Научная статья на тему 'Ленинградский авторский гобелен в пространстве общественного интерьера'

Ленинградский авторский гобелен в пространстве общественного интерьера Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1135
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРЬЕРНЫЙ ГОБЕЛЕН / КАФЕДРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ ТКАНЕЙ / ЛВХПУ ИМЕНИ В.И. МУХИНОЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Куракова Надежда Витальевна

На основе документальных и литературных источников впервые рассматривается важный период в истории становления и развития ленинградского интерьерного гобелена; анализируются выявленные произведения ведущих художников Ленинграда 1960-х – начала 1990-х гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ленинградский авторский гобелен в пространстве общественного интерьера»

мир ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 74 ББК 85.1

Н.В. Куракова

ЛЕНИНГРАДСКИЙ АВТОРСКИЙ ГОБЕЛЕН В ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ИНТЕРЬЕРА

На основе документальных и литературных источников впервые рассматривается важный период в истории становления и развития ленинградского интерьерного гобелена; анализируются выявленные произведения ведущих художников Ленинграда 1960-х - начала 1990-х гг.

Ключевые слова:

интерьерный гобелен, кафедра художественного оформления тканей, ЛВХПУ имени В.И. Мухиной.

Исследование ленинградского авторского гобелена 1960-х - начала 1990-х гг., предназначенного для интерьерной среды, является важной и актуальной темой отечественного искусствоведения. Очевидно, что осмысление произведений недавнего прошлого может способствовать поиску новых идей, направленных на развитие искусства художественного ткачества. Возрастающий практический интерес к искусству гобелена, потребность в произведениях высокого художественного уровня в связи с необходимостью оформления современных общественных интерьеров -все это придает особую значимость исследуемой теме. Однако, поскольку большую часть гобеленов ленинградские художники создавали для архитектурных объектов разных регионов страны, а потому не всегда имели возможность представить их на художественных выставках, значительный пласт произведений остался вне поля зрения искусствоведения. Сложность их выявления связана с тем, что здания со временем подвергались ремонту, интерьеры перестраивались, а уникальные интерьер-ные комплексы, важной составляющей которых являлись авторские гобелены, либо уничтожались, либо бесследно исчезали. Все перечисленное подчеркивает необходимость исследования заявленной темы.

Интерес к искусству интерьерного гобелена со стороны художников, критиков и заказчиков, уже с 1960-х способствовал появлению на страницах столичных пе-

риодических изданий искусствоведческих статей, интервью и круглых столов, посвященных разным проблемам этого вида декоративно-прикладного искусства. Наиболее активно в те годы писали о современном гобелене искусствоведы Л.Г. Крамаренко, В.И. Савицкая [13; 14], Т.К. Стриженова, И.А. Рюмина [12], а в 1980 г. в издательстве МАРХИ вышло в свет первое учебное пособие «Гобелен в интерьере жилых и общественных зданий» [11].

Вопросы ленинградского интерьер-ного гобелена одними из первых стали освещать искусствоведы Р.М. Коваль [5; 6; 7] и Г.Н. Габриэль [2; 3], а позднее, уже в XXI в., произведения ленинградских художников в общем российском контексте исследовали в своих диссертационных трудах В.Д. Уваров [17], Н.И. Бещева [1], Л.Г. Крамаренко [8].

Настоящая статья, основанная на литературных источниках и документальных материалах [18], призвана осветить эволюцию искусства ленинградского интерь-ерного гобелена на протяжении периода с конца 1960-х до начала 1990-х гг. и выявить наиболее интересные произведения ведущих мастеров Ленинграда тех лет.

Общеизвестно, что в 1960-е гг. развитию отечественного декоративно-прикладного искусства во многом способствовало строительство новых городов, общественных о зданий, дворцов культуры. Важным факто- £ ром явился и правительственный указ, со- Ц гласно которому 2% средств, выделяемых о

на строительство здании, предназначались их художественному оформлению. Кроме того, издаваемые в 1960-е гг. журналы «Ваш дом», «Что такое хороший вкус» и пр., способствовали формированию вкуса. Немаловажное значение для эстетического просвещения имели выставки, как например, «Искусство - в быт», проходившая в 1961 г. в Москве, в Центральном выставочном зале «Манеж». Главная ее задача заключалась в том, чтобы показать советским людям новый подход в оформлении жилой среды как единого интерьерного комплекса. Таким образом, декоративно-прикладное искусство становилось художественным акцентом современного интерьера.

История ленинградского гобелена началась в 1963 г., когда приказом ректора Мухинского училища Я.Н. Лукина преподаватель кафедры художественного оформления тканей Ирина глебовна Куренкова была командирована на девятимесячную стажировку в Прагу, в Государственную школу изящных искусств к известному чешскому художнику гобелена, профессору Антонину Кибале. Постигнув у чешских мастеров приемы ручного ткачества, Куренкова, вернувшись в Ленинград, в полной мере реализовала свои знания в педагогической и творческой работе [9].

Первым серьезным проектом, выполненным ленинградскими художниками, стал заказ, связанный с подготовкой к 100-летнему юбилею В.И. Ленина. На его родине, в городе Ульяновске, возводилось здание гостиницы «Венец», для банкетного зала которой (арх. А. С. Алымов) в 1969 - 1970 гг. И.Г. Куренкова в соавторстве со своей ученицей Л.А. Романовой и В.П. Гусаровым, выпускником кафедры монументальной живописи ЛВХПУ им. В.И. Мухиной, соткала два масштабных гобелена - «Птицы» и «Рыбы».

Поворотной точкой в развитии ленинградского художественного ткачества стало создание гобелена «Синий» (1971) и цикла «Петровская сюита» (1971), состоявшего из восьми гобеленов, исполненных художниками М.Б. Ганько, Н.З. Еремеевой, И.Г. Куренковой, Н.А. Моисеевой, Э. Морозовой, И.М. Рахимовой для ресторана гостиницы «Ленинград» (арх. С.Б. Сперанский). По словам Г.Н. Габриэль, эта работа была «важна еще и тем, что в ней впервые отчетливо прозвучала, ставшая затем определяющей, характерная черта ленинградского гобелена - преобладание в нем изобразительного начала, развивающегося в формах гладкого классического ткачества» [3, с. 2].

После завершения цикла «Петровская сюита» М.Б. Ганько, Н.З. Еремеева, Н.А. Моисеева и И.М. Рахимова по эскизам Н.А. Моисеевой создали масштабный занавес для Мурманского областного театра кукол. Вскоре гобелен был отмечен медалью как лучшая работа 1972 г.

М.Б. Ганько, Н.з. Еремеева и И.М. Рахимова многие годы работали вместе, проектируя и выполняя масштабные ин-терьерные произведения. Среди них заслуживают внимания два многофигурных гобелена для экспозиции Днепропетровского исторического музея имени академика Д.И. Эварницкого. Не менее интересна работы «Гербы северных городов» (1972) для конференц-зала «Интурист»; объемно-пространственный гобелен «Паруса» и несколько гобеленов-полотен без изображения - для бара и ресторана Речного вокзала в Ленинграде (1972-1974); занавесы для дома культуры ленинградского завода «Металлист» (1974) и дома культуры «Фар-хад» в городе Навои (1984); гобелены «Русь деревянная», «Кремль», «Москва Белокаменная» для большого банкетного зала гостиницы «Москва»; «Рассвет» и «Сумерки» для бара гостиницы «Москва». В 1986 г. М.Б. Ганько, Н.З. Еремеева и И.М. Рахимова соткали триптих «Природа и энергия» для Саяно-Шушенской ГЭС. Это была их последняя совместная работа.

Необходимо отметить, что при ЛВХПУ имени В.И. Мухиной еще в конце 1940-х гг. были созданы Научно-исследовательские экспериментальные мастерские (НИЭМ), переименованные в 1989 г. в научно-исследовательское экспериментальное предприятие «РОСВУЗДИЗАЙН».

В НИЭМ помимо штатных сотрудников - архитекторов, дизайнеров и художников декоративно-прикладного искусства - работали преподаватели ЛВХПУ имени В.И. Мухиной. Эскизы и выполненную работу утверждал художественный совет НИЭМ, состоявший из заведующих кафедрами училища. В экспериментальных мастерских многие годы занималась проектированием и созданием гобеленов С.А. Бусыгина - автор таких произведений как фигурный гобелен «Весна» (1982), исполненный для ВНИИ биопрепаратов в Ленинграде; гобелены «Крылья» (1986) и «Космический пейзаж» (1987) для Авиационного техникума; серия гобеленов «Прибалтика» (1990) для банкетного зала ресторана «Москва». С.А. Бусыгина создала ряд масштабных интерьерных произведений в соавторстве с М.Ф. Корниловой. Это гобелен «Солнечный мир» (1979) для банкетно-

Рис. 1. С.А. Бусыгина. Ленинградские мелодии. 1984. Шерсть. Ручное ткачество. 180 x500. Музыкальный зал гостиницы «Октябрьская», Ленинград.

2. В.А. Ларионова, А.И. Ларионов. Шпицберген. 1984. Шерсть. Ручное ткачество. 500 x 800.

Советское консульство, Шпицберген.

ШШ'

ш^шщ

щщ

3. Л.А Романова, В.П. Гусаров. Лето, Павловский дворец. Из серии Воспоминания о Павловске. 1979-1982. Шерсть. Ручное ткачество. Конференц-зал гостиницы «Прибалтийская».

3

ю О

го зала ресторана «Садко», занавес с гобеленовыми вставками «Башкирия» (1980) для дворца культуры «Нефтяник» в Уфе, декоративное панно «Ленинград» с гобеленовыми вставками (1981) для кафе кинотеатра «Ленинград».

В 1985 г. лучшим среди гостиничных интерьеров был признан музыкальный холл ленинградской гостиницы «Октябрьская» (арх. Т.Н. Рогозина). Доминантой этого интерьера явились два масштабных гобелена Бусыгиной, расположенных друг против друга, - «Тишина» (1983) и «Ленинградские мелодии» (1984) (рис.1). Арочные окна музыкального холла подсказали автору оригинальную и довольно сложную композицию гобеленов: фронтально Бусыгина изобразила стену с двумя арочными окнами, на первом плане выткала разбросанные на подоконниках ветки сирени, сквозь арочные окна изобразила очертания Преображенского собора и Пантелей-моновской церкви, между окнами ввела картину - портрет скрипачки, а слева и справа - музыкальные натюрморты. Гобелен «Тишина» композиционно построен по той же схеме, но основным мотивом стал деревенский интерьер с видом на сельские просторы. Композиционное решение обоих гобеленов было призвано визуально расширять пространство холла.

Сотрудники НИЭМ - художники А.И. Ларионов (преподаватель кафедры монументальной живописи ЛВХПУ имени В.И. Мухиной) и В.А. Ларионова (выпускница Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина) в 1980-е гг. тоже создали ряд интересных масштабных произведений. Среди них диптих «Энергия и жизнь» (1981) для конференц-зала завода «Электросила» в Ленинграде, гобелен для кают-компании атомного ледокола «Советский Союз» (первая половина 1980-х гг.), гобелен-занавес для советского консульства в поселке Баренцбург на Шпицбергене (1984) (рис. 2). Последний был предназначен для кинозала, интерьерный проект которого (арх. В.Г. Хотин) включал произведения разных видов декоративно-прикладного искусства, в том числе художественную ковку работы В.П. Смирнова.

гобелен Ларионовых состоял из четырех частей. Боковые представляли покорение Арктики, на правой части был выткан портрет русского арктического исследователя В.А. Русанова, на левой - норвежского исследователя Фрииъоф Ве!дель-Я1рлсберг Нансена. Два центральных гобелена задумывлись как раздвижной за-

навес, они изображали арктическое небо с северным сиянием, переходящим в текст terra incognita. Цветовая гамма произведения передавала состояние арктического пейзажа и строилась на сочетании темно-синего и серо-белых цветов с вкраплением светло-изумрудных. Центральные гобелены и портреты художники выткали классическим шпалерным переплетением, а в боковых гобеленах при изображении снега и сосулек, облепивших исследовательские корабли, применили фактурное ткачество.

Одним из лучших интерьерных ансамблей заслуженно считается цикл гобеленов «Воспоминания о Павловске» (1979-1982) (рис. 3), созданный В.П. Гусаровым в соавторстве с Л.А. Романовой для банкетного зала «Павловск» (арх. Ф.К. Романовский) ленинградской гостиницы «Прибалтийская». Художники ввели в композицию гобелена образы исторических персонажей. Они изображены светлым контуром словно люди-призраки ушедшей эпохи. Сквозь силуэты легко просматривается узнаваемая архитектура Павловска. Цветовая гамма гобеленов охватывает палитру от темно-красных цветов к золотисто-белым. В банкетном зале гобелены располагались по периметру, на белом фоне стен; их общую колористическую гамму поддерживал темно-брусничный цвет напольного ковролинового покрытия.

Художники В.П. Гусаров и Л.А. Романова являются авторами целого ряда заслуживающих внимания интерьерных гобеленов. Среди них «Познание мира» (1982) для фойе спортивно-культурного комплекса лагеря «Орленок» (арх. В.Б. Фабрицкий, И.П. Шмелев); гобелены «Молодежный театр», «Русский хоровод», «Новый город», «Затопленный город» (1983-1984) для дома культуры «Волжский» в одноименном городе (арх. Ю.М. Волков), гобелен «На тему песен Окуджавы» и «Времена года» для холлов санатория «Дженал» в Кисловодске (арх. Ю.М. Волков); «Битва А. Невского с Тевтонским орденом» для международной базы ученых в Юскула, Эстония (арх. Ю.М. Волков) и др.

Со второй половины 1970-х гг. в искусстве ленинградского интерьерного гобелена начался активный поиск новых пластических форм. В 1980 г. для ресторана гостиницы «Октябрьская» художник ручного ткачества Н.В. Першина создала гобелен «Музыка», представляющий собой масштабную объемно-пространственную композицию с использованием навесных деталей. Последующие интерьерные гобелены Перши-

на выполняла в классической шпалерной технике. Это «Последний лист» для дворца культуры в Костроме, «Белые сны» (1983) для гостиницы «Пулковская», два гобелена «Увертюра» и «Финал» (1989 - 1990) для фойе дома культуры в городе Кировск и др.

Обращался к созданию интерьерного гобелена и признанный ленинградский мастер Б.Г. Мигаль [10]. Критика высоко ценила его гобелены для санатория «Дюны» - «Путь» (1977) для зимнего сада и серию «Зеленый луч» (1985 - 1986) для биллиардной.

Примером удачного эксперимента - сочетания в одной композиции ручного ткачества и керамики - стали интерьерные гобелены Г.Б. Бушуевой «Земля» и «Вода» (1985-1986), созданные для фойе дома культуры Центрального военного санатория в городе Светогорске Калининградской области (арх. С.В. Крикуненко, автор керамики Г.Н. Истомина.). Однако эти произведения стоят особняком в творчестве Бу-шуевой, основные интерьерные гобелены, созданные ею, выполнены в классической шпалерной технике.

Исследование показало, что с 1970-х до первой половины 1990-х гг. гобелен зани-

мал одну из ведущих позиций в формировании художественного образа общественного интерьера. Как правило, ленинградский интерьерный гобелен - это гобелен-картина прямоугольной формы, выполненный классическим шпалерным переплетением из шерсти, но известны и произведения свободной формы с объемно-пространственными элементами, выполненные фактурным переплетением с использованием растительных и синтетических волокон.

Важным фактором развития интерь-ерного гобелена явилось то, что к работе в технике шпалерного ткачества помимо выпускников кафедры художественного оформления ткани ЛВХПУ имени В.И. Мухиной обратились профессиональные живописцы-монументалисты, которые привнесли свои стилистические особенности в искусство гобелена.

Нельзя не отметить и то, что важная роль в создании интерьерного гобелена принадлежит содружеству художника и архитектора, их совместной работе еще на стадии создания эскизов. Удачный союз всегда порождает индивидуальный проект, в котором гобелен становится главной частью интерьерного пространства.

Список литературы:

[1]

Бещева Н.И. Гобелен в общественных интерьерах России 1970-1990-х годов. На примере московской и петербургской школ / Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. - М., 2004. Габриэль Г. Гобелен и интерьер. Ленинградский опыт // Декоративное искусство СССР. - 1977, № 8. - С. 8-12.

Габриэль Г.Н. Гобелен и интерьер. Кто кого? // Декоративное искусство СССР. - 1988, № 10. -С. 2-6.

Кабанова О. Гобелен в интерьере // Декоративное искусство СССР. - 1987, № 5.

Коваль Р.М. Современная ленинградская шпалера // Декоративное искусство СССР. - 1971, № 2. -С. 40-43.

Коваль Р.М. Пять лет «Синего гобелена» // Декоративное искусство СССР. - 1976, № 8. - С. 20-22. Коваль Р.М. Спор драматического с декоративностью (О шпалере Аллы Давыдовой «Ночное представление») // Декоративное искусство СССР. - 1981, № 9. - С. 35-37.

Крамаренко Л.Г. Декоративное искусство России XX века: к проблеме формообразования и сложения стиля предметно-пространственной среды / Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. - М., 2005.

Куракова Н.В. Роль и значение ЛВХПУ им. В.И. Мухиной в истории становления и развития ленинградского авторского гобелена // Общество. Среда. Развитие. - 2013, № 1. - С. 155-160.

[10] Куракова Н.В. Художник гобелена Борис Мигаль (1946 - 1999) // Наука и образование современной Евразии: традиции и инновации: Материалы Евразийского научного форума, посвященного 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова 24-28 октября 2011 года. Часть вторая. Искусствоведение: Сб. науч. ст. / Под ред. М.Ю. Спириной. - СПб.: МИЭП, 2011. - С. 79-88.

[11] Мельникова Н. Гобелен в интерьере жилых и общественных зданий / Учеб. пос. - М.: МАРХИ, 1980. -31 с.

[12] Рюмина И. Гобелен, архитектура, музыка // Декоративное искусство СССР. - 1976, №12.

[13] Савицкая В.И. Современный советский гобелен. - М.: Советский художник, 1979. - 215 с.

[14] Савицкая В. Гобелен и пространство // Декоративное искусство СССР. - 1975, № 3. - С. 6-9.

[15] Современный гобелен и пространство. Круглый стол // Декоративное искусство СССР. - 1976, №7.

[16] Соловьев Н. Гобелен в интерьере // Декоративное искусство СССР. - 1985, № 12.

[17] Уваров В.Д. Авторская таписсерия в контексте мирового художественного процесса / Автореф. дисс. ... канд. искусствоведения. - М., 2002.

[18] ЦГАЛИ. Ф. 78 (ЛОСХ РСФСР). Оп. 4. Д. 751. Л. 44.

[2]

[3]

[4]

[5]

[6]

[7]

[8]

[9]

3 ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.