Научная статья на тему 'Леонид Красин и Вашингтон Б. Вандерлип - инициаторы советско-американских концессионных проектов в 20-е гг. Xx века'

Леонид Красин и Вашингтон Б. Вандерлип - инициаторы советско-американских концессионных проектов в 20-е гг. Xx века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
213
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / USSR / США / USA / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / NEW ECONOMIC POLICY / КОНЦЕССИИ / CONCESSIONS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ECONOMIC COOPERATION / В.И. ЛЕНИН / V.I. LENIN / Л.Б. КРАСИН / L.B. KRASIN / В. ВАНДЕНРЛИП / V. VANDENRLIP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мишина Анастасия Алексеевна

В данной статье рассматривается содержание и судьба первых советско-американских концессионных проектов в 1920-е гг., когда в советском государстве проводилась Новая экономическая политика, и роль в их создании министра иностранных дел Л.Б. Красина и американского предпринимателя Вашингтона Б. Вандерлипа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEONID KRASIN AND WASHINGTON B. VANDERLIP - ARE THE INITIATORS OF THE SOVIET-AMERICAN CONCESSION PROJECTS IN THE 1920S OF THE 20TH CENTURY

The article deals with the content and the fate of the first Soviet-American concessionary projects in the 1920s when the New Economic Policy was conducted in the Soviet state, and the role of the Minister of Foreign Affairs Leonid Krasin and of the American entrepreneur Vanderlip Washington in the creation of these projects.

Текст научной работы на тему «Леонид Красин и Вашингтон Б. Вандерлип - инициаторы советско-американских концессионных проектов в 20-е гг. Xx века»

Список литературы

1. Андриянов В.А. Годы поиска и труда: аналитическая записка. М., 2000.

2. Васильева А. Пенитенциарный журнал // Преступление и наказание. 2006. № 1.

3. Елеонский В.А. Воздействие наказания на осужденных: учебное пособие. Рязань, 1980. С. 7.

4. Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. М.: Политиздат, 1982. 304 с.

5. Макаренко А. С. Воспитание гражданина. М., 1989.

6. Макаренко А. С. Коллектив и воспитание личности. М., 1972.

7. Об Образовании: закон РФ N 3266-1 ч.3 ст. 5 от 10 июля 1992 г. // Консультант Плюс.

8. Познышев С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1923.

УДК 94 (100)

Мишина Анастасия Алексеевна

студентка IV курса заочного отделения исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

ЛЕОНИД КРАСИН И ВАШИНГТОН Б. ВАНДЕРЛИП - ИНИЦИАТОРЫ СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ КОНЦЕССИОННЫХ ПРОЕКТОВ

В 20-е гг. XX в.

Anastasia A. Mishina

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

LEONID KRASIN AND WASHINGTON B. VANDERLIP - ARE THE INITIATORS OF THE SOVIET-AMERICAN CONCESSION PROJECTS IN THE 1920S OF THE 20TH CENTURY

Аннотация. В данной статье рассматривается содержание и судьба первых советско-американских концессионных проектов в 1920-е гг., когда в советском государстве проводилась новая экономическая политика, и роль в их создании министра иностранных дел Л.Б. Красина и американского предпринимателя Вашингтона Б. Вандерлипа.

Ключевые слова: СССР, США, Новая экономическая политика, концессии, экономическое сотрудничество, В.И. Ленин, Л.Б. Красин, В. Ванденрлип.

Abstract. The article deals with the content and the fate of the first Soviet-American concessionary projects in the 1920s when the New Economic Policy was conducted in the Soviet state, and the role of the Minister of Foreign Affairs Leonid Krasin and of the American entrepreneur Vanderlip Washington in the creation of these projects.

Key words: USSR, USA, New economic policy, concessions, economic cooperation, V.I. Lenin, L.B. Krasin, V. Vandenrlip.

История советско-американских взаимоотношений всегда вызывала интерес и привлекала внимание публикаторов документов и историков-исследователей.

© Мишина А.А., 2016

В этой статье мы обратим особое внимание на личности двух людей - Леонида Красина и Вашингтона Вандерлипа, сыгравших особенно большую роль в установлении советско-американских связей в экономике в 1920-е гг., когда отношения между нашими странами были крайне напряженными, отсутствовало даже дипломатическое признание Советской России со стороны США.

Видный советский государственный деятель Леонид Борисович Красин (1870-1926) прошел школу революционной борьбы в рядах РСДРП с момента ее основания, то есть с 1898 г. [4, с. 51]. Он не избежал арестов, тюрем и ссылки. Л. Красин эмигрировал в 1908 г., и временно отошел от партийной деятельности, работал инженером в фирме Сименса и Шуккерта в Берлине, а затем в России - инженером и директором заводов, принадлежавших этой немецкой фирме [1, с. 46].

С 1918 г. Красин работал в государственных органах советской республики. С этого года он возглавил Наркомат внешней торговли. Одновременно, начиная с 1919 г., стал наркомом путей сообщения [3, с. 34]. Вел переговоры с немцами в Брест-Литовске, заключал торговые соглашения со Швецией и Великобританией, принимал участие в международных конференциях в Генуе и Гааге, вел дипломатическую работу в Лондоне и Париже - всюду Красин играл ведущую роль (или одну из ведущих ролей). На Западе его называли «красным лордом».

Новая экономическая политика - во многом заслуга Л.Б. Красина, бывшего ее горячим сторонником. Он изобрел систему совзагранбанков -советских коммерческих банков (Московский народный банк в Лондоне, Евробанк в Париже и др.), работавших за границей по законам страны пребывания и служивших большевикам финансовым окном в мир [1, с. 48].

В начале 1920 г. Красин был назначен председателем делегации (в которую кроме него входили М.М. Литвинов и В. П. Ногин), посланной советским правительством на Запад для восстановления торговых

и политических отношений [3, с. 31]. Ввиду невозможности придать делегации формально-правительственный характер, она действовала от имени Центросоюза. В начале 1920-х гг. Л.Б. Красин активно способствовал признанию Советской России со стороны Великобритании и Франции.

Л.Б. Красин считал, что для восстановления экономики Советской России необходимы иностранные инвестиции (в первую очередь, в форме концессий) и полагал, что западная помощь не означает отказа ни от социализма, ни от суверенитета страны. Также Красин предлагал создавать крупные тресты по добыче нефти и угля с участием иностранного капитала [1, с. 45].

В то же время Красин выступал за строгое следование принципу монополии внешней торговли. Но если позиция Красина по вопросу о монополии была поддержана большинством партийного руководства, то его инициативы по масштабному привлечению иностранного капитала в советскую экономику не были реализованы.

Используя американские связи, шведский банкир Олоф Ашберг наладил сбыт советского золота в Нью-Йорке. Через балтийской окно и Wall Street были тайно оплачены важнейшие для большевиков военные поставки. В начале гражданской войны большевики использовали военные запасы, сделанные Николаем II, а когда они иссякли, основным поставщиком снаряжения для Красной армии стали США [2, с. 59].

Во многом именно благодаря инициативе Л.Б. Красина стали создаваться первые совместные с иностранным капиталом предприятия. Только на одном из них (русско-английской фирме «АРКОС») в октябре 1920 г. был размещен советский правительственный заказ на 2 миллиона фунтов стерлингов [2, с. 61].

О попытке в 20-е гг. ХХ в. американского бизнесмена В. Вандерлипа получить у Советского правительства во временное владение Камчатку с правом организации на ее территории концессий по разработке угля, нефти и других полезных ископаемых написано в последние годы немало. Исследователи подробно анализируют все перипетии несостоявшейся сделки -от явных и скрытых намерений сторон до причин и последствий ее разрыва [5, с. 122].

В первой половине 1920 г. Калифорнию посетила делегация Дальневосточной Республики, члены которой предложили американским бизнесменам «надежное дело» - разработку в рамках концессии восточных сибирских природных ресурсов. Деятельность делегации и знакомство с литературой, которую она привезла с собой, вдохновили Вандерлипа на организацию предприятия. (Сам Вандерлип утверждал, что предприятие существовало уже в 1919 г.). Это был синдикат, в который входили наиболее крупные бизнесмены Лос-Анжелеса [5, с. 123].

С августа 1920 г. Вандерлип начал переговорный процесс с представителями советского руководства, сначала в Копенгагене с М.М. Литвиновым и в Стокгольме с Л.Б. Красиным, затем в Москве с В.И. Лениным, Л.Д. Троцким и И.В. Сталиным [2, с. 68].

Предприниматель из США заявлял о своей особой заинтересованности в разработке нефтяных месторождений Камчатки, а также предлагал организовать в регионе добычу угля и рыболовные промыслы.

Показательна мотивация американского бизнесмена в обосновании нефтяного раздела проекта, представленного им американскому синдикату. С одной стороны, В. Вандерлип отмечал экономическую потребность Соединенных Штатов в концессии: «Величайшая экономическая проблема, стоящая перед американским народом, - это будущее снабжение нефтью. В настоящее время в Соединенных Штатах имеется 10 миллионов автомобилей и тракторов, и в этом году будет сделано еще 2 миллиона; кроме того, имеется несколько миллионов больших и малых силовых установок, и судьба всех их зависит от снабжения нефтью. При настоящем уровне производства наши нефтеносные районы будут истощены в течение тридцати лет» [5, с. 123].

С другой стороны, он подчеркивал особую значимость концессии для национальной безопасности США, имея в виду близкую угрозу американо-японской войны: «В Азии, от Суэцкого канала до Сахалина, было добыто в 1918 году 17 миллионов баррелей нефти. Из этого количества Япония добыла

2 миллиона, то есть совершенно ничтожную часть. Нам известно, что Япония не сможет воевать с Соединенными Штатами, не будучи обеспеченной нефтью. Военные суда на угольном топливе не могут сравняться с судами на нефтяном горючем. Подводные лодки и аэропланы не могут двигаться без нефти. Япония может получать нефть только из России и из Англии»[5, с. 124].

Интерес советской стороны к проекту находился, прежде всего, в сфере политической. В самой концессии и ведущихся переговорах с Вандерлипом кремлевское руководство видело своего рода гарантию территориальной целостности Советской республики, противовес японским устремлениям в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.

В конце октября 1920 г. позиции сторон удалось согласовать, был выработан и подписан совместный договор. Он предусматривал предоставление концессии сроком на 60 лет на эксплуатацию природных богатств на Камчатке и в остальной части Восточной Сибири, лежащей к востоку от 160-го меридиана. Указанная территория подлежала разделению на равные квадратные участки, причем участки, предоставляемые синдикату В. Вандерлипа, должны были чередоваться с участками, сохраняемыми советским правительством в своем распоряжении. Размер участка, предоставляемого под нефтяные месторождения, не должен был превышать 4 км2 [4, с. 52].

Со своей стороны синдикат В. Вандерлипа принимал на себя обязательство отчислять (произведенными товарами или долларами) 2,5 % всей продукции нефтяных и угольных промыслов в пользу Советского государства. В конце срока концессии все предприятия с их оборудованием на полном ходу должны были передаваться в собственность Советскому государству. По истечении 35 лет советское правительство получало право досрочного выкупа всех концессионных предприятий [4, с. 52].

Подписанное с В. Вандерлипом предварительное соглашение вступало в силу только после признания Советской России со стороны Соединенных

Штатов и восстановления нормальных дипломатических отношений между странами не позднее 1 июля 1921 г. [4, с. 53]. Однако правительство США не пошло на это. По просьбе Вандерлипа советское правительство продлило до 1 января 1923 г. время вступления в силу этого концессионного соглашения. Но и за этот срок госдепартамент США не изменил своей позиции, и договор с В. Вандерлипом не был подписан.

Итак, сделка между Вандерлипом и советским правительством не состоялась. После получения отказа «Стандарт Ойл», имевшая в синдикате 1/4 вложений, стала терять интерес к предприятию и вскоре вышла из его состава. Синдикат распался. Сам Вандерлип уехал в Афганистан, где с 1923 по 1927 г. состоял на службе советником короля. По завершении службы, в начале 1927 г., он вернулся в Лос-Анжелес и предпринял еще одну попытку, теперь уже самостоятельно, получить нефтяную концессию у Советского Союза. Однако после проведения Главконцесскомом тщательной проверки его финансового положения в продолжении переговоров Вандерлипу было отказано [5, с. 124].

Несмотря на огромные трудности и очень малые результаты, усилия Красина и Вандерлипа не прошли даром - были заложены основы сотрудничества между СССР и США в экономической сфере, получившие продолжение в последующие годы, в эпоху индустриализации в СССР и «Великой депрессии» в США. В этом значимость деятельности Л. Б. Красина и В.Б. Ванделипа в 20-е гг. XX в. Это способствовало приближению дипломатического признания СССР со стороны США.

Список литературы

1. Ерохина О. В. Концессии как форма экономического сотрудничества СССР и Германии в 20-е годы XX века // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Международные отношения. 2011. №2 (20). С. 45-51.

2. Севостьянов Г. Н. Новые документы о дипломатии Кремля в 1921-1941 годах // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2008. №1. С. 58-72.

3. Соломон Г.А. «Присоединившийся», или История одной дружбы // Вопросы истории. 2009. №2. С. 3-39.

4. Тополянский В. Фортовое дело // Новое время. 2006. №11. С. 51-53.

5. Фролова Е. А. Советская концессионная дипломатия на Дальнем Востоке (1917-1922) // Власть. 2008. №8. С. 122-125.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.