ДИСКУССИЯ ДИСКУССИЯ
УДК 61:378.180.6+616.31:378.147
ЛЕКЦИИ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ
Аболмасов Н.Н., Ковальков В.К., Кузьменков А.Н., Адаева И.А., Сердюков М.С.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. В статье анализируются качество лекций по результатам анкетирования студентов стоматологического факультета. Результаты анкетирования показывают, что студенты достаточно высоко оценивают уровень подачи лекционного материала на кафедре. Проведенное исследование показало высокую эффективность анкетирования студентов в улучшении преподавания в медицинском ВУЗе.
Ключевые слова: образовательный процесс, качество лекции, анкетирование студентов.
LECTURE AS VIEWED BY THE STUDENTS
Abolmasov N.N., Kovalkov V.K., Kuzmenkov A.N., Adaeva I.A., Serdukov M.S.
Smolensk State Medical University, 214019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia
Abstract. The quality of delivering lectures assessment performed by questioning dentistry students is analyzed in the article. The results demonstrate that students highly appreciate the quality of lectures performed at the Department. The survey revealed high efficacy of the method of questioning students to improve the quality of teaching students in Higher Medical Schools.
Key words: educational process, quality of lectures, questioning.
Лекция - традиционно ведущая форма обучения в вузе. Ее основная дидактическая цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала, кроме того, она выполняет научные, воспитательные и мировоззренческие функции, вводя студента в творческую лабораторию лектора [1, 3].
В ряде случаев лекция выполняет функцию основного источника информации, например, при её отсутствии в учебниках и учебных пособиях, в случае, когда новые научные данные по той или иной теме не нашли в них отражения или когда отдельные разделы и темы очень сложны для самостоятельного изучения. В таких случаях только лектор может методически помочь студентам в освоении сложного материала.
Очень многое на лекции зависит от эффективности педагогического общения. Известный психолог А.А. Леонтьев [1] определил следующие условия, при которых достигается полноценное лекционное общение:
- правильное планирование содержания лекции;
- обеспечение четкого контакта со слушателями;
- нахождение точных средств, позволяющих без потерь донести содержание материала до слушателей;
- своевременная реакция на поведение слушателей.
Очень важную роль в достижении положительных результатов лекции играют личностные качества лектора, и от первого
контакта его с аудиторией зависит дальнейшее общение со студентами в процессе всего обучения.
Аудитория встречает преподавателя с напряженным вниманием, каждый студент задает себе вопрос: «Какой он, этот лектор?». Пытается предугадать, насколько он соответствует его ожиданиям, и как будут строиться взаимоотношения. Большинство студентов приходят на первую лекцию с намерением принимать активное участие в процессе освоения материала и поэтому занимают выжидательную позицию. На отношение к лекции и лектору большое влияние оказывает опыт общения студентов со старшекурсниками. По какому пути пойдет в конечном итоге общение с аудиторией, во многом зависит от того, как преподаватель «подаст себя», сумеет ли создать свой положительный образ с первых минут первой встречи со студентами.
Студент обращает внимание буквально на все: увлеченность своим предметом, знание материала и свободное изложение его, умение создать и поддерживать интерес к изучаемому предмету. Немаловажную роль играет внешний вид лектора, его манера говорить и следить за реакцией аудитории, вовремя заметить наметившееся утомление слушателей и снять это утомление, чувство юмора. То есть лектор должен обладать набором определенных качеств, причем на первое место выступают те признаки, которые наиболее важны для аудитории в данной обстановке. В лекторе ничто не должно отвлекать внимание студентов от темы (одежда, прическа, украшения), вызывать излишнее любопытство, а уж тем более удивление или насмешку.
Следует отметить, что каждый студент при посещении лекции преследует свои определенные цели, и поэтому для каждого из них определяющими являются разные качества лектора и лекции.
С целью изучения этого вопроса на кафедре ортопедической стоматологии с курсом ортодонтии проведено анкетирование
студентов 3-5 курсов стоматологического факультета.
Исследование проходило в 2 этапа. На первом этапе был предложен перечень вопросов о лекторе и качестве прочитанной лекции. Студенты должны были оценить значимость того или иного качества по 10-балльной системе. В результате обработки данных была составлена анкета, включающая 10 вопросов по оценке качества лекции и самого лектора, набравшие наибольшее количество баллов.
1. Вызывает и поддерживает интерес аудитории к предмету.
2. Излагает материал ясно и доступно.
3. Соблюдает логическую последовательность в изложении.
4. Ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной и общественной деятельности.
5. Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения.
6. Разъясняет сложные места.
7. Выделяет главные моменты.
8. Следит за реакцией аудитории.
9. Творческий подход и интерес к делу.
10. Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом.
На втором этапе студентам 3, 4 и 5 курсов во время каждой лекции на протяжении всех семестров (6, 8, 10) соответственно раздавались анкеты, в которых они оценивали качество лекции и лектора по 10-балльной системе. Все анкеты были анонимными. Таким образом, в общей сложности было оценено 20 лекций, читаемых заведующим кафедрой и доцентами. Всего проанализировано 610 анкет.
После каждого анкетирования проводили анализ результатов и коррекцию методики чтения лекции.
Студенты высоко оценили качество лекций и лектора.
В таблице 1 представлены средние результаты оценки качества лекционного материала.
Таблица 1
Средние данные по оценке качества 20 прочитанных лекций
№ Качество лекции и лектора Оценка (по 10-балльной системе)
1 Вызывает и поддерживает интерес аудитории к предмету 9,15
2 Излагает материал ясно и доступно 9,32
3 Соблюдает логическую последовательность в изложении 9,28
4 Ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной и общественной деятельности 9,12
5 Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения 9,28
6 Разъясняет сложные места 9,13
7 Выделяет главные моменты 9,27
8 Следит за реакцией аудитории 9,12
9 Творческий подход и интерес к делу 9,19
10 Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом 9,51
Таблица 2
Результаты анкетирования студентов 4 курса
Качество / № анкетирования 1 2 3 4 5 6 7
Анкетировано 69 47 42 28 51 70 77
Вызывает и поддерживает интерес аудитории к предмету 8,78 8,81 9,10 9,18 9,25 9,39 9,45
Излагает материал ясно и доступно 9,23 9,04 9,19 9,43 9,53 9,56 9,60
Соблюдает логическую последовательность в изложении 9,26 9,17 9,26 9,46 9,51 9,51 9,58
Ориентирует на использование изучаемого материала в будущей профессиональной и общественной деятельности 8,96 8,81 9,12 9,07 9,47 9,44 9,57
Демонстрирует культуру речи, четкость дикции, нормальный темп изложения 9,07 9,26 9,17 9,54 9,51 9,31 9,43
Разъясняет сложные места 9,03 8,74 9,19 9,21 9,49 9,14 9,47
Выделяет главные моменты 9,12 9,04 9,24 9,43 9,55 9,34 9,62
Следит за реакцией аудитории 8,39 8,70 9,07 9,21 9,47 9,31 9,19
Творческий подход и интерес к делу 8,30 8,96 8,74 9,36 9,49 9,33 9,57
Располагает к себе высокой эрудицией, манерой поведения, внешним видом 9,13 9,36 9,38 9,64 9,55 9,53 9,70
В таблице 2 представлены результаты анкетирования студентов 4 курса на лекциях заведующего кафедрой профессора Н.Н. Аболмасова.
Из таблицы видно, что оценка студентами качества лекции профессора повысилась. Так, общая оценка по 1 вопросу «Вызывает и поддерживает интерес аудитории к предмету» повысилась с 8,78 при первом анкетировании до 9,45 - при последнем, оценка доступности изложения материала
также выросла с 9,23 до 9,6. Наиболее высоко студенты оценили эрудицию, манеру поведения и внешний вид лекторов, а также творческий подход и интерес к делу.
Учитывая средние баллы по каждому из критериев, выделяемые после окончания лекционного курса в четных семестрах, можно сделать вывод, что студенты достаточно высоко оценивают уровень подачи лекционного материала на кафедре.
Наличие обратной связи (студент-лектор), многократно (в течение семестра) проведенное анкетирование на трех курсах позволюет с высокой степенью достоверности сделать заключение о качественной работе профессорско-преподавательского
коллектива по разработке лекционного курса.
Таким образом, анкетирование студентов является эффективным методом коррекции методики преподавания на кафедрах медицинской академии.
Литература
1. Аболмасов, Н.Н. Совершенствование образовательного процесса в системе подготовки врача-стоматолога [Текст] / Н.Н. Аболмасов, Н.Г. Аболмасов, В.Р. Шашмурина // Актуальные проблемы педагогики высшей школы. — Смоленск, 2001. — С. 16.
2. Леонтьев, А.А. Актуальные вопросы совершенствования методической работы с лекторами [Текст] / А.А. Леонтьев // Вопросы лекционной пропаганды. — М.: Знание, 1987. — С. 23-32.
3. Родионов, Н.Т. Лекции глазами студентов [Текст] / Н.Т. Родионов, Н.М. Стефанцов, В.К. Ковальков // Актуальные проблемы педагогики высшей школы. — Смоленск, 2000. — С. 35-36.