Научная статья на тему 'Левая идеология как фактор влияния на социальные практики студенчества'

Левая идеология как фактор влияния на социальные практики студенчества Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
513
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕВАЯ ИДЕОЛОГИЯ / LEFT IDEOLOGY / СТУДЕНЧЕСТВО / STUDENTS / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / SOCIAL PRACTICES / ЛЕВЫЕ ПАРТИИ / LEFT PARTIES / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ / POLITICAL LEADERS / ПРОТЕСТ / PROTEST

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ваторопин Сергей Александрович

В статье анализируется влияние левой идеологии на социальные практики российского студенчества на основе результатов опроса экспертов и студентов. Рассмотрены основные разновидности социально-политических практик студенчества, выявлена роль левой идеологии при их осуществлении. Определено отношение учащихся к основным левым идеям, организациям и лидерам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEFT IDEOLOGY AS A FACTOR OF INFLUENCE ON STUDENTS'' SOCIAL PRACTICES

The article concerns the influence of left-wing ideology on the students' social practices based on the results of the survey of experts and students. The main types of social practices of students are considered. The role of ideological motivations to the practices' implementation is identified. The students' attitude to the main left ideas, organizations and leaders are defined.

Текст научной работы на тему «Левая идеология как фактор влияния на социальные практики студенчества»

Соииология мололёжи и города

YAK 316.34 ББК 60.543.172

С.А. ВАТОРОПИН

S.A. VATOROPIN

ЛЕВАЯ ИДЕОЛОГИЯ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА СОУИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ СТУДЕНЧЕСТВА

LEFT IDEOLOGY AS A FACTOR OF INFLUENCE ON STUDENTS' SOCIAL PRACTICES

В статье анализируется влияние левой идеологии на социальные практики российского студенчества на основе результатов опроса экспертов и студентов. Рассмотрены основные разновидности социально-политических практик студенчества, выявлена роль левой идеологии при их осуществлении. Определено отношение учащихся к основным левым идеям, организациям и лидерам.

The article concerns the influence of left-wing ideology on the students' social practices based on the results of the survey of experts and students. The main types of social practices of students are considered. The role of ideological motivations to the practices' implementation is identified. The students' attitude to the main left ideas, organizations and leaders are defined.

Ключевые слова: левая идеология, студенчество, социальные практики, левые партии, политические лидеры, протест.

Key words: left ideology, students, social practices, left parties, political leaders, protest.

Сложное социальное положение студенчества является значимой проблемой для современной России. Попытки изменить сложившуюся ситуацию к лучшему со стороны действующей власти пока не смогли принести желаемого результата. Это может привести к росту социальной напряжённости в студенческой среде.

Исторический опыт России и многих других стран показывает, что именно студенчество, «вооружённое» левой идеологией, способно самостоятельно внести значительный вклад как в изменение собственного социального положения, так и в дело масштабных преобразований (в том числе революционных) в рамках целой страны. Поэтому исследование вопроса влияния левой идеологии на социальные практики современного российского студенчества представляет интерес.

Отметим, что крупных работ по данной тематике в последние годы опубликовано не было. В связи с этим нами было проведено пробное социологическое исследование, в ходе которого было опрошено 2 эксперта, представляющих левые политические организации, и 56 студентов II и IV курсов Уральского института-филиала РАНХиГС. Данная статья посвящена анализу результатов проведённого исследования.

Но сначала определим основные понятия. Под левой идеологией, следуя Р.Т. Мухаеву, мы будем понимать все «идеологии, которые видят социальный прогресс в постоянном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости» [2, с. 189].К основным разновидностям левой идеологии относятся социал-демократия, коммунизм и анархизм. Под социальными практиками мы подразумеваем совокупность индивидуальных и коллективных повседневных действий и неповседневных

поступков (в трактовке В.В.Волкова [1]), воспроизводящих и видоизменяющих социальные структуры и институты на основе прочных приобретённых предрасположенностей индивидов, в определённой социальной сфере (политике, экономике, культуре и т.д.) и с использованием наличных объёма и структуры капиталов. Основными разновидностями социальных практик студенчества, рассматриваемыми в нашей работе, являются электоральные практики, деятельность учащихся вузов в рамках членства в политических и неполитических организациях (в том числе в социальных сетях), практики политического и социального протеста, а также радикальные практики нарушения общественного порядка и возможных революционных выступлений.

Проанализируем влияние левой идеологии на электоральные практики студентов. Из 35 учащихся УИФ РАНХиГС, участвовавших в голосовании на выборах Президента РФ в 2012 году, лишь 2 человека поддержали лидеров крупнейших левых партий КПРФ и «Справедливой России» Г.А. Зюганова и С.М. Миронова (каждый из них получил по одному голосу). Отметим, что в основе данного выбора лежали идеологические мотивы (студенты отметили, что им «нравятся политические, экономические, социальные идеи, которые данный кандидат олицетворяет»). Однако в сравнении с количеством голосов, отданных за других кандидатов, данные показатели представляются низкими. Значительно большую поддержку получили действующий Президент РФ В.В.Путин и бизнесмен М.Д.Прохоров (13 и 19 голосов, из них по идеологическим мотивам - 3 и 6 соответственно). Разумеется, здесь речь не идёт о репрезентативном исследовании, но результаты достаточно показательны.

Голосование на выборах в Государственную Думу в 2011 году выявило несколько иные тенденции. Из 21 студента УИФ РАНХиГС, поддержавшего ту или иную партию (ещё 2 человека испортили бюллетени), треть отдали свои голоса за левые партии; были среди этих студентов и те, кто голосовал по идеологическим мотивам.

На основе приведённых данных можно сделать следующие предположения. Во-первых, идеологический фактор, в сравнении с другими (например, отношением к личным качествам политиков), оказывает значительное влияние на электоральный выбор студентов в пользу левых кандидатов и партий. Во-вторых, фактор негативного личного отношения к представителям левых партий (так, например, ни один из 56 опрошенных не отметил позитивные качества Г.А. Зюганова как личности, политического деятеля и лидера КПРФ) предопределяет их низкие результаты среди студенческого электората на выборах Президента РФ.

Справедливость второго предположения частично доказывается и тем обстоятельством, что деятельность современных российских левых лидеров оценивается студентами значительно ниже, чем деятельность как современных политиков другой идеологической ориентации, так и исторических лидеров левого движения. Так, средние значения оценок Г.А. Зюганова (4,32), С.М.Миронова (3,35), С.С. Удальцова (3,33) и Э.В.Лимонова (3) по 10-балльной шкале довольно низкие. Они уступают как показателям В.В.Путина (7,23) и М.Д.Прохорова (5), так и показателям В.И.Ленина (6,90), И.В.Сталина (6,92), Л.Д. Троцкого (5,44), М.А. Бакунина (5) и Э. Че Гевары (7,58). При этом степень «узнаваемости» наиболее влиятельных левых деятелей Г.А. Зюганова (50 респондентов из 56 знакомы с его деятельностью), С.М.Миронова (45) незначительно ниже аналогичной у В.И.Ленина (53), И.В.Сталина (54), В.В.Путина (55) и М.Д.Прохорова (53). На основе данных оценок можно предположить, что если современные левые организации возглавят новые харизматические лидеры, электоральная база левых среди студентов в России значительно расширится. Приведённые гипотезы нуждаются в проверке в ходе дальнейшего исследования.

Проанализируем влияние левой идеологии на другие разновидности практик студентов. Практика участия в деятельности политических организаций не распространена в студенческой среде. Лишь 1 респондент заявил,

что является членом правящей партии «Единая Россия». Мотивом к вступлению в данную организацию послужило «знакомство с интересными людьми и заведение полезных связей». Эксперт А.С.Хабаров, второй секретарь Свердловского областного комитета Комсомола, также подтверждает данные о незначительном количестве студентов - членов левых организаций. Так, например, из 2 тысяч человек в области, состоящих в КПРФ, учащимися вузов являются всего 50-60 человек (около 2,5%). Основными мотивами, побуждающими студентов вступать в партию, эксперт считает «сложную жизнь и недовольство властью». В связи с вышесказанным, говорить о значительном влиянии левой идеологии на данную разновидность социальных практик студенчества по результатам проведённого исследования не приходится.

Лишь 4 учащихся вуза состоят в политических группах в социальных сетях. Из них 2 человека практикуют участие в обсуждениях на форумах группы, ещё 2 являются членами групп, но в их деятельности активного участия не принимают. Только 1 респондент отметил, что «обсуждает на форумах проблему социальной справедливости и социального неравенства, защиты интересов трудящихся». Тем не менее, эксперт Д.А. Ионин, депутат Законодательного Собрания Свердловской области от «Справедливой России», называет именно работу в Интернете одной из основных практик студентов - членов партии. Другой эксперт А.С.Хабаров приводит данные о 3 тысячах членов политической группы «ВКонтакте», администраторами которой являются его соратники по областной организации, однако количество студентов среди них не называет. В целом можно говорить об определённом влиянии левой идеологии на данные практики учащихся вузов, однако степень этого влияния будет точнее выявлена в ходе дальнейшего исследования.

Рассмотрим влияние левой идеологии на участие студентов в деятельности неполитических организаций. Отметим, что 7 человек из 56 состоят в организациях «Волонтёры Урала», «Добровольческое движение «Дорогами добра», «Культурно-массовая комиссия УрАГС», Молодёжная избирательная комиссия Свердловской области и профсоюз студентов УИФ РАНХиГС. Однако идеологический фактор в данном случае существенной роли не играет: 4 человека заявили, что их мотивом является «желание самореализоваться как личность», 3 - «получение дополнительного заработка», 3 - «возможность завести полезные связи».

Протестная активность студентов также находится на достаточно низком уровне. Лишь 3 респондента отметили, что принимали участие в акциях протеста в защиту прав человека и против итогов выборов в органы власти, а также против жестокого обращения с животными. При этом для 2 из них данные мероприятия не носили «серьёзный» характер («участие во флэш-мобах, хэппенингах и инсталляциях - способ проведения досуга»). Влияния идеологического фактора в данном случае выявлено не было. Эксперты отмечают, что студенты, состоящие в левых организациях, достаточно активно участвуют в протестных акциях по идейным соображениям, однако в ходе нашего предварительного исследования таких примеров выявлено не было.

В целом можно констатировать, что современные студенты в большинстве своём не проявляют массовой активности в общественно-политической сфере, спектр их социальных практик весьма ограничен. Отметим, что левая идеология оказывает на данные практики (в первую очередь, электоральные) определённое влияние, однако говорить о тотальной детерминации социально-политической деятельности учащихся вузов левоидеологическим фактором не приходится.

На наш взгляд, ограничиться лишь анализом социальных практик, осуществляемых сегодня, и влияния на них левой идеологии будет недостаточно. Социально-экономические и политические проблемы в современной России в контексте турбулентного общественного развития обуславливают актуальность прогноза развития ситуации по данному вопросу. Представля-

ется необходимым выявить «потенциальные» социальные практики студентов, детерминируемые левой идеологией, условия, при которых учащиеся вузов будут готовы их производить, а также возможные левые форс-идеи.

В первую очередь, приведём данные о том, какое количество студентов знают основные положения левой идеологии и причисляет себя к её сторонникам. Около половины студентов УИФ РАНХиГС «скорее знакомы» с основными положениями левой идеологии. Так, из 56 респондентов отнесли к фундаментальным левым идеям социальную справедливость - 38, материальное равенство - 32, перераспределение доходов - 25, классовую борьбу -12. Вместе с тем, ни один из учащихся не смог дать исчерпывающий ответ на поставленный вопрос.

В качестве сторонников того или иного левого идеологического течения идентифицирует себя небольшая доля респондентов - 9 из 56. Среди них 8 студентов поддерживают социал-демократические политические силы, 1 - анархистские; самоидентификации «коммунист» зафиксировано не было. Отметим, что наибольшее количество учащихся (17) затруднились с ответом, 15 отнесли себя к либералам, 11 - к сторонникам правящей политической элиты (по сути, к центристам) и 4 - к националистам.

Заслуживает внимания тот факт, что студенты, которые относят себя к сторонникам правящей политической элиты и либералов, знают положения левой идеологии значительно лучше, чем сторонники социал-демократов и анархистов. Так, например, единственный респондент, считающий себя анархистом, затруднился перечислить основные положения левой идеологии. На наш взгляд, подобная неосведомленность тех, кто поддерживает левых, по сравнению с осведомлённостью их оппонентов, может быть связана с общей активизацией политической деятельности последних - выборами и протестными акциями 2011-12 гг.

Эксперты, в свою очередь, отмечают достаточно низкий уровень знаний положений идеологии даже среди студентов, состоящих в левых организациях. На вопрос о том, есть ли среди учащихся вузов те, кто хорошо знают марксизм, Д.А. Ионин ответил, что «такие случаи единичны». А.С.Хабаров подчеркнул: «Все по-разному, некоторые читали».

Здесь следует отметить ещё один важный, на наш взгляд, факт. Практически у всех студентов нет жёсткой корреляции между идеологическими предпочтениями и поддержкой соответствующих политических сил на выборах. При этом у левых, по результатам проведённого исследования, она полностью отсутствует. Так, участники голосования на выборах в Государственную Думу из сторонников социал-демократии и анархизма отдали свои голоса за партии «Яблоко и «Правое дело», участники выборов Президента РФ - за В.В.Путина и М.Д.Прохорова. Электоральной же базой КПРФ, «Справедливой России» и их лидеров в студенческой среде стали сторонники либералов и националистов, а также затруднившиеся с собственной идеологической идентификацией. Все это может свидетельствовать о неэффективной идеологической работе политических партий, прежде всего, левых, среди потенциальных сторонников-студентов, что, в свою очередь, является существенным фактором, определяющим отсутствие среди учащихся РАН-ХиГС самоидентификации «коммунист» и незнание сторонниками социал-демократии основных положений левой идеологии.

Лишь идею классовой борьбы большинство сторонников социал-демократии (5 из 8) относят к левым (по сравнению с 2 из 15 либералов и 3 из 11 сторонников действующей власти). Можно предположить, что именно идеи борьбы, активных практик протеста и революционных выступлений являются форс-идеями для учащихся вуза, поддерживающих данное направление левой идеологии. В определённой степени это подтверждается статистикой ответов на вопрос о возможных действиях студентов при внезапном изменении социально-экономической ситуации в стране и резком ухудшении их материального положения. В подобной ситуации почти половина сторон-

ников социал-демократии выразили готовность участвовать в радикальных акциях протеста (в нарушении общественного порядка, столкновении с полицией и т. п.). Также эти студенты «готовы принять участие в революционных действиях, направленных на свержение существующей власти». Предположение о том, что именно идея борьбы (не идеи социального равенства, социальной справедливости и т. д.) является форс-идеей для сторонников социал-демократии и левой идеологии в целом, требует подтверждения в ходе дальнейшего исследования.

Тем не менее, революционные изменения в России в ближайшем будущем не рассматриваются студентами, поддерживающими левых, как вероятные. В подобную возможность «верит» и «скорее верит» не более трети из них. В преддверии 100-летней годовщины Октябрьской Революции 1917 года в возможность новой социалистической революции в России также верит лишь треть «левых» студентов. Студенчество в качестве потенциальной «движущей силы» революции видит каждый третий сторонник социал-демократии и анархизма (интересно, что также считает больше половины либералов).Эксперты настроены несколько иначе: при ответе на этот вопрос они подчеркнули, что на сегодняшний день студенчество не в состоянии стать ядром революционного движения (А.С.Хабаров: «Сейчас студенчество - это аморфная масса». Д.А. Ионин: «К самоорганизации современное студенчество не готово»).

Как мы отмечали ранее, лишь 9 студентов из 56 относят себя к сторонникам левых политических сил. Однако, если абстрагироваться от идеологической самоидентификации учащихся и рассмотреть уровень поддержки ими конкретных идей, доля потенциальных сторонников левых существенно увеличивается. Так, например, левая идея относительного материального равенства превалирует над традиционно правой идеей свободы человека: 30 респондентов отметили, что «права и свободы человека можно ограничить, если это обеспечит относительное материальное равенство людей». 22 студента «готовы» и «скорее готовы» поддержать политика и политическую партию, которые выдвигают принцип «в капиталистическом обществе интересы трудящихся, низших слоёв населения должны быть надёжно защищены, даже если это ограничит свободу предпринимательства».

Помимо социал-демократических идей, определённый уровень поддержки получили также отдельные коммунистические и анархистские идеи. Если идентифицировать себя как «прямого» сторонника коммунизма не стал ни один из студентов, то с идеей государственной власти в форме Советов (отрицающей принцип разделения властей) согласен каждый пятый опрошенный. 5 респондентов положительно отнеслись к анархистской идее «государство - это враг индивидуальной и коллективной свободы, поэтому нужно его упразднить». При этом 2 из 5 «потенциальных» анархистов готовы принимать участие в разрешённых протестных мероприятиях и столько же -в нарушениях общественного порядка и революционных выступлениях. С другой радикальной левой идеей ликвидации частной собственности в возможных условиях технологической безработицы и «пострыночного» общества [3] (прожективный вопрос) согласилось 11 респондентов.

Подведём итог нашего анализа. В целом левая идеология именно как система идей не оказывает решающего влияния на социальные практики студентов. Это может быть связано как с общей политической пассивностью учащихся, так и с существенными недостатками в идеологической работе со студентами со стороны левых политических организаций. На наш взгляд, можно констатировать эклектичность политико-идеологических установок современного российского студенчества. Однако определённые левые идеи могут стать форс-идеями и послужить для учащихся «руководством к действию». Ещё раз подчеркнём, что сделанные выводы не являются окончательными и требуют проверки в ходе дальнейшего исследования.

Литература

1. Волков, В.В. Слова и поступки [Текст] / В.В. Волков // Социологическое обозрение. - 2009. - Т. 8. - № 1.

2. Мухаев, Р.Т. Политология : учебник для вузов [Текст] / Р.Т. Мухаев. - М. : Изд-во ПРИОР, 2001. - 400 c.

3. Rifkin, J. The end of work: The Decline of the Global Labor Force and the Dawn of the Post-Market Era / J. Rifkin. - N. Y. : G.P. Putnam's Sons, 1996. - 350 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.