Журнал интегративных исследований культуры, 2024, т. 6, № 2 Journal of Integrative Cultural Studies, 2024, vol. 6, no. 2 _www.iik-journal.ru
Щ Check for updates
УДК 745/749 БЭЫ ZWIQXD
https://www.doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-2-154-161
Ленинградские художники и их вклад в становление новгородского фарфорового искусства
Т. А. Воропаева ш
1 Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, 173007, Россия, г. Великий Новгород, Кремль, д. 11
Аннотация. История фарфоровых предприятий Новгородской области представляет собой сложный процесс развития, состоящий из различных этапов и преобразований. В последние годы наблюдается увеличение числа исследований, посвященных искусству советского фарфора второй половины XX века и истории местных фарфоровых производств. В этот период фарфоровая промышленность Новгорода активно развивается, проводятся работы по модернизации оборудования на предприятиях, основной целью которых является повышение качества продукции и улучшение ее художественно-эстетических характеристик. Следует отметить, что продукция, выпускаемая на новгородских предприятиях во второй половине ХХ века, реализовывалась по всей стране, а также поставлялась за рубеж. Кроме того, одним из ключевых аспектов развития отечественной фарфоровой промышленности являлась подготовка квалифицированных специалистов. Это обеспечивало качество производства, а также способствовало сохранению и развитию традиций фарфорового искусства. Значительное влияние на формирование отрасли оказали мастера, прошедшие подготовку в учебных заведениях Ленинграда, а также художники Ленинградского фарфорового завода имени М. В. Ломоносова: В. Л. Семенов, Л. К. Блак, Э. М. Криммер, А. А. Лепорская, В. М. Овсянников, Ф. Н. Крохина, Т. А. Гаврилова, А. С. Круглов, М. В. Андреева и др. В статье анализируется творчество ленинградских художников, внесших значительный вклад в искусство новгородского фарфора. Опираясь на архивные материалы, музейные и частные коллекции фарфора, воспоминания современников, автор исследует особенности их творчества.
Вклад ленинградских художников в развитие фарфорового искусства трудно переоценить, их работы до сих пор пользуются популярностью и являются предметом гордости коллекционеров.
Ключевые слова: завод «Красный фарфорист», завод «Пролетарий», Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной
Виды искусства
Для цитирования:
Воропаева, Т. А. (2024) Ленинградские художники и их вклад в становление новгородского фарфорового искусства. Журнал интегративньх исследований культуры, т. 6, № 2, с. 154-161. https://www.doi.org/10.33910/2687-1262-2024-6-2-154-161 EDN ZWIQXD
Получена 26 марта 2024; прошла рецензирование 24 апреля 2024; принята 26 апреля 2024.
Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки. Права: © Т. А. Воропаева (2024). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии ССБУ^С 4.0.
Leningrad artists and their contribution to the development
of Novgorod porcelain art
T. A. Voropaeva
H1
1 Novgorod State United Museum-Reserve, 11 Kremlin, Veliky Novgorod 173007, Russia
Abstract. The history of porcelain enterprises in Novgorod Region is a complex development process consisting of various stages and transformations. In recent years, there has been an increase in the number of studies devoted to the art of Soviet porcelain in the second half of the 20th century and the history of porcelain production in various regions of Russia. During this period, the porcelain industry of Novgorod was actively developing, and enterprises were modernizing their equipment to improve the quality of products and their artistic and aesthetic characteristics. The products manufactured by Novgorod enterprises in the second half of the 20th century were sold throughout the country and exported abroad. The training of qualified specialists was one of the key aspects of the development of the Soviet porcelain industry: it ensured the quality of production and contributed to the preservation and development of the traditions of porcelain art. The development of the industry was significantly influenced by masters trained in Leningrad's educational institutions and artists of the Leningrad Porcelain Factory: V. L. Semenov, L. K. Blak, E. M. Krimmer, A. A. Leporskaya, V. M. Ovsyannikov, F. N. Krokhina, T. A. Gavrilova, A. S. Kruglov, M. V. Andreeva and others. The article analyzes the work of Leningrad artists who made a significant contribution to the art of Novgorod porcelain. The author relies on archival materials, museum and private collections of porcelain, and memoirs of contemporaries to explore the specifics of Leningrad artists' work. The contribution of Leningrad artists to the development of porcelain art can hardly be overestimated. Their works are still popular and are the pride of collectors.
For citation: Voropaeva, T. A. (2024) Leningrad artists and their contribution to the development of Novgorod porcelain art. Journal of Integrative Cultural Studies, vol. 6, no. 2, pp. 154-161. https://www.doi. org/10.33910/2687-1262-2024-6-2-154-161 EDN ZWIQXD Received 26 March 2024; reviewed 24 April 2024; accepted 26 April 2024. Funding: The study did not receive any external funding. Copyright: © T. A. Voropaeva (2024). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Keywords: Krasny Porcelain Factory, Proletarian Factory, Leningrad Porcelain Factory, V. Mukhina Leningrad Higher Art and Industrial College
Вторая половина ХХ века — время активного развития декоративного искусства в тесной связи с художественной промышленностью. С конца 1950-х годов шло интенсивное изменение технической эстетики, с которым было сопряжено понимание важной роли декоративного искусства в создании предметно-пространственной среды и его связи с архитектурой и изобразительным искусством.
Развитию отрасли художественного массового производства в 1950-1960-х годах способствовала государственная стратегия, направленная на осуществление крупномасштабных строительных проектов. Острый жилищный кризис, обозначившийся в первые годы после Великой Отечественной войны, вызвал необходимость поиска новых решений для социальной сферы. С середины 1950-х годов реализуются идеи перехода к индустриальному строительству общественных и жилых объектов с использованием серийного производства на основе стандартизированных решений.
Программа строительства, осуществлявшаяся во времена правления Н. С. Хрущева, пред-
полагала в короткие сроки восполнить жилой фонд СССР за счет типовых построек и обеспечить советских граждан недорогим и доступным жильем (Григорьева 2010). Это малогабаритное жилье нуждалось в лаконичном, современном, доступном украшении. Кроме того, новые малогабаритные кухни требовали новой посуды. Массовое производство фарфоровых изделий как бытового, так и декоративного назначения стало одним из вариантов решения проблем декорирования жилого пространства нового типа. Как старейшие фарфоровые заводы с устоявшимися довоенными традициями, так и молодые творческие коллективы, сформировавшиеся во второй половине XX века, стали активно включаться в поиск новых стилистических, жанровых и тематических решений для ин-терьерной скульптуры и хозяйственных изделий (Иванова 2020).
Первостепенная задача, которая ставилась перед отечественной художественной промышленностью, — это «необходимость максимального удовлетворения быстро растущих культурных запросов советских людей» (Теремин 1953,
5-14). Потребность покупателей в доступной, но эстетически привлекательной посуде к концу 1950-х годов назрела довольно остро. На это, например, обращают внимание передовицы журнала «Декоративное искусство» 1958 года: «Книга жалоб и предложений заполнена множеством требований, большинство из них сводится к одному: нужна красивая штучная посуда. Но ответ на эти требования всегда один: „Такой посуды в магазине нет". Но их запросы далеко не всегда удовлетворяются. Дело в том, что нам ограничили ассортимент, торгуем главным образом продукцией Дулёвского и Дмитровского заводов Московской области, а изделия других предприятий получаем от случая к случаю, изредка поступает продукция Первомайского завода Ярославской области, заводов „Пролетарий" и „Красный фарфорист" Новгородской области, фаянсового завода имени М. И. Калинина, но этого мало. Покупателям непонятно, почему в Москве нельзя купить посуду фарфорового завода имени Ломоносова, предприятий Прибалтики, Украины, Белоруссии? Было бы целесообразно, нам кажется, отгружать для Москвы ежеквартально хотя бы по одному вагону изделия этих заводов в обмен на фарфор московских предприятий. Благодаря этому ассортимент наших магазинов стал бы значительно богаче. Справедливы нарекания покупателей на то, что в продаже мало дешевых сервизов и штучных товаров. Они раскупаются буквально за несколько дней, а ждать их приходится месяцами____на полках нашего, да и других магазинов дорогие сервизы, вазы, блюда, чашки, статуэтки имеются в избытке, а посуда, на которую ощущается массовый спрос, на полках редкость» (Амшинский 1958, 3-6).
Наряду с ограниченным ассортиментом, важной проблемой был вопрос качества, на который обращали внимание искусствоведы, входившие в состав комиссии художественного совета по смотру образцов изделий, представляемых региональными предприятиями. Так, например, Л. Г. Крамаренко пишет: «Нельзя сказать, что магазины наши бедны посудой. Однако присмотревшись более внимательно, убеждаешься, что среди всей фарфоровой и фаянсовой посуды редко можно найти вещи, выполненные с подлинным художественным вкусом и мастерством, правильным использованием материала и возможностей техники. В магазинах почти нет посуды, сверкающей белизной фарфора, с простой, скромной отделкой, недорогой по цене, столь необходимой в повседневном быту каждой семье». (Крамаренко 1958, 11). Между тем, отмечают эксперты, «произведение прикладного искусства
принадлежит к тому разряду предметов, которые удовлетворяют одновременно и материальные, и духовные потребности» (Кантор 1958, 33).
Итак, ассортимент и качество были ключевыми параметрами развития нового массового фарфорового производства. Целью же было воспитание вкуса рядовых советских граждан. В 1950-1960-е годы главной задачей декоративного искусства становится ориентация на организацию быта, эстетическое воспитание советского человека и развитие его художественного вкуса (Иванова и др. 2021). Подспорьем мог стать журнал «Декоративное искусство СССР», основанный в 1957 году, в котором освещались модные тенденции оформления интерьеров, выставки, публиковались статьи о развитии декоративно-прикладного искусства СССР. Однако этот журнал, в основном, был доступен специалистам, а рядовые граждане могли почерпнуть ценные советы в многочисленных изданиях, посвященных культуре организации жилого пространства.
В обозначенных процессах новгородские предприятия художественной промышленности играли достаточно видную роль. Первые шаги тиражного фарфорового искусства нового типа начались после Великой Отечественной войны. В Новгородской области продолжили свое развитие два завода: «Пролетарий» (бывшая Бронницкая фарфоро-фаянсовая фабрика) и «Красный фарфорист» (бывшая Грузинская фарфоро-фаянсовая фабрика), продукция которых была широко распространена по всей стране и экспортировалась за границу на протяжении второй половины ХХ века. Уже отмечался запрос на произведения новгородских фарфоровых заводов за пределами региона, и новгородские мастера должны были создавать произведения, обладающие региональной спецификой, но при этом включенные в систему общих стилевых требований. Это было возможно только при взаимодействии с предприятиями Ленинграда. Региональным предприятиям была необходима поддержка ведущих заводов отрасли и возможность творческого взаимодействия с ведущими мастерами.
Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова (далее — ЛФЗ) играл роль главного художественного центра, и специалисты с других фарфоровых производств проходили стажировку на ЛФЗ. Так, в протоколе 1957 года художественного совета Управления Главфар-фора даны общие рекомендации для региональных предприятий: 1. Руководителям стекольных и фарфоровых предприятий Управления наладить обмен опытом между заводами. 2. Художникам
и скульпторам заводов „Восстание", „Красный фарфорист", „Пролетарий" и им. I КДО почаще посещать завод им. Ломоносова и Художественного стекла для изучения передовых методов труда. 3. Директорам заводов им. Ломоносова и Художественного стекла периодически направлять на другие схожие по профилю заводы Управления квалифицированных специалистов, художников и скульпторов» (ГАНО, Ф. Р. — 472, оп. 3, д. 269, л. 9). Одной из главных задач было повышение профессионального мастерства художников на местных производствах. Новгородские художники не только ездили на ЛФЗ для обмена опытом, но и приглашали специалистов завода для создания ряда произведений на новгородских предприятиях.
Выпускники Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной (далее — ЛВХПУ им. В. И. Мухиной) сыграли значительную роль в развитии новгородского декоративного искусства второй половины ХХ века. Художественный фарфор «мухинцев» — Т. А. Федоровой, Б. Д. Быструш-кина, Т. А. Гавриловой, Ф. Н. Крохиной, А. С. Круг-лова, М. В. Андреевой — наряду с работами выпускников других школ, представлял Новгород на самых крупных выставках России и Советского Союза (Володина 2017, 110-116).
В целом можно выделить два основных направления влияния ленинградских мастеров на развитие фарфоровой промышленности Новгородской области. Во-первых, это создание произведений для новгородских заводов художниками ЛФЗ. Во-вторых, это приезд молодых специалистов, окончивших ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, на новгородские заводы по распределению.
Рассматривая образцы продукции новгородских заводов 1950-1960-х годов и их техническую документацию с перечнем принятых к производству образцов, можно сделать вывод о значительной роли ленинградских художников и скульпторов в развитии новгородской фарфоровой промышленности.
Расцвет производства на заводе «Красный фарфорист» пришелся на период с 1950-го до конца 1960-х годов. Этому способствовала активная поддержка художников ЛФЗ, включая В. Л. Семёнова, Т. С. Линчевскую, И. С. Олевскую и других. К ним присоединились приглашенные специалисты Б. Д. Быструшкин, Т. А. Федорова. Результатом сотрудничества стали знаковые произведения, такие как сервиз «Дольчатый» (1950-е гг.), выполненный ленинградским художником В. Л. Семеновым, «Березка» (1955), «Юная скрипачка» (1957), «Футболист» (1954) Т. А. Федоровой, композиция «Садко» (1954) Б. Д. Быструшкина.
Владимир Лаврентьевич Семенов (1914-1978) приступил к работе над чайным сервизом «Дольчатый» в 1953 году. Мотив дольки часто использовался в фарфоровых изделиях, но Семенов сумел придать этой форме вид и пропорции, похожие на лепестки полевых и садовых цветов: ромашек, календулы, маргариток (Воронов 1959, 33-35). В 1960-е годы сервиз был снят с производства из-за излишней вычурности, не соответствующей принципам декоративного минимализма, которых требовали современные модные тенденции, но в конце 1990-х — начале 2000-х годов форма вновь была запущена в производство.
Формы Татьяны Сергеевны Линчевской (1932-2008) производились на заводе «Красный фарфорист» до 1980-х годов. Хотя с конца 1960-х завод выпускал преимущественно массовую столовую посуду по доступным ценам, но небольшими партиями производились изделия, относящиеся к сувенирной продукции — уникальные произведения с ручной росписью. Такими изделиями являлись работы Линчевской, в частности, бокалы и блюдца «Русский» (1975), «Сувенир» (1975) и «Подарочный» (1975).
На заводе «Красный фарфорист» начала свою яркую карьеру выдающийся мастер фарфорового искусства Инна Соломоновна Олевская (1940-2021). Окончив в 1967 году ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, она до 1969 года работала на заводе «Красный фарфорист». Этот период творчества отличается яркой манерой декоративной росписи с доминированием растительных мотивов, пышных букетов роз и цветочных композиций. Олевская выполняла росписи чайных и кофейных сервизов и бокалов с изображениями Летнего сада и сказочных персонажей, предназначенных для сувениров. Например, «Кересть» (1968) и «Волхов» (1968), на которых реки изображены в виде сказочных героев.
Яркий след в искусстве новгородского фарфора оставил Бронислав Дмитриевич Быструшкин (1926-1977), работавший на «Красном фарфористе» с 1957 по 1963 год. Наиболее выразительные его произведения: шкатулки «Глобус» (1957), посвященная Шестому международному фестивалю студентов и молодежи, и «Ленинград» (1957) со знаком Ленинграда на крышке. Также он создал парные скульптуры «Танцующие матрешки» (1957), «Ласточки» (1959) и «Голуби» (1959). Эти и другие его произведения были выпущены на заводе и пользовались большой популярностью. Б. Д. Бы-струшкин выполнил ряд сервизов в стиле декоративного минимализма. Так, в 1961 году были приняты для выпуска его новые формы:
чайный сервиз «Простой» с рисунком «Белые ночи»; чайный сервиз «Киевский» с росписями «Тростничок» Л. И. Лебединской, «К-42» Е. М. Евлашева и «К-68» А. А. Драгуновой; сервиз чайно-кофейный «Волховский» с росписями «Лучи» и «Красный»; чайный сервиз «Луковка» с росписями «Полосатый», «Полоски», роспись Э. М. Евлашева «Красно-желтые цветы» (ГАНО, Ф. Р.-472, оп. 3, д. 269, л. 9). Сервиз был представлен на выставке «Искусство в быт» в 1961 году, за него Быструшкин получил диплом II степени.
В творчестве Тамары Андриановны Федоровой (1928-2009) наиболее обширно была раскрыта тема детства. Работая скульптором на заводе «Красный фарфорист» с 1953 по 1954 год, Федорова реализовала в творчестве фарфоровые образы детской повседневности, придерживаясь реалистичной манеры изображения фигурок «Скрипачка» (1957) и «Футболист» (1954) (Иванова 2019).
На «Красном фарфористе» выпускались и другие формы, и росписи ленинградских авторов: детский комплект формы «Малыш» Т. С. Линчевской, рисунок для деколи кружки М. Н. Моха (1960-е гг.); кружка формы В. Л. Семенова, рисунок «Петушки» А. В. Воробьевско-го (1960-е гг.).
На втором новгородском заводе «Пролетарий» также был выпущен ряд произведений ленинградских авторов. Например, сервизы «Новгородский» В. Л. Семенова, «Красный» Н. П. Славиной, «Розы» Л. К. Блак. При работе над сервизами полностью выполнялись рекомендации художественного совета о работе ленинградских художников на новгородских предприятиях. Однако важно отметить, что в 1950-х в Новгороде годах начали формироваться и собственные художественные мастерские, где работали профессиональные художники, многие из которых были выпускниками ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Большая часть из них продолжала работать по полученным специальностям «художник декоративно-прикладного искусства», включая фарфор, стекло, текстиль, «художник монументально-декоративного искусства», «художник интерьера».
На заводе «Пролетарий» начали активно работать над обновлением ассортимента форм с 1954 года, когда на завод пришел молодой художник Владислав Михайлович Овсянников, окончивший училище им. В. И. Мухиной. Он разработал новые формы, например, «Новгородская». В основу композиции — чайника, молочника и сахарницы — положена достаточно тяжелая, расширяющаяся книзу форма груши,
а ручки выполнены в виде изящных, поднимающихся вверх завитков. Тулово чашек приближено к форме традиционного русского горшочка. В 1960-е годы Овсянников выполнил еще одну впоследствии тиражируемую форму, которая была положительно принята на заседании художественного совета Главфарфора. Сервиз декорировался различными способами. Форма чайника, сахарницы и молочника круглая, слегка сужающаяся книзу с отогнутым краем, а тонкая ручка выполнена в форме двух соединенных стебельков, характерной для традиционного китайского исинского чайника, а также перенятая позднее у мейсенских мастеров.
В 1960-е годы завод «Пролетарий» прошел масштабную реконструкцию. На заводе осваиваются новые технологии, возникают новые задачи. Особое внимание уделяется механическим методам украшения продукции, таким как деколь и шелкография. Эти методы стали приоритетными в области декорирования. Однако с конца 1960-х годов заметен и рост значимости индивидуальных стилей художников, во многом благодаря работе Фаины Николаевной Крохиной (1929-2008). Художница более 20 лет своей карьеры посвятила заводу «Пролетарий», занимая должность главного художника. Крохина в 1958 году закончила училище им. В. И. Мухиной по специальности «художник по стеклу и керамике». Фаина Николаевна, известный мастер майолики и фаянса, в новой ситуации должна была выработать художественный стиль, подходящий для тонкого фарфора. Это было непростой задачей, а потому на выставках конца 1960-х — середины 1970-х годов она представила произведения, близкие к конаковскому периоду своей творческой биографии. Они отличались мягкостью форм, легким, но не тонким черепком и свободным кистевым рисунком. В работе на производстве приходилось иметь дело с более твердой формой, подходящей для фарфора, создавать эскизы не только для свободного кистевого рисунка, но и для деколей, которые стали широко использоваться в тот период. Рисунки печатались методом шелко-графии в Подмосковье, а затем на заводе они переносились на изделия с использованием техники горячей деколи. Ручная роспись, выполняемая мастерами-исполнителями по образцам, созданным художниками, была заменена на чисто технический процесс. При этом требования к исходным рисункам были очень высокими как с художественной точки зрения, так и в технологическом отношении. Фаина Николаевна успешно справилась с поставленной задачей. Новая технология была успешно
внедрена. Это было важно в эпоху зарождения минимализма и первых дизайнерских подходов к формированию предметно-пространственной среды. Она была убеждена, что наряду с выпуском товара большими сериями необходимо работать над авторскими, выставочными изделиями, что и происходило в художественной лаборатории завода. Как руководитель, Крохи-на видела в этой лаборатории своеобразную экспериментальную площадку. Принцип ручной росписи сохранялся. Находки в области формообразования и декора могли быть впоследствии использованы как для малых, так и больших серий, а художники имели возможность участвовать в выставочной жизни страны. Сама Фаина Николаевна одной из первых в Новгороде получила звание «Заслуженный художник РСФСР» (Воропаева 2022).
В 1954 году Тамара Александровна Гаврилова (1924-1998) также приехала в Новгород после окончания ЛВХПУ им. В. И. Мухиной с дипломом по специальности «декоративная скульптура». С этого же года она жила в Новгороде и преподавала в студии городского Дворца пионеров. Гаврилова работала скульптором-реставратором в Новгородских научно-производственных реставрационных мастерских и создала лепные украшения для Дома советов, кордегардии на Санкт-Петербургской улице и жилых домов. Часть декоративного убранства вокзала, который был спроектирован Игорем Георгиевичем Явей-ном, выполнена по ее оригинальным проектам (Гаврилова 1990).
С 1955 года Тамара Александровна начала активно участвовать в выставках, а в 1967 году стала членом Союза художников РСФСР. В этот период Гаврилова приходит на фарфоровый завод «Возрождение», который был основан в 1966 году в поселке Бронница и специализировался на выпуске новгородской сувенирной продукции большими тиражами. Вместе с Владимиром Владимировичем Смоляром она разработала стиль нового предприятия, предложила технологию кобальтового покрытия, а также выпуска изделий с использованием в росписи солей металлов и люстровых покрытий, а также кобальтовую роспись по белому фону. Основной темой произведений предприятия была история средневекового Новгорода. Продукция завода «Возрождение» стала «визитной карточкой» города и была популярна не только в России, но и экспортировалась в качестве сувениров.
Новое поколение художников, начавшее работать в 1970-х годах, продолжило традиции, заложенные Т. А. Гавриловой и Ф. Н. Крохиной.
Среди них были также выпускники ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, как М. В. Андреева и А. С. Кру-глов. В 1976 году Александр Сергеевич Круглов (1952 г. р.) с отличием окончил отделение художественной керамики ЛВХПУ им. В. И. Мухиной и посвятил следующие три десятилетия жизни искусству, сначала как художник, а затем как главный художник фарфорового завода «Возрождение».
В своем творчестве А. С. Круглов отчасти продолжал традиции завода, создавая произведения, близкие к народной русской керамике, но он отказался от создания сувениров, основанных на древнерусских декорах. Его привлекала тема русской деревни. В его росписях сервизов, наборов и отдельных предметов изображены люди, животные, деревенские пейзажи, словно увиденные глазами ребенка. Часто он украшал свои наборы цветочными композициями.
Марина Виссарионовна Андреева (1954 г. р.) в своем творчестве обращается к темам театра, балета, поэзии, дополняет утилитарные формы скульптурами. Большое внимание уделяет пластике и передаче выразительности движения в танце через скульптуру. Каждая композиция Андреевой подобна театральной сцене. Несмотря на низкое качество сырья, художница добилась тонких градаций передачи движений, фактуры материалов, характера персонажей преимущественно в приглушенной цветовой гамме, зачастую сине-коричневых оттенков с тонкими золотыми орнаментами (Зозуленко 2020, 14-16).
Облик новгородского фарфора во многом определили ленинградские художники. Фактически три поколения выпускников ведущего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной работали на трех предприятиях Новгорода во второй половине ХХ века. Секция декоративно-прикладного искусства Новгородского отделения Союза художников была крупнейшей в момент своего создания в 1968 году и оставалась таковой на протяжении нескольких десятилетий. Гаврилова и Крохина многократно избирались в руководство и входили в состав выставочных комитетов. Они стремились к тому, чтобы на производствах по изготовлению фарфора и стекла у художников была возможность работать не только для массового потребителя, но и для создания экспериментальных авторских произведений, что способствовало развитию производства и сегодня позволяет исследователям тиражного советского фарфора отмечать высокий художественный уровень даже массовой продукции.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Автор заявляет об отсутствии потенциаль- The author declares that there is no conflict ного или явного конфликта интересов. of interest, either existing or potential
Список литературы
Амшинский, М. (1958) Справедливые претензии. Декоративное искусство СССР, № 4, с. 3-6. Володина, Т. В. (2017) Выпускники ЛВПХУ имени В. И. Мухиной в Новгороде. Художественный фарфор. Ежегодник Новгородского государственного объединенного музея-заповедника. 2017. Вып. 1. Великий Новгород: Новгородский государственный объединенный музей-заповедник № 1, с. 110-116. Воронов, Н. (1959) От модельщика до художника. Декоративное искусство СССР, № 3, с. 33-35. Воропаева, Т. А. (2022) Массовый советский художественный фарфор: к истории новгородского завода
«Пролетарий» 1970-х гг. Международный журнал исследований культуры, № 2 (47), с. 58-69. Гаврилова, Т. А. (1990) Личный архив Гавриловой Т. А. Автобиография. Государственный архив Новгородской
области. Ф. Р-4181. Оп. 1. Д. 41. Л. 1. Григорьева, А. Г. (2010) Решение жилищной проблемы советских граждан в годы «оттепели». Теория
и практика общественного развития, № 4, с. 239-241. Зозуленко, Т. Б. (2020) Танец кисти по фарфору. Новая новгородская газета, № 1 (1059), с. 14-16. Иванова, Е. В. (2019) Образ детства в скульптурной пластике мастеров Ленинградского завода фарфоровых
изделий в 1950-1960-е годы. Манускрипт, т. 12, № 8, с. 169-173. Иванова, Е. В. (2020) Произведения Ленинградского завода фарфоровых изделий 1950-1960-х гг. в контексте истории советского художественного фарфора. Диссертация на соискание степени кандидата искусствоведения. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена,191 с. Иванова, Е. В., Сапанжа, О. С., Баландина, Н. А. (2021) Искусство — в быт. Интерьерная пластика
Ленинградского завода фарфоровых изделий. 1956-1966. М.: БуксМАрт, 198 с. Кантор, К. (1958) Полезное и прекрасное в прикладном искусстве. Декоративное искусство СССР, № 6, с. 33-38.
Крамаренко, Л. Г. (1958) Что мешает выпуску красивой посуды? Декоративное искусство СССР, № 7, с. 11-13.
Теремин, С. (1953) За высокое качество изделий художественной промышленности. Искусство, № 6, с. 5-14.
References
Amshinskij, M. (1958) Spravedlivye pretenzii [Fair claims]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, no. 4, pp. 3-6. (In Russian) Gavrilova, T. A. (1990) Lichnyj arkhiv Gavrilovoj T. A. Avtobiografiya [Personal archive of Gavrilova T. A. Autobiography]. Gosudarstvennyj arkhiv Novgorodskoj oblasti [The State Archive of the Novgorod region]. Fund R.-4181. Inventary no.1. Archival unit. 41. P. 1. (In Russian) Grigorieva, A. G. (2010) Reshenie zhilishchnoj problemy sovetskikh grazhdan v gody "ottepeli" [The decision of housing problem of the Soviet citizens in days of "thaw"], Teorija i praktika obshchestvennogo razvitiya — Theory and Practice of Social Development, no. 4, pp. 239-241. (In Russian) Ivanova, E. V. (2019) Obraz detstva v skul'pturnoj plastike masterov Leningradskogo zavoda farforovykh izdelij v 1950-1960-e gody [Childhood image in plastic art of Leningrad porcelain factory masters in the 1950-1960s]. Manuscript, vol. 12, no. 8, pp. 169-173. (In Russian) Ivanova, E. V. (2020) Proizvedeniya Leningradskogo zavoda farforovykh izdelij 1950-1960-khgg. v kontekste istorii sovetskogo khudozhestvennogo farfora [Works of the Leningrad Porcelain Factory of the 1950s-1960s. in the context of the history of Soviet artistic porcelain]. PhD dissertation (Art critic). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 191 p. (In Russian) Ivanova, E. V., Sapanzha, O. S., Balandina, N. A. (2021) Iskusstvo — v byt. Inter'ernaya plastika Leningradskogo zavoda farforovykh izdelij. 1956-1966 [Art is in everyday life. Interior plastics of the Leningrad Porcelain Factory. 1956-1966]. Moscow: BuksMArt Publ., 198 p. (In Russian) Kantor, K. (1958) Poleznoe i prekrasnoe v prikladnom iskusstve [Useful and beautiful in applied art]. Dekorativnoe
iskusstvo SSSR, no. 6, pp. 33-38. (In Russian) Kramarenko, L. G. (1958) Chto meshaet vypusku krasivoj posudy? [What prevents the production of beautiful
dishes?]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, no. 7, pp. 11-13. (In Russian) Protokol zasedaniya khudozhestvennogo Soveta VIALEGPROMa po farforo-fayansovoj promyshlennosti ot 13 iyunja 1961 g. [Minutes of the meeting of the VYALEGPROM Artistic Council on the porcelain and earthenware industry dated June 13, 1961]. (1961) GANO [The State Archive of the Novgorod region]. Fund R.-472. Inventary no. 3. Archival unit. 269. P. 9. (In Russian)
Protokol zasedaniya khudozhestvennogo Soveta VIALEGPROMa po farforo-fayansovoj promyshlennosti ot 1957 g. [Minutes of the meeting of the VYALEGPROM Artistic Council on the porcelain and earthenware industry from 1957]. (1957) GANO [The State Archive of the Novgorod region]. Fund R.-472. Inventary no. 3. Archival unit. 269. P. 9. (In Russian)
Teremin, S. (1953) Za vysokoe kachestvo izdelij khudozhestvennoj promyshlennosti [For high quality products of the art industry]. Iskusstvo, no. 6, pp. 5-14. (In Russian)
Volodina, T. V. (2017) Vypuskniki LVPKhU imeni V. I. Mukhinoj v Novgorode. Khudozhestvennyj farfor [Graduates of the Leningrad Higher Art-Industrial School named after V. I. Mukhina in Novgorod. Art Porcelian], Ezhegodnik Novgorodskogo muzeya-zapovednika [Yearbook of the Novgorod Museum-Reserve]. Iss. 1. Velikiy Novgorod: Novgorod State United Museum-Reserve No. 1 Publ., pp. 110-116. (In Russian)
Voronov, N. (1959) Ot model'shchika do khudozhnika [From modelmaker to artist]. Dekorativnoe iskusstvo SSSR, no. 3, pp. 33-35. (In Russian)
Voropaeva, T. A. (2022) Massovyj sovetskij khudozhestvennyj farfor: k istorii novgorodskogo zavoda "Proletarij" 1970-kh gg. [Mass soviet art porcelain: On the history of the Novgorod factory "Proletarian" of the 1970s]. Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul'tury — International Journal of Cultural Research, no. 2 (47), pp. 58-69. (In Russian)
Zozulenko, T. B. (2020) Tanets kisti po farforu [Brush dance on porcelain]. Novaya novgorodskayagazeta, no. 1 (1059), pp. 14-16. (In Russian)
Сведения об авторе
Татьяна Александровна Воропаева, e-mail: [email protected]
Старший научный сотрудник отдела хранения и изучения вещественных памятников, хранитель, Новгородский
государственный объединенный музей-заповедник
Author
Tatiana A. Voropaeva, e-mail: [email protected]
Senior Researcher, Keeper, Novgorod State United Museum-Reserve