Научная статья на тему 'Lesson Study как условие непрерывного профессионального образования'

Lesson Study как условие непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
994
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / EFFECTIVE PROFESSIONAL APPROACH TO TEACHING / ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ УРОКА / RESEARCH PROBLEM LESSON / СОВМЕСТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / PLANNING LESSON TOGETHER / НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ФОКУС ГРУППОЙ УЧАЩИХСЯ / MONITORING PUPILS ' FOCUS GROUP / РЕФЛЕКСИВНАЯ ПРАКТИКА ПЕДАГОГА / TEACHERS' REFLECTIVE PRACTICE / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ОқЫТУДЫЦ ТИіМДі КәСіПТіК ТәСіЛі / САБАқ ЗЕРТТЕУіНіЦ МәСЕЛЕСі / БіРЛЕСіП ЖОСПАРЛАУ / ОқУШЫЛАРДЫЦ ТОП ФО-КУСЫН қАДАғАЛАУ / МұГАЛіМНіЦ РЕФ-ЛЕКТИВТіК ТәЖіРИБЕСі / КәСіПТіК ДАМУЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загитова С. Н.

В статье рассматривается опыт работы по организации подхода Lesson Study и обосновывается эффективность его использования, так как исследование урока направлено на профессиональное развитие педагога, его обучение и поддержку. Раскрывается процесс изменения подхода к обучению, позволяющий совершенствовать методику преподавания и способствующий повышению уровня знаний каждого ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загитова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Lesson Study как условие непрерывного профессионального образования»

ü

Загитова С.Н.,

учитель английского языка, КГУ средняя школа №3 ГУ отдела образования акимата Житикаринского района

Hesi3si co3dep: o^imydb^ muiMdi KdcinmiR mscini, caöa^ 3epmmeyiHty Mdceneci, öipnecin wocnapnay, oyywbmapdbty mon $o-Kycbw ^adasa^ay, MYsaniMu^ pe$-neKmmmiK mswipuöeci, KdcinmiK daMyu.

Rnwueeue cnoea: 3$$eKmue-Hbiü npofieccuoHanbHbiü nodxod k oöyneHUW, npoöneMa uccnedoeaHun ypoKa, coeMecmHoe maHupoeaHue, HaönwdeHue 3a fyoxyc spynnoü yua-tyuxcn, pe^neKcußHan npaKmuKa nedasosa, npofieccuoHanbHoe pa3-eumue.

Keywords: effective professional approach to teaching, research problem lesson, planning lesson together, monitoring pupils' focus group, teachers' reflective practice, professional development.

Вестник «врлеу^-kst ^^^^^^^^^^^^^^^

LESSON STUDY КАК УСЛОВИЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ацдатпа

Ма^алада Lesson Study тэсшш ^йымдастыру бойынша ж^мыс тэжiрибесi тал^ыланады жэне оныц пайдалануыныц тшмдтп дэлелденед^ ей-ткеш м¥гал1мнщ кэсштж дамуына, оны о^ытуга, оган кемектесуге саба^тыц зерттеуi багытталган. Эр о^ушыныц бтм децгейiн кетеруге жагдай жа-сайтын жэне о^ыту эдюш жетiлдiруге мYмкiндiк бе-ретiн о^ыту тэсшш езгерту YДерiсi ашылады.

Аннотация

В статье рассматривается опыт работы по организации подхода Lesson Study и обосновывается эффективность его использования, так как исследование урока направлено на профессиональное развитие педагога, его обучение и поддержку. Раскрывается процесс изменения подхода к обучению, позволяющий совершенствовать методику преподавания и способствующий повышению уровня знаний каждого ученика.

Annotation

The article discusses the experience in the organization of approach Lesson Study and it shows the efficiency of its use, as Lesson Study is directed to the teachers' professional development, their training and support. It finds out the process of changing of teaching approach and allows to improve methods of teaching and promotes learning of each student.

«Единственная возможность научить ребёнка жить в существующих условиях, это создать ему условия для полного овладения своими собственными способностями»

Джон Дьюи

Обучение в 21 веке направлено на обучение учащихся тому, как учиться, на формирование их как независимых, само мотивированных и увлеченных, уверенных личностей с развитым критическим мышлением, умеющих вести конструктивный диалог, независимых и обладающих лидерскими качествами. Перед учителем стоит важность осознания вопросов: «Как помочь ученику?», «Что необходимо сделать

PQ О m

£ W О

I—I

уЦ

и

и &

о

ш

к о

§

к

m

о

Рч

w О

О

о &

Й -Q

X X О

m

о

X

для развития каждого конкретного ученика?».

Задавшись этим вопросом, инициативная группа педагогов нашей школы решила использовать подход Lesson Study, направленный на совершенствование знаний в области учительской практики.

Цель данного подхода - совершенствование методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся по ключевым предметам, а также он используется в целях разработки концептуальных педагогических подходов, таких, как оценивание для обучения.

Несомненно, на сегодняшний день, Lesson Study это мощный, профессиональный подход к обучению, который предполагает: понимание сущности процесса обучения, методику взаимодействия с коллегами и способы поддержки коллег.

В течение 2-х лет в нашей школе работает творческая лаборатория по исследованию урока, в которую входит группа учителей, преподающих в аутентичном классе.

Урок - исследование является простой идеей. Что может быть более очевидным, чем сотрудничать с другими учителями -планировать, наблюдать и размышлять над уроками?

Одной из слабых сторон педагогического процесса является изоляция учителя, вызванная нехваткой времени для проведения обсуждений с коллегами новейших технологий и авторских наработок. Работая в команде, учителя имеют возможность делиться опытом, идеями и стратегиями, доказавших свою эффективность на практике, возможность выработать и апробировать новые методы с целью усовершенствования педагогических навыков.

Цель работы нашей исследовательской группы - совершенствование методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся. Приоритетные задачи:

- ознакомиться с данным подходом, направленным на совершенствование знаний в области учительской практики;

- научиться применять Lesson Study на уроках, осуществлять планирование, проведение и анализ Lesson Study;

- разработать рекомендации для коллег по использованию приемов дифференцированного обучения.

Исследование урока состоит из 3-х циклов, включающий не менее 3-х Lesson Study, совместно планируемых, наблюдаемых и анализируемых группой учителей. Главное правило - все члены группы относятся друг к другу с уважением и имеют равный статус, позволяющий членам группы «рисковать» без колебаний и не чувствовать над собой жесткого контроля. Lesson Study планируем исходя из существующей проблемы. Наблюдая за учащимися 9 «Г» класса мы определили проблему нашего исследования, а именно «Как мы можем научить учащихся 9 Г класса более эффективно использовать возможности работы в группе для того, чтобы улучшить их обучение?». На протяжении всего исследования учителя искали ответы на вопросы:

- Как найти пути решения существующей проблемы?

- Что нам необходимо для этого предпринять?

Начали с изучения исследовательской литературы по созданию коллаборативной среды, организации групповой работы на уроках, формированию и развитию навыков критического мышления. С этой целью было проведено несколько дополнительных заседаний.

Первый цикл исследования урока состоит из:

- совместного планирования;

- проведения наблюдения за 3 исследуемыми учениками (АВС);

- опроса данных учащихся;

- обсуждения исследовательского урока;

- первоначальное планирование следующего урока.

При проведении первого Lesson Study провести урок высказала желание учитель истории Задорожная Людмила Геннадьевна.

Учителя совместно спланировали урок с использованием индивидуальной и групповой работы, моделируя активное обучение с применением стратегий, направленных на улучшение межличностных отношений, на активизацию процесса обучения и на развитие критического мышления обучающихся. При проведении исследовательского урока внимание наблюдателей сконцентрировано не на самом учителе, а на реакции учеников на проводимые им действия. Педагог не испытывает давления со стороны коллег, находящихся на уроке. Как следствие, ему значительно проще критически взглянуть на сам процесс в целом.

На каждом этапе урока нами определены критерии успеха для каждой фокус - группы, ориентированных на зону их ближайшего развития. Учителя вели наблюдение каждый за своим учеником, внося результаты в схему наблюдения урока. После урока, не позднее чем через 24 часа учителя группы собираются для обсуждения исследовательского урока, соблюдая его определенную структуру:

1) обсуждаем результаты наблюдения за обучением трех «исследуемых» учеников на основе сопоставления с предварительными прогнозами, сделанными в процессе планирования, с последующим установлением причин;

2) обсуждаем процесс обучения всего класса в целом;

3) предлагаем свои предложения по улучшению урока.

Несомненно, что совместное планирование, наблюдение за учащимися, консультации с коллегами - это те важнейшие моменты в нашем профессиональном общении и развитии, когда мы вовлечены в диалог и, главное, настолько увлечены происходящим, что в процессе рождаются идеи.

Практическая реализация 2-х циклов исследования урока показала, что:

- ученики уровня АВС умеют работать в индивидуальном режиме, продвигаясь

в постижении нового материала с учетом Зоны ближайшего развития;

- такие стратегии как «ПОПС», «Перепутанные цепочки», «Мозаика» способствуют развитию критического мышления, воспитанию ответственности и формированию коммуникативных навыков;

- использование «Ромашки Блума» позволило развить у учащихся умение применять новые знания (ученик С), анализировать (ученик В), обобщать и делать выводы (ученик А). Но не у всех учащиеся класса данные навыки развиты на должном уровне;

- наблюдения за учениками АВС и их опрос позволили учителям совершенно иначе воспринимать происходящее в классе и заставили их задуматься о том, как обучаются учащиеся и что нужно предпринять для улучшения практики преподавания.

Педагог становится более уверенным в правильности своих действий. Как следствие, меняется отношение учителя к процессу планирования и проведения урока, так как систематическое проведение рефлексии способствует выработке умения критически взглянуть на проблему.

Таким образом, использование подхода Lesson Study эффективно, поскольку данный подход является хорошей рефлексивной практикой, помогающей совершенствоваться как опытным, так и начинающим учителям. Lesson Study фокусирует внимание учителей на учебных нуждах учащихся, способствует ценному диалогу среди учителей, воспитывает культуру коллегиальности и профессионального развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Руководство для учителя. Первый продвинутый уровень [Текст]. АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 2012. С. 142-144, С.145-147.

2. Пит Дадли. Lesson Study: руководство, [Сетевой ресурс] www.lessonstady.co.uk

m

о

Рч

w О

О

о &

Й -а X X О S

m

о

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.