Научная статья на тему 'Лексическая репрезентация концепта «путь» в творчестве Н. Гумилёва'

Лексическая репрезентация концепта «путь» в творчестве Н. Гумилёва Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
681
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карпенко С. М.

Peculiarities of the organization of semantic and associative context of the concept «way» in N. Gumilev's lyric poetry are represented in this paper. The paper concerns the communicative stylistic role of the text. The basic components of structure of the concept «way» and its connections with other key concepts are singled out.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Лексическая репрезентация концепта «путь» в творчестве Н. Гумилёва»

в ней лексикализован весь грамматический строй языка, т.е. представлен в виде диссипативных структур, «структур не концентрированных в одном месте, а распределенных между разными ассоциативными полями и разными лексемами» [15, с. 206].

Существование взаимозависимости между ассоциативностью слова и его фонетической оформленно-стью, непроницаемостью, отдельностью, одноудар-

ностью, номинативностью, частотностью, синтаксической валентностью, мотивированностью, цель-нооформленностью и др. позволяет включить ассоциативность в ряд основных свойств слова. Более того, ассоциативность можно назвать «признаком признаков» слова, когнитивно обусловленным потенциальным и универсальным свойством, пронизывающим все аспекты его рассмотрения.

Литература

1. Сентенберг И.В. Коммуникативный потенциал значения слова (на материале английского глагола) // Коммуникативные аспекты значения. Волгоград, 1990.

2. Степанова В.В. Функциональные ориентиры в семантике слова и их текстовое воплощение // Проблема исследования слова в художественном тексте. Л., 1990.

3. Апресян Ю.Д. Новый объяснительный словарь синонимов: концепция и типы информации // Новый объяснительный словарь синонимов. М., 1995.

4. Болотнова Н.С. Художественный текст в коммуникативном аспекте и комплексный анализ единиц лексического уровня. Томск, 1992.

5. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М., 1976.

6. Энциклопедический философский словарь. М., 1989.

7. Лосев А.Ф. Основной принцип мышления и вытекающие из него логические законы мышления // Вопр. философии. 1998. № 4.

8. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 1987.

9. Залевская А.А. Слово в лексиконе человека. М., 1990.

10. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. 2-е изд. М., 1972.

11. Языкознание. Большой энциклопедический словарь. М., 1998.

12. Клименко А.П. Проблема лексической системности в психолингвистическом эксперименте: Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Минск, 1980.

13. Блинова О.И. Свойства слова и их иерархия // Изв. Алтайского гос. ун-та. 1997. № 2.

14. Голев Н.Д. О природе мотивационных ассоциаций в лексике русского языка // Изв. Алтайского гос. ун-та. 1996. № 2.

15. Караулов Ю.Н. Русский ассоциативный словарь как новый лингвистический источник и инструмент анализа языковой способности // Русский ассоциативный словарь. Кн. 1. М., 1994.

С.М. Карпенко

ЛЕКСИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КОНЦЕПТА «ПУТЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ Н. ГУМИЛ'ВА

Томский государственный педагогический университет

Приобщение к мировидению поэта, постижение глубинного смысла его стихотворений, выявление идиостилевых особенностей возможно на основе концептуального анализа поэтических текстов, занимающего важное место в современных лингвистических исследованиях. Понятия «концептосфера», «концепт», «концептуальное пространство», «концептуальный анализ» активно используются в терминологическом аппарате не только когнитивной лингвистики, но и лингвистики текста, коммуникативной стилистики и других направлений филологических исследований. В основе концептуального анализа -выявление ключевых слов, описание концептуального пространства текста, цикла стихотворений, анализ доминирующих концептов этого пространства.

Целью данной статьи является анализ особенностей лексической репрезентации концепта «путь» в поэзии Н.С. Гумилёва.

Н.С. Гумилёва с полным правом можно назвать одним из самых «путных» поэтов, ссылаясь на шут-

ливое замечание петербургского литературоведа Максимова о том, что все поэты в зависимости от роли идеи пути в их творчестве делятся на «путнык» и «беспутный» [1, с. 6].

Концепт «путь» является одним из базовыгс в творчестве Н. Гумилёва, о чем свидетельствует частотность употребления: 1) лексемы путь (в стихотворениях разных циклов выывлено около 20 словоупотреблений); 2) однокоренных слов (путник, путешествие, путеводный и др.); 3) синонимичной слову путь лексемы дорога (выывлено около 20 словоупотреблений); 4) языжовыгс единиц, имеющих со словом путь общие семантические компоненты - «движение», «перемещение в пространстве» - и входящих в одну тематическую группу (идти, бродить, блуждать, проходить, бежать, скрываться, пробираться, возвращаться, скитаться, странствовать, примчаться, странник, скитальцы, паломник и др.); 5) многих из перечисленных единиц в названиях стихотворений и стихотворных циклов (например: сборник

С.М. Карпенко. Лексическая репрезентация концепта «путь» в творчестве Н. Гумилёва

«Путь конквистадоров»; стихотворения «В пути». «Правый путь», «На путях зеленых и земных», «Дорога», «Сентиментальное путешествие», «Путешествие в Китай», «Приглашение в путешествие», «Возвращение», «Отъезжающему», «Паломник»). По словам Н.А. Кожевниковой, по заглавиям можно отчасти представить круг слов-понятий, которые оказываются в центре внимания автора [2, с. 9—11]. Странничество внешнее и внутреннее характерно для Гумилёва, является отличительной особенностью его жизни (об этом свидетельствуют и путешествия, и увлечение оккультными науками, и духовные искания) [1, 3].

В межтекстовом ассоциативно-смысловом поле на стимул путь, составленном нами на основе анализа стихотворений разных поэтических сборников (проанализировано около 60 текстов), можно выделить ассоциативные параллели: путь - движение, путь -творчество. Под ассоциативной параллелью понимается соотнесенность ключевого слова с определенным текстовым смыслом [4]. Ассоциативная параллель путь - движение актуализирует следующее значение лексемы путь: «пространство, расстояние, которое кто-л. проходит, проезжает» [5, с. 565]. Гумилёв расширяет границы пространства как универсальной категории бытия координатами духовного мира, присущего личности в ее индивидуальном существовании. Лирический герой в его поэзии присутствует не только в географическом пространстве, но и в пространстве иного измерения. Экспликата-ми географического пространства являются предикаты: плывем, пойдем, иду, плыл, уедем, брожу, блуждаю, сойду, не вернусь и др., а также географические наименования (Родос, Венеция, Генуя, Болонья, Мадагаскар и т.д.) и другие названия мест пребывания или следования: равнины, рощи, сады, города и др. В духовном пространстве представлены: 1) векторы движения мысли: И умчишься мыслью к Родине («Странник») [6]; ...плыть ручьями строк, / В проливы глав вступать неторопливо («Читатель книг»); ... все свершилось, о чем я мечтал... («Беатриче»); Он вбрасывал в пространства безымянных / Мечтаний - слабого меня («Памяти Анненского»); 2) векторы движения души, проявляющегося и в эмоционально-чувственном отношении к окружающему (.томился, ...я ее люблю («Из букета целого сирени.»); ... буду грустить и думать... («Пропавший день»); 3) направление пути как способа действия, самореализации поэта в творчестве: Что ж, это путь величавый и строгий: /... /Хмурые думы оковывать метром («Правый путь»); И будут как встарь поэты / Вести сердца к высоте («Канцона третья»).

Итак, ассоциативная параллель путь - движение реализуется как перемещение физического лица -лирического героя, его путешествия, блуждания, странствия, а также как его духовные искания. Гу-

милёва называют поэтом-конквистадором, поэтом-странником. Лирический герой его стихотворений постоянно находится в пути, осваивая все новые пространства, не только имеющие географические координаты, но и находящиеся в иной плоскости - в области бытия духа. Семантика «странствия» «метафорически возникает тогда, когда темой поэтической рефлексии Гумилёва становится сфера духовных, религиозныгс и “богоискательских” переживаний...» [1, с. 10]. Географические координаты странствий Гумилёва представлены разными наименованиями: любимая поэтом Африка, куда он постоянно стремился и предпринял два путешествия, Америка, Франция, Египет, Сирия; моря: Красное, Средиземное; Персидский залив, Суэцкий канал; острова и полуострова, реки и горы, города и пустыни. Стремление к свободе делает привлекательными для поэта «дремучие леса», «безвестные страны» и «простор морей». Ассоциативная параллель путь — движение поддерживается номинациями лиц и именами гумилёвских странников: капитаны, паладины, Адам, Христос, Колумб, конквистадор, Синдбад-Мореход, Помпей, мореплаватель Павзаний и др.

Предикаты, использующиеся для репрезентации темы пути, в соответствии с временным планом -прошедшим, настоящим, будущим - выфажены глагольными формами с разным семантическим наполнением. Для описания перемещения в настоящем времени чаще используются нейтральные глаголы: идем, иду, проходим, выхожу, плыл; глаголы с семантическими компонентами «без цели», «с трудом»: брожу, блуждаю. Для описания перемещения в прошлом времени используются глаголы с семами: «скоро», «преодолевая» «препятствия»: бежал («Я в лес бежал из городов...»), пробрался. Будущее ассоциируется с более стремительным перемещением и нежеланием возвращаться: домчусь, (навсегда) уведешь, ...Не хочу я вернуться к отчизне... Устремленность в будущее ощущается в следующих строках: Благословлю я золотую /Дорогу к солнцу от червя («Вечное»); И меня навсегда уведешь / К островам совершенного счастья («Беатриче»).

Духовные искания и эмоционально-чувственные переживания уводят Гумилёва от попыток познать «непознаваемое», неизведанное к выражению покорности, созерцательности и смирения: Я оставил соблазн роковых своеволий, / Усмиренный, покорный, я твой навсегда /... /Если хочешь, мы выйдем для общей молитвы / На хрустящий песок золотых островов («Беатриче»). Путь поэта либо таинственный, либо праведный. Выявлены следующие атрибутивные параметры данного концепта: ночной, бесконечный, доступный, праведный, неведомый, чудный, странный, ведущий к добру, тайный, дерзостный, черный. Чаще всего с лексемой путь сочетаются слова с семантическими компонентами «таинственный», «необычный»: неведомый, чудный, странный, тай-

ный. Путь поэта предначертан и, соответственно, ассоциируется с судьбой: . я знаю, дорога моя бесполезна («Я верил, я думал.»). Жизненное пространство обозначается перифразами: Я в коридоре дней сомкнутых; На путях зеленых и земных/Горько счастлив темной я судьбою. В последних строках выражается неоднозначное отношение к земному бытию, усиливающееся за счет оксюморона горько счастлив и эпитета темная с актуализирующимся в данном контексте смыслом: «мрачная, безрадостная».

Тема путешествия развивается параллельно с темой духовных исканий, что подтверждается, в частности, и наличием в лирике поэта актуальной для многих его стихотворений оппозиции душа — тело: Вот и я выхожу из дома/Повстречаться с иной судьбой, /... / Солнце духа, ах беззакатно, /Не земле его побороть, / Никогда не вернусь обратно, / Усмирю усталую плоть... («Снова море»). Духовное и телесное начала в человеке противопоставляются и в стихотворении «Разговор»: И все идет душа, горда своим уделом, /К несуществующим, но золотым полям, /И все спешит за ней, изнемогая, тело /.../.

Ассоциативная параллель путь - творчество реализуется в стихотворениях: «Правый путь», «Искусство», «Я верил, я думал.», «Восьмистишие», «Пророки». Так, тема стихотворения «Правый путь» - утверждение высокого назначения поэта: это путь величавый и строгий. В данном стихотворении отражена ассоциативная связь поэт - путь - слово (В муках и пытках рождается слово.). Путь поэта -правый путь (актуальный смысл слова правый -«справедливым»). Он осуществляется благодаря твор-

ческой деятельности и высокому назначению поэта: Что ж, это путь величавый и строгий/... /Хмурые думы оковывать метром («Правый путь»).

Концепт «путь» соотносится с концептом «слово» посредством пересечения их ассоциативно-смысловых полей, содержащих в своем составе: 1) элементы семантического поля, выделенного на основе общего семантического признака: В муках и пытках рождается слово / Робкое, тихо проходит по жизни, / Странник оно, из ковша золотого /Пьющий остатки на варварской тризне. Путь для Гумилёва -это самореализация, выражение себя в слове, творчестве. В стихотворении «Искусство» поэт пишет: Созданье тем прекрасней, / Чем взятый материал / Бесстрастней - / Стих, мрамор иль металл /.../ Чеканить, гнуть, бороться /И зыбкий сон мечты / Вольется / В бессмертные черты.

Таким образом, концепт «путь» соотносится на основе связи включения с концептом «творчество», на основе связи пересечения - с концептом «слово». Поэзия, по мнению Н. Гумилёва, - вершина творческой жизни, ее мировое назначение - «облагораживать людскую породу» («Читатель»). Поэт наделен высокой миссией и должен стать во главе общества: И будут, как встарь, поэты / Вести сердца к высоте («Канцона третья»).

Проведенный анализ ассоциативных параллелей, выявленных в межтекстовом ассоциативном поле концепта «путь», позволил определить содержательные компоненты его структуры, соотнесенность данного концепта с другими ключевыми концептами: «творчество», «слово».

Литература

1. Зобнин Ю.В. Странник духа (о судьбе и творчестве Н.С. Гумилёва) // Н.С. Гумилёв: pro et contra. Личность и творчество

Николая Гумилёва в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Сост. Ю.В. Зобнин. СПб., 1995.

2. Кожевникова Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М., 1986.

3. Беспалова О.Е. Концептосфера поэзии Н.С. Гумилёва в ее лексическом представлении: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2002.

4. Карпенко С.М. Ассоциативные связи слова в узусе и поэтическом тексте (на материале творчества Н.С. Гумилёва): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2000.

5. Словарь русского языка: В 4 т. Т. 3 / Под ред. А.П. Евгеньевой. М., 1982-1988.

6. Гумилёв Н.С. Стихи. Проза. Иркутск, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.