ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ИСТОРИЯ РОССИИ
УДК 94(470.53)
Бушмакина Юлия Владимировна
магистрант кафедры древней и средневековой истории России
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, е-mail: yuliyabushmakina@gmail.com
«ЛЕТОПИСЬ О СВЯТЫХ ЦЕРКВАХ, ВЗЯТАЯ ИЗ ДОСТОВЕРНЫХ ИСТОЧНИКОВ» КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК О РАЗВИТИИ ПЛАНИРОВКИ И ЗАСТРОЙКИ С. НОВОЕ УСОЛЬЕ В XVIII - СЕРЕДИНЕ XIX в.
Yulia V. Bushmakina
master student of the department of ancient and medieval history of Russia
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia е-mail: yuliyabushmakina@gmail.com
«ANNALS ABOUT SAINTS' CHURCHES, TAKEN FROM RELIABLE
SOURCES» AS A HISTORICAL SOURCE OF THE TOWN PLANNING
DEVELOPMENT NOVOE USOLIE IN XVIII- THE MIDDLE XIX
CENTURY
Аннотация. Статья посвящена важному источнику по истории с. Новое Усолье XVIII-XIX вв. «Летописи о святых церквах, взятой из достоверных источников». Путем сопоставления с другими сохранившимися письменными источниками, устанавливается степень достоверности «Летописи...», уточняются даты строительства каменной соборной церкви и колокольни, дополняются сведения о пожарах, в которых пострадали усольские храмы.
Ключевые слова: с. Новое Усолье, каменное строительство, пожары, архивные источники.
Abstract. The article is devoted to an important source on the history of Novoe Usolie XVIII-XIX centuries «Annals about saints' churches, taken from reliable sources». By comparison with other extant written sources, we have established the degree of reliability "Annals...", specified the date of the construction of a stone cathedral church and bell tower, supplemented by information on the fires, which have suffered Usolie' churches.
Key words: Novoe Usolie, stone buildings, fires, archival sources.
Село Новое Усолье (ныне - г. Усолье) на протяжении своей истории неоднократно страдало от опустошительных пожаров, в которых погибли многие документы об истории села. Одним из немногих источников, свидетельствующих об истории с. Новое Усолье XVIII - первой половине XIX в. является «Летопись о святых церквах, взятая из достоверных источников».
© Бушмакина Ю.В., 2016
Многие исследователи, неверно толкуя ее название, используют источник без должной критики, ввиду чего в литературе закрепились ошибочные суждения, например, о дате строительства соборной церкви, колокольни, ущербе о пожарах и т.д. Однако сопоставление с другими известными источниками позволяет уточнить степень достоверности «Летописи...».
«Летопись о святых церквах, взятая из достоверных источников» сохранилась в фонде 1278 (гр. Строгановы) РГАДА и датирована Е.Д. Харитоновой 1840 г., с припиской, сделанной после пожара 1842 г. [12, л. 286-381]. Помимо прочего, Елена Дмитриевна скопировала «Летопись.» и копия в настоящее время хранится в ее личном фонде ГАПК [7, л. 24-30]. Несмотря на то, что летопись повествует преимущественно о церковном строительстве в селе в 1722-1809 гг., в ней содержатся ценные сведения об усольских пожарах и застройке села.
В 1869 г. неким протоиереем П. К-вым в «Пермских епархиальных ведомостях» (ПЕВ) было опубликовано «Извлечение из летописи о церквах села Нового Усолья» [9, с. 574-580] в форме пересказа источника. Протоиерей в примечании к публикации отмечал, что пользовался летописью, хранившейся в архиве Усольского правления графов Строгановых под № 1, и, ссылаясь на заголовок документа, писал «из надписи этого документа видно, что сведения, в нем помещенные, взяты из достоверных источников, и старожилы Усольские многое из описываемого сами помнят, или знают по преданию» [9, с. 574].
Скорее всего, «Летопись о святых церквах.» существовала в нескольких списках, поскольку некоторые даты в опубликованном «Извлечении из летописи.» из Усольского архива Строгановых и источнике, сохранившемся в РГАДА, не совпадают. Возможной причиной путаницы явилось то, что в первоисточнике могли быть указаны не даты, а число лет, прошедших со дня закладки церкви, а последующие переписчики сами вписывали подходящий, на их взгляд, год. Разночтения касаются даже года
закладки первого усольского храма «каменного строения». Известно лишь, что церковь была достроена «с начала основания . в седьмой год», согласно варианту летописи, сохранившемуся в РГАДА - в 1729 г. [12, л. 376-381; 7, л. 25], а публикации П. К-ва - в 1731 г. [9, л. 575], т.е. закладку храма следует относить к 1722 или 1724 г.
Первоначально был сложен теплый придел (трапезная), который, согласно списку из РГАДА, был освящен «в 1727 году января 15 дня на память преподобных отцов наших Павла Фивейского и Иоанна Кущника в понедельник» преосвященным Алексеем епископом Вятким и Великопермским во имя Казанской [иконы] Божьей Матери [12, л. 376-381], такая же дата приведена и в «Извлечении из летописи.» и «Усольской летописи» Ф.А. Волегова [5, л. 4об.; 9, с. 574-580]. Однако в Клировых ведомостях церкви и очерке об иерархах Вятских и Великопермских (ПЕВ) указаны другие годы - 1724 г. [3, с. 43] и 15 января 1726 г. [8, с. 365] соответственно. Интересно отметить, что в 1724 г. 15 января приходилось на среду, в 1726 г. - на субботу и в 1727 г. - на воскресение, а понедельником было в 1722 и 1728 гг. (расчет по: [10, с. 310-311]), следовательно, оба списка летописи содержат ошибки. Строительство холодного храма было завершено в 1729 [12, л. 376-381; 7. л. 24] или в 1731 г. [9, с. 575], после чего он был освящен во имя Спаса Нерукотворного [9, с. 575].
Ввиду небольшого числа сохранившихся источников, можно уточнить лишь дату освящения теплого придела, которое, вероятнее всего, произошло 15 января 1728 г. (если день освящения действительно приходился на понедельник), поскольку, согласно и «Летописи.», и «Извлечению из летописи.», спустя 10 лет после этого (либо на 10-й год) произошел первый пожар, повредивший церковь, а его точная дата известна благодаря донесениям местных приказчиков - 7 октября 1737 г. [11, л. 285-386 об.; 7, л. 1-3].
По сообщению летописи, первоначально к каменной Спасской церкви была устроена деревянная колокольня, западнее паперти «на четырех столбах . на ней
повешены были колокола и благовестители», и в 1730 г. при церкви «началась строением каменная колокольня против храма на полдневную сторону» [12, л. 376-381; 7, л. 25], которая была возведена в 1731 г. Однако дата ее строительства требует уточнения, поскольку деревянная колокольня сгорела лишь в 1737 г., а каменная на момент пожара еще не была построена.
Согласно донесению братьев Александра, Николая и Сергея Строгановых в Соляную контору, получившим информацию от «Орловских своих вотчин и Ново-усольских соляных промыслов . Григория Цывилина, Алексея Кожевникова с товарищи», пожар начался около 6 часов ночи 7 октября 1737 г. и продолжался три часа [11, л. 285; 7, л. 1]. Обгорела каменная церковь со всем внутренним имуществом, сгорели деревянная колокольня, 163 лавки и амбара «при торгу». Деревянная канцелярия «сгорела без остатка», а каменная обгорела и все, находящееся в ней «деревянное все выгорело ж и дела и книги некоторые згорели, а иные при вынашивании в торопоти растеряны»; сгорели и 3 господских дома «со всякими варнишными материалы», 2 избы, 3 клети и 6 дворов «людских» (т.е. дворовых людей), 1 «прикащычей» двор, 132 двора «поповских церковничьих и подъяческих и крестьянских» и 211 дворов варничных работников [11, л. 285; 7, л. 1].
Таким образом, от пожара пострадали каменная церковь, деревянная колокольня, 2 канцелярии, 163 лавки и амбара со всем находящимся в них имуществом, 3 господских дома, 2 избы, 3 клети и 350 дворов, а убыток от пожара составил 83 034 руб. [5, л. 5]. К сожалению, ввиду отсутствия сведений об общей численности дворов в селе, невозможно выяснить долю сгоревшего имущества, но донесение Строгановых в Соляную контору свидетельствует, что ущерб был значителен: «Многие наши крестьяне пришли в крайнее раззорение и нищету, а варнишные работники за неимением квартир разбрелись по разным промыслам и по деревням» [11, л. 285об.; 7, л. 2]. Характерно, что в «Летописи о святых церквах.» указано иное количество сгоревших строений, а именно 700 домов [12, л. 376-381; 7, л. 25]. Скорее всего, таким преувеличением составитель летописи стремился показать масштаб пожара.
Столь быстрое распространение пожара, согласно летописи, было вызвано скученностью строений, располагавшихся на небольшом участке между Верхними и Нижними промыслами (несколько варничных работников проживало в избах при промыслах). Кроме того, «...в Усолье ... не было больших улиц, кроме тесных проулков» [9, с. 575], потому «с сего первого пожара учреждено было две слободы Капустная и Пермская, для размещения в них из Посаду жителей» [12, л. 376-381; 7, л. 25], чтобы в будущем избегать быстрого распространения огня в случае пожара.
Вероятно, строительство каменной колокольни велось в конце 1730-х гг. после того, как сгорела деревянная колокольня. Кладка производилась соликамскими каменщиками Рязанцевым, Котельниковым и Кожиным «с товарищи» за 120 руб. [12, л. 376-381; 7, л. 25]. Строительство колокольни завершило формирование центральной части Усольского архитектурного комплекса.
Следующим важным событием, по мнению летописца, было начало строительства в 1752 г. «тщанием» промыслового приказчика Марии Артемьевны Строгановой деревянной Владимирской Богородицкой церкви [9, с. 576] в новой, Рубежской слободе, рядом с Верхними соляными промыслами.
Кроме того, согласно «Извлечению из летописи о церквах села Нового Усолья» (в самой «Летописи.» подобные сведения отсутствуют) к 1753 г. в селе образовались «правильные большие улицы и переулки» [9, с. 576], что позволило пермскому архитектору А.С. Терехину предположить, что в Усолье раньше, чем в других городах Урала, сложилась регулярная планировка [6, л. 8-8об.]. Однако планы с. Новое Усолье середины XVIII в. не были обнаружены, что не позволяет ни подтвердить, ни опровергнуть такое утверждение.
Второй, описанный в летописи пожар случился в том же 1753 г., во время Петровского поста, когда «наступили сильные жары», в котором «загорелся весь посад и соборный храм (Спасская церковь - Ю.Б.) потерпел раззорение»
[9, с. 576]. Возможно, Рубежская слобода с находившейся в ней деревянной Владимиро-Богородицкая церковью и не пострадали во время пожара, поскольку были отделены от Посада и источника пожара Верхним или Рубежским полоем. Н.В. Берх в «Соликамском летописце» приводит иную дату пожара - 2 июля 1749 г. [1, с. 226]. Следует отметить, что и в 1749, и в 1753 г. Петров пост не выпадал на 2 июля, при этом, если бы пожар действительно случился перед разделом Новоусольских промыслов 1749 г., это, скорее всего, нашло бы отражение в раздельных актах. На этот раз причиной пожара был поджог дома крестьянина Ивана Судейкина. Усольские приказчики Я. Дьячков и Ф. Коровин «притесняли» И. Судейкина, но «ничего не могли причинить ему», потому заплатили квартирующему у крестьянина солдату, который «за пять рублей поджег его дом в утреннюю пору» [9, с. 576]. В течение года после пожара Спасская церковь была отремонтирована и «по прошению» Строгановых освящена 9 июля 1754 г. в качестве соборной церкви, тогда как собор в Орле-городке был упразднен [5, л. 5об.-6].
Подробности следующего пожара в «Летописи о святых церквах.» вовсе отсутствуют и известны только благодаря «Извлечению из летописи...», которые дополняет Ф.А. Волегов в «Усольской летописи». Пожар произошел «во вторник на сырной неделе» (20 февраля 1756 г.) [5, л. 6], тогда сгорела только деревянная Владимиро-Богородицкая церковь в Рубежской слободе [9, с. 576]. Спустя год, по благословению епископа Вятского и Великопермского Ионы, на месте сгоревшей церкви на средства приказчиков, ставших причиной пожара 1753 г., Якова Максимова Дьячкова и Федора Коровина было «начато строение Рубежской каменной церкви» во имя Владимирской Божьей Матери и Стефана епископа Великопермского [5, л. 6; 9, с. 576]. Согласно «Усольской летописи» и «Извлечению из летописи о церквях.», зимний придел был освящен 21 января 1760 г. [5, л. 6; 9, с. 576]. Однако в более надежном источнике, Клировой ведомости церкви, указана иная дата освящения теплого храма - 21 января 1765 г., главный же престол был
освящен 23 октября 1774 г. [3, л. 54]. Первоначально вместо колокольни была устроена звонница «на столбах против паперти», а каменная была сложена над папертью в 1791 г. [9, с. 576]. На средства другого усольского приказчика -Григория Григорьева Цывилина, служившего в части барона С.Г. Строганова, в 1763 г. был сооружен северный придел к соборной церкви, престол освящен в честь Иоанна Предтечи 24 июня 1763 г. [9, с. 576].
Как отмечал составитель летописи, вновь пожар в Новом Усолье случился в 1768 г. «апреля 23 дня на память св. мученика и Победоносца Георгия», в Посаде загорелся дом Григория Сереброва «у коего стояли г-на барона Александра Николаевича Строганова, на квартире лакеи и при разогревании в горнице на жаровне чаю сами ушли в избу, а между тем каким-то случаем дом загорелся» и при сильном ветре огонь распространился на весь Посад и Капустную слободу [12, л. 376-381; 7, л. 26]. Последствия пожара в селе еще не были полностью ликвидированы, отремонтирован был только теплый придел Спасского собора, как 13 июня «в самый благовест к обедне» 1775 г. вновь «запалилось село Усолье» [12, л. 376-381; 7, л. 27]. В летописи отмечено, что «накануне до сего дня в четверток было заговение» [12, л. 376381; 7, л. 27], но 13 июня в 1775 г. приходилось на субботу, а заговенье на Петров пост выпадало на воскресение 7 июня. Известные источники подтверждают, что в 1775 г. в Новом Усолье действительно произошел крупный пожар, но, к сожалению, не позволяют уточнить его дату (например, [2, л. 35об.]). Виновницей пожара была признана жена подьячего князя М.М. Голицына Недубровского, квартировавшего в квартире Ботыгина. Накануне вечером, перед постом Недубровский варил пельмени, а «оставшиеся после них небольшие головни брошены были женой его в отход, искра от искры расплодились и дошли до стены огнем, и так утром, как сказано, дом загорелся, и от него при сильном северном ветре раздуло» [12, л. 376-381; 7, л. 27] и Посадская слобода с Нижними соляными промыслами, арендованными Лазаревыми, «обращены были в пепел» [9, с. 577].
«Извлечение из летописи.» содержит сведения о строительстве третьей усольской церкви. В 1778 г. в Капустной слободе (рядом с кладбищем) по благословению епископа Вятского и Великопермского Лаврентия была заложена деревянная церковь во имя Покрова Богородицы и святителя Николая Чудотворца, строительство велось «иждивением» барона Александра Николаевича Строганова и «старанием» его управляющего Ивана Седова. В 1780 г. храм был «окончен постройкою» и освящен 12 июля. Как отмечает протоиерей П. К-ов «.и стояше храм сей, замечено в летописи, в богослужении 29 лет» [9, с. 577] (до пожара 1809 г. - Ю.Б.). Однако в источнике, хранящемся в РГАДА, такие сведения о Покровской церкви в Капустной слободе отсутствуют, следовательно, «Летопись.», хранившаяся в Усольском архиве, к которой имел доступ П. К-в, содержит больше информации об истории церковного строительства в Усолье.
Первоначально текст «Летописи о святых церквах.» заканчивался событиями, связанными с пожаром 1809 г., который «всех поразил своим превосходством пылающего огня» и его последствиями. Накануне широко празднуемого в Усолье Прокопьева дня, 6 июля в 3 часа пополудни вдова Каменьчиха «пировала, да из пистолета стреляла, сначала запалился от стрельбы свой сенник, а потом нарочитым восточным ветром раздуло огонь и на все Усолье» [12, л. 376-381; 7, л. 27]. В результате, по сообщению летописи, сгорело более 1200 обывательских, церковных и промысловых строений «.из всего Усольского населения избегнули огня Пихтовая и Камская слободы, да Нижний промысел» [12, л. 376-381; 7, л. 28].
В публикации летописи из ПЕВ приведены дополнительные детали о пожаре, частности, упоминается, что «что огонь входил только в паперть церковную (Рубежской церкви - Ю.Б.) и сгорел сдесь пол, но самая церковь спасена от огня силою Всевышняго» [9, с. 578]. Кроме, того П. К-в пишет о приложенной к летописи ведомости об убытках от пожара. Возможно, именно эта ведомость хранится в настоящее время в фонде 297 (Исторический архив
Пермской губернской ученой архивной комиссии) ГАПК, поскольку в ней указаны аналогичные сведения, но часть информации из него утрачена, поскольку документ поврежден и часть текста нечитабельна [4]. Отсутствие подобной информации в летописи, хранящейся в РГАДА, окончательно подтверждает, что опубликованное «Извлечение из летописи.» более информативно.
После прошедшего пожара собор ремонтировали 17 лет, главный храм был освящен 16 августа 1826 г., но по неизвестной причине уже не во имя Нерукотворного Спаса, а Спаса Преображения [12, л. 376-381; 7, л. 28]. Главный престол в Рубежской церкви был освящен в 1812 г., а на месте сгоревшей деревянной церкви в Капустной слободе в 1813-1820 гг. была построена новая, в каменном исполнении [9, с. 578-579]. «Извлечение из летописи.» содержит ценные сведения и о наводнениях «ибо селение, как замечено в летописи, занимает местоположение низменное и потому ежегодно весной от прибыли реки Камы затопляется», особенно автор отмечает разливы Камы в 1736, 1810 и 1867 г., из-чего Никольская церковь в Капустной слободе была построена на земляной насыпи [9, с. 579].
Дополнение к летописи повествует о последнем крупном пожаре в селе 9-11 мая 1842 г., в котором пострадали Пермская, Покровская, Посадская слободы и Нижний соляной промысел. Безусловно, главный акцент сделан на ущерб, причиненный церковным постройкам. «На соборной церкви обгорели крыши и глава, колокольня обгорела вся, колокола все растопились, а бывший в 400 пудов раскололся. Соборная церковь обгорела с верха, а внутренность спасена сильным содействием протоиерея Пономарева. Колокольня более пострадала: из бывших на ней колоколов числом 9, а весом 871 пуд, разбились, а части растопились. Лавок каменных около церкви и колокольни [обгорело] 23» [12, л. 376-381; 7, л. 29] и «домов священнослужительских 5» [9, с. 580]. В данном случае сведения из экземпляра летописи из РГАДА и опубликованном протоиереем извлечении взаимно дополняют друг друга.
В заключение летописец замечает, что на протяжении своей истории Новое Усолье неоднократно страдало от крупных пожаров и наводнений, жители после очередного бедствия отстраивали, прежде всего, храмы, благодаря чему «село возвысилось в нашем крае» [9, с. 580].
«Летопись о святых церквах.» является важным источником по истории с. Новое Усолье, в ней содержатся ценные сведения не только о церковном строительстве, но и о времени учреждения слободок, пожарах, природных стихиях. При этом рукопись «Летописи.», хранящаяся в РГАДА не так подробна, как «Извлечение из летописи.», сделанное в 1869 г. протоиереем П. К-вым, а некоторые сведения из них разнятся, что свидетельствует о возможном существовании еще одного списка источника. Хотя в заглавии упоминается, что летопись была составлена на основании «достоверных источников», в ней содержатся некоторые неточности, касающиеся событий первой половины XVIII в., особенно строительства каменной церкви, колокольни, пожара 1737 г. и др., по причине утраты первоисточников во время многочисленных пожаров. Кроме того, неизвестный летописец умолчал о пожарах 1771, 1795 и 1804 г. в промыслах, поскольку церкви от них не пострадали, и о нескольких других, бывших в Усолье наводнениях. Тем не менее отказываться от использования «Летописи.» нецелесообразно, поскольку некоторые сведения об истории Усолья известны только благодаря ей, но необходимо критически относится в представленной информации.
Список литературы
1. Берх В.Н. Путешествие в города Чердынь и Соликамск для изыскания исторических древностей. СПб., 1821.
2. ГАПК. Ф. 176. Оп. 1. Д. 68.
3. ГАПК. Ф. 280. Оп. 1. Д. 1013.
4. ГАПК. Ф. 297. Оп. 4. Д. 165.
5. ГАПК. Ф. 672. Оп. 1. Д. 25.
6. ГАПК. Ф. р-1785. Оп. 1. Д. 186.
7. ГАПК. Ф. р-2142. Оп. 1. Д. 23.
8. Иерархи Вятские и Великопермские (1658-1799 г.) // ПЕВ. 1872. 20 сентября. № 38. - С. 361-367.
9. К-в. П. Извлечение из летописи о церквах села Нового Усолья // ПЕВ. 1869. 17 декабря. № 50. С. 574-580.
10. Климишин И.А. Календарь и хронология. М., 1985.
11. РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 282/291. Л. 285-386об. (цит. по: ГАПК. Ф. р-2142. Оп. 1. Д. 23. Л. 1-3).
12. РГАДА. Ф. 1278. Оп. 1. Д. 288. Л. 376-381 (цит. по: ГАПК. Ф. р-2142. Оп. 1. Д. 23. Л. 24-30).
Список сокращений
РГАДА - Российский государственный архив древних актов. ГАПК - Государственный архив Пермского края. ПЕВ - Пермские епархиальные ведомости.
УДК 94(47)
Нелюбина Венера Юрьевна
студентка IV курса исторического факультета
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь,
Россия, e-mail: nelyubina.venera@mail.ru
ОБРАЗ СРЕДНЕВЕКОВОЙ РУСИ В ЗАПИСКАХ ИНОСТРАННЫХ
ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ XVI в.
Nelyubina Venera Y.
Student of the faculty of History fourth - year
Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: nelyubina.venera@mail.ru
THE IMAGE OF MEDIEVAL RUSSIA IN THE WRITINGS OF FOREIGN
TRAVELERS OF THE XVI CENTURY
Аннотация. В статье анализируется предложенная автором классификация иностранцев прибывавших в Средневековую Русь XVI в., по цели путешествия. Также автор дает краткую характеристику некоторых сторон жизни населения по произведениям иностранных авторов.
Ключевые слова: средневековая Русь XVI в., Рафаэль Барберини, Ричард Ченслор, Джильс Флетчер, Сигизмунд Герберштейн, Антонио Поссевино.
Abstract. The author of the article analyzes the proposed classification for the purpose of arriving foreigners arriving in medieval Rus of XVI century. The author also gives a brief description of some aspects of life on the works of foreign authors.
Keywords: Medieval Russia XVI century, Rafael Barberini, Richard Chancellor, Dzhils Fletcher, Sigismund Herberstein, Antonio Possevino.
В данной работе мы классифицируем тех, кто прибывал на средневековую Русь XVI в. с какой-либо целью. Также проанализируем сведения источников, авторы которых из стран Европы приезжали
© Нелюбина В.Ю., 2016