В.И. Лыкова
ЛЕСКОВСКИЕ ПРАВЕДНИКИ
(КИЗУЧЕНИЮ ПОВЕСТИ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК» В10 КЛАССЕ)
Изучение Лескова — одна из тем, которые нуждаются в методическом обеспечении, несмотря на то, что уже появились интересные предложения и разработки уроков по изучению «Левши», «Человека на часах», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованного странника», все-таки заметно, как скупо, осторожно мы вво-
Вера Ивановна Лыкова — учитель гимназии № 161 г. Екатеринбурга.
дим изучение его творчества в 10 классе. Конечно, отчасти это продиктовано насыщенностью программы в 10 классе, и в этом смысле до сих пор остается печально прав Л. Толстой, что «Лесков — писатель будущего». А между тем Лесков создает особенный тип положительного героя, тип праведника, воспитательное значение которого велико и в наши дни. С Лесковым приходит в литературу своеобразное решение традиционных вопросов литературы второй поло-
вины XIX века. При этом, говоря о полемичности Лескова, важно обратить внимание на то, что это была не полемика ради полемики, а трудный для каждого путь к истине, и в этом смысле само творчество и литературная судьба писателя поучительны.
Разработка национально-исторических проблем наиболее последовательно и многосторонне дана, пожалуй, именно в творчестве Лескова, который прекрасно чувствовал то неуловимое, что называется «душой народа». Именно в прозе Лескова наиболее полное и интересное выражение находит такая форма повествования, как сказ.
Связь с фольклором, героическим эпосом, тип положительного героя, образ пути, мотив странничества, внимание к отдельной личности, которая осуществляет свою судьбу через взаимодействия с другими людьми, с миром, сказовое повествование — все это обусловливает изучение творчества этого писателя после Н. Некрасова, до изучения Ф. Достоевского и Л. Толстого. Можно предложить следующую систему уроков:
1 урок. Личность Лескова. Жизненная и творческая судьба. Лекция учителя и информа-тивно-иллюстрирующие доклады учащихся.
2, 3 уроки. Женский характер, женская судьба в творчестве Лескова. (На материале произведений: «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда»). Уроки-беседы с элементами диспута.
4-6 уроки. Праведники Лескова как воплощение русского национального характера (на материале повести «Очарованный странник»). Аналитический пересказ по ИОЗ, беседа по опережающим вопросам.
7 урок. Мир Лескова. Семинар.
8 урок. Внеклассное чтение (за счет уроков развития речи). Лесков и время... Этот урок — самостоятельная и творческая работа ребят. Беседа, обобщение, работа в группах.
Подробно рассмотрим содержание 4-6 уроков «Праведники Лескова как воплощение русского национального характера», посвященных изучению повести Лескова «Очарованный странник».
В качестве ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ на последующие три урока было предложено (всему классу) прочитать произведение и ответить на следующие вопросы:
— В чем смысл названия произведения?
— В чем своеобразие сюжета и жанра произведения? Какой момент является кульминационным?
— Как раскрывается тема любви к Родине?
— Кого Лесков считает праведником? Что включает в себя это понятие?
— В чем своеобразие языка произведения?
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ:
1-7. Охарактеризовать главного героя и его поступки. По этапам:
1. Крепостной форейтор. Побег.
2. В няньках.
3. Поединок и плен.
4. Конэсер.
5. Любовь.
6. Без имени.
7. Монастырь. Призвание.
8. В 1 гл. прочитать и пересказать историю укрощения коня и последующего состязания с Джоном Рареем. Попытаться понять, в чем смысл этой истории, как она связана с пониманием произведения в целом?
9. Пользуясь словарями, дать толкование слов и выражений: благочинный, стратопедарх, ремонтер, конэсер, ставка, форейтор, «живые медведи на столбу сидели», «столько лет на духу не был», «вынул из себя часточку, а во Христе нет ни Еллин, ни жид».
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА: Показать этапы нравственного совершенствования личности. Увидеть подвиг в негероической жизни героя, в стремлении делать добро, прийти к пониманию, что найти свое призвание в жизни — это задача богатырская. Увидеть в герое воплощение русского национального характера.
НАГЛЯДНОСТЬ, используемая учителем на уроках:
1. Изопродукция: В. Васнецов «Богатыри», В.П. Верещагин «Илья Муромец на пиру у князя Владимира».
2. Стенд с иллюстрациями И. Глазунова, М. Кузьмина к этому произведению.
УРОК 4. Смысл заглавия. История создания. Своеобразие сюжета и композиции произведения. Жанр произведения.
ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА:
1. На доске написаны названия произведе-
ния, которые давались Лесковым в их хронологической последовательности: «Черноземный
Телемак», «Русский Телемак», «Очарованный странник, его жизнь, опыты и приключения», «Очарованный странник» (в газете «Русский мир», 1873 г.);
2. Жанр: рассказ, повесть, повесть-поэма?
3. Эпиграф к этому уроку: «Дурное подобно зловонному грибу: его найдет и слепой. А доброе подобно Вечному Творцу — оно дается лишь истинному созерцанию, чистому взору. А кто не обладает духовным взором, тот мчится за пестрым миром своих причуд, обманчивых иллюзий, броских химер...» (И. Ильин).
ФОРМА УРОКА: беседа по опережающим заданиям.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
1. Учитель расскажет о том, как создавалась эта повесть, что это произведение входит в цикл «Праведники», зачитает из предисловия к рассказу «Однодум», как сам Лесков объясняет замысел создания произведений о праведниках, обратит внимание ребят на то, что название к этому произведению рождалось мучительно, что Лесков всегда исключительное внимание уделял названию произведения.
• Как понимать слово «очарованный»: как прилагательное или как причастие? (кем-то, чем-то очарован, или читатели, автор, слушатели очарованы им?)
В беседе с учащимися учитель увидит, как меняется в зависимости от этого взгляд на историю жизни героя, как уточняется, расширяется смысл произведения. Чтобы понять, что хотел выразить автор, выясняем значение слов, соотносим с содержанием, замыслом произведения. Приходим к выводу, что Лескову было важно выразить странничество поэтической души, способной постичь «красу природы совершенство», и человека во власти чар, слабого при всей своей богатырской силе. В описании характера героя отражаются философско-нравственные искания художника: создавая образ героя, писатель «решает» вечные вопросы. Каждый художник — странник. Здесь и главный герой — странник.
Странничество как земное мытарство души русская литература пыталась постичь во всей сложности. Провести литературные параллели с Г оголем, Пушкиным, Некрасовым.
Рассуждая о названии повести, мы должны иметь в виду, что сам писатель сформулировал для себя три основных закона образцового произведения:
1. верность характеров,
2. артистичность формы,
3. строгость композиции.
Давайте начнем с наблюдения над тем, как воплощаются второй и третий законы. Это позволит увидеть, воплощен ли в «Очарованном страннике» первый.
2. В беседе о сюжете, жанре произведения отмечаем, что своеобразием их является восхождение к сказке и героическому эпосу: содержанием сюжета является испытательное странствие героя, использованы сказочные элементы композиции (нарушение запрета, беда, переправа в царство смерти, испытания с помощью волшебных помощников, временная смерть, победа героя), содержанием конфликта является столкновение добрых и злых сил. Жанр по способу создания и передаче и восприятию: передается из уст в уста, воспринимается коллективно — все
это указывает ориентацию автора на сказку и героический эпос, древнейшие жанры русской литературы. Это прослеживается и в изобразительно-выразительных средствах: устная речь, интонация, гипербола, фантазия. Былинный герой — это сила, смелость, безудержность в проявлении чувств, непобедимость. Цель героя сказки — победить злые силы, восстановить справедливость, выручить друга, спасти любимую с помощью таких личных качеств, как доброта, отзывчивость, «горячее сердце», терпимость. Побеждает в сказке нравственный человек. Таков и есть герой Лескова. Во время беседы мы обращаемся к репродукциям, аналогии рождаются естественно. Таким образом, вывод наш заключается в том, что своеобразием сюжета и жанра произведения является восхождение к первоосновам жанра.
Сказовая форма повествования. Понятие «сказ» употребляется в двух смыслах:
1) жанр произведения;
2) форма повествования.
Сказ — жанр — «форма художественной литературы, построенной в основном как монологическое повествование с использованием характерных особенностей разговорно-повествовательной речи» (Словарь литературоведческих терминов. М.,1974). В этом случае функция сказа — жанрообразующая.
Сказовая форма повествования — один из нескольких стилистических пластов в произведении, жанр которого — образование более широкое, чем сказ (например, роман, повесть).
При работе с текстом обращаем внимание, что рассказчик выступает и как герой произведения, т.е. он тот,
1) кто рассказывает и
2) о ком рассказывают.
Слушатель в сказе обычно фигура абстрактная (здесь «мы», «все», «путник», «путешествующий», «философ», «купец», «человек солидный и религиозный»).
В экспозиции смотивирован рассказ героя о собственной жизни, благодаря вставным диалогам возникает связь между рассказчиком и слушателями, без чего немыслим сказ. Кроме того — это народ, задумавшийся не над бытовым, а бытийным, и начинается с простого: созерцание «бедного», «старого» поселка, «грустнее которого трудно что-нибудь выдумать», вызывает недоумение, в основе которого, однако, лежит суждение, имеющее отношение к тому, что развернется в повествовании, суждение о том, что в основе действий, поступков людей лежат их представления о должном, нужном и возможном, а вот сами эти представления не есть раз и навсегда заданные, т.е. насколько мы близки к истине. Вечная проблема идеала.
Все эти размышления от подслушанного разговора тех, кто станет пытливым слушателем странника.
Таким образом, сказ в «Очарованном страннике» не выступает в качестве жанрообразующего фактора, он присутствует как форма повествования, необходимая автору для создания образа рассказчика.
Вместе с тем сказовая форма повествования определяет композицию и сюжет произведения: для постижения истины нужна стихия разговора («В начале было Слово, и Слово было у Бога»).
После этой предварительной исследовательской работы с классом учитель скажет, что первоначально сам Лесков определит жанр этого произведения как рассказ-быль, затем — повесть, среди наших литературоведов есть такие, которые определяют жанр этого произведения как повесть-поэма. Повествование о герое в итоге поднимает его в наших глазах над обыденным сознанием: это обычный человек, но не обыватель — так возникает поэтическое восприятие. Поэтому можно определить жанр этого произведения как повесть-поэму.
3. Композиционно повесть проста: вступление — экспозиция, в которой читатель знакомится с местом действия, с героями: основная часть — рассказ Ивана Северьяновича о жизни; завершается повесть кратким заключением от имени повествователя.
Своеобразием сюжета произведения является и сознательная установка на хронологичность повествования. Основа сюжета — это путь, который проходит герой, это поиск своего места среди людей, своего призвания, своего смысла, цели существования. Композиция и сюжет повести организованы так, чтобы привлечь внимание читателя к образу героя-рассказчика.
4. Основное внимание на уроке уделяет учитель работе с 1 главой повести. Учащиеся скажут, что в построении произведения она выполняет роль пролога (зачина), что соотносит это произведение с древнейшими жанрами и не только русской литературы. Заметим это как особенность стиля Лескова. Учитель скажет, что 1 гл. можно рассматривать как тезис ко всей повести: в ней даны основные темы в их логической связи.
5. С этой целью текстуально изучаем, комментируем три фрагмента:
1. разговор о самоубийстве,
2. описание, портрет героя,
3. историю, рассказанную им, о состязании с Рареем.
Первый фрагмент.
Возможные вопросы при беседе в этой части урока:
о В чем смысл рассказа о самоубийцах? Кто такие самоубийцы — самоуправцы или за них не молятся, раз проявили гордыню. Судьбу попика-запивашки решает владыко: «быть ему за пьянство без места». Но выходит иначе. Как в поговорке: человек предполагает, а Бог располагает. Видения владыки и молитвы попика совпали — совершается чудо. Было всегда — за самоубийц не молиться, решено по законам церкви — за пьянство попика отлучить. Видение повелело «милости» для попика. Так возникает тема предопределения, Божьего промысла, который до поры скрыт для человека, не угадан.
о Есть ли в повести ответ на вопрос, как угадать?
Ключевое слово говорит Иван Северьяно-вич — «толцитеся», что значит необходимость активного действия человека даже в самых тяжелых, безнадежных жизненных обстоятельствах: «ведь уж от него же самого повелено, ведь уже это не переменится».
о Как оправдывает Иван Северьяныч «за-пивашку-попика», почему он становится угодным Богу и может быть заступником перед ним за всех грешных?
Оправдывает его Иван Северьяныч тем, что тот не потерял страх Божий (зачитать, что остановило попика от самоубийства мысль о душе, которая останется без покаяния), нет в нем гордыни. Кроме того, в нем так много истинной любви к людям, что он не мог не молиться за самоубийц. И это оказалось его призванием: «Ла-жены чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Суть христианства выражена в словах Фомы Аквинского: «Мы должны молиться так, как если бы все зависело от Бога, но должны действовать так, как если бы все зависело от нас».
Человек определяет свою судьбу или судьба определяет его жизнь? Что значит — угадать, определить свое предназначение? Можем ли мы сказать, что думал об этом Лесков?
о Обратите внимание на портрет героя. Второй фрагмент.
Что в описании героя привлекает наше внимание? Чем он отличается от других? С кем сравнивает своего героя автор? В чем смысл такого сопоставления? (Работа с иллюстрациями включается параллельно с анализом текста.) На какое противоречие в описании героя невозможно не обратить внимания? (Герой-богатырь, отличается от всех, а был незаметен.) Тема богатырства в русском искусстве.
о «Сказка — ложь, да в ней намек».
Какой «намек» дает нам Лесков рассказом о гибели укрощенной лошади? Какой смысл связывает эти различные истории?
о Что нового в понимании образа главного героя вносит история его состязания с Рареем?
Третий фрагмент.
Предопределенность человеческой судьбы и неотделимость ее от собственной воли человека, когда только в испытаниях, поисках человек находит свое признание, которое дано ему от рождения. Это задача богатырская. Таким и рисует автор своего героя. Обращая внимание на указанные литературные аналогии, видим своеобразное прочтение героя-символа, богатырство мыслится как богатырство духа. Незаметность героя примечательна. Третий фрагмент, где богатырь-черноризец посрамляет иностранца, превосходит его не умением, а талантом (мысль, пронизывающая «Левшу») выводит нас к пониманию, что размышления автора о герое — это и есть «дума о России».
Композиция кольцевая, обладает законченностью, завершенностью, когда нам открывается этот не замеченный ранее человек, поражающий нас простотой и величием.
Функция «рамы»: 1) заинтересовать личностью героя: сначала показан результат «протекшей жизненности», а потом уже перипетии судьбы; 2) перед нами человек-загадка: как, в каких обстоятельствах мог сформироваться такой человек.
Сюжет же имеет открытый конец, он не завершен, и это естественно: не закончена и жизнь героя, и путь его духовных поисков и подвигов (он «ополчается»).
УРОК 5-6. Многотрудныш путь духовного роста.
Основная задача — проследить, как в сюжете воплощается нравственная эволюция героя, умение выделять основные элементы сюжета, анализировать, сопоставлять, оценивать прочитанное о герое. Оформление доски к этим урокам:
Лесков потратил всю жизнь, чтобы создать положительный тип русского человека.
М. Горький. Всегда стараюсь найти частицу добра в описываемых лицах.
Н. Лесков
ФОРМА УРОКА: беседа с элементами диспута.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКОВ.
1. Учитель может начать урок с чтения стихотворения А. Балина:
Чужая душа — не потемки:
Просвеченная до дна,
Похожа она на котомку,
Бесценного груза полна.
Таскает, себя не жалея,
Несметные дозы тепла,
Чтоб ближнему было теплее,
Чтоб дальнего стужа не жгла.
Скорбит по убитым мгновеньям В борении зла и добра И дарит себя откровеньям Сквозь искры ночного костра.
Все сложности века земного Надежно содержатся в ней;
Душе отдохнуть бы немного,
Но век все сложней и сложней.
Это стихи нашего современника, но подумайте, нет ли в них строчек, которыми мы могли бы сказать об Иване Северьяныче? (Нужно, чтобы ребята видели текст.) Подвигаясь к основной цели урока, учитель скажет, что в нашей литературе всегда остро звучала тема человека. Кто он? Зачем живет? О чем думает? Что делает для себя и для людей?.. Человек, живущий для себя, — один человек; человек, живущий для других, — другой человек. Кто же этот человек, живущий для других? Как он стал таким? Вот вопросы, побуждающие нас читать и перечитывать «Очарованного странника».
2. В предварительном разговоре с ребятами, которые готовят к этим урокам индивидуальные задания № 1-7, учитель обращает внимание на то, что они должны использовать аналитический пересказ: увидеть, через какие испытания проходит герой, что его мучит, стоит ли перед ним выбор и как он проявляет себя в выборе, поступке, какие черты характера проявляются, меняется ли он в чем-то, что открывается ему в жизни. У Л.Н. Толстого мы с вами прочитаем, что в жизни, «чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и снова начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — это душевная подлость». Лесков писал словно о живом человеке, а у нас с вами нет готовых представлений о добре и зле: мы всякий раз добываем представления о жизни заново.
1. Детство и юность (гл. 2, 3). От рождения — крепостной, живет в атмосфере патриархального быта с веками складывающейся иерархией, где от «кучера шел кучеренок», таким образом, возможность выбора исключается. Для Флягина это счастливо совпало с природным дарованием: «насквозь видел коня». Судьба предопределена. Заметим, что в описании усадьбы, которая кажется безлюдной, его внимание привлекает описание голубков, коней, кошечек: Описание дано как бы глазами ребенка, и главные привязанности его сосредоточены на животных, он не испытывает еще привязанности к людям. Его жизненный опыт еще очень незначителен. Рассказ о том, как его учили объезжать лошадь, что жестокая эта наука не убила в герое природной доброты, а способствовала крепости личности. Чувства еще не развиты, не всегда понимает мотивы своих поступков, они не подда-
ются логическому объяснению, разумных мотивов нет: движение души, внезапное желание, инстинктивное движение, порыв. В череде его поступков и жестокость, и благородство. Убийство монаха и спасение господ. Нет понятия о цене жизни, об ответственности, поэтому становится невольным виновником смерти монаха (дал волю своему бездумному желанию), а в другой раз повиснет над страшной пропастью, останавливая коней, чтоб не убились господа, а самого «словно какая невидимая сила спасла», как «монашек», которого он «решил», предсказывал. Граф предлагает выполнить любую просьбу, а Г олован после долгого размышления просит гармонь. «Ну, ты взаправду дурак». (Иванушка-дурачок.) Мягкость, доброта, открытость и правдивость. Артистизм натуры открывается нам. Он отдается порыву весь, не задумываясь, и мы видим, как это может быть губительно и для него, и для других. Бездумный порыв — красиво и страшно. Отсутствие расчетливости выглядит в глазах обывателей глупостью. Этот случай он сам спустя много лет оценивает так: «...надо было ...как монах советовал, в монастырь проситься». Путь свой жизненный определяет с того момента как «стржбу»: изначально «Богу обещан», но страсти и соблазны сильны и не дают принять предназначенное. Человек бежит от своей доли, очарованный миром, но очарованный и своей обещан-ностью, бежит и ввергает себя в тяжкие мытарства. «Стражба» — странничество как переход от одного бедствия к другому, пока не успокоится в том, что предопределено. «Стражба» — это путь страданий в поисках истины (предопроделения, призвания). Но и сами эти странствия были предопределены: «...будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придет твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и пойдешь в чернецы». Непереносимым наказанием станет для него отлучение от любимого дела (за отрубленный хвост кошки его заставили камни расколачивать). Внешне может выглядеть, что не вынес тяжелой работы, обиделся. Надо сопоставить это с тем, как учили его коней объезжать, тогда ребята сразу увидят, что внутренняя причина, не осознаваемая даже им самим, была именно в отлучении от любимого дела, что называется, талант мучит; в этом и состоит зависимость человека от своего призвания.
о Какие душевные качества Ивана Северь-яовича открываются нам в этот период?
Внутренняя сила («было еще ...11 лет, и голос у меня был настоящий такой... пронзительный, звонкий»).
Восторженность («столь хорошо, что вот так бы при этом и вскрикнул»).
Безрассудство
В отношении к другим и к себе
(спасение графа) (монашек)
Неразвитость нравственного чувства: давая выход бурлящим силам, убивает монаха и нисколько не раскаивается; чувства проявляются во сне, в разговоре с монахом.
Это убийство легко сходит с рук, но за отрубленный хвост кошки накажут жестоко (такова логика жизни).
Былинный богатырь и Иванутттка- дурачок. о Как оказался разбойником?
Становится разбойником случайно, но причина — обида («как надо мною все насмехаются... заплакал и пошел в разбойники»).
В разбойниках он не удержался, т.к. не способен к обману, хитрости, но не уступает цыгану в ловкости, силе. Душа не убита, а чувства не развиты.
Экспозиция — рассказ о детстве героя, когда чувства еще не развиты, не определены, личность от рождения закреплена за определенным социальным положением. Завязка — нечаянное убийство монаха, который является как дух, голос совести во всем дальнейшем повествовании.
Странничество Флягина и притча о блудном сыне: его странничество начинается с его бегства от Промысла. Это и развивает в нем физическую и духовную силу.
2. В няньках (гл. 4, начало 5). о Каково значение этого этапа в жизни героя?
о Почему барин его нанимает? (Голубят жалел.)
о Какими чувствами проникается к ребенку? (Забота, привязанность, любовь.)
о Что тяготит? (Не его это дело, монотонность, он опять в ситуации выбора между долгом и призванием, это тоже тяжко, необходимость продолжительного и бездеятельного пребывания на берегу лимана становится для него испытанием: «нападает страшное мечтание: вижу степи, коней». Его удерживает чувство долга.) о Новое испытание — мать ребенка. о Отчего трудна встреча с матерью ребенка? (Он опять перед выбором: «...я не каменный, я человек должностной».) И все-таки он принимает решение в пользу матери. Разум говорил ему одно, а сердце другое, не может устоять перед новым очарованием: сила материнской любви, любви этих двух людей не оставляет его равнодушным («...и вот вижу я и чувствую, как она, точно живая, пополам рвется, половина к нему, половина к дитяти»).
о Обратите внимание, как он присматривается к улану, как оценивает его.
Улан ему нравится: «отважный был офицерик», «характером своим был горд и благороден», «такой осанистый... форсисто». Улан, в его оценке, особенный человек: «он присягу принимал, и на войне с саблею отечество защищает, и сам государь ему, по его чину, может быть, «вы» говорит». Он чувствует себя виноватым перед уланом («хорошо ли я сделал, что офицера бил?»).
Он сделал выбор по сердцу. В данном случае нарушить свое слово и значило поступить по-человечески. Оказавшись замешанным в сложную человеческую судьбу, Флягин впервые понимает, что от того, как поступит, зависит Судьба другого человека.
3. Поединок и плен (гл. 5-8). о Почему он опять оказался бродягой? о Зачем Лесков рассказал нам о том, что увидел Иван Северьяныч на ярмарке?
о С какой целью затевает Джангар своеобразное представление на ярмарке?
о Что надо было поставить за коня?
Бежал без документов от барина. Нам открываются новые свойства личности: умеет оценить лошадей, любит их, человек с обостренным чувством красоты. Попутно обращаем внимание на то, что Флягин удивляется: «Разве степь не под нами?» Это вызывает в памяти историческое прошлое. Оказывается, что степь и теперь принадлежит русским только формально, что традиции былого сильны и действенны в судьбе некогда могущественного, а теперь побежденного народа. Азарт вокруг заветной лошади дает хану не просто прибыль, а ощущение превосходства над русскими князьями. Он знает, что ни один из них не примет вызова. Здесь перед ним соперничество представителей разных народов, но сейчас не «князья» стоят за честь русской нации, а простой мужик, беглый раб. За коня надо было поставить жизнь, и Флягин ставит ее. Он искушен красотой. Другой корысти нет: он хочет обладать хотя бы одну минуту «необыкновенным коньком». Победа над Савакиреем неожиданно оборачивается для него десятью годами плена. По христианским понятиям, Флягин убийца, хотя его вина и смягчается «кондициями» состоявшегося поединка на нагайках. По законам, каких держатся язычники-татары, он достоин похвалы и награды. И вот ему предстоит жить по тем законам, к которым он ощутил в себе склонность. о Как оказался в плену? о Какой предстает перед ним жизнь татар? о Что больше всего угнетает Ивана Северь-яныча? Через какое испытание он проходит?
о Почему он воспринимает эту жизнь как плен?
о Почему ощущает себя одиноким? о На что надеется, мечтая о побеге?
о Вызывает ли сочувствие гибель одного из миссионеров?
о Какие литературные ассоциации возникают у нас во время чтения этого эпизода из жизни Ивана Северьяныча?
Герой Лескова получает то, о чем мечтал некоторое время толстовский Оленин (повесть «Казаки»): жизнь по естественным законам. Флягин по положению своему ближе к подобной среде: он не дворянин, не образован, не изнежен, суровые испытания переносить приучен, терпелив. Его положение там не отличалось по условиям от жизни всех прочих: он имел все, что имели другие. Неприязни, жестокости по отношению к себе он не знает.
За убийство человека ему грозит острог, а здесь он от этого спасен. Его подщетинили, но не по злобе: «Знаешь, Иван, ты, говорят, нам будь приятель, и чтобы ты от нас не ушел, мы тебе пятки нарубим и малость щетинки туда пихнем». Он приобщается к так называемой домашней жизни татар. Уклад этот целостный, но уже не подвижный, существование людей почти биологическое: отъединенность от России стала тормозом для дальнейшего развития народа. Самостоятельность мнимая. Здесь не жизнь, а борьба за существование. Между положением Ивана и его «приятелей» была та разница, что они не хотели никуда бежать, а он не мог. Больше всего угнетает здесь Флягина не быт, а бедность переживаний: вид степи не радует его. Сравнивая в своем воображение «свое» и «чужое», поэтизируя будничные, но с детства памятные приметы прошлой жизни (для сопоставления зачитать описания степи и картины воспоминаний прошлого), он тоскует. Воскрешение прошлого и мечта о побеге — вот содержание жизни Ивана Северьяныча. Испытание одиночеством в разлуке со своим народом, краем: жизнь чужого народа не может стать вполне его жизнью. Он ни на минуту не перестает ощущать себя пленником. В своем уповании на освобождение Флягин надеется на Бога. Приметою русской земли становится для него обитель или храм Божий. И тоскует он не о земле вообще, а о крещеной земле. Удивительное сочетание христианского и естественного восприятия жизни: невенчанные браки свои он как грех не ощущает (а это многоженство), но и подлинными их не считает. Впервые познает тягу к молитве, вспоминая церковные русские праздники. Вера его безгранична, но не фанатична (видит, что молитвы не помогают, но верить не перестает, от Бога не отрекается). Трагический конец одного из миссионеров не вызывает сочувствия у читателей: желание помочь ближнему — вот существо деяний христианства, они нарушили этот завет и расцениваются как предатели веры. Он раскаивается в том, что осуждал
их, и, поклонившись до земли, по христианским обычаям хоронит. Бойкая сметка, решительность позволили страннику бежать из плена на родину.
4. Конэсер (гл. 9-10).
о Какие испытания предстоит преодолеть Флягину теперь, вернувшись на родину?
о Как проходит служба?
о В чем причина его запоев?
Родина встретила его плетьми. Но только теперь он почувствовал себя свободным. Он занят своим делом: при лошадях. Осознанно герой не выражает, но чувствует, что быть, жить со своим народом, среди своих — это много (он это уже познал), но и этого человеку недостаточно. Он ощущает себя одиноким: самыми близкими существами у него сейчас являются лошади. Да, Лесков скажет: «Крестятся и водку пьют, — ну, значит, русские... здесь своя нация, опять привыкнешь: пей!» Но причина запоев Ивана Севе-рьяновича другая: «А брало это меня и не заметишь отчего; например, когда, бывало, отпущаем коней, кажется, и не братья они тебе, а соскуча-ешь по них и запьешь. Особенно если отдалишь от себя такого коня, который очень красив». Каждый человек к кому-то привязаться душой должен. Может, это и называется любовью.
5. Любовь. Встреча с Г рушей. Кульминация (гл. 12-18).
о Чем становится для героя испытание любовью?
о Сравните любовь Ивана Северьяновича и князя.
о Почему он помогает Груше уйти из жизни?
о Как изменился герой?
Навсегда отрезвляет Флягина «краса природы совершенства» (многозначителен синтаксис лесковской фразы). Испытание любовью стало высшей проверкой человечности его. Ощутил колдовскую власть красоты и таланта над душой. Это не просто восторг, это потрясение, поднимающее человека над самим собой. Автор открывает в Иване Северьяныче человека удивительной душевной тонкости. Красота и талант обладают подлинной магической силой. Стихийно устанавливается другая мера вещей.
о Зачитайте, как изображено состояние героя, когда он видит, слышит Грушу?
«...цыганка ходит этакая... Вот она, думаю, где настоящая-то красота, что природы совершенством называется».
Любовь, по мысли автора, переворачивает привычные представления о ценности, тем самым обращая разум, душу человека к подлинным, истинным ценностям. Все, что человек привык ценить в жизни: деньги, благополучие, положение, — все это уходит куда-то, теряет привычную цену. Деньги ценятся по тому
наслаждению, с которым герой их выбрасывает. Талант Груши — дар природы: «...актерки..., тьфу, ...огня-жизни нет». Но и красота, талант, совершенство в этом мире продается: «она на лебедя не глядит, а все норовит за гусаром; да только старый цыган, спасибо, это заметил, да как на нее топнул». Интуитивно осознается трагическое противоречие между своим преклонением и насилием, которое ему дают право совершать деньги князя.
Сравнение князя и Ивана Северьяныча не в пользу князя: князь купил, а Иван Северьяныч все бросил ради нее, Флягин душу закладывает, а князь забывает: расчет берет свое, он лишил талант свободы самовыражения (сходство этой истории с лермонтовской «Бэлой»).
о В чем состоит подвиг героя ради любви? Он исполняет просьбу Груши, помогает ей уйти из жизни, он теперь за нее отстрадает. Это событие пробуждает в нем и христианское чувство, заставляет искать искупление греха в согласии положить душу за ближних своих. Так для него исчезает грань между жизнью для себя и жизнью для других. Первые нити связи с миром нашел в другом человеке. От любви к одному человеку начинается дорога любви к народу, к родине. Это обретенное родство с другими людьми проявляется в первой же встрече с убитыми горем стариком и старушкой.
о Какая закономерность обнаруживается на протяжении его жизни?
За проступок — наказание.
6. Без имени (гл. 19). о Как искупает грех, убийство Груши? о В чем смысл этого обмена именами? о Почему попросился служить на Кавказ? Какое испытание здесь проходит? о В чем кается герой? о Как он из солдат попал в артисты? о В чем смысл этого рассказа?
Обретенное родство со всеми людьми здесь проявляется при первой же встрече: герой идет в солдаты, меняясь судьбой и именем с человеком, которого никогда не видел. Неразмышляющая простота поступка, жертвенность, обмен судьбой. На Кавказе служит, потому что за веру «помереть хочет». Испытанием для него является право лишения на исповедь («только на Иванов день Богу за себя молил, через предтечу-ангела»). Бестрепетно идет на смерть. До этого момента только смерть Груши воспринималась им как совершенный грех. Теперь, сам ощутив смертельную опасность, побывав у жизни на краю, воспринимает себя большим грешником, который «много неповинных душ погубил».
о Почему в первом видении Груша девочка, а сейчас отроковица?
Так показан рост души: она очищается жертвой, страданием.
Появилось иное отношение к чужой смерти и к своей вине за нее. Обстоятельства жизни все время испытывают его на прочность, жизнь не помогает и не поддерживает его. о Как изменился герой?
В начале истории его жизни перед нами был герой, не испытывавший угрызений совести, а теперь в нем говорит совесть.
о Момент, когда он переплывает реку, перекликается с эпизодом из его прошлой жизни. Каким?
Когда-то он подумал, что офицера обижать нехорошо, потому что этот человек уже от жизни своей как бы отрекся. Если он останется жив, его должны будут произвести в офицеры.
о Как называется то, что он совершает на Кавказе?
Это называется воинский подвиг. о Скрывает ли герой свои грехи?
Нет. Да и сама повесть — это рассказ о себе: свои грехи от людей не скрывает.
о Какой ответ приходит на запрос об убийстве Груши, о Флягине?
Ответили, что герой умер. Смысл заключается в том, что прежний герой, каким мы его знали, совершающий бессознательные поступки, умер, произошло духовное перерождение героя. Все, кажется, происходит так, как давно напророчил монашек. Так, да не так. Мы видели, как Иван Северьяныч не раз, рискуя благополучием, активно вмешивается в ход жизни. И теперь, намучившись в Петербурге поисками возможной для него службы и найдя, наконец, место в балаганчике, он вступается за молоденькую артистку, страдающую от домогательств театрального принца, и из-за этого хозяин выгоняет его из труппы. Эта история с ситуацией перевертышей печально жизненна. Таким образом, как и обещано было, он «доплыл» до монастыря (глагол не случаен: жизнь — река, и все течет, все меняется, и каждый должен пристать к своему берегу).
7. Монастырь (гл. 19). Призвание.
о Осознанно ли сюда пришел?
Герой так об этом говорит: «...деться было некуда... здесь покойно, все равно как в полку». о Что общего?
Служба. Себе не принадлежишь. О своей воле забудь. Отсутствие выбора («что больше повиноваться, то человеку спокойнее жить»).
Кажется, предсказание монашки сбылось, история пошла к концу.
о Каким искушениям подвергается здесь герой?
о Что можно противопоставить бесовскому разрушительному началу?
о Стал ли он аскетичным человеком, победив беса?
о Кто этот бес, где он? о Что значат слова героя: «Мне за народ очень помереть хочется»?
о Кого Лесков считает праведником? о Что включает в себя это понятие?
Тема бесовского искушения — это тема искушения жизнью. Очарованный странник тем более подвержен искушениям, что он живет не разумом, а чувством. Этому бесовскому началу можно противопоставить способность человека к нравственному подвигу. о Откуда доброе шло?
Давали читать книги и газеты, житие Тихона Задонского («Читай и усматривай полезное»).
о И что он усмотрел? Какие слова в житии его поразили?
«Егда все рекут мир и утверждение, тогда нападает на них внезапу всегубительство».
о Почему так? (когда говорим о мире, то грозит война).
Тут могут быть разные толкования:
1) когда мир, то не надо к нему призывать,
2) может быть другое значение слова «мир».
о Как отнеслись к пророчеству Ивана Се-верьяныча в монастыре?
«Отец Игумен и благословили меня за это в пустую избу... перевесть и поставить мне образ «Благое молчание», пишется Спас с крылами тихими, в виде ангела, но в саваофовых чинах заместо венца, а ручки у груди смирно сложены». Есть такой фразеологизм — «как Бог Саваоф», т.е. Христос изображен не страдающим, а всесильным. Только это не успокоило его. Его отправили на богомоление в Соловки.
о Как объяснить, что предпринятые меры не помогают?
Пророчество можно понять и так: когда люди успокаиваются, ничего не ищут, нападает всегубительство, это грозит гибелью. о Какое теперь очарование?
Он добровольно отказывается жить: очарование самопожертвования. Он стремится одолеть свою тоску, свою любовь, но не теряет при этом своей человечности. В монастыре ему дали имя Измаил. (Это одно из имен военного Бога + крепость Измаил.) Готовится к подвигу, не во имя любви к Богу, а во имя конкретной любви к Родине, народу. Сам процесс рождения человеческой личности сложен, мучителен. «Очарованный странник» несет в себе победительное начало: Иван Северьяныч не жалуется, рассказывая о своей жизни. Праведность героя в ощущении личной ответственности за судьбу своей страны и готовности умереть за народ: «все я о родине плакал». И «ополчился», и «пристань» - эти сло-
ва наполняются особым смыслом: наш богатырь готов к новым подвигам (теперь уже во имя других), и монастырь, оказывается, не призвание, не судьба, а подлинное признание каждого человека — отдать всего себя людям, а значит и за Родину, справедливость, за веру, за любовь.
Подведя итог наблюдениям, скажем, что рассказ героя кажется почти неправдоподобным именно потому, что так много выпало испытаний на долю одного человека. Г ерой Лескова обездолен жизнью, обкраден ее с самого начала, но в процессе самой жизни он приумножает духовное богатство, которым наделен от природы.
Здесь сюжетная развязка, но не конец исканиям героя.
Итак, путь духовной эволюции:
-I- 1. Очарование артистизмом: неуемная натура, которая стремится выразить собственное «я» (спас графскую семью и засек монашка).
-I- 2. Очарование красотой (Груша), способность понимать красоту, душу другого человека.
-I- 3. Очарование самопожертвованием (за народ умереть хочется).
Я ^ ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК ^ ВСЕ ЛЮДИ.
Лесков «Житие одной бабы» закончил стихами:
О, боже! Ты даешь для родины моей Т епло и урожай — дары святого неба;
Но, хлебом золотя простор ее полей,
Ей также, господи, духовного дай хлеба.
Повесть завершается на ноте исканий, и повествователь отдает дань уважения непосредственности чудаков. Особенность повествования: рассказ в рассказе.
Главные черты характера героя — готовность служения другому человеку, нет эгоизма, терпимость, понимание красоты.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Речи, наставления, лозунги, призывы не сотворят личности. Сам человек может себя спасти. Только сам, ибо он сам задает себе вопрос: выполнил ли он свое призвание или уклонился
от него. Хороший человек или плохой начинается с самого простого; пойми себя, начни с себя. Если чувствуешь в себе хорошее, развивай это, дари людям. И от этой щедрости станешь во сто крат лучше, богаче.
Жизнь, как новую повесть,
Начинайте с абзаца, —
Прямо с ходу готовясь,
В эту драку ввязаться.
Пробивайтесь сквозь ветер,
Как тропинка крутая,
Г оре ваших соседей Вашим горем считая.
Коль обиженный плачет,
Проявляйте нервозность.
Дайте недругу сдачи Без поправок на возраст.
Не робея, любуйтесь Распахнувшейся бездной...
И волнуйтесь, волнуйтесь, —
Это очень полезно.
М. Матусоеский.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Ребята должны по группам готовиться к семинару «Мир Лескова». Вопросы к семинару вывешены заранее (они будут указаны в материалах следующего урока). Группа готовит обстоятельный ответ на один вопрос, равномерно распределяя нагрузку между всеми участниками группы, и готовится рецензировать ответ другой группы, На этом уроке учитель поможет ребятам скоординироваться, чтобы никто и ни в чем не повторял работу другой группы.
ЛИТЕРАТУРА К УРОКАМ при изучении «Очарованного странника»:
1. Горелое А. Н.С. Лесков // История рус. лит. XIX в.: вт. пол. / Под ред. Н. Скатова. М., 1991.
2. Дыханоеа B.C. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Н.С. Лескова. М., 1980.
3. Железникоеа Т. «Очарованный странник». Смысл названия // Литература (Прилож. к газ. «Первое сентября». 1996. № 2. С. 6.
4. Лиеан Н.И. Из спецкурса «Творчество Н.С. Лескова» // Русская словесность. 1999. № 6. С. 17.
5. СтоляроеаИ.В. В поисках идеала. Л., 1978.
6. Чередникоеа М.П. Открытие Лескова // Литература в школе. 1991. N° 2. С. 87.