базу данных. Хотя эти различия являются значимыми при детальном изучении e-learning, большинству из нас достаточно знать, что они существуют и что они являются составными частями более сложного целого e-learning.
Помимо отсутствия унифицированной дефиниции, не существует также и стандартизированного написания термина e-learning, используются следующие варианты: elearning, E-learning, Elearning, eLearning, "e"learning.
Проблема дефинирования терминов образования, осуществляемого в электронной среде, тесно соприкасается с общими проблемами профессиональной когниции и коммуникации, их оптимизации; совершенствования механизмов аккумуляции и трансляции знаний, умений и навыков. Ее эффективное решение будет способствовать наиболее быстрой реализации инновационных форм обучения в зарубежном и российском образовательном пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Morrison D. E-Learning Strategies: how to Get Implementation and Delivery Right First Time. Chichester: John Wiley & Sons, Ltd., 2004. P. 40.
2. Dictionary - MSN Encarta Dictionary - MSN Encarta. 2009. URL: http://encarta.msn.com/ dictionary_701705852/e-learning.html (дата обращения 11.01.09).
3. Webopedia // Электронная энциклопедия 2004. URL: http://www.webopedia.com/TERM/E/e_learning. html (дата обращения 23.05.06).
4. Students website // Студенческий сайт. 2004. URL: http://www.newman.ac.uk/Students_Websites/~k. mann/elearning.htm (дата обращения 11.04.2006).
5. Ageless Learner//информационный портал. 2006. URL: http://agelesslearner.com/intros/elearning.html (дата обращения 10.03.07).
6. The University of Northampton portal. 2009. URL: http://www2. northampton. ac.uk/portal/page/ portal/learningandteaching/students/e-learning/e-learningdefinition (дата обращения 10.03.09).
7. Managers forum // Форум профессионалов в сфере менеджмента. 2009. URL: http://www. managersforum.com/eLearning/ (дата обращения 10.03.09).
8. Training Press ReleaseZ/информационный портал. 2009. URL:http://www.trainingpressreleases. com/newsstory.asp?NewsID=108 (дата обращения 14.07.07).
9. Forum on e-learning definition. 2004. URL: http://archives.seul.org/schoolforge/discuss/Jun2004/ msg00039.html (дата обращения 23.07.2008).
10. The Forum for Technology in Training. 2001. URL: www.odlqc.org.uk/n19-e.htm (дата обращения 04.11.2006).
11. А Community & Resources for e-Learning Professionals. 2006. URL: http://elearningguild.com/ (дата обращения 04.11.2006).
12. The eLearning Guild. 2007. URL: www. elearningguild.com/articles/abstracts/index. cfm?action=viewonly2&id=220 (дата обращения 15.07.2008).
13. Definition of e-learning. 2007. URL: www. similarbase.com/e-learning-definition.html (дата обращения 15.09. 2007).
14. Многогранный и многомерный e-Learning // Информационный портал RED CENTER. 20042009. URL: http://www.redcenter.ru/?did=567&p_ realm=print1(дата обращения 15.09.07).
15. Ageless Learner//информационный портал. 2006. URL: http://agelesslearner.com/intros/elearning.html (дата обращения 10.03.07).
19 августа 2009 г.
ББК 81.2Р-211
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОВООБРАЗОВАНИЯ В ИДИОЛЕКТЕ В. КАМЕНСКОГО
Д.В. Х
Художник слова воспринимает мир по-особому и свое видение окружающей реальности стремится выразить максимально точно, емко, ярко, что не всегда возможно осуществить современными ему языковыми средствами. Для создания поэтических образов автор зачастую использует не только готовые языковые
Халявина Дарья Владимировна - аспирант кафедры русского языка и методики преподавания Белгородского государственного университета, 308015, г. Белгород, ул. Студенческая, 14, т. 8(4722)301824.
номинации, но и создает свои окказиональные новообразования. Поэтический текст является одним из основных источников словотворческой деятельности.
"Словотворчество позволяет поэту создать неповторимый словесный образ, реализовать задуманные им смысловые оттенки, помогает избежать словесных штампов" [1].
Khalyavina Darya - post-graduate student of the Russian Language and Methods of Teaching department in the Belgorod State University, 14 Studencheskaya Street, Belgorod, 308015, ph. +7(4722)301824.
Лексические новообразования - авторское отступление от общепринятого, от нормы, отражающее при этом индивидуальное видение и восприятие окружающего мира. Они привлекают своей нестандартностью, неожиданностью и оригинальностью и являются яркой отличительной чертой идиолекта.
Одним из течений, широко использовавшим индивидуально-авторские новообразования в своем поэтическом творчестве, был футуризм. Необычность художественной манеры письма, яркость образов, своеобразность синтаксического и ритмического строя стиха, творческая оригинальность и самобытность, чрезвычайное стремление к свободе (как к свободе личной, так и к свободе творчества и словотворчества) - вот главные черты, отличительные свойства русского футуризма.
Слова в футуристической поэзии становятся подвижными, плавкими, способными к разнообразным превращениям и соединениям. Словесные эксперименты футуристов отражают, с одной стороны, активные словообразовательные процессы начала ХХ в. и выявляют возможности русского словообразования, с другой стороны, позволяют выделить особенности мировосприятия поэтов, относящихся к этому направлению. Поэтому исследование и всестороннее описание индивидуально-авторских новообразований футуристов представляется нам актуальным.
Футуристические новообразования, как утверждает Д.Б. Масленников, - это «совмещение различных исторических событий в одной плоскости... это удачная попытка преодолеть время, чему, вероятно, и должны способствовать такие словесные "изыски" как "самовитая речь" и "речетворчество"» [2, с. 17]. Словесные эксперименты футуристов - особый мир языка, мир со своим нетрадиционным пространственно-временным измерением, со своей особой логикой построения.
Можно говорить о том, что именно работа над преобразованием слова и явилась той теоретической базой, на которой вырос русский футуризм. Особенности национального характера, "русское лицо движения" (термин Н. Степанова) противопоставили русский футуризм аналогичным направлениям в западно-европейской литературе, ориентированным на полный отказ от исторических корней.
Вообще же, в футуристическом подходе к слову, по мнению Д.Б. Масленникова, можно выделить несколько основных аспектов:
Во-первых, это непосредственное обращение к корню слова как носителю ядра лексического значения и базе деривации и образование новых слов при помощи различных суффиксов и префиксов.
Во-вторых, так называемая "звукопись", в большей степени характерная для словонов-шеств теоретиков футуризма - В. Хлебникова и А. Крученых, в которой слова подбирались по своей эмоционально-звуковой выразительности.
В-третьих, попытка создания языка, названного В. Хлебниковым "звездным", "мировым", так называемая "азбука ума" [2, с. 60].
В семантическом отношении большая часть окказионализмов футуристической поэзии связана с описанием живой и неживой природы, так как именно в единстве человека и природы футуристы видели выход из кризисного положения, в котором оказалась Россия в начале ХХ в.
Одним из ярких представителей данного течения был Василий Васильевич Каменский (1884-1961). Он входил в группу "Гилея" (с 1910 г. "будетляне", или кубофутуристы), к которой относились В. Маяковский, В. Хлебников, Е. Гуро, братья Бурлюки и др.
Основными качествами поэзии Василия Каменского являются "детскость, наивная непосредственность, подчеркнутая безыскусственность в организации стихотворной речи, переходящая в своего рода примитивизм" [3, с. 11].
Пусть огромный мир покажется Детским в запахе травы -Все неясное расскажется У журнальной бор-горы... [4, с. 101]. Почти во всех стихотворениях ощущается искреннее, свежее восприятие жизни, чистота взглядов, слиянность с природой. Один из ведущих исследователей творчества В. Каменского - Н. Степанов так объясняет природу словотворчества поэта: «Общепринятый язык поэзии и практической речи становится недостаточным в его глазах для передачи дыхания, стихийных ритмов и подлинного звучания с "чудесным миром" природы» [3, с. 19]. Поэт легко сочетает просторечные слова со словами, которые выдуманы им самим, чтобы ярче, сильнее подчеркнуть
НАУЧНАЯ МЫСЛЬ КАВКАЗА
2009
№ 4
123
свое лирическое восприятие мира.
Стихи просты по строению, в них нет ничего надуманного, они идут прямо от души человека, искренне восхищенного природой. В этом отличительная особенность творчества Василия Каменского. Кроме того, он был одним из первых русских авиаторов. Сам о себе в стихотворении "Моя карьера" он говорит: Поэт-мудрец и авиатор, Художник, лектор и мужик, Я весь изысканный оратор, Я весь последний модный шик... [4, с. 83]
Поэтому не случайно, что большое место в его творчестве занимают тема полета и тема неба, которые выразились в так называемых "окказионализмах полета" (термин Д.Б. Масленникова).
"Окказионализмы полета" можно разделить на несколько групп:
1. Наиболее многочисленная группа с производными от корня - солнц-: солнцелей, солнцень, солнцеалеющий, солнцедатная, сол-ниться, солнцепад, солнцевсход, солнцескат, солнцегений, солнцевстальный, солнцевеющий, солнцекудрый, солнцани, солнцелование, солн-цепути, солнцелуни, солнцеканающий, солнце-ликий, солнить, солнцезарно, солнцевейность, осолнцепалённый, солнцегреются, солнцецве-тение, солнцекожий, солнцесияние, солнцес-лияние, солнцекатятся, солнценосец и т.д.
2. Группа с производными от корня -лет-: летатели, пролетальщик, взлетаний, перелетность, летайность, летинонка, летан, летинка, летайно, летан, летокеан, разлет, летка, разлетинность, напролетно, зале-тайный и т.д. Ярким примером словообразовательной игры, построенной на сочетании различных окказионализмов данной группы, является стихотворение "Лечу":
Лену над озером Летайность совершаю Летивый дух Летит со мной. Летвистость в мыслях Летимость отражаю Леткий взор глубок Лет верен и устойнив Летокеан широк.
Летистинная радость
Летисто улетать
Летинною весной. [4, с. 120]
3. Производные с корнем -неб-: небо-веснить, поднебесятся, поднебесен, небокрай, небозеромут, небожаворонок, небовать, небесон, берегонебо, внебемолниеснежный, небоземлятся, воданебится и т.д.
4. Производные с корнем -звезд-: звездно, звездно-опаловый, звездолина, звездомики, звездорожать, звездятся, звездали, звездо-нери, звездеревья, звездоить, звездолинный, звездоносный и т.д.
5. Производные с корнем -крыл-: рас-крылить, крыловейно, раскрылиться, кры-ловейная, крылисто, вскрылить, раскрылен-ность, крыльями-песнями, крыловая, крыло-вания, крыловать, крыловейность, укрылят, крыль, утрокрылиться, яснокрылый т.д.
Индивидуально -авторские новообразо -вания в стихотворениях В. Каменского представляют интерес не только в смысловом, но и в структурном планах. Они нестандартны, несут определенную идейную нагрузку. Каждое из созданных поэтом новообразований отражает особенности его мировосприятия. Живущие в рамках определенного контекста, окказионализмы имеют свою ценность, они не только погружают читателя в поэтический мир автора, но и демонстрируют словообразовательные и выразительные возможности русского языка, передают новые семантические, стилистические, эмоционально-экспрессивные оттенки, которых нет в общелитературном слове, и тем самым помогают раскрыть художественный замысел стихотворений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Плотникова Л.И. Новое слово: порождение, функционирование, узуализация: Монография. Белгород: Изд-во БелГУ, 2000. 208 с. С. 163.
2. Масленников Д.Б. Окказионализмы в футуристической поэзии и особенности их функционирования: Дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2000. 282 с.
3. Степанов Н. Василий Каменский // В. Каменский. Стихотворения и поэмы. М.; Л.: Советский писатель, 1966. 499 с. С. 5-48.
4. Каменский В. Стихотворения и поэмы. М.; Л.: Советский писатель, 1966. 499 с.
21 июля 2009 г.