[ История психологии ] Национальный психологический журнал № 3(23) 2016
Юбилей первых психологических факультетов России National Psychological Journal 2016, no. 3
http://npsyj.ru
Оригинальная статья / Original Article
УДК 316.6, 378 doi: 10.11621/npj.2016.0306
Личная вовлеченность -особый стиль факультета
Т.Ю. Базаров
МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия
Поступила 20 сентября 2016/ Принята к публикации: 28 сентября 2016
Personal involvement as a special style of Department of Psychology, Lomonosov Moscow State University
¡с' 0-летний юбилей факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова - хороший повод вспомнить тот путь, который он прошел за эти годы, вместившие 5 несколько эпох, и наметить перспективы его дальнейшего развития. Автор статьи, бывший студент этого факультета, а ныне его преподаватель, профессор, вспоминает тех, кто создавал и поддерживал традиции факультета такие, как основательность и обоснованность, методическая ясность и диалогичность, целостный взгляд на проблему и проблемная ориентация в обучении, а также совместное творчество профессоров и студентов на пути постижения истины. Значительное внимание в статье уделено личности Г.М. Андреевой - талантливого учителя, блестящей ученой, одного из основателей социальной психологии в нашей стране. Отмечается, что именно Галина Михайловна в свое время собрала «звездный» состав кафедры социальной психологии, кафедры, ключевой характеристикой которой была вовлеченность каждого не только в научную, но и в коллективную жизнь, что способствовало развитию молодой, но такой важной отрасли психологии. Автор статьи пишет также о прекрасном педагоге Л.А. Петровской, которая призывала студентов оттачивать свою индивидуальность, поскольку считала, что это есть главный инструмент профессионального психолога. С огромной благодарностью вспоминает автор также советы по организации преподавания, которые получил от А.У. Хараша.
В статье характеризуется сегодняшнее положение факультета, его значение и намечаются перспективы дальнейшего развития. В частности автор говорит о необходимости формирования у студентов личной вовлеченности в профессиональную деятельность, а также о создании на факультете условий для более успешного перехода студентов от обучения к реальной жизни.
Ключевые слова: история психологии, социальная психология, Г.М. Андреева, факультет психологии МГУим. Ломоносова, высшая школа.
Ир! he author, being a former student of the Department of Psychology, Lomonosov Moscow State University, and now is teacher, professor, remembers those who created T and maintained such traditions of the Department as depth of knowledge and coherence of ideas, methodological clarity and dialogue, holistic view of the issue and using problem solving in teaching, and also the joint work of professors and students in the way of perceiving the truth.
According to the author the 50th anniversary of the Department of Psychology is an occasion to both recall the path members of the Department went over the years, including several epochs, and to outline the prospects for further development. Considerable attention is paid to the personality of G.M. Andreeva, who is a gifted teacher, a brilliant scholar, and one of the founders of social psychology in the Russia. Particular attention is drawn to Galina Andreeva collecting the brightest staff of the Chair of Social Psychology, whose key feature was involvement in both the scientific and also collective life of the Department, which contributed to the development of the new important branch of psychology. The author also singles out the figure of the wonderful teacher L.A. Petrovskaya who encouraged the students to cherish their individuality as she believed it to be the main tool of the professional psychologist. With much gratitude the author recalls tips for organizing the teaching process received from A.U. Kharash.
The paper characterizes the current state and the importance of the Department, and outlines the prospects for further development. In particular, the author speaks of the need for developing student personal involvement in professional activities, and also of creating favourable conditions at the Deaprtment for a student successful transition from training to real life.
Keywords: history of psychology, social psychology, G.M. Andreeva, Lomonosov Moscow State University, Department of Psychology, Higher School.
Для цитирования: Базаров Т.Ю. Личная вовлеченность - особый стиль факультета // Национальный психоло- ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online
гический журнал. - 2016. - № 3(23). - С. 45-48. doi: 10.11621/npj.2016.0306 © Lomonosov Moscow State University, 2016
For citation: Bazarov T.Yu. (2016). Personal involvement as a special style of Department of Psychology, Lomonosov © Russian Psychological S°ciety 2016
Moscow State Universit. National Psychological Journal, [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 3, 48-51. doi: 10.11621/
npj.2016.0306
Национальный психологический журнал № 3(23) 2016 [ История психологии ]
National Psychological Journal 2016, no. 3 Юбилей первых психологических факультетов России
http://npsyj.ru
0-летний юбилей - хороший повод вспомнить тот путь, который прошел факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова за эти годы, вместившие несколько эпох, и наметить перспективы его дальнейшего развития в постоянно меняющемся мире. Факультет продолжает готовить специалистов-психологов по принципу «три в одном» -исследователей, преподавателей и практиков. В последние годы к факультету стали проявлять большой интерес практики, работающие в различных областях менеджмента (управление персоналом, маркетинг, реклама, бизнес-тренинг, стратегический ребрен-динг и т.д.). Психологию стали воспринимать как массовую профессию (по типу практической педагогики). Она приобрела новые возможности для собственного развития - выход из кабинетов и лабораторий в реальную жизнь. При этом, однако, возникла иллюзия, что психология может то же, что и люди, считающие себя психологами. Практико-ориентированная перспектива развития психологии требует все большей междисциплинарности научного знания, что ведет к потере самобытности, чистоты языка и забвению традиционных школ. Психологи же постепенно превращаются в «свободных художников», определяющих самостоятельную профессиональную карьеру и методологические пристрастия.
Интерес к выпускникам-психологам МГУ связан, прежде всего, с тем, что в традициях факультета - основательность и обоснованность, методическая ясность и диалогичность, целостный взгляд на проблему и проблемная ориентация в обучении. Немаловажную роль в том, что факультет продолжает лидировать, играет «дух» факультета: профессора и студенты посвящают себя совместному творчеству на пути постижения истины.
Вспоминаю тех, кто создавал и поддерживал эти традиции и этот «дух». Здесь важны не только жизнь и творчество отдельных специалистов, но и те продолжения, которые и создают основу будущего. Начну с Учителя - Галины Михайловны Андреевой.
Г.М. Андреева была личностью многогранной: ученый, и поэт, учитель, и общественный деятель. Но главное - социальный психолог. В 1977 году, когда мы -выпускники факультета психологии МГУ получали дипломы из рук А.Н. Леонтьева, Г.М. Андреева особенным образом напутствовала нас. Она сказала: «Помните, что вы - социальные психологи, а, следовательно, вам предстоит каждым своим поступком демонстрировать окружающим, что значит быть социально адекватным и компетентным человеком». Она сама постоянно показывала нам, что значит быть включенным в социальный контекст. К 25-летию кафедры социальной психологии мне посчастливилось «положить на музыку» любимую всеми нами «Балладу выпускника кафедры», автором которой является Г.М. Андреева. А там есть потрясающие строки, которые могли бы стать гимном для любого практического психолога:
«Пик твоего самосознанья наступит в тот святой момент,
Когда поймешь других желанья, как будто сам ты свой клиент».
Общаться с Галиной Михайловной (ГМ) было отдельным удовольствием. Мой первый разговор с ней состоялся весной 1977 года. Я - студент 5 курса, обращаюсь по телефону к Великой ГМ с просьбой. В тот момент я никак физически не мог найти своего научного руководителя, с которым хотел обсудить итоговую версию диплома. Но как об этом сказать заведующей кафедрой, на которой я учусь... Деваться было некуда
и я начинаю разговор со слов «Галина Михайловна, у меня есть курьезный случай, похожий на анекдот. О том, как студент не может найти своего научного руководителя». И делаю паузу. На том конце провода тоже пауза, а затем вопрос: «И чем же этот анекдот заканчивается? Раз анекдот, значит, у него веселый конец». - То ли спрашивает, то ли утверждает ГМ. И тоже пауза. Я отвечаю: «Все зависит от того, чем дело кончится. В смысле, защиты диплома». Она: «А при чем здесь научный руководитель? Вы разве не можете сами написать диплом?». Здесь я в конец опешил и что-то пробормотал еле выразительное. Типа, дескать, конечно, могу, но все же. И вдруг совсем неожиданно: «А вы разве не планируете поступать в аспирантуру?». Про аспирантуру я слышу впервые. И это вообще другая тема. Что делать сейчас? Я пробормотал: «Пока еще не думал об этом». «А вы подумайте» - услышал я и понял, что разговор закончен. И только тут я понял, что все либо пропало окончательно, либо я сейчас соберусь и все сделаю. Это был первый урок. Со временем я понял, что с ГМ всегда так: все начинается с первого («все окончательно пропало»), а заканчивается вторым («сейчас соберусь и все сделаю»).
Аспирантские годы под научным руководством Г.М. Андреевой были для меня сплошным праздником. Если бы не заседания кафедры через вторник и вторники между ними («межвторники», которые в народе получили название «междусобойчики» поскольку в отличие от заседаний не предполагали формальной повестки дня), то известная фраза тех лет «Спасибо партии родной за трехгодичный выходной» звучали бы совсем про меня. Посудите сами. Каждое заседание кафедры -это интеллектуальное шоу под руководством ГМ. К нам приходили практически все знаменитости того времени. Впервые с идеей иной интерпретации феномена конформности именно у нас выступил академик А.В. Петровский. Именно в дискуссии по этому (я считаю историческому) докладу прозвучали ставшие теперь знаменитыми метафоры, используемые в социально-психологическом тренинге (СПТ). Артур Владимирович высказал сомнение по поводу целесообразности таких методов воздействия как СПТ, аргу-
Тахир Юсупович Базаров -
доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель руководителя филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в г. Ташкенте. E-mail: tbazarov@mail.ru
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2016 © Russian Psychological Society, 2016
Для цитирования: гический журнал. -
Базаров Т.Ю.
2016. - № 3(23). -
Личная вовлеченность - особый стиль факультета // Национальный психоло-С. 45-48. doi: 10.11621/npj.2016.0306
For citation: Bazarov T.Yu. (2016). Personal involvement as a special style of Department of Psychology, Lomonosov Moscow State Universit. National Psychological Journal, [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 3, 48—51. doi: 10.11621/ npj.2016.0306
[ История психологии ] Национальный психологический журнал № 3(23) 2016
Юбилей первых психологических факультетов России National Psychological Journal 2016, no. 3
http://npsyj.ru
ментируя это словом «стриптиз». На что сидевшие в аудитории Л.А. Петровская и А.У. Хараш в один голос возразили, что тренинг это не «стриптиз», а «баня», в которой нет деления на тех, кто раздевается и тех, кто наблюдает. Раздеваются все! Вот такую атмосферу открытости и творчества могла создавать ГМ на, казалось бы, обычных заседаниях кафедры.
Конечно, никто не отменял рутины и отчетности. Так, к ежегодной аттестации каждому аспиранту нужно было представить библиографию по теме диссертации. Я и сам вижу, что список маловат, но, тем не менее, предлагаю его утвердить. ГМ легко подписывает и приговаривает «Ничего страшного, что маловат, пока я подписываю, увидели свет еще сотня новых статей и десяток книжек. Вы думаете, можно раз и навсегда составить библиографию? Лично у меня это ни разу не получилось. Видно, это занятие на всю жизнь».
Должен признаться, что в те времена Галина Михайловна была так загружена и перегружена, что встретиться с ней, чтобы обсудить диссертационную работу было очень непросто. Но оставалась возможность общаться через тексты, которые я ей приносил. Конечно, все было аккуратно напечатано на машинке, хотя и представляло собой «поток аспирантского сознания». Строгость работы с текстами предполагала наличие у рукописи какого-нибудь названия. Таков и был первый вопрос ГМ, когда она увидела принесенные мной листы. Не умея категоризо-вать свой «поток» тематически, я сказал «Это нечто». ГМ посмотрела на меня внимательно и попросила ручкой сверху это написать. Я так и сделал. При следующей встрече в обмен на первый фрагмент я принес второй. ГМ посмотрела и говорит: «А это что у вас. Нечто «намбер ту»?». Вот так мы и обменивались этими «неч-тами» пока не стал прорисовываться контур работы. Но самое важное, как ГМ работала с самими текстами. Для меня это была самая настоящая наука. Зелеными чернилами она не то чтобы правила текст. Она работала как скульптор, отсекая лишнее. Порой казалось, что она рассуждает «поверх текста» и иногда не может найти ответ на свои вопросы. Но делает это так, что мне самому становилось интересным найти этот ответ. Непередаваемые ощущения.
Вспоминается еще один разговор по телефону. Относительно недавний. Мне очень хотелось, чтобы ГМ повторила свою поездку в Ташкент после 40-летнего перерыва. Но на этот раз к студентам филиала МГУ. Я прекрасно понимал, что уговорить ГМ будет трудно, но уж очень хотелось. Да и специализация у студентов филиала - социальная психология. Как это они не услышат ГМ? Мне даже не хотелось об этом думать. Разговор о Ташкенте проходил в несколько «раундов». Запечатлелся один из эпизодов, по-моему, очень характерный для понимания того, насколько ГМ восприимчива к метафорам. Об этом стоит сказать особо, поскольку все мы знаем, что она в своей речи всегда предельно строга и катастрофически точна. Но может быть не всем удавалось заметить, насколько ГМ удивительно легко схватывает метафоры. Так вот, разговор касался моей очередной поездки в Ташкент. ГМ спросила о Ташкенте, какие, мол, изменения и плавно перевела разговор в сторону филиала с явным желанием понять «в чем изюм» проекта. Я стал рассказывать о моем понимании подхода к работе филиала и, подхватив «изюм», высказал идею о том, что для хорошего вина нужен хороший виноград: этим и объясняется технология построения вступительных испытаний. Но дальше нужно предусмотреть вовлечение в процесс исключительных преподавателей («виноделов»). И самое главное, что пришлось решать параллельно - это поиск и привлечение работодателей («знатоков вина»). Получается, подытожил я, нужны все три компонента, чтобы вино получилось хорошим. ГМ выслушала мое красочное повествование, не прерывая ни разу, и вдруг спрашивает: «А вы не думали о том, чтобы обратить внимание на черенки?» С тех пор мы после зачисления первокурсников стараемся направлять благодарственные письма в адрес директоров школ, где обучались абитуриенты, и, если получается, то и их родителям.
Именно ГМ собрала абсолютно «звездный» состав кафедры социальной психологии. И думается, что ключевой характеристикой кафедры как «коллективного субъекта» была вовлеченность каждого не только в научную, но и в кол-
лективную жизнь. По традициям, лежавшим в основе этой жизни, легко было понять, что у вовлеченности, как минимум, две стороны. Первая - это увлеченность самих участников и, вторая, -привлекательность (на грани заразительности) для других.
И здесь невозможно не вспомнить профессора Ларису Андреевну Петровскую. Если ГМ демонстрировала точность гуманитарного знания и встро-енность его в социальный контекст, то Лариса Петровская каждый день заражала окружающих принципом: «То, как мы учим, и есть то, чему мы учим». Обращаясь к окружающим, она призывала оттачивать свою индивидуальность, поскольку это и есть главный инструмент профессионального психолога и, обращаясь к студентам, часто говорила: «Если вы глубинно переживаете ощущение своей уникальности, вы будете глубоко счастливы. Прелесть каждого из нас в уникальности». Традиционное противоречие, что важнее обучать или воспитывать, снималось за счет реализации принципа образовывания, где, по утверждению Петровской, критерием здоровых отношений (в том числе между профессором и студентами) признавалось «развиваться самому, тем самым создавая предпосылки для развития партнера». От этих слов легко плавно перейти к Адольфу Ульяновичу Харашу.
Сегодня я с огромной благодарностью вспоминаю те советы, которые получил от А.У. Хараша, приступая к преподаванию в начале 1980-х. Когда мне предложили заняться преподаванием, я ему позвонил и сообщил об этом. Он сказал: «Ты можешь этим заняться, если хочешь. В преподавательском деле есть несколько важных секретов, которые ты и сам со временем откроешь для себя. Скажу лишь
Г.М. Андреева
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2016 © Russian Psychological Society, 2016
Для цитирования: Базаров Т.Ю. Личная вовлеченность - особый стиль факультета // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 3(23). - С. 45-48. doi: 10.11621/npj.2016.0306
For citation: Bazarov T.Yu. (2016). Personal involvement as a special style of Department of Psychology, Lomonosov Moscow State Universit. National Psychological Journal, [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 3, 48-51. doi: 10.11621/ npj.2016.0306
47
Национальный психологический журнал № 3(23) 2016 [ История психологии ]
National Psychological Journal 2016, no. 3 Юбилей первых психологических факультетов России
http://npsyj.ru
Адольф Ульянович Хараш и студенты факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
о двух вещах, которые считаю важными для начинающего преподавателя. Первое. Всегда ориентируйся на «парня», который сидит на галерке. Он есть главный твой оппонент и лучший партнер. Если он заснул, то тебе нужно что-то делать со своей лекцией. Но, ни в коем случае не одергивать его окриком. Сделай что-нибудь такое, чтобы он проснулся и был с тобой до конца. Второе. Как понять разницу между эффектной и эффективной лекцией? Если студенты, выходя после лекции, говорят «Какой классный у нас был лектор!», то это эффектно. Ты спросишь, что же тогда эффективно? Так вот эффективно, когда люди после встречи с тобой, уходят с мыслью «Какие мы классные!». Для меня и сегодня эти советы актуальны. Со временем они превратились в еще одно понимание глубокого принципа нашей каферы: «То, как мы учим, и есть то, чему мы учим».
Факультет психологии МГУ - общенациональная ценность России. И дело здесь не только в очевидных вещах, которые составляют основу для статистики. Сколько издано книг и учебников, написано статей или представлено пленарных докладов на самом высоком «конференционном» уровне. Статистикой трудно охватить, сколько ключевых курсов по различным психологическим дисциплинам в других вузах страны читают наши профессора. И уж совсем не поддается точному учету тот факт, что наши выпускники, где бы они не работали, в большинстве своем отличаются образованностью и высоким профессиональным потенциалом.
Я бы сказал, что конечная точка, к которой должен стремиться студент нашего факультета, находится далеко за пределами 5-6 лет обучения: это своеобразная «социальная режиссура» - по-
нимание того, как строится драматургия организационной жизни. Ведь по сути никого не интересует, какие ты сдавал экзамены, - интересно только то, что ты можешь сделать в реальности. Отличие наших выпускников в том, что факультет психологии МГУ не учит какой-то конкретной профессии, а дает профессиональное образование, благодаря которому выпускник легко овладевает имеющимися профессиями и даже способен строить свою профессиональную карьеру самостоятельно. В начале 1990-х не было такого НИ, такого профессионального маркетинга, которые есть сейчас. И именно на нашем факультете зародилась традиция проведения ассес-смент-центров и фокус-групп. Прежде всего, это осуществлялось за счет методологии.
Ценность факультета в том, что он открыт к диалогу и сотрудничеству со всеми, кому дороги судьбы отечественной психологии. Он по внутреннему самоощущению и культурной принадлежности не может не являться стандартом
научной честности, даже если для этого потребуется перейти от саморефлексии к самокритике и дальше - к самоочищению. Сегодня даже при достаточно хорошей методической и теоретической подготовке нашим выпускникам необходимо развивать организационную и социальную компетентности. С одной стороны, выпускникам важно уметь самостоятельно что-то организовать, а с другой - глубже и реалистично понимать, как построена взрослая жизнь: в чем состоит дипломатия отношений между собственниками и наемным персоналом, например. Конечно, такая инфантильность проходит со временем сама, но можно создать что-то на факультете, чтобы помочь студентам преодолеть подобные проблемы: увеличить часы ролевых игр, имитирующих реальность, или вернуться к созданию проектных групп. Главное, чтобы им самим была интересна эта деятельность, потому что личная вовлеченность - необходимая составляющая в любом деле, а в нашей профессии - особенно.
ISSN 2079-6617 Print | 2309-9828 Online © Lomonosov Moscow State University, 2016 © Russian Psychological Society, 2016
Для ¡цитирования Базаров Т.Ю. Личная вовлеченность - особый стиль факультета // Национальный психологический журнал. - 2016. - № 3(23). - С. 45-48. doi: 10.11621/npj.2016.0306
For citation: Bazarov T.Yu. (2016). Personal involvement as a special style of Department of Psychology, Lomonosov Moscow State Universit. National Psychological Journal, [Natsional'nyy psikhologicheskiy zhurnal], 3, 48-51. doi: 10.11621/ npj.2016.0306