Научная статья на тему 'Либерализм как социально-политический феномен'

Либерализм как социально-политический феномен Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1915
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА / ДЕМОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / УТИЛИТАРИЗМ / ВСЕОБЩЕЕ БЛАГО / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / РАЦИОНАЛИЗМ / СВОБОДА / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Назарова Ю. В.

Рассматривается философская концепция либерализма как основание современных политических, экономических, правовых институтов. Анализируются такие основные черты доктрины либерализма, как свобода, рационализм, равенство, материальное благосостояние. Исследуется влияние либеральной концепции на современные демократические системы политического устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LIBERALISM AS A SOCIAL AND POLITICAL PHENOMENON

The article is devoted to philosophical analysis of Liberalism as the basis of the modern political, economical and legal institutions. There analyzed parts of the conception of Liberalism such as justice; rationalism; freedom at the article.

Текст научной работы на тему «Либерализм как социально-политический феномен»

2. Толковая Библия /под ред. А.П. Лопухина: в 3 т. М.: ООО «Харвест», 2001. Т. 2.1309 c.

3. Толстой Л.Н. Четвероевангелие: Соединение и перевод четырех Евангелий. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 416 c.

4. Лосев А.Ф. Имя. СПб.: Изд-во Алетейя, 1997. 615 c.

A.J. Kashirin, J. V. Nazarova.

RUSSIAN PHILOSOPHY OF THE NAME

The article is devoted to analysis of philosophy of Name in Russian religious philosophy: hermeneutical interpretation of Holy Scripture, interpretation of the sense of the term “Logos’’.

Key words: linguistic philosophy, philosophy of Name, language, hermeneutics, «logos», «imeslavie».

Получено 10.02.2012 г.

УДК 1721

Ю. В. Назарова, канд. филос. наук, доц., 8(905)113-06-94, fox353@yandex.ru (Россия, Тула, ТГПУ им. Л.Н. Толстого)

ЛИБЕРАЛИЗМ КАК СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Рассматривается философская концепция либерализма как основание современных политических, экономических, правовых институтов. Анализируются такие основные черты доктрины либерализма, как свобода, рационализм, равенство, материальное благосостояние. Исследуется влияние либеральной концепции на современные демократические системы политического устройства.

Ключевые слова: философия либерализма; демократическое общество;

утилитаризм; всеобщее благо; справедливость; рационализм; свобода; парламентаризм.

Философские концепции либерализма формировались с периода эпохи Просвещения. Л. фон Мизес, в своей работе «Либерализм» утверждает, что идеи либерализма явились движущей силой в развитии экономики, политики и науки [1]. Однако либерализм слишком часто критикуют за излишнюю рациональность и за поддержку интересов социально обеспеченных классов. Тем не менее, нельзя не согласиться, что именно идеи либерализма до сих пор определяют институт частной собственности, институт государства и права, являясь фундаментом демократического общества. На либерализме построен парламентаризм как политическая система; концепция прав человека также имеет в своем основании идею либерализма.

Можно выделить такие основные части доктрины либерализма, как материальное благосостояние, равенство, рационализм, свобода, которые определяют смысл современных политических институтов.

Философским основанием либерализма является утилитаризм. В основании доктрины либерализма, парламентаризма и прав человека лежат труды Т. Г оббса и Дж. Локка.

Несмотря на то, что современная доктрина капитализма изменилась со времен И. Бентама, Дж. Локка, Т. Гоббса и А. Смита, ее фундаментальные принципы остались неизменными. В целом, основанием доктрины либерализма, ее основной ценностью является материальное благополучие людей, что не касается напрямую их духовных, внутренних потребностей. В отличие от теорий, скажем, античной этики, либерализм не обещает душевный покой, гармонию и счастье, он направлен на достижение материального благосостояния. Однако, по мнению Людвига фон Мизеса, либерализм реалистичен, и он знает, что внутреннее богатство человека невозможно обеспечить внешними средствами. Поэтому либерализм стремится обеспечить хотя бы минимальный уровень потребностей, то есть внешние предпосылки внутренней жизни. Это стремление отражено в доктрине прав человека как в современном варианте, так и в ранних декларациях независимости различных государств, особенно в американской и французской доктринах, где основными правами человека изначально выступали мир, свобода и собственность, а также, во французском варианте доктрины прав человека (свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению). Можно сказать, что материальное благополучие как конкретизированное «всеобщее благо» (цель политики по Аристотелю) определяет современный институт частной собственности [2]. Поскольку право на собственность считается в либерализме неотъемлемым правом человека, частная собственность защищена законом и неприкосновенна, как и сама личность.

Сущность либерализма, который часто упрекают за излишний рационализм, заключается в том, чтобы признать право разума и рационального подхода в социально-экономической и политической сферах. Этот принцип связан с классическим понятием справедливости в этике, которая осуществляется при помощи закона. Он был представлен еще в «Г осударстве» Аристотеля. Аристотель предполагал, что общество рационально и государственная организация должна быть основана не на соглашении, а на законе.

Закон - моральное основание политического сообщества. Царство закона у Аристотеля равнозначно царству разума, морали и природы. Справедливость определялась Аристотелем как то, что создает благо общества. Таким образом, Аристотель отводил справедливости особую роль, выделяя ее как добродетель в целом и полагая, что ее противоположность - несправедливость - это не отдельный порок, а порочность вообще. Добродетель справедливости напрямую связана с правосудием, законом и законностью, и в этом проявляются

институциональные качества справедливости. Дж. Ролз определял справедливость как основную добродетель общественных институтов.

В философии рассматриваются несколько видов справедливости. Аристотель рассматривал справедливость в узком (частном) и широком (общем) смысле; эта концепция справедливости и по сей день является основной в философии. Под общей справедливостью Аристотель понимал законность и разумность жизни государства, общий нравственный принцип, определяющий отношения между людьми в государстве. В философской концепции общественного договора, возникшей в период философии Нового времени, лежащей в основании либерализма, справедливость государства измеряется благополучием его граждан. Цель справедливости в этом случае - «наибольшее счастье наибольшего количества людей» (И. Бентам). Таким образом, справедливость понимается как ряд нормативных требований, соблюдение или несоблюдение которых ведет к поощрению или наказанию, т.е. справедливость предстает как некий нравственный минимум, регулирующий поведение участников общественного договора. В рамках такой концепции справедливость как индивидуальная добродетель уступает место и проигрывает в важности общественной справедливости. Это справедливость взаимного участия и общественного договора -коммуникативная справедливость.

В специальном (узком) смысле справедливость совпадает с правом и является объектом внимания социальных наук, в то время как общая справедливость рассматривается, главным образом, в философии. В узком смысле справедливость - это соразмерность в распределении благ, потерь и выгод, уравновешивания конфликтов и интересов между людьми, живущими в одном государстве, обществе - справедливость законности.

Справедливость у Аристотеля понималась также и как распределение благ и тягот, привилегий и обязанностей, с учетом достоинства и заслуг, с учетом степени вклада в общее дело. Аристотелем выделялась и уравнивающая справедливость, когда блага или тяготы распределяются поровну, без учета достоинств или недостатков лиц - этот вид справедливости связан с понятием беспристрастности. Такие виды справедливости назывались справедливостью распределения и уравнивания.

У Аристотеля справедливость выступала, с одной стороны, как общая справедливость, выражающаяся в разумности и законности жизни государства, и, с другой стороны, частная справедливость - справедливость в распределении привилегий и тягот среди граждан государства [4]. Таким образом, в основании рационалистичности либерализма лежит принцип справедливости, напрямую связанный с еще одной важнейшей частью либеральной доктрины, такой как равенство.

Либерализм подвергается критике также и за то, что ставит интересы капиталистов выше интересов представителей других классов. Однако принцип равенства всегда лежал в основании либеральной доктрины, что

нашло свое нормативное отражение с самого начала в правах человека. Закон также предполагает всеобщее равенство перед ним; справедливость предполагает равенство прав и обязанностей. Людвиг фон Мозес утверждает, что изначально исторически либерализм был первым политическим движением, которое имело цель способствовать материальному благосостоянию всех людей. Таким образом, абстрактное «всеобщее благо» у Аристотеля, которое является основной целью политики, в либерализме конкретизируется как «всеобщее материальное благосостояние», что, в общем, и предполагает равенство. На эту тему есть известный анекдот: когда внучка декабриста спросила, к чему стремятся большевики, ей ответили, что они хотят, чтобы богатые сравнялись с бедными. «Странно, - ответила она,- а мой дедушка хотел, чтобы бедные стали богаты». Таким образом, либерализм ищет не уравнивания, а равенства, пытаясь всеми возможными средствами искоренить нужду и страдания.

Само название «либерализм» произошло от слова свобода, поэтому принцип свободы является ключевым в доктрине либерализма. Свобода всегда выступала одним из естественных прав человека. В философии Нового времени идея естественных прав человека исходила из теории «разумного эгоизма» личной безопасности и общественного договора (Т. Гоббс). Содержание естественных прав представлялось по-разному в разных философских концепциях и политических документах: так, они представлялись как «жизнь, свобода, собственность (Дж. Локк)»; как «безопасность, свобода, право на жизнь (Г. Спенсер, который в своей концепции естественных прав придерживался классического представления о правах)»; «жизнь, свобода, стремление к счастью» (Американская Декларация независимости Т. Джефферсона, который считал, что право собственности не является естественным правом человека); как «свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (Французская Декларация независимости, где идея свободы, тем не менее, господствовала над идеей собственности) [3]. И. Кант полагал, что единственным естественным правом является только право человека на свободу.

Таким образом, очевидно, что в либерализме свобода является ключевым понятием и едва ли не самым важным и естественным правом человека.

Институт государства и права в либерализме строится на принципах рационализма, свободы и равенства, что находит реальное выражение в институте парламентаризма.

Философская идеология английского либерализма явилась основной идеологической предпосылкой для возникновения европейского института парламентаризма, а также заложила основы современной либеральной доктрины.

Философская идеология английского либерализма появилась на свет благодаря таким выдающимся мыслителям, как Т. Гоббс и Дж. Локк. Т. Гоббс выдвинул теорию «общественного договора», а Дж. Локк основал свою концепцию на трех составляющих - «жизнь, свобода, справедливость», впервые обосновав теорию либеральной демократии. Основной идеей концепции английского конституционализма была идея зависимости общественного долга гражданина от личного процветания. Предпосылкой этой концепции является эгоистическая форма мотивации; закон и гражданская ответственность представляются как единственный безопасный способ общения между людьми, каждый из которых по природе своей является эгоистом, заинтересованным лишь в соблюдении своих личных интересов. Таким образом, отношения человека с государством (соблюдение законов и интересов целого общества) являются разумным гарантированным способом сохранения благополучия и безопасности человека.

Т. Гоббс исходил из предпосылки «войны всех против всех» как естественного состояния человека и как причины необходимости общественного договора, заключаемого ради собственной безопасности. Дж. Локк развил теорию естественных прав несколько в ином русле, связав естественные права не с идеей войны, а с идеей свободы. Он определяет естественное состояние человека как состояние свободы в отношении распоряжения имуществом и собственной личностью, а также свободы действий людей: «Человек рождается с правом свободы своей личности, над которой ни один человек другой человек не имеет власти, и свободно распоряжаться которой может только он сам».

По концепции Т. Гоббса, для обеспечения собственной безопасности и прекращения «войны всех против всех», индивиды отдают власть над собой в руки государства или правителя, власть которых над ними абсолютна. Но Дж. Локк считал, что политическая власть должна осуществляться только над тем, что считается общественно необходимым. При этом власть должна заботиться о том, чтобы естественное состояние было надежным и безопасным. Согласно концепции Локка, власть должна быть беспристрастной и справедливой и должна действовать в рамках общественного договора, в интересах мира, безопасности, общественного блага в соответствии с провозглашенным народом законами. В концепции Локка говорится о необходимости ограничения власти государства в пользу власти народа, при этом политическое общество должно не уничтожать, а только ограничивать индивидуальные свободы и права на собственность.

Именно эти тезисы и легли в основание самой идеи либерализма и парламентаризма. В концепции Локка говорится о необходимости ограничения власти государства в пользу власти народа, при этом политическое общество должно не уничтожать, а только ограничивать индивидуальные свободы и права на собственность.

Парламентаризм является институтом, который на практике осуществляет идеи либерализма: в основании парламентаризма лежит и принцип равенства, и принцип свободы, и принцип рационализма.

Либерализм является политической доктриной капитализма, идеологией той эпохи бурного развития капиталистической системы и ее социально-политических институтов, которая уже миновала на Западе. Однако идеи либерализма, несомненно, явились основанием для современных политических, экономических и правовых институтов. Либеральные идеи, воплощенные в этих институтах на практике, - это, по сути, современная, обновленная концепция свободы в демократической системе политического устройства.

Список литературы

1. Фон Мизес Людвиг. Либерализм в классической традиции. М.: ООО «Социум»: ЗАО «Издательство «Экономика», 2001. 239 с.

2. Бернард Сутор, Карл Хоман, Франц Бломе-Дрез Политическая и экономическая этика: учебное пособие/ пер. с англ. С. Курбатова. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 368 с.

3. Этика прав человека// Материалы международной конференции. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 1994. 223 с.

4. Этика// Энциклопедический словарь / под ред. Р.Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001. 671 с.

J. V. Nazarova.

LIBERALISM AS A SOCIAL AND POLITICAL PHENOMENON The article is devoted to philosophical analysis of Liberalism as the basis of the modern political, economical and legal institutions. There analyzed parts of the conception of Liberalism such as justice; rationalism; freedom at the article.

Key words: philosophy of Liberalism; democratic society; utilitarianism; the Good; justice; rationalism; freedom; parliamentarianism.

Получено 10.02.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.