Научная статья на тему 'Льготы и стимулы в механизме правового регулирования информационных отношений'

Льготы и стимулы в механизме правового регулирования информационных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
321
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ЛЬГОТЫ И СТИМУЛЫ / ПРАВОВОЕ СРЕДСТВО / МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / LEGAL REGULATION MECHANISM OF INFORMATION RELATIONS / LEGAL INCENTIVES / LEGAL MEANS / METHOD OF LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мальцева Мария Дмитриевна

В статье предлагается исследование роли стимулов и льгот в механизме правового регулирования информационных отношений. Методологической основой работы выступают системный подход, методы анализа и синтеза, сравнительного правоведения. В общей теории права существуют различные подходы к пониманию и соотношению таких понятий, как механизм правового регулирования, правовое средство, метод правового регулирования, правовой режим. Поэтому функциональное назначение и роль правового стимула и правовой льготы по-разному определяются в механизме правового регулирования. Эффективность механизма правового регулирования связана с тем, насколько оптимально подобраны для достижения его целей правовые средства, инструменты и способы, определены элементы системы правового механизма. Режим, основанный на преимуществах, а также стимулы сами по себе как правовое средство используются в информационном праве на том участке отношений, где преимущественно реализуются информационные интересы личности и общества и ограничивается вмешательство государства в эти сферы. Именно посредством позитивных мер и средств, являющихся благоприятными для интересов субъектов правоотношений, можно повышать активность, развивать в нужном направлении информационную деятельность, поддерживаемую государственной политикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL INCENTIVES IN LEGAL REGULATION MECHHANISM OF INFORMATION RELATIONS

The article offers an analysis of the role of legal incentives in legal regulation mechanism of information relations. The methodological basis of the work is a systematic approach, methods of analysis and synthesis, comparative law. Results: There are different approaches for understanding and correlation conceptions of legal regulation mechanism, legal means, method of legal control, legal regime. That's why functionality and role of legal incentives distinguish in legal regulation mechanism. Legal regulation mechanism's efficiency depends on right chosen for corresponding to its aims legal means and right determined elements of legal mechanism system. Accordingly, stimulation in information sphere suppose influence on interests of information relation subjects by positive positive legal means. Only by this way it is possible to rise activity and develop information action in right direction according to state policy

Текст научной работы на тему «Льготы и стимулы в механизме правового регулирования информационных отношений»

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Мария Дмитриевна МАЛЬЦЕВА,

соискатель кафедры информационного права и цифровых технологий Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

ЛЬГОТЫ И СТИМУЛЫ В МЕХАНИЗМЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация. В статье предлагается исследование роли стимулов и льгот в механизме правового регулирования информационных отношений. Методологической основой работы выступают системный подход, методы анализа и синтеза, сравнительного правоведения. В общей теории права существуют различные подходы к пониманию и соотношению таких понятий, как механизм правового регулирования, правовое средство, метод правового регулирования, правовой режим. Поэтому функциональное назначение и роль правового стимула и правовой льготы по-разному определяются в механизме правового регулирования. Эффективность механизма правового регулирования связана с тем, насколько оптимально подобраны для достижения его целей правовые средства, инструменты и способы, определены элементы системы правового механизма. Режим, основанный на преимуществах, а также стимулы сами по себе как правовое средство используются в информационном праве на том участке отношений, где преимущественно реализуются информационные интересы личности и общества и ограничивается вмешательство государства в эти сферы. Именно посредством позитивных мер и средств, являющихся благоприятными для интересов субъектов правоотношений, можно повышать активность, развивать в нужном направлении информационную деятельность, поддерживаемую государственной политикой. Ключевые слова: механизм правового регулирования информационных отношений, правовой режим, льготы и стимулы, правовое средство, метод правового регулирования.

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.64.12.156-162

© М. Д. Мальцева, 2019

M. D. MALTSEVA, Applicant of the Department of Information Law and Digital Technologies of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 LEGAL INCENTIVES IN LEGAL REGULATION MECHHANISM OF INFORMATION RELATIONS Abstract. The article offers an analysis of the role of legal incentives in legal regulation mechanism of information relations. The methodological basis of the work is a systematic approach, methods of analysis and synthesis, comparative law. Results: There are different approaches for understanding and correla-

тз

L-—^ i,

УНИВЕРСИТЕТА Льготы и стимулы в механизме правового |Q/

имени o.e. кугафина(мгюА) регулирования информационных отношений

tion conceptions of legal regulation mechanism, legal means, method of legal control, legal regime. That's why functionality and role of legal incentives distinguish in legal regulation mechanism. Legal regulation mechanism's efficiency depends on right chosen for corresponding to its aims legal means and right determined elements of legal mechanism system. Accordingly, stimulation in information sphere suppose influence on interests of information relation subjects by positive positive legal means. Only by this way it is possible to rise activity and develop information action in right direction according to state policy. Keywords: legal regulation mechanism of information relations, legal incentives, legal means, method of legal regulation.

В юридической литературе под правовым регулированием понимается «целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств»1. Рассматривая правовое регулирование через категорию правового воздействия, нужно учитывать, что правовое воздействие является более широким понятием, поскольку включает все формы влияния права на общественную жизнь.

Саму идею механизма правового регулирования выдвинул С. С. Алексеев, который также изучил взаимосвязь правовых средств в едином механизме. По его мнению, «механизм правового регулирования — это взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения»2. Более расширенное определение дает М. И. Абдулаев, для которого механизм правового регулирования заключается в единстве всех юридических инструментов и средств, через которые осуществляются регулирование общественных отношений и удовлетворение интересов субъектов права, в систему которого входят правоприменительные акты, правовая культура, правоотношения, правосознание, правовые стимулы и ограничения, норма права3.

Таким образом, механизм правового регулирования рассматривается как система различных юридических средств, в том числе включающих льготы и стимулы, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Под механизмом правового регулирования информационных отношений понимают «систему правовых средств, организованных наиболее оптимальным образом в целях преодоления и устранения разнообразных препятствий, стоящих на пути удовлетворения информационных интересов различных субъектов ^ права»4. Вместе с тем с этим определением сложно согласиться, поскольку в дан-

<

-

1 Комаров С. А. Общая теория государства и права : курс лекций. М., 1996. С. 9. >

2 Алексеев С. С. Общая теория права : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ТК Велби ; Проспект, 2008. С. 267.

3 Абдулаев М. И. Теория государства и права : учебник для высших учебных заведений. ^ М. : Магистр-Пресс, 2004. С. 410.

4 Кузнецова О. В. Правовое регулирование информационных отношений (теоретический □ аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 13. УЧЕНОГО

ном случае автором акцент делается именно на ликвидации возможных препятствий (нарушений), возникающих при реализации своих прав субъектов права, в то время как правовое регулирование также заключается в создании режима благоприятствования, т.е. стимулирования одобряемого государством поведения.

В подтверждение данной позиции можно привести мнение Л. И. Петражицкого, являющегося последователем психологической теории права, который обращал внимание на мотивационное воздействие права, состоящее как в ликвидации или предупреждении появления разнообразных мотивов в отношении неодобряемого поведения, в устранении «искушений» и т.д. (отрицательная правовая мотивация), так и в вызове положительной правовой мотивации (стимуляция в пользу того или иного поведения)5.

Таким образом, под правовым регулированием информационных отношений следует понимать осуществляемое всей системой правовых средств и инструментов воздействие на информационные отношения с целью их упорядочивания. Информационно-психологическое воздействие права осуществляется через правовые стимулы, которые выражаются в правовых средствах.

Следовательно, ключевым моментом для понимания механизма правового регулирования является установление объема понятия «правовое средство».

В общественной жизни, а именно в правовой сфере, используется система разнообразных средств, среди которых различаются политические, экономические, идеологические и культурные средства, а также юридические средства, представляющие собой особый блок.

По мнению Б. И. Пугинского, правовые средства по своей сути являются юридическими способами решения субъектами правоотношений определенных задач, достижения своих целей (интересов)6.

Исследователи выделяют следующие виды правовых средств: средства права (инструменты — субъективные права, обязанности, запреты, льготы и др.); средства-деяния (технологии — акты реализации прав и обязанностей). При этом если правовые средства-инструменты носят информационный статический характер, закрепляются в нормативных правовых актах, то правовые средства-деяния имеют динамический характер и проявляются в реальном поведении субъектов7. Представляется, что исходя из их правоустанавливающего характера и того обстоятельства, что благодаря им удовлетворяются интересы субъектов, правовые стимулы представляют собой именно правовые инструменты.

Кроме того, в научной литературе также справедливо отмечается иная классификация правовых средств. Так, правовые средства подразделяются на позитивные (стимулирующие, предполагающими возможность наличия ограничений) и негативные (ограничивающие, целью которых является сдерживание негативного поведения и удовлетворение незаконных интересов). В зависимости

5 Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб. : Тип. СПб. АО «Слово», 1907. Т. 2. 656 с.

6 Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М. : Юрид. лит., 1984. С. 87.

7 Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юристъ, 2004. С. 17.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

73

L-—^ Ii

Мальцева М. Д.

УНИВЕРСИТЕТА Льготы и стимулы в механизме правового имени o.e. кугафина(мгюА) регулирования информационных отношений

от интереса (собственного или чужого) средств, они, исходя из указанного, могут подразделяться на правостимулирующие или правоограничивающие8. Очевидно, что, исходя из цели правового влияния на поведение субъектов, льготы относятся к стимулирующим средствам права.

Если обратиться к бытовому пониманию, т.е. как именно правовые средства-стимулы повышают активность субъектов, то они создают «привлекательную ситуацию, при которой, если совершить нечто определенное, то будет хорошо, при этом лучше, чем не делать этого»9.

С учетом вышеизложенного, правовое регулирование информационных отношений осуществляется с помощью различных правовых средств и инструментов ограничивающего и стимулирующего характера. Правовыми средствами воздействия на информационные отношения выступают конкретные меры информационно-психологического воздействия, содержащиеся в нормах права и правоприменительных актах. В рамках рассматриваемой темы это субъективные права, льготы и поощрения, которые трансформируются в правовые стимулы, которые, в свою очередь, являются инструментами, обеспечивающими достижение поставленных правом целей и удовлетворение интересов субъектов права.

Между тем стимулы могут рассматриваться не только как конкретное правовое средство, но также как механизм правового стимулирования и ограничения либо как правовой режим.

В рамках рассматриваемой темы особый интерес представляют именно стимулирующие правовые режимы (правовые режимы, основанные на преимуществах). При этом исходя из теории, разработанной С. С. Алексеевым, данные режимы следует считать вторичными, поскольку первичные правовые режимы связаны с определенным соотношением правовых средств на отдельном участке социальной жизни, в то время как вторичные дополняют первичные посредством дополнительных прав и ограничений, льгот и стимулов, запретов и обязываний10.

Исходя из изложенного, стимулы прежде всего основываются на общедозволительном типе регулирования (в основе которого лежит дозволение), в котором для субъекта создается режим благоприятствования, т.е. он побуждается к определенному правомерному, одобряемому законодателем поведению, в то время как ограничения преимущественно основываются на разрешительном типе правового регулирования (в основе которого — запреты).

При это необходимо учитывать, что отрасль информационного права является комплексной и характеризуется совокупностью императивных и диспозитивных начал, а также, соответственно, сочетанием различных типов регулирования. Следовательно, режим, основанный на преимуществах, а также стимулы сами по ^

себе как правовое средство используются в информационном праве на том участке отношений, где преимущественно реализуются информационные интересы личности и общества и ограничивается вмешательство государства в эти сферы. >

8

Койчуев А. А. Гражданско-правовые средства регулирования оборота ценных бумаг : §

дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. С. 78. О

9 ЗеленовскийЯ. И. Организация трудовых коллективов. М. : Прогресс, 1971. С. 182.

10 Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М. : Юрид. лит., □ 1989. С. 190.

В то же время следует отметить, что правовой режим сам по себе также является правовым средством, но не единичным, как отдельно взятый правовой стимул, а комплексным.

Между тем понимание стимулов в механизме правового регулирования может быть иным. Так, ряд исследователей приравнивают правовые стимулы к правовым нормам. Например, В. В. Глазырин отдельно выделяет правовые нормы, предусматривающие разнообразные социальные блага, ориентированные на удовлетворение потребностей индивида, коллектива в зависимости от выбора ими варианта поведения11. В. М. Ведяхин аналогичным образом связывает правовые нормы с правовыми стимулами12.

Однако вряд ли данный подход следует признать верным, поскольку стимул выражается в правовой норме, не являясь буквально ею, поскольку норма выступает в качестве внешней формы выражения. Более того, правовой стимул может содержаться не только в конкретной правовой норме, но и в целом ряде правовых норм.

В. И. Курилов указывает, что стимулирование является самостоятельным методом и правовым средством обеспечения правомерного поведения и необходимой деятельности личности в правовой сфере13.

Данная позиция также представляется спорной. Понятие метода правового регулирования гораздо шире понятия правового средства либо правового инструмента, которым является правовой стимул, и включает в себя целую систему приемов, средств, способов правового регулирования.

Таким образом, правовой стимул в информационном праве — это правовое средство, направленное на побуждение правомерного и желательного поведения при реализации субъектами информационных отношений (гражданами и юридическими лицами) своих интересов в целях поощрения развития и активизации необходимой для государства и общества информационной деятельности. При этом в качестве правового средства понимаются и более укрупненные блоки — стимулирующий правовой режим или механизм правового стимулирования.

Сфера регулирования информационных отношений — это своеобразная область правового стимулирования, где действует сочетание правовых стимулов, встречающихся в различных отраслях права, но имеющих своей целью воздействие именно на деятельность субъектов информационных отношений. Например, 1Т-компании, осуществляющие деятельность в рамках особых экономических зон, где действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности (например, особые экономические зоны технико-внедренческого типа «Зеленоград», «Томск» и «Иннополис») имеют возможность получить ряд налоговых льгот, таких как сниженные ставки налога на прибыль, налога на транспорт, налога на имущество, налога на землю. Кроме того, такие компании также получают преференции при привлечении иностранных высококвалифицированных специалистов, пониженные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Среди льгот, упоминающихся также в стратегических

11 Глазырин В. В. Хозрасчет. Стимулы. Труд. М. : Знание, 1989. С. 20.

12 Ведяхин В. М. Правовые стимулы: понятия, виды // Правоведение. 1992. № 1. С. 51.

13 Курилов В. И. Личность. Труд. Право. М. : Юрид. лит., 1989. С. 124.

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. КупнЬина ГМПОА1

^р)ШШп1Ш Мальцева М. Д. Л С Л

УНИВЕРСИТЕТА Льготы и стимулы в механизме правового L_имени o.e. кугафина(мгюА) регулирования информационных отношений

документах, следует обратить внимание на: импортозамещение, государственно-частное партнерство в области цифровой экономики, облегчение технического регулирования новых информационных продуктов и решений, субсидирование государством программ повышения квалификации и переподготовки, стипендии (гранты) для привлечения перспективных иностранных абитуриентов и специалистов.

Эффективность механизма правового регулирования напрямую зависит от того, насколько оптимально подобраны для достижения его целей правовые средства и способы, определены элементы системы правового механизма. Исходя из указанного, стимулирование в информационной сфере предполагает влияние на интересы субъектов информационных отношений таких мер и средств, которые являются позитивными и благоприятными для их интересов. Только таким путем можно повышать активность, развивать в нужном направлении информационную деятельность, поддерживаемую государственной политикой.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абдулаев М. И. Теория государства и права: учебник для высших учебных заведений. — М. : Магистр-Пресс, 2004. — 410 с.

2. Алексеев С. С. Общая теория права : учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : ТК Велби ; Проспект, 2008. — 267 с.

3. Алексеев С. С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. — М. : Юрид. лит., 1989. — 288 с.

4. Белова Л. В. Правовые средства и формы защиты экономических интересов : дис. ... канд. юрид. наук. — Самара, 2006. — 217 с.

5. Беляева Г. С. Правовые режимы, основанные на преимуществах: к вопросу о понятии // Административное и муниципальное право. — 2014. — № 10. — С. 1073—1080.

6. Ведяхин В. М. Правовые стимулы: понятия, виды // Правоведение. — 1992. — № 1. — С. 51—62.

7. Вишневский А. Ф., Горбаток Н. А., Кучинский В. А. Общая теория государства и права : учеб. пособие / под общ. ред. В. А. Кучинского. — Минск, 2002. — 532 с.

8. Глазырин В. В. Хозрасчет. Стимулы. Труд. — М. : Знание, 1989. — 64 с.

9. ЗеленовскийЯ. И. Организация трудовых коллективов. — М. : Прогресс, 1971. — 311 с.

10. Койчуев А. А. Гражданско-правовые средства регулирования оборота ценных бумаг : дис. ... канд. юрид. наук. — Ставрополь, 2005. — 197 с.

11. Комаров С. А. Общая теория государства и права : курс лекций. — М., 1996. — > 323 с.

12. Кузнецова О. В. Правовое регулирование информационных отношений (теоретический аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2004 — 24 с.

13. Курилов В. И. Личность. Труд. Право. — М. : Юрид. лит., 1989. — 336 с. д

14. Лебедева Е. Н. Сущность корреляции механизма правового стимулирования и правостимулирующей политики государства // Вестник Воронежского

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

О.Е. Кугафина (МПОА)

государственного университета. — Серия : Право. — 2014. — № 4 (19). — С. 60—72.

15. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юристъ, 2004. — 250 с.

16. Малько А. В., Родионов О. С. Правовые режимы в российском законодательстве // Журнал российского права. — 2001. — № 9. — С. 19—22.

17. Минц Б. И. Понятие и роль правовых средств в хозяйственных отношениях // Правоведение. — 1983. — № 2. — С. 71—78.

18. Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. — СПб. : Тип. АО «Слово», 1907. — Т. 2 — 656 с.

19. Пугинский Б. И. Граждаско-правовые средства в хозяйственных отношениях. — М. : Юрид. лит., 1984. — 224 с.

20. Сильченко Н. В. Проблемы предмета правового регулирования // Государство и право. — 2004. — № 12. — С. 60—68.

21. Фаткуллин Ф. Н. Проблемы теории государства и права. — Казань : Изд-во Казанского ун-та, 1987. — 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.