Научная статья на тему 'Лесопромышленный кластер как новый бренд региона: условия формирования и практика управления'

Лесопромышленный кластер как новый бренд региона: условия формирования и практика управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЕНДИНГ / BRANDING / МАРКЕТИНГ ТЕРРИТОРИЙ / MARKETING OF TERRITORIES / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА / STRATEGY FOR THE DEVELOPMENT OF TIMBER COMPLEX / ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА / THE REGION'S TIMBER COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведева О. С.

В современных условиях наиболее острым является вопрос формирования уникальных конкурентных преимуществ территорий. Основной задачей регионального маркетинга является создание преимуществ для привлечения в регион экономических агентов, способных повысить благосостояние жителей. Лесопромышленный комплекс играет большую роль в экономике Калужской области. Вместе с тем нестабильная ситуация в экономике, обусловленная мировым финансовым кризисом, выявила негативные стороны в работе ряда лесопромышленных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Медведева О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TIMBER INDUSTRY CLUSTER AS A NEW BRAND OF THE REGION: CONDITIONS OF FORMATION AND MANAGEMENT PRACTICE

In modern conditions, the most pressing issue is the formation of the unique competitive advantage of territories. The main objective is to create a regional marketing advantages to attract area economic agents that could improve the welfare of residents. Timber industry plays an important role in the economy of the Kaluga region. However, the unstable situation in the economy due to the global financial crisis revealed the negative side in several forestry organizations.

Текст научной работы на тему «Лесопромышленный кластер как новый бренд региона: условия формирования и практика управления»

ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР КАК НОВЫЙ БРЕНД РЕГИОНА: УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ

TIMBER INDUSTRY CLUSTER AS A NEW BRAND OF THE REGION: CONDITIONS OF FORMATION AND MANAGEMENT PRACTICE

O.C. МЕДВЕДЕВА, канд. экон. наук, доцент

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Калужский филиал

O.S. MEDVEDEVA, Ph.D, associate professor

Financial University under the Government of the Russian Federation,

Kaluga branch

Аннотация

В современных условиях наиболее острым является вопрос формирования уникальных конкурентных преимуществ территорий. Основной задачей регионального маркетинга является создание преимуществ для привлечения в регион экономических агентов, способных повысить благосостояние жителей. Лесопромышленный комплекс играет большую роль в экономике Калужской области. Вместе с тем нестабильная ситуация в экономике, обусловленная мировым финансовым кризисом, выявила негативные стороны в работе ряда лесопромышленных организаций.

Abstract

In modern conditions, the most pressing issue is the formation of the unique competitive advantage of territories. The main objective is to create a regional marketing advantages to attract area economic agents that could improve the welfare of residents. Timber industry plays an important role in the economy of the Kaluga region. However, the unstable situation in the economy due to the global financial crisis revealed the negative side in several forestry organizations.

Ключевые слова: брендинг, маркетинг территорий, стратегия развития лесного комплекса, лесопромышленный комплекс региона

Keywords: branding, marketing of territories, strategy for the development of timber complex, the region's timber complex.

Брендинг территорий как составная часть маркетинга территорий является перспективным направлением научных исследований. В настоящее время интенсивное развитие указанного направления обусловлено повышением мобильности людей и фирм, ростом индустрии туризма, усилением коммуникационных обменов, необходимостью создания и

389

поддерживания позитивного имиджа регионов, который мог бы увлечь людей, побудить их к посещению «раскрученных» мест и долгосрочным инвестициям.

Процесс экономических преобразований российской экономики привел к сильной дифференциации регионов. На этот процесс повлияли такие факторы как неравная степень экономического развития, географические, климатические, социальные и культурные особенности, особенности региональной политики. В результате у регионов возникли неравные позиции относительно целевых рынков (рынка мигрантов, жителей, работающих по найму, инвесторов, туристов и т.д.), которые влияют на имидж региона. Данное обстоятельство влияет на общую экономическую ситуацию и инвестиционную привлекательность, политическую стабильность региона, качество жизни, уровень преступности, туристическую привлекательность и гостиничный бизнес, инфраструктуру региона.

В условиях подобной дифференциации наиболее острым является вопрос формирования уникальных конкурентных преимуществ территорий. Регионы стремятся развивать конкурентные преимущества, распространяя маркетинговую информацию среди потенциальных целевых рынков, создавая наиболее благоприятные условия для размещения капитала, повышая уровень жизни работающих, создавая развитую инфраструктуру для бизнеса, туризма и жителей. В связи с этим представляется возможным выделить и проанализировать одно из направлений деятельности регионов - маркетинг регионов.

В прошлом веке русский экономист В.И. Вернадский сказал: «Каждая местность имеет свой идеал, каждая страна - свои формы совершенства, чуждые другой, под иными условиями стоящей местности. В этом преимущественно и кроется главная причина того различия, которое существует в хозяйственном, общественном и политическом положении». [4, с. 554]

Основной задачей регионального маркетинга является создание новых и усиление имеющихся преимуществ для привлечения в регион экономических агентов, способных повысить благосостояние жителей региона. Точно так же, как маркетинг продукта выявляет и доводит до потребителя уникальные свойства продукта, региональный маркетинг выявляет и частично создает уникальные особенности региона, которые могут быть полезны для потребителей: в частности, для предпринимателей — близость рынков сбыта, квалификация рабочей силы; для туристов — климатические условия, развитая инфраструктура и т.п [3].

Формирование бренда региона и управление его продвижением -приоритетная проблема экономического, социального и политического развития территории. Успешность брендинга региона непосредственно влияет на обеспечение устойчивого и привлекательного имиджа территории, привлечение внешних инвестиций, наращивание хозяйственного потенциала,

укрепление интеграционных и кооперационных связей, трансляцию региональных достижений и инициатив.

Отличительная особенность сложившейся рыночной ситуации заключается в том, что на наших глазах магия, особенность места (территории) превращается в цель и средство конкурентной борьбы. Если природа или история не позаботились об уникальности и привлекательности территории, то её жители должны отыскать или создать их, сформировав благоприятный набор впечатлений, убедив себя и окружающий мир в неповторимой и знаковой привлекательности региона. В противном случае территория может рассчитывать лишь на скромные позиции в рамках глобальной экономики, навсегда забыв о её лучших и престижных верхних этажах.

В связи с этим важно подчеркнуть, что ни природа, ни история сами по себе не являются гарантом успешного брендинга региона, поскольку мощным магнитом, притягивающим отечественные и зарубежные инвестиции, регион становится благодаря долговременной интеллектуальной работе по созданию и реализации маркетинговой стратегии территории. К ней мы относим следующие составные элементы: производство идеи и концепта регионального лидерства; выбор сегмента лидерства; формирование лидерского бренда; продвижение, развитие и обновление лидерского бренда; его отношение и кооперацию с брендами других регионов.

Поиск новых источников экономического роста привел к разработке «Стратегии развития Калужской области до 2030 г.». Ее главная цель — создать и развить ту инновационную инфраструктуру, которая стала бы привлекательной для местных инноваторов и для инноваторов за пределами области. Стратегия предполагает создание в регионе 7 кластеров: автостроительный, туристско-рекреационный, агропищевой,

образовательный, транспортно-логистический, биотехнологический и фармацевтический, а также кластер жизнеобеспечения и развития среды. Калужская область понимает под кластером способ экономии на инфраструктуре, способ экономии на образовании и лучшее понимание целевых групп и аудиторий, т.к. настоящий кластер — это не только якорные сборщики, поставщики, но и региональная система образования, исследований и разработок.

В рамках данной стратегии основной акцент в развитии лесопромышленного комплекса Калужской области должен быть сделан на формировании лесопромышленных кластеров. Ядром таких добровольных структур должны стать предприятия, способные вести глубокую переработку лесных ресурсов, производить востребованную внутренним и внешним рынками продукцию, например, полнокомплектные деревянные дома, фанеру, древесные плиты, биоэнергетическую продукцию. К другим участникам лесопромышленных кластеров следует отнести поставщиков лесных ресурсов, инжиниринговые и научно-исследовательские организации, оказывающие услуги кластерообразующим предприятиям.

Кластерообразующее ядро могут составлять предприятия, способные производить востребованную внутренним и внешним рынками продукцию. Другими участниками кластеров следует считать поставщиков лесных ресурсов, заготовленных на территории Калужской области; организации-«субконтракторы»; инжиниринговые и научно-исследовательские организации, оказывающие услуги кластерообразующим предприятиям.

В настоящее время в связи с усложнившейся экономической ситуацией как в России, так и в регионе, представляется целесообразным сделать упор при формировании маркетинга территорий на ресурсные особенности Калужской области. Лесопромышленный комплекс - самый уникальный сектор экономики, в котором соединены самые несовместимые вещи для функционирования бизнеса. Лесопромышленная деятельность традиционно играет большую роль в экономике нашего региона. В Калужской области функционирует лесозаготовительная,

деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. По отдельным видам продукции, таким как производство пищевого пергамента, спичек, ящиков из картона, древесных плит, лесопромышленные организации Калужской области занимают ведущие позиции в России. Оценка и прогноз производства основных видов лесопромышленной продукции крупными и средними предприятиямиКалужскойобласти представленавтабл. 1 [5].

Таблица 1

Оценка и прогноз производства основных видов лесопромышленной продукции крупными и средними предприятиями Калужской области (по данным Министерства экономического развития Калужской области)

Наименование продукции 2009 год 2010 год 2014 год 2020 год (прогноз)

Заготовка древесины, тыс. мЗ 170 200 900 1500

Пиломатериалы, тыс. мЗ 49,2 55 250 400

Фанера, тыс. мЗ 9,6 9 21 40

Древесно-стружечные плиты тыс. мЗ 40,2 40,5 54 80

Древесно-волокнистые плиты, млн. 18,2 18,5 24 35

усл.м2

Бумага и картон, тыс. т 182,5 183 195 250

Мебель, млн. руб. 741,8 750 1250 2000

Изделия деревянные для паркетных 908,6 1000 1500 2500

покрытий, тыс. м2

Дома деревянные заводского 7,9 8 25 60

изготовления, тыс. м2 общей

площади

Биоэнергетическая продукция из 1,3 1,3 10 50

древесины (топливные гранулы,

брикеты, древесный уголь), тыс. т

Давнюю актуальность имеет проблема эффективного использования лесных ресурсов. Например, за последние десять лет рост потребления древесины в Калужской области осуществлялся в основном за счет вырубки хвойных лесов. При этом около 1,5 млн. кубических метров древесины лиственных пород (береза, осина) ежегодно являются невостребованными. Преобладающая часть невостребованных древесных ресурсов размещена в юго-западных и северо-западных районах области. Эффективное лесопользование на этих территориях позволило бы минимум в два раза увеличить объем продукции всего лесопромышленного комплекса. Однако для этого требуется создать новые производства, использующие в качестве сырья древесину, заготавливаемую в березняках и осинниках.

Несмотря на нестабильность экономической ситуации в стране и регионе, в мае 2015г. на территории особой экономической зоны «Людиново» состоялась торжественная закладка первого камня в строительство деревообрабатывающего завода турецкой компании КАЭТАМОКИ, которая входит в пятерку крупнейших компаний деревоперерабатывающей отрасли в Европе. Планируемый объем инвестиций в реализацию первой стадии проекта составит 200 млн. долл., ожидается создание 450 рабочих мест и еще большее их количество в смежных и вспомогательных отраслях. Предполагаемая мощность завода на начальном этапе достигнет 900 тысяч кубических метров древесно-плитной продукции в год. Предприятие разместится на площади 70 гектаров и будет ориентировано на выпуск МДФ-панелей, ДСП, ОСП, а также деревянных напольных покрытий [6].

В августе 2015 г. в г. Балабаново состоялась церемония открытия лесопильно-деревообрабатывающего комплекса по производству пиломатериалов и погонажных изделий компании «Плитспичпром». Инвестиционный проект по организации собственного производства изделий из древесины реализуется в рамках комплексной программы модернизации данной компании. Проектная мощность производства составит более пятидесяти тысяч кубических метров готовой продукции в год. Общее количество сотрудников, занятых в новых цехах, около 60 человек.

В заключение следует сказать, что Калужскому региону необходимо следовать комплексной программе развития, сформировать инфраструктуру лесопромышленного комплекса и проявить конкурентные качества выпускаемой продукции, обеспечить дружелюбие и оптимизм населения, профессионализм работников. Калужской области вполне по силам комплексный, долгосрочный программный подход, нацеленный на всестороннее развитие территорий.

Так зачем же нужен бренд региону? Прежде всего по причине того, что основным источником дохода территории являются инвестиции — это залог процветания. Именно поэтому необходимо создание бренда региона. Сильный бренд позволит привлекать в область наиболее выгодные инвестиционные проекты. Известный бренд - это увеличение бюджетов и

поступлений в социальную сферу, таких как занятость, благоустройство, развитие инфраструктуры и т.п.

Библиографический список

1. Лесной Кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ.

2. Густав Роберт Кирхгоф, Энциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.krugosvet.ru/ enc/nauka_i_tehnika/fizika/KIRHGOF_GUSTAV_ROBERT.html (дата обращения: 13.10.2015).

3. Медведева О.С. Специфика маркетинга территории Калужской области II Ж. «Предпринимательство» № 1, 2014.С. 181-186.

4. Панкрухин А.П. Маркетинг. - М.: Издательство «Омега-Л», 2009. -

656 с.

5. Министерства экономического развития Калужской области, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru (дата обращения: 11.10.2015).

6. Официальный портал органов власти Калужской области, [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/ (дата обращения: 29.05.2015).

Bibliographical list

1. Lesnoj Kodeks Rossijskoj Federacii ot 04.12.2006 № 200-FZ.

2. Gustav Robert Kirhgof, Jenciklopedija «Krugosvet» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.krugosvet.ru/

enc/nauka_i_tehnika/fizika/KIRHGOF_GUSTA V_ROBERT.html (data obrashhenija: 13.10.2015).

3. Medvedeva O.S. Specifika marketinga territorii Kaluzhskoj oblasti // Zh. «Predprinimatel'stvo» № l,2014.s. 181-186.

4. Pankruhin A.P. Marketing. - M.: Izdatel'stvo «Omega-L», 2009. - 656

s.

5. Ministerstva jekonomicheskogo razvitija Kaluzhskoj oblasti, [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.admoblkaluga.ru (data obrashhenija: 11.10.2015).

6. Oficial'nyj portal organov vlasti Kaluzhskoj oblasti, [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.admoblkaluga.ru/ (data obrashhenija: 29.05.2015).

Контактная информация / Contact links

8 (910) 510-40-15

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.