служащим для личных подсобных хозяйств продано 401 тыс. поросят и 11,4 млн голов молодняка птицы, что соответственно на 16 тыс. голов поросят и 2,7 млн голов птицы больше, чем за соответствующий период 1979 г. Приняты меры по лучшему обеспечению личных подсобных хозяйств кормами. Ежегодно по линии потребительской кооперации колхозникам, рабочим и
служащим отпускались концентрированные корма в количестве 10-15 тыс. т. Кроме этого, колхозы и совхозы выделили более 40 тыс. га неиспользуемых угодий для выпаса и сенокоса, а также оказывают владельцам скота бесплатную ветеринарную и зоотехническую помощь» [14, л. 116]. В выступлении заведующего отделом торговли и бытового обслуживания населения обкома КПСС В. Меркулова было также отмечено, что: «Исполкомы городских, районных, сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся, а также райпотребсоюзы улучшили условия реализации и закупок у населения продуктов сельскохозяйственного производства. С целью поощрения сдатчиков предусмотрена преимущественная продажа им дефицитных промышленных товаров» [14, л. 117].
Несмотря на многочисленные трудности, связанные с возрождением традиционно заинтересованного отношения населения к своему хозяйству, в начале 1980-х гг. центральные органы государственной власти и управления, партийные и профсоюзные органы продолжили деятельность по расширению производства продовольствия в личных подсобных хозяйствах населения.
8 января 1981 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О дополнительных мерах по увеличению производства сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан», ориентировавшее партийные, советские и хозяйственные органы на местах делать все возможное для дальнейшего расширения производства продуктов питания в индивидуальных хозяйствах граждан [14, л. 211]. Отмечалось, что: «Возможности увеличения производства мяса, молока, другой продукции в личных подсобных хозяйствах граждан используются далеко не полностью. Партийные, советские и хозяйственные органы в ряде областей, краев и республик не сделали еще должных выводов из указаний ЦК КПСС и Правительства СССР и недооценивают роль личных подсобных хозяйств граждан в пополнении продовольственных ресурсов. В отдельных республиках и областях производство продукции в личных подсобных хозяйствах граждан продолжает сокращаться. Снизилось по сравнению с 1976 г. производство мяса и молока в индивидуальных хозяйствах граждан» [15, с. 317-318].
На основании данного решения на совместном заседании бюро Воронежского обкома КПСС и облисполкома, состоявшемся 10 февраля 1981 г., было приняло постановление № 76-Б-2/2, содержавшее следующие обоснованные замечания: «Бюро обкома и исполком областного Совета народных депутатов считают, что отмеченные недостатки в развитии личных подсобных хозяйств граждан имеют место и в ряде районов Воронежской области. Несмотря на то, что населению ежегодно продается свыше 420 тыс. поросят и около 12 млн голов птицы, увеличивается продажа молодняка крупного рогатого скота, численность его в личном подсобном хозяйстве колхозников, рабочих и служащих растет медленно. А в Бобровском, Лискинском, Острогожском, Павловском, Рамонском, Се-милукском и ряде других районов постоянно сокращается» [14, л. 212].
В постановлении были также представлены сведения о том, что областные производственные объединения мясной и молочной промышленности, управление пищевой промышленности, облпотребсоюз недостаточно уделяли внимание закупкам излишков сельскохозяйственной продукции у населения, развитию сети заготовительных пунктов. Исходя из сделанного на бюро вывода о том, что «местные партийные, советские и сельскохозяйственные органы, профсоюзные организации не добились того, чтобы каждая семья на селе имела огород и выращивала в своем хозяйстве скот и птицу, чтобы как можно больше семей обзаводились коровами», предлагался ряд мер, направленных на более полное использование возможностей хозяйств граждан в увеличении производства и продажи продуктов земледелия и животноводства.
Повышенное внимание к вопросам организации производства продовольственной продукции в личных подсобных хозяйствах населения, с одной стороны, и ослабление государственного и партийного контроля в деле дальнейшего развития коллективного садоводства и огородничества, с другой стороны, привели к тому, что на местах начали проявляться элементы бесконтрольности в распределении земли и значительные нарушения в характере использования предоставленных полученных земельных участков. Во многом этому способствовало отсутствие
законодательных документов, детализировавших процесс создания и функционирования коллективных объединений садоводов и огородников.
Обобщая информацию о развитии личных подсобных хозяйств населения, необходимо сказать о том, что в данном направлении можно выделить несколько периодов. Эпоха свертывания подсобных хозяйств, наблюдавшаяся во второй половине 1950-х -первой половине 1960-х гг., сменилась временем интенсивной «народнохозяйственной реабилитации», проявившейся во второй половине 1960-х - в первой половине 1970-х гг. Усиление внимания к данному направлению в социально-экономическом развитии страны, наблюдавшееся во второй половине 1970-х гг., вызванное трудностями в развитии сельского хозяйства и проблемами в производстве продуктов питания, постепенно переросло в эпоху «всенародной заботы и внимания к личному подсобному хозяйству граждан». Личное подсобное хозяйство населения зачастую оказывалось заложником идеологических канонов и очередных партийно-государственных новаций в развитии экономического курса страны.
1. Григоровский В.Е., Алексеев М.А. Личное подсобное хозяйство колхозников, рабочих и служащих в СССР. Л., 1968.
2. Калугина З.И. Личное подсобное хозяйство в СССР. Социальные регуляторы и результаты развития. Новосибирск, 1991.
3. Личное подсобное хозяйство в условиях агропромышленной интеграции / Островский В.Б. [и др.]. М., 1988.
4. Попова О.Л. Личное подсобное хозяйство: кооперация и интеграция. К., 1991.
5. Самсонов В.Б. Современная политика КПСС в отношении личных подсобных хозяйств. Саратов, 1985.
6. Устюкова В.В. Личное подсобное хозяйство: правовой режим имущества. М., 1990.
7. Бураков М.Е. Партия и творчество масс: на материалах областей Центрального Черноземья между 20 и 23 съездами КПСС. Воронеж, 1970.
8. Климов И.М. Из истории формирования рабочего класса Центрального Черноземья. Воронеж, 1977.
9. Логунов В.И. КПСС - организатор восстановления народного хозяйства Центрального Черноземья. 1921-1927 гг. Воронеж, 1970.
10. Лосев А.В. Партийные организации Центрального Черноземья в борьбе за социалистическое преобразование и развитие сельского хозяйства: 1917-1977 гг. Воронеж, 1977.
11. ГАЛО (Государственный архив Липецкой области). Ф. Р-589. Оп. 1 (доп.). Ед. хр. 11.
12. Справочник партийного работника / редкол.: К.М. Боголюбов, П.Г. Мишунин, Е.З. Разумов, Я.В. Сторожев, Н.В. Тропкин. М., 1985. Вып. 25.
13. ГАОПИ ВО (Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области). Ф. 3. Оп. 65. Ед. хр. 207.
14. ГАОПИ ВО. Ф. 3. Оп. 71. Ед. хр. 134.
15. Справочник партийного работника / редкол.: К.М. Боголюбов, П.Г. Мишунин, Е.З. Разумов, Я.В. Сторожев, Н.В. Тропкин. М., 1982. Вып. 22.
Поступила в редакцию 15.12.2012 г.
UDC 908
PRIVATE SUBSIDIARY FARMING OF CENTRAL BLACK-SOIL REGION POPULATION IN 1970 - BEGINNING OF 1980s (BASED ON MATERIALS OF VORONEZH REGION)
Vladimir Aleksandrovich PERTSEV, Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation, Candidate of History, Associate Professor of Modern History of Russia and Historical Records Department, e-mail: [email protected]
The content of state policy in the field of further development of citizens’ private subsidiary farming is considered. The features of citizens’ private subsidiary farming functioning in Central Black-Soil economic region are reflected. The tendencies that appeared in the quantitative representation of subsidiary farming and their role in producing foodstuffs are taken under consideration.
Key words: private subsidiary farming; Central Black-Soil region; foodstuffs; farmland; consumer market; collective gardening.