В условиях, когда расчетная лесосека в целом по стране используется лишь на 12-15 %, занятость населения лесных поселков составляет 25 - 30 %, такое моделирование с
учетом рыночной конъюнктуры и маркетинговых стратегий позволяет определить важнейшие направления реструктуризации предприятий лесного сектора экономики.
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН
И.В. КОРОЛЕВА, к.э.н., доцент кафедры экономической теории
Командно-административная экономика, основанная на централизованном планировании, предполагает и централизованное установление низких стабильных цен. Фиксированные административные цены не соответствуют равновесным ценам, определяемым соотношением спроса и предложения. Основной функцией плановой цены является планово-учетная функция. По мере продвижения продукта от производителя к потребителю в цене последовательно учитываются добавляемые на каждой стадии затраты и нормативная прибыль на эти затраты. Себестоимость продукции рассматривается как база цены. Поскольку цены служат прежде всего средством покрытия затрат, такое ценообразование называют затратным. Спрос, как правило, не влияет на цену. Результатом социалистического ценообразования неизбежно является хронический товарный дефицит и очереди, снижение качества продукции. Развивается подавленная инфляция, возникает «черный рынок».
Движение от командной экономики к рыночной предполагает отказ от централизованного ценообразования. Действие рыночного механизма возможно лишь при наличии свободных цен, выступающих индикатором соотношения спроса и предложения и ориентиром для субъектов рыночной экономики. Свобода экономического поведения субъекта, в том числе в области ценообразования, - основа действия законов рынка. Поэтому ключевым моментом экономических реформ в переходной экономике является либерализация цен. Она представляет собой отмену или ослабление государственного контроля над ценами, переход к свободному формированию цен на основе спроса и пред-
ложения. В зависимости от того, насколько широк перечень товаров, цены на которые формируются под воздействием рыночных факторов, различают полную и частичную либерализацию цен.
Либерализация цен не имеет своей целью простое их повышение . Она направлена на создание экономических стимулов для развития производства, достижение в результате этого сбалансированности на потребительском рынке, стабилизацию экономического положения и вывод экономики из кризиса. Причем либерализация цен должна быть органически увязана с проведением приватизации и демонополизации производства, с реформированием налоговой системы. Поскольку неизбежен «ценовой скачок», связанный с переходом от подавленной инфляции к открытой её форме, то необходимо проведение жесткой антиинфляционной политики.
Рассмотрим коротко ситуацию в России. Реформа цен выдвигалась в качестве одной из задач правительственной программы уже в 1991 г. Первоначально ставка делалась на постепенное изменение цен под контролем государства. Цены производителей были скорректированы в январе 1991 г., а розничные цены - только в апреле. В среднем цены возросли на 60%. В результате выросла и прибыль предприятий. Вслед за повышением цен был снижен и налог на прибыль, что позволило предприятиям увеличить выплаты заработной платы и отчисления в фонды экономического стимулирования. А государственный бюджет недополучил часть своих доходов. В целом в декабре 1991 года индекс потребительских цен составил 260 % по отношению к декабрю предыдущего года, индекс цен в капитальном строительстве -
310%, а индекс цен производителей промышленной продукции - 340%. При этом объем производства снизился на 11%. Товарный рынок был разбалансирован. Развился тотальный дефицит, усугубленный инфляционными ожиданиями. Процесс вышел из-под контроля. Одновременно рос бюджетный дефицит (31 % ВВП), покрытый за счет эмиссии. Образовался огромный «денежный навес», грозящий захлестнуть нарождающийся рынок. Политический кризис 1991 г. еще более осложнил ситуацию и привел к отказу от постепенной реформы.
В январе 1992 г. была начата либерализация цен. 2 января 1992 г. было отпущено 80 % оптовых и 90 % розничных потребительских цен. Исключение составили товары первой необходимости и особо важные материальные ресурсы. Однако, оставаясь под контролем государства, эти цены выросли в 3-5 раз. Практически на все остальные потребительские товары цены были отпущены в марте, а в мае резко (в 6 раз) были подняты цены на нефть. Снятие контроля за ценами сопровождалось либерализацией внешнеторговых операций и обменного курса рубля. Избыточный спрос в стране был крайне велик из-за слишком большого объема денег в обращении относительно существовавшего низкого уровня фиксированных цен. Поэтому в течение недели после либерализации цены возросли в 3,5 раза. За первые три месяца 1992 г. розничные цены увеличились почти в 5 раз. За весь 1992 г. потребительские цены выросли в 26 раз, тарифы на грузовые перевозки - в 20,5 раз, цены производителей промышленной продукции - в 33,8 раза, а промышленное производство сократилось на 20 %. Первоначальный рост цен после их либерализации в России оказался на порядок выше, чем в других восточноевропейских странах, проводящих реформу (табл. 1).
В то время как цены возросли во много раз, объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25 %. Тем самым уже в начале реформы была ликвидирована избыточная денежная масса.
Таблица 1
Страна Год Рост цен, %
Россия 1992 2501
Болгария 1991 457
Чехословакия 1991 54
Вецгрия 1991 33
Польша 1990 249
Румыния 1991 252
Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным. В оборонной промышленности либерализация цен оказалась наиболее ощутимой, т.к. она лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам. Имели место «ножницы» в изменении цен на потребительские товары и средства производства: годовые индексы оптовых цен промышленности постоянно опережали соответствующие индексы потребительских цен. Причем среди промышленных товаров выше был индекс цен на ресурсы, в частности, на продукцию топливно-энергетического комплекса. Корни этого явления лежат в системе планового ценообразования прежних лет. В соответствии с концепцией дешевых ресурсов цены на топливно-энергетические и сырьевые ресурсы были тогда сильно занижены относительно мирового уровня. Таковы были стартовые условия в этих отраслях. По мере либерализации цен положение стало меняться. Отсутствие конкуренции на внутреннем рынке, несмотря на экономический кризис, способствовало опережающему росту цен на эти ресурсы. Политическая децентрализация и развал хозяйственных связей ускорили этот процесс. Параллельно началось постепенное вхождение российской экономики в мировое хозяйство, причем прежде всего за счет топливно-энергетических и сырьевых отраслей. Усилилось воздействие внешнего рынка на внутреннюю экономическую ситуацию. За счет разницы между внутренними и мировыми ценами эти отрасли получили новый мотив для повышения цен на внутреннем рынке. Поскольку продукция этих отраслей необходима народному хозяйству, а замены ей нет, то государство вынуждено подпитывать потребителя финансовыми ресурсами для оплаты этой
продукции. При этом запускается механизм инфляции издержек.
Особенностью российской либерализации цен было то, что она проводилась в условиях глубокого спада производства. Накладывали свой отпечаток также и уникальная диспропорциональность советской экономики, и несоответствие номенклатуры выпускавшейся продукции структуре потребностей, и высокая степень монополизации экономики. Недостаточное развитие конкуренции сочетается в России со сращиванием экономической власти монополий и политической власти государственной бюрократии. На смену социалистической экономике приходит специфически российская модель «номенклатурномонополистического» капитализма. Было бы наивно полагать, что в этих условиях государственное плановое ценообразование сменится свободным рыночным регулированием цен. Оно заменяется монополистическим ценообразованием со всеми его хорошо известными недостатками и отрицательными свойствами. К тому же следует помнить, что и в странах с развитой рыночной системой эпоха свободной конкуренции осталась в далеком прошлом. И вряд ли стоило рассчитывать в конце XX в. повторить тот путь, по которому другие страны прошли в XIX- первой половине XX в. Нельзя повернуть историю вспять. Нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Тем более нельзя, прибежав к реке последним, надеяться войти в ту реку, которая давно уже утекла сквозь пальцы других.
Процесс либерализации цен всегда в любой стране протекает болезненно и для предприятий, и для населения. Особенно это так, если либерализация проводится резко и быстро, как это было в России. Дестабилизируется положение предприятий, нарушается система платежных отношений между ними. Падает уровень реальных доходов населения. Обостряются социальные противоречия в обществе. Из-за инфляции обесцениваются сбережения физических и юридических лиц, что препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Усиливается отток финансовых ресурсов в торговопосреднические операции и ускоряется бегст-
во капитала. Во внутреннем обращений национальная валюта вытесняется иностранной. При отягчающих обстоятельствах все это приводит к краху реального сектора экономики.
В 1992 г. Правительство России стремилось проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако в условиях слабости государственной власти и множественности конкурирующих сил на первый план постепенно стали выходить социально-политические проблемы, проблемы стабилизации власти и фискальные задачи в противовес экономической эффективности. Противостояние между исполнительной и законодательной ветвями власти привело к тому, что широко использовались возможности политической демагогии против реформ. Поддержка реформ была явно недостаточна. Их продолжение все время оставалось предметом политической борьбы. Поэтому трансформация российской экономики приняла форму так называемой «лоскутной реформации», т.е. проводилась при сохранении социальных обязательств государства в условиях отсутствия необходимых для их финансирования ресурсов. Уже в марте 1992 г. началась «тихая контрреформа», которая перешла в откровенно проинфляционную политику июня-августа 1992 г. Под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Летом 1992 г. значительно увеличилось предложение денег в стране. Повысился спрос на валюту. В результате этого валютные резервы были исчерпаны за короткий срок. Курс рубля стремительно упал. Отступление в макроэкономической области привело к инфляционному взрыву осени 1992 г. В 1992- 1994 гг. цены росли такими темпами, что за три года потребительские цены увеличились в 785 раз, цены в капитальном строительстве - в 990 раз, цены производителей промышленной продукции - более чем в 1100 раз, а тарифы на грузовые перевозки - в 2882 раза. За это же время предложение товаров и услуг в реаль-
ном выражении сократилось более чем наполовину. Высокая инфляция и спад производства стали негативной составляющей всего процесса перехода нашей страны от командной экономики к рыночной. Лишь в 1997 г. удалось приостановить экономический спад
(ВВП в сопоставимых ценах составил в 1997 г. 100,9% к предыдущему 1996 г.) и снизить темпы инфляции (цены практически по всем видам продукции в 1997 г. выросли всего на 10 % по сравнению с 1996 г.).
ДОЛГОСРОЧНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ КАК МЕТОД ИНТЕГРАЦИИ БАНКОВСКОГО И ПРОМЫШЛЕННОГО КАПИТАЛОВ
А.В. МАХНИН, аспирант кафедры экономики и организации обрабатывающих отраслей промышленности,
Н.В. МАХНИНА, аспирант кафедры экономики и организации внешних связей ПЛК
Товарно-денежные отношения предполагают наличие весьма тесной зависимости между функционированием промышленности и банковской системы. Создание банка, его полноценная деятельность невозможны без промышленного капитала, а работа даже самого небольшого предприятия немыслима без надлежащего банковского обслуживания. В этом видится основа для первичной интеграции банковских и промышленных капиталов. Не менее важно и то обстоятельство, что развитие промышленности и банковской сферы идет практически параллельно, поскольку любые изменения в индустриальной области существенно влияют на состояние, формы и методы осуществления банковской деятельности и наоборот.
Российская экономика вошла в рыночные отношения с достаточно развитой промышленностью и банковской сферой. Хотя по истечении первых лет реформирования российской экономики банки уже располагали значительными капиталами, они практически не вкладывали их в реальный сектор. В свою очередь промышленные предприятия, испытывая острейшую нехватку финансовых средств, крайне редко и неохотно обращались за инвестиционной помощью к банкам, в том числе в силу крайне невыгодных для них условий сотрудничества.
Своеобразность современной ситуации состоит в том, что банки, как правило, сетуют на отсутствие привлекательных сфер вложения своих капиталов в реальной экономике, на
их высокую рискованность. Между тем подавляющую часть банки формируют за счет средств предприятий и организаций, это происходит потому, что иных серьезных источников формирования ресурсной базы банковского сектора пока просто не существует. Одновременно банки практически исчерпали возможности получения основной доли доходов на финансовом рынке. В этой связи постепенное изменение банковских намерений по отношению к реальной экономике становится неизбежным.
Промышленники постоянно указывают на недоступность банковских ресурсов, преимущественно спекулятивный характер банковских капиталов. В то же время сами хозяйствующие структуры не всегда эффективно расходуют даже те финансовые ресурсы, которые заработали (например, реинвестируемую прибыль). Одного этого факта вполне достаточно, чтобы понять причину более чем прохладного отношения банков к реальной экономике.
К числу важнейших методов интеграции банковского и промышленного капиталов относится долгосрочный кредит. По своей роли в развитии интеграционных процессов на рынке капитала он существенно опережает краткосрочные кредиты, которые способны лишь на короткое время соединить интересы банкира и промышленника. Если краткосрочные кредиты конкретного банка постоянно находятся в обороте промышленного предприятия, между кредитором и ссудополучате-