Научная статья на тему 'ЛИБЕРЕЯ ДЕСПИНЫ (к вопросу о нахождении библиотеки Ивана Грозного)'

ЛИБЕРЕЯ ДЕСПИНЫ (к вопросу о нахождении библиотеки Ивана Грозного) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1632
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — В С. Веревкин

В статье, на основе анализа многочисленных источников по проблеме, связанной с библиотекой Ивана Грозного, обобщаются результаты и опыт поисков легендарного книгохранилища на протяжении четырех столетий и делается попытка конкретизировать настоящее местонахождение тайника с царскими книгами и казной. Дается авторская трактовка некоторых событий периода царствования Ивана IV Грозного; раскрывается возможное содержимое царского тайника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBEREA DESPINA (on the question of finding of the library of Ivan Grozniy)

In this article, on the basis of the analysis of numerous sources on a problem connected with library of Ivan Grozniy, results and experience of searches of a legendary book-depository during four centuries are generalized, and attempt to concretize the present site of a hiding place with imperial books and treasury is done. The author's treatment of some events of the period of reign of Ivan IV Grozniy is given; possible contents of an imperial hiding place are uncovered.

Текст научной работы на тему «ЛИБЕРЕЯ ДЕСПИНЫ (к вопросу о нахождении библиотеки Ивана Грозного)»

ЛИБЕРЕЯ ДЕСПИНЫ (к вопросу о нахождении библиотеки Ивана Грозного)

В.С. Веревкин

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) ул. Нежинская, 7, Москва, Россия, 119501

В статье, на основе анализа многочисленных источников по проблеме, связанной с библиотекой Ивана Грозного, обобщаются результаты и опыт поисков легендарного книгохранилища на протяжении четырех столетий и делается попытка конкретизировать настоящее местонахождение тайника с царскими книгами и казной.

Дается авторская трактовка некоторых событий периода царствования Ивана IV Грозного; раскрывается возможное содержимое царского тайника.

Проблеме существования, местонахождения и возможных поисков легендарной либереи (книгохранилище, от латинского «liber» — книга) Ивана Грозного посвящены сотни научных и популярных статей. Во многих исторических трудах крупнейших отечественных историков содержится упоминание о возможном наличии такой библиотеки во времена великого княжения Ивана III и Василия III, в период царствования Ивана IV Васильевича Грозного.

Скудность документальной базы, наличие значительных событийных пробелов, множество предположений и догадок — все это усугубляет скептицизм исследователей в том, что касается реального существования такой библиотеки. В современной литературе существует два аспекта интерпретации этой проблемы: мифологическая и историческая, которые тесно переплетаются друг с другом, и отличить, где вымысел, а где реальность, порой не представляется возможным. По одному из определений, данному в энциклопедии «Мифы народов мира», эта коллизия разъясняется следующим образом: «...позиции мифа и истории могут соотноситься не однозначно, а «мерцать» друг в друге, создавая сложную игру точек зрения» (1).

Библиотека Ивана Грозного относится к разряду археологических тайн, которые, если они не поддаются разгадке в течение длительного времени, начинают обрастать легендами, мифами, суевериями. Слухи о царской либерее стали распространяться сразу же после кончины Ивана Грозного и превратились в подлинный миф в начале XIX века с «легкой руки» великого просветителя и историка Н.М. Карамзина, считавшего, тем не менее, факт существования книгохранилища вполне реальным. По мере накопления фактического материала этот миф стал эволюционировать в сторону мистицизма, приобретая некие фантастические формы. Например, уже в настоящее время появились слухи о том, что все те люди, которые принимали участие в поисках библиотеки или соприкоснулись каким-либо образом с ее тайной, потеряли здоровье и стали слепнуть, и в этом повинна Софья Палеолог. Она будто бы была колдуньей и наложила на хранилище книг и рукописей «проклятье фараонов», о котором узнала из древнего пергамента — свитка, хранившегося в этой библиотеке (2).

Но, тем не менее, мифическая царская либерея в десятки раз более реалистична, чем сокровища легендарной Трои, открытой Генрихом Шлиманом в 1873 г. Знаменитая поэма Гомера «Илиада» стала настольной, а затем и походной книгой, «путеводной звездой» немецкого археолога-дилетанта Шлимана и привела к знаменитому открытию, пусть и не совсем бесспорному, но очень поучительному с точки зрения использования литературных памятников в археологической практике.

Первое упоминание в российской исторической литературе о книгах, положивших начало основанию царской библиотеки, содержится в «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина, опубликованной в 1816—1829 гг.

Повествуя о браке в 1472 г. государя Московского Ивана III с греческой царевной Софией (до принятия православия — Зоя) Палеолог, дочерью деспота Морейского Фомы, племянницей последнего византийского императора Константина XI, Н.М. Карамзин пишет: «Папа дал Софии богатое вено и послал с нею в Россию легата, именем Антония... многие греки, приехавшие к нам с царевной, сделались полезны в России своими знаниями в художествах и в языках, особенно в латинском, необходимом тогда для внешних дел государственных; обогатили спасенными от турецкого варварства книгами московские церковные библиотеки» (3).

В главе III, т. VII Истории, посвященной периоду «государствования» (1505—1533 гг.) великого князя Василия Ивановича, сына Ивана III и Софьи Па-леолог, мы читаем: «Василий, в самые первые дни своего правления осматривая богатства, оставленные ему родителем, увидел множество греческих духовных книг, собранных отчасти древними великими князьями, отчасти привезенных в Москву Софиею и лежавших в пыли, без всякого употребления. Он хотел иметь человека, который мог бы рассмотреть оные и лучшие перевести на язык славянский» (4). Далее сообщается, что такого богослова-инока Максима (в миру Михаил Триволис) нашли в 1518 г. в Греции, который согласился приехать в Москву. «Василий принял его с отменною милостию. Увидев нашу библиотеку, изумленный Максим сказал в восторге: «Государь! Вся Греция не имеет ныне такого богатства, ни Италия, где латинский фанатизм обратил в пепел многие творения наших богословов, спасенные моими единоземцами от варваров Магометовых». Великий князь слушал его с живейшим удовольствием и поручил ему библиотеку, а ревностный грек, описав все, еще неизвестные славянскому народу книги...» (5).

Описывая период царствования Ивана Грозного, Н.М. Карамзин завершает эту тему информацией о том, что в июне 1565 г. царь велел дерптскому пастору Иоганну Веттерману «разобрать свою библиотеку, в коей Веттерман нашел множество редких книг, привезенных некогда из Рима, вероятно, царевною Софиею» (6). Пастор отказался от предложения царя, сославшись на недостаточное владение необходимыми языками.

Среди источников, которыми пользовался Н.М. Карамзин при описании факта существования царской библиотеки, были использованы, как он указывает в предисловии, такие произведения, как: «Жития святых», «Иностранные современные летописи»: византийские, скандинавские, немецкие, венгерские и поль-

ские, а также «Государственные бумаги иностранных архивов», в основном ке-нигсбергского (7).

Большинство исследователей считает, что царская книгохранительница состояла из двух видов собрания книг: античные книги, привезенные из Рима Софьей Палеолог (свадебный караван Софьи состоял, по разным данным, от 30 до 70 подвод, груженных сундуками с книгами и различными материальными ценностями); и книги самого царя Ивана IV (ее внука) — собрание великих московских князей, передававшееся по наследству.

«Грекиня» Софья Палеолог была не только великой московской княгиней, но и византийской принцессой; имела свой двор и пользовалась привилегией приема иностранных делегаций. Иностранцы и государево окружение величали ее «Деспиной» (от редуцированного греческого слова «Despoina» — дочь или супруга деспота, правителя; госпожа) (8).

Гипотеза. Поскольку древние книги и рукописи византийских императоров, привезенные в Россию Софьей Палеолог, легли в основу и составили ценнейшую часть государевой библиотеки, то следует впредь именовать это книгохранилище «Либерея Деспины».

По различным сведениям, в том числе по неподтвержденным данным профессора Дерптского университета Христиана Дабелова, который в 1882 г. обнаружил в архиве г. Пернова (ныне — г. Пярну, Эстония) опись книг из царской библиотеки, либерея насчитывала «всех рукописей с Востока до восьмисот» (9) на греческом, латинском, древнееврейском, арабском языках (нет смысла приводить здесь перечень названий книг, существование которых считается гипотетическим).

При Иване Грозном либерея приобрела статус особо важного государственного достояния. Обладание такой уникальной библиотекой означало причастность к достижениям мировой истории и литературы, прославляло могущество московского государя, символизировало богоизбранность царской власти.

Иван Грозный был одним из самых образованных государственных деятелей своего времени и обладал исключительной начитанностью. Он проявлял широкие познания в области античной литературы и философии. Ему был присущ также незаурядный литературный талант, который особенно ярко проявился в посланиях. «Объем их различен: от весьма небольших дипломатических грамот до огромного богословского трактата» (10). В некоторых посланиях приводятся цитаты из произведений, которые не были известны современникам. Он оперировал, как указывает историк К.Ф. Валишевский, «такими данными, которых не знали ни отец его, ни дед» (11). Это позволяет предположить, что Иван Грозный активно пользовался фондами либереи.

Считается, что библиотека была вывезена из Кремля в Александровскую слободу в период опричнины, и после смерти Ивана Грозного следы ее затерялись.

Существование таинственной библиотеки не оспаривается многими исследователями. Среди тех современных ученых, кто усомнился в ее существовании, можно назвать историка А.И. Филюшкина. «Либерея Ивана Грозного, — утверждает ученый, — не более чем миф. «Сказание о Максиме» написано примерно че-

рез 100 лет после приезда Софьи, и автор его неизвестен. Сам же Грек, оставивший более трех томов сочинений, включая и содержащие автобиографические сведения, никогда не упоминал о либерее (12). Конечно, в Кремле при Иване Грозном была своя библиотека, и ее состав довольно подробно известен. В основном это православные книги духовного содержания и исторические летописи. Увы, в этой библиотеке нет никаких следов греческих и римских рукописей из «списка Дабе-лова» (13). И А.И. Филюшкин предложил прекратить поиски мифического тайника с царскими книгами.

Анализируя обширную литературу, посвященную поискам либереи, можно ретроспективно перечислить хронологию и их основные этапы (14):

— в 1601—1602 гг. библиотекой интересовались посланцы от Папы Римского — канцлер Речи Посполитой Лев Сапега и ученый грек-униат Петр Аркудий;

— в 1662 г. пытался разыскать либерею газский митрополит Паисий Лигарид;

— в 1682 г. дьяк Большой казны Василий Макарьев спускался в подземелье под Тайницкой башней Кремля и, якобы, видел пропавшую библиотеку (две палаты, заставленные сундуками с книгами);

— в 1724 г. по повелению императора Петра I пономарь церкви Иоанна Предтечи на Пресне Конон Осипов вел раскопки в подземном ходе от Тайницкой башни до реки Неглинной;

— в 1827 г. профессор правоведения из Германии Вальтер Клоссиус пытался отыскать следы либереи в российских книгохранилищах;

— в 1891 г. профессор Страсбургского университета Эдуард Тремер искал в Кремле подземные палаты, в которых, по его мнению, должна была храниться библиотека Ивана Грозного;

— в 1894 г. вел раскопки в Кремле директор Оружейной палаты князь Н.С. Щербатов;

— с 1908 по 1933 гг. в подземельях Кремля библиотеку искал спелеолог и археолог И.Я. Стеллецкий;

— в 1963 г. поисками библиотеки Ивана Грозного пыталась заниматься общественная комиссия, которую возглавлял академик М.Н. Тихомиров;

— в 1996 г. известный предприниматель Г.Л. Стерлигов возглавил Штаб поисков библиотеки Ивана Грозного. Эта инициатива нашла поддержку мэра Москвы Ю.М. Лужкова: распоряжением Правительства Москвы от 19 июня 1997 г. № 631-РП был создан Совет содействия по организации поисков библиотеки Ивана Грозного при Правительстве Москвы, утверждены его состав и положение (15). Но до реальных исследовательских работ дело так и не дошло.

Кроме этого, начиная с 1970 г. по настоящее время различные группы энтузиастов пытались и продолжают попытки найти библиотеку:

— на территории бывшей царской резиденции в Александровской слободе (ныне г. Александров Владимирской области);

— в бывшем селе Коломенском (г. Москва);

— в г. Старице (Тверская область), являющейся резиденцией Ивана Грозного и его «штабом» во время Ливонской войны;

— в г. Вологде, которую Иван Грозный собирался сделать опричной столицей русского государства.

Но легендарного тайника со старинными книгами нигде обнаружить не удалось.

Таким образом, поисками либереи занимались многие: русские и иностранцы, ученые и дилетанты, бизнесмены и кладоискатели, спелеологи и студенты, отрабатывающие археологическую практику, и другие. Исследования велись в последние годы с применением различной геологоразведочной техники; с использованием археологических, биолокационных, магнитометрических, экстрасенсорных и других методов поиска. Работы проводились во многих древних городах страны (16). Но все тщетно — попытки отыскать тайник с либерей оказались безуспешными.

Считаю, что искали либерею не там, искали ее не те, искали бессистемно и спонтанно, искали без учета особенностей эпохи и психологии личности владельца, автора закладки тайника.

Чтобы ответить на вопрос, где могла быть сокрыта либерея Деспины, которую безуспешно пытаются отыскать в течение 424 лет с момента кончины Ивана Грозного до наших дней, следует конспективно осветить некоторые ключевые моменты в деятельности Ивана Грозного, относящиеся к процессу формирования тайника, и привести некоторые факты.

Поиск надежного убежища, бегство из России. Иван Грозный патологически страшился заговоров, боялся измены и предательства, особенно после династического кризиса в 1553 году. «Царь, — пишет очевидец тех событий агент английской «Московской компании» Джером Горсей, — жил в постоянном страхе и боязни заговоров и покушений на свою жизнь, которые он раскрывал каждый день» (17). В Москве он не чувствовал себя в безопасности. Грозный не любил Москву — она для него была оплотом смуты и мятежей. Александровская слобода, в которой он почти постоянно проживал с 1565 г., находилась рядом с Москвой и была уязвима в случае нападения крымских татар или иного военного вторжения. В начале 1567 г., как пишет историк Р.Г. Скрынников: «В его голове родился план основания собственной опричной столицы в Вологде. Там он задумал выстроить мощную крепость наподобие Московского Кремля. Опричные власти приступили к немедленному осуществлению этого плана. За несколько лет была возведена главная, юго-восточная стена крепости с десятью каменными башнями. Внутри крепости вырос грандиозный Успенский собор» (18).

Кровавый террор, развязанный Грозным в период опричнины, взывал к возмездию и порождал панический страх за свою жизнь. Это толкало Ивана Грозного искать спасение в случае неблагоприятного развития событий в каком-нибудь отдаленном монастыре. В 1567—1581 гг. царь делает несколько демонстративных попыток покинуть престол, принять постриг и «кончить дни в уединении монастырском» (19). Но монашеский клобук не мог служить гарантией личной безопасности.

Поэтому, еще во времена опричнины, Иван Грозный вел интенсивные тайные переговоры ^ 1568 г.) с английским двором о предоставлении ему убежища

в Англии. Вначале речь шла об отъезде царя в Англию вместе с семьей, затем о заключении династического брака царя с королевой Англии Елизаветой, в результате чего Иван Грозный должен был выехать на постоянное место жительства в Лондон. Р.Г. Скрынников пишет: «Лейб-медик Бомелей подал ему мысль посвататься к «пошлой девице» (старой деве) Елизавете, королеве Англии. Планы царя не встретили одобрения в Лондоне, и тогда он решил жениться на одной из родственниц королевы — Марии Гастингс» (20). С этого момента мысль царя об эмиграции в Англию стала его навязчивой идеей и смыслом всей его жизни.

Но и этот брачный проект царя не осуществился. Королева отказала в сватовстве под предлогом слабосилия и расстройства здоровья невесты. Иван Грозный, несмотря на негативный ответ, не думал бросать начатое дело. Секретные переговоры были продолжены. В середине 1583 г. в Россию прибывает посол английской королевы Джером Боус. Р.Г. Скрынников пишет: «В беседе с ним царь выразил твердое намерение послать в Лондон новое посольство и сосватать себе другую родственницу королевы. По утверждению Боуса, Иван IV сообщил ему о своих сокровенных планах. Если бы королева Елизавета, заявил самодержец, «не прислала со следующим посольством такой родственницы, какой ему хотелось, то он собирался, забрав всю свою казну, ехать в Англию и там жениться на одной из родственниц королевы». То, что монарх решил отплыть в Лондон со всей своей казной (для такого груза потребовался бы не один корабль), заставляет предположить, что речь шла не о простом путешествии в целях сватовства, а скорее о переселении в Англию» (21). Джером Горсей детализирует намерения царя: «...имея мысль сделать Англию своим убежищем в случае необходимости, построил множество судов, барж и лодок у Вологды, куда свез свои самые большие богатства, чтобы, когда пробьет час, погрузиться на эти суда и спуститься вниз по Двине, направляясь в Англию, а в случае необходимости — на английских кораблях» (22).

Дело о сватовстве и отъезде царя в Англию уже считалось решенным (23), и прощальная аудиенция английскому послу Боусу была назначена на 20 февраля 1584 г. Но прием пришлось временно отложить из-за болезни Ивана IV, а 18 марта 1584 г. царь внезапно скончался. По кончине монарха дьяк Посольского приказа Андрей Щелкалов велел сказать Боусу в насмешку, что «его английский царь помер» (24).

Так трагически закончилась эпопея царя с попыткой бегства в Англию. Но куда же делась личная казна Ивана IV, подготовленная им для отправки в Англию в качестве гарантии безбедного существования на берегах туманного Альбиона?

Гипотеза. Личная казна Ивана Грозного была объединена с либереей Деспины с целью их вывоза в качестве «багажа» в Лондон, а перед этим они были надежно упрятаны в тайнике на территории Вологодчины (собранные вместе они представляют собой сокровищницу династии Рюриковичей!).

В случае с тайником Ивана Грозного весь накопленный опыт и все результаты предыдущих исследований по его поиску вряд ли смогут нам чем-либо помочь. Также было бы напрасным искать в архивах какие-либо конкретные сведения

о его содержимом и, тем более, о месте его сокрытия — слишком велика цена клада, чтобы оставлять письменные свидетельства и живых свидетелей. Тайна остается тайной, если ею владеют единицы. Остается только выдвигать и рассматривать гипотезы, которые можно аргументировать более или менее достоверными фактами.

Для определения алгоритма действий в процессе закладки тайника необходимо учитывать психологические особенности личности ее автора и цели, которые он преследовал, то есть предстоит ответить на вопросы: 1 — зачем, 2 — когда, 3 — кем, 4 — где и 5 — как Иван Грозный мог заложить тайник?

1. Психологическими причинами, побудившими Ивана Грозного искать убежище за границей, являлись боязнь заговоров и страх за свою жизнь. Поэтому цель, которую преследовал Иван Грозный, предельно ясна — отъезд в Англию на постоянное жительство, «чтобы провести остаток жизни в мире и покое» (25). Отсюда вытекает ответ о содержимом багажа, который он берет с собой, временно помещая его на тайное хранение в пункте отправления: все то ценное и необходимое, что он собрал, награбил и может увести для достойного существования за границей (книги, драгоценности, предметы культа для отправления обрядов и др.). Исходя из этого, есть основание предполагать, что в тайнике (кроме либе-реи Деспины и казны) находится также часть великокняжеского архива, который безосновательно считается утраченным: списки Московской летописи, духовные грамоты и поручные записи князей и бояр, летописные записи посольского приказа, материалы опричного архива, подлинные письма оппонентов Грозного, географические карты, автографы царя. Возможно, там также имеются апокрифические и еретические книги, а также атрибуты культа дохристианского периода духовной культуры русского народа. Поскольку Иван Грозный, несмотря на чрезвычайную набожность, был суеверен и не чурался идолопоклонничества, верил в «ведунов», знахарей и кудесников и даже перед смертью, по свидетельству Гор-сея, приказал доставить с Севера 60 кудесников и колдуний для предсказания своей судьбы (26).

2. Предположительное время закладки тайника — период с 1571 по 1580 гг. В этот период Иван Грозный дважды бежал из Александровской слободы вместе с семьей и казной во время нашествия крымских татар в 1571 и 1572 гг. (27). Он часто и подолгу отлучался из Александровской слободы то на Ливонскую войну, то в Вологду и ее окрестности. Царь прожил в Вологде в общей сложности около 3 лет (28). Считается, что существуют некие архивные свидетельства о прибытии в 1578 г. в Вологду хорошо охраняемого обоза, который, возможно, мог доставить часть рукописной сокровищницы Грозного и казну (29).

3. Организаторами закладки тайника были: сам Иван Грозный, а также, возможно, его старший сын царевич Иван и особо доверенный опричник Малю-та Скуратов. К моменту окончательного решения Ивана Грозного эмигрировать в Англию в 1583 г. в живых остался только он один: Малюта Скуратов погиб в 1573 г. на Ливонской войне, а сына он сам нечаянно убил во время ссоры в конце 1581 г. (30).

Исполнителями закладки тайника, предположительно, были пришлые мастера — инородцы, возможно, «бродячая» артель строителей и зодчих из Новгорода или Пскова — так легче было от них избавиться. По окончании работ поэтапно были уничтожены все свидетели закладки тайника.

4. С большой долей вероятности можно предположить, что Иван Грозный выбрал самое надежное место для сокрытия тайника — это храм или церковь. Возведение их он считал прерогативой царской власти (31). В период правления Ивана IV, судя по воспоминаниям Джерома Горсея, было построено свыше 40 прекрасных каменных церквей и основано более 60 монастырей (32). По другим данным, за это время было основано более 200 монастырей (пустыней) (33). При малочисленных монастырях строились деревянные часовня или церковь. Каменные церкви возводились при больших монастырях, в крупных поселениях и городах.

5. Возможный способ сокрытия тайника — это тайно оборудованный с хорошей гидроизоляцией подвал теплой, отапливаемой каменной (кирпичной) церкви (храма, собора), специально построенной для хранения книг и сокровищ, либо помещение трапезной, пристроенной к уже действующей церкви, в фундамент которой закладывался тайник. Только каменные строения культовых зданий могли обеспечить сохранность тайника от пожаров и прочих негативных последствий стихийных бедствий.

Автор не ставит своей целью дать подробное описание инженерных решений при сооружении подобных подземных хранилищ и высказывать какие-либо конкретные предложения по организации поисково-разведочных археологических работ — это отдельная тема заключительного этапа подготовки к поиску легендарного тайника.

Место, где следует искать тайник — это, в первую очередь, Вологда и ее окрестности, где при Иване Грозном были построены около 10 церковных зданий (их число и месторасположение предстоит уточнить в ходе предварительных археолого-топографических исследований). Потом уже расширять район поиска по течению реки Сухоны в направлении Тотьмы — Великого Устюга и только затем исследовать церкви и храмы вдоль озера Кубенское, в городах Кириллове и Белозерске.

В марте 1970 г. историк В.Б. Кобрин (крупнейший исследователь средневековой Руси), выступая на городской межвузовской студенческой научной конференции в МГПИ им. В.И. Ленина, в процессе спонтанно возникшей дискуссии о диапазоне исторической эрудиции Ивана Грозного аргументировано обосновал тезис о том, что царь явно пользовался источниками, доступными только ему. В.Б. Кобрин не сомневался в существовании царской библиотеки, но предостерег от быстрой результативности ее поисков. Что касается моего предположения о возможном нахождении ее в Вологде, он не исключил такой вероятности, но сказал, что факты указывают на то, что ее местонахождение в последний период правления царя могло быть в Александровской слободе, Ростове, Ярославле или даже в Костроме.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующие выводы:

— накоплен огромный фактический материал, позволяющий утверждать о существовании либереи Деспины;

— определен район наиболее вероятного местонахождения либереи Деспины и царской казны — это Вологда и ее окрестности, а также район Тотьмы — Великого Устюга;

— предположен возможный способ сокрытия тайника Ивана Грозного — это секретный подвал теплой, отапливаемой кирпичной церкви (храма, собора), либо трапезной, пристроенной к уже действующей церкви;

— определено возможное содержимое царского тайника, хранящееся в сундуках, а именно (три вида артефактов):

— письменные произведения (рукописи, книги, списки летописей, письма, материалы различных архивов и др.);

— собственно казна (монеты, золото и серебро в слитках, камни, различные драгоценности и ювелирные украшения, и др.);

— предметы культа и быта (православные иконы, кресты, парсуны, панагии, домашняя утварь, предметы культа дохристианского периода духовной культуры русского народа и др.);

— существует новейшая поисковая техника, позволяющая эффективно зондировать и сканировать большие земельные площади на достаточную глубину;

— нет юридических препятствий для привлечения необходимых финансовых средств инвесторов, спонсоров и меценатов (в случае отсутствия государственной поддержки) для организации поисковых работ;

— есть энтузиасты-сподвижники, готовые незамедлительно приступить к организации поисков тайника.

Резюмируя данные выводы, можно констатировать, что имеются все необходимые предпосылки для открытия либереи Деспины.

Для организации поисков либереи было бы целесообразным создать Общественный совет (возможно, Фонд), состав которого должен быть сформирован из представителей органов государственной власти, Русской православной церкви, научных, общественных, коммерческих и других организаций.

Считаю, что одним из первых практических шагов Общественного совета должны стать обращения к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, а также к Папе Римскому Бенедикту XVI с просьбой дать святое благословение началу поисков либереи Деспины.

Надеюсь, верю и убежден, что тайна либереи Деспины будет открыта в ближайшее годы!

Содержимое и объем либереи Деспины ориентировочно известны, духовная важность ее — бесценна, стоимость ее — баснословна, но последствия открытия и использования новых фактологических данных непредсказуемы; они могут перевернуть наши представления об отечественной и мировой истории, оказать влияние на ход развития всего человеческого общества. Однако этому есть оправдание: очищение от идеологических стереотипов и догматов прошлого, от фальси-

фикаций, вымыслов и спекуляций относительно исторического развития нашей страны позволит консолидировать современное общество на пути формирования нового национального самосознания русского народа.

Открытие либереи Деспины — это возвращение исторического клада в культурную сокровищницу русского народа и мировой цивилизации.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 т. — М., 1982. — Т. 2. — С. 64.

(2) Малинин Б.А. Либерия Ивана Грозного. — М., 2006. — С. 135—136.

(3) Карамзин Н.М. Истории государства Российского. — М., 2008. — С. 471, 473.

(4) Там же. — С. 583.

(5) Там же. — С. 583—584.

(6) Там же. — С. 695.

(7) Там же. С. 9—10.

(8) Де Мадариага И. Иван Грозный. Первый русский царь. — М., 2007. — С. 41.

(9) Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Книга четвертая, часть первая. — М., 1996. — С. 270.

(10) Иван IV Грозный. Сочинения. — СПб., 2007. — С. 7.

(11) Валишевский К. Иван Грозный. Исторические сочинения. — М., 2005. — С. 519.

(12) Это и естественно, так как Максим Грек из-за своего образа мыслей и критических высказываний был обвинен в ереси и осужден на заточение в монастырь. Он уже однажды высказался при свидетелях о богатстве библиотеки, а если бы он еще что-то написал о тайной либерее, то лишился не только свободы, но и жизни.

(13) Газета «Комсомольская правда». — 13—20.04.2006. — С. 66—67.

(14) Использованы материалы из различных книг и статей, в т.ч. книги: Глухов А.Г. Русь книжная. — М., 1979. Глава «Легендарная либерея», электронная версия: historik.ru

(15) http://www.novostroy.ru/law/direct.php?num=7123&id=36&sort=&type=mos

(16) Относительно места возможного нахождения тайника можно достаточно уверенно предположить, что ареал закладки и нахождения тайника Грозного схематически представляет собой территорию, ограниченную кругом с радиусом в 352 км, центр которого находится в г. Весьегонске Тверской области. Площадь круга около 390 тыс. кв. км. Если начертить циркулем такой круг на карте, то можно убедиться, что практически все города и населенные пункты в пределах этого круга могли быть посещаемы Иваном Грозным. Граница круга непосредственно проходит по таким городам, как Москва, Новгород, Каргополь Архангельской области, Тотьма Вологодской области и Владимир. Поэтому все предпринятые ранее поиски либереи можно считать обоснованными, так как они входят в означенный ареал.

(17) Царь Иван Грозный. Самодержавный и самовластный. Свидетельства прижизненные. Да ведают потомки... — 2005. — С. 428.

(18) СкрынниковР.Г. Иван Грозный. — М., 2006. — С. 213.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(19) Карамзин Н.М. Указ. соч. — С. 754.

(20) Скрынников Р.Г. Указ. соч. — С. 436.

(21) Там же. С. 437.

(22) Царь Иван Грозный. Самодержавный и самовластный... — С. 430.

(23) Факт бесповоротного решения царя покинуть страну подтверждается множеством свидетельств и не подлежит сомнению. Этим же «каналом» выезда в Англию намерен был воспользоваться в 1585 г. Борис Годунов (Скрынников Р.Г. Борис Годунов. — М., 1983. — С. 30). На основе этого неопровержимого факта строится данная концепция закладки тайника с либерей Деспины.

(24) Валишевский К. Указ. соч. — С. 409.

(25) Скрынников Р.Г. Указ. соч. — С. 448.

(26) Царь Иван Грозный. Самодержавный и самовластный... — С. 444.

(27) Горсей утверждает, что русский царь бежал со своими сыновьями и богатством в Вологду в 1571 г. (см. примечание 17. — С. 425). Н.М. Карамзин первое бегство царя относит к 1571 г. (бежал к Ярославлю), второй раз — в 1572 г. в Новгород: «Иоанн как бы искал единственно личной безопасности в стране отдаленной: послал в Новгород 450 возов с казною...» (Карамзин Н.М. Указ. соч. — С. 716, 720). Р.Г. Скрынников утверждает, что оба раза царь бежал с казной в Новгород и дополняет: «Судя по размерам обоза, доставившего в Новгород царскую сокровищницу, в казне хранилось несколько тысяч пудов золота и серебра в слитках и звонкой монете. Грозный обладал коллекцией драгоценных камней, одной из лучших в Европе» (Скрынников Р.Г. Указ. соч. — С. 303, 315).

(28) Макарий (Булгаков). Указ. соч. — С. 198.

(29) www.businesspress.ru — электронное издание «Вести Отечества». № 5 (130). — 05.02.2002. Во время моих посещений в 1960 г. вологодского краеведческого музея, расположенного в Софийском соборе, экскурсоводами приводилась другая дата прибытия обоза — 1575 г.

(30) Скрынников Р.Г. Указ. соч. — С. 444.

(31) Иван IV Грозный. Сочинения. — С. 153.

(32) Царь Иван Грозный. Самодержавный и самовластный... — С. 447.

(33) Макарий (Булгаков). Указ. соч. — Книга четвертая, часть вторая. — С. 371—381.

LIBEREA DESPINA (on the question of finding of the library of Ivan Grozniy)

V.S. Verevkin

International Cooperation Center of Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI) Nezhinskaya Str., 7, Moscow, Russia, 119501

In this article, on the basis of the analysis of numerous sources on a problem connected with library of Ivan Grozniy, results and experience of searches of a legendary book-depository during four centuries are generalized, and attempt to concretize the present site of a hiding place with imperial books and treasury is done.

The author's treatment of some events of the period of reign of Ivan IV Grozniy is given; possible contents of an imperial hiding place are uncovered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.