5. Тихонова В.В. Функционирование пространственной словоформы в структуре простого предложения // Русское слово, высказывание, текст: рациональное, эмоциональное, экспрессивное: межвуз. сб. науч. тр., посвященный 75-летию проф. П.А. Леканта. М., 2007. С. 110-113.
6. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. М., 2004.
7. Алтабаева Е.В. Высказывания с семантикой волеизъявления как средство речевого воздействия в произведениях Е.И. Замятина // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня: научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: в 6 кн. / под ред. Л.В. Поляковой. Тамбов, 1997. Кн. 6. С. 52-54.
Поступила в редакцию 18.06.2009 г.
Fotinova Ju.Ju. Means of expression of the picture of space in E.I. Zamyatin's works. To reveal some features of perception of the world by the separate writer allows studying which is leaning on mental concepts of the categories in his works of art which also throws new light on understanding of literary texts. Leaning against the given position, we have addressed to creativity of our fellow countryman, the master of prose E.I. Zamyatin with the purpose to allocate ways of representation of the space categories in his creativity. Our research has been spent on a material of early prose of the writer.
Key words: space; spatial representants; category.
УДК 802/809.1
ЛЕКСИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Е.И. ЗАМЯТИНА
© Е.А. Лебедева
В статье рассматриваются средства выражения грамматического времени в произведениях Е.И. Замятина. Выявляется особенность текстов данного автора, состоящая в том, что грамматическое время в произведениях постоянно подкрепляется использованием лексических средств выражения категории времени.
Ключевые слова: категория времени; глагольные формы; композиция текста.
Цель нашей статьи - выделить особенности языковой репрезентации концепта ‘время’ в творчестве нашего земляка Е.И. Замятина. Актуальность работы состоит в том, что до настоящего времени не были выделены средства и способы репрезентации данной категории в произведениях этого автора. Наше исследование позволит раскрыть особенности языковой картины времени писателя. Характерно то, что Е.И. Замятин очень внимательно и трепетно относился к языку и «...его произведения отмечены особым «дыханием» фразы, чутьем слова-знака и слова-звука, многоголосием текстовой ткани.» [1].
Как известно, время, пространство и человек являются языковыми универсалиями. В разных системах знания существуют различные представления о времени: бытовое, научно-физическое, научно-философское,
грамматическое и др., что подтверждает неоднозначность его толкования.
Категория времени, как отмечают исследователи, является «одной из труднейших и даже загадочных категорий, на что неоднократно указывалось в работах как отечественных, так и зарубежных лингвистов» [2].
Изучение категорий, их содержания, структуры и принципов формирования представляет собой одну из наиболее важных и разрабатываемых проблем в лингвистике, которая особенно стала изучаться в связи с актуализацией нового научного направления -когнитивизма.
Концепт ‘время’ составляет когнитивную основу категории времени. Специфика понятийного содержания этой категории и способов ее языковой репрезентации определяется когнитивными основаниями концепта ‘время’ и его концептуальными признаками.
В художественном тексте наблюдается стремление автора передать жизненный поток событий, описать свойства времени, изменить его ход, разомкнуть временные границы. Текстовое художественное время яв-
ляется моделью воображаемого мира и опирается на определенную систему языковых средств. Изучение языкового времени - это одна из наиболее разрабатываемых тем в современном языкознании. Как писал Якобсон, «трудно найти область, где бы идея временной последовательности в такой мере переплеталась с идеей сосуществования, как это происходит в жизни языка и словесного искусства...» [3].
Категорию времени можно рассматривать в грамматическом и лексическом аспектах. Мы обратимся к рассмотрению выражения грамматического времени в произведениях Е.И. Замятина. В художественном тексте время изображаемых событий делится на прошлое / настоящее / будущее.
Ученые определили, что «событийное время создается соотношением форм прошедшего времени совершенного вида (они максимально насыщены динамизмом) и форм прошедшего времени несовершенного вида» [4]. Рассмотрим это на примерах.
«И теперь пришел час: без малейших колебаний - так было надо - Костя пошел, вынул тетрадку и положил на колени Глафире... Только бы перестала, только бы утешилась! И правда: увидела Глафира заглавие - улыбнулась» («Алатырь»).
Данные глагольные формы передают динамизм, подчеркивают фрагментарность изображаемого мира, отражают смену сюжетных ситуаций.
Глаголы прошедшего времени несовершенного вида описывают отдельные ситуации, например: «Красный трезвон бренчал серебром весь день» или «С покорной улыбкой - Костя снова ел блины». В данном случае автор использует формы прошедшего длительного времени с уточнением протяженности события («весь день») или возобновления начатого дела («снова ел»). В произведении «Островитяне» преобладают формы глаголов прошедшего времени несовершенного вида, которыми описывается определенный длительный процесс. Например: «Куда-то шла миссис Дьюли, с какими-то розовыми и голубыми дамами говорила о погоде, и все неслись и пухли облака. А викарий сиял золотом восьми коронок и развивал перед розовыми и голубыми идеи «Завета Принудительного Спасения» («Островитяне»).
Глаголы прошедшего времени несовершенного вида Е.И. Замятин также использует при описании сменяющих друг друга событий. Например: «- Опять, - рассказывали, -эскадра приходила. Фронтом наступали, а «Потемкин» так ловко, как-то промеж их влез, что с обоих бортов по ним мог палить. Ушли...» («Три дня»).
Интересен тот факт, что при описании действий главного героя повести «Островитяне» используются преимущественно глаголы прошедшего времени совершенного вида, т. к. они представляют ведущий способ создания событийного времени. С их помощью акцентируется внимание читателя на мельчайших мгновениях. А, например, в рассказе «Три дня» формы совершенного вида создают просто определенную цепь событий.
Ученые определили, что «соотношение форм прошедшего совершенного и несовершенного в начале и конце повествования определяет композиционную рамку текста» [4]. При изучении творчества Е.И. Замятина, мы установили, что при написании своих произведений он использовал различные композиционные рамки.
Опираясь на утверждения авторов коммуникативной грамматики можно определить, что в произведении «Островитяне» представлена смешанная композиция. А в остальных произведениях этого автора, в которых описывается Русь и русские люди, отмечается использование именно закрытой композиции текста. Например, в таких произведениях, как «Африка», «Мученики науки», «Непутевый» и др.
Для более глубокого описания русского национального характера в некоторых произведениях Е.И. Замятин прибегает к сказовой форме повествования. Например, в повести «Алатырь». В начале произведения автор не конкретизирует период времени. Повесть начинается так: «На том самом месте, где раньше грибы несчетно сидели кругом алатыря-камня, - тут нынче город осел. И у жителей тех, видимо, дело - от грибов принаследно, пошло плодородие прямо буйное», - и заканчивается такими словами: «Костя покорно взял пятак, улыбнулся покорно. Но тут же и разжал руку. И пропал Ипатов пятак: затоптали». Использование писателем в основном глаголов совершенного вида подчеркивает необратимость
событий. Так как в начале и в конце повести употребляются именно эти глаголы, то можно сделать вывод, опираясь на концепцию
Н.А. Николиной, что в данном произведении также используется закрытая композиция текста, которая «представляет происшедшее как бы вырезанным из хода времени» [4].
В произведениях Е.И. Замятин использует разные виды грамматической семантики форм настоящего времени. В следующих примерах употребляется настоящее неактуальное: «Ходит Глафира на телеграф, год и другой» или «Сочинения, батюшка, все сочиняет, и день - и ночь, и сидит - и сидит, уж такое мне горе» («Алатырь»). В данном примере повторы лексем свидетельствуют о цикличности времени.
Использование глагольных форм настоящего актуального времени в текстах имеет определенную особенность. Перед их употреблением автор применяет глаголы прошедшего времени, а затем, в определенный момент, описание продолжается формами настоящего времени. Рассмотрим такой пример: «Протопоп сидел в углу - усталый, после обедни постовской; мохнатенький, темный - в угол забился... Уходил протопоп из собора - будто медом обмазан и вывалян весь в пуху: мешает, пристало по всему телу». Далее Е.И. Замятин использует глаголы настоящего времени:
«Тотчас за окном - веселая козья морда кивает:
- Здравствуй.
- Ну, здравствуй, ишь ты нынче какой!
В таком виде - любит их отец Петр...
Приятную беседу с козьей мордой ведет отец Петр, пока не заслышит: Варвара идет» («Алатырь»). В данном отрывке произведения, как отмечает Н.А. Николина, формы настоящего времени организуют отрывок текста, т. к. «факт перемещения форм настоящего в план прошедшего значим лишь для автора текста, у читателя же возникает иллюзия восприятия ситуаций, происходящих как бы «здесь» и «сейчас» [4]. Данное высказывание подтверждает использование наречия «тотчас», которое указывает на сиюминутность происходящего.
В повести «Алатырь» Е.И. Замятин пользуется этой особенностью, чтобы перед глазами читателей построить рассказ-сценку. Также часто при использовании настоящего
актуального автор добавляет слова с определенным временным значением, например: «И жарко живет Глафира всю ночь», где всю ночь указывает только на определенный момент времени.
Будущее в произведениях Е.И. Замятина представлено неинтенсивно, в основном, оно опирается на прошлое героев. Очень часто оно несет страх или ожидание перемен.
Например, в повести «На куличках» будущее время представляется героям безальтернативным, и оно «либо зависит от воли человека и поддается планированию или прогнозу. либо принадлежит всецело ведению рока, судьбы, Господа и о нем можно лишь вопрошать» [5]. Например: «Ну вот вам поручение: завтра вы всем расскажите, что Половец меня обозвал...» или «Я положительно ревную! В одно прекрасное время она может...». Намекая на прошлое, Шмит старается унизить Марусю, выражая уверенность, что все повторится в недалеком будущем.
Использование автором форм будущего времени иногда связано с определенными надеждами героев. Например: «Наверное, завтра придет из номеров половой...» или «Вот еще немножко, лет десяток - другой, и наступит всеобщая любовь» («Алатырь»).
Ученые определили, что формы будущего времени не только могут выделять желаемые факты или ситуации, но и обозначать события, пугающие лирического героя: «Сейчас вот, сейчас, ступит на секретную плиту, сейчас - ухнет плита, глонет красавицу подземелье» («Алатырь»).
Таким образом, можно сделать вывод. что будущее время в произведениях употребляется Е. И. Замятиным очень мало, при этом используется только его синтетическая форма. Например: «через три дня выяснится», «скоро сделают» («Островитяне») и т. д. Герои надеются на спасение Кембла. Но на то, что их жизнь изменится в будущем, надежды не остается, т. к. все инакомыслящие герои погибают, исчезают из Джесмонда.
В своих произведениях Е.И. Замятин иногда использует относительное употребление временных форм. Например, использование формы настоящего времени в контексте будущего: «Почтмейстер - старикан трухлявый. К новому году выходит в отставку» («Алатырь»).
Для передачи неожиданности, внезапности поступка главного героя автор использует глагольно-междометную форму. Например: «Оголтело влетел в светелку - и бух на колени: - Прости, прости, богочтимая!» («Алатырь»).
Известно, что важную роль в создании временной перспективы играют и формы таксиса, которые обычно обозначают микроситуации, соотнесенность которых с базовой ситуацией расширяет временную перспективу текста или его фрагмента.
Е.И. Замятин в своем творчестве использует деепричастия: «- Ну? - говорила Глафира сердито, сидя перед зеркалом, к Косте спиной» или «Пошла, хоть и кропталась, утирая слезы: нет бы за доктором или за попом, а он за вертихвосткой за этой посылает!».
Сопрягая разные ситуации, формы деепричастий отражают развитие сюжета на временной оси, выделяют отдельные звенья «предыстории» героя или предмета речи.
В художественной речи встречаются архаичные временные формы. Они выступают не только в роли стилизации, но и выражают ироническую окраску. В произведениях Е.И. Замятина встречаем: «В кои-то веки, с французами, за альянс-то, да и не выпить?» («На куличках»). Использование таких форм времени связано «с полистилистической иронией и особенно самоиронией...» [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что анализ грамматических средств выражения темпоральности помогает более полно и выразительно представить языковую картину времени в произведениях Е.И. Замятина, определить хронологические рамки произведений. Грамматические формы времени в их последовательности и соотношении служат средством создания темпоральных образов произведений.
Ю.Э. Михеев так определяет особенность времени Е.И. Замятина: «оно мыслит малыми величинами - на строжайшем учете не только часы, но и минуты, даже секунды. Из них потом и складывается суточный цикл.» [7]. Время в творчестве писателя
играет большую роль, оно пронизывает все, соединяя в себе социальные, нравственные и эстетические ценности.
Мы приходим к выводу, что соотношение наиболее употребляемых форм в тексте является основой грамматического времени Е. И. Замятина, которое постоянно подкрепляется использованием лексических средств выражения категории времени. Употребление определенных видовременных форм помогает автору описать затянутость, замедленность действия в произведениях.
1. Алтабаева Е.В. О языковом механизме художественного воздействия произведений Е. Замятина // Творческое наследие Е. Замятина: взгляд из сегодня: научные доклады, статьи, очерки, заметки, тезисы: в 10 кн. / под ред. Л.В. Поляковой. Тамбов, 2000. Кн. 10. С. 85.
2. Штелинг Д.А. Грамматическая семантика английского языка // Фактор человека в языке. М., 1996. С. 221.
3. Якобсон Р. Избранные работы по лингвистике. М., 1996. С. 72.
4. Николина Н.А. Категория времени в художественной речи: монография. М., 2004.
5. Сидорова М.Ю. Грамматика поэтического текста. М., 2000. С. 87.
6. Зубова Л.В. Современная русская поэзия в контексте истории языка. М., 2000. С. 108.
7. Михеев Ю.Э. Художественной время в рассказе Е.И. Замятина «Пещера» // Культура русской провинции. Проблемы изучения литературного наследия Тамбовского края: межвуз. сб. науч. тр. / под общ. ред., предисл. Л.В. Поляковой. Тамбов, 1993. Вып. 2. С. 120.
Поступила в редакцию 18.06.2009 г.
Lebedeva E.A. Lexical and grammatical means of expression of a category of time in E.I. Zamyatin's works. In the article means of expression of grammatical time in E.I. Zamyatin's products are examined. Feature of texts of the given author, consisting that grammatical time in products is constantly supported with the use of lexical means of expression of a category of time comes to light.
Key words: category of time; verbal forms; a composition of the text.