УДК 630*905
С. С. Прокопович, аспирант
ЛЕСНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА В СИСТЕМЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ ЛЕСНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
The perfection of the economic statistics of forestry of the Republic of Belarus is the important direction in the development of forest complex and all economy as a whole. Parameters of statistics of forestry characterize use and restoration of forest resources and are applied to planning, the analysis and an estimation of a condition of forest fund, conducting wood manufactures, and also for the decision of perspective and problem questions of development of forestry. In given article presents the estimation of a history of development and modern condition of economic statistics of forest fund of the Republic of Belarus, the basic lacks lowering effectiveness of numerous development, executed are marked by valuation, forest husbandry and dendrology, resulting to occurrence of mistakes not only in an estimation of forest resources the Republic of Belarus, but also all world. The author proves the necessity of development of forest economic statistics with allowance for elimination of the mentioned above lacks, is opened the problem of expansion of a spectrum of the statistics allowing fuller to analyze and take into account forest resources of the Republic of Belarus.
Введение. Официальная экономическая статистика представляет собой важный инструмент формирования демократического общества со свободной рыночной экономикой. Роль статистики в настоящий момент все более и более возрастает, что связано с нарастанием темпов экономических преобразований в стране, усложнением решаемых задач, ростом общественно-политической активности. Как один из ключевых моментов перестройки экономических отношений Министерством статистики и анализа Республики Беларусь была разработана «Программа развития государственной статистики на 2006-2010 годы», основными целями которой являются:
- совершенствование национальных счетов, направлений статистики, отражающих приоритеты социально-экономического развития страны;
- развитие системы экономико-статистических классификаций;
- создание единой информационной системы государственной статистики;
- обеспечение комплексного реформирования государственной статистики в рамках расширения достоверной, оперативной и общедоступной статистической информации о состоянии экономики и социальной сферы.
Статистика лесного хозяйства как отрасль государственной экономической статистики не должна оставаться в стороне от происходящих преобразований. Тем более что вопрос реформирования лесной статистики давно был вызван ходом развития экономических процессов. В настоящей статье рассматриваются вопросы совершенствования экономической статистики в системе информационного обеспечения процесса управления лесным хозяйством.
Основная часть. Современное состояние лесного хозяйства Республики Беларусь нельзя назвать в полной мере удовлетворительным. Сегодня существует ряд проблем, сдерживающих его развитие, главной из которых является несовместимость модели организации лесного
хозяйства с требованиями социально ориентированной рыночной экономики.
Процесс решения данной проблемы как ключевого вопроса в развитии лесного комплекса должен базироваться на организационно-правовых основах принятия в этой области конкретных решений, проведения соответствующих мероприятий, одним из которых является пересмотр структуры управления с учетом новых целей и задач в соответствии с требованиями комплексности в развитии лесохозяйственного, лесозаготовительного и лесоохотничьего производств.
В целом процесс управления и принятие эффективных управленческих решений в условиях динамичного развития рыночной экономики на любом предприятии требует соответствующей системы информационного обеспечения, объективно отражающей сложившуюся экономическую ситуацию.
В процессе управления предприятиями лесного хозяйства и в целом всей отраслью постоянно происходит обмен информацией. Причем направление перемещения информации может быть вертикальным (от областных ПЛХО к отдельным лесохозяйственным предприятиям или наоборот), так и горизонтальным (между ПЛХО или между различными лесхозами). В качестве источника информации может быть приказ руководства, отчетность отдельных учреждений и др. (рисунок).
Из представленной схемы видно, что на эффективность принимаемых решений по управлению влияет множество показателей:
- качество, достоверность и оперативность получения информации;
- знания, опыт, личные качества руководителя;
- ситуация в отрасли и на рынке [1].
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь имеет место следующая иерархия органов управления в системе лесного хозяйства: Министерство лесного хозяйства, областное ПЛХО, лесхоз.
1вх - входная информация о том, в каком состоянии объект управления должен быть; 1ос - осведомляющая информация о текущем состоянии объекта управления;
1у - управляющая информация в результате сравнения; и - воздействие исполнительного органа на объект управления;
V - отклонение состояния объекта управления под воздействием внешней среды.
Рисунок. Система управления объектом
Без наличия определенных статистических данных, служащих информационной основой управленческих решений, ни один уровень управления не может сделать правильный выбор своих дальнейших действий. Наличие статистических данных позволяет найти прагматический подход в ситуации, осложненной переходным периодом и формированием новой хозяйственной системы. Таким образом, наполненная объективными данными статистическая информация становится инструментарием анализа и оценки управления предприятием исходя из условий функционирования внешней среды и государства в целом.
Лесная статистика в данных условиях составляет большую часть информационных потоков, проходящих через систему управления лесным хозяйством.
Для достижения большего эффекта процесс преобразования структуры управления и ее дальнейшее эффективное функционирование нуждаются во всесторонней информации о состоянии лесного фонда, использовании и затратах, связанных с лесовосстановлением. Иными словами, нужна система статистических показателей состояния лесных ресурсов, которыми распоряжается та или иная единица лесного хозяйства.
Информация о наличии, количественном и качественном состоянии лесных ресурсов, их охране как раз и содержится в статистике лесного хозяйства. В отличие от других отраслевых статистик, характеризующих в той или иной степени иные компоненты окружающей среды, статистика лесного хозяйства учитывает состояние и движение лесных ресурсов глубже и полнее.
Экономическая статистика лесного хозяйства рассматривает леса, прежде всего, как эко-
номический ресурс. На основе показателей лесного хозяйства разрабатываются перспективные вопросы развития лесного хозяйства и лесной промышленности, осуществляется планирование и организация лесохозяйственного производства и лесоэксплуатации.
Однако лесная экономическая статистика, существующая в современной системе функционирования лесного хозяйства, несовершенна, и это создает определенные проблемы на пути становления новой модели устойчивого развития лесного комплекса Республики Беларусь.
Актуальность выбранного направления исследования определяется необходимостью реформирования государственной лесной статистики с целью повышения качества выходящих данных, их достоверности и доступности, а также повышением роли статистики в системе управления лесами и лесным хозяйством.
Улучшение качества статистической информации - одна из главных задач деятельности статистических органов, а также РУП «Белгос-лес», что связано с обеспечением пользователей достоверными статистическими данными, характеризующими объективную ситуацию в лесном хозяйстве.
В настоящее время в вопросах обеспечения качества статистической информации, благодаря внедрению компьютерной техники и новых информационных технологий, достигнуты определенные успехи, однако многое еще предстоит сделать в этом направлении.
В целом можно выделить ряд основных направлений совершенствования экономической статистики лесного хозяйства, которые связаны с существующими проблемами в развитии данной отрасли народного хозяйства.
1) Пересмотр и совершенствование форм статистической отчетности и системы показателей, удовлетворяющих потребности пользователей с учетом требований международных стандартов.
В настоящее время для характеристики лесного фонда используется большой комплекс количественных и качественных показателей. Эта система характеристики лесных ресурсов по своей сложности не имеет аналогов ни в какой другой отрасли материального производства [2].
Следует отметить, что в последние годы имеет место совершенствование лесной статистики. Начиная с 1995 года Министерство статистики и анализа стало формировать отдельные выпуски - ежегодники о развитии лесного и охотничьего хозяйства, в которых представлены следующие разделы: лесокультурные и лесохозяйственные работы; загрязнение радионуклидами территории Республики Беларусь; лесозащита; отпуск древесины, меры ухода за лесом и подсочка насаждений; охотничье хозяйство; особо охраняемые природные территории.
Несмотря на развитость системы показателей статистического учета лесного фонда, в ней все же присутствуют значительные недостатки. Для их выявления уместно сравнить нашу общую систему учета лесных ресурсов с системой принятой в международной лесной статистике, по линии ФАО оОн.
В отличие от лесной статистики всего зарубежного мир а в Республике Белар у ь, как и большинстве стран на постсоветском пространстве, принята система трехступенчатого учета лесных территорий с выделением 1) общей площади земель лесного фонда; 2) лесной площади и 3) лесопокрытой площади [2]. Однако данная система не позволяет в полной мере охватить и описать весь имеющийся лесной фонд нашей республики. Перечень показателей статистического учета не охватывает все стороны лесного хозяйства. В нем отсутствуют сведения о лесном фонде страны, его динамике и распределении между владельцами и пользователями, экономические показатели лесного хозяйства, показатели лесохозяйственного и лесозаготовительного производств. А без таких данных нельзя судить об эффективности использования и воспроизводства лесных ресурсов в рамках различных ведомств и предприятий [3]. При этом наряду с полным отсутствием определенных статистических показателей существуют различия в понимании сравниваемых элементов количественной и качественной характеристик лесов, т. к. эти элементы в сравниваемых системах учета часто выступают под разными наименованиями и в разных связях. Так, например, в статистическом учете лесного фонда нашей республики нет деления ресурсов на доступные и недоступные, не практикуется
разделение лесов на продуктивные и непродуктивные, правда, этим категориям примерно соответствует лесопокрытая площадь и не покрытая лесом площадь. Недооценка особенностей учета лесного фонда в Республике Беларусь и корреспондирования отечественных и международных показателей при составлении специалистами ФАО мировой сводки лесных ресурсов «World Forest Inventory» может привести к искажению данных в международной статистике.
2) Повышение актуальности и достоверности статистической информации.
Точность, достоверность и объективность информации не всегда обеспечиваются как по объективным, так и субъективным причинам. Основными свойствами статистической информации являются ее массовость и стабильность. Первая черта связана с особенностями предмета исследования статистики как науки, а вторая - говорит о том, что однажды собранная информация остается неизменной и, следовательно, имеет способность устаревать. Поэтому и выводы о состоянии и развитии явления, сделанные на основе анализа информации, полученной несколько лет назад, могут быть неполными и даже неверными.
Оценивая прошлое лесной статистики Бела-р уси, нельзя не отметить, что она далеко не всегда соответствовала важным требованиям достоверности и полноты охвата данных. В советский период отдельные показатели, отображающие негативную сторону развития лесного, а вследствие этого и всего народного хозяйства подвергались жесткой критике или вообще исчезали из статистических сводок [4].
Между тем многие показатели состояния лесов и лесного хозяйства Беларуси того периода используются и в настоящее время. Ведь созданные в то время леса достигли сейчас возраста спелости и должны поступать в рубку. К сожалению, отрывочные сведения тех лет нередко воспринимаются без должной критической оценки и учета географического фактора.
Экономическая информация же должна достоверно, объективно отражать исследуемые явления и процессы. Иначе выводы, сделанные по результатам анализа, не будут соответствовать действительности, а разработанные аналитиками предложения не только не принесут пользы предприятию, но и могут оказаться вредными.
3) Обеспечение единства информации, поступающей из разных источников. Данное направление совершенствования предусматривает не только необходимость устранения обособленности и дублирования разных источников информации, но в первую очередь определение основного органа, который должен вести государственную лесную статистику. В мировой практике данную функцию выполняют мини-
стерства статистики, поэтому было бы целесообразно передать Министерству статистики и анализа Республики Беларусь обязанность сбора и сведения данных по лесному фонду, которую в настоящий момент выполняет РУП «Белгослес».
4) Обеспечение открытости, доступности и массовости информации о состоянии лесного комплекса и лесных ресурсах. Одной из важнейших функций статистических органов является поддержание регулярных отношений со средствами массовой информации.
Если раньше доступ к социально-экономической информации имели в основном органы государственного управления и партийные органы, то сейчас данная информация одинаково доступна как для вышеназванных органов, официальных СМИ, так и для коммерческих структур и других пользователей из частного сектора. Министерство статистики и анализа должно обеспечивать доступ к информации о лесном сектор е национальной экономики, совершенствовать презентабельность собранной информации, содействовать популяризации и росту интереса со стороны населения к данной отрасли народного хозяйства.
5) Рационализация системы информации, то есть сведение к минимуму затрат на сбор, хранение и использование данных. С одной стороны, для комплексного анализа функционирования любого предприятия лесного комплекса требуется разносторонняя информация. При ее отсутствии анализ может быть неполным. С другой стороны, излишек информации удлиняет процесс ее поиска, сбора и принятия решений. Из данного требования вытекает необходимость изучения полезности информации и на этой основе совершенствование информационных потоков путем устранения лишних данных и введения нужных.
Во многом данное направление совершенствования лесной статистики связано с использованием зарубежного опыта и переходом на международные стандарты, что, как отмечалось выше, является одной из главных целей Программы развития государственной статистики на 2006-2010 гг. Необходимо продолжить проведение работ по переходу на международные классификации и использование международной терминологии.
Следует также отметить, что при вступлении Республики Беларусь во Всемирную торговую организацию (ВТО) лесной экономической статистике придется пользоваться системой показателей и терминологией, принятыми в мировой практике. А это означает, что от некоторых показателей и терминов, возникших в советский период и не совпадающих с общепринятыми, придется отказаться.
Дальнейшее совершенствование статистического учета и анализа использования и воспроизводства лесов должно осуществляться в соответствии с Заключительной декларацией XII Мирового лесного конгресса (2003), а также на основе стандартов ЕЭК/ФАО ООН. Разумеется, пр и этом не следу ег пренебрегать положительным опытом других европейских стран.
Заключение. Таким образом, статистическая информационная система лесного хозяйства Республики Беларусь должна формироваться и совершенствоваться с учетом перечисленных выше требований, что является необходимым условием повышения действенности и эффективности управления лесным комплексом. Лесная экономическая статистика должна предоставлять широкие возможности в области анализа и оценки продуктивности лесов нашей республики, давать полную информацию о наличии и состоянии лесных ресурсов каждой структурной единицы лесного хозяйства для принятия наиболее правильного и экономически выгодного решения об использовании данных ресурсов.
Литература
1. Абрамов, С. А. Экономическое обоснование автоматизации обработки информации / С. А. Абрамов. - М.: ЮНИТИ, 1995. - 237 с.
2. Васильев, П. В. Экономика воспроизводства и использования лесных ресурсов / П. В. Васильев. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1963. - 484 с.
3. Янушко, А. Д. Экономика лесного хозяйства / А. Д. Янушко: учеб. пособие для студентов вузов. - Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2004. - 368 с.
4. Янушко, А. Д. Лесная статистика: прошлое, настоящее, будущее / А. Д. Янушко // Лесное и охотничье хозяйство. - 2005. - № 1. - С. 6-10.