ЭПИСТЕМОЛОГИЯ & ФИЛОСОФИЯ НАУКИ • 2014 • Т. XLII • № 4
ЕТНИЕ ШКОЛЫ ПО ЛОГИКЕ И ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА В 2014 Г.1
S
UMMER SCHOOLS IN LOGIC AND PHILOSOPHY OF LANGUAGE IN 2014.
Анастасия Владимировна Мигла
кандидат философских наук, науч ный сотрудник сектора логики Ин ститута философии РАН. E-mail: asterel@rambler.ru
В настоящей статье предлагается обзор двух школ, прошедших летом 2014 г. и представляющих интерес для ученых, занимающихся философией языка. Нью-Иоркско-Санкт-Петербургский институт лингвистики, когнитивных наук и культуры (New York - Saint Petersburg Institute of Linguistics, Cognition and Culture, NYI)2 и Европейская летняя школа по логике, языку и информации (European Summer School in Logic, Language and Information, ESSLLI)3 - это междисциплинарные образовательные и научные мероприятия, которые каждый год собирают философов, лингвистов, логиков, математиков, нейрофизиологов и представителей информационных наук. Такая широта дисциплинарного охвата отражает характер современных исследований в области изучения языка, которое происходит сегодня на стыке этих дисциплин. В этом смысле для российского философа данные школы дают возможность включиться в междисциплинарную практику изучения языка, получить конкретные знания из смежных с философией областей, в частности по семантике языка и его синтаксису, лингвистическим теориям, без которых подчас невозможно или затруднительно понять результаты современных философов, работающих в междисциплинарной парадигме. Наконец, участие в летних школах дает возможность желающим выступить с докладом по своей теме и получить отклик от ведущих специалистов в своей области, который может стать импульсом для дальнейших исследований.
С 14 июля по 1 августа 2014 г. на факультете свободных искусств и наук СПбГУ проходила 12-я летняя школа, организованная Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с американским Государствен-
1 Подготовлено при поддержке РГНФ, проект № 14-33-01043а1.
2 http://nyi.spb.ru/genInfo
3 http://www.esslli2014.info
Anastasia Migla (Institute of Philosophy, RAS).
Symposium 197
ш
A.B. МИГЛА
ным университетом штата Нью-Йорк в Стони Брук (State University of New York at Stony Brook). Летние школы NYI проходят с 2003 г. под руководством их соучредителей - проф. Дж. Бейлина (Государственный университет штата Нью-Йорк в Стони Брук) и проф. A.A. Масленниковой (СПбГУ). Каждый год NYI собирает в Санкт-Петербурге ведущих ученых, специализирующихся в областях лингвистики, когнитивных наук и наук о культуре и обществе. Преподавательский состав - преимущественно профессора американских университетов. В разные годы курсы в рамках NYI читали такие ученые, как Джерри Фодор (Jerry Fodor), Джанет Фодор (Janet Fodor), Б. Парти (B.Partee), Ф. Шленкер (Ph. Schlenker), К. Хейкок (C. Heycock) и многие другие.
Со дня основания школы состав ее слушателей всегда был многонациональным. Участниками школы могут стать студенты, аспиранты, молодые ученые и все интересующиеся лингвистической и культурологической проблематикой. Однако ввиду ограниченного количества мест, чтобы стать участником, необходимо пройти конкурс, в который входят заполнение анкеты, ответы на несколько вопросов в форме эссе и предоставление рекомендации. Получение сертификата Института потребует дополнительных усилий - успешного прохождения выбранных курсов и сдачи зачетов.
Курсы подразделяются на два блока - генеративная лингвистика и когнитивные науки, а также культурология и исследования медиа. В первый блок входят курсы по различным разделам лингвистики (фонологии, морфологии, семантике и синтаксису) и когнитивным наукам. Во второй блок входят курсы общественной, культурологической, политологической, литературоведческой направленности. Студенты могут посещать 4 курса как из одного, так и из обоих блоков. Институт предоставляет возможность своим участникам выбрать курсы двух уровней сложности - вводного, не предполагающего предварительного знакомства с предметом, и «продвинутого», скорее представляющего собой не учебный курс, а презентацию результатов (возможно, не окончательных) исследования определенной, более узкой проблемы. Для нас более важен первый, лингвистический блок, поэтому мы кратко охарактеризуем наиболее релевантные для изучения философии языка курсы, которые входили в его состав.
Курс С. Иатриду «Структура человеческого языка. Введение в генеративный синтаксис» (S. Iatridou. The Structure of Human Language: An Introduction to Generative Syntax) представлял собой вводный курс, в ходе которого студенты могли освоить базовые понятия генеративного синтаксиса, изучить структурные отношения между конститу-ентами фраз и высказываний, научиться строить синтаксические «деревья» для утвердительных и некоторых типов вопросительных высказываний.
В ходе курса С. Татевосова «Значение в языке. Введение в формальную семантику» (S. Tatevosov. Meaning in Language. Introduction to Formai Semantics) слушатели могли получить базовые знания по формальной семантике: узнать, что обозначают различные типы языковых выражений и какие семантические типы они имеют, каким образом значение сложного выражения формируется из значений его частей (принцип композициональности), освоить основы функционального подхода к анализу языка и лямбда-исчисления. Курс преподавался по учебнику I. Heim, A. Kratzer «Semantics in Generative Grammar», который признан классическим в данной области.
Благодаря курсуДж. Херфорда «Возникновение и эволюция языка» (J. Hurford. Origins and Evolution of Language) студенты могли получить знания о биологических и эволюционных факторах развития языка, появлении у животных и человека способности обозначать объекты, находящиеся вне зоны непосредственного наблюдения, эволюции прагматических, фонетических и других аспектов языка.
Углубленный курс Э. Малайа «Информационная структура лингвистических теорий» (E. Malaia. Informational Structure of Linguistic Theories) знакомил слушателей с применением информационного подхода в лингвистике. Отдельные занятия курса были посвящены применению теории игр в объяснении лингвистического поведения агента, установлению математических зависимостей в лингвистике, особенностей понимания индивидами структуры событий (с опорой на концептуальную семантику), применению нейрофизиологии в лингвистических теориях.
Курс С. Иатриду и С. Татевосова «Фокус и пресуппозиция» (S. Iatridou, S. Tatevosov. Focus and Presupposition) предполагал базовое знакомство с формальной семантикой и генеративным синтаксисом. В ходе курса рассматривались вопросы на стыке семантики и прагматики с упором на понятиях фокуса, пресуппозиции и имплика-туры.
С 11 по 22 августа на базе Тюбингенского университета (Германия) проходила 26-я Европейская летняя школа по логике, языку и информации. Школа организуется Ассоциацией логики, языка и информации (Association for Logic, Language and Information) и является одним из самых масштабных европейских мероприятий в области логики, философии, лингвистики и компьютерных наук. Многие преподаватели ESSLLI - известные ученые, являющиеся крупными специалистами в своих областях.
Чтобы стать слушателем ESSLLI, достаточно оплатить взнос, од- M нако для студентов и аспирантов на конкурсной основе предоставля- ^ ется возможность получить частичную или полную компенсацию £ расходов за участие. Контингент слушателей ESSLLI несколько старше, чем на NYI. Здесь больше аспирантов, молодых и уже состояв-
ш
A.B. МИГЛА
шихся ученых, так как в рамках школы помимо учебных лекций проходят научные семинары и конференции, на которых ученые представляют и обсуждают с коллегами результаты своей работы.
Расписание учебных курсов здесь очень интенсивное. В течение двух недель можно прослушать 8 учебных курсов. Занятия начинаются с самого утра и продолжаются до вечера. Такая нагрузка, конечно же, исключает возможность делать домашнее задание, которого, как и зачетов, на ESSLLI нет. Однако этот формат дает возможность составить представление о максимальном количестве областей знания, получив таким образом задел для дальнейшей самостоятельной работы, принять участие в научных семинарах и пообщаться с коллегами.
Выбор учебных предметов на ESSLLI богатый: в каждом лекционном блоке можно было выбирать из 6 лекций. Таким образом, всего на ESSLLI-2014 предлагалось порядка 50 курсов. Рассмотрим наиболее интересные и полезные для философов языка.
Курс В. Штернефельда и Т.Э. Циммерманна «Введение в компози-циональную семантику» (W. Sternefeld, T.E. Zimmermann. Introduction to Compositional Semantics) представлял собой вводный курс, в котором разъяснялись базовые понятия формальной семантики - экстенсионалы и интенсионалы различных языковых выражений, принцип компози-циональности, основные семантические правила композиции значения сложных фраз. Оригинальность курса заключалась в том, что в отличие от наиболее распространенного в семантике подхода значение сложных выражений объяснялось не посредством функций, а через операции над множествами. Преподавание велось по новой книге W. Sternefeld, T.E. Zimmermann «Introduction to Semantics. An Essential Guide to the Composition of Meaning».
В курсе X. Пирсон «Сообщения о верованиях в интенсиональной семантике» (H. Pearson. Attitude Reports in Intensional Semantics) предпринималась попытка построить адекватную формализацию высказываний о верованиях, представляющих проблему для интенсиональной семантики Я. Хинтикки (куайновская проблема случая Ральфа, проблема расселовского примера с яхтой, проблема высказываний о верованиях, когда говорящий не осведомлен, что объектом верования является он сам). Особое внимание в курсе Пирсон было уделено вопросу о том, какие языковые выражения нуждаются в интерпретации de se (интерпретация, предполагающая осведомленность субъекта о том, что он сам является предметом своего верования), и построению 3 семантики для таких интерпретаций. М В курсе «Логофоричность, антилогофоричность и разделение de
re/de se» (P. Patel-Grosz, H. Pearson Logophoricity, Anti-Logophoricity, and the de re/de se Distinction), являвшемся логическим продолжением предыдущего, X. Пирсон и П. Патель-Гроц исследовали вопрос о том, какие интерпретации (de re, de se или обе) могут иметь логофорические
местоимения, нелогофорические местоимения и эпитеты (в данном случае анафорические определенные дескрипции, употребляющиеся в переносном смысле) в высказываниях с интенсиональными глаголами. Курс представлял собой попытку построить единую семантическую модель для всех этих выражений и читался на основе материала из английского языка, языков эве, гуджарати, баварского диалекта и др.
Также стоит обратить внимание наряд курсов, посвященных оригинальным или альтернативным мейнстримным подходам к построению семантики. В частности, в курсе Л. Шамполиона «Соединяя семантику Монтегю и семантику событий» (L. Champollion. Integrating Montague Semantics and Event Semantics) была осуществлена попытка соединить формализм семантики Монтегю (подразумевается классическая формальная семантика, в которой развивались идеи философа) с семантикой событий, содержащих дополнительный аргумент.
Курс С. Чатзикириакидиса и Ж. Луо «Формальная семантика в современной теории типов» (S. Chatzikyriakidis, Z.Luo. Formal Semantics in Modern Type Theories: Theory and Implementation) был посвящен преимуществам многотиповой семантики перед классической семантикой P. Монтегю, в которой используется всего два семантических типа - сущности и истинностные значения. Главные преимущества семантики типов, по мнению авторов курса, заключаются в том, что предложенная семантика является теоретико-доказательственной и что она уже содержит информацию, предотвращающую построение некорректных высказываний (посредством нахождения ошибок в установлении и сочетании семантических типов).
Для философа были бы интересны и многие научные семинары, в которых можно было принять участие в ходе ESSLLI: Формальная и экспериментальная прагматика (Formal and Experimental Pragmatics), Эпистемическая логика для индивидуальной, социальной эпистемологии и эпистемологии взаимодействия (Epistemic Logic for Individual, Social, and Interactive Epistemology), Модели в формальной семантике и прагматике (Models in Formal Semantics and Pragmatics), в которых обсуждались последние результаты в областях семантики, прагматики и формальной эпистемологии. Ряд докладов был посвящен критике подходов к анализу языка, применяемых в формальной семантике, и построению альтернативных моделей естественного языка. Доклады, подвергавшие сомнению адекватность широко используемых формальных инструментов, инициировали особенно бурное обсуждение.
Е
£