ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Летчики Великой Отечественной войны: Борис и Дмитрий Глинки Сопова А. С.1, Баранюк В. В.2
1Сопова Анна Сергеевна /Sopova Anna Sergeуevna - кандидат филологических наук,
преподаватель, кафедра иностранных языков;
2Баранюк Василий Витальевич /Baranyk Vasily Vitalyevich - курсант, Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова, г. Краснодар
Аннотация: статья посвящена известным летчикам-истребителям Великой Отечественной войны - Борису и Дмитрию Глинкам. За время войны братья Глинки сбили 80 самолетов противника. Их жизненный путь является примером безграничного служения своей Родине.
Abstract: the article is devoted to the famous fighter pilots of the Great Patriotic War Boris and Dmitry Glinka. The Glinka brothers shot down 80 enemy planes during the war. Their life path is an example of boundless service to the Motherland.
Ключевые слова: Битва над Кубанью, Великая Отечественная война, Герои Советского Союза, истребительный авиационный полк, летчики-истребители, P-39 «Аэрокобра».
Keywords: the Battle in the Kuban Skies, the Great Patriotic, Heroes of the Soviet Union, fighter aviation regiment, fighter pilots, P-39 «Airacobra».
Борис и Дмитрий Глинки - знаменитые летчики-истребители Великой Отечественной войны. Особенно братья отличились во время Битвы над Кубанью, показав высокую результативность и безграничное мужество.
Старший брат Борис Борисович Глинка родился 14 (27) сентября 1914 года в селе Александров Дар, ныне город Кривой Рог, в Днепропетровской области. Три года спустя, 10 (23) декабря 1917 года, на свет появился Дмитрий Борисович Глинка. Отец братьев был потомственным шахтером, а мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, которых было пятеро. Как позже вспоминал Д. Глинка: «Семья у нас была дружная, и главой семьи был отец. Он не был строгим, а скорее - наоборот, доброжелательным, но если он сказал, то уже держись - авторитет его в семье был очень высок» [3, с. 121]. С раннего детства дети были приучены к труду, помогали отцу и матери по хозяйству, летом занимались хлебопашеством. Родители, несмотря на все трудности, поддерживали сыновей и старались поощрять их интересы.
В 1929 году комсомолец Борис Глинка поехал помогать отцу на шахту по добыче руды имени МОПРа. Там он проработал до 1935 года. В 1930 году он пошел учиться в ШУМП (Школа массовых шахтерских профессий). Поступив в 1932 году на курсы по подготовке в вузы, Борис увлекся учебой и после их окончания поехал в Киев учиться в финансово-экономическом институте. Проучившись 6 месяцев, он решил бросить обучение и вернулся на шахту к отцу. Затем Б. Глинка поступил в горный техникум в Кривом Роге, там он проучился два года, совмещая работу и учебу. В 1934 году, после окончания обучения, Бориса назначили на должность горного техника в шахте, затем он стал заведующим участком. В это же время был основан Криворожский аэроклуб, куда по решению комсомола был зачислен Борис Глинка. Родители отговаривали сына, считая, что работа на шахте важнее. Но Борис настоял на своем желании пойти в авиацию. Пройдя областную и мандатную комиссии, он поступил в аэроклуб. Через некоторое время Борис Глинка обнаружил, что ему легко даются все предметы авиационного цикла и летная практика. В 1936 году он выпустился с отличными
оценками. Затем его направили в Херсонскую осоавиахимовскую школу летчиков-инструкторов. Сразу же после ее окончания он получил должность летчика-инструктора. Под руководством Бориса Глинки было подготовлено 42 курсанта на самолетах У-2, Р-5, УТ-5. Тогда же полетами увлекся и Д. Глинка, который в 1937 году окончил этот же аэроклуб, а затем Качинскую военную авиационную школу, и в 1939 году начал службу в звании младшего лейтенанта Военно-воздушных сил.
События в Европе, связанные с действиями Германии, заставляли Советский Союз укреплять свою обороноспособность. В 1937 году Б. Глинка был призван в Красную Армию и зачислен младшим лейтенантом запаса. Затем его с сослуживцами перевели в Одессу, где он окончил 8-ю Одесскую военную авиационную школу пилотов имени П.Д. Осипенко. В апреле 1941 года школа была реорганизована в Конотопское высшее тактическое училище воздушного боя, Борис Глинка был назначен на должность летчика-инструктора.
В первые дни Великой Отечественной войны советская авиация несла огромные потери. Б. Глинка воевал в боевом расчете, созданном на базе училища, прикрывая города Нежин, Бахмач, Чернигов, Конотоп, а затем был отправлен на Кавказ, где обучал курсантов на самолетах Як-3. В это время силы Вермахта вели активные боевые действия на Юго-восточном направлении, пытаясь захватить Ростов-на-Дону и прорвать оборону Советских войск.
Борис Глинка постоянно вел переписку с отцом и братом Дмитрием, который уже воевал в Керчи. Первый свой воздушный бой Д. Глинка принял в небе Крыма, тогда он сбил три немецких самолета, но также был сбит сам и контужен. Некоторое время лечился в госпитале, но вскоре вернулся в строй.
Встреча братьев произошла в Баку в 1942 году, где Борис получал новую технику на авиазаводе. После серьезного разговора они приняли решение защищать Родину вместе. Сослуживцы Дмитрия помогли уговорить командира Ибрагима Магомедовича Дзусова принять Бориса Глинку в полк. Сразу же в октябре началось переформирование 45-го истребительно авиационного полка (ИАП) в Аджикабуле, велась теоретическая подготовка по освоению самолетов Р-40Е «Kittyhawk» и Р-39 «АпнсоЬга», поставляемых по ленд-лизу из Соединенных Штатов Америки через Иран.
После освобождения Сталинграда немецкое командование начало отвод войск к Ростову-на-Дону. 17-я армия Вермахта отступила на Кубань, где начала возводить укрепленный рубеж обороны на подступах к Таманскому полуострову, называемый «Голубая линия» (нем. Gotenkopf - «Голова гота»), чтобы сдержать наступление советских сухопутных войск. Немецкие генералы планировали добиться превосходства в воздухе с помощью Люфтваффе и использовать Кубанский плацдарм для дальнейших наступательных операций. Маршалом Советского Союза Г.К. Жуковым и маршалом авиации А. А. Новиковым было принято решение об увеличении авиационной группировки на Кубани. В феврале 1943 года Борис и Дмитрий Глинки в составе 45-го гвардейского истребительного полка были отправлены на Северо-Кавказский фронт. Битва над Кубанью (апрель-июнь 1943) стала крупнейшим авиационным сражением, в результате которого Люфтваффе потеряли стратегическую инициативу в воздухе. В этих боях отличились многие знаменитые летчики-ассы: А. Покрышкин, И. Кожедуб, Г. Речкалов, И. Бабак, Н. Лавицкий, братья Б. и Д. Глинки. Их позывные «ББ» и «ДБ» были известны всем радистам фронта. Кубань стала главной страницей в их биографии. Именно здесь братья Глинка вырабатывают свой неповторимый стиль и характер поведения за штурвалом самолета, они демонстрируют редкое мастерство и самообладание в кубанском небе. При этом также необходимо отметить, что у каждого из них был свой неповторимый профессиональный почерк. Дмитрий великолепно владел тактикой воздушного боя, мог эффектно вести схватку с врагом, хорошо организовывая взаимодействие всей авиационной группы, он обладал редкостными лидерскими качествами. Несколько раз отважный летчик был сбит, но всегда возвращался в строй,
демонстрируя огромное мужество. При этом Борис был виртуозным мастером пилотажа. К концу апреля 1943 года у Дмитрия на счету было 15 побед над фашистскими асами, 146 боевых вылетов. 24 апреля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза и вручена медаль «Золотая Звезда». «Человек большой физической силы, выносливости и азарта, отчаянно смелый, в упорных апрельских боях он совершал по нескольку боевых вылетов в день, однажды доведя их число до девяти» [2, с. 220], - пишет Н. Бодрихин.
17 июня 1943 года 45-й истребительный авиационный полк за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм был преобразован в 100-й гвардейский истребительный авиационный полк (100 гв. иап). В июле 1943 года вместе с А. Покрышкиным Д. Глинка принимал участие в заседаниях по Краснодарскому процессу, на котором судили советских коллаборационистов за сотрудничество с немецкими оккупационными властями. После Кубани Д. Глинка участвовал в Миусской, Львовско- Сандомирской, Ясско-Кишиневской, Пражской и Берлинской операциях.
Старший брат Б. Глинка совершил около 200 боевых вылетов, принял участие в 1 4 сложнейших воздушных боях, сбив при этом 10 немецких самолетов. Через месяц, после Дмитрия, 24 мая 1943 года за боевые заслуги, летное мастерство и беспримерный подвиг в воздушных боях лейтенанту Борису Борисовичу Глинке было присвоено звание Героя Советского Союза. В мае 1944 Б. Глинку назначили на должность командира 16-го гвардейского истребительного авиационного полка, называемого «покрышкинским». А. Табаченко отмечает, что он «...талантливый и результативный летчик-истребитель, в силу своего возраста и бывшей инструкторской практики в Конотопском высшем тактическом училище воздушного боя умеющий работать с разношерстным (по возрасту, характеру, личным пилотажным качествам) летным коллективом, коим был в то время любой авиационный полк действующей армии, в том числе и 16-й гиап» [4, с. 376].
Дмитрий и Борис воевали плечом к плечу с 1941 по 1944 годы. В июле 1944 года Б. Глинка, участвуя в Львовско-Сандомирской операции, был сбит и при катапультировании получил травмы, которые не позволили ему продолжить воевать. В этом же году судьба приготовила суровое испытание для Д. Глинки: во время полета на транспортном самолете Ли-2 за отремонтированными машинами он едва не погиб в авиационной катастрофе. Летчика спасло то, что он с боевым товарищем были в хвостовой части, но несмотря на тяжелые травмы через два месяца лечения в госпиталях Д. Глинка был снова в строю.
Б. Глинка за годы войны сбил 30 самолетов лично и один в группе. В 1952 году, после окончания Военно-воздушной академии, он продолжил службу в Центре подготовки космонавтов, затем во Фрунзенском военном авиационном училище летчиков и в Борисоглебском Краснознаменном военном училище летчиков. За боевые заслуги и профессиональные достижения Герой Советского Союза Б. Б. Глинка был также награжден многими правительственными наградами, среди них три ордена Красного Знамени, ордена Красной Звезды и Отечественной войны 1 -ой степени, медали «За оборону Кавказа», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и другими наградами. Последние годы Борис Глинка проживал в поселке Чкаловский Московской области. Умер прославленный летчик 11 мая 1967 года. В Москве на доме, где жил Б. Глинка, и в городе Кривой Рог установлены мемориальные доски.
Дмитрий Глинка окончил Военно-воздушную академию в 1951 году. Он командовал авиационным полком, но по состоянию здоровья ушел в запас в 1960 году. На счету у Д. Глинки было 272 боевых вылета, 91 бой с противником, 50 воздушных побед. Помимо двух «Золотых Звезд» Героя Советского Союза он был награжден орденами Красного Знамени, Ленина, Отечественной войны 1 -ой степени, Красной Звезды (дважды), медалями «За оборону Кавказа», «За освобождение
Праги», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и юбилейными. Умер Дмитрий Глинка 1 марта 1979 года.
Самолет Sukhoi Superjet-100 с бортовым номером ЯА-89046 носит имя дважды Героя Советского Союза гвардии полковника Дмитрия Борисовича Глинки [1]. В городе Кривой Рог ему был установлен бронзовый памятник-бюст и названа улица в его честь.
Гвардии полковники братья Глинки стали ярким примером самоотверженности, мужества и храбрости советских летчиков в суровые годы Великой Отечественной войны.
Литература
1. Аэрофлот ввел в эксплуатацию два новых лайнера SSJ-100. 25 февраля 2015. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.aeroflot.ru/cms/new/48259.
2. Бодрихин Н. Г. Великие советские асы. 100 историй о героических боевых летчиках. М.: Изд-во: Центрполиграф, 2011. С. 284.
3. Марчуков А. В. Герои-покрышкинцы о себе и своем командире. Правда из прошлого. 1941-1945. М.: Изд-во: Центрполиграф, 2014. С. 672.
4. Табаченко А. И. Покрышкинский авиаполк. «Нелакированные» боевые хроники. 1943-1945. М.: Изд-во: Центрполиграф, 2014. С. 784.
Древние племена в исторических источниках (скифы, огузы, усуни)
Арзыбаев Т. К.
Арзыбаев Тыныстан Кадырович /Arzybaev Tynystan Kadyrovich - научный сотрудник, Институт истории и культурного наследия, Национальная академия наук Кыргызской Республики (НАН КР), г. Бишкек, Кыргызская Республика
Аннотация: на наш взгляд скиф или вернее скуз является дериватом древне-тюркского этнонима аскыз, его усеченной формой. Аскыз, в свою очередь, по нашему мнению, должен представлять стяжение двух этнонимов, асык и аз, т. е. асык - аз, асыказ, аскыз. Аскызы, надо полагать, представляли собой объединение (союз) двух «царских» племен: асыков и азов. Больше никаких сведений о скифах этот источник не содержит. Из всего, что мы имеем, мы можем лишь догадываться, что царь Ассирии готовился заключить союз с царем скифов. Очень важно то, что правитель скифов именуется здесь, как «царь».
Abstract: in our opinion, skiff, or rather, is a derivative skuz drevne- Turkic ethnonym askyz its truncated form. Askyz, in turn, in our opinion should represent the contraction of two ethnonyms, asyk and az, ie asyk - az, asykaz, askyz. Askyzy, I think, is an association (union) of two «royal» tribes: Asyka and azov. No more information about the Scythians, this source does not contain. From all that we have, we can only guess that the king of Assyria was preparing to form an alliance with the king of the Scythians. It is very important that the Scythian ruler is referred to herein as «king».
Ключевые слова: скиф, меч, Ахаменид, племена, исседоны, Алтай, курган. Keywords: skiff, sword, Achaemenids, tribes, Issedonians, Altai, Kurgan.
УДК 94(575.2) (04)
В скифологии, пожалуй, наиболее сложной и до сих пор не решенной проблемой остается вопрос о происхождении собственно скифов и их культуры. В литературе по этому поводу нет единого мнения. Известно, что по представлениям древних авторов, Скифия представляла собой конгломерат различных этнических массивов, обитавших