СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Тимерова Г. Р. Лексико-семантический анализ пословиц, выражающих отношение к труду в арабском и татарском языках Рлеюронный ресурс] / Г. Р. Тимерова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x
Современный мусульманский мир. 2018. №»2. ID 31 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
Тимерова Гульчачак Равилевна
магистр, кафедра филологи и страноведения, Российский исламский институт, г. Казань
gulchachakJimerova@mail. ги
УДК 809.27 (075.8)
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОСЛОВИЦ, ВЫРАЖАЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ К ТРУДУ В АРАБСКОМ И ТАТАРСКОМ ЯЗЫКАХ
Статья посвящена лексико-семантическому анализу арабских и татарских пословиц, выражающих отношение арабского и татарского народов к труду, работе и делу. В работе проводится исследование фразеологического образа арабских пословиц в сопоставлении с татарскими пословицами, отражающими сходства и различия в отношении к труду с точки зрения семантики.
Ключевые слова: пословица, лексико-семантический анализ, экспрессивно-эмоциональная коннотация, фразеологическое значение, труд, синонимия, менталитет; культурно-национальная самобытность.
На протяжении веков труд является наиважнейшим фактором развития человеческого общества. Именно трудолюбие человека, его отношение к «труду», «работе», «делу», стремление к знаниям является двигателем всего мирового прогресса. Не удивительно, что фольклорный фонд как арабского, так и татарского языков отличается многообразием разных поговорок, высказываний и пословиц, воспевающих работящий народ. Труд -наиважнейшая составляющая человеческой жизни. Ни одна нация не может существовать без продуктов питания, жилья, одежды, орудий труда и пр. Уважительное отношение к труду, отрицательное отношение к лени, бездеятельному образу жизни заложено в пословицах как арабского, так и татарского языков. Для лексико-семантического анализа этой фразеологической
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Тимерова Г. Р. Лексико-семантический анализ пословиц, выражающих отношение к труду в арабском и татарском языках Рлеюронный ресурс] / Г. Р. Тимерова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x
Современный мусульманский мир. 2018. №»2. ID 31 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
тематической группы мы выбрали пословицы, приведённые в Словаре употребительных пословиц, авторами которого являются А. Ф. Майдани, Н Исанбат и др. Среди пословиц и поговорок мы отобрали те, которые относятся к синонимическому полю «труд». В татарском языке это такие понятия, как эш «работа», heнэр«профессия», швгылъ «занятие», гамэл «действие», эшчэнлек «деятелъностъ[4]. В арабском языке это «работа», «ремесло», «служба»,1<дело, занятие»[5] (данное слова в современном языке встречается редко). Ключевое слово татарского народа «труд» «хезмэт» является заимствованием из арабского языка, которое имеет, по данным Arabic Etymological Dictionary, следующее значение: хидмэт [1]. В «Словаре арабско-татарско-русских заимствований» указаны такие значения этой лексемы, как «служба, услужение, работа, должность» [2].
Далее выявим сходство и различие арабских пословиц с татарскими пословицами по их семантике и структуре, сравним возможности их перевода, оценим актуальность их употребления в настоящее время.
В результате сравнительного изучения лексических единиц, относящихся к данной области, стало известно, что труд в арабском и татарском языках выступает как деятельность, имеющая свою определенную структуру. Структура такова: сначала намерение, затем начало работы, затем завершение. Приступая к работе очень важно иметь хорошие намерения. В арабском языке с этим значением употребляется пословица: ^Ь^Ь JUcVt UjU букв. перевод:«Действия оцениваются по намерениям».Это крылатое выражение в настоящее время достаточно часто употребляется среди мусульман. Если арабы говорят, что дело в намерениях, то татары выражают, что намерение уже половина дело, например: Ният - яртыгамэл. - букв. перевод: «Намерение - половина дела». О начале работы в арабском языке имеется пословица: Slj-21 Sja-^t Jjl - букв. перевод: «Начало дерево в семени». А у татарского народа: Башлаганэш, беткэн эш. «Начатая работа, это уже завершенная работа». Как видим, в татарских пословицах усиление экспрессивно -эмоциональной коннотации происходит за счёт лексических компонентов.
У арабского народа и у татарского народа есть пословицы, которых можно соотнести к завершающий стадии:
j j - букв. перевод: «Достиг цели и заночевал в пустыне».
Общий смысл: «Дело - прежде всего». В татарском языке ей соответствует пословица, которая идентична по семантике: Эш беткэч уйнарга ярый - букв.
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Тимерова Г. Р. Лексико-семантический анализ пословиц, выражающих отношение к труду в арабском и татарском языках Рлектронный ресурс] / Г. Р. Тимерова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x
Современный мусульманский мир. 2018. №»2. ID 31 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
перевод: «После работы можно поиграть». О не завершенной работе у народов тоже есть свои пословицы^.^ ^ - букв. перевод:«Не откладывай на
завтра то, что можешь сделать сегодня» [6:86]. В татарском языке ей соответствует пословица, Калган эшкэ карява -букв. перевод: «Отложенное дело засыпает снегом». Однако пословица татарского народа обладает большей образностью и экспрессией за счёт включения разговорных слов « кар ява».
Исходя из вышеуказанных примеров, мы можем сделать вывод о том, что через пословицы народ передает свое положительное отношение к хорошему началу и завершению дела и отрицательное отношение к незавершенной работе. При этом в метафоричном значении используются национальные реалии для лучшего выражения своего отношения к ситуации.
«Труд», прежде всего, - это физическая или умственная деятельность, направленная на получение определенного результата выступает как, продукт творческий (произведение), умственной деятельности (письменный труд), так и продукт промышленного труда.
В пословицах и арабского, и татарского народов труд характеризуется, как тяжелый физический процесс:
^ - букв. перевод:«Пыль работы лучше, чем шафран
безделья» [6:31]. В татарском языке ей соответствуют довольно употребительные пословицы: Агачны яфрак бизи, кешене эш бизи - букв. перевод: «Дерево украшают листья, человека украшает работа.» Агач щимеше белэн кеше эше белэн - букв.перевод: «Дерево славится плодами, а человек делами.» Хезмэтнен тире ачы, жимеше татлы - букв. перевод: «Пот труда горький, плоды - сладкие.»
Нужно отметить, что в арабском языке употребляются множество пословиц с глаголом "сеять" 6*-букв. перевод: «Кто
старается тот - найдет, кто посеет тот - пожнет.». и*- букв. перевод:
«Как посеешь, так пожнешь.».^.* М J Ш£1а букв. перевод: «Они
посеяли, они съели, мы посеяли мы съели.».<3* букв. перевод: «Засевай каждый деньбудешьсыт!».Х)Ь£ ^31- букв. перевод:
«Посеешь ветер, пожнешь пыль» [6: 58].
В татарском языке тоже достаточно пословиц с этим же значением: Ни чэчсэц, шуны урырсын - букв. перевод:"Что посеешь, то и пожнешь."Лз чэчсэн, квзенурырсын- букв. перевод: «Весной посеешь, осенью пожнешь» [3:1013].
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Тимерова Г. Р. Лексико-семантический анализ пословиц, выражающих отношение к труду в арабском и татарском языках Рлектронный ресурс] / Г. Р. Тимерова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x
Современный мусульманский мир. 2018. №»2. ID 31 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
^ л^ Я^Ь- букв. перевод: «Длина ума разрушает горы». К этой пословице подходит татарский эквивалент: Белэкле берне егар, белемле мецне егар - букв. перевод: «Сильный победит одного, а умный победит тысячи» [3:1013]. В этих пословицах акцент делается на умственный труд.
В арабском языке встречаются две пословицы с синонимичным значением: ^ ¿За ¿аь ^ букв. перевод: «Мудрец без труда, как дерево без плода»,
лЛа ^ иЬ^ ¿аь ^ букв. перевод: «Ученый без практики, что туча без дождя». Данные пословицы несут в себе образность и выразительность за счёт стихотворных рифм.
В арабском языке есть две пословицы с синонимичным значением: ¿а - букв. перевод: «Дело лучше, чем слова»..<3*^ ^ букв.
перевод: «Отвратительнее чем слова без дела». Как видим, в арабских пословицах усиление экспрессивно -эмоциональной коннотации происходит за счёт лексических компонентов.
- букв. перевод: «В движении благо». У этой пословице в татарском языке есть аналог, которая довольно точно отражает ее фразеологическое значение: Хэрэкэттэ бэрэкэт.
¿На букв. перевод: «Дверь у сапожника сломана». В татарском
языке есть эквивалент этой пословице: Итекченец итеге юк.
«Сапожник без сапог.» В ней семантика слова «труд» выражена имплицитно.
и^ о) ¿\-букв. перевод: "Работа рабыни всегда перед ней" [6: 147]. Эта пословица не имеет эквивалента в русском языке.
Пословицы и поговорки выполняют воспитывающую функцию, особенно они употребительны по отношению к сыновьям:
¿а а (ЛЬ) - букв. перевод:«Научи сына ремеслу - избавишь
его от стыда» [6: 43].
В татарском языке можно привести несколько синонимичных пословиц с тем же значением, которые довольно точно отражают фразеологическое значение арабской пословицы: Егеткешегэ щитмеш тврле hвнэр дэ аз - букв. перевод: «Парню семьдесят ремесел мало». Или пословица: Балацны эшкэ вйрэт, эшен бетерергэ вйрэт - букв. перевод: «Научи сына ремеслу и научи дело довести до конца» [3:1017].
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Тимерова Г. Р. Лексико-семантический анализ пословиц, выражающих отношение к труду в арабском и татарском языках Рлектронный ресурс] / Г. Р. Тимерова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x
Современный мусульманский мир. 2018. №»2. ID 31 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
В арабском языке встречается ещё одна синонимичная пословица со сходным значением: £¿1^ J £¿1^ - букв перевод:«Дел много, а счастье мало ». Это пословица нашей эпохи.
и* I* и^ 3*1 - букв. перевод:«Я кушаю голову и знаю то, что есть в ней». Так говорят, когда приступаешь к делу, в котором для тебя есть неприятности. Эта пословица не имеет эквивалента.
В татарском языке используется метафорически преобразованная лексика, связанная с представителями живой природы: «аю», «бYре». И этим самым достигается образность и эмоциональная оценочность. Например: ЭшаютYгел урманга качмас - букв перевод: «Работа не медведь в лес не убежит». БYренец кече тешендэ, кешенец кече эшендэ букв перевод: «Сила волка в зубах, сила человека - в труде».
В татарском языке есть ряд пословиц в которых экспрессивно-эмоционально оценивается лексема - «татар»: Татар таш ватар - букв перевод: «Татарин и камень разобьет", Татар ташка кадак кагар - букв перевод: "Татарин и в камень гвоздь забьет" [3:1017].
В современном арабском языке употребляется пословица: J букв. перевод : «Труд жизнь, а безделье - смерть». В татарском языке с подобным значением есть пословица, которые в настоящее время почти вышла из употребления, но в прошлом употреблялась довольно часто: Кеше хезмэте -донья асылы - букв. перевод: «Человеческий труд - основа мира» [3:1013].
Анализируя пословицы, нельзя не отметить, что подобно другим фразеологизмам, среди пареомиологческих фразеологизмов распространены явления парадигматики. Как для арабских, так и для татарских пословиц характерно такое явления как синонимия, и нередко встречается антонимия, которая возникает в тех случаях, когда противопоставление осуществляется за счёт антонимических компонентов «трудолюбие - склонность к лени». Арабы считают, что труд должен сочетаться с необходимым отдыхом. Это находит отражение в пословице 1*->12 <3*> <3^ 6* - букв. перевод: «Тот, кто непрестанно трудится, кушает во сне». Эта пословица не имеет точного аналога в русском языке, но смысл её достаточно прозрачен, и она легко переводится на русский язык описательно, то есть если бесперырывно работать, то даже кушать времени не остается. В татарском языке есть пословица Ялкау ятыр, бэхете артыр -букв. перевод: «Бездельник лежит, счастье прибавляется».
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Тимерова Г. Р. Лексико-семантический анализ пословиц, выражающих отношение к труду в арабском и татарском языках Рлектронный ресурс] / Г. Р. Тимерова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x
Современный мусульманский мир. 2018. №»2. ID 31 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
Как в арабском так и в татарском языке встречаются пословицы, выражающие негативное отношение к лени, бездеятельности, например:
букв. перевод: «У лентяя много оправданий». В арабском языке имеется ещё одна пословица со сходным значением: ¿«л-Й V букв.
перевод: «Лено не накормит медом». Этой арабской пословице соответствуют, хотя и не в полной мере, две татарские пословицы, приводимые в словаре: Иренгэн ике эшлэгэн, хаман эше пешмэгэн - букв. перевод: «Лентяй сделает работу дважды» и Эшлэгэнгэ квн щитми, ялкауныц квне утми - букв. перевод: «Трудолюбивому дня не хватает, у бездельника день не кончается».
И арабские, и татарские пословицы содержат назидание и отличаются по своей лексико-грамматической структуре и фразеологическому образу, сохраняя при этом общее фразеологическое значение.
Языковое народное сознание является воплощением народного миропонимания в языковой форме, в языковых стереотипах. Это с одной стороны, а с другой, в пословицах и поговорках разных народов есть много интернациональных тем и мотивов. Это вполне оправданно, так как народы разных стран имеют, как правило, схожие моральные идеалы и устремления, что, в свою очередь, может способствовать их лучшему взаимопониманию и сближению. Поэтому, изучая арабские пословицы и поговорки, мы получаем возможность существенно расширить знание арабского языка, ознакомиться с обычаями и фактами, а также обогатить родной язык, научиться понимать мудрость арабского народа, приобщиться к общечеловеческим моральным ценностям. Пословицы, как арабского, так и татарского этносов служат и универсальными, и уникальными ориентирами человеческой деятельности.
Итак, лексико-семантический анализ арабских пословиц, выражающих отношение араба к трудовой деятельности, а также способы их перевода на татарский язык, определение их эмоционально - экспрессивной окраски, подбор синонимов, указание на частотность их употребления позволили сделать следующие выводы. Среди исследуемых пословиц выделяются такие пословицы, в которых при переводе совпадает и лексико-грамматический состав, и фразеологический образ, и фразеологическое значение. Однако значительная часть арабских пословиц не вполне совпадает по этим параметрам. К большинству из них можно подобрать соответствующий аналог татарских пословиц, которые близки по фразеологическому значению, хотя степень выражения эмоционально -экспрессивных и оценочных осмыслений
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Тимерова Г. Р. Лексико-семантический анализ пословиц, выражающих отношение к труду в арабском и татарском языках Рлектронный ресурс] / Г. Р. Тимерова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x
Современный мусульманский мир. 2018. №»2. ID 31 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
различается. Эти пословицы требуют своей расшифровки, подбора эквивалентной ситуации, в которых они могут быть употреблены. Облегчает понимание данных пословиц наличие синонимичных пословиц в татарском языке, которые способствуют при употреблении в речи более точной идентификации фразеологического значения арабских пословиц. Следует отметить: анализ подобных пословиц развенчивает миф о сдержанности, рассудочности и т.п. арабов. Многие из этих пословиц вызывают большой интерес необычностью метафорического переосмысления, ироническим отношением к обозначаемому, своеобразным выражением оценочности, своеобразием ритмико-фонетической структуры. Различия арабских и татарских пословиц во многом обусловлены несовпадением условий развития арабского и татарского народов, которые зависят как от географического положения, климатических условий, различий национальных характеров, темперамента, менталитета.
Список использованных источников
1. Arabic Etymological Dictionary [Электронный ресурс]. URL: http ://www. academia. edu/4847281 /Arabic_Etymo logical_Dictionary (дата обращения: 12.03.2018).
2. Махмутов М. И., Хамзин К. З., Сайфуллин Г. Ш. Арабско-татарско-русский словарь заимствований (арабизмы и фарсизмы в языке татарской литературы). В 2 т. Т. 2. Казань: Иман, 1993. 448 с.
3. Исэнбэт Н. Татар халык мэкальлэре. 0ч томда. Т. 3. Казан : Тат. кит. нэшр., 1967. 1013 б.
4. Ханбикова Ш. С., Сафиуллина Ф. С. Синонимнар CYЗлеге (Синонимический словарь). Казан: Хэтер, 1999. 255 c.
5. Шайхуллин Т. А., Омри А. Словарь синонимов и антонимов арабского языка. Казань: Дом печати, 2005. 444 с.
6. Школа арабского языка [Электронный ресурс ]. URL: http://www.nuruliman.ru (дата обращения: 10.03.2028).
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Тимерова Г. Р. Лексико-семантический анализ пословиц, выражающих отношение к труду в арабском и татарском языках Рлектронный ресурс] / Г. Р. Тимерова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x
Современный мусульманский мир. 2018. №»2. ID 31 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
Temerova Gulchachak
master, Department of Philology and regional studies, Russian Islamic Institute, Kasan
LEXICAL-SEMANTIC ANALYSIS OF PROVERBS EXPRESSING ATTITUDE TO WORK IN THE ARABIC AND TATAR LANGUAGES
The article is devoted to lexical-semantic analysis of Arabic and Tatar Proverbs expressing the attitude of the Arab and Tatar peoples to work, to business. The purpose of this article is to analyze from the point of view of semantics and phraseological image Arabic Proverbs in comparison with the Tatar Proverbs that reflect the similarities and differences in relation to work.
Key words: proverb; work; expressive-emotional connotation; synonymy; mentality; cultural and national identity.
© АНО СНОЛД «Партнёр», 2018 © Тимерова Г. Р., 2018
Учредитель и издатель журнала:
Автономная некоммерческая организация содействие научно-образовательной и литературной деятельности «Партнёр»
ОГРН 1161300050130 ИНН/КПП 1328012707/132801001
Адрес редакции:
430027, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Ульянова, д.22 Д, пом.1
тел./факс: (8342) 32-47-56; тел. общ.: +79271931888; E-mail: redactor@anopartner.ru
О журнале
S Журнал имеет государственную регистрацию СМИ и ему присвоен международный стандартный серийный номер ISSN.
СОВРЕМЕННЫЙ МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ РОССИЙСКОГО ИСЛАМСКОГО ИНСТИТУТА www.islamjournal.ru
Тимерова Г. Р. Лексико-семантический анализ пословиц, выражающих отношение к труду в арабском и татарском языках Рлектронный ресурс] / Г. Р. Тимерова // Современный мусульманский мир: электрон. журнал. - 2018. - № 2. - 1 электрон. опт. диск ^D-ROM). Систем. требования: Pentium III, процессор с тактовой частотой 800 Мгц; 128 Мб; 10 Мб; Windows XP/Vista/7/8/10; Acrobat 6 x
Современный мусульманский мир. 2018. №»2. ID 31 ISSN: 2587-6848
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ №® ФС 77 - 69532 от 25.04.2017
S Журнал является официальным изданием. Ссылки на него учитываются так же, как и на печатный труд.
S Редакция осуществляет рецензирование всех поступающих материалов, соответствующих тематике издания, с целью их экспертной оценки.
S Журнал выходит на компакт-дисках. Обязательный экземпляр каждого выпуска проходит регистрацию в Научно-техническом центре «Информрегистр».
S Журнал находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: www.islamjournal.ru. Пользователи могут бесплатно читать, загружать, копировать, распространять, использовать в образовательном процессе все статьи.
Прием заявок на публикацию статей и текстов статей, оплата статей осуществляется через функционал Личного кабинета сайта издательства "Партнёр" (www. ano partne r. ru) и не требует посещения офиса.