Научная статья на тему 'Либерализм - неолиберализм - рыночный фундаментализм: от концепции свободы к тоталитарной догме (начало)'

Либерализм - неолиберализм - рыночный фундаментализм: от концепции свободы к тоталитарной догме (начало) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1181
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / РЫНОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЛИБЕРАЛИЗМ / ИНДИВИДУАЛИЗМ / СВОБОДА / "ПРИНЦИП НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА" / ДОГМАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ / FUNDAMENTALISM / MARKET FUNDAMENTALISM / IDEOLOGY / SOCIO-ECONOMIC AND SOCIO-POLITICAL CRISIS / LIBERALISM / INDIVIDUALISM / FREEDOM / "LAISSEZ-FAIRE" / THE DOGMATIC STYLE OF POLITICAL THINKING

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Челищев Владимир Игоревич

В статье анализируются причины, вызвавшие обширный социально-экономический и социально-политический кризис, охвативший практически все страны мира. Особое внимание уделяется истокам бездарного управления экономикой и обществом, получившего название “рыночный фундаментализм” и того стиля идейно-политического мышления, который лежит в его основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Liberalism - neoliberalism - market fundamentalism: from the concept of freedom to the totalitarian dogma

The article analyzes the causes of the extensive socio-economic and socio-political crisis captured almost all countries of the world. The special attention is given to the origins of incompetent management of the economy and society, called “market fundamentalism” and the style of ideological and political thinking which lies in its basis.

Текст научной работы на тему «Либерализм - неолиберализм - рыночный фундаментализм: от концепции свободы к тоталитарной догме (начало)»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2015. № 4

В.И. Челищев, канд. полит. наук, ведущий научный сотрудник Российского государственного социального университета*

ЛИБЕРАЛИЗМ - НЕОЛИБЕРАЛИЗМ - РЫНОЧНЫЙ ФУНДАМЕНТАЛИЗМ: ОТ КОНЦЕПЦИИ СВОБОДЫ К ТОТАЛИТАРНОЙ ДОГМЕ**

V.I. Chelischev

LIBERALISM - NEOLIBERALISM - MARKET FUNDAMENTALISM: FROM THE CONCEPT OF FREEDOM TO THE TOTALITARIAN DOGMA

В статье анализируются причины, вызвавшие обширный социально-экономический и социально-политический кризис, охвативший практически все страны мира. Особое внимание уделяется истокам бездарного управления экономикой и обществом, получившего название "рыночный фундаментализм" и того стиля идейно-политического мышления, который лежит в его основе.

Ключевые слова: фундаментализм, рыночный фундаментализм, идеология, социально-экономический и социально-политический кризис, либерализм, индивидуализм, свобода, "принцип невмешательства", догматический стиль политического мышления.

The article analyzes the causes of the extensive socio-economic and socio-political crisis captured almost all countries of the world. The special attention is given to the origins of incompetent management of the economy and society, called "market fundamentalism" and the style of ideological and political thinking which lies in its basis.

Key words: fundamentalism, market fundamentalism, ideology, socio-economic and socio-political crisis, liberalism, individualism, freedom, "laissez-faire", the dogmatic style of political thinking.

Кризис, охвативший экономическую, социальную и политическую системы большинства государств мира, дал ученым всех стран плодотворную пищу для анализа не только бездарного управления экономикой и обществом, получившего название "рыночный фундаментализм", но и того стиля идейно-политического мышления, который лежит в его основе.

Фундаментализм — одно из масштабных социально-политических явлений, с которыми тесно связана жизнь современного общества. Под фундаментализмом, в который, как и во многие другие

* Челищев Владимир Игоревич, e-mail: kirill99d@mail.ru

** Начало. Окончание статьи будет в № 1 за 2016 г.

многогранные феномены, обычно вкладывают различный смысл, следует понимать приверженность, доходящую до одержимости, основным, фундаментальным, принципам. Эти принципы:

— заимствуются из важнейших для какой-либо социально-политической группы или отдельных лиц источников;

— признаются единственно и абсолютно верными и неопровержимыми;

— приобретают неизменный авторитет у своих последователей фундаменталистов, служат им мерилом истинной веры, учения и поведения;

— являются предметом противостояния всем оппонентам и ожесточенной борьбы с "иноверцами".

Принципы, муссируемые фундаменталистами, определяют цели политики, формулируют ориентиры политической деятельности, предлагают выбор средств их реализации и мобилизуют определенные слои населения для участия в политическом процессе. Фундаменталисты имеют собственное видение мирового порядка, конструируют свое представление о "правильном" обществе и выдвигают модели, согласно которым должны произойти масштабные политические изменения.

Фундаментализм — феномен, актуализация которого происходит на различных этапах истории человечества при определенных политических, экономических, социальных и культурных условиях. Часто с фундаментализмом связывают религию, что обусловлено как историей возникновения этого термина, так и активизацией деятельности различных религиозных групп, представителей которых именуют фундаменталистами.

Однако фундаментализм проявляет себя не только в религии, но и в других важнейших сферах общественной жизни, среди которых — государственная политика и экономика. Вид фундаментализма, который непосредственно связан с экономической политикой государства, получил название "экономический фундаментализм".

В общем смысле под рыночным фундаментализмом (или фундаментализмом свободного рынка) понимается неистовая вера в политику, базирующуюся на принципе "невмешательства в жизнь хозяйствующих субъектов" (от фр. "laissez-faire") или "экономике свободного рынка", которая, с точки зрения приверженцев данной позиции, способна решить все экономические и социальные проблемы.

Словосочетание "рыночный фундаментализм" считается относительно новым. Если говорить об энциклопедических изданиях, то оно было включено в ряд статей "Оксфордского словаря анг-

лийского языка"1 лишь в 1989 г., в довольно широкой интерпретации "экономические или политические доктринерства"2.

Действительно, как отмечают специалисты, "рыночный фундаментализм, который доминировал в публичных политических дебатах в США с 1980-х гг., сводился к оправданию снижения федеральных налогов и резкому сокращению государственного регулирования экономики и социальных программ правительства"3.

Примерно с этого времени словосочетание "рыночный фундаментализм" стало обиходным и использовалось журналистами, писателями, политическими и общественными деятелями:

— как собирательное название для аргументов, выдвигаемых апологетами "достоинств радикальной свободной рыночной экономики";

— как синоним радикальной экономической политики, которая "довлела над миром в течение почти тридцати лет и привела к краху мировой финансовой системы, а также к серьезным социальным последствиям"4;

— как обозначение совокупности ошибочных убеждений или специально созданных мифов о том, что свободные рынки обеспечивают в обществе максимально возможную справедливость и процветание, а любое вмешательство в рыночный механизм неизбежно ведет к уменьшению социального благополучия.

Словосочетание "рыночный фундаментализм" применяется в уничижительном смысле с целью критики как групп и организаций, которые яростно выступают против любого государственного регулирования и защищают всецело свободный рынок, так и той идеологии, которая "посадила финансовый капитал на место водителя"5.

Если говорить о "рыночном фундаментализме" как научном термине, то по поводу первенства исследователей в его введении мнения расходятся.

Согласно одной версии, первым этот термин употребил британский писатель и журналист Джереми Сибрук (Jeremy Seabrook) в книге "Миф рынка: обещания и иллюзии"6.

Эта версия принадлежит известному индийскому журналисту Палагумми Сайнат (Palagummi Sainath), которого лауреат Нобелев-

1 Oxford English Dictionary. Oxford, 1989.

2 http://en.wikipedia.org/wiki/Market_fundamentalism (дата обращения: 02.2013).

3 http://www.longviewinstitute.org/projects/marketfundamentalism/marketfundamentalism (дата обращения: 02.2013).

4 Pugh J. What is radical politics today? // What is Radical Politics Today? / Ed. by J. Pugh. L., 2009. Р. 1.

5 Soros G. The crisis of global capitalism: open society endangered. N.Y., 1998.

6 Seabrook J. Myth ofthe market: promises and illusions. Bideford, 1991.

ской премии по экономике Амартия Сен7 считает "одним из величайших в мире специалистов по стихийным бедствиям и голоду"8. В частности, П. Сайнат говорил: "Добро пожаловать в мир рыночного фундаментализма. <...> Я думаю, что это был Джереми Си-брук, кто сказал о нем первым"9.

Согласно другой версии, этот термин впервые использовали в 1994 г. австралийские ученые и политики Джон Лэнгмор (John Langmore) и Джон Куиггин (John Quiggin) в книге "Работа для всех: полная занятость в девяностые", увидевшей свет под их ре-дакцией10.

Тем не менее общепризнано, что развернутая концептуализация термина "рыночный фундаментализм" принадлежит известному финансисту Джорджу Соросу (George Soros).

Во введении к книге "Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности"11, изданной в 1998 г., Дж. Сорос писал: «.текущее положение дел (сложившееся в мировой экономике. — Прим. В.Ч.) является нездоровым и непрочным. Финансовые рынки по своей сути являются нестабильными, кроме того существуют общественные потребности, которые не могут быть удовлетворены путем предоставления полной свободы рыночным силам. К сожалению, эти недостатки не признаются. Вместо этого существует широко распространенное убеждение в том, что рынки являются саморегулирующимися, а мировая экономика может процветать без вмешательства мирового сообщества.

В XIX в. эта идея называлась "свободным предпринимательством" (внедрялась доктрина невмешательства государства в экономику), возможно, в наши дни это уже не такое удачное название, поскольку оно происходит от французских слов laissez faire. Большинство людей, верящих в чудеса рынка и достоинства неограниченной конкуренции, не говорят по-французски. Я нашел более подходящее название этой идее — "рыночный фундаментализм" (market fundamentalism)»12.

7 Амартия Сен (Omorto Shen, англ. Amartya Sen) — лауреат Нобелевской премии по экономике (1998) "за вклад в экономическую теорию благосостояния".

8 См.: Poverty & inequality // Stwr.org. URL: http://www.stwr.org/poverty-inequality/-p-sainath-globalizing-inequality.html

9 См.: Sainath P. And then there was the market // INDIA 2000, a symposium on the year. 2001. Jan.

10 Work for all: full employment in the nineties / Ed. by J. Langmore, J. Quiggin. Melbourne; Carlton, 1994.

11 Soros G. Op. cit. P. XX.

12 Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности. М., 1999. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Soros/_index.php

Именно вслед за Дж. Соросом термин "рыночный фундаментализм" вошел в научный оборот, а сам феномен стал анализироваться в научных публикациях. К таковым, прежде всего, можно отнести труды профессора Лондонской школы экономики Джона Грея (John Nicholas Gray)13, канадской журналистки и исследовательницы Наоми Кляйн (Naomi Klein)14, известного американского экономиста, лауреата Нобелевской премии Джозефа Юджина Стиг-лица (Joseph Eugene Stiglitz)15, британского исследователя Стюарта Сима (Stuart Sim)16, специалиста по исламу Акбара Ахмеда (Akbar Salahuddin Ahmed)17, работающего в США.

В своих научных трудах и выступлениях эти ученые оперируют термином "рыночный фундаментализм", критикуя экономическую политику западных стран, вдохновляемую доктринерами свободного рынка и международными финансовыми организациями18. В этом отношении показательна инаугурационная речь Дж. Стигли-ца, в которой он, в частности, отмечал: "Более широко МВФ выступал адвокатом набора политических установок, которые в целом соотносились с Вашингтонским консенсусом и представляли собой совокупность неолиберальных доктрин или рыночный фундаментализм, который базируется на неверном понимании экономической теории и неадекватной интерпретации исторических данных"19.

На наш взгляд, рыночный фундаментализм — это результат специфического процесса трансформации концепции свободы (в том числе и экономической), воплощенной в идеологии классического либерализма, через неолиберальные ее модификации, в рыночную догму тоталитарного типа. Эту догму берут на вооружение глобальные финансовые институты и акторы идеологии глобальной либеральной экспансии, называемой также "либеральным фашизмом"20, и навязывают всему миру методами не только экономической, но также политической, а порой и военной экспансии.

13 Gray J. False dawn: the delusions of global capitalism. L., 1999. Р. 23, 70, 116, 235.

14 Кляйн Н. Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф. М., 2009.

15 Stiglitz J.E. Globalization and its discontents. N.Y.; L., 2002; Idem. There is no invisible hand // The Guardian. 2002. 20 Dec.; Стиглиц Д.Ю. Ревущие девяностые. Семена развала. М., 2005. С. 55, 235—236.

16 Sim S. Fundamentalist world. The new dark age of dogma. Cambridge, 2005.

17 AhmedA.S. Postmodernism and Islam. Predicament and promise. L.; N.Y., 1992.

18 См. например: Стиглиц Д.Ю. Указ. соч. С. 55, 235—236; Ahmed A.S. Op. cit. Р. 99; Gray J. Op. cit. Р. 23, 70, 116, 235.

19 Stiglitz J.E. Autobiographical essay in acceptance of the Bank of Sweden prize in economic sciences in memory of Alfred Nobel. URL: http://www.nobelprize.org/nobel_ prizes/economic-sciences/laureates/2001/stiglitz-bio.html

20 Голдберг Дж. Либеральный фашизм. М., 2012.

Известно, что все политические идеологии, особенно их радикальные разновидности, могут содержать элементы фундаментализма21. Но и в основе фундаменталистских принципов часто лежит набор тезисов (аргументов), заимствованных из арсенала конкретной идеологии, т.е. специфическая идеология удачно служит отдельной фундаменталистской доктрине. Так, доктрина рыночного фундаментализма своим возникновением во многом обязана идеологии либерализма, отдельные элементы которой она заимствовала, а затем в модифицированном виде применила к своим целям.

Несомненным признан факт, что в состав любой идеологии, и либерализм здесь не является исключением, наряду с достоверными знаниями, входит утопическая составляющая — ошибочные представления о социально-политических процессах, о функционировании политической системы и социума, т.е. мифы. Часто в их основе лежат построения, имеющие ложное основание, либо правильно обоснованные, но неверно интерпретированные22. Идеологические мифы задают привлекательные, но, как правило, ложные ориентиры для народных масс, их общественно-политических объединений и даже для государства. Распространение мифов в случае, если политическая партия, генерирующая или разделяющая их, приходит к власти, конечно, обеспечивает ей временный успех. Но когда мифы разоблачаются, политическое сознание оказывается в состоянии вакуума, который легко заполняют радикальные идеологические, в нашем случае — псевдолиберальные установки.

Классический либерализм — идеология, которая получила свое развитие в период перехода от феодализма к капиталистическим общественным отношениям.

В современной философии слово "либерализм" используют для «наименования "семейства" идейно-политических течений, исторически развившихся из рационалистической и просветительской критики, которой в XVII—XVIII вв. были подвергнуты западноевропейское сословно-корпоративное общество, политический "абсолютизм" и диктат церкви в светской жизни»23.

Слово "либерал" (liberalis, лат. — "свободный") вошло в обиход в Западной Европе в XIV в. и сразу приобрело множество значений. Заимствованное из латинского языка слово "либер" (liber) использовалось для обозначения сословия свободных людей —

21 См. об этом: Челищев В.И. Фундаментализм и фундаменталисты. М., 2010. С. 61-71.

22 Boudon R. L'idéologie, ou l'origine des idées reçues. P., 1986. P. 45.

23 Капустин Б.Г. Либерализм // Новая философская энциклопедия: В 4 т. Т. 2. М., 2003. С. 393.

тех, кто не являлся пленником, рабом или вассалом. В широком смысле оно означало свободный доступ к еде или питью, а если говорить о социальных отношениях — открытость или свободу выражения мысли. Очень скоро это слово оказалось тесно связанным с идеями свободы и возможности выбора24.

Английская революция XVII в.25, а также революции, произошедшие в США26 и во Франции27 в XVIII в., содержали отличительные элементы того, что понималось под словом "либеральный", несмотря на то, что само это слово в то время не употреблялось в политическом контексте.

Аналогом понятию "Английская революция" служит "Английская гражданская война"28, которую историки разделяют на две или три отдельные гражданские войны. Под этим названием обычно понимают события на территории современной Великобритании в середине XVII столетия, проходившие под средневековым знаменем борьбы представителей государственной англиканской церкви, главой которой был король, и церковных реформаторов — пуритан, а также против абсолютизма правящей монархической династии Стюартов в лице Карла I (Charles I of England, 1600—1649).

С 1629 г. в Англии установился беспарламентский режим, олицетворявший упадочную форму абсолютизма. Вместе со своими советниками Карл I стал осуществлять в Англии, Шотландии и Ирландии "твердый курс", направленный на восстановление "церковного единообразия", что привело к восстаниям и к англошотландской войне (1639 г.), в которой английский абсолютизм потерпел поражение. Сначала был создан так называемый Короткий парламент (13 апреля — 5 мая 1640), а затем — парламент, по-

24 HeywoodA. Political ideologies. An introduction. L., 1998. Р. 24.

25 Английская революция XVII в. (известна также как Английская гражданская война (English civil war, англ.; в советской и российской историографии — Английская буржуазная революция) — первая революция в Европе, приведшая к утверждению капитализма и установлению буржуазного строя в Англии, организационным оформлением которого стал парламент.

26 Американская революция — политические события в британских колониях Северной Америки в 1775—1783 гг., закончившиеся образованием независимого государства — Соединенных Штатов Америки.

27 Французская революция (1789—1799). В мае 1789 г. король Франции Людовик XVI созвал Генеральные штаты. Депутаты от 3-го сословия (купцы, ремесленники буржуа, рабочие) 17 июня объявили себя Национальным, а 9 июля — Учредительным собранием. Попытка разгона собрания вызвала народное восстание и последующую цепь революционных событий. В результате, в 1795 г. во Франции был установлен режим Директории, а государственный переворот восемнадцатого брюмера (1799) знаменовал окончание революции. Другие историки считают окончанием Французской революции 26 июля 1794 г. (Термидорианский переворот).

28 На английском языке, как уже говорилось выше, English civil war.

лучивший название Долгого парламента (3 ноября 1640 — 20 апреля 1653), к которому в августе 1641 г. фактически перешла власть в государстве.

22 августа 1642 г. король, находившийся в Ноттингеме, объявил этому парламенту войну. Началась первая гражданская война между роялистами — "кавалерами" и сторонниками парламента — "круглоголовыми". Нерешительная политика "умеренного" большинства парламента — пресвитериан — привела к тому, что парламентская армия потерпела поражение в первом же сражении — при Эдж-хилле (23 октября 1642).

В этот критический момент развернулось массовое народное движение за "свободы и права английского народа", которое возглавил выдающийся военачальник и государственный деятель, генерал-лейтенант Оливер Кромвель (Oliver Cromwell, 1599—1658), преобразовавший парламентскую армию. Эта армия нанесла решающее поражение королевской армии Карла I Стюарта при Нейзби (1645 г.) и Престоне (1648 г.).

В 1649 г. король был казнен, а в Англии — провозглашена республика, господствующее положение в которой заняли индепен-денты29. Впоследствии они оформились в религиозную общину конгрегационалистов.

19 мая 1649 г. Англия стала республикой, верховная власть в которой принадлежала однопалатному парламенту (судьбу монархии разделила и палата лордов), в действительности же республика 1649 г. оказалась индепендентской олигархией. Исполнительную власть осуществлял Государственный совет, состоявший из "грандов" и их парламентских единомышленников.

В 1653 г. в Англии был установлен режим военной диктатуры — протекторат О. Кромвеля (с 1653 по 1659 г.), наделенного широкими полномочиями. Вскоре после смерти О. Кромвеля (3 сентября 1658 г.) этот режим потерпел крушение. В 1659 г. в Англии формально была восстановлена республика, но ее эфемерность была предрешена всем ходом событий. Напуганные усилением демократического движения буржуазия и новое дворянство стали склоняться к "традиционной монархии".

29 Индепенденты (independents, англ.) — буквально "независимые" — приверженцы одного из течений протестантизма в Англии и ряде других стран. Они отвергали государственную церковь и церковную организацию, выступали за полную автономию каждой общины-конгрегации. В период Английской революции XVII в. индепенденты — политическая партия, выражавшая интересы радикального крыла буржуазии и нового, обуржуазившегося дворянства. В политике инде-пенденты были приверженцами республиканских и демократических идей. К ним принадлежали О. Кромвель и Дж. Мильтон.

В 1660 г. в Англии была осуществлена реставрация династии Стюартов, согласившихся признать основные завоевания Революции (в первую очередь, фактическое утверждение права частной собственности на землю). Государственный переворот 1688—1689 гг. (так называемая Славная революция) закрепил права буржуазии на доступ к государственной власти, создал основы для первоначального накопления капитала и торжества буржуазных свобод.

Следует отметить, что либеральные идеи нашли отражение в риторике ряда политических движений, выдвинувшихся в ходе Английской революции. Одним из них и явилось движение левеллеров30, возглавляемое Джоном Лилберном (John Lilburne, 1614—1657), которое выдвинулось из рядов политической партии индепендентов. Весной 1649 г. Дж. Лилберн и его сторонники опубликовали "Манифест" и "Соглашение свободного народа Англии", содержащие изложение их политических и социально-экономических воззрений. Левеллеры выступали против монархической формы правления и существования палаты лордов, за республику, против всяких феодальных привилегий, за равенство всех перед законом, защищали свободу религиозных убеждений, отстаивали неприкосновенность личности и имущества, свободу печати.

Война за независимость США31 в американской литературе чаще называется Американской революционной войной (1775—1783)32. Некоторые ученые считают, что понятие "Американская революция" не тождественно понятию "Война за независимость США", поскольку война является частью и завершающим этапом революции. Эта была война между лоялистами (лояльными законному правительству британской короны) и патриотами (революционерами 13 английских колоний33), которые 4 июля 1776 г. провозгласили свою независимость от Великобритании34 и образовали самостоятельное союзное государство — Соединенные Штаты Америки.

Победа в этой войне сторонников независимости США повлекла значительные политические и социальные изменения в социально-политической жизни Северной Америки. В Конституции

30 Левеллеры (levellers, англ.) — "уравнители" — радикальное политическое течение (традиционно называемое партией) в Английской буржуазной революции, обособившееся от индепендентов в 1647 г.

31 American war of independence.

32 American revolutionary war.

33 Новая Англия — Массачусетс, Нью-Хэмпшир, Коннектикут, Род-Айленд; среднеатлантические — Нью-Йорк, Пенсильвания, Нью-Джерси, Делавэр; южные — Виргиния, Мэриленд, Северная и Южная Каролина, Джорджия.

34 4 июля 1776 г. 2-й Континентальный конгресс принял Декларацию независимости США.

США (17 8 7)35, а также в поправках I, II, V к ней, ратифицированных 15 декабря 1791 г., и далее в XIV поправке, ратифицированной 9 июля 1868 г.36, получили первое воплощение идеи, связанные с либерализмом.

Так, в преамбуле к Конституции США написано: "Мы, народ Соединенных Штатов, с целью образовать более совершенный Союз, установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благоденствию и закрепить блага свободы за нами и потомством нашим провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки"37.

Либеральные идеи содержит Декларация прав человека и гражданина (17 8 9)38, принятая во Франции в начале Великой Французской революции в августе 1789 г. В основу этой Декларации положена концепция равноправия и свободы, т.е. "естественных прав", принадлежащих каждому человеку от рождения. Такими естественными правами объявлялись свобода личности, свобода слова, свобода убеждений, право на сопротивление угнетению и неприкосновенность частной собственности.

После свержения монархии в результате восстания 10 августа 1792 г., возглавленного Парижской Коммуной, во Франции 22 сентября 1792 г. была учреждена республиканская форма правления. В январе 1793 г. по приговору Конвента (высшего законодательного и исполнительного органа) король Людовик XVI (Louis XVI, 17541793), обвиненный в государственной измене, был казнен. Восстание 31 мая — 2 июня 1793 г. привело к установлению так называемой якобинской диктатуры (1793-1794) — диктатуры Якобинского клуба, ведущего участника Французской революции, получившего название "Общество якобинцев, друзей свободы и равенства".

35 Конституция США (United States Constitution) — основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 г. на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми тринадцатью существовавшими тогда американскими штатами.

36 Выверено по изданию: Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство / Под ред. О.А. Жидкова. Перевод В.И. Лафитского. М., 1993. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/cnstUS.htm (дата обращения: 02.2013).

37 Выверено по изданию: Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательство.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

38 Декларация прав человека и гражданина (Déclaration des droits de l'homme et du citoyen) — важнейший документ (политический манифест) Великой Французской революции, определяющий индивидуальные права человека. Декларация была принята Национальным Учредительным собранием (Assemblée nationale constituante) 26 августа 1789 г.

Якобинцы39, вождями которых были Максимилиан Робеспьер40 (Maximilien François Marie Isidore de Robespierre, 1758—1794), Жан-Поль Марат (Jean-Paul Marat, 1743—1793), Жорж Жак Дантон (Georges Jacques Danton, 1759—1794) и Луи Антуан Сен-Жюст (Louis Antoine de Saint-Just, 1767—1794), были решительными сторонниками полного политического равенства, а многие из них выдвигали лозунг "установления во Франции республики без контрастов нищеты и богатства". Правительство якобинцев, опираясь на поддержку народа, обеспечило победу над вторгшимися во Францию войсками европейских монархических государств (Пруссии, Австрии и др.) и радикально разрешило аграрный вопрос. Однако как это часто бывает в политике, декларации разошлись с реальными делами: ограничительный режим и террор якобинцев подорвали их социальную базу. Термидорианский (по названию 11-го месяца французского республиканского календаря) переворот 1794 г. низверг якобинскую диктатуру. В конечном счете политическая власть во Франции сосредоточилась в руках крупной буржуазии.

В целом либеральные движения XVII—XVIII вв. были радикальными, они предполагали фундаментальные реформы и иногда — масштабные революционные изменения. Либералы того времени отвергали абсолютную власть монархии и выступали за учреждение нового демократического, конституционного строя, а позднее — за введение так называемого представительного правления. Они критиковали политические и экономические привилегии земельной аристократии и нежизнеспособность феодальной системы, в которой социальные позиции людей закреплялись от рождения. Либералы также поддерживали движения за свободу совести и ставили под сомнение неограниченную власть церкви.

В четкой политической (идеологической) коннотации41 термин "либерализм"42 стал применяться значительно позднее: впервые, по мнению ряда ученых, его употребили в Испании в 1812 г.43 Так, лауреат Нобелевской премии Фридрих Август фон Хайек (Friedrich August von Hayek, 1899—1992) по этому вопросу писал: «В качестве названия политического движения "либерализм" стал использо-

39 Якобинцы (Jacobins, фр.) — участники Якобинского клуба (club des Jacobins), французского политического клуба эпохи революции, установившие свою диктатуру во Франции в 1793—1794 гг.

40 Полное имя Максимилиан Франсуа Мари Исидор де Робеспьер.

41 Коннотация — устойчивая ассоциация в языковом сознании говорящего, которую вызывает употребление какого-либо слова в определенном значении (в лингвистике).

42 Либерализм (liberalism, англ.; libertad, liberalismo, исп.) — "свобода, либерализм".

43 См. например: HeywoodA. Op. cit. Р. 24.

ваться только в начале следующего столетия (XIX — Прим. В.Ч.) сначала в Испании в 1812 г., где возникла испанская партия либералов <...>, а затем во Франции, где также возникла аналогичная партия»44.

К сожалению, сведения о возникновении данного термина, его внедрении в политическую практику, также как и об истоках либеральной идеологии, в современной политологической литературе очень скудные: как правило, авторы источников просто пересказывают друг друга.

На наш взгляд, события в Испании, повлекшие появление и узаконивание в ее государственных документах слова "свобода" (libertad), требуют развернутого анализа.

В ходе Первой Испанской революции (1808-1814 гг.)45, положившей начало национально-освободительной борьбе народов Европы против Наполеоновского господства46, была принята Первая конституция Испании. Эта конституция была пожалована стране императором Франции Наполеоном I Бонапартом (Napoléon Bonaparte, 1769-1821), который с ее помощью пытался привлечь испанцев на свою сторону. Она получила название Байоннской конституции (статута) 1808 г.

"Байоннские кортесы"47 заседали с 15 июня по 8 июля 1808 г. Проявив полное раболепие перед Наполеоном, кортесы признали королем Испании Жозефа Бонапарта (старшего брата Наполеона I, Joseph Bonaparte (фр.), 1768—1844)48 и 7 июля приняли конституцию. Испания объявлялась конституционной монархией с сенатом, государственным советом, кортесами и с единственно допустимой

44 Фридмен М., Хайек Фр. О свободе. М.; Челябинск, 2003. С. 131.

45 В российской и советской историографии эти события иногда называют Испанской революцией 1808—1814 гг. В испанской историографии закрепилось название Война за независимость Испании (Guerra de la independencia Española).

46 Оккупация Испании Наполеоном Бонапартом началась весной 1808 г В марте 1808 г. французскими войсками был занят город Мадрид.

47 Кортесы (cortes, от corte, исп. — "королевский двор") — в средневековой Испании региональные сословно-представительные собрания. Первые кортесы были созданы в 1137 г. в Леоне. Первоначально в кортесах могли участвовать только дворяне и духовенство, города получили право представительства позже. Кортесы играли большую роль в XIII—XIV вв., способствуя росту влияния городов и ограничению произвола феодалов, но с установлением абсолютизма значение их упало. Возродившись в ходе Испанских революций XIX в., кортесы приобрели новое значение — буржуазных парламентов (в Испании и Португалии). Генеральные кортесы (Cortes Generales/Cortes Españolas, исп.) — представительный орган и носитель законодательной власти (парламент) Испании.

48 Жозеф Бонапарт, Джузеппе Буонапарте (Giuseppe Buonaparte, итал.), Хосе Бонапарте (José Bonaparte, исп.) — первенец Карло и Летиции Буонапарте, старший брат Наполеона I, король Неаполя в 1806—1808 гг., король Испании в 1808—1813 гг. под именем Иосиф I Наполеон (José INapoleón, исп.).

религией — католицизмом. Из 172 депутатов (кортесов) 80 назначались королем, а их права не были точно установлены. Байоннская конституция ограничивала майорат49, уничтожала внутренние таможни и устанавливала единую систему налогов; ликвидировала феодальное судопроизводство, вводила единое гражданское и уголовное законодательство для Испании и ее колоний; провозглашала свободу развития сельского хозяйства и промышленности в колониях. В статьях 6, 39—43, 45—46, 48 и 145 этой Конституции неоднократно встречается слово "свобода" (libertad, исп.)50, но следует отметить, что реально эти статьи не действовали.

24 сентября 1810 г. на острове Леон было созвано учредительное собрание, которое 20 февраля 1811 г. переместилось в город Кадис51 и вошло в историю как "Кадисские кортесы"52. В рядах Кадисских кортесов образовалась фракция, а на ее основе — партия, которая назвала себя "Libertad"53.

19 марта 1812 г. Кадисские кортесы приняли вторую, но первую из реально действующих, Кадисскую Конституцию, а затем и ряд демократических законов. Кадисская Конституция, в которую вошли некоторые статьи из Байоннской конституции, действовала с 1812 по 1814 гг., с 1820 по 1823 гг., а также с августа 1836 г. по июнь 1837 г.

Следует отметить, что в Большой советской энциклопедии в качестве статей, связанных с "либерализмом", указаны 286 и 307статьи Кадисской Конституции, что абсолютно неверно. Непосредственный анализ оригинального текста этой конституции показал, что данные статьи вовсе не относятся к "свободе личности и неприкосновенности жилища", как это заявлено в обозначенном источнике54. На самом деле, важнейшими статьями Кадисской Конституции55, связанными с термином "свобода", являются 4, 131, 172, 173 и 371 статьи.

49 Майорат (majoratus, позднелат., major, лат. — "больший, старший") — наследование недвижимости (прежде всего земли) по принципу первородства в семье или роде. Майорат — законодательная норма, запрещающая раздел земельного надела между наследниками.

50 См.: Байоннская конституция 1808 // Большая советская энциклопедия (БСЭ). Т. 30. М., 1970. Т. 2. С. 533-534.

51 Кадис (Cádiz) город и важный порт на Юго-Западе Испании, в Андалусии, на берегу Кадисского залива Атлантического океана. Осада Кадиса французами 1810-1812 гг. безуспешно продолжалась два года.

52 Кадисские кортесы (cortes, исп. — "дворы") функционировали до 20 сентября 1813 г.

53 Libertad, исп. — "сторонники свободы, либералы".

54 Кадисская Конституция "...провозглашала свободу личности и неприкосновенность жилища (статьи 286, 307)" (см.: Кадисская Конституция 1812 // Большая советская энциклопедия (БСЭ): В 30 т. Т. 11. М., 1973. С. 129-130).

55 Constitución Española. Promulgada por las Cortes Generales de España el 19 de marzo de 1812 en Cádiz. URL: http://es.wikisource.org/wiki/Constituci%C3%B3n_espa%

В частности, статья 4 гласит: "Нация обязана сохранять и защищать мудрые и справедливые законы гражданских свобод (курсив здесь и далее мой. — Прим. В.Ч.), собственность и другие законные права всех людей, которые ее составляют". В 24 параграфе 131 статьи указано, что полномочием и обязанностью Кортеса в частности являются "...защита политической свободы печати". 11 параграф 172 статьи содержит перечень ограничений монархической власти, в числе которых следующее: ".король ни под каким предлогом, ни в какой форме не может лишить любого человека его гражданской свободы. В противном случае и он, и государственный секретарь, который подписывает соответствующий указ, и судья, который его выполняет, будут нести ответственность перед народом, и их деяние будет рассматриваться как преступление против гражданских свобод"56.

В статье 173 закреплена форма клятвы, которую должен был принять король при вступлении на трон перед Кортесом, Богом и Святым Евангелием. Общей смысл ее состоит в следующем: "Я, по милости Бога и Конституции, представитель испанской монархии, король Испании, клянусь защищать и охранять каноны католической апостольской римской религии, не допуская осуществления любой другой по всему королевству; соблюдать и требовать, чтобы соблюдались, законы и политическая конституция во всех делах только на их пользу и благо; не делать ничего для того, чтобы разделить государство; никогда не использовать деньги или любую другую вещь из тех, что не были предопределены мне Кортесом; уважать частную собственность и, прежде всего, гражданские свободы нации и права каждого человека. И если, ко всему тому, в чем я теперь поклялся, или любой его части, я вынужден буду действовать наоборот, то такой акт должен быть объявлен нулевым, недействительным и не требовать подчинения. Да поможет мне Бог, и встанет Он на мою защиту"57.

В 371 статье указано, что каждый испанец обладает свободой писать, печатать и публиковать свои политические идеи без пред-

C3%B1ola_de_1812 (дата обращения: 02.2013); http://www.congreso.es/docu/consti-tuciones/1812/ce1812_cd.pdf (дата обращения: 02.2013).

56 Текст приводится в авторском переводе со следующего источника: Constitución Española. Promulgada por las Cortes Generales de España el 19 de marzo de 1812 en Cádiz. URL: http://es.wikisource.org/wiki/Constituci%C3%B3n_espa%C3%B1ola_de_1812 (дата обращения: 02.2013).

57 Текст приводится в авторском переводе со следующего источника: Constitución Española. Promulgada por las Cortes Generales de España el 19 de marzo de 1812 en Cádiz. URL: http://es.wikisource.org/wiki/Constituci%C3%B3n_espa%C3%B1ola_de_1812 (дата обращения: 02.2013).

варительной лицензии, разрешения или цензуры при соблюдении ограничений и ответственности, установленных законом58.

Целесообразно привести занимательный факт, связанный с процедурой принятия данной Конституции. Текст рукописи Кадисской Конституции заверен личными подписями Кадисских кортесов с 97 по 112 страницы59, т.е. принят как бы поименным голосованием (в терминологии Государственной Думы Российской Федерации) по важнейшим вопросам. Поэтому кортесы (а до этого времени и другие политические деятели различных стран) от своей подписи не могли отказаться или сообщить, что за них кто-то проголосовал их "мандатом", а они были в другом месте. Это и было началом реализации идеалов подлинного либерализма, предполагавшего не только свободу, но и ответственность. За свои деяния надо было уметь отвечать, и было с кого конкретно спросить, если это необходимо, будь то со стороны Бога, короля (королевы), народа Испании или других народов.

Типично испанское слово "libertad" очень скоро перешло в другие европейские языки. К 40-м гг. XIX столетия оно дало название общепризнанной в странах Западной Европы одноименной политической доктрине — либерализму, подразумевавшей специфический набор политических идей. Как отмечают исследователи, «наиболее медленно либерализм прививался в Великобритании, и хотя виги60 стали называть себя "либералами" уже с 1830-х гг., офис первого либерального правительства был открыт Уильямом Юартом (Эвартом) Гладстоном (William Ewart Gladstone, 1809—1898)61 лишь в 1868 г.»62.

В целом "либералы", т.е. лица и группы лиц, разделявшие идеи "либерализма", защищали гражданские права и свободы личности, правовое государство и его институты, свободу частного предпри-

58 Текст приводится в авторском переводе со следующего источника: Constitución Española. Promulgada por las Cortes Generales de España el 19 de marzo de 1812 en Cádiz. URL: http://es.wikisource.org/wiki/Constituci%C3%B3n_espa%C3%B1ola_de_1812 (дата обращения: 02.2013).

59 Большинство важнейших документов и в предыдущие столетия заверялись таким образом. Например, Конституция США и др.

60 Виги (whigs, слово шотландского происхождения) — политическая партия в Великобритании, которая возникла в конце 70-х — начале 80-х гг. XVII в. как группировка обуржуазившейся дворянской аристократии и крупной торговой и финансовой буржуазии. Чередовалась у власти с партией тори. В середине XIX в. на ее основе сложилась Либеральная партия.

61 Гладстон, Уильям Юарт — английский государственный деятель и писатель, 41-й (декабрь 1868 — февраль 1874 г.), 43-й (апрель 1880 — июнь 1885 г.), 45-й (февраль — август 1886 г.) и 47-й (август 1892 — февраль 1894 г.) премьер-министр Великобритании, лидер Либеральной партии с 1868 г.

62 HeywoodA. Op. cit. Р. 25.

нимательства и торговли. В XIX в. по мере развития капитализма в западных странах наблюдался триумф либеральных идей и, в конечном счете, либерализм стал доминировать в политике и экономике, а также в массовом сознании. Таким образом либерализм вышел на уровень полноценной идеологии.

Идеология — феномен, который одновременно проявляет себя на фундаментальном, практическом и оперативном уровнях.

Фундаментальный уровень (или уровень "мысли") любой идеологии составляют идеи, обычно заимствованные из трудов политических философов. Основу идеологии классического либерализма, его понятий, принципов и ценностных установок составили идеи и представления, заложенные в трудах мыслителей Просвещения, политических философов либеральной ориентации и классиков политической экономики — Дж. Локка, И. Бентама, Дж.Ст. Милля, А. де Ток-вилля, А. Смита.

Однако в рамках данной идеологии они получили довольно упрощенную и удобную для внедрения в массовое сознание трактовку. Дело в том, что на практическом (или "повседневном") уровне ни одна идеология не ограничивается концепциями, создаваемыми интеллектуалами. В отличие от науки, идеология включает в себя не только знание о социально-политической жизни, но и отражает ценностное отношение людей к политическим тенденциям и процессам, дает оценку соотношению политических сил. Тем самым идеология охватывает различные сферы общественного и группового сознания — ".от научного знания до религии и повседневных представлений о надлежащем поведении вне зависимости от того, истинные эти представления или ложные"63.

На наш взгляд, основные установки (ключевые тезисы) классического либерализма (как и идеологии либерализма в целом) достаточно детально раскрыты в специализированных научных трудах и учебной литературе. В данной связи целесообразно ограничиться их перечислением и кратким содержанием.

Ядром идеологии классического либерализма, которая сформировалась в середине 40-х гг. XIX в., стал индивидуализм: человек как таковой неизмеримо важнее социальной группы или вообще любого коллектива. В рамках идеологии классического либерализма индивидуализм означал приоритет морального достоинства человека перед любыми посягательствами на него со стороны любой группы индивидов, какими бы соображениями целесообразности

63 Идеология // Аберкромби Н., Хилл С., Тернер С. Социологический словарь. Казань, 1997. С. 98.

эти посягательства не поддерживались64. Индивидуализм неразрывно связан с человеческой свободой: понятия индивидуализма и свободы по существу являются тождественными.

Для классического либерализма свобода означала естественное право человека, необходимое для поддержания подлинно человеческого существования. Свобода в трактовке ранних либералов подразумевала свободу в широком смысле этого слова — свободу жить и действовать так, как хочется. Тем не менее, центральной идеей классического либерализма стала идея "свободы в рамках закона".

Как писал Ральф Густав Дарендорф (Ralf Gustav Dahrendorf, 1929—2009)65, «классический либерализм представляет собой простую, но яркую философию. <...> Необходимо разрешить людям преследовать собственные интересы и цели, ограничив их свободу лишь правилами, не позволяющими ущемлять свободу других. Ранние либералы до и после Джона Локка любили использовать метафору общественного договора: общество возникает из некоего соглашения между его членами, призванного защитить каждого от эгоистических устремлений остальных. "Несоциальная социальность" человека (по Канту66) требует введения правил, которые бы всех связывали, оставляя при этом максимально допустимый простор для конкуренции и борьбы.

<...> В действительности ранние либералы хотели лишь заставить диктаторов, наделенных абсолютной властью, уступить требованиям свободы. Идея о диктате закона, о котором мечтали либералы, была поистине революционной силой, возвестившей о наступлении просвещенной эпохи в современной истории»67.

В соответствии с установками классического либерализма, человек остается свободным, если сохраняется его индивидуальность, т.е. тогда, когда "другие" не вмешиваются в его личную жизнь. Свобода в подобной трактовке означает отсутствие внешних принуждений. Данная трактовка влечет за собой четкое понимание

64 Хейвуд Э. Политология: Учебник / Под ред. Г.Г. Водолазова, В.Ю. Бельского. М., 2005. С. 53-54.

65 Дарендорф, Ральф Густав — социолог, философ, политолог и общественный деятель. Экс-председатель Немецкого социологического общества, член немецкого бундестага, парламентский государственный секретарь министерства иностранных дел, член Европейской Комиссии, директор Лондонской школы экономики и политических наук. Один из основателей университета Констанц и экс-член британской палаты лордов.

66 Иммануил Кант (Immanuel Kant, 1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

67 Дарендорф Р. Либерализм // Невидимая рука рынка / Под ред. Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. М., 2009. С. 248.

сути взаимоотношений индивида и государства. Государство — это аппарат принуждения, поскольку оно наделено правом наказания (наказывать) граждан. Оно может лишать их части собственности путем штрафов или налогов, свободы (с помощью пенитенциарных, медицинских и других учреждений) и даже жизни. Таким образом, создание государства несмотря на общественный договор, неизбежно предполагает жертвы со стороны индивидуальной свободы: индивиды с этого момента не могут действовать так, как этого желают только они сами.

В данной связи классический либерализм рассматривает гражданское общество как "сферу свободы", а государство — как "сферу принуждения". Государство — это в лучшем случае "неизбежное зло": с одной стороны, оно обеспечивает порядок и безопасность в обществе, а с другой — ограничивает свободу и усиливает ответственность граждан. Таким образом, ключевой установкой классического либерализма являлась установка на "минимальное государство", которому отводилась роль "ночного сторожа".

С точки зрения классического либерализма индивиды рассматривались как уникальные и обладающие равным моральным достоинством существа. В его основе лежало стремление создать такое общество, в котором индивиду будет обеспечено развитие и благополучие, а каждый человек получит шанс сполна реализовать свои способности, стремясь к "благу" в том смысле, в каком он (или она) это благо понимает. Из этих посылок взяли начало такие ключевые ценности либеральной идеологии как рационализм и толерантность.

В результате краха феодальных отношений и их ценностей рациональные (научные) объяснения заняли место традиционных религиозных верований и установок, а общество стало рассматриваться с точки зрения гуманистического индивидуализма. Рационализм просветителей предопределил установку классического либерализма в отношении человека как разумного и думающего существа, способного преследовать и защищать свои лучшие интересы.

Подобно мыслителям Просвещения, провозгласившим "Век разума"68, ранние либералы утверждали, что мир постигается человеческим разумом, соответственно они были склонны верить в способность индивида самостоятельно принимать рациональные решения (на основе разума) и вообще быть лучшим судьей по части собственных дел. Отсюда же вытекала их вера в социальный

68 Неумоой А. Ор. ей. Р. 30.

прогресс и способность людей самим разрешать противоречия, если таковые возникают, справедливым образом.

Трактовка социального прогресса в классическом либерализме также соответствовала идеям просветителей и сводилась к следующему. Развитие знания, особенно в результате научных революций, дает возможность людям не только объяснять или понимать окружающий их мир, но также познавать те способы, с помощью которых они сами могут измениться в лучшую сторону69.

Представление классических либералов о справедливости восходит к учению Аристотеля, обосновавшему принцип эквивалентности или "разумного равенства" в отношениях между людьми (по природе не равных друг другу). Этот принцип, который предполагает равенство всех перед законом и стремление обеспечить всем равные права и возможности, а также соответствие деяния и воздаяния, можно рассматривать как "зерно" концепций общественного договора, правового государства и гражданского общества, получивших дальнейшее интенсивное развитие в европейской гуманистической традиции.

Справедливость в классическом либерализме базируется на утверждении формального равенства: "все люди равны перед законом" и они в равной степени могут пользоваться политическими и гражданскими правами. Они равны с точки зрения их гендерной и расовой принадлежности, религии и социального происхождения. Равенство — это также равенство шансов: каждый индивид имеет одинаковый с другими шанс подняться или опуститься по социальной лестнице. Но индивиды от рождения обладают неравными талантами и способностями, позже их отличает неравный уровень мастерства, желание или нежелание упорно работать или стремиться к самосовершенствованию, что в конечном счете и приводит к социальному неравенству.

Следует отметить, что в отношении социального неравенства представители классического либерализма разделяли позиции социального дарвинизма70 в его британской версии. Сущность данной версии — поиск объективных, "природных" оснований моральных норм и принципов поведения, которые, в конце концов, сделали возможным "нормальное" и полезное для всех развитие рынка, а также демократическое правовое регулирование общественной жизни. Отсюда в известной степени вытекает стремле-

69 Ibid. Р. 31-32.

70 Социальный дарвинизм — концепция, согласно которой закономерности развития человеческого общества и закономерности биологической эволюции являются тождественными (Сосунова И.А. Социальный дарвинизм // Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 2. М., 2003. С. 484).

ние ранних либералов сводить социальные проблемы, в том числе и неравенства, к индивидуальным патологиям. В данной связи основными причинами нищеты признавались невежество, моральная и физическая нечистоплотность, невоздержанность и алкоголизм, присущие отдельным членам общества, а средством ее преодоления — воспитание и просвещение народных масс.

Либеральная этика признает моральное, культурное и политическое разнообразие в обществе, плюрализм взглядов, ценностей и интересов. Соответственно к числу основных ценностей классического либерализма относится толерантность.

Для ранних либералов толерантность (т.е. терпимость, признание за другим человеком права думать, говорить и поступать так, как он считает нужным) выступала одновременно гарантией личной свободы и средством культурного обогащения общества. Безошибочным показателем общественного здоровья для данной идеологии служил плюрализм, выражался ли он в культурном или политическом разнообразии, ибо плюрализм благоприятствует обмену взглядов в обществе и содействует его развитию, так как только в этих условиях различные точки зрения по-настоящему проверяются на истинность в рамках свободного обмена идеями. Более того, либералы верят в то, что даже и между противоположными интересами есть своя "предустановленная гармония", т.е. в обществе не может быть конфликтов, которые нельзя было бы, если не устранить, то хотя бы отрегулировать.

Согласно идеологии либерализма власть и, шире, публичные отношения должны основываться на общественном согласии (консенсусе) и соглашениях сугубо добровольного характера, всякое управление должно базироваться на "согласии со стороны тех, кем управляют". Именно поэтому классический либерализм был привержен демократической форме правления и доктрине политического представительства.

Особого внимания заслуживают социально-экономические ценности классического либерализма, нашедшие отражение в его приверженности "рыночному капитализму", идеалом которого является "свободный рынок".

В частности, Р. Дарендорф отмечал, что «приложение либерализма к экономике наиболее очевидно и наиболее известно. Если необходимо установить только правила игры, а во всем остальном частные интересы могут проявлять себя как угодно, это и есть все необходимое для рынка. Это именно та среда, в которой равное право доступа и участия в сочетании с различными и конкурирующими интересами ведут через действие "невидимой руки" к максимальному благополучию всех. Либерализм и рыночный капитализм

неразделимы, как бы ни старались более поздние европейские теоретики (особенно в Германии и Италии) их разъединить»71.

Действительно, идеи "свободного рынка" стали в XIX в. своеобразной ортодоксией, нашедшей отражение в доктрине "laissez-faire". Суть этой доктрины в том, что государство не играет существенной роли в экономической жизни общества, а экономическая свобода индивидов не должна ограничиваться: хозяйствующие субъекты могут действовать так, как им заблагорассудится. В частности, идеи " laissez-faire" противостояли идеям о необходимости регулирования трудовых отношений, включая ограничения на использование детского труда, рабочего времени и необходимость совершенствования условий труда. Другими словами, рынок объявлялся саморегулирующимся механизмом, свободным от каких-либо влияний извне. Это представление было основано на вере классических либералов в существование изначальной гармонии между интересами различных, часто конфликтующих социальных групп. Хотя работодатели, наемные рабочие и потребители действуют в собственных интересах, эти интересы, в конечном счете, становятся совместимыми. Например, бизнес сможет получать доход, если будет производить только то, что востребовано, т.е. то, что в состоянии купить потребитель72.

В целом классический либерализм апеллировал к наименьшей степени вмешательства государства (в лице правительства) как в хозяйственную (экономическую), так и в частную жизнь индивидов.

В социальной области либерализм оперировал понятиями "общественности" (public) или публичного форума, где сходятся различные точки зрения, и возникает "общественное мнение", и даже тезисом "эмансипации общества от государства". Он поддерживал идею о переходе от всеохватывающей системы подчинения традиционным властным структурам к такой, в которой государственная власть ограничена некоторыми задачами регулирования и, таким образом, должна даровать и защищать свободу индивидов выражать свое мнение. Тем самым классический либерализм способствовал становлению социального партнерства73.

Ответом на исходный вопрос любого времени "Как оградить людей от властного произвола?" стал набор средств, который предложили либералы:

— деятельность правительства должна базироваться на строго определенных законах;

71 Дарендорф Р. Указ. соч. С. 249-250.

72 HeywoodA. Op. cit. Р. 53.

73 Дарендорф Р. Указ. соч. С. 250.

— правительство должно уважать частную собственность и свободу заключения договоров между индивидами;

— индивиды должны нести ответственность за выбор собственного жизненного пути74.

Изначально идеология либерализма, провозглашая толерантность, не связывала его сторонников определенной и канонизированной системой убеждений75. Однако функция любой идеологии — не столько описывать действительность, сколько мобилизовать и направлять действия людей в этой действительности. Эта функция не стала исключением для либерализма. Достоинство и мера совершенства либерализма определяются не философской глубиной его доктрин или верностью тем или иным сакральным формулировкам о "естественности" прав человека или "незыблемости" частной собственности, а его идеологической способностью подчинить общество своим конкретным целям.

С конца XIX в. по мере прогресса индустриализации либеральные политики стали подвергать ревизии основополагающие идеи классического либерализма. В конце 20-х гг. ХХ в. историческая ситуация потребовала быстрого приспособления его ключевых установок и ценностей к меняющимся социально-политическим и экономическим реалиям. Таким образом, как и все политические идеологии, ни одна из которых не является ригидным или монолитным образованием, либерализм стал предметом изменения, а его базовые принципы постепенно приводились в соответствие с текущими обстоятельствами.

С одной стороны, очевидная связность, единство и последовательность либеральной идеологии сохранялись в отношении фундаментальной ценности индивидуальной свободы и других ценностей, которые с ней связаны. С другой стороны, попытки реализации ключевых ценностей либеральной идеологии на практике привели к известной деформации классических либеральных идеалов. Эта деформация нашла отражение в теории и политической практике современного либерализма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Дарендорф Р. Либерализм // Невидимая рука рынка / Под ред. Дж. Иту-элла, М. Милгейта, П. Ньюмена. М., 2009 (Dahrendorf R. Liberalism // Nevidimaya ruka rinka / Pod red. J. Ituella, M. Milgeita, P. Njumena. M., 2009).

Клят Н. Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф. М., 2009 (Klyain N. Doktrina shoka. Raszvet kapitalisma katastrof. M., 2009).

74 Макаренко В.П. Главные идеологии современности. Ростов н/Д., 2000. С. 11—12.

75 Там же. С. 11.

Стиглиц Д.Ю. Ревущие девяностые. Семена развала. М., 2005 (Stiglitz J. Revushie devianostie. Semena razvala. M., 2005).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Фридмен М., Хайек Фр. О свободе. М.; Челябинск, 2003 (Friedman M., Hayek F. O svobode. M.; Cheliabinsk, 2003).

Gray J. False dawn: the delusions of global capitalism. L., 1999.

HeywoodA. Political ideologies. An introduction. L., 1998.

Seabrook J. Myth of the market: promises and illusions. 1991.

Sim S. Fundamentalist world. The new dark age of dogma. Cambridge, 2005.

Soros G. The crisis of global capitalism: open society endangered. N.Y, 1998.

Stiglitz J.E. Globalization and its discontents. N.Y; L., 2002.

Stiglitz J.E. There is no invisible hand // The Guardian. 2002. 20 Dec.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.