Экономика региона: проблемы и перспективы развития
УДК 630(470.12)
В.В. Грачев
ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ
В статье рассматривается проявление экономического кризиса в лесном комплексе Вологодской области, представляются антикризисные меры, реализуемые региональной властью и бизнес-структурами.
Вологодская область, лесной комплекс, организация производства в условиях кризиса.
В Вологодской области более 70% площади покрыто лесами, а запас древесины превышает 1,5 млрд. кубометров.
Главная задача вологодских лесников в 2008 году заключалась в том, чтобы своевременно и качественно выполнить все требования нового лесного законодательства.
Сегодня можно констатировать, что с этой задачей область успешно справилась.
Разработана вся нормативно-законодательная база (рис. 1).
Сформирована система государственного управления лесами, сохранены ранее действовавшие лесхозы в виде областных государственных учреждений (рис. 2).
В прошлом году государственные лесничества были полностью укомплектованы материальными средствами:
автомобилями, вездеходами, инструментом и оргоснасткой на самом современном уровне. Только автомобилей типа «нива» и УАЗ приобретено 120 единиц (табл. 2).
А в этом году за счет экономии материальных ресурсов увеличена штатная численность лесничеств почти в 2 раза - до 467 человек.
Переоформлены все договоры долгосрочной аренды и договоры безвозмездного пользования с возложением обязанностей по выполнению лесохозяйственных работ на лесопользователей. С 1 января 2009 года все лесопользователи работают на основании лесных деклараций. Срывов в работе лесного хозяйства и лесной промышленности, как и массовых сокращений, не допущено.
Выполнены по госзаказу все лесохозяйственные работы, обеспечена охрана лесов от пожаров, усилено внимание к охране лесов от лесонарушений и нелегальных порубок, что стало возможным благодаря укомплектованию государственных лесничеств кадрами и автотранспортом (табл. 2).
За прошлый год лесной доход от использования лесов увеличился по сравнению с 2007 годом на 145% и составил 905 млн. руб. (рис. 3).
Рисунок 1. Нормативно-правовое обеспечение управления лесами в соответствии
с новым Лесным Кодексом
ЛЕСНОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Лесохозяйственные регламенты государственных лесничеств
Рисунок 2. Структура управления лесами Вологодской области
В целом лесная промышленность области в предыдущие годы развивалась интенсивными темпами - прирост производства составлял от 6 до 30% ежегодно (рис. 4). Уже в 2005 году объем производства превзошел дореформенный уровень.
Для дальнейшего развития лесного комплекса планировалась реализация 12 крупных инвестиционных проектов на общую сумму более 70 млрд. руб. (рис. 5). Однако в связи с мировым финансовым кризисом приходится вносить в эти программы значительные коррективы.
Таблица 1. Техническое оснащение государственных лесничеств, осуществляющих лесной контроль и надзор
Показатели Управление Росприроднадзора по Вологодской области Департамент лесного комплекса Вологодской области
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Автомобили повышенной проходимости ВАЗ, УАЗ 0 0 34 120
Буссоли геодезические «БГ-1» 1 1 5 5
Буссоли геодезические «БиСИШЬ 0 0 26 200
Высотомер «БиСШТО» 0 0 26 200
Нитевидный измеритель расстояния 0 0 1 26
Мерная вилка 2 2 10 200
Спутниковые навигаторы 0 0 2 26
Снегоходы «Буран» 0 0 4 26
Лодки моторные 0 0 4 26
Форменное обмундирование, комплектов 0 0 26 208
Таблица 2. Показатели исполнения Департаментом лесного комплекса Вологодской области переданных полномочий по госконтролю и надзору
Показатели Управление Росприроднадзора по Вологодской области Департамент лесного комплекса Вологодской области
2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Штатная численность государственных лесных инспекторов 4 4 155 208
Проведено проверок и рейдов 107 65 2 338 3 242
Выявлено нарушений 190 90 1 118 7 295
в т.ч. незаконных рубок 24 18 627 775
Привлечено лиц к административной ответственности 135 113 303 5 506
Наложено административных штрафов, тыс. рублей 436,5 251 600,9 21 599,3
Выявлено незаконных рубок (объем), тыс. куб. м 29,5 22,4 29,5 38,6
В том числе выявлено незаконных рубок, совершенных в 2005 - 2006 гг. (объем), тыс. куб. м _ _ 6,4 17,3
Рисунок 3. Доходы от лесного комплекса Вологодской области, перечисляемые
в бюджеты всех уровней, млн. руб.
Млн. руб.
5000
2006 г.
2007 г.
2008 г.
£^^П/}оходы^о^/1есной^промышленнос^^^^^^^^1«но£^охо^^^^спользования^лесоЕ^^^
Рисунок 4. Производство лесопродукции в действующих и сопоставимых ценах, млн. руб.
19980
17300
2000 г.
2004 г.
2005 г.
2006 г.
2007 г.
2008 г.
□ Действующие цены
□ Сопоставимые цены
Рисунок 5. Инвестиции в основной капитал предприятий лесного комплекса
Вологодской области, млн. руб.
2000
1000
о
2452,2 п 2950,5
420 775,2 965,1 п 952,1
■ Я - 1 1 II ,
2000 г.
2004 г.
2005 г.
2005 г.
2007 г.
2008 г.
Рисунок 6. Динамика производства лесопродукции в Вологодской области в 2008 году, %
1 Вывозка древесины Пиломатериалы
1 Фа нера “" Бумага^
Таблица 3. Итоги работы предприятий лесного комплекса Вологодской области за 2008 г.
Наименование 2008 г. % к 2007 г. % к 1 кв. 2008 г.
Заготовка древесины - всего с учетом лесной промышленности, сельского хозяйства, бюджетных учреждений, крестьянских фермерских хозяйств населения, тыс. куб. м 11 042,8 103,1 91
Вывозка древесины - всего, тыс. куб. м 8 908,8 100,6 92
В т. ч.: лесоматериалы круглые, тыс. куб. м 7 353,9 102,5 94
древесина деловая, тыс. куб. м 7 722,7 100,9 94
Пиломатериалы, тыс. куб. м 1 181,6 95,4 85
Фанера клееная, куб. м 226 003 98,3 70
Дома деревянные заводского изготовления, тыс. кв. м общей площади 33,5 107 40
Плиты древесноволокнистые, тыс. уел. кв. м 29 083,7 101 70
Плиты древесноволокнистые твердые, тыс. кв. м 28 324,4 101,8 74
Плиты древесностружечные, куб. м 381 396 78,3 80
Плиты цементно-стружечные, куб. м 16 966 118,7 78
Целлюлоза по варке, т 29 091 93,8 45
Бумага, т 31 175 129,4 27
Картон (включая бумагу для гофрирования), т 65 488 105,7 55
Экономические результаты деятельности лесной промышленности в 2008 году резко сократились (рис. 6; табл. 3).
Отрицательное влияние мирового финансового кризиса на лесной сектор экономики, к сожалению, продолжает усиливаться.
На рисунках 7, 8,9 и 10 показано изменение конъюнктуры цен на внутреннем и внешнем рынках. Как видно, цены на круг-
лые лесоматериалы снизились на 130 -145%, пиломатериалы - 120-135%, фанеру - в 1,5-2 раза, ДСП - 130%. Положительная динамика отмечается по ценам на биотопливо - древесные брикеты.
В результате этого в I квартале текущего года объемы производства к уровню прошлого года продолжали сокращаться (рис. 11).
Рисунок 7. Среднемесячные цены на лесоматериалы круглые
2008 г. 2009 г.
•Внутренний рынок
^■■“■Экспор^^^
Рисунок 9. Среднемесячные цены на фанеру клееную
2008 г.
2009 г.
■Внутренний рынок "■■■■Экспорт |
Рисунок 8. Среднемесячные цены на пиломатериалы
-г 5000
4000
3000
2008 г.
2009 г.
[^^■^™Вн^реннийфынок^^^^^™Экспор^^
Рисунок 10. Среднемесячные цены на древесностружечную плиту (внутренний рынок)
4500
2008 г.
•лдсп
‘ДСП |
По вывозке леса они уменьшились на 8-10% (3 млн. куб. м), по лесопилению - на 15%, по производству ДСП -на 20%, фанеры - на 30%, бумаги и картона - на 45%.
В целом по Северо-Западу ситуация аналогичная. Целлюлозно-бумажные предприятия прогнозируют снижение объемов потребления древесины с 13,5 млн. куб. м в 2008 году до 11,5 млн. куб. м в 2009 году (снижение на 2 млн. куб. м).
При этом наблюдается снижение закупочных цен на 35-40%. С 15 января 2009 года комбинаты ввели квоты на объемы поставки сырьевых ресурсов от лесозаготовителей. Ограничен также прием древесины на фанерные и плитные предприятия (на ряде предприятий накоплен запас сырья на 3-4 месяца беспрерывной работы). Срок фактической оплаты за поставленную древесину увеличен до 45-50 банковских дней.
Рисунок 11. Итоги работы предприятий лесного комплекса Вологодской области за 1 квартал 2009 года в сравнении с соответствующим периодом 2008 года, %
I кв. 2008 г.-100%
92 80 90 130
П П 70 П П П 45 П
Таблица 4. Планируемое сокращение численности работающих на предприятиях лесопромышленного комплекса в 2009 году
Наименование предприятия Численность рабочих на 01.01.09 г. Сокращено за I квартал 2009 года Дополнительно планируемое сокращение в 2009 году
1. Лесозаготовительные предприятия
ЗАО ХК «Вологодские лесопромышленники» 2 482 156 236
В т.н. ЗАО «Вожега-Лес» 502 25 155
000 «Верховажьелес» 191 4 -
000 «Ломоваткалес» 654 32 81
ЗАО «Онегалеспром» 398 95 -
ОАО «ЛПК Кипелово» 368 4 1
ЗАО «Ковжинский ЛПХ» 260 3 6
ЗАО «Северлеспром» 182 - 6
ХК «Череповецлес» 1 551 47 31
Вт.ч. ОАО «Бабаевский ЛПХ» 178
ОАО «Белозерский ЛПХ» 875 47 31
ОАО «Вашкинский ЛПХ» 278 - -
000 «Белозерсклес» 220 - -
ОАО «Корпорация «Вологдалеспром» 330 - -
000 «Новаторский ЛПК» 550 9 -
ОАО «Сямженский ЛПХ» 250 5 1
2. Деревообрабатывающие предприятия
ЗАО Череповецкая спичечная фабрика «ФЭСК0» 640 - -
000 «Харовсклеспром» 494 - 50
000 «Сухонский ЦБК» 1 255 20 80
000 «Сотамеко-плюс» 332 - -
ОАО «Сокольский ДОК» 1 261 286 107
ВСЕГО 530 518
Практически у всех деревообрабатывающих предприятий на складе накоплен месячный запас готовой продукции.
Необходимо отметить, что серьезные проблемы возникли не только у российских лесопромышленников. Еще в октябре 2008 года иностранные партнеры Вологодской области Метса-Ботния, ЮПМ, Стора-Энсо приостановили производство пиломатериалов и фанеры, и целлюлозно-бумажная отрасль находится в процессе стагнации. Поэтому приходится принимать срочные и взвешенные решения. И сейчас как никогда лесопромышленникам требуется реальная помощь и регионов, и Российской Федерации. Тем более что в отрасли ожидается сокращение численности рабочих (табл. 4).
В Вологодской области еще в октябре прошлого года была создана Отраслевая комиссия по лесному комплексу, на заседаниях которой систематически обсуждаются возникающие проблемы.
В целях поддержки предприятий лесной промышленности оставлена без изменений ставка лесных платежей за лесные ресурсы. Стоимость древесины на корню в области сейчас самая низкая на Северо-Западе. Стоимость 1 куб. м древесины для арендаторов составляет 44 руб. 60 коп., в том числе областная надбавка - 7 руб. 50 коп.
На строительство лесных дорог в предыдущие пять лет из областного бюджета было выделено более 500 млн. руб. В 2009 году финансирование строительства лесных дорог продолжается.
Предусматривается компенсация части процентных ставок по кредитам, взятым лесопромышленниками для создания межсезонных запасов хлыстов и готовой продукции, а также разработан еще ряд региональных регламентов и положений, которые обеспечивают значительное снижение затрат лесопользователей при заготовке древесины (рис. 12).
В конце прошлого года введен в эксплуатацию проект по производству плит ДСП на Череповецком ФМК мощностью 200 тыс. куб. м. Общий объем инвестиций по проекту составил 1 млрд. 200 млн. рублей за счет банковских кредитов под гарантию областного правительства. В январе этого года восстановлено производство плит ДСП на Монзенском ДОКе, находившемся в
длительном простое. Во втором полугодии, несмотря на финансовые трудности, компания «Вологодские лесопромышленники» планирует реализовать приоритетный проект ДДК-2 мощностью 90 тыс. куб. м пиломатериалов. На фанерном комбинате «Новатор» намечается запуск цеха по производству большеформатной фанеры мощностью 100 тыс. куб. м, а в Биотопливной компании - завода по производству пеллет мощностью 50 тыс. тонн и цеха лесопиления - 50 тыс. куб. м.
Все это будет способствовать лесопромышленным предприятиям в преодолении финансового кризиса (рис. 13).
На федеральном уровне в этом году принято решение о выделении средств на строительство лесных дорог.
Рисунок 12. Меры по поддержке лесного комплекса, принимаемые на региональном уровне
& Разработаны мероприятия по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса в лесном комплексе Вологодской области на 2009 год
% Создана и работает антикризисная комиссия
Л На 2009 г. сохранены ставки арендной платы на уровне 2008 г.
Л- Оформление договоров аренды лесных участков по утвержденным приоритетным инвестиционным проектам
Л Объединение договоров аренды лесных участков в границах одного государственного лесничества
& Использование расчетной лесосеки по договорам аренды в границах государственного лесничества без учета
расчетной лесосеки по участковым лесничествам
& По заявкам лесопользователей в случае непреодолимых обстоятельств выдается разрешение на продление сроков заготовки и вывозки древесины, а также разрешение на изменение обязательств по договорам аренды
Л Принято решение об оставлении лесопользователям отдельных деревьев осины, пораженных фаутной гнилью
Л Разработаны правила эксплуатации многооперационных лесозаготовительных машин под их технологические возможности
& Снижены до минимального размера ставки платы за древесину на корню по договорам купли-продажи
Л Отдельным предприятиям ЛПК предоставляются государственные гарантии за счет средств областного
бюджета
Л В программе содействия занятости населения для лесного комплекса за счет средств федерального фонда
занятости выделено 59,3 млн. рублей
Изучение и определение рынков сбыта лесопродукции
С удовлетворением также можно отметить принятое решение об отмене ФТС приказа №1162, это тоже очень важная мера для лесопользователей в условиях финансовых проблем.
Для снятия административных барьеров при экспорте лесопродукции было бы целесообразно отменить вывозные таможенные пошлины на низкотоварную балансовую древесину, что позво-
лит предприятиям лесозаготовительной отрасли дополнительно получить 2,2 млрд. рублей и сохранить 2400 рабочих мест (рис. 24; табл. 5).
Принимаются меры по развитию лизинга. Первый договор был заключен в прошлом году на сумму 14,5 млн. рублей. В настоящее время направлен запрос в «Росагролизинг» о возможности заключения договора в 2009 году.
Рисунок 13. Прогноз промышленного производства на 2009 г., в % к 2008 г.
2008 г.-100%
300
250
200
150
100
50
0
¿Г
Н Н Н нп
У У
¿Г
Рисунок 14. Потенциал лесного комплекса Северо-Западного федерального округа
Ежегодная расчетная лесосека -106,1 млн. куб. м
і
Хвойные породы 48 млн. куб. м
Лиственные породы 58,1 млн. куб. м
Заготовка древесины - 43,8 млн. куб. м (41,2%)
Хвойные лесоматериалы 24,8 млн. куб. м
Пиловочник Балансы
9,9 млн. куб, м 12,4 млн. куб. N1
Техсырье, дрова 2,5 млн. куб. м
Пиловочник, фанкряж 4,7 млн. куб. м
Лиственные лесоматериалы 19 млн. куб. м
Балансы 11,4 млн. куб. м
Техсырьс. дрова 2,9 млн. куб. м
Ресурсы для реализации хвойных балансов
Переработка балансов на ЦБК на западе России -16,5 млн. куб. м
хвойные 10.9 млн. куб. м
Балансы лиственные 5,6 млн. куб. м
Архангельский ЦБК, Соломбальский ЦБК, Котласский ЦБК, Монди-бизнес Лейпер, Сокольский ЦБК, Кондопога, Сясьский ЦБК, Светогорский ЦБК, Выборгский ЦБК, Советский ЦБК, Неманский ЦБК, Цепрусс, Балахна
Ресурсы \ для реализации лиственных балансов
Таблица 5. Экономическая и социальная эффективность беспошлинного экспорта низкотоварной лиственной древесины в Северо-Западном федеральном округе
(балансы осиновые и березовые)
Наименование показателя Ед. измерения Значение
/. Производство и потребление
Объем производства балансов осиновых и березовых Млн. куб. м 11,4
Переработка лиственных балансов целлюлозно-бумажными комбинатами Запада России Млн. куб. м 5,6
Свободные ресурсы для реализации лиственных балансов Млн. куб. м 5,8
В том числе: - осиновые 2,0
- березовые диаметром более 15 см 1,9
Итого свободные ресурсы, облагаемые таможенной пошлиной Млн. куб. м 3,9
II. Цена реализации
На целлюлозно-бумажные комбинаты России (франко-вагон, станция отправления) без НДС Руб./куб. м 540
На экспорт (РСА франко-вагон, станция отправления) В том числе таможенная пошлина при отправке на экспорт балансов березовых диаметром более 15 см и балансов осиновых (25%, но по цене не менее 15 евро) Руб./ куб. м 1 200 669
III. Экономический и социальный эффект при отмене таможенных пошлин
Экономический эффект Дополнительное поступление финансовых средств в распоряжение лесозаготовительных предприятий (3,9 млн. куб. м х 15 евро) Млрд. руб. 2,2
Социальный эффект Сохранение рабочих мест Тыс. рабочих мест 2,4
Рисунок 15. Меры, необходимые для принятия на федеральном уровне
Л Отменить вывозные таможенные пошлины на низкосортную лиственную древесину - не востребованные на
внутреннем рынке балансы осиновые и балансы березовые диаметром более 15 см
&■ Предусмотреть за счет средств федерального бюджета компенсацию части процентной ставки по кредитам, полученным предприятиями лесного комплекса на создание запасов древесины, готовой продукции, топлива
Л Отменить требования об обязательном получении фитосанитарных сертификатов на лиственную древесину и
сохранение оформления фитосанитарных сертификатов на хвойную древесину только по требованию получателя продукции на 2009 - 2010 годы.
% Предусмотреть предоставление отсрочки лесопользователям по внесению арендной платы за использование лесов
Л Восстановить вывозные экспортные таможенные пошлины на уровне 15% на макулатуру (код ТН ВЭД 4707)
% Изменить ценовую границу ввозных таможенных пошлин на отдельные виды корпусной мебели (по кодам ТН ВЭД
9403 50 000 1, 943 60 100 1, 943 60 900 1) С 1,8 до 3,6 евро/кг
Л Сохранить действующие ставки ввозных таможенных пошлин на целлюлозно-бумажную продукцию
Л Включить лесопромышленное оборудование, аналоги которого не производятся в РФ, в утверждаемый
Правительством РФ перечень технологического оборудования, которое не подлежит налогообложению при ввозе на территорию РФ (согласно ст. 150 НК РФ)
Л Развитие лизинговых отношений
% Провести исследование мировой конъюнктуры рынка лесопродукции
Вместе с тем на федеральном уровне необходимы дополнительные меры. Их состав видится таким, как представлено на рисунке 15.
Все это сыграет важную роль в преодолении кризиса в лесном комплексе, будет способствовать его переходу на инновационное развитие.