Биологические аспекты применения наноматериалов и нанотехнологий в лесном хозяйстве
ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЯ НА ГАРЯХ
М.Г. АДАМОВ, проф. каф. лесоводства Дагестанского ГУ, д-р с.-х. наук,
Р.М. АДАМОВА, с. н. с. каф. лесоводства Дагестанского ГУ,
Ш.Б. БАГАНДОВ, Дагестанский ГУ,
Х.М. ГАМЗАТОВА, Дагестанский ГУ
ес должен принадлежать государству, и государство должно быть хозяином в нем» - писал основоположник учения о лесе профессор Г.Ф. Морозов. Леса России занимают 1143,6 млн га (69 % территории страны). Россия является абсолютным мировым монополистом, обладая почти половиной мировых ресурсов лесов бореальной и умеренной зон, и играет ключевую роль в сохранении глобального биоразнообразия и подержания биосферных функций планеты. В лесах России зарегистрировано более 180 аборигенных видов древесных и кустарниковых пород, лесные земли занимают 75,4 % общей площади лесного фонда, из которых
89,3 % покрытые и 10,7 % непокрытые лесной растительностью.
Основные лесообразующие древесные породы: лиственница (35,8 %), сосна (15,7 %), ель (10,2 %), кедр (5,5 %), пихта (2,0 %), береза (13,8 %), дуб (6,9 %), бук (5,0 %), осина (2,5 %), они занимают 89,8 % площади, прочие древесные породы на площади менее 1 %, на остальной части земель (9,2 %) произрастают кустарники, кустарнички.
Недревесные ресурсы России имеют огромные запасы: дикорастущие ягоды более 8 млн т, съедобных грибов - 4,5 млн т, кедровые орехи около 1 млн т. Велика в России численность охотничьей фауны. На территории РФ сосредоточено около 25 % мировых запасов древесины на корню, но поскольку они используются нелегально и неэффективно, доля лесного комплекса России в экономике страны составляет всего 1,3 % от внутреннего продукта. В органах управления лесами занято 44,3 тыс. чел., в том числе 36,4 тыс. чел. работает в 1487 лесничествах, в органах государственного лесного контроля и надзора, пожарного надзора - 12 тыс. чел. (27,1 %). В
аренду представлено 36 тыс. лучших лесных участков на площади 178 млн га (15,5 %), в том числе заготовка древесины проводится по заявительной системе по Лесному кодексу РФ (2006 г.) на 6,6 тыс. лесных участках на площади 143 млн га.
В комментариях к Указу Президента РФ от 27.08.2010 г. № 1074 отмечается, что Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 г № 200-ФЗ во многом способствовал разрушению системы государственного управлениями лесами, 10 лет беспорядочных реформ в лесном секторе привели к настоящему хаосу и фактически стали причиной пожарной катастрофы в стране. К лету 2010 г. на деле лесная служба оказалась недееспособной, а Рослесхоз был лишен самостоятельности. К примеру, из 80 тыс. лесников было уволено более 60 тыс. человек. Президент России Д.А. Медведев также указывает, что только в 2010 г. из федерального бюджета выделено 15 млрд, в т.ч. 2,2 млрд руб. на охрану лесов от пожаров, а леса находятся практически без охраны, и контроля там никакого нет [1]. Вдумайтесь, призывает Президент, при запасах древесины
81,4 млрд м3 33 % этого экспортного ручейка составляет лес-кругляк. Поэтому академики: А. Исаев (РАН), Н. Моисеев и А. Писаренко (РАСХН), А. Петров (РАЕН) и другие известные специалисты в области лесного хозяйства указывают, что Лесной кодекс РФ (2006 г.) является образцом некачественного законотворчества, нуждается не в поправках, а коренной переработке [3].
Подтверждая это, В.А. Зубков признает, что вопросы организации и ведения лесного хозяйства были разбросаны в шести федеральных ведомствах (Минпромторг, Минэкономики, Минприроды, Рослесхоз, Рос-сельхознадзор, Росприроднадзор), сейчас по
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 7/2012
25
Биологические аспекты применения наноматериалов и нанотехнологий в лесном хозяйстве
указу Президента РФ они переданы одному - Рослесхозу [2]. В прежней структуре управления Рослесхоз был не вправе давать обязательные для субъектов РФ предписания об устранении выявленных нарушений, а также привлечении к ответственности должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению государственного лесного контроля и государственного пожарного надзора в лесах. Парадокс - ведомство, которое непосредственно должно осуществлять контроль, было отстранено от этого.
Действительно, если до недавнего времени каждый участок леса имел своего государственного хозяина - лесничего, были вышки, связь, техника и унифицированные системы предупреждения, сейчас ничего этого нет.
Мы еще раз убедились в собственной безответственности, указывает Е. Тоголуков, 90 % очагов возгорания в лесах возникает по вине человека. К тушению лесных пожаров привлекалось 166 120 чел. и 22 572 ед. техники, из них 68 воздушных судов, в том числе от МЧС России - 129 171 чел. и 19341 ед. техники, из них 24 воздушных судна. Нанесен
Таблица
Количество лесных пожаров и площадь гарей за 2001-2010 гг. по данным Агентства по лесному хозяйству республики дагестан
Годы Кол-во пожаров Площадь, га
2001 6 63
2002 0 0
2003 0 0
2004 0 0
2005 0 0
Всего за 5 лет (2001-2005 гг.) 6 63
В среднем за 1 год до принятия Лесного кодекса (2006 г.) 1,2 12,6
2006 6 293
2007 8 60
2008 22 235,5
2009 3 49,5
2010 23 490
Всего за 5 лет (2006-2010 гг.) 62 1128
В среднем за 1 год после принятия нового Лесного кодекса (2006 г.) 12,4 225,6
огромный ущерб лесному хозяйству страны. По состоянию на 1 октября 2010 г. он оценивается 85,5 млрд руб., пожары уничтожили леса на площади 2,1 млн га. Видя такой беспредел, комитет Госдумы РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии направил запрос в Генпрокуратуру и Рослесхоз о проведении проверок по исполнению органами государственной власти субъектов по расходованию средств, выделенных федеральным центром на охрану лесов от пожаров и тушение пожаров. Передав полномочия субъектам, государство добровольно отказалась от своих лесов, перестало быть хозяином в них [4].
Не лучше (если не хуже) ситуация и в Республике Дагестан, только здесь нет крупных лесных олигархов с незаконными рубками, однако в 2010 г. было 23 лесных пожара, на площади 490 га, из них на землях, покрытых лесом 260 га. Первый пожар - 15 июня, последний 12 ноября, т.е. в течение 6 месяцев здесь тушили пожары. Наиболее крупный из них в Пригородном лесничестве, где сгорел лес на площади 51 га. О фактическом отсутствии лесной охраны указывают повторяющиеся пожары в одних и тех же лесничествах. Например, в Махачкалинском лесничестве четыре пожара - 15 июня (1 га), 27 июля (7,0 га), 3 августа (3,0 га), 4 августа (11,0), в Мага-рамкентском лесничестве четыре пожара - 04 августа (7,0 га), 9 августа (23 га), 10 августа (24 га), 01 сентября (6 га). За 6 дней в начале августа 4, 9 и 10 - пожаров в одном лесничестве слишком много и это показатель отсутствия хозяина и контроля.
Показательны в этом плане и данные по лесному хозяйству Республики Дагестан. Сравнение фактических данных только двух пятилеток (2001-2005 гг.) и (2006-2010 гг.) показывает, когда в лесхозах проводилась элементарная хозяйственная работа, работники лесхозов находились в лесах (2001-2005 гг.), лесных пожаров по всей республики практически не было, тогда как после их ликвидации и перехода к так называемому лесоуправлению, контролю, надзору и прочему бумаготворчеству (все бросили леса и перешли в конторы) леса начали гореть и с каждым годом все больше и больше (таблица).
26
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2012
Биологические аспекты применения наноматериалов и нанотехнологий в лесном хозяйстве
Как видно, по этим данным невозможно установить связь горимости лесов ни с различиями температуры, ни с сухостью горючих материалов, ни с вертикальной зональностью. Леса горели там, где было неосторожное обращение людей с огнем. В 2010 г. не было ни одного пожара в 13 лесничествах из 25 (52 %), в 5 лесничествах (20 %) было по одному пожару, в 5 лесничествах (20 %) по 2 пожара и в 2 лесничествах (8 %) по четыре пожара (рисунок).
Естественно, что никем не охраняемые леса начали гореть чаще и наносить ущерба больше. Следовательно, леса нужно охранять независимо от того, за кем они числятся. При Петре I сажали корабельные леса, в 1949-1951 гг. проводились крупномасштабные посадки государственных лесных полос. Сейчас все они горят и незаконно вырубаются, и никого за это не наказывают. На наш взгляд, всем структурам власти необходимо признать, что были допущены крупные ошибки, их надо своевременно исправлять.
При лесных пожарах самый большой урон наносится микоризе, сотни и тысячи видов грибов-микоризообразователей полностью сгорают вместе с почвенным углеродом. При отсутствии микоризы семена многих лесных растений не прорастают, поэтому многие гари десятилетиями не зарастают [5]. В лесной экологической системе существуют налаженная биологическая связь, состоящая в основном из следующих простых компонентов: растения - вода - грибной компонент почвы, связанный с корневой системой (микориза).
Вода сама по себе не может подниматься из глубин почвенных горизонтов, ее поднимают корневые волоски и гифы грибов и снабжают растения, верхним насосом служат листья (транспирация). Излишки этой воды наряду с дождевой и талой водой накапливаются в подземных пещерах и пустотах, постепенно изливаются в виде родников. Лесной покров в первую очередь формирует дожди над самим лесом, предотвращает засухи, ураганы, оползи, наводнения. Корневые системы деревьев, как арматурная сеть в бетоне, предохраняют почвы от водной эрозии на скло-
нах любой крутизны. Ни при каких ливнях в лесах не наблюдается смыв почвы, всю воду поглощает лесная подстилка и трубная сеть микоризы. Поэтому нельзя вырубать леса, вывозить за рубеж, их следует очень бережно использовать для удовлетворения внутренних нужд страны. Мы никогда не видели и не увидим в продаже зарубежного круглого леса и пиломатериалов на рынке и в лесоторговых базах.
У наших соседей в Финляндии 75 % площади страны покрыто одними торфяниками, но каждый участок ухожен, опоясан минерализованными полосами, все они имеют вокруг противопожарные канавы, заполненные водой, такое же ведение лесного хозяйства в Норвегии, Швеции, в Канаде, хотя они расположены в менее пожароопасных широтах. Пожар в лесу в этих странах рассматривается как чрезвычайное происшествие, в их лесах не может быть шашлычников, пьяных компаний с кострами, даже использованные пакеты они не сжигают (опасно для микоризы), а собирают в специальных ямах. Там нет захламленности, сучьев, их собирают, перерабатывают и продают нам как высококачественную финскую бумагу и картон.
Э. Шульте, ссылаясь на постановление ЕЭС № 2158/91 о защите лесов в Европейском Союзе от пожаров, указывает, что примерно 50 % средств (123,7 млн евро на период 1992-2002 гг.) было использовано для создания и усовершенствования лесной инфраструктуры, нацеленной на профилактику (точки водоснабжения, лесные дороги, противопожарные просеки и лесохозяйственные мероприятия). В настоящий момент основное финансирование по профилактике лесных
Рисунок. Количество лесных пожаров в Республике Дагестан за 2001-2010 гг.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2012
27
Биологические аспекты применения наноматериалов и нанотехнологий в лесном хозяйстве
пожаров и восстановление их после пожаров поступает в рамках реализации политики развития именно сельских, т.е. лесных районов [7]. У нас все наоборот: ни в Лесном кодексе РФ (2006 г.) и ни в одном из постановлений правительства нет ни одного слова о точках водоснабжения и о сохранении лесных поселений, близко расположенных к лесам. Поэтому возникают очевидные вопросы: как без воды тушить пожары и как спасать населенные пункты, если в них нет воды и ни одного пожарного водоема. Родники высохли в результате незаконных рубок лесов, уже появились селения - «Водные беженцы».
В горных условиях катастрофические пожары, полностью уничтожающие лесную среду и особенно почву до ее минерального состава, интенсивно формируют оползни и процессы оврагообразования вплоть до образования новых глубоких ущелий.
В течение длительного времени на стенках вновь образовавшихся естественных обвалов и разрезов, как показали наши исследования, наблюдается «плач почвы». Подземная вода, лишившись основных потребителей, после рубок и пожаров, т.е. крупных деревьев, постепенно сливается в овраг, формируя новый пожарный рефугиум-барь-ер между соседними участками, поскольку у природы нет другого способа борьбы с пожарами.
Такие родниковые ущелья в предгорьях и в горах имеют большую ценность, играют исключительную роль в последующей динамике лесовосстановительных сукцесси-онных процессов, начиная с сохранившихся краевых точек, прилегающих к водотокам.
Следовательно, единая экологическая система: лес - родник - пожарный рефугиум нельзя нарушать, чтобы не пришлось потом все бросать и переселяться в города или ближе к берегам больших рек, как это происходит в настоящее время. До последних 20-25 лет лес вокруг родника был запретным, чуть ли не святым местом. В период безработицы браконьеры и бизнесмены начали вырубать доступные, бесхозные, никем не охраняемые леса, теперь они утверждают, что не знали этих последствий и лишают свои
семьи и живность питьевой воды, вынуждены уходить из собственных селений из-за ее отсутствия.
После многократных обращений ученых республики на официальном уровне признано наличие проблем, требующих неотложного решения в горных поселениях. 16 декабря 2010 г. вступил в силу Закон Республики Дагестан «О горных территориях Республики Дагестан», № 72 который устанавливает правовые основы развития горных территорий, сохранения и рационального использования их природных ресурсов [8]. Особо ценным в этом Законе является пункт 4 статьи 4, которая предусматривает создание условий для сокращения массового оттока населения и закрепления молодежи в горных населенных пунктах. Следовательно, в первую очередь необходимо решить проблему с питьевой водой. Заслуживает внимания статья 8 о государственных приоритетах. В ней 19 направлений, в частности п. 2 - создание лабораторий и опытных баз для развития наукоемких производств, п. 9 - развитие лесного хозяйства, п. 18 - создание условий для работы в горных территориях выпускников высших и средних профессиональных учебных заведений, в том числе и инженеров лесного хозяйства. Таким образом, охрана лесов, лесных поселков, лесной экологической среды от пожаров, их обеспечение водой фактически является основой для решения всех остальных проблем.
Библиографический список
1. Медведев, Д.А. Стратегический ресурс России / Д.А. Медведев // Наша власть: дела и лица. Спецвыпуск, 2010 г. Жизни основа - леса. - М.: Издательский дом «НВ - Медиа» 2010. - С. 14-15.
2. Зубков, В.А. Государственной лесной политике
- быть / В.А. Зубков // Наша власть: дела и лица. Спецвыпуск, 2010 г. - М.: Издательский дом «НВ
- Медиа», 2010. - С. 16.
3. О чем шумит русский лес? Интервью ред. журнала «Наша власть: дела и лица с академиками». Спецвыпуск, 2010 г. Жизни основа - леса. - М.: Издательский дом «НВ - Медиа», 2010. - С. 22-23.
4. Новые приоритеты под сенью законов / Е. Туго-луков // Наша власть: дела и лица. Жизни основа - леса. - М.: Издательский дом «НВ - Медиа», 2010. - С. 17.
28
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 7/2012