МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
разреженной ткани. Кроме прямой штопки встречается и диагональная штопка, которая образуется путем заполнения ячеек по диагонали и угла в угол.
Паутинка образуется воздушными петлями, дает очень легкий, изящный узор, напоминающий снежинку. Можно выполнять паутинку в одиночных клеточках, а можно рассыпать по всей сетке в шахматном порядке или группами в зависимости от рисунка. Нити для паутинки брать сильного кручения.
Рогожка, или полотняный шов. При этом виде заполнения сетки рабочая нить не переплетает столбики, а натягивается поверх них. Покрыв несколько клеточек согласно рисунку, нитку зацепляют за последний столбик и на обратном пути обвивают проложенную нить, делая веревочку. Рогожка может быть одинарная и двойная. Нити для нее используют сильно скрученные, лучше -- катушечные.
Стлань плотно заполняют мотивы вышивки, первый горизонтальный ряд стлани проходит к конечной точке, перебирая столбики через один, возвращаясь рабочая нить обвивает протянутую нить и ряды столбиков сетки. Вертикальные ряды выполняются в таком же порядке.
Гибкая обводка прокладывается по контуру узора и выполняется по принципу настила путем переплетения столбиков сетки [1, с.50-53].
Копеечка - рабочую нить закрепляют в центре пересечения четырех квадратиков путем перевива столбиков сетки по часовой стрелке и обратно.
Техника строчевой вышивки сохраняется и в современной вышивке. За последние десятилетия вышивальщицы на основе знаний художественных и технических особенностей народной вышивки создали немало оригинальных и целостных произведений способствующих возрождению традиций в обновленной образной форме.
Рассмотрев технику и композицию строчевых вышивок с архитектурными мотивами можно сделать вывод, что для строчевых изделий с архитектурными мотивами характерно расположение узора во всю ширину полотна по принципу ленточныых и композиционно-замкнутых орнаментов. Строчевые вышивки различных регионов отличаются друг от друга размером сетки, способами заполнения её, цветовой гаммой. Список использованной литературы
1. Жирова И.А., Иноземцева С.В., Смоленская Е.Г. Мураевенская вышивка: белая строчка на липецкорязанском порубежье. - Липецк, 2012. - 60 с.
2. Климова Н. Т. Русская народная вышивка XVIII - XX веков // Ручная и машинная вышивка. - М.:Легкая индустрия, 1980. - С. 3 -29.
3. Работнова И.П. Композиция северных русских вышивок. Сб. трудов НИИХП. Вып. 7. М., 1973. -
4. Сотникова Н. Русская вышивка. - М.: ЭКСМО, 2013. - 188 с.
© Гузеватова Е.Н. 2015
УДК 73.04
С.Н. Крылов
заместитель по воспитательной работе декана факультета монументально-декоративного искусства, менеджер по конгрессно-выставочной деятельности, учебный мастер по горячей эмали кафедры монументально-декоративной живописи, аспирант кафедры искусствоведения и культурологии Санкт-Петербургская государственная художественнопромышленная академия имени А. Л. Штиглица г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ЛЕНД-АРТ КАК ФОРМА ПЕРФОРМАТИВНОГО ИСКУССТВА
Аннотация
В статье идет обозначение и сравнение формальных различий пластических и перформативных форм искусств. Путем исследования исторических предпосылок формирования лэнд-арта автор заключает, что по
173
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
формальным признакам «земельное искусство» является перформативной творческой практикой. Некоммерческая сущность и обозначение экологических проблем лэнд-арта не оставляет сомнений, что в будущем эта форма искусства станет наиболее популярной для мирового художественного сообщества.
Ключевые слова
Лэнд-арт, паблик-арт, пластические искусства, перформативные искусства.
В современных визуальных искусствах вопрос терминологии, образования форм и составления классификации вызывает множество вопросов и разногласий. Поскольку эта сфера искусства находится в состоянии постоянного развития, она является наиболее актуальной для исследования.
Если классифицировать визуальное искусство в общественном пространстве с точки зрения развития во времени, очевидным становится существование двух категорий:
• пластические формы (статичные, постоянные, монументальные, перманентные);
• перформативные формы (динамичные, непостоянные, временные).
Пластические искусства определяется как статичные формы визуальной изобразительной и неизобразительной творческой деятельности. Оно основывается на застывших образах, произведения на годы остаются такими, какими их создает художник. Они существуют независимо от времени, от присутствия автора и зрителя.
В основе перформативной художественной практики лежит движение, действие, которое имеет доминирующее значение в произведении. Определение перформативной практики подразумевает спорные моменты, состоящие, например, в использовании видео и природных элементов в создании проектов. Видео предполагает движение изображения, так что формально действие в произведении присутствует. Лэнд-арт же остается особой категорией. При визуальном знакомстве со многими лэнд-арт произведениями возникает впечатление, что они статичны, хотя, по сути, лэнд-арт возник как воплощение идеи единения искусства с первозданной природой, изменчивой и неповторимой. Использование ландшафта и природных материалов стали для художников лишь способом самовыражения данной концепции. Надлежит выяснить, является лэнд-арт пластическим искусством или перформативным.
«Работы, ориентированные на "специфику места", предполагают исследование материального, физического контекста, в который они помещены, — будь то галерея, городская площадь или вершина горы, таким образом, чтобы стать неотъемлемой частью произведения искусства, рассматривающегося теперь не как памятник, а как возможность преобразить то место, где оно находится. Акцент смещается на сотрудничество в создании проектов, объединяющее художников, архитекторов, меценатов и публику» [2, с. 263].
Лэнд-арт является особым видом паблик-арта: отвергая городскую культуру, он выбирает в качестве материала естественную, безыскусственную среду, непостоянную, подверженную регулярным климатическим, природным и экологическим изменениям. Поскольку основным в лэнд-арте является элемент вмешательства художника в естественную среду, проекты отражают разнообразие и неповторимость природы, изменчивость климата, проблематику экологии, сущность непостоянства жизни. То есть доминирующее значение остается за динамикой, но это перемены, происходящие глобально, под действием сил природы. Произведение меняется постепенно, иногда незначительно, но именно эти перемены интересуют лэнд-арт художников. «Концептуальная и недолговечная природа многих проектов "искусства земли" означает, что зачастую о них можно узнать только из документальных свидетельств» [2, с.262].
Лэнд-арт (Earth Art, Land Art, Eartworks, «искусство земли») как форма искусства складывается в конце 1960-х, выражая одну из тенденций, расширяющих границы искусства в использовании материалов и новых возможностей. Результатом данных тенденций является новое искусство в свободной среде, ранее не тронутой, не отражающей культуру человечества. 1960-е годы совпали с ростом интереса к экологии. Важнейшее отличие лэнд-арта от прочих форм искусства — желание убежать из города, из рукотворного мира, созданного человечеством, из мира, пожирающего нас живьем.
Лэнд-арт связан, в первую очередь, с творчеством американских и английских художников, в проектах которых прослеживается развитие программы минималистов, прибегающих к геометрическому языку в создании огромных скульптур и противостоящих пространству галереи. Эти две формы современного
174
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
искусства возникли в одно время, они по сей день остаются тесно связанными. Многие из минималистов, например Ричард Серра [род. 1939] «Плита Рура» (1998) и Ненси Холт [род. 1938] «Солнечные туннели» (1973-76), желали гармонично внедриться в природный ландшафт.
В стремлении преодолеть вульгарную коммерциализацию художественного процесса каждый из представителей «ландшафт-искусства» «находил собственный метод — некоторые ваяли скульптуры из почвы; другие отмечали временными символами места, где побывали; третьи переносили в художественные галереи природные объекты — камни, землю, ветки — и создавали из них инсталляции либо творили композиции из натуральных материалов прямо на открытом пространстве. Произведения, созданные на природе, обычно фотографируют или снимают о них фильм, а потом демонстрируют в художественных галереях, иногда создавая целые циклы работ» [6, с. 188]. Художественные проекты Яна Диббетса [род. 1941], Энди Голдсуорти [род. 1956], Сола ле Витта [1928-2007], Ричарда Лонга [род. 1945] включают чертежи, фотографии и тексты, фиксирующие или фабрикующие иллюзию посещения и временного вмешательства в природу. Для Лонга первичным средством является ходьба. Пешие походы привели его на Аляску, в Монголию, Боливию и Сахару, а также сельские районы Великобритании.
Ключевой фигурой «земельного искусства» является писатель и художник Роберт Смитсон [19381973]. Он «использовал тексты, фильмы, фотографии и рисунки в подтверждение своей теории о термодинамике, геологии, научной фантастике, постмодернистской литературе и фильмах ужасов. Он вытолкнул искусство за двери музеев и галерей, в особенности после 1967 года, положив начало двум новым формам скульптуры: Места и Не места» [5, с. 153]. В каждом альбоме, посвященном лэнд-арту, можно увидеть его «Спиральный мол» (1979) длинной 1500 футов, для создания которого художнику потребовалось 20 лет аренды побережья Великого Большого соленого озера в северной Юте. Таким образом, художник превратил пустырь, заброшенный после поисков нефти, в самое знаменитое лэнд-арт произведение. Создавая свою инсталляцию, Смитсон не знал, что уровень воды там ниже обычного, поэтому вскоре его произведение оказалось залитым. Через годы, уже после смерти автора, в 2002 году «Спиральный мол», покрывшийся под водой белыми кристаллами соли, внезапно выступил над поверхностью. Смитсон был увлечен идеей энтропии или «обратной эволюции» — способностью природы самовосстанавливаться и саморазрушаться. Вовлеченная Смитсоном в решение художественной задачи природа, подтверждая идею автора, оказалась способной восстановить произведение с помощью солевой инкрустации и эрозии.
Лэнд-арт, протестующий против привычной искусственности и городской эстетики, всецело является иллюзией мира без присутствия человека. Если художественная акция или перформанс — это искусство, средствами выражения которого являются ситуация, время, место, действия автора или группы и их отношение к публике, то лэнд-арт проекты развиваются как природа — независимо. Земельное искусство подразумевает коммуникацию таких элементов: природные формы и явления, ландшафт, климат, редко рукотворные или индустриальные детали и идея художника. Автором предполагается, что взаимодействие перечисленных составляющих влечет развитие, вследствие которого произведение видоизменяется без непосредственного участия человека.
К 1960-м годам ХХ столетия последствия войн, индустриализация, глобальное загрязнение природы, изобретение климатического оружия и прочие плоды цивилизации вынуждают общественность обратить внимание на приближение неминуемой экологической катастрофы. Как следствие, наиболее прогрессивные, решительные художники стремятся выйти из галереи в общественное пространство, желают объединиться с окружающим миром, создают паблик-арт и лэнд-арт проекты.
Существуя в общественном пространстве, рассмотренные формы искусства естественным образом тесно связаны между собой, часто переплетаются и взаимодействуют. Тем не менее не только постановка задачи, но и способ самовыражения художника играют основополагающую роль в произведении. После анализа форм современной художественной практики становятся очевидными нюансы, формирующие направления, их типологию и классификацию.
Как было доказано выше, в основе лэнд-арта лежит переменчивость и непостоянство природных явлений. Подводя итог, необходимо заключить, что по формальным признакам отличительной особенностью
175
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7/2015 ISSN 2410-6070
«земельного искусства» является его сущность, то есть движение и развитие во времени. Иначе говоря, лэнд-арт является перформативной практикой.
Список использованной литературы:
1. Бишоп К. Социальный поворот в современном искусстве — М.: Художественный журнал, 2005, № 58/59.
2. Демпси Э. Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. — М.: Искусство — XXI век, 2008. — 304 с, ил.
3. Квон М. Public art и идентичность городов // текст перевода эссе 1997 года взят с сайта «Про паблик арт». ГЦСИ, — Н.-Новгород — http://www.propublicart.ru/publication?id=n (пров. 07.06.2015)
4. Фарсинг С. Искусство. Всемирная история. — Пер. с англ. — М.: ООО «Магма», 2012. — 576 с., ил.
5. Ходж С. Искусство в деталях. Почему пятилетнему ребенку не под силу сделать подобное. — М.: ООО «Магма», 2014. — 224 с., ил.
6. Ходж С. Искусство. 50 идей, о которых нужно знать. — М.: Фантом пресс, 2014. — 208 с.
© С.Н. Крылов, 2015
176