ЛИЧНАЯ ВИТАМИНОПРОФИЛАКТИКА КАК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПИРИДОКСИНОВОГО ДЕФИЦИТА У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
Ю.А. Лохматова, студент
Е.В. Воробина, студент
Е.В. Сарчук, канд. мед. наук, доцент
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Россия, г. Симферополь)
DOI:10.24412/2500-1000-2025-1-3-57-60
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы важности полноценного питания для поддержания здоровья и предотвращения алиментарных заболеваний, вызванных дисбалансом питательных веществ. Особое внимание уделено роли витаминов группы B, в частности витамина B6, который играет одну из ключевых ролей в метаболизме клеток, функционировании нервной системы и других жизненно важных процессов. Описаны последствия дефицита этого витамина, включая нарушения работы внутренних органов, дерматиты, неврологические расстройства и другие симптомы. Подчеркивается необходимость информирования студентов о профилактике витаминной недостаточности.
Ключевые слова: витамин В6, гиповитаминоз, рацион питания, витаминопрофилактика, студенты.
Полноценное питание является одним из важнейших факторов, формирующих здоровое население. Поступление всех нутриентов должно соответствовать рекомендованным нормам. Однако основная проблема современного общества - это несбалансированное питание, что в случае избытка или недостатка поступления питательных веществ, может приводить к развитию алиментарных заболеваний, так при недостатке белка может возникнуть ломкость ногтей, тусклость и выпадение волос, сухость и шелушение кожи, при недостаточном поступлении витаминов возможно развитие гиповитаминозов [1, 2].
Витамины группы В - водорастворимые вещества, которые играют важную роль в клеточном обмене, они необходимы для нормальной работы нервной, пищеварительной и сердечно-сосудистой систем организма [3, 4]. Витамин В6 (Pyridoxine) участвует в ферментных реакциях белкового обмена. Он является коферментом ферментов, обеспечивающих производство аминокислот, процессы переа-минирования, дезаминирования, декарбокси-лирования и метилирования.
Согласно Методическим рекомендациям МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской
Федерации», утверждённых Роспотребнадзо-ром 18.12.2008 г., суточная потребность витамина В6 составляет: для взрослого человека -1,5-2 мг; для беременных и кормящих женщин - 2-2,2 мг; для детей - 0,3-0,6 мг.
При недостатке пиридоксина возникает дефицит аминокислот, необходимых для синтеза белков. Это сказывается на работе многих внутренних органов: нарушаются функции печени, снижается уровень альбуминов, трансферрина и гемоглобина [5]. Длительный гиповитаминоз может привести к дистрофии миокарда, сокращению производства эритроцитов, нарушению строения и функций кожи, слизистых оболочек. Клинически это проявляется анемией, дерматитом, глосситом, хей-литом. Пиридоксин обеспечивает нормальное протекание процесса декарбоксилирования глутаминовой кислоты - медиатора возбуждения ЦНС. В результате реакции она превращается в гамма-аминомасляную кислоту -медиатор торможения в центральной нервной системе [6].
Гиповитаминоз витамина В6 может спровоцировать различные неврологические эффекты. Например, повышенная раздражительность у детей: наблюдается изменение в поведении, они становятся вспыльчивыми, агрессивными. В дальнейшем может появ-
ляться: заторможенность, спутанность сознания, ухудшение памяти, внимания, мышления, повышается чувствительность к свету и звукам, ухудшается сон, полиневриты нижних и верхних конечностей чаще проявляются нарушением чувствительности, ощущением «мурашек», покалываний.
Помимо неврологических эффектов при гиповитаминозе Вб, возможно поражение области носогубной складки, надбровий, окологлазничных зон, волосистой части головы и шеи, а так же себорея, конъюнктивит, хейлит, вертикальные трещины на губах.
Множественность нарушений в организме человека при гиповитаминозе Вб свидетельствует о важности в настоящее время знания причин его развития и проведения профилактики витаминной недостаточности [7].
Цель исследования: изучить отношение студентов медицинского вуза к личной вита-минопрофилактике.
Согласно поставленной цели, мы определили следующие задачи:
1) оценить витаминный статус студентов;
2) выявить наличие факторов риска развития гиповитаминоза по витамину Вб, связанных с питанием
Материалы и методы.
В нашем исследовании приняли участие 134 студента. Среди респондентов - девушек - 89 (66,4%), юношей - 45 (33,6%). Средний возраст по группе составил 21±2,4 года. Методами нашего исследования явились критический анализ и систематизация данных, полученных из научных источников информации. Для оценки витаминного статуса студентов проведен опрос с помощью анкетного метода. Опросник является авторским. Состоит из 24 вопросов, разделенных на три блока: первый - для изучения самочувствия опрашиваемых; второй - вопросы, касающиеся особенностей питания респондентов. Анкетируемым предлагалось выбрать ответы как в альтернативной форме: «да» - «нет», так и с выбором нескольких ответов. Для анализа полученных данных использовали статистические методы обработки информации.
Результаты и обсуждение.
На первом этапе мы исследовали респондентов на наличие у них симптомов, характерных для суб- и гиповитаминоза витамина Вб.
При анализе полученных результатов анкетирования мы смогли выявить, что 78,4% исследованных предъявляют жалобы на слабость и быструю утомляемость; ухудшение памяти и частые смены настроения отметили у себя 60,4% и 64,2% респондентов, соответственно. Возникновение судорог и нарушения чувствительности в нижних конечностях задекларировали 21,6% проанкетированных студентов. На ухудшение состояния кожи и волос, таких как выпадение волос, акне, перхоть, повышенную сухость или жирность, указали 81,7% испытуемых. Все эти симптомы могут косвенно указывать на наличие суб-или гиповитаминоза по витамину Вб. И, к нашему сожалению, только 6,7% обследованных не предъявляли вышеперечисленные жалобы.
В ходе опроса часть респондентов (29 (21,6%)) указала, что ранее у них выявляли дефицит одного или нескольких витаминов: А, Е, С, Б, В6, В9. Это говорит о том, что у обследованных постоянно присутствует витаминная недостаточность, влияющая на состояние их здоровья. Анализ ответов проанкетированных выявил, что что все (100,0%) исследованные студенты проинформированы о свойствах витамина Вб.
На втором этапе нашей работы мы изучили особенности рациона питания исследованных. Было установлено, что 34 (25,4%) респондента предпочитают питаться в кафе; 37 (27,6%) проанкетированных заказывают еду через службу доставки. К сожалению, только 63 (47,0%) обучающихся питается дома пищей, приготовленной самостоятельно.
При анализе полученных данных мы выявили, что 35,8% исследованных считают свое питание сбалансированным по основным нутриентам. Тогда как 64,2% респондентов дали отрицательный ответ (рис. 1).
Рис. 1. Распределение респондентов по сбалансированности питания, %.
В ходе изучения состояния вопроса о включении исследованными в свой рацион продуктов, богатых витамином В6, мы устано-
вили, что в рационе мясные и молочные продукты присутствуют у 92,2% и 81,3% исследованных, соответственно (рис. 2).
Рис. 2. Распределение студентов, в зависимости от употребления продуктов богатых витамином
В6, %.
Крупы, свежие фрукты, яйца включают в свой рацион 66,4%, 67,9% и 58,2% проанкетированных, соответственно. Тогда как всего лишь 35,8% респондентов употребляют рыбу и 29,1% обследованных включают в свой рацион бобовые. Таким образом, мы смогли выявить, что имеется часть исследованной группы студентов, которая не принимает в пищу продукты, содержащие в своем составе витамин В6 в значимом количестве.
Выводы:
При проведения нашего исследования мы выявили что все (100,0%) обследованных
проинформированы о свойствах витамина В6. У 78,4% респондентов присутствуют косвенные проявления дефицита витамина В6. Среди симптомов наиболее часто встречались слабость и быстрая утомляемость; ухудшение памяти и частые смены настроения; ухудшение состояния кожи, выпадение волос.
Изучение рациона питания респондентов позволило установить, что только 35,8% исследованных считают свое питание сбалансированным. В целом по группе выявлено недостаточное включение в рацион питания продуктов богатых витамином В6.
Соблюдение принципов рационального пи- яйца, бобовые и крупы будет являться личной тания, ежедневное включение в свой рацион витаминопрофилактикой для обследованных продукты богатые витамином В6; свежие студентов. фрукты, молочные и мясные продукты, рыбу,
Библиографический список
1. Аверьянова Н.И., Русакова Н.А., Шипулина И.А., Поповская А.В., Швецова М.А., Минаса-нова А.В., Назарова С.Ю. Полиненасыщенные жирные кислоты в рационе питания современного студента // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2024. -№ 2. - С. 17-21. - DOI: https://doi.org/10.17513/mjpfi.13611.
2. Азбука витаминов. Новый интернет-проект ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vrngmu.ru/news/azbuka-vitaminov/35056/.
3. Интернет-проект «Азбука витаминов». Витамин В6. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vmgmu.ru/news/azbuka-vitaminov/38511/.
4. Апрятин С.А., Бекетова Н.А., Вржесинская О.А., Ригер Н.А., Евстратова В.С., Трусов Н.В., Сото Х.С., Мжельская К.В., Шумакова А.А., Коденцова В.М., Гмошинский И.В. Влияние В-витаминного дефицита на биохимические, иммунологические показатели и микроэлементный статус крыс и мышей различных линий // Вопросы питания. - 2018. - Т. 87, № 4. - С. 14-24. -DOI: 10.24411/0042-8833-2018-10037.
5. Коденцова В.М. Способы коррекции витаминной обеспеченности населения и преимущества поливитаминных комплексов // Журнал ГрГМУ. - 2018. - №4. - DOI: 10.25298/2221-87852018-16-4-383-387.
6. Шилов П.И. Основы клинической витаминологии. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ленинград: Медицина. Ленингр. отд-ние, 1974. - 343 с.
7. Торшин И.Ю., Громова О.А. О неврологических функциях и синергизме витаминов B1, B6 и B12 // Российский журнал боли. - 2022. - № 20(1). - С. 56-64.
PERSONAL VITAMIN PROPHYLAXIS AS A PREVENTION OF PYRIDOXINE
DEFICIENCY IN MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS
Yu.A. Lokhmatova, Student E.V. Vorobina, Student
E.V. Sarchuk, Candidate of Medical Sciences, Associate Professor Vernadsky Crimean Federal University (Russia, Simferopol)
Abstract. The article discusses the importance ofproper nutrition for maintaining health and preventing nutritional diseases caused by nutrient imbalances. Special attention is paid to the role of B vitamins B, in particular vitamin B, which plays a key role in cell metabolism, the functioning of the nervous system and other vital processes. The effects of vitamin deficiency are described, including disorders of the internal organs, dermatitis, neurological disorders and other symptoms. The need to inform students about the prevention of vitamin deficiency is emphasized.
Keywords: vitamin B6, vitamin deficiency, diet, vitamin prophylaxis, students.